Что привело к появлению обмена
Возникновение общественного разделения труда и обмена
Возникновение общественного разделения труда и обмена
С переходом к скотоводству и земледелию возникло общественное разделение труда, то есть такое разделение труда, при котором сначала различные общины, а затем и отдельные члены общин стали заниматься разнородными видами производственной деятельности. Выделение пастушеских племён было первым крупным общественным разделением труда.
Занимаясь скотоводством, пастушеские племена достигли существенных успехов. Они научились такому уходу за скотом, при котором стали получать больше мяса, шерсти, молока. Уже это первое крупное общественное разделение труда привело к заметному по тому времени росту производительности труда.
В первобытной общине в течение длительного времени не было почвы для обмена между отдельными её членами: весь продукт добывался и потреблялся сообща. Обмен зародился и развивался вначале между родовыми общинами и долгое время носил случайный характер.
С появлением первого крупного общественного разделения труда положение изменилось. У пастушеских племён появился некоторый избыток скота, молочных продуктов, мяса, шкур, шерсти. В то же время они испытывали потребность в земледельческих продуктах. В свою очередь племена, занимавшиеся земледелием, с течением времени достигли известных успехов в производстве земледельческих продуктов. Земледельцы и скотоводы нуждались в предметах, которые они не могли доставать на месте их жительства. Всё это привело к развитию обмена.
Читайте также
3. Реорганизация кредитных организаций в форме разделения
3. Реорганизация кредитных организаций в форме разделения Для государственной регистрации кредитных организаций, создаваемых в результате разделения, в территориальные учреждения Банка России по их предполагаемому местонахождению представляются:– документы для
3.5. Составление разделительного баланса при реорганизации предприятия в формах разделения и выделения
3.5. Составление разделительного баланса при реорганизации предприятия в формах разделения и выделения Разделение – форма реорганизации, при которой юридическое лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности переходят к вновь созданным организациям в
4.3. Порядок обмена товаров
4.3. Порядок обмена товаров Как уже говорилось выше, потребителю предоставлено право возврата товара ненадлежащего качества.Согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид,
6. Система международного разделения труда и кооперации
6. Система международного разделения труда и кооперации В процессе конкурентной борьбы между странами сложилась система международного разделения труда, которое находит выражение в устойчивом производстве определенных товаров и услуг в отдельных странах сверх
§ 1. Основание экономического обмена
§ 1. Основание экономического обмена «Составляет ли стремление людей к мене, торговле и вообще к отдаче одной вещи за другую одно из первоначальных свойств человеческой природы или же оно — необходимое следствие разума и способности выражать свои мысли», словом, какие
§ 2. Пределы экономического обмена
§ 2. Пределы экономического обмена Если бы отдельные хозяйствующие субъекты владели только одним благом каждого рода, неделимым с точки зрения свойства своего как блага, то не представляло бы никакой трудности исследовать, до каких пределов субъекты совершали бы
5. Последствия разделения труда
5. Последствия разделения труда Разделение труда является результатом сознательной реакции человека на множественность природных условий. С другой стороны, оно само является фактором, вызывающим дифференциацию. Разделение труда наделяет различные
1. Средство обмена и деньги
1. Средство обмена и деньги Межличностный обмен называется косвенным обменом, если между товарами и услугами, взаимный обмен которых является конечной целью акта мены, помещаются одно или несколько средств обмена. Предметом теории косвенного обмена является
17. Вторичные средства обмена
17. Вторичные средства обмена Использование денег не устраняет различий в реализуемости неденежных товаров. В денежной экономике существует значительная разница между реализуемостью денег и реализуемостью товаров. Однако сохраняется разница и между
2.14. Охрана труда работников общественного питания
2.14. Охрана труда работников общественного питания На работников общественного питания, выполняющих различные работы в данной отрасли, например: сбор посуды со столов в местах общественного питания, нарезку хлеба, очистку корнеплодов и картофеля, обвалку мяса и птицы,
2. Самое начало разделения труда
2. Самое начало разделения труда «С появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент — общество», — заметил К. Маркс.Поскольку выяснено, что средства обмена присутствовали в общественной жизни до государственных образований, в том числе до великих империй
ТЕОРИЯ ОБМЕНА
ТЕОРИЯ ОБМЕНА Теория обмена разработана, чтобы объяснить организационное поведение с точки зрения вознаграждений и затрат, возникающих при взаимодействии работодателей с работниками. Здесь имеют место четыре основных понятия:• вознаграждения – выплаты, которые
ПЛАН РАЗДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ВСЕМИ РАБОТНИКАМИ
ПЛАН РАЗДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ВСЕМИ РАБОТНИКАМИ План разделения собственности между всеми работниками должен получить одобрение Службы внутренних бюджетных поступлений. Согласно этой схеме, работники получают возможность (связанную с налоговыми льготами)
Концепция обмена
Концепция обмена Маркетинг помогает осуществлению обмена, т. е. действия, обеспечивающего получение желаемого товара или услуги взамен предоставления чего-то другого, имеющего определенную ценность. Компания производит товар и предлагает его к продаже по конкретной
Вопрос. Исторический процесс развития обмена и форм стоимости
Обмен и его формы. Обмен можно рассматривать с двух сторон: 1) как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ; 2) как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.
Как экономическая категория обмен представляет собой экономические связи между производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Благодаря обмену хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.
В процессе эволюции человечества формы обмены неоднократно видоизменялись, причем развитие шло от простых форм к более сложным. Если натуральному хозяйству был присущ в основном непосредственный продуктообмен, то при наличии товарно-денежных отношений модификацию форм обмена можно представить в виде следующей цепочки: товарный обмен (Т1 – Т2) – товарное обращение (Т1 – Д – Т2) – торговля (Д – Т – Д).
Товарный обмен – это обмен товара на товар без опосредования процесса деньгами. Товарное обращение – это товарный обмен в форме купли-продажи, т.е. при участии денег. При наличии развитого общественного разделения труда в процесс обмена помимо производителей и потребителей продукции включается третий контрагент – посредник, и торговое обращение трансформируется в торговлю. Торговля – это наиболее развитая форма обмена и процесс, который осуществляется специальными предприятиями с занятым на них персоналом, и организационно оформленная самостоятельная отрасль экономики.
Исторический процесс развития обмена и форм стоимости. Процесс развития обмена можно проследить на основе исторического развития форм стоимости. Известны четыре формы: простая, или случайная; полная или развернутая; всеобщая и денежная.
На ранней стадии развития человеческого общества товарный обмен носил случайный, эпизодический характер. Ему соответствовала простая или случайная форма стоимости: товар А равен товару Б. Товар А выражает свою стоимость в другом товаре, следовательно находится в относительной форме стоимости. Товар Б служит эквивалентом (равноценностью) стоимости товара А, следовательно он находится в эквивалентной форме стоимости.
Полная, или развернутая, форма стоимости отражает более высокую ступень развития обмена, когда к одному какому-либо товару приравниваются другие товары.
товару Б | |
Товар А = | товару В |
товару Г и т.д |
Здесь присутствует множество эквивалентов. Полная форма стоимости показывает, что все товары соизмеримы между собой.
Дальнейшее развитие товарного производства и обмена приводит к постепенному исчезновению непосредственного обмена одного товара на другой и появлению всеобщей формы стоимости, при которой
товару А | |
Товар Б = | товару Г |
товару В |
Всеобщая форма стоимости характеризуется тем, что все товары начинают обмениваться на один товар, который играет роль всеобщего эквивалента – средства выражения стоимости всего товарного мира (скот, меха, слоновая кость, соль, янтарь, ракушки и т.п.).
С развитием товарного производства обилие разных товаров, играющих роль всеобщего эквивалента, вступило в противоречие с потребностями растущего рынка. Последний требовал перехода к одному эквиваленту. Роль всеобщего эквивалента закрепляется за одним товаром, возникает денежная форма стоимости, которая закрепляется за драгоценными металлами (золотом и серебром) и может быть представлена формулой:
товару А | |
Товар Б = | n г золота |
товару В |
Золото стало деньгами в процессе исторического развития форм стоимости потому, что обладало совокупностью качеств, позволяющих ему лучше, чем другие товары выполнять функцию всеобщего эквивалента. К ним относятся:
1) длительная сохраняемость;
2) легкая делимость и соединимость без потери стоимости;
3) высокая стоимость в небольшом количестве;
4) относительная редкость золота в природе;
5) качественная однородность всех частей при делении.
Анализ форм стоимости позволяет определить сущность денег. Деньги – это товар особого рода, поскольку обладает особой потребительной стоимостью – способностью обмениваться на любой товар или являться всеобщим эквивалентом, это форма стоимости всех товаров и услуг.
Всеобщий эквивалент означает способность товара обмениваться на любой другой товар. Это перекликается с современным пониманием денег как ликвидного (быстрореализуемого) средства.
Происхождение денег и сущность денег: основные концепции. Существуют различные научные концепции возникновения и сущности денег, в том числе рационалистическая и эволюционная.
Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что для передвижения стоимостей в обмене товаров необходимы специальные инструменты. Данная концепция отражает субъективный психологический подход к происхождению денег: деньги – это продукт соглашения между людьми.
Согласно эволюционной концепции происхождения денег, они возникли как результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Исследовав исторический процесс развития обмена и форм стоимости, можно понять, как из общей массы товаров выделился один товар, который выполняет роль денег и специальной функцией которого является выполнение роли всеобщего эквивалента.
В истории экономической мысли сформировались денежные теории, с разных позиций объясняющие происхождение, природу и функции денег.
Функции денег. Теоретическое положение о том, что сущность денег раскрывается в функциях как мера стоимости (масштаба цен), средства обращения (обмен), средство платежа, а также средства накопления (хранения), признается всеми западными экономистами (рис.). К. Маркс выделял пять функций денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги.
1) деньги как мера стоимости. Величина стоимости товаров измеряется посредством приравнивания их к определенному количеству денег. Основой соизмеримости товаров является заключенный в них абстрактный, общественно необходимый труд.
2) деньги как средство обращения. Процесс товарного обращения в целом выглядит следующим образом: Т – Д – Т, т. е. продажа (Т – Д) ради купли (Д – Т). В этом процессе деньги играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения.
3) деньги как средство накопления (образования сокровищ). Возможность и необходимость накопления денег возникает в результате отделения актов продажи (Т – Д) от купли (Д – Т). Если за продажей товара не последовала покупка, то у продавца остаются на руках деньги. В обмен на деньги в любое время можно получить любой товар. Поэтому они становятся всеобщим воплощением общественного богатства.
4) деньги как средство платежа. Товары не всегда могут продаваться за наличные деньги, так как к моменту появления на рынке одного товаровладельца со своим товаром у других товаровладельцев часто еще нет наличных денег. Причинами этого являются:
– неодинаковая продолжительность периодов обращения различных товаров,
– неодинаковая продолжительность периодов производства различных товаров,
– сезонный характер производства и сбыта ряда товаров.
При продаже товаров в кредит деньги функционируют в сфере товарного обращения идеально, как мера стоимости при определении цены товаров и как идеальное покупательное средство.
5) мировые деньги. Международные экономические отношения вызывают необходимость функционирования денег на мировом рынке. Здесь они обслуживают: внешнеторговые связи, международные займы. Мировые деньги имеют следующие три назначения:
– мировое платежное средство;
– международное покупательное средство;
– всеобщее воплощение общественного богатства.
Виды денег. Современная эволюция денег характеризуется демонетизацией золота, которая означает полную утрату золотом позиций товара-эквивалента, прекращение выполнения им всех денежных функций.
Для понимания современной эволюции денег следует различать понятия деньги и денежный товар. Последнее есть лишь отдельное проявление общего понятия «деньги». Различие между двумя этими понятиями проявляется в демонетизации, когда товар – деньги и денежные функции разделяются. Золото становится обычным товаром и выполняет обычные функции товара – удовлетворение общественной потребности в украшениях и возмещение затрат на их производство. Денежные функции в их чистом виде выполняются денежным товаром – кредитно-бумажными деньгами.
Особенности бумажных денег. Современные деньги – это не товарные деньги, каковыми они являлись в историческом прошлом. Экономическая наука выделяет два особых свойства современных денег, которые отличают их от других инструментов рыночного хозяйства:
1. Эти деньги являются абсолютно ликвидным средством обмена, т.е. самым легко реализуемым рыночным инструментом и с точки зрения удобства, и с точки зрения затрат.
2. Современные бумажные деньги являются общепризнанным средством обмена. Они декретируются государством и признаются в качестве денег (эквивалента) всеми членами общества. Устойчивость этих денег определяется не золотом, а их ограниченным количеством.
Со временем эволюция и рационализация денежного обращения в целом ряде случаев устранила непосредственно обращение бумажных денег, но усилила роль кредитных денег. Широкое распространение получили чековые вклады (депозиты), хранящиеся в банках и других финансовых учреждениях, кредитные карточки.
Таким образом, современное рыночное хозяйство имеет три вида денег:
– товарные деньги, т.е. золото и серебро в слитках и монетах, а также любой товар при бартерных сделках;
– символические деньги, т.е. медные и никелевые монеты и бумажные деньги;
– кредитные деньги, т.е. чеки и кредитные карточки.
Новое значение приобрело и золото, которое ныне выступает в троякой роли: а) в качестве сокровища; б) как страховой фонд государства и отдельных лиц; в) как воплощение богатства.
Закон количества денег в обращении. Стоимость, или ценность, бумажных денег определяется не золотым запасом, а неразрывно связана с вопросом количества этих денег, необходимых для обращения.
Самостоятельность бумажных денег в экономике относительна: они влияют на развитие экономики, но и сами определяются экономическим развитием. Эта взаимосвязь наиболее полно отражается в законе количества денег в обращении.
Рыночная экономика предъявляет жесткие требования к количеству денег, необходимых для обслуживания товарного производства. классическая политическая экономия сформулировала закон количества денег, необходимых для товарного обращения. В наиболее общем виде формула закона выглядит так:
Позднее то же самое было предложено в виде тождества, названного «уравнением Фишера»:
M V = P Q,
где M – количество денег; V – скорость обращения денег или число оборотов денег; P – средний уровень цен на товары и услуги; Q – совокупный объем товаров и услуг.
Уточненный вариант классического закона количества денег в обращении предложен марксистской теорией:
где КД – количество денег в обращении; ЦТ – сумма цен товаров, подлежащих реализации; К – сумма цен товаров, проданных в кредит; П – сумма платежей по кредитам, срок оплаты которых наступил; ВП – сумма взаимопогашающихся платежей; СО – скорость оборота денежной единицы, выраженная средним числом ее оборотов.
Устойчивость денег обеспечивается соответствием между товарной массой и количеством денег в обращении (денежной массой).
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Так устроен человек, что его жизнь напрямую зависит от жизни общества. Люди ежедневно взаимодействуют друг с другом, выстраивают взаимовыгодные социальные отношения. Одним из самых значимых видов социальных отношений являются отношения экономические, важную роль в которых играет торговля. Торговля – это область экономики, в которой происходит обмен товаров на деньги, взаимовыгодное взаимодействие производителя с потребителем.
Как возникла торговля, ее историческое развитие
В древности люди самостоятельно удовлетворяли свои потребности, потребляли исключительно то, что добывали собственным трудом. Однако, в процессе эволюции, в первобытных общинах сложилось разделение труда – специализация людей на занятиях определенными видами трудовой деятельности. Это привело к появлению первой исторической формы торговли – натуральному обмену.
Так люди стали обмениваться равноценными продуктами питания или вещами. Чаще всего предметами товарно-натурального обмена становились шкуры убитых на охоте зверей, наконечники копий, примитивные орудия труда. Натуральный обмен продуктами и предметами был не слишком удобен, не всегда был равноценен и требовал значительного времени. Чтобы упростить и ускорить натуральный обмен люди стали использовать различные эквиваленты денег – ракушки, скот, зерно, драгоценные металлы.
С появлением денег – используемых в процессе купли-продажи единиц расчета, произошел скачок в развитии торговли. Наиболее активно торговля развивалась в таких государствах Древнего мира как Междуречье, Египет, Персия, Индия, Китай. Самыми ценными товарами считались золотые и серебряные изделия, рабы, драгоценные камни, специи, высококачественные ткани. В особой цене были редкие товары, привезенные из дальних стран, поэтому торговцы отправлялись в далекие путешествия ради возможности обогатиться. При этом развитие международной торговли происходило очень медленно, несовершенные виды транспорта и отсутствие дорог сильно растягивали во времени далекие путешествия. По дороге торговца ожидало множество опасностей, морские суда, караваны верблюдов, торговые повозки часто становились лакомой добычей для пиратов и грабителей.
В эпоху Средневековья развитие торговли приостановилось, из-за перехода общества на натуральный обмен и аграрно-сырьевой характер хозяйства. Лишь изредка в густонаселенных городах (таких как Антверпен, Женева, Лион, Брюгге) проходили ярмарки [1] . Эпоха Нового времени, с ее Великими географическими открытиями возродила развитие мировой торговли, которая достигла предела своих возможностей в начале 19 века, с появлением новых видов транспорта и конвейерного производства [2] . В современное время благодаря развитию промышленности, появлению новых технологий создается огромное количество товаров, которые гораздо сложнее реализовать, чем 100-200 лет назад.
Основу экономики составляет производство и потребление социумом разнообразных товаров и услуг. Товар – это любая материальная вещь, создаваемая в процессе трудовой деятельности для дальнейшей продажи или обмена. Услуга – это нематериальный товар, создаваемый с целью извлечения прибыли, удовлетворяющий определенную потребность населения.
Другим важным свойством товара является меновая стоимость – это цена товара, которая отражает его ценность, количество затраченного времени на производство. Оценка качества товара не всегда объективна, часто цена на товары завышается из-за известной марки производителя, высокого спроса на данный вид продукции.
Спрос – это желание и реальная возможность потребителей приобрести определенный вид продукции. Спрос напрямую зависит от потребительской стоимости и цены товаров, то есть продукция должна быть востребована покупателям и доступна для их уровня доходов. Если товар стоит недорого, доступен потребителям, но не востребован, спрос будет низким. Высоко востребованный, полезный для потребителей, но очень дорогой товар так же будет пользоваться невысоким спросом.
Виды торговли: оптовая и розничная
В современное время торговлю принято подразделять на следующие виды: розничную и оптовую, магазинную и разносную, внутреннюю и внешнюю. Розничная торговля – это реализация единичных товаров покупателям, приобретающим продукцию для личных целей, собственного потребления.Стоимость продукции приобретенной в розницу значительно выше, чем цена товаров купленных большими партиями. Предприятия розничной торговли могут продавать специализированный вид товара или предлагать полный ассортимент разнообразной продукции.
Пример. Магазин розничной торговли может реализовывать исключительно шампуни и кондиционеры для волос, а может продавать все виды косметики, одежду, колготки, перчатки, женские и мужские духи.
