Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

8—9. Опричнина. Итоги правления Ивана IV

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 7 кл. Андреев◄

Вопросы к пунктам § 8—9. Опричнина. Итоги правления Ивана IV

1. Как народ и знать отнеслись к отъезду Ивана Грозного из Москвы в Александровскую слободу? 2. Почему бояре стали просить Ивана вернуться на царство?
1. Какой государственный идеал был у Ивана IV и с помощью чего он хотел его добиться? 2. Почему Иван Грозный считал себя вправе распоряжаться жизнью подданных вплоть до их казни?

1. Иван IV стал казнить представителей знатных фамилий «вееродно» вместе с семьёй и родственниками. Одновременно шла конфискация земель. Земли опальных переходили в казну.

2. Для отражения нового набега крымцев царь объединил все войска под началом земского воеводы князя Михаила Воротынского. Но русские полки по численности вдвое уступали противнику. Поражение грозило последствиями, сравнимыми с возрождением власти Золотой Орды. Однако в 1572 г. в ожесточённой битве у села Молоди войска хана были обращены в бегство. Осенью того же года парь отменил опричнину.

1. Чем поведение жителей Пскова в критические моменты осады города отличалось от действий русского царя и его окружения? 2. Что ещё потеряла Россия по итогам Ливонской войны и войны со Швецией, кроме территориальных потерь в Прибалтике?

1. В 1581 г,полки Батория осадили Псков. Пять месяцев гарнизон и
население города под началом воеводы князя И. П. Шуйского отражали приступы. Очевидец осады, сторонник короля, был вынужден признать: «Русские… едят один хлеб, умирают с голоду, но не сдаются».

Мужество защитников города побудило короля Стефана Батория отказаться от планов дальнейшего наступления. Страну спас не царь Иван Грозный, который был готов даже бежать в случае опасности в Англию, а его подданные — самоотверженные защитники Пскова.

2. В 1582 г. Речь Посполитая, нуждавшаяся в мире не меньше России,
пошла на заключение Ям-Заполье кого перемирия. По его условиям
Москва отказывалась от Ливонии и земель, завоёванных в Литве. Польша возвращала России Великие Луки. В 1583 г. было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Россия потеряла Корелу, Ивангород, Ям, Копорье и часть побережья Финского залива.

1. Что заставило государство прибегнуть к введению заповедных лет — временному запрету на выход в Юрьев день? 2. Чем закончился второй период правления Ивана Грозного — годы самодержавной деспотии?

1. В 1581 крестьянам было объявлено об отмене выхода в Юрьев день. По-видимому, первоначально эта мера трактовалась как временная — для проведения описания земли, время её действия называлось заповедными летами. Но в действительности такое положение сохранилось вплоть до 1861 г.

Введение запрета (заповеди, отсюда и название указа — о заповедных летах) на выход в Юрьев день ограничивало личную свободу крестьянина и прикрепляло его к земле. Это был важный шаг к утверждению крепостного права — крайней формы феодальной зависимости крестьянина от помещика и вотчинника.

Такая мера вводилась государством для избежания разорения поместьев дворян (дворяне составляли основную силу вооруженных сил Московского царства – дворянское ополчение), крестьяне предпочитали переходить в Юрьев день в богатые вотчины к боярам, где подати были меньше.

2. Опричнина и долгая Ливонская война разорили страну. По подсчетам исследователей, в 3,5 раза вырос податной гнёт. Не имея возможности платить столь тяжёлые налоги, посадские люди бросали свои лавки и дворы, крестьяне — земельные участки и в поисках лучшей доли уходили на новые места.

Доходы казны падали. Запустение достигло колоссальных размеров. В Псковской и Новгородской землях распахивали лишь десятую часть ранее обрабатывавшихся угодий. В Московском крае обрабатывалось меньше пятой части пашни. Это был настоящий хозяйственный кризис.

После смерти Ивана IV страна оказалась на грани катастрофы. Хозяйственная разруха, пошатнувшийся международный авторитет, замедление процесса централизации, кризис власти, утверждение
крепостничества — вот основные итоги правления Грозного-царя после отказа от реформ середины столетия.

Вопросы и задания к 8—9. Опричнина. Итоги правления Ивана IV

1. Прочитайте эпиграф и ответьте на вопросы.
2. Рассмотрите картину «Иоанн Грозный и митрополит Филипп» (с. 56), ответьте на вопросы и выполните задание..
3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
5. Выберите ответ на главный вопрос уроков. Обоснуйте свой выбор.
Что привело Россию к многочисленным поражениям, остановило реформы — произвол и непослушание знати или самодержавная деспотия Ивана IV?

Б. Просвещённое самодержавие, опиравшееся на поддержку различных сословий, добилось значительных успехов в реформах и войнах; сменившая его самодержавная деспотия поставила страну на грань катастрофы.

Иван недооценил роль боярства и их вотчин, как экономической базы государства. В результате, борясь с боярством он подрывал экономику страны и ее обороноспособность.

Работа с источниками

1. За какой совет царь Иван IV поставил старца по значимости в ряд “со своим отцом? 2. Почему Андрей Курбский придал встрече царя и старца такое большое значение?

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

2. Андрей Курбский придавал столь большое значение этой встрече т.к. старец имел большое влияние на Ивана Грозного. И совет старца привел к опричнине.

Источник

Презентация по истории на тему: «Опричнина. Итоги правления Ивана IV.»

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Описание презентации по отдельным слайдам:

История России Опричнина. Итоги правления ИванаIV

План уроков: 1. Учреждение опричнины. 2. В поисках смысла. 3. Царство террора. 4. Завершение Ливонской войны. 5. Окончание правления Ивана Грозного.

ТЕСТ 1. Иван IV венчался на царство: а) в 1547 г.; б) в 1549 г.; в) в 1550 г. 2. Засечной чертой называли: а) земли, граничившие с Сибирским ханством; б) линию укреплений из лесных завалов на южной границе государства; в) приграничные земли с Ливонским орденом.

ТЕСТ 3. Дайте определение. Государев двор — это: а) сословно-представительный орган центрального управления; б) группа людей, приближенных к царю, из которых он назначал нагосударственные должности; в) знатные бояре. 4. Казань была взята Иваном IV: а) в 1550 г.; б) в 1552 г.; в) в 1556 г.

ТЕСТ 5. Ливонская война началась: а) в 1550 г.; б) в 1552 г.; в) в 1558 г. 6. Постоянное войско, созданное Иваном IV, называлось: а) ополчением; б) стрелецким; в) дворянским.

ТЕСТ 7. Астраханское ханство было окончательно присоединено к России: а) в 1550 г.; б) в 1552 г.; в) в 1556 г. 8. Ермак Тимофеевич занял Кашлык- столицу Сибирского ханства: а) в 1556 г.; б) в 1582 г.; в) в 1586 г.

ТЕСТ 9.Высший сословно-представительный орган власти при царе назывался: а) Избранная рада б) Государственный совет в)Земской собор 10. «Лихими людьми» в XVI в. называли: а) разбойников и воров; б) казанцев, нападавших на русские приграничные с ханством земли; в) бояр.

Изучение нового материала Вспомните структуру органов власти в Российском государстве, сложившуюся при Иване Грозном, и Охарактеризуйте реформаторскую деятельность Избранной рады

Главный вопрос урока Что привело Россию к многочисленным поражениям, остановило реформы –произвол знати или самодержавная деспотия Ивана IV?

Вопрос и задание: 1) Каковы, на ваш взгляд, причины роспуска Избранной рады? 2) Охарактеризуйте позицию боярства по отношению к царской власти.

Усиление самодержавного начала в политике Ивана IV сопровождалось ростом оппозиции в лице боярской аристократии. Преодоление ее сопротивления становится смыслом внутренней политики Ивана Грозного. Суть конфликта царя с боярством можно представить из переписки Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Обоснование самодержавия дал сам царь, который выдвинул следующие идеи: 1) царская власть — Божье изволенье; 2) наследственный государь имеет все права на престол как «прирожденный государь», а не избранный, как польский король, «многомятежным человеческим хотением». Если кто-то идет против воли царя, значит, против воли Бога.

Хроника опричнины: Декабрь 1564-февраль1565- отъезд Ивана в Александровскую слободу. «3 декабря 1564 удивил и устрашил до крайности москвичей… Из ворот Кремля в это морозное утро выползал бесконечный поезд из карет, возков саней – царь с царицей Марией Темрюковной… покидали свою резиденцию.

Понятие опричнина Опричнина – «кроме». 1)Опричнина – наследственное земельное владение женщин из великокняжеской семьи. 2) Опричнина – наследственное земельное владение Ивана ΙV Грозного. 3) Опричнина – политика Ивана ΙV в 1565-1572 гг, сопровождаемая террором.

Опри́чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».

Причина: Стремление Ивана ΙV к неограниченной личной власти. Задачи: 1)Установление неограниченной власти царя. 2)Борьба с независимостью аристократии. 3)Ликвидация остатков раздробленности.

Курбский, как идеолог боярской аристократии, возражал и говорил, что те, кого преследует Иван Грозный, тоже происходят от Владимира Святого. Он называл линию московских царей «лютой» линией «грабления», «издавна кровопицственным родом». Курбский предлагал советоваться с боярами и мирянами.

5)Система государственного управления в период опричнины. Опричнина Земщина Территория: поморскиеуезды, земли Строгановых на Урале, ряд слобод в Москве. Столица:Александровская слобода. Территория: земли, не вошедшие в опричнину. Столица:Москва. ИванΙV Опричная Дума. Опричные приказы Опричная казна. Опричноевойско. Глава правительства– И.Висковтый. Земская боярская дума. Земские приказы. Земская казна. Земскоевойско.

Итоги и последствия. Подорвана сословная монархия Из 48 членов Боярской Думы 19 были казнены. Разрушена экономика страны. Разорено – 48% дворов. Сокращение пашенных земель. Новгород теряет своё торговое значение. Бегство населения в Сибирь. 1581 – введение «заповедных лет». 1581-1592-переписьподатного населения. Нарушена систем комплектования дворянского ополчения. 9 000 дворян выселены из подмосковных дворовдля расселения опричников

Закрепление материала 1. Прокомментируйте высказывание историка С. М. Соловьева о царствовании Ивана Грозного: «Что касается состояния нравов и обычаев в Московском государстве, то нельзя думать, чтоб царствование Грозного могло действовать на смягчение нравов, на введение лучших обычаев. Явление Грозного, условливаясь, между прочим, состоянием современных нравов, в свою очередь вредно действовало на последние, приучая к жестокостям и насилиям, к презрению жизни и благосостоянию ближнего».

Закрепление материала 2. Назовите положительные и отрицательные последствия правления Ивана Грозного. 3. Дайте определение понятия «самодержавная власть». Можно ли считать, что опричнина укрепила самодержавную форму правления в России?

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Номер материала: ДБ-1153432

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год

Время чтения: 2 минуты

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве

Время чтения: 4 минуты

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что привело Россию к многочисленным поражения остановило реформы произвол и не послушание знати или самодержавная деспотия Ивана 4?

Что привело Россию к многочисленным поражения остановило реформы произвол и не послушание знати или самодержавная деспотия Ивана 4.

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Сам характер Ивана 4, да он же психом был, правда.

Психика его была напрочь разрушена.

2. Бояре, которые не думают ни о ком, кроме них самих.

3. Постоянная интервенция того времени.

То поляки, то в последствии шведы.

4. Стремление самого Ивана 4 править единолично.

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Почему россия после смуты осталась самодержавной монархией?

Почему россия после смуты осталась самодержавной монархией?

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Что привело Россию к многочисленным поражениям, остановило реформы – произвол и непослушание знати или самодержавие Ивана IV?

Что привело Россию к многочисленным поражениям, остановило реформы – произвол и непослушание знати или самодержавие Ивана IV?

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Докажите, что итогом политики опричнины стало укрепление самодержавной власти Ивана Грозного?

Докажите, что итогом политики опричнины стало укрепление самодержавной власти Ивана Грозного.

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Какие реформы провел Солон и к чему они привели?

Какие реформы провел Солон и к чему они привели?

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Чем закончился второй период правления Ивана грозного годы самодержавной деспотии?

Чем закончился второй период правления Ивана грозного годы самодержавной деспотии.

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Что привело Россию к многочисленным поражениям, остановило реформы – произвол и непослушание знати или самодержавие Ивана IV?

Что привело Россию к многочисленным поражениям, остановило реформы – произвол и непослушание знати или самодержавие Ивана IV?

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Что побуждало искать решение проблем россии в самодержавном правлении?

Что побуждало искать решение проблем россии в самодержавном правлении.

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Сравнить военные реформы Ивана III и Ивана IV?

Сравнить военные реформы Ивана III и Ивана IV.

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Какие обстоятельства привели к поражению лжедмитрия 2?

Какие обстоятельства привели к поражению лжедмитрия 2?

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

О чём предупреждали оппоненты большевиков, произошло – страна после Октябрьского переворота покатилась к Гражданской войне. И главная причина в том, что большевики отказались от коалиции всех социалистических сил и взяли курс на установление единоли..

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Германия значительно позже других европейских государств вступила в колониальную гонку. Опоздав к перераспределению сфер влияний в мире между сильнейшими державами Европы, Германская Империя столкнулась с тем, что большая часть территорий уже поделе..

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Василий III как во внешней, так и во внутренней политике продолжал дело своего отца Ивана III. Он завершил объединение Руси, присоединив Псковскую республику и некоторые другие города. В обороне страны он преследовал цель обезопасить Москву от набе..

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Средневековые деревни. Одному феодалу могло принадлежать до нескольких десятков, а то и очень много деревень вместе с их обитателями и земельными угодьями.

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Нет, это совершенно не так. Крестьяне в дореволюционной России чаще всего были вовсе безграмотны. Городские обыватели имели ограниченный доступ к образованию, в частности, по печально известному циркуляру «О кухаркиных детях» они сталкивались с огр..

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Ответ : Средневековые замки были построены в 11 веке для правителей, чтобы те могли демонстрировать свое богатство и власть местному населению, чтобы обеспечить место защиты и безопасное отступление в случае нападения, защитить стратегически важные м..

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Напиши о том как они трудились питались и пытались выживать. О солдатах, власти и многом другом.

Источник

Что привело россию к многочисленным поражениям остановило реформы произвол знати или самодержавная

Автор: Сторожилова Дина Николаевна

Организация: ГБОУ Кропоткинский ККК им. Г.Н.Трошева Краснодарского края

Населенный пункт: г. Кропоткин

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизации изученного материала.

Содержание урока: оценка роли личности Ивана IVдля последующего развития российского государства и общества.

Планируемые результаты:

— Предметные

Овладеть понятийным аппаратом.

Формировать основы гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации на основе осмысления материалов темы.

Приобретать опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов.

— Метапредметные

Формировать способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные задания.

Уметь формулировать и обосновывать выводы.

Оценивать правильность выполнения задания.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, характеризуя оценку результатов правления Ивана Грозного.

— Личностные

Приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям и явлениям прошлого.

Формировать уважительное отношение к прошлому России; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Проявлять готовность вести диалог на основе взаимного уважения.

Деятельность учащихся:

Характеризовать общие черты и особенности развития России в XVI в.

Обсуждать значение и итоги внутренней и внешней политики Ивана IV.

Определять влияние политических процессов на развитие государства и общества.

Высказывать суждения о значении и роли Ивана Грозного в российской истории.

Выполнять задания на анализ информации и установление соответствия дат и событий.

Составлять синквейн на заданную тему.

Формы контроля:

Устный – фронтальный опрос, беседа.

Письменный – тестирование по карточкам.

Практический – составление оценочного стенда, работа с картой, иллюстративным материалом.

Оборудование: иллюстративный материал «Иван IV Грозный» (репродукции различных изображений), компьютер, интерактивная доска, презентация материалов урока, карточки с заданиями: «Даты и события», «Составление оценочного стенда», магнитные учебные доски, магниты, Андреев А. Н. История России: XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник /И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров, И.В.Амосова. – М.: Дрофа, 2016.

Ход урока:

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Учитель называет тему урока, обосновывает актуальность её осмысления, предлагает сформулировать учебные задачи урока.

«Оценка личности в истории относится к наиболее трудно решаемым историческим проблемам. Иван IV Васильевич Грозный едва ли не самая загадочная фигура в истории нашего государства. Существующие мнения о нём коренным образом разнятся. Кем он является для своего народа и последующего развития государства и общества России? Давайте попробуем поразмышлять на эту тему».

Цель урока: провести комплексный анализ особенностей и результатов правления Ивана Грозного в истории России.

Задачи урока:

Постановка познавательных заданий.

— Возвращаясь к эпохе ИванаIV после изучения Смуты и правления первых Романовых, имеются основания говорить об исторических последствиях политики первого русского царя. В чём это проявилось?

— Какие культурные явления сложились в правления Ивана Грозного?

— А теперь посмотрим на правление Ивана IV с позиций авторитетных историков, дававших оценку его роли в российской истории (Слайды 4 – 9 презентации). — Групповая работа.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Организация проверки задания другими учащимися.

Обоснование выбора ответа на дискуссионные вопросы:

А. Война и реформы несовместимы в государственной политике; правитель, подобно Ивану Грозному взявшийся за оба дела сразу, неминуемо проиграет.

В. Задуманные царем реформы не могли быть реализованы полностью без новых ресурсов и возможностей, они появились у России благодаря активной внешней политике (Слайд 13).

А. Поражение России в Ливонской войне и внутренние трудности было порождены внешнеполитической конкуренцией; в проблемах страны виноваты внешние враги.

Б. Просвещённое самодержавие, опиравшееся на поддержку различных сословий, добилось значительных успехов в реформах и воинах; сменившая его самодержавная деспотия поставила страну на грань катастрофы.

В. И старое, и новое поколение знати, от рождения Ивана Грозного до его реформ и победоносных войн, последовательно разрушали централизованное государство, в том числе с помощью иностранныхгосударств (Слайд 14). – Данный вопрос выносится на домашнее задание.

Предложение учащимся сформулировать общий вывод по теме.

— Какая цель и задачи стояли перед нами в начале урока?

— Смогли ли вы их достичь?

— Что больше всего понравилось в работе на уроке?

А. Оценивание результатов работы учащихся.

Б. Домашнее задание:

В. «Благодарю вас за плодотворную работу на уроке. Все молодцы. Все свободны».

Список используемой литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *