Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском

Холодным январским с утра 1815 года Г. Р. Державин находился на экзамене

Холодным январским днем 1815 года Г. Р. Державин находился на экзамене в Царскосельском лицее. Чьё выступление его неподражаемо взволновало? Пристально осмотри репродукцию картины И. Е. Репина Пушкин на лицейском экзамене в Королевском Селе 8 января 1815 года и ответь на вопросы. Картина на стр. 32. Задание 53. 1. В каком месте Царскосельского лицея происходит событие, изображенное на картинке? 2. По какому предлогу состоялось событие, изображённое на картине? 3. Кто изображён живописцем на картине? 4. Каким изобразил живописец А. С. Пушкина? 5. Сколько лет было тогда А. С. Пушкину? 6. Какое творение читал А. С. Пушкин на лицейском экзамене? 7. Что завлекает в облике Г. Р. Державина?

Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском

1. В Большом зале Лицея.

2. 8 января 1815 года состоялись переводные экзамены.

3. Зал заполнен гостями, родителями, родственниками. За столом посиживают
лицейские начальники и доктора в парадных мундирах. В состав
экзаменационной комиссии заходил большой поэт Г. Р. Державин,

4.Пуш-кин стоит на открытом пространстве, в необыкновенной позе, ни у кого из
изображённых людей нет такового
вдохновенного личика; кидаются в глцза белоснежные
штаны, путовицы на фраке. Расценивая свою работу, художник писал: а Личико
и вся фигура мальчугана Пушкина на моей картине составляет радости моей
жизни. Никогда мне ещё не удавалось ни одно личико так живо, сильно и с таким
несомненным сходством, кок это героя-ребёнка.

Источник

Описание картины Ивана Репина “Пушкин на лицейском экзамене”

Картина была заказана художнику к 100 летнему юбилею Императорского лицея. Заказчики надеялись на небольшое полотно, они были удивлены размахами работы, проделанной автором. Это была картина размером два на четыре метра. Поэтому картин получилось две — полноразмерный холст с длинным названием “ А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму “Воспоминания в Царском селе”, и небольшая картина 123*195.

На полотне Репин изобразил большой актовый зал лицея, в котором в январе 1815 года проходил первый открытый экзамен. В центре зала мы видим огромное скопление людей — это ученики, преподаватели, родственники учеников и почетные гости. На экзамен были приглашены так же представители местной знати и духовенство.

На этом полотне мы так же видим знаменитого русского поэта Г.Р.Державина, который конечно же был приглашен на это событие. Для создания фигуры Державина художник долго изучал жизнь поэта, даже перечитал все его произведения.

В центре картины мы видим молодого лицеиста Пушкина, который произносит перед аудиторией свое стихотворение ” Воспоминания в Царском селе”. Сам Пушкин показан невысоким худеньким, кудрявым подростком. Его поза, розовощекое живое лицо показывает зрителем высокую степень увлечения и отдачи поэта во время выступления. Репин очень хорошо передал оживление, динамику движения и жестикуляцию юного лицеиста.

Державин восседает в центре за столом для почетных гостей. Перед выступлением Пушкина он сидел, задумчиво опустив голову. Но, услышав первые строчки стихотворения, поэт изумленно и заинтересованно подался вперед. Именно он на картине в красном мундире наклоняется ближе, чтобы лучше слышать стихи поэта.

В зале много военных в мундирах — война кончилась совсем недавно, военная одежда все еще напоминает о ней. Вся картина выполнена в ярких красках, передавая всю помпезность и торжественность события.

Источник

Описание картины Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

Полотна живописца Ильи Ефимовича Репина известны далеко за пределами России. Некоторые свои работы он посвящал знаменитым людям. Школьникам на уроках русского языка нужно сделать описание картины Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Это полотно поражает зрителей своей реалистичностью, точностью и колоритностью. Оно считается самой знаменитой репинской работой.

Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском

История создания

Пушкину Репин посвятил сразу две картины. Первая работа была заказана художнику в 1910 году Лицейским обществом. Это был подарок к столетию Императорского Царскосельского лицея. Планировалось, что на картине Репина Пушкин читает стихи Державину. Чтобы помочь художнику, лицеисты решили даже устроить инсценировку знаменитого экзамена.

Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском

Репин принялся за работу с воодушевлением, чем удивил своих заказчиков, которые желали сначала получить небольшое полотно. Сам же Илья Ефимович выбрал холст размером 2 на 4 метра, но в итоге он написал полотно меньших размеров. Свою первую картину Репин назвал «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». В настоящее время эта репродукция хранится в Петербурге во Всероссийском музее имени Пушкина.

Но картина на огромном холсте осталась и получила название «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1915 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском Селе». Сначала полотно было показано на одной из выставок передвижников, затем её приобрёл первый президент Чехословакии, и она до сих пор хранится в Праге.

Краткий сюжет

На картине «Пушкин на экзамене в Царском Селе» художник изобразил экзаменационную обстановку, когда все экзаменаторы уже устали. Неожиданно появился бойкий юноша с курчавыми волосами и со страстью в голосе стал читать свои стихи. Оживление юного чтеца передалось всему залу. Это была первая встреча поэта с Державиным. Тот даже привстал на своём месте и с воодушевлением наблюдает за юношей, который поразил его своим чтением.

Цветовая гамма

Чтобы выделить своего героя на общем фоне, автор картины «Пушкин на экзамене в лицее» использовал светлые тона. Основные цвета холста:

У Александра Сергеевича светлое лицо и белоснежные панталоны. Особо выделяются белые пуговицы на фраке. Стол, расположенный на полотне слева, покрыт красным сукном. Такого же цвета и одежда Державина. Белые напольные узоры сочетаются с красными оттенками.

Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском

Все цветовые оттенки насыщенные, поэтому картина «Пушкин на экзамене в Царскосельском лицее» завораживает. С обеих сторон зала есть окна, украшенные малиновыми шторами. Ещё больше света и яркости картине придают огромные зеркала, которые украшают стены. С потолка свисают роскошные люстры.

Выпускники лицея одеты в парадную форму: белые штаны и высокие ботфорты чёрного цвета. Пушкин изображён художником торжественно. Он вышел на середину зала, выставил одну ногу вперёд, а руку поднял. Запрокинув голову, Александр Сергеевич стал читать свои стихи. Для него это первое публичное выступление.

Стоит при описании картины обратить внимание на то, что автор удачно подобрал цвета и успешно провёл контраст между чёрным и белым.

Картинные герои

Хоть с первого взгляда кажется, что на полотне только один главный герой, на холсте изображено много персонажей, но все они необходимы для фона. На переднем плане зритель видит юного поэта Пушкина, стоящего перед экзаменаторами и читающего своё стихотворное произведение, которое посвятил дружбе в лицее. Стихотворение поэт держит в руке, чтобы подсмотреть текст, если забудет.

Экзаменаторы слушают Пушкина внимательно, но среди них выделяется Державин. Он по достоинству оценил не только литературное творение поэта, но и талант, каким он обладает. Не только экзаменаторы заинтересованно слушают поэта, но и весь зал. Среди экзаменаторов есть и священник, который доволен учеником. Женщины в рядах зрителей умилённо смотрят на поэта.

Подготовка к письменной работе

Чтобы написать сочинение, нужно понимать, какой объём будет у этой работы. Всё зависит от класса, в котором будет задано сочинение-описание. Для его написания обязательно потребуется план:

Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском

Во вступлении к сочинению можно рассказать немного о том, кто такой Александр Пушкин и как прошло его выступление на выпускном экзамене.

Образец сочинения

Илья Ефимович Репин — гениальный художник, создавший множество великолепных картин. Самой значительной его работой является холст о том, как Александр Пушкин читает своё стихотворение на выпускном экзамене в лицее. Но у художника есть и другие популярные холсты:

Как известно, Илья Репин изобразил на своём полотне реальный исторический случай. Все воспитанники сдавали публичный экзамен, пройдя первый курс обучения в Царском лицее. Они должны были пройти испытания по нескольким предметам: французскому языку, математике, физике и т. д. Чтобы оценить уровень подготовки выпускников, преподаватели пригласили известного поэта Державина.

Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском

Автор полотна изобразил огромный и просторный зал, посреди которого расположен стол, украшенный красной скатертью с бахромой. За ним сидят экзаменаторы и внимательно слушают каждого выступающего. Есть в зале и другие значимые лица аристократического происхождения — это военные, представители духовенства и знать.

На картине показано, как на середину зала выходит эмоциональный темноволосый юноша. Он ставит одну ногу вперёд и уверенно начинает читать стихи. Своей уверенностью и эмоциональностью он привлекает внимание всех, кто находится в помещении. Кажется, что в эти торжественные минуты всё затихло — так чувственно и проникновенно читал Пушкин стихи.

На юного литератора с восхищением смотрят экзаменаторы, а Державин, который и сам прославился как поэт, даже немного привстал от удивления. Он поражён глубиной таланта юного дарования. Впоследствии он всегда с теплотой отзывался о своем ученике-лицеисте.

Зал, где проходит выпускной экзамен, огромный и светлый. Стены оформлены под мрамор, привлекают внимание и колонны. Зеркала на стенах отражают Пушкина, экзаменаторов, других выпускников и зрителей.

Это полотно Репина вызывает у меня лишь только положительные эмоции. Хочется хорошо учиться, чтобы на экзамене поразить своих