Виды розничной торговли:
Наряду с розничной, существует также оптовая торговля – продажа крупных партий товаров розничным продавцам, которые приобретают продукцию не для собственного потребления, а для ее перепродажи конечному потребителю. Центрами оптовой торговли являются оптовые базы, которые предназначены для хранения огромных объемов самой разнообразной продукции.
Товары, приобретенные оптом (в большом количестве) стоят намного дешевле, нежели продукция купленная в розницу. Обычно такое количество не востребовано стандартному покупателю, поэтому главными участниками оптовой торговли являются в основном производители и розничные продавцы.
Внешняя и внутренняя торговля
В зависимости от того, продается продукция внутри государства или за его пределами, выделяют внутреннюю и внешнюю торговлю. В настоящее время, в каждой стране одновременно существуют оба этих вида торговли, в то время как в прошлом государства могли развивать только внутреннюю, и практически не участвовать во внешнеторговой деятельности.
Внутренняя торговля – это хозяйственная отрасль в экономике, которая осуществляет продажу продукции на внутреннем рынке (в пределах собственной страны). Благодаря развитию внутренней торговли повышается благосостояние государства, прогрессирует отечественная промышленность, укрепляется национальная валюта (денежная единица) страны. Так как во внутренней торговле не нужно платить пошлины (налоги) за перевоз товаров через границу, цены на отечественную продукцию существенно дешевле, что выгодно покупателям.
Международная внешняя торговля заключается в обмене товарами между различными государствами. Ее особенностью является необходимость провозить товары через границы, уплачивать за это налоги, получать специальные разрешения. Если отечественные товары, произведенные внутри государства,вывозят в другую страну, осуществляется экспорт во внешней торговле. Ввоз зарубежной продукции, и ее реализация на территории собственного государства называется импортом.
Реклама: от истории возникновения до современности
Еще с давних времен люди заметили, что распространение сведений о высоком качестве и преимуществах товара способно значительно увеличить его продажи. Распространение такой информации получило название реклама, произошедшее от латинского слова reclamo – выкрикивать.
История возникновения рекламы берет начало задолго до появления письменности, древние люди устно передавали информацию о наличии того или иного товара, который они хотели бы обменять или продать. С изобретением и освоением письменности получила развитие наружная реклама, которая представляла собой различные вывески, надписи, иллюстрации продукции на стенах лавок, таверн, мастерских.
В современное время произошло небывалое развитие рынка рекламы, видео ролики заполнили интернет и телевидение, улицы поменяли свой облик из-за огромного количества билбордов (рекламных щитов), газеты заполнились разнообразными видами объявлений.
Кредиты как двигатель торговли
В первой половине 20 века с развитием массового производства товаров, объемы выпускаемой для продажи продукции увеличились в сотни и тысячи раз. В большинстве стран мира возникла проблема со сбытом производимой продукции, что мешало развитию внутренней и международной торговли.
Чтобы разрешить эту проблему активно использовалась реклама. Но, даже зная о превосходных качествах товара и желая его купить, многие покупатели не имели для этого достаточного количества денежных средств. Разрешить возникшее противоречие помогла торговля в кредит. Кредит – это долговое обязательство, которое берет на себя человек, получая деньги или товар, за которые он рассчитается в будущем, доплатив к сумме займа проценты.
Таким образом,люди стали приобретать товары с обещанием заплатить за них позже, другие брали кредит наличными деньгами, чтобы купить дорогую покупку. Кредит позволил сотням тысяч людей приобрети дома и квартиры, автомобили и мебель, которые им были не по карману. Несмотря на то, что условия кредита зачастую не были выгодны покупателям, им полюбилась такая система сделки: «Бери сейчас-плати потом».
Словарь
1. Конвейерное производство –автоматизированное производство товаров, при которомпроизводственный процесс разбит на отдельные, связанные между собой мелкие операции, благодаря чему значительно увеличивается скорость и объемы производства.