Что привело к революции в иране
Исламская революция в Иране
Из Википедии — свободной энциклопедии
Временное правительство Ирана
Различные оппозиционные группы, партии и организации Ирана
Исламская революция (перс. انقلاب اسلامی — Enghelâb-e eslâmi), Иранская революция, Революция 1979 года — цепь событий в Иране, результатом которых стали эмиграция шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, упразднение монархии и установление новой администрации, которую возглавил аятолла Хомейни.
Датой начала революции в Иране принято считать 8 января 1978 года, когда первая крупная антиправительственная демонстрация в Куме была подавлена с необоснованной жестокостью. В течение всего 1978 года в различных городах Ирана представители исламского духовенства организовывали демонстрации, решительно разгонявшиеся войсками, в том числе шахской гвардией и подавлявшиеся САВАК. К концу года революционеры перешли к тактике политических стачек (забастовок), что полностью парализовало экономику. Будучи более не в силах удерживать власть в своих руках, шах передал власть премьер-министру из числа умеренных оппозиционеров и бежал из страны.
1 февраля 1979 года в Иран вернулся опальный аятолла Хомейни, который взял власть в свои руки. Было назначено новое переходное правительство. В марте был проведён референдум о новом политическом устройстве, и 1 апреля 1979 года Иран был объявлен первой Исламской республикой.
Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение для всего мира. Установление прочной исламской власти в богатом углеводородами Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире.
Исламская революция
Исламская революция в Иране – произошла с января 1978 года по февраль 1979 (в 1357 году по иранскому календарю). В результате произошедших в это время событий в Иране был свергнут шах Мохаммед Реза Пехлеви, положен конец монархии, и в результате была установлена новая администрация во главе с аятоллой Хомейни.
За дату начала исламских революционных событий считают 8 января 1978 года – в этот день в Иране началась первая массовая антиправительственная демонстрация против шахского режима, она проходила в городе Куме и была подавлена необоснованно жестокими методами.
Исламская революция вошла в историю Ирана как ключевое событие двадцатого века, а для всего мира она сыграла огромную историческую роль. Иран был технологически развитой страной с огромным запасом углеводородов, и то, что в нем была установления прочная исламская власть поставило под сомнение лидирующие позиции Саудовской Аравии на всем мусульманском пространстве.
История Реза Пехлеви
Шах Мохаммед Реза Пехлеви стал последним иранским шахом. Его власть началась в 1941 году, когда в Иран были введены британские и советские войска. Он правил тридцать восемь лет, и за это время только однажды было прервано его ничем не ограниченное правление, когда возникли противоречия с премьер-министром, и он покинул на время страну. Тогда премьер-министр Мохаммад Моссадык национализировал нефтедобывающие компании, которые находились в большинстве своем в частных руках, а Великобритания, которой принадлежало большинство этих компаний, вместе с США объявили иранской нефти бойкот. ЦРУ подготовило переворот в Иране, которое совершили 19 августа 1953 года. В результате этого переворота Моссадыка сместили с его должности и посадили в тюрьму, а шах смог вернуться в страну, нефтяная промышленность вернулась в частные руки.
Реза Пехлеви был сторонником радикальной вестернизации в развитии Ирана: он ориентировался во всем на США, особенно во внешней политике. Иран в те годы был единственным ближневосточным государством, которое поддерживало с Израилем дружеские отношения. Со стороны шаха Ирана проамериканские режимы, установленные в Омане, Сомали и Чаде, встречали поддержку. В стране была запрещена любая оппозиция существующей монархии, она подавлялась очень жестоко спецслужбой САВАК. Тысячи иранцев были арестованы, и их держали в застенках этой службы. Исламское духовенство находилось в оппозиции к шаху и представляло для него серьезную угрозу – его «Белая революция» у религиозного населения страны не встретила понимания. Особенно непримиримо критиком шаха и существующего режима выступал Рухолла Хомейни, духовное лицо из города Кума.
Деятельность духовного лидера
Рухолла Хомейни выступал с осуждением той прозападной внутренней и внешней политики, которую вел шах. Он был арестован 5 июня 1963 года, после его ареста в Иране состоялся целый ряд протестов и демонстраций, которые были разогнаны силовым путем, в ходе подавления этих акций погибло, по официальной информации, восемьдесят шесть человек, но неофициальные источники из среды протестующих сообщали о гибели пятнадцати тысяч демонстрантов. Рухоллу Хомейни переместили под домашний арест, а через восемь месяцев он был выпущен на свободу. Его антишахская деятельность была продолжена, и его вновь арестовали в ноябре 1964 года, после чего его выслали из страны.
Его революционная деятельность была продолжена в эмиграции: он написал свой главный труд под названием «Исламское государство» или «Велайят-е факих», в котором были изложены главные принципы устройства государства – будущей исламской республики. Было издано много экземпляров книг, записано много аудиокассет с его выступлениями, и весь этот материал переправляли в Иран, где его распространяли среди населения и читали в мечетях.
Предпосылки исламской революции
Политика шаха никак не менялась за это время, но положение монархии в государстве сильно усугубилось за счет ряда событий, которые происходили в государстве в семидесятых годах. Государственный аппарат в Иране был коррумпирован насквозь. Традиционный иранский календарь решено было заменить на тот, по которому летоисчисление велось с момента прихода к власти Кира Великого.
Во время празднования 2500-летия персидской монархии в 1971 году, которое происходило в Персеполисе, археологическом комплексе, проходил специальный прием, куда были приглашены гости из-за рубежа. Для приема шахское правительство заготовило больше тонны осетровой икры, тогда как на этом фоне в Фарсе, Белуджистане и Систане, где проводились торжества, в результате засухи наблюдалась реальная угроза голода.
На 1973 год пришелся нефтяной бум, который последовал сразу за кризисом, и из-за него стала наблюдаться небывалая инфляция. Были приглашены несколько десятков тысяч специалистов из-за границы, которые внедряли в стране американское оборудование для нефтедобычи.
Смерть сына Рухоллы Хомейни Мустафы (по официальной версии, он умер от сердечного приступа, но в народе больше была распространена версия, что его убили), которая сопровождалась противоречивыми обстоятельствами, стала последней каплей для исламского революционного движения.
Нарастание оппозиционных настроений
Когда к власти в Соединенных Штатах Америки пришел президент Джимми Картер в 1977 году, он настоял, чтобы иранский шах ослабил свои репрессии против тех, кто критиковал его режим, и в результате были освобождены сотни политзаключенных. После этого в Иране начала появляться политическая оппозиция на легальной или полулегальной основе. Среди оппозиции были исламисты, марксисты и конституционалисты. Протестные настроения в Иране были направлены на притеснение церкви, на то, какой внутриполитический курс, ориентированный на проамериканскую внешнюю политику и персидский национализм, был избран в стране, а также на политику государственного капитализма, которая контрастировала с массовой бедностью в стране.
В основе оппозиционной группы стояло духовенство, а также интеллигенция, которые у народа пользовались доверием – это было особенно заметно в Лурестане и Курдистане, то есть национальных автономиях. Центральной идеей оппозиции была идея национального исламского социализма, и она трансформировалась в определенную сторону с разным процентом радикализма в зависимости от того, какая политическая партия ее культивировала.
Коммунисты
Костяк конституционалистов составлял Национальный фронт Ирана, и они выступали за то, чтобы была создана конституционная монархия, при которой проводились бы демократические парламентские выборы. Позиции марксистов постепенно сдавались, поскольку у них не было хорошей организации. Самой крупной партией в Иране левого толка была «Партия народных масс Ирана», и она пользовалась поддержкой СССР. Эта партия выступала за то, чтобы власть была отменена силовым путем, а шах был устранен физически. Этой партии принадлежит значительная роль в победе революции, но ее представители не вошли в первый парламент, который был избран свободно, поскольку придерживались антиклерикальной позиции.
Исламисты
Исламисты были наиболее весомо представлены Движением за свободный Иран, и в рядах этого движения был и Мехди Базарган, первый будущий премьер-министр, после произошедшей исламской революции. Это движение выступало за то, чтобы власть была сменена по закону, без крови и применения силы.
Те же, кто следовал за Хомейни, образовали Общество борющегося духовенства. В это общество вошли такие люди, как Али Акбар Хашеми Рафсанджани, Мохаммад Бехешти и Мортеза Мотахари, и все они после того, как революция одержит победу, займут высокие государственные посты.
Преимущества Хомейни
Мусульманское духовенство, которое возглавлял аятолла Хомейни, базировалось на том, что большинство населения Ирана придерживалось традиционалистских взглядов. Им на руку было и то, что в представлении шиитов власть шаха не является сакрализованной. С тех пор, как в стране была принята первая иранская Конституция в 1906 году, власть в государстве разделялась по выгодному для духовенства принципу: у шаха были функции исполнительной власти, ее главы, а главой духовным был двенадцатый скрытый Имам-Мессия. Когда появился Хомейни, его восприняли как «скрытого» Имама, который явился для спасения человечества посредством перехода к исламскому пути развития. Когда на внутриполитическом небосклоне Ирана появилась оппозиция во главе с Хомейни, она на фоне диктата власти шаха выглядела как умеренно-мусульманская.
Среди несомненных достоинств Хомейни было то, что он был умел политически лавировать: ликвидировав шахский режим во главе единого фронта, он сумел дезориентировать левых мусульман, а также коммунистов, не раскрыв им свои истинные намерения, привлек их к подавлению организации буржуазии, практикуя яростный антиамериканизм. А когда он ликвидировал всех политических противников, он разгромил и ТУДЭ. В последнюю очередь он ликвидировал левомусульман, оказавших Хомейни самое яростное сопротивление.
Начало исламской революции
Начало исламской революции принято связывать с демонстрацией в традиционно религиозном городе Куме, в нем в январе 1978 года началась демонстрация студентов против статьи посвященной Хомейни, которая была опубликована в государственной газете. Протестующие посчитали статью клеветнической, но их демонстрацию расстреляла полиция. Официальные данные гласили, что в ходе подавления беспорядков было убито два человека, но оппозиционная сторона утверждала, что было убито семьдесят человек. Поскольку шиитские традиции требуют того, чтобы поминальные службы по погибшим шли в течение сорока дней, поэтому следующая демонстрация вспыхнула в Тебризе восемнадцатого февраля, и тоже была подавлена со стороны властей, в результате чего были человеческие жертвы. Ситуация повторилась в марте и в мае в крупных городах страны.
Для того, чтобы успокоить население, шах пошел на то, что пообещал народу провести в июне свободные выборы, а также устроил показательный расстрел председателя САВАКа. Шахом были предприняты попытки остановить инфляцию, но это привело к тому, что начали массово увольнять рабочих. Персонал предприятий примкнул к демонстрантам, в результате чего начали простаивать крупнейшие предприятия страны. Массовые стачки в течение года окончательно подорвали экономику Ирана к ноябрю 1978 года.
Всеобщая стачка
Бегство шаха и возвращение аятоллы
Мохаммед Реза Пехлеви и его жена бежали из Ирана 16 января 1979 года – на их побеге настоял премьер-министр Шапур Бахтияр. Протестующие встретили это известие ликованием: тегеранцы хлынули по улицам, снимая со стен зданий портреты и любую атрибутику, напоминающую о шахе и о последней иранской династии. САВАК был распущен премьер-министром Бахтияром, а политические заключенные были освобождены. Армии было приказано демонстрантам не препятствовать, а сам премьер-министр пообещал протестующим провести свободные выборы в самом скором времени. Затем он связался с Хомейни, который находился в изгнании, и попросил его вернуться в Иран. Аятолла Хомейни вернулся в свою страну 1 февраля 1979 года из ссылки, которая длилась пятнадцать лет. Тегеранцы приветствовали его в аэропорту Мехрабад, миллионы людей высыпали на улицу, держа в руках его портреты и скандируя лозунг «Шах ушел, Имам пришел».
Бегство премьер-министра
Провозглашение Исламской Республики
10 февраля 1979 года Иран официально стал Исламской Республикой.
Когда в 1979 году вышла новая Конституция Ирана, в ней власть была закреплена за Хомейни официально, и должна была после его смерти перейти к его преемнику. За Президентом закреплялись прерогативы гражданской политический власти, а с ним и за Премьер-министром, и за Меджлисом. Новая Конституция узаконила теократический режим в стране и все его атрибуты.
Исламская культурная революция
Исламская революция в Иране привела к необходимости исламской культурной революции, поскольку для того, чтобы новый режим был жизнеспособен, властям было необходимо подчинить себе сознание народа и обеспечить его постоянное послушание. Новые власти начали проведение в рамках культурной революции исламизацию всех сфер жизни: как духовной, так и бытовой сферы. Культурная революция предполагала наступление исламской массовой культуры по всем фронтам: существующая система высшего образования была разрушена, поскольку именно среди преподавателей и студентов высших учебных заведений были сосредоточены основные силы, противостоящие исламскому режиму.
За начало исламской культурной революции считают 5 июня 1980 года – в этот день все высшие учебные заведения были закрыты на неопределенный срок, и 12 июня было объявлено о создании исламской культурной революции. В революционный штаб вошли Шамс Ахмад, журналист, Али Шариатмадари, который ранее занимал должность министра культуры, Хасан Хабиби, ранее занимавший должность министра образования, и теоретик Исламской революции ходжат уль-ислам Бахонар.
В исламской культурной революции приняли участие как традиционные шиитские институты Ислама – медресе, мечети, паломнические центры, так и революционные органы, которые были созданы вновь. Профессорско-преподавательский состав и студенты, которые получали американское образование, подверглись гонениям. Хомейни назвал университеты «центрами разврата» и призвал организовать «подлинные исламские учебные центры». Десятки тысяч студентов и тысячи преподавателей были изгнаны из учебных заведений. Эти меры переросли в уличные столкновения между пасдарами и муллами, преподавателями и студентами вузов 20 июня 1980 года. Сотни студентов были ранены и убиты в результате подавления этих восстаний.
«Культурная революция» затронула прессу, телевидение и радио, а также кино: Хомейни выдвинул требование поменять содержание деятельности основных СМИ, которые нанесли Исламу за время правления шаха большой ущерб. Были уволены почти все сотрудники газетных издательств, а для работников телевидения и радио была представлена новая программ, регулирующая их деятельность. Запрещалось демонстрировать по телевидению и в кино иностранные фильмы, продавать и хранить видеокассеты, на которых записаны иностранные развлекательные телепрограммы. Контролировало работу СМИ Бюро по борьбе с непристойностями во главе с аятоллой Гиляни.
В рамках «культурной революции» серьезно изменились требования к поведению и образу жизни иранских женщин: им предписывалось соблюдать правила шариата, носить чадру или хиджаб, женщин ограничивали в выборе профессии, был введен запрет на развод по инициативе женщин, а также было вновь введено многоженство.
Иранская исламская революция стала самой крупной революцией двадцатого века по своей массовости в ряду таких революций, как эфиопская и Октябрьская революция в России.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Сорок лет Исламской революции в Иране
11 февраля 1979 года, сорок лет назад, в Иране победила Исламская революция. Был дан старт кардинальным и невиданным прежде в мировой истории социально-политическим преобразованиям – Иран впереди ждала «консервативная модернизация», в которой технологические инновации парадоксальным образом сочетались с утверждением религии в качестве основополагающей и определяющей идеологии развития страны.
Исламскую революцию в Иране можно назвать одной из самых продолжительных революций в новейшей истории. Она растянулась более чем на год. 8 января 1978 года в Куме – священном городе всех шиитов, была жестоко разогнана силами безопасности шахского режима многолюдная антиправительственная демонстрация. При разгоне демонстрации по официальным данным погибли 2 молодых человека, тогда как оппозиция говорила о семидесяти погибших.
В любом случае, расстрел демонстрации вызвал настоящую бурю негодования в иранском обществе. Против шаха сплотились самые разные политические силы – от исламских радикалов до марксистов. Выступления против шахского режима стали регулярно повторяться во всех крупнейших городах страны. Марксисты быстро сдали свои позиции – несмотря на поддержку со стороны Советского Союза, в консервативном иранском обществе они не смогли конкурировать с религиозно-политическими движениями, чья идеология основывалась на сочетании традиционных шиитских ценностей и лозунгов более справедливого социального устройства страны.
Конечно, массовые антиправительственные выступления начались в конце 1970-х годов в Иране неспроста. Шахский режим к этому времени, что называется, «прогнил». Народ раздражали как коррумпированность шахских чиновников, неимоверное социальное расслоение на фоне ухудшающегося экономического положения, так и «прозападный» курс шаха. Реза Пехлеви и его окружение давно перестали «жить одной жизнью» с основной массой иранского населения – консервативного, религиозного, негативно настроенного по отношению к западной культуре. Это недовольство умело использовали в своих целях радикальные представители шиитского духовенства, среди которых наибольшим влиянием и авторитетом пользовался аятолла Рухолла Мусави Хомейни.
Потомственный шиитский священнослужитель, сейид (потомок пророка), Хомейни с молодых лет встал в оппозицию к шахскому режиму, который не устраивал его своей «светскостью» и «прозападностью». В 1962 году, за 17 лет до революции, Хомейни возглавил забастовку иранского духовенства, а в 1964 году был выслан в соседнюю Турцию за то, что критиковал закон об особом положении американских граждан в Иране.
Интересно, что шах Реза Пехлеви, всегда считавшийся надежным партнером и союзником США на Ближнем Востоке, в критический для своей власти момент не смог воспользоваться американской помощью. Фактически Вашингтон посодействовал (на свою голову) иранской революции, так как президент Джимми Картер не рискнул оказать Пехлеви военную помощь. К концу 1970-х годов в США и странах Западной Европы общественность была резко настроена против шаха, так как последний осуществлял жесткие репрессии против оппозиции – любой, от шиитских радикалов до либералов и марксистов.
После массовых волнений, начавшихся весной 1978 года, экономика Ирана оказалась парализована забастовками и стачками. Рабочие просто отказывались работать, заводы простаивали, а шахское правительство стремительно теряло контроль над ситуацией. В октябре 1978 года остановили свою работу практически все предприятия нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, бывшие основным источником доходов государственного бюджета. 2 декабря 1978 года в Тегеране прошла двухмиллионная демонстрация, участники которой потребовали отречения шаха от престола. В качестве уступки протестным силам шах 4 января 1979 года назначил премьер-министром Ирана либерально настроенного политика Шапура Бахтияра.
Представитель бахтиярской аристократии (бахтияры – один из ираноязычных народов запада страны), Шапур Бахтияр (на фото) был человеком неординарным, с необычной для шахского чиновника биографией. В конце 1930-х годов он получил докторские степени по философии и праву в Сорбонне, но бросил карьеру ради того, чтобы отправиться на гражданскую войну в Испании – воевать против Франсиско Франко на стороне республиканцев. Затем Бахтияр записался во Французский Иностранный легион, участвовал в Движении Сопротивления и вернулся в Иран лишь в 1946 году. Именно Шапур Бахтияр, получив назначение на пост главы правительства, смог убедить шаха покинуть страну. 16 января 1979 года Мохаммед Реза Пехлеви и Фарах Диба бежали из Ирана. Это событие вызвало настоящий восторг миллионов противников шаха.
Премьер-министр Бахтияр, воспользовавшись бегством Резы Пехлеви, распустил печально известную шахскую контрразведку САВАК, распорядился амнистировать политических заключенных, отдал приказ армейскому командованию не вмешиваться в политическую жизнь страны и не выступать против народных масс. Именно Шапур Бахтияр пригласил аятоллу Хомейни, находившегося в изгнании, вернуться в Иран и принять участие в работе над новой конституцией страны. Понимая, что миллионы простых иранцев поддерживают Хомейни и разделяют его идеи, Бахтияр считал справедливым то, что аятолле будет позволено участвовать в принятии важнейшего политического документа страны.
1 февраля 1979 года аятолла Рухолла Хомейни вернулся в Иран. Его встречали толпы восторженных сторонников. Но расчеты Бахтияра на сотрудничество с религиозным лидером не оправдались. Собрав митинг на кладбище Бехеште-Захра, аятолла Хомейни назвал правительство Бахтияра незаконным и пообещал «выбить зубы» иранскому режиму. Таким образом, Шапур Бахтияр, вызвав Хомейни из эмиграции, сам выкопал себе могилу. 4 февраля 1979 года аятолла Хомейни самолично назначил нового премьер-министра страны. Выбор религиозного лидера пал на Мехди Базаргана – бывшего руководителя иранской нефтяной промышленности.
11 февраля Высший военный совет иранской армии объявил о своем нейтралитете. Для Бахтияра это фактически означало конец его власти, а для Хомейни и его сторонников – полную победу над политическими оппонентами. Бахтияру не оставалось ничего иного, как покинуть свой пост и вскоре уехать из Ирана. В эмиграции Бахтияр прожил 12 лет, пока в 1991 году не был убит иранскими агентами.
Таким образом, 11 февраля 1979 года фактически завершилась Исламская революция в Иране. К власти в стране пришли духовные лидеры и, в первую очередь, аятолла Рухолла Хомейни. Практически сразу после прихода к власти Хомейни поспешил обезопасить молодую Исламскую революцию, расправившись с наиболее неблагонадежными, с его точки зрения, генералами и старшими офицерами. Уже 15 февраля 1979 года были казнены четыре генерала иранской армии. Среди них был и генерал Нематолла Нассири, на протяжении тринадцати лет (с 1965 по 1978) возглавлявший шахскую контрразведку САВАК. Затем в течение двух месяцев были убиты еще 27 генералов, а за восемь послереволюционных месяцев – 250 генералов и старших офицеров. Всего же за несколько месяцев шиитские радикалы расправились примерно с 20 тысячами бывших военнослужащих шахской армии, полиции и контрразведки. Истребляя старый иранский офицерский корпус, воспитанный на светских идеях, Хомейни и его сторонники стремились «с нуля» создать новую армию революционного Ирана, которая была бы верна идеям Исламской революции.
1 апреля 1979 года была провозглашена Исламская Республика Иран. Страна начала действительно новую жизнь, в которой не оставалось места ни западным ценностям, ни идеям марксизма. Исламский Иран выбрал «третий путь», в равной степени отвергавший и капитализм, и марксистский социализм. Впрочем, какой-то кардинально новой экономической модели Исламская революция не создала – в Иране утвердился привычный «государственный капитализм», сочетавший государственную, кооперативную и частную формы собственности под контролем государства.
Зато в области идеологии Исламская Республика Иран совершила действительно революционный поворот. Религия пронизала все сферы жизнедеятельности общества, правительство страны и вооруженные силы оказались под полным контролем духовных лидеров – аятолл во главе с Высшим руководителем Ирана – рахбаром. Именно рахбар как духовный лидер Ирана получил право и реальную возможность определять идеологию и политику страны, он же стал и верховным главнокомандующим вооруженных сил Исламской Республики Иран.
Для защиты существующего порядка и претворения в жизнь идеалов Исламской революции был создан знаменитый Корпус Стражей Исламской революции (КСИР) – фактически вторая армия со своими сухопутными войсками, военно-воздушными и военно-морскими силами, разведкой и контрразведкой. Именно КСИР была поручена и важнейшая для ИРИ задача – экспорт идей и практики Исламской революции в другие страны со значительным шиитским населением.
Другой важнейшей характерной чертой политики послереволюционного Ирана стала жесткая оппозиция по отношению к США и Израилю. Аятолла Хомейни именовал Штаты не иначе как «Большим Сатаной» («Маленьким Сатаной» в его идеологии был, соответственно, Советский Союз). Что касается Израиля, то это государство, по мнению иранских лидеров, вообще не имеет права на существование. В Тегеране не раз угрожали «сбросить в море» Израиль и, надо сказать, Тель-Авив воспринимает иранскую угрозу как одну из самых реальных. Сейчас именно Иран, а отнюдь не Саудовская Аравия или Египет, отношения с которыми давно нормализованы, рассматривается Израилем как главный противник.
Исламская революция в Иране стала удивительным примером того, как религиозные ценности в современном мире получили политическое звучание и, более того, стали основой для формирования государственной идеологии одной из крупнейших азиатских стран, прежде бывшей вполне себе светским государством. Кстати, внутри самих сторонников Исламской революции на рубеже 1970-х – 1980-х гг. также наблюдались внутренние противоречия. На раннем этапе довольно серьезные позиции имели сторонники «шиитского социализма», но правоконсервативным последователям аятоллы Хомейни удалось одержать верх и оттеснить «левых» шиитов от реальной политической жизни.
Сорок лет, прошедшие с момента Исламской революции, показали и жизнеспособность созданной ей политической системы. Даже сейчас, несмотря на процессы экономической и культурной глобализации, на прямое политическое и экономическое давление со стороны США, Иран сохраняет свою идеологию, свой политический строй. Причем существующая власть пользуется поддержкой значительной части населения страны, прежде всего – простого народа, которому никогда и не были особенно близки светские ценности вестернизированной элиты шахского Ирана.
- Что привело к революции 1917 года
- Что привело к русско турецкой войне 1877 1878 гг