Что привлекает пушкина в образе петра

Образ Петра I в творчестве А.С.Пушкина

Образ Петра I в творчестве А.С.Пушкина

Глава 1. От «Полтавы» к «Медному всаднику» 6 – 17 стр.

Заключение 18, 19 стр.

Список использованной литературы 20 стр.

Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека. И насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра – «сквозная» тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре – «Он» (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке.

Очень многие русские писатели и поэты обращались в своих произведениях к образу Петра, по- разному понимая и трактуя его: кто-то обращал большее внимание на черты тирана, который реформами погубил Россию; кто-то восхищался его преобразовательной деятельностью.

Образ Петра Великого с его сподвижниками и его эпохою вошел с ранних лет жизни Пушкина в круг его родовых и даже семейных воспоминаний, и притом с двух сторон. С отцовской стороны это были рассказы о предках Пушкиных Петровского времени, из которых один (Федор Матвеевич) был казнен в 1697 г. за участие в стрелецком заговоре против Петра («С Петром мой пращур не поладил /И был за то повешен им» 2 — «Моя родословная», 1830). С материнской стороны прадедом поэта был знаменитый Ибрагим (Абрам) Петрович Ганнибал, «Арап Петра Великого», рассказы о нем Пушкин мог слышать от людей, лично его знавших, а с его сыном Петром Абрамовичем встречался после окончания Лицея (1817) и во время ссылки в Михайловское (1824) в усадьбе Ганнибалов Петровское.

На протяжении всей жизни А. С. Пушкин очень интересовался личностью Петра Первого, его историческим значением. Поэтому образ Петра I довольно часто встречается в творчестве А. С. Пушкина. Проблема оценки этого незаурядного монарха становится в начале XIX века необычайно важной. По убеждению Пушкина, история нуждается не в моральной оценке, а в правильном объяснении.

Произведения, в которых Пушкин упоминает Петра: «Заметки по русской истории 18 века», «Стансы», «Моя родословная», «Медный всадник», «Полтава», «Арап Петра Великого», «История Петра».

Целью данной работы является: рассмотреть художественное изображение Петра I в поэмах «Полтава» и «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить художественные средства образа Петра I в реалистических поэмах «Полтава» и «Медный всадник».

Работа состоит из введения, главы 1, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. От Полтавы к Медному всаднику.

Настойчивый интерес к эпохе и личности Петра I был связан не только с надеждами Пушкина добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра. Тема Петра I обусловливалась всей пушкинской концепцией исторического развития России. Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной исторической дорогой, благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе в будущем возможность свободы.

Пушкин мечтал о таком историческом будущем России, при котором социальный прогресс соединялся бы с развитием просвещения народа, гуманных нравов, подлинной свободы и человечности. Невозможность решения этой проблемы в условиях того времени и явилась источником многих трагических переживаний Пушкина в конце его жизни.

Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в «Стансах». Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века, например: «Петра Великого» Ломоносова и «Вельможу» Державина. Идеалом их была просвещённая монархия, а идеальным героем – Пётр I.

Он смело сеял просвещение,

Не призирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

Художественный опыт «Арапа Петра Великого» как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме «Полтава». Поэма создавалась на основе внимательного, хотя и неизбежно одностороннего, изучения Петровской эпохи. Односторонним оно должно было быть потому, что подлинные архивные материалы, изучение которых в 30-х годах значительно усложнило и углубило представления Пушкина о личности и деятельности Петра, во время создания «Полтавы» были ему неизвестны и недоступны, и он пользовался печатными историческими трудами, в большинстве панегирического или официозного характера, русскими и иностранными. Исходя из них и дополняя гениальной интуицией поэта-историка, он строил свою концепцию исторической эпохи, свое понимание характеров ее главных деятелей — Петра и Карла XII, Мазепы и Кочубея — и значения их деятельности для будущего «северной державы», словом ту концепцию, которая нашла себе выражение в эпилоге поэмы.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза…

И он промчался пред полками,

Важнейшей проблемой, лежащей в основе «Полтавы», является проблема исторического значения борьбы России во главе с Петром I со Швецией Карла XII. Отсюда — проходящее через всю историческую часть поэмы и особенно ярко выраженное в ее послесловии сопоставление этих двух исторических деятелей, отсюда же и необходимость не только политической, но и военно-стратегической оценки Полтавского боя, выраженной в предисловии и в примечаниях к поэме.

Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе. Поэт восхищается благородством Петра на пиру:

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии. В 1833 г. написана поэма «Медный всадник».

В «Полтаве» Пушкин говорил о Петре Первом:

В гражданстве северной державы,

В её воинственной судьбе,

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

И, обращён к нему спиною

В неколебимой тишине,

Над возмущённою Невою

Стоит с простёртою рукою

Если в предшествующих произведениях Пушкин восхваляет Петра, то в поэме поэт впервые поднимает вопрос: так ли уж идеален Петр на самом деле? Основанный им город, безусловно, нужен российскому государству. Но он стоит на ненадежном месте. И из-за опасного расположения Петербурга страдают люди. По мысли Пушкина, государство должно быть гуманным, ориентированным на человека. Счастье Евгения разрушено, а сущность российского бытия осталась прежней, и творческая воля царя не смогла ничего изменить. Это произошло потому, что царь не может быть Богом, а на это претендует Петр I в начале поэмы. Он – «кумир на бронзовом коне». В поэме Петр – покоритель стихии. Его образ существенно меняется по сравнению с предыдущими произведениями. Петр по сути становится отрицательным героем. Пушкин показывает не только его величие, но недостатки. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать.

В стихотворении 1835 года «Пир Петра Первого» обращает на себя внимание необычность описания событий. Особенности лексики и специфика размера (четырехстопного хорея) создают отчетливое впечатление сказочности, балладности всего происходящего. Соответственно, мифологизированной оказывается и фигура Петра. На первый план выходит мотив
необыкновенной, сказочной милости Петра. В четвертой строфе стихотворения происходит перечисление всех празднеств, по поводу которых Петр теоретически может устроить пир. Но в пятой строфе раскрывается реальная причина торжества:

. Он с подданным мирится;

Кружку пенит с ним одну. 24

Событие, из-за которого происходит пиршество, тем самым для Петра настолько же ценно, насколько ценны другие, вышеперечисленные события. А. С. Пушкину, который во второй половине 20-х годов становится ярым государственником и моделирует идеального монарха, очень важна идея отпущения «виноватому вины». Заслуги и подвиги Петра I оказываются не более существенны, чем его человечность и демократичность (насколько так вообще можно сказать о Петре).

Источник

Образ Петра Великого в произведениях А.С. Пушкина

Из предложенных тем рефератов я выбрала именно эту. Может быть, потому что я всегда интересовалась русской историей, может быть, потому что нынешнее время чем-то похоже на время допетровской эпохи. Мне захотелось работать над этой темой, узнать больше о человеке, который смог своими реформами преобразовать Россию. Мне также не менее важно отношение к Петру Великому именно Пушкина.

Русская философская мысль относилась различно к Петру I и его деятельности. “Различие взглядов происходило во-первых, от громадности дела, совершённого Петром, и продолжительности влияния этого дела: чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём: во-вторых, от того, что русская жизнь не остановилась после Петра, и при каждой новой обстановке её мыслящий человек русский должен был обращаться к деятельности Петра, результаты которой оставались присущими при дальнейшем движении, и обсуждать её, применять к новым условиям, новой обстановке жизни: в-третьих, разность взглядов на деятельность Петра зависела от незрелости у нас исторической науки.”

Пётр I был интересной, сложной личностью, что привлекательно для писателей и поэтов. Пушкин также не мог обойти стороной этого великого человека.

И насколько Пётр I был великим реформатором, могущественным государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра – “сквозная” тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию по среди нелюдимых и бесприютных пространств, он чувствует себя стеснённым в том, как ему называть эту колоссальную личность, бросившую вызов природе, и говорит о Петре – “Он” (с большой буквы), как принято было говорить лишь о богочеловеке.

Впервые Пушкин коснулся темы Петра в “Заметках по русской истории 18 века”. Поэт видит в нём мудрого царя – реформатора, защитника просвещения. “Ничтожные наследники северного исполина, изумлённые блеском его величия, с суеверной точностью подражали ему во всём, что только не требовало нового вдохновения. … Пётр I не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон”.

Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в “Стансах”. Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века, например: “Петра Великого” Ломоносова и “Вельможу” Державина. Идеалом их была просвещённая монархия, а идеальным героем – Пётр I:

К тебе я вопию, премудрость бесконечна,
Пролей свой луч ко мне, где искренность сердечна
И полон ревности спешит в восторге дух
Петра Великого гласит вселенной вслух
И показать, как он превыше человека
Понёс труды для нас неслыханны от века…

(“Пётр Первый”, Ломоносов)

Оставя, скипетр, трон, чертог,
Быв странником, в пыли и в поте,
Великий Пётр, как некий бог,
Блистал величеством в работе:
Почтен и в рубище герой!

В “Стансах” проводится параллель между Николаем I и Петром – такая параллель была лестной для любого русского монарха. Пушкин убеждал Николая: “Во всём будь пращуру подобен”. Пётр I в “Стансах” – просвещённый монарх:

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещение,
Не призирал страны родной:
Он знал её предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Пётр берёт на себя роль свата своего крестника, любит национальные кушанья, не прочь “по русскому обыкновению отдохнуть”. Он искренне заботится об Ибрагиме: “Послушай…, ты человек одинокий, без роду и племени, чужой для всех, кроме одного меня. Умри я сегодня, что завтра с тобою будет, бедный мой араб? Надобно тебе пристроится, пока есть ещё время; найти опору в новых связях, вступить в союз с новым боярством”. Склонность Петра к широкому и большому веселью, добродушное лукавство, гостеприимство – всё это дополняет образ Петра, воплощающего в себе, по мысли Пушкина, черты национального характера. Пушкин даёт глубокое освещение демократичности Петра. Пётр судит о людях и выбирает себе помощников не по сословному признаку, а по умственным способностям, знаниям. Отнюдь не снижая выдающихся личных качеств Петра, Пушкин помогает читателю понять и почувствовать историческую закономерность петровских преобразований и их необходимость. Роман остался незаконченным, но, несмотря на это, современники Пушкина высоко оценили “Арапа Петра Великого”. В.Г. Белинский писал: “Будь этот роман кончен так же хорошо, как начат, мы имели бы превосходный исторический русский роман”. Художественный опыт “Арапа Петра Великого” как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме “Полтава”. Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он “свыше вдохновленный”. Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не “Мазепа”, не “Пётр Великий”, а “Полтава”, указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним “из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого”.

Пушкин сумел придать “Полтаве” черты глубокой народности в содержании и в стиле. Пётр Великий, неотделимый от своих дружин, похожий на героев торжественной оды и эпической поэмы, нарисован в традициях литературы 18 века. Основным средством выразительности является сравнение, оттенённое и как бы комментированное эпитетами:

…Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза…
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен как бой.

Возвеличивая подвиг и мужество Петра и его воинства, Пушкин отдаёт должное и сильным противникам русских – шведам. Однако поэт даёт почувствовать, что и сам Карл, и его армия не воодушевлены ничем высоким, тогда как Пётр и его дружины исполнены патриотизма, уверенности в победе.

Пётр восхищается благородством Петра на пиру:

При кликах войска своего,
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих заздравный кубок подымает.

Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулаль земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.
Но в первой части указано на жестокость Петра:
Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.

В этом стихотворении мы видим двойственность характера Петра: “шкипер славный”, “упрямства дух нам всем подгадил”, “был …повешен им”.

Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии. В 1833 г. написана поэма “Медный всадник”.

В “Полтаве” Пушкин говорил о Петре Первом:

В гражданстве северной державы,
В её воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

Теперь поэт увидел перед собой Медного Всадника – воплощённый в металле памятник Петру Великому, основателю “военной столицы”. Пушкин в “Медном всаднике” поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Пётр у Пушкина – деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел создания города “на берегу пустынных волн” Невы.

В стилистике “Медного Всадника” отчётливо обозначены два разнородных начала: торжественная ода и смиренная элегия. Это разноречие стиля, стилистическое противоречие вполне отвечало свободному и сложному замыслу Пушкина. Он тяготеет к одической возвышенности там, где звучит тема Петра, и возвращается к элегической задушевности там, где касается темы Евгения.

Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания безвестного Евгения. Пушкину был близок мир Петра, была понятна и дорога мечта “ногою твёрдой стать при море”. Он видел, как перед Петром, “мощным властелином судьбы”, смирялась “побеждённая стихия”. Но Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид Петербурга. Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда.

Пётр, воплощённый в Медного всадника, видится как “мощный властелин судьбы, а не игралище в её руках”. Утверждая непреклонную волю, вселяя ужас, Медный всадник своим величием опровергает мысли о своём бессилии человека перед лицом рока.

Восторженное настроение поэта омрачается думой о “противоречиях существенности” и скорбном уделе “малых сил”; возникает новый образ Петра:

И, обращён к нему спиною
В неколебимой тишине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки. В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Пётр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в своём безумии и высок в своей способности протестовать.

В. Г. Белинский говорил, что “Медный всадник” вместе с “Полтавой” образуют “самую великую “Петриаду”, какую только в состоянии создать гений великого национального поэта”.

Мысли Петра – историка определяли создание исторической прозы, становление которой мы видим в незавершённой поэтом “Истории Петра”, написанной в последние годы его жизни.

Действие переносится из Москвы в Голландию, где Пётр с топором в руках работает на верфях и в Англию. Азовские берега и берега Балтики, города Польши и поля Украины, степи Буджака, Париж и границы Персии – таково огромное пространство действия, представленное нам в повествованиях Пушкина. С первых страниц “История Петра” перед нами в живом изображении является юный Пётр.

Пушкин рисует черты великодушия Петра и в то же время пишет (в связи с делом первой, постриженной в монахини жены Петра, которая была высечена кнутом): “Пётр хвастал своей жестокостью”.

Пушкин намечает изображение Петра в действии, в противоречиях, в борьбе с врагами и препятствиями. Против Петра вели борьбу за власть бояре и правительница Софья. Эта борьба закончилась избранием на царство Петра.

Царь уделял большое внимание просвещению. Он отправил боярских и дворянских детей за границу для изучения инженерству, корабельному искусству, архитектуре и другим наукам. Пётр сам намерен был учиться в чужих краях всему, чего недоставало ещё государству, погружённому в глубокое невежество. Возвращающихся из чужих краёв молодых людей он сам экзаменовал. Пётр был не только реформатором внутреннего преобразования государства, но, как показано в “Истории Петра”, и талантливым дипломатом в решении внешних политических вопросов.

Этим Пушкин подчёркивает неповторимую личность царя-реформатора.

Почему же Пушкин особо интересовался личностью Петра?

1). Пётр – величайший исторический деятель, буквально перевернувший всю русскую жизнь.

2). Пётр был интересной, сложной личностью. Это привлекательно для писателя.

3). Пушкин, зная историю своего предка – арапа Ганнибала, чувствовал свою особую связь с Петром.

Произведения, в которых Пушкин упоминает Петра: “Стансы”, “Заметки по русской истории 18 века”, “Моя родословная”, “Медный всадник”, “Полтава”, “Арап Петра Великого”, “История Петра”.

Используя опыт А. С. Пушкина в работе над темой Пера, многие современники создали свои замечательные произведения, например: А. Толстой “Пётр Великий” и т. д.

1. А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 16 томах. М., “Художественная литература”

2. Проблемы современного пушкиноведения. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени А.И. Герцена, 1986 г.

3. Г.П. Макогоненко. Творчество А.С. Пушкина в 30-е годы. Л., “Художественная литература”.

4. Б.В. Томашевский. Пушкин. Работы разных лет. М., “Книга”, 1990 г.

5. И. Фейнберг. Незавершённые работы Пушкина. Москва, “Художественная литература”, 1979 г.

6. С.М. Петров. Исторический роман Пушкина. М., Издательство Академии Наук СССР 1953 г.

7. Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова. М., “Просвещение”, 1988 г.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми Что привлекает пушкина в образе петра. Смотреть фото Что привлекает пушкина в образе петра. Смотреть картинку Что привлекает пушкина в образе петра. Картинка про Что привлекает пушкина в образе петра. Фото Что привлекает пушкина в образе петра

Источник

А.С. Пушкин «Медный всадник». Тема Петра I в поэме.

А.С. Пушкин «Медный всадник». Тема Петра I в поэме.

Цели урока : понимать патриотический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику героев: сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства

Формулировка цели урока, составление плана реализации, корректировка его и сверка результата с целью; самоконтроль, самопроверка и взаимопроверка.

Уметь планировать свою деятельность; корректировать её в соответствии с результатом; уметь контролировать учебные действия.

Отрабатывать навыки поиска необходимой информации, закрепление умений анализировать текст.

Логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи; уметь применять полученные знания на практике, делать выводы.

Работа в паре, высказывание и аргументация собственного мнения, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Рефлексия, смооценка результатов

Иметь адекватную позитивную оценку, проявлять самоуважение и взаимоуважение, осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к историческому прошлому страны.

Вид: комбинированный урок.
Тип: формирование новых знаний.

Ход урока
I. Организационный момент урока.

2. Отрывок из поэмы « Полтава». Чтение, анализ.

(В 1709 году русские войска разгромили шведов под Полтавой. Эта победа укрепляет авторитет и мощь России в числе других государств. В. Г. Белинский так определил роль этой победы: «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил… нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства».)

— А. С. Пушкин тоже Полтавскую битву считал важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин выступает не только как поэт, но и как историк. Он задумывается над судьбой Родины. И Полтавскую битву поэт называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава».

— Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:

— Какой приём использует А. С. Пушкин?

3. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка.

— Соотнесите термины и их определения.

форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений.

повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.

переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления.

А.С. Пушкин писал: “Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоёванной Невы”.

(Поэма – один из жанров лиро-эпических произведений. В поэме есть сюжет, события, что характерно для эпического произведения, и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемым событиям, как в лирическом произведении).
Так как мы знакомимся со вступлением к поэме, а не со всей поэмой, то, как такового
сюжета здесь нет.
3. Чтение отрывка и анализ.

Остановимся на особенности лирического произведения.
1) Какие чувства испытывает поэт к Петру I, к его деяниям? (Любование, восхищение,
гордость за него, за его деяния, что он сделал для государства).
2) К какому жанру близко вступление? (Ода – стихотворение восторженного характера
(торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события) Вступление написано в
традициях ломоносовской оды высоким слогом. В тексте есть славянизмы ( отсель, град, ветхий,
полнощных), приёмы ораторского искусства( повелительная интонация, торжественность,
звуковая организация речи).Выбранный поэтом жанр вступления подчёркивает в образе Петра его
государственную мудрость и патриотизм.
3) Как он это подчёркивает?
1. Авторское отношение: “Люблю тебя, Петра творенье”.
2. Курсив: он; эпитет “дум высоких полн”.
3. Уже в 1 строфе найдите фольклорные традиции в изображении величия и мощи
исторической личности. (А.С. Пушкин использует былинные способы изображения исторической
личности: широкий взгляд на мир “укрепляет” личность героя – “он дум великих полн”. Пётр дан
на фоне огромного пространства, которое предстоит покорить, преобразовать!
4. Выделение смысловых частей произведения. (Строфы – это части, их зрительно можно
выделить).
Темы:
1. Замысел Петра создать город на берегах Невы.
2. Результат деятельности Петра через 100 лет – “Петра творенье”
3. Отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу
.
I тема.
1) Для чего Пётр I замыслил преобразования? (Это историческая необходимость).
2) Что нужно сделать в интересах государства? (Надо покорить природу, чтобы построить
город – всё покорить ради государственных целей).
3) Зачем?
— “отсель грозить мы будем шведу”,
— “здесь будет город заложен”,

— “в Европу прорубить окно”, чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить её роль на
мировой арене,
— “ногою твёрдой стать при море”,
— “все флаги в гости будут к нам”.
Вспоминаем, что берега Невы, местность, где был впоследствии основан Петербурга –
исконные русские земли – во времена Петра принадлежали Швеции, и за них, за право иметь
выход к морю боролся русский народ. Именно здесь, на берегах Невы у моря нужно было, по
мысли Петра, основать город и крепость, чтобы обезопасить Россию от нападений шведов, чтобы
закрепиться у выхода к морю “назло надменному соседу” – Швеции, которая не желала, чтобы
Россия имела его.
? Как вы понимаете смысл выражения:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.

Петр I думал о том, что основание города у устья Невы даёт возможность наладить
торговые и культурные связи с Европой. Обращаем внимание на выразительность метафоры
“В Европу прорубить окно”.
? Каково значение строк:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.
С основанием города при море, когда упрочатся связи России со всем миром, корабли всех
стран приплывут к берегам Невы. Здесь слово “флаги” употреблено вместо слов “корабли разных
стран”. Такого рода выражения, когда называется часть вместо целого (флаг вместо корабля) или
единственное число вместо множественного (“Отсель грозить мы будем шведу”) называются
метонимией.
II тема.
Чтобы увидеть результат деятельности Петра, нужно представить, что было и что стало.
Что было “прежде”
Что стало “ныне” (через 100 лет)
Строим образные ряды
1. Пётр I стоит один.
1. Город уже не сметёшь.(“все флаги в гости будут к нам”).
2. Река неслась широко, привольно.
2. Река – её берега скованы гранитом (“в гранит оделася Нева”).
3. Избы чернеют здесь и там.

4. Лес кругом шумел, не тронутый рукой человека.
3. Здесь дворцы и башни теснятся.

4. Теперь тёмно-зелёные сады.
Это и есть метод параллелизма (композиционный приём, где подчеркивается связь явлений по
сходству).
Что же хотел сказать поэт, рисуя эти 2 картины? (Всё преобразилось за 100 лет!
Человек решительный, сильный всё может преодолеть. Сила его творчества беспредельна!
Усилиями народа был создан великолепный город в пустынной, болотистой местности).
III тема.
1) Каково отношение А.С. Пушкина к городу Петербургу?
2) За что любит поэт свой город?

Поэт любит город за его “строгий, стройный вид”. Петербург строился, как новый город, по
строгому плану: прямые и широкие улицы, расходящиеся лучами или пересекающиеся под
прямым углом, прекрасные здания в духе древнегреческой или римской архитектуры.
Поэт любит “Невы державное теченье”, т. е. мощное, сильное, величественное течение
могучей реки.
Поэта восхищает “оград узор чугунный”. Город уже в то время славился художественными
решётками садов и мостов.

Поэт любит белые ночи, они располагали его к задумчивости: это “прозрачный сумрак”,

“блеск безлунный”, когда поэту хочется творить, уйти в свои творческие думы.

Петербург для Пушкина – олицетворение государственности.

Замысел Петра I был реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к

поэме призвано подвести к пониманию основного конфликта- истории и личности.

Конфликт – это столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета.

Какие конфликты смогли выделить учащиеся?

1. Конфликт – человек и природа. (Пётр I победил, потому что цели его общие,

государственные, исторические. Победа человека над стихией, победа, вознёсшая великолепную

столицу из “топи блат”. Человек должен покорить природу, но природа будет мстить –

Петра здесь – символ государственной власти, символ движения страны вперёд. Петербург был

возведён властью Петра I ценой огромных жертв, но это было необходимо для решения

государственных вопросов. Трагична судьба героя поэмы Евгения, который стал жертвой

стихийного бедствия в городе, являющемся символом могущества страны. Но это всё-таки

историческая необходимость, и такие преобразования были под силу не каждому царю.

За какие деяния вошёл Пётр I в историю? (Его детище – город Петербург, которому уже

больше 300 лет! Это живой памятник, “краса и диво”).

1) Каким показал А.С. Пушкин Петра I данном отрывке?

2) С какой ещё другой стороны поэт раскрыл нам Петра I?

3) В стихотворении “Стансы” (1826 г.) есть строки о Петре I.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

4) Согласны вы с Пушкиным?

Пётр – герой, мореплаватель, на троне вечный работник.

Пётр – это гордость России, слава России.

И насколько прав был Пушкин, говоря: “Гордиться славою своих предков не только можно,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *