Что привлекает читателя в языке сказок приведите примеры сказочного языка
Особенности языка сказок.
Введение
Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем
лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес. Чудеса сказки особенно очаровывают нас своей сказочной фантазией.
Наше первое знакомство со сказкой произошло ещё в самом раннем возрасте. Нам их читали мамы и папы, бабушки и дедушки. Но тогда нам просто было интересно слушать. Сейчас нам всем от 7 до 8 лет, и мы их читаем сам. Читая сказки, мы учимся доброму, учимся думать и совершать хорошие поступки.
А задумывались ли Вы над тем, когда появилась сказка? Чему учит волшебная сказка? Сколько ей лет? Какие бывают сказки? Кто их главные герои? А больше всего нам стало интересно, где родились волшебные существа. Именно на эти вопросы мы постараемся ответить в своей работе.
Актуальность данного проекта заключается в том, чтобы привить любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь высказывать свое отношение к нему. Кроме того, изучение русских сказок с помощью политической карты России позволяет отрабатывать различные навыки общения, умения географического ориентирования, а также познание моральных установок через сказочный сюжет.
Проблема: зная сказочных героев, мы нечего не знаем об их «месте жительстве», прописан какой-нибудь волшебный герой в нашей Самарской области.
Цель: узнать, где живут герои русских сказок.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Познакомиться со Сказочной картой России.
2. Найти информацию о том, где живут сказочные герои.
3. Создать свою сказку.
Объект исследования: главные герои сказок.
Предмет исследования: сказочная карта России.
Метод исследования: размышление, моделирование, чтение книг.
Всю информацию, можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, а также на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Глава I. Основная часть.
Что такое сказка?
Русская народная сказка – явление уникальное, она помогает постигать культуру своего народа. Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения волшебных героев. В древности они назывались «баснями», «байками». Рассказчики сказок до сих пор называются в народе «баянами», «баюнами», «баутчиками» и «бахарями.». В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил.
Классификация сказок.
Различают основные виды сказок:
— волшебные (со следами мифологии) – В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. Особенностью таких сказок является троекратное повторение.
Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:
«Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».
Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.
Особенности языка сказок.
Все сказки состоят из определенной композиции:
1.Каждая сказка почти неизменно начинается с интригующего зачина: «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве»…
2. В основной части мы уносимся воображением в далекие королевства, попадаем в дремучие леса, переплываем через огненные реки, видим, как гибнет Кощей, знакомимся с великими богатырями и их подвигами.
3. Концовка даёт нам возможность понять где правда, а где ложь, где добро и зло (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
На вопрос, насколько давно появились народные сказки, нет не дают точного ответа, тем не менее удается по ряду признаков приблизительно определить время возникновения некоторых сказочных героев, а также найти место рождения мифического существа.
Презентация по литературе «Особенности языка сказок» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Особенности языка сказок
Вспоминаем, какие виды сказок мы с вами изучали?
Домашнее задание Ребята, запишите особенности языка сказок и пришлите мне удобным для вас способом.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1170116
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технологическая карта урока литературы Стартовый контроль Контрольная работа №1 по теме «Сказки»
Технологическая карта урока
Стартовый контроль Контрольная работа №1 по теме «Сказки»
Выявление уровня облученности учащихся за курс начальной школы. Письменный ответ на один из проблемных вопросов.
Уметь создавать письменные высказывания
Использовать выразительные средства языка в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии решения задач,
Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач
Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Сказки, жанры сказки, элементы народной сказки.
Распечатанные материалы контрольной работы
Создает позитивный эмоциональный настрой работы учащихся.
Настраиваются на самостоятельную работу на занятии, подготавливают рабочие тетради.
Личностные: самоопределение; мотивация учебной деятельности
Познавательные: а нализ высказывания
Регулятивные: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Постановка темы и учебно-познавательной задачи
Выслушивает учащихся, предоставляя возможность высказать им своё мнение и сформулировать тему и учебно-познавательную задачу
Называет тему урока, объявляет о контрольной работе.
Догадываются, выдвигают тему урока. С помощью учителя формулируют цель урока.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные : у меть слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу.
Письменный контроль изученного материала
Раздаёт материалы контрольной работы. (Приложение) Даёт инструкции по выполнению контрольных заданий. Отвечает на вопросы учащихся. Контролирует выполнение работы.
Слушают учителя, ориентируются в заданиях при их объяснении. Задают вопросы. Выполняют тестовые задания.
Личностные: м отивация учебной деятельности
познавательные: устанавливать причинно-следственные связи
Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации
коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий
Домашнее задание (инструктаж по выполнению)
Объясняет правила выполнения д/з.
Уточняют (если есть вопросы) и записывают домашнее задание.
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Рефлексия (подведение итогов работы)
Принимает работы учащихся. Предлагает учащимся самостоятельно высказаться о содержании урока, полученных знаниях и итогах работы.
Сдают контрольные работы. Высказываются о трудностях при выполнении контрольного теста.
Записывают домашнее задание.
Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, доброжелательное отношение к учителю при высказывании об итогах работы,
Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; формировать границы собственного «знания « и «незнания».
Регулятивные (умение адекватно воспринимать оценки), личностные
Коммуникативные: умение вести диалог (при необходимости), уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Внеклассного мероприятия по русскому языку на тему «Путешествие в страну Сказочного Языка» (5-7 классы)
Подготовила : учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п.Бытошь Дятьковского района Брянской области Курсакова Людмила Ивановна
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку
«Путешествие в страну Сказочного Языка»
Углубить знания учащихся о русском языке;
Воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к родному
языку и русским народным сказкам.
Оборудование: меловое оформление доски; плакат с указом тридесятого царства, небывалого государства.
Красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке.
Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без неё.
Если в тебе горит огонь сказочного путешественника и живет желание узнать, понять и разгадать сказочные тайны, если ты мечтаешь открыть неизведанные сказочные вершины и разгадать белые пятна на карте страны Сказочного Языка, приглашаю тебя принять участие в путешествии по стране Сказочного Языка»
Его Величество Сказочный Язык.
Вы готовы к путешествию. Итак, в добрый путь. Ни пуха ни пера.
1 этап. « Сказочный язык»
Учитель: Вы знаете, какой магической силой обладает в сказке число 3.
4.Пришел Иван-царевич во дворец; увидали его родители, бросились ему на шею и стали целовать-миловать его.
6. Ехали по долам, по горам, по зеленым лугам и приехали в дремучий лес ; в том лесу стоит избушка на курьих ножках
1. С н а р я д и л и они всех троих сыновей в путь-дорогу.
Задание 4. Слово красный в дpeвнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
1.Красна девица ахнула и убежала в светёлку. Куда, красная девица, путь держишь? Дело пытаешь аль от дела лытаeшь? (Красивая)
2.Пустил стрелу средний брат, полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. (Парадного)
Какие определения употребляются при словах:
3. Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов огнем-пламенем пышут.
6. Захотят братья полежать-отдохнуть – тут-то их и спалит огнем.
Задание 8. Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы).
1. Долго ли, коротко ли ехали – увидел яблоньку.
А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился. Солнце говорит:
— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жара-то он не так боится, как холода.
Не стерпел тут Ветер:
— Приходите вы, белянки, ко мне на войну.
-Мы грибовые дворянки, не идем на войну.
-Приходите, рыжики, ко мне на войну.
-Мы богатые мужики, неповинны на войну идти.
-Приходите вы, волнушки, ко мне на войну.
— Мы господские стряпушки, не идем на войну.
— Приходите вы, опенки, ко мне на войну.
-У нас ноги очень тонки, мы нейдем на войну.
— Приходите, грузди, ко мне на войну.
— Мы, грузди,- ребятушки дружны, пойдем на войну!
Это было, когда царь-горох воевал с грибами.
1) Только вымолвила царевна это слово, тотчас прилетели три сокола, ударились о сырую землю и обратились добрыми молодцами.
2) Шла Марьюшка чистым полем, шла темным лесом, высокими горами.
3) Впереди степи широкие, луга бархатные, реки медовые, берега кисельные, горы в облака упираются.
5) Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.
Задание 11. Найдите синонимы в следующих предложениях. Какова их роль?
1) Сел Иван-царевич на коня и вслед за Никанором-богатырем поехал на неприятеля; стали биться, рубиться, изводить силу змеиную. (Синонимы позволяют более точно описать ту или иную картину, событие.)
2) Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. (Синонимами, расположенными рядом, часто передается степень проявления признака или интенсивного действия.)
1) Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом.
2) Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески.
.2) Не успел подумать, а заяц тут как тут.
2 Этап. Загадки старой Бабушки-Яги.
Учитель : Старая Бабушка-Яга приглашает всех истинных ценителей сказочного языка посетить диковинную избушку на курьих ножках, что стоит в дремучем, где вас ждет много интересных сказочных загадок.
В сказках очень часто встречаются гиперболы (преувеличения).
1.« Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в землю раскинул, ветками красно солнце закрыл».
2.Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат.
Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись
4.А найдешь меня, три пары башмаков железных износишь, три посоха чугунных источишь, три хлеба каменных изгложешь!
Задание 2. Приведите примеры гиперболического ускорения или удлинения времени.
1.Идет она через леса дремучие, через пески сыпучие, через высокие горы, через быстрые реки.
2.Ехал он день, ехал другой и третий и приехал к дремучему лесу.
4.Марьюшка скачет- скачет. И вот перед ней хрустальный терем.
(В сказках герои росли не по дням, а по часам).
Задание 3. Приведите примеры гиперболически трудных сказочных заданий.
В сказке « Морской царь и Василиса Премудрая» царь даёт Ивану- царевичу следующие задания:
Сделай мне еще церковь из чистого воску, чтобы к рассвету была готова: это будет твоя последняя служба.
Задание 4. Найдите в данных предложениях сказочные персонажи, целиком построенные на гиперболе.
1.Сел Объедало на корабль, полетели они дальше.
4.А Слухало приник ухом к сырой земле, прислушался.
«Это не сказка, а присказка; сказка будет впереди. »;
«Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди!»
«Это не беда, беда впереди будет».
Задание 6. Назовите сказочное выражение, посредством которого сказочник указывает на быстроту бега коня, волка.
2.«Выше леса стоячего, ниже облака ходячего»
Задание 7. Назовите сказочные выражения, обозначающие длительность и неопределенность времени пути.
«Долго ли, коротко ли»; «близко ли, далеко ли» ; «низко ли, высоко ли»; «далеким далеко, высоким высоко»; «скоро ли, долго ли»; «ни много ни мало»; «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Задание 8. Найдите в сказках слова с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными суффиксами. Для чего используются такие слова?
Марьюшка, доченька, батюшка, пёрышко, дедушка, старенький, яблонька и т.д.
Задание 9. Назовите сказочные имена собственные, представляющие собой словосочетания, которыми обычно обозначаются фантастические персонажи.
(Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и др.)
Задание 10. Напишите сказочные имена, присвоенные сказочным персонажам в соответствии с их характером.
Задание 1. Назовите известные вам пословицы о сказке.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Сказка — складом, песня ладом красна.
Сказка — ложь, а песня — правда.
Сказка — складка, песня — быль.
В сказках все есть, да в руках ничего нет.
Сказка — ложь, да в ней намек.
Из сказки слово не выкидывается.
Задание 2. Продолжите следующие присказки:
а) На острове Кидане стоит древо, по этому древу ходит кот Баюн
б) Это не сказка, а еще присказка идет, а (сказка вся впереди).
г) Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела; ( летала, летала и села, хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела).
д) А было это, голубчики, в старину (когда задумал дед Архип залезть на Луну; тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали).
а) Вот и сказка вся (больше врать нельзя);
б) И жили они вместе (долго и счастливо)
г) Тут и сказке конец, (а кто слушал молодец!)
ё) …по усам хоть и бежало (в рот ни капли не попа)
Задание 4. Какими сказочными выражениями можно охарактеризовать Бабу Ягу, Ивана, Василису, Финиста?
Задание 5. Какие заговорные сказочные формулы вы знаете?
1.«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
2.« Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом. Мне в тебя лезти, хлеба ести»
3.«Стань, белая береза, у меня назади, а красная девица напереди».
4. «Катись, катись, золотое яблочко, по серебряному блюдечку, покажи мне моего любимого».
Если хочешь найти меня, то иди за тридевять земель, в тридесятом царстве.
Задание 8. В «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» герой подъезжает к необыкновенному столбу с надпись. Что написано на столбе? О чем подумал Иван-царевич, прочтя надпись?
Стоит там каменный столб, а на том столбе написано: «Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, будет здрав и жив, а конь мертв; а кто поедет в левую сторону, сам убит будет, а конь жив».
Ответ: Иван-царевич прочитал эту надпись, долго думал, по которой дороге решиться ехать, наконец, поехал в правую сторону, чтобы и самому живым остаться. ( Хотя конь его и убит будет, зато сам жив останется и со временем может достать себе другого коня).
4. Заключительный этап. Город Сказочных Сочинителей.
Чтение рассказа Ю.Куранова «Царевна»
Предупредим детей, что рассказ не будет прочитан да конца: каждый попробует его завершить. Мы обрываем чтение на словах: » …перед ним стояла девочка».
Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми дня· ми сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.
Однажды Митек направился к колодцу за водой и заметил, что кто-то прыгнул к ведру. Митек сначала испугался, но потом взял кирпич и стал подкрадываться к ведру. Он подкрался, опрокинул ведро ногой и увидел на земле лягушку. Бежать лягушке было некуда, она припала к земле и, не мигая, уставилась на Митька большими печальными глазами.
Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и тихо сказал:
Постоял немного и спросил:
Лягушка все так же смотрела на него черными круглыми глазами и быстро задвига ла белесоватым мешочком ниже подбородка, словно силилась что-то сказать.
Лягушка опять задвигала белесоватым мешочком.
Митек бросил кирпич, накачал из колодца воды, обернулся, чтобы идти домой, и замер.
На том самом месте, где сидела лягушка, стояла перед ним девочка.
Задание 1. Продолжите рассказ. Сочините сказку. Ребята предлагают свои варианты продолжения рассказа- сказки.
Чтение учителем окончания рассказа.
Она была чуть пониже Митька, беленькая, остроносая, в коротеньком красном платье и с ведерком в руке. Митек быстро оглядел вокруг девочки землю, лягушки не было.
— Нет, я только переоделась с дороги.
— Чего же нам теперь делать?
— А какая ты царевна? — по дороге спросил он.
Учитель : Путешествие по стране Сказочного Языка подошло к концу. Как много вопросов задали нам сказки! Как интересно нам было искать ответы на них! И где? В самих же сказках! Один из крупнейших отечественных философов И.И.Ильин утверждал: « Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без неё». Думаю, что мы с вами относимся к людям, которые живут со сказкой. Поблагодарим её за добрые уроки.
Мне хочется сказать спасибо всем участникам. Я думаю, что путешествие в страну Сказочного Языка на этом не закончится. Все новые и новые любители сказочного языка будут стремиться побывать в этой удивительной стране, познать и разгадать ее сказочные тайны. Счастливых вам открытий.