Что привлекает рассказчика в истории лизы бедная лиза
Лиза (бедная Лиза)
О. Кипренский. Бедная Лиза. 1827
Лиза – главная героиня сентиментальной повести Николая Михайловича Карамзина. В основе произведения лежит трагическая судьба молодой крестьянской девушки, обманутой богатым дворянином. Образ, созданный писателем, до сих пор считается олицетворением чистоты, нравственности и духовной непорочности.
Описание героини
На момент событий Лизе семнадцать лет. Ее отец, в прошлом зажиточный поселянин, умер два года назад. Когда закончились деньги, семья оказалась на грани выживания. Бедная вдова так и не оправилась от удара и слегла, переложив на дочь все заботы о быте и пропитании. Место обитания осиротевшей семьи – небольшой домик на окраине Москвы, недалеко от старинного монастыря и живописной березовой рощи. Бедственное положение, в котором оказались Лиза и ее больная мать, вынуждает девушку выполнять любую работу, за которую можно выручить деньги. Она вяжет, ткет холсты, а весной и летом приносит из леса цветы и ягоды, которые затем продает в Москве.
Характер, внешность
Автор отмечает, что Лиза наделена прекрасными духовными качествами: добротой, отзывчивостью, бескорыстием, честностью, умением любить. Мать, видя, как старается Лиза, просит у бога только одного: чтобы он послал ей счастье. Лиза же считает своей обязанностью работать и содержать семью. Она обращается к больной матери со словами: «Бог дал мне руки, чтобы работать, ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою».
Не обделила природа Лизу и внешней красотой. Многие московские повесы засматриваются на изящную, стройную девушку с прекрасными голубыми глазами. Дополняют истинно славянский образ белокурые волосы, заплетенные в косу.
Встреча с Эрастом
Иллюстрация Г. Епифанова
Жизнь Лизы и ее матери не была богата событиями. Дни, похожие, словно близнецы, сменяли друг друга, пока не случилась встреча, которая и определила дальнейшую судьбу девушки.
Однажды Лиза, набрав полную корзину ландышей, отправилась с ними в Москву. Неожиданно к ней подошел привлекательный, богато одетый барин и, поинтересовавшись ценой, удивился, что Лиза продает цветы по пять копеек. Он предложил девушке рубль, но она отказалась, сказав, что лишнего ей не нужно. С первого взгляда юная и неопытная Лиза влюбилась в красивого незнакомца. Он назвался Эрастом и предложил девушке встретиться завтра с условием, что цветы она будет приносить только для него. С этой минуты все мысли Лизы были заняты новым знакомым, с замиранием сердца она представляла себе их будущее свидание.
Молодые люди начали встречаться. Будучи неглупой девушкой, Лиза понимала, что между ней и Эрастом лежит огромная пропасть, ведь влюбленные были из разных сословий. Но Эраст своими пылкими речами и обещаниями забрать девушку в город усыпил бдительность наивной Лизы и всецело овладел ее сердцем, душой и телом.
Лиза искренне верила красивым словам Эраста и не замечала, как тот постепенно охладевает к ней. Сердце девушки, пылающее от любви, не предчувствовало надвигающейся беды. Поэтому, когда Эраст объявил Лизе об отъезде, она простодушно поверила ему и пообещала ждать. Лиза тяжело переносила разлуку с любимым, сердце ее разрывалось от тоски, не было ни одной минуты, чтобы она не думала об Эрасте. Переписка между ними была невозможна, так как Лиза была неграмотной. Но надежда на скорую встречу согревала девушку. Она представляла, как жарко обнимет своего возлюбленного, какие слова будет говорить ему о своей любви. Так, в ожидании встречи прошло два месяца, но Эраст так и не объявился.
Финал
Иллюстрация Г. Епифанова
Однажды Лиза пошла в город за лекарством для матери. На одной из улиц ее внимание привлек проезжавший мимо шикарный экипаж. Внезапно в его окне Лиза увидела того, о ком страдала и ждала все эти месяцы. Это был Эраст. Карета повернула во двор огромного дома, и Лиза побежала за ней. Дождавшись, когда Эраст выйдет из экипажа, девушка с криком радости бросилась к нему. Побледневший мужчина, не говоря ни слова, провел ее в кабинет и произнес: «Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня». После этих слов он положил в карман девушки сто рублей и приказал проводить ее до ограды.
Ничего не видя перед собой от нахлынувших слез, Лиза брела по дороге и не заметила, как оказалась на берегу глубокого пруда. Ее чувства, любовь, вера в людей – все было растоптано и уничтожено во время последней встречи с Эрастом. Не зная как жить дальше, девушка приняла страшное решение. Даже любовь к матери не смогла помочь ей справиться с горем и отчаянием. Единственное, что могла сделать девушка, – попросить соседскую девочку передать матери сто рублей, которыми от нее откупился Эраст.
Иллюстрация Г. Епифанова
Когда Лизу достали из воды, она была уже мертва. Сердце матери, не выдержав горя, остановилось от страшного известия о смерти дочери. Их некогда уютный домик со временем опустел и обветшал, «…там воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец: там стонет бедная Лиза!»
Роль героини в произведении
Николая Михайловича Карамзина можно смело назвать новатором в изображении образа центральной героини. Вопреки существовавшим в то время догмам классицизма, он делает упор на чувственности в противовес рассудочности. Вместо длинных, пространных монологов и описательных моментов он раскрывает образ Лизы через краткие, яркие эпизоды. Большую роль в повести играет природа. Она как бы передает состояние девушки в определенные моменты. Когда Лиза весела и счастлива – то и природа сверкает и играет яркими красками. Если героиня грустит и страдает – природа становится предвестником чего-то недоброго и враждебного.
В характере Лизы автор сосредоточил все самые положительные и благородные качества. Ее чистая любовь к человеку из другого социального слоя стала образцом духовного богатства, воплощением лучших гуманных и нравственных качеств.
Еще одним новшеством, не характерным для 18 века, явилось то, что Карамзин выбирает в качестве главной героини не обычную барышню, а девушку из народа, простую крестьянку. Этим подходом автор символически сокращает пропасть между разными сословиями, делая акцент на том, что все люди едины не только перед богом, но и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют».
В своем произведении Карамзин создал образец духовного идеала, воплощенный в образе главной героини. Трагизм этого образа заставляет читателя глубоко задуматься о судьбе несчастной девушки, разделяя с автором чувство глубокого уважения и сочувствия.
Развитие героини по мере сюжета
Еще до первого знакомства с Лизой, становится понятно, что девушка, несмотря на юный возраст, трудится не покладая рук, чтобы содержать больную мать. Постепенно, эпизод за эпизодом, раскрывает автор все самые лучшие и благородные качества героини: скромность, честность, душевную чистоту.
Любовь к Эрасту становится для Лизы моральным испытанием. Согрешив физически, она воспринимает свой поступок, как страшный духовный грех. Несмотря на это, душа ее остается такой же чистой и незапятнанной. Но судьба распоряжается таким образом, что Лиза совершает еще более страшный грех – христианский. Насколько возможно и пока есть силы, она противится этому греху: «О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!»
Предательство Эраста морально уничтожает Лизу, не выдержав страданий, она решается на самоубийство. Но этот шаг, вопреки устоявшимся представлениям, является спасением для ее непорочной души, своего рода очищением от того греха, который она совершила, поверив Эрасту.
Отношение автора к героине
Уже из названия повести и ее самых первых строк становится понятным отношение автора к своей героине. Вкладывая описание девушки в уста рассказчика, Карамзин выражает по отношению к ней огромное сочувствие и жалость. Противопоставляя ее чистую любовь чувствам Эраста, который и явился виновником ее гибели, автор делает ее образ настолько трагическим, что сама мысль о каком-либо осуждении не представляется возможной.
Еще одним доказательством любви автора к героине становится место ее захоронения. Девушка покоится не за оградой сельского кладбища, как это было предписано для погребения самоубийц. Автор представляет взору читателя живописное место, где под огромным дубом нашла свое упокоение бедная Лиза. Крест на ее могиле символизирует тот самый крест судьбы, который довелось пронести девушке через свою короткую жизнь.
Прототипы
Идея о написании повести не возникла у Карамзина сама по себе. Писатель много путешествовал по Европе и наблюдал изменения, происходившие в зарубежной литературе. Европейские литераторы одними из первых стали отдаляться от догматов классицизма, делая все больший акцент на душещипательной чувственности. Эти примеры сподвигли автора на написание повести, которая, как он считал, могла бы вызвать интерес и у российского читателя. Тем более, что интрига должна была базироваться на любви людей из двух совершенно противоположных сословий.
Таким образом, можно утверждать, что героями «Бедной Лизы» стали адаптированные под русскую действительность персонажи зарубежных произведений. Неизбитый сюжет, обилие сентиментальных моментов, не характерный для русской литературы «плохой» конец – все это послужило тому, что повесть Карамзина стала одним из самых читаемых произведений того времени.
Экранизации
В 1967 году появилось первое экранное воплощение повести Н.М. Карамзина. Режиссерами Натальей Бариновой и Давидом Ливневым был поставлен телеспектакль «Бедная Лиза», главные роли в котором исполнили известные актеры Анастасия Вознесенская и Андрей Мягков.
В 1978 году студия «Союзмультфильм» выпустила очередную экранизацию повести. Действие в мультфильме происходит без слов, под прекрасную музыку Алексея Рыбникова.
В 1998 году режиссер Слава Цукерман поставил фильм совместного производства СССР и США «Бедная Лиза». В роли Лизы снялась словацкая актриса Барбора Бобулова. Фильм пронизан атмосферой московских окраин, старины и наполнен сентиментальной грустью. Актриса отлично вписалась в образ бедной девушки Лизы, соблазненной и брошенной красавцем Эрастом.
Образ Лизы
Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» является центральным. Чистота и нравственная красота слились воедино с наивностью и доверчивостью, что приводит героиню к трагичному финалу жизни.
Краткая характеристика
Лиза – это простая девушка, крестьянка, которая родилась и выросла в бедной семье. На момент повествования она живет в хижине с нездоровой матерью. Отец семнадцатилетней девушки умер, когда ей было всего пятнадцать. Это сильно подкосило здоровье матери Лизы, поэтому главной героине пришлось все домашнее хозяйство взять в свои руки. Девушка была очень трудолюбива, она была мастерицей на все руки. По весне Лиза продавала сорванные ею же цветы. Именно с помощью этого занятия произошла встреча главной героини с Эрастом.
При характеристике крестьянской девушки Н. М. Карамзин обращает внимание читателей на внешность героини. Лиза описывается как красивая девушка, именно ее красота «сделала впечатление в сердце» Эраста. Голубые глаза и белокурые волосы – вот чем гордится Лиза. Такой красотой обладает крестьянка!
Характер
Образ Лизы является воплощением нравственной красоты и чистоты. Повествователь несколько раз отмечает, что героиня имеет «прекрасную» душу. Девушка стеснительна, застенчива и робка, несколько наивна в своей простоте. Она честна с собой и с другими людьми. Не зря Лиза говорит о том, что никогда ничего не скрывала от матери, которая ее вырастила. На честность указывает и то, что девушка отказалась брать рубль, когда его пытался дать Эраст за цветы ценою 5 копеек. Это говорит о том, что Лиза бедна, но не готова присваивать себе лишнее. Гордость девушки не позволяет ей «брать подачки». С каждым эпизодом Н. М. Карамзин все больше и больше раскрывает характер и душу главной героини.
Новаторство
Карамзин создал новый в русской литературе образ и поднял новую проблему – любовь простой крестьянской девушки. Чувства героини прекрасны, они чище любви светских красавиц. Фраза «И крестьянки любить умеют!» стала новым явлением в литературе. Лиза любит всем своим сердцем, всей душой, и ее социальное положение не мешает ей испытывать сильные и настоящие чувства. Она отдается отношениям с Эрастом с головой, для нее возлюбленный является всем миром. Чувства героини управляют разумом девушки, она не думает о том, что Лиза и Эраст не могут быть вместе лишь потому, что они принадлежат к разным сословиям. Девушка полностью доверяет Эрасту и верит в то, что их любовь будет длиться всю жизнь.
Наивность и чувствительность приводят героиню к трагичному финалу. Понимая, что Эраст предал и обманул ее, что она не сможет жить без своего возлюбленного, Лиза бросается в реку. Жизнь без любви для героини не имеет смысла.
Этот сюжетный элемент, как и сам образ Лизы, был новаторским в литературе. Поступок главной героини повести «Бедная Лиза» становится своеобразным протестом против общества, в котором любовь проигрывает богатству.
Название произведения заключает в себе оценку автора относительно Лизы. Она бедная в двух смыслах этого слова. Лиза – небогатая крестьянка, которую действительно жаль. Образ бедной крестьянки стал основой для создания других сильных женских образов в русской литературе.
Самоубийство Лизы не является проявлением слабости характера. Повествователь уверен, что героиня обязательно попадет в рай, потому что ее душа была чиста и невинна.
Характеристика образа Лизы по повести «Бедная Лиза» Карамзина Н.М.
Творчество Н. М. Карамзина связано в первую очередь с появлением в русской литературе такого направления, как сентиментализм. До этого в ней царствовал классицизм с его четкой конструкцией и дидактическими нравоучениями. Карамзин же открывает мир чувственный, наполненный различными эмоциями, личными переживаниями героев. Он признавался, что особую чуткость сердца – сентиментальность – он считал необходимым качеством писателя. Карамзин показал себя блистательным литератором, его работы до сих пор вызывают неподдельный интерес. Остановимся на одной из них – повести «Бедная Лиза», которая в настоящее время включена в обязательную школьную программу.
История создания
Считается, что Карамзин решился на подобный литературный эксперимент, вдохновившись повестями европейской литературы, с которыми ознакомился во время своего путешествия по странам Европы. Но писатель понимал: чтобы вызвать интерес и сострадание российского читателя, необходимо найти что-то, что вызовет отклик в его душе. Поэтому, кроме описания чувств главных героев, Карамзин детально описывает природу. В качестве основного бэкграунда он использует окрестности около Симонова монастыря. Дубовые боры, светлые реки, пруд – автор старается запечатлеть то, что приносит ему наслаждение вдали от городской суеты, и наполняет пейзажи особенным смыслом.
Благодаря такому подходу повесть кажется очень достоверной. Исследователь В. Н. Топоров отметил:
«Впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».
Повесть «Бедная Лиза» была опубликована в 1792 году в издании «Московский журнал», где Карамзин работал в качестве редактора.
Карамзин был не только поэтом и прозаиком, но и прекрасным переводчиком. Благодаря ему российские читатели познакомились с произведениями У. Шекспира, Г. Лессинга и других выдающихся европейских деятелей литературы. Одним из самых интересных творений Карамзин считаются «Письма русского путешественника», написанные под впечатлением от поездки по Европе и опубликованные в 1791-1792 гг. Именно здесь автор начинает внедрять черты сентиментализма, благодаря чему он стал известным литератором. Талант писателя раскрывался с каждой его работой. Знаковым событием в русской прозе стала публикация повести «Бедная Лиза», за ней в свет вышло другое произведение – «Наталья, боярская дочь».
Итогом творческого пути Карамзина становится энциклопедический труд «История государства Российского», в котором описаны события нашей страны от древности до начала Смутного времени. Многое из того, что написано в этих двенадцати томах, было найдено в архивах самим писателем и впервые опубликовано благодаря ему.
Жанр и направление
«Бедная Лиза» принадлежит к жанру повести – прозаическому произведению, в основе которого лежит цепь связанных логически и хронологически эпизодов. Некоторые называют «Бедную Лизу» рассказом, что неверно, так как обычно в рассказе реализуется одна сюжетная линия и он не такой большой по объему, как данная книга.
Карамзин пишет свою повесть, отходя от канонов классицизма и используя приемы сентиментализма. Сентиментализм – это такое течение в литературе XVIII века, когда в центр внимания ставится не разум, а чувствительность. Герой сентиментализма более проработан и индивидуален, поэтому он находит отклик в душе читателя. Поэт П. А. Вяземский называл это течение «изящным изображением основного и повседневного».
Основные черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»:
Однако близость с природой имеют не все действующие лица произведения, а только Лиза и сам рассказчик. Автор наделяет их такой способностью, акцентируя внимание на том, что именно они способны на настоящие чувства.
Сюжет, кажущийся в настоящее время достаточно примитивным, в конце XVIII века произвел в русской общественности фурор. В повести изображена трагическая судьба бедной Лизы.
Крестьянская девушка Лиза вынуждена трудиться в поте лица, чтобы обеспечить себя и мать после смерти отца, бывшего «зажиточным поселянином». Она собирает ландыши в лесах и продает их в Москве. Там ее замечает молодой красивый дворянин Эраст, который влюбляется в нее, и эти чувства, кажется, навсегда.
Они много времени проводят вместе, но в какой-то момент Лиза перестает интересовать героя. Сначала Эраст видел в ней ангела, который так поразительно отличался от напыщенных барышень его круга; но после того, как девушка отдается молодому человеку, она теряет для него свою привлекательность. Эраст начинает отказывать ей во встречах, а затем и вовсе говорит, что ему нужно уехать вместе с полком, идущим в поход. Лиза просит его остаться, но он отвечает, что отказ от службы означает для него бесславие и позор. Девушка понимающе соглашается, и ей приходится смириться с неизбежной разлукой. Она очень сильно тоскует, но старается держаться, чтобы не тревожить мать лишний раз.
Однажды Лиза отправилась в Москву за лекарством и там увидела своего возлюбленного. Она была счастлива его встретить, однако тот сказал, что он теперь помолвлен и они не могут быть вместе. Оказывается, вместо доблестной службы в армии Эраст там увлекся игрой в карты и потерял все состояние. Он не в силах расплатиться с долгами, поэтому решает жениться на пожилой богатой вдове, которая была в него давно влюблена. Лиза не может пережить его измену. После того, как он ее выставил с порога, девушка просит приятельницу передать матери извинения и деньги, а сама кидается в пруд. Ее не успевают спасти. Эраст до конца жизни был несчастен и винил себя в смерти возлюбленной. Многомудрый Литрекон сочувствует этой потере, а Вам предлагает краткое содержание повести для читательского дневника и отзыв (вот они).
Предательство Эраста
Но Эраст оказался подлецом, бросив Лизу. Героиня лишь случайно узнает о его измене. Поехав в Москву купить розовой воды, она случайно сталкивается на улице с его каретой. Лиза бросается к ней, но карета проезжает мимо нее и останавливается у двора большого дома. Героиня подбегает, обнимает своего возлюбленного, но тот спокойно сообщает, что женится (как выясняется позже, он женился на богатой вдове, чтобы поправить свое положение, поскольку в походе он проиграл в карты почти все свои деньги) и просит оставить его в покое, пытаясь откупиться от Лизы деньгами. И Карамзин вовсе не оправдывает своего героя, а открыто его осуждает. За свое предательство Эраст будет наказан: ему суждено до конца жизни быть несчастным и винить себя в смерти Лизы. В конце произведения он умирает.
Продолжая анализировать образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Карамзина, мы должны отметить еще одну важную деталь — она любила Эраста, но в то же время не забывала о своей матери, и именно забота о ней остановила Лизу от попыток пойти на войну за своим возлюбленным. Хотя героиня очень переживала за Эраста, боялась, что его убьют на войне. Ведь Лиза не могла даже писать своему возлюбленному послания, поскольку просто не умела этого делать.
Конфликт
Основной конфликт повести «Бедная Лиза» можно назвать психологическим. Он заключается в отношении героев к любви и к деньгам. Лиза, умеющая искренне и сильно любить, сильно привязывается к Эрасту. Она живет своим чувством, отдаваясь ему всецело. Лизу не интересует материальное положение возлюбленного, она не берет его деньги, когда он пытается заплатить за ландыши сумму, в несколько раз превышающую озвученную стоимость. В то же время Эраст наслаждается временной связью с девушкой, которая поначалу казалась ему интересной. Но затем она ему наскучила, и он уезжает. Проиграв все деньги, Эраст идет на сделку с совестью – он сватается к богатой вдове ради ее состояния, которое ему нужно для выплаты долгов.
Лиза с самого начала понимала, что у нее не будет счастливой жизни с Эрастом. Она несколько раз говорила, что он никогда не будет ее мужем, ведь он дворянин. Но это не мешало героине погружаться в эти отношения все глубже и глубже. Эраст же, казалось, был готов на все ради Лизы. Но его чувства не прошли проверку временем. Молодой человек поступает подло, ведь он даже не сообщил возлюбленной, что вернулся.
Получается, конфликт произведения строится на таком приеме, как антитеза (противопоставление). Персонажей повести нельзя разделить на строго положительных и строго отрицательных, как это принято в классицизме. В сентиментализме столкновение взглядов реализуется с помощью несоответствия чувств и принципов одного героя с чувствами и принципами другого героя. Также заметен социальный конфликт: Карамзин, повинуясь демократическим веяниям Европы, становится на сторону естественных и чувствительных крестьян, не избалованных роскошью, и порицает дворян, испорченных средой. В других известных примерах сентиментальных произведений (Шиллер, Лессинг) правда тоже оказывается на стороне простого человека, а знатный господин проявляет подлость, но зачастую раскаивается в ней.
Отрицательные черты
«Ветреное» сердце – одна из самых главных характеристик Эраста. Его образ жизни был построен так, что он стремился к различным увлечениям и удовольствиям. Встретив Лизу, Эраст поступает с девушкой жестоко, обманывая ее ради собственных целей. Эраст несправедлив по отношению к Лизе, которой он причиняет боль. Переменчивое настроение и неспособность ценить то, что есть, говорят о том, что любовь между Эрастом и Лизой с самого начала была обречена на трагедию. У возлюбленных были разные взгляды на жизнь, поэтому Эрасту Лиза слишком быстро наскучила. Являясь дворянином по происхождению, Эраст строит отношения с простой крестьянкой. Герой думает о том, что сможет взять ответственность за свой выбор, однако он ошибается. Ветреность и неспособность взять на себя ответственность – основные отрицательные черты Эраста. Н. М. Карамзин демонстрирует, что желание добиться высокого положения в обществе побеждает искреннее чувство любви. Ради материального благополучия Эраст обманывает Лизу, причиняя ей боль.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в повести «Бедная Лиза» способствуют наиболее полному раскрытию социального и любовного конфликта:
Образы героев повести Бедной Лизы
Образы Бедной Лизы Карамзина
1. Введение. Сюжет сентиментальной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» очень прост.
Между обычной крестьянской девушкой Лизой и дворянином Эрастом завязываются любовные отношения.
Молодой человек отправляется на войну, где проигрывает в карты практически все свое состояние. Спасти его может только брак с богатой невестой.
2. Лиза. Лиза — бедная крестьянка, вынужденная после смерти отца в одиночку заботиться о матери. Девушка берется за любую посильную работу и в целом неплохо с этим справляется. Встреча с Эрастом становится для Лизы настоящим «подарком небес». Молодой дворянин ведет себя очень почтительно, чем заслуживает сначала уважение, а затем любовь девушки.
Полюбив Эраста, Лиза отдает себя отчет в том, что брак между крестьянкой и дворянином невозможен. Лишь под влиянием нежных признаний молодого человека в вечной верности она отдается ему. После этого Лиза не представляет себе жизни без любимого, буквально дышит им.
Постепенно охлаждение Эраста становится трагедией для Лизы. Наивная девушка не может понять, чем оно вызвано. Еще одним ударом становится для нее известие об отъезде молодого человека на войну. Лиза готова ждать любимого в надежде, что после они уже никогда не расстанутся.
Случайная встреча с вернувшимся Эрастом, его отречение от прежних обещаний и грубая денежная подачка были для Лизы полной неожиданностью. Девушка в один момент лишилась всего самого дорогого. Она не видела смысла жить дальше и в отчаянии утопилась. Трагический образ Лизы олицетворяет собой судьбу всех женщин, брошенных любимыми. Образ усилен разницей в социальном положении девушки и молодого человека.
3. Эраст. Эраст — молодой беспечный представитель высшего сословия. Ему уже давно наскучило дворянское общество и великосветский образ жизни. Лиза становится для него тем волшебным идеалом, который он безуспешно ищет. В душе Эраст — честный и благородный человек. Поначалу он не имеет никаких грязных мыслей в отношении Лизы, с уважением относится к ее матери. Рядом с чистой и простодушной девушкой дворянин полностью забывает о своем происхождении.
Мечтательность и беззаботность Эраста становятся главными причинами трагедии. Молодой человек должен был трезво оценивать свои поступки и понимать, что его роман с крестьянкой не может длиться вечно. Вместо этого Эраст строит идиллические планы на райскую жизнь с любимой в «дремучих лесах». После физической близости отношение Эраста к Лизе резко меняется. В его глазах девушка теряет божественной ореол, становится в один ряд со всеми доступными женщинами.
Свидания становятся реже и уже никогда не ограничиваются одними «невинными ласками». Эраст все же продолжает любить Лизу и трогательно прощается с ней перед отъездом. На войне Эраст вновь возвращается к привычному ему образу жизни. Отбросив мечтательность, он забывается в грубых чувственных наслаждениях. Беспечность приводит дворянина к крупному карточному проигрышу. Безденежье вынуждает Эраста жениться по расчету. Любовь к Лизе отступает на задний план.
В сцене последнего разговора с девушкой дворянин предстает в совершенно ином облике. Теперь это — бездушный расчетливый человек, который не стесняется откупиться от обманутой им Лизы деньгами. После самоубийства Лизы Эраст чувствует горькое раскаяние. Наказанием для него становится несчастливая судьба.
4. Мать Лизы. Старушка-мать — второстепенный образ в романе. Это женщина, безгранично любящая свою единственную дочь и желающая ей только добра. Крестьянка не смогла предугадать к чему приведут отношения между Лизой и Эрастом, которого она считала очень хорошим человеком. Мать Лизы мечтала найти для нее достойного жениха из своей среды. Известие о самоубийстве дочери стало для нее непереносимым ударом, который бедная старушка не смогла пережить.
Темы и проблемы
В повести «Бедная Лиза» перед нами предстает богатая тематика:
Проблематика в повести «Бедная Лиза» :
Главная мысль
Новаторской в русской литературе была идея, суть который заключалась в том, что низшие сословия так же, как и высшие, могут чувствовать. Крестьяне могут проявлять эмоции, как и дворяне, а то и глубже. Фраза «И крестьянки любить умеют» стала ключевой для аудитории, которая с восторгом читала повесть. Карамзин призывает быть более гуманными по отношению друг к другу независимо от сословной принадлежности. Эгоизм Эраста погубил и Лизу, и ее мать, и его самого.
Смысл повести — призыв к гуманизму, ведь люди равны, никто из них не виноват, что родился без серебряной ложки во рту. А между тем именно серебряная ложка становится мерилом ценности личности. Если бы Лиза была благородной и богатой, их с Эрастом ждала бы счастливая жизнь в браке, но то, как общество зациклено на титулах и деньгах, превращает любовь в трагедию. Современники Карамзина так восторженно приняли повесть о чувствах, потому что в их жизни чувств не было, так как все браки были продиктованы финансовой необходимостью или старческой похотью, но никак не любовью.
Положительные черты
Эраст способен к возрождению. Именно это происходит с ним, когда он встречает на своем жизненном пути Лизу. Рассказчик, лично знакомый с Эрастом, отмечает, что тот по природе своей имел доброе сердце. Эраст искренне влюбляется в девушку и стремится быть с нею рядом везде и всегда. Его даже не пугает то, что они принадлежат к разным сословиям. Герой причиняет боль возлюбленной неосознанно. Эраст не виноват в том, что его чувства к Лизе остыли. Герой стал понимать, что их взаимоотношения ни к чему не приведут. Поэтому рассказчик не винит Эраста в том, что он разлюбил Лизу. Повествователь не может сказать, что в трагических отношениях между героями виноват Эраст, его нельзя проклинать за случившееся.
Эраст – не отрицательный персонаж, так как он имеет способность чувствовать и переживать. Когда Эраст узнает о самоубийстве Лизы, он чувствует свою вину. До конца своей жизни он ощущает себя причастным к гибели прекрасной девушки.
Все поступки героя мотивированы окружающим обществом, а не особенностями характера отдельной личности. Эраст является заложником той среды, в которой он рос и жил, поэтому его нельзя назвать виновным в том, что произошло с бедной Лизой.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Эраст (Бедная Лиза)», рассмотрит положительные и отрицательные черты центрального персонажа повести Н. М. Карамзина.
Карамзин делает первые шаги в преобразовании литературного русского языка. Он убирает из речи героев старославянизмы и церковную лексику, делает разговоры героев более простыми и понятными. Однако писатель упускает один момент: речь провинциальной крестьянки и дворянина из крупного города одинакова. То есть в литературе пока еще не было сильных различий между крестьянским говором и аристократическими разговорами, хотя в жизни они ощущались.
В повести «Бедная Лиза» Карамзин использует следующие средства выразительности:
Автор использует эти приемы, чтобы дополнительно подчеркнуть сентиментальную натуру главной героини, а также раскрыть чувства и образы персонажей, создать некую атмосферу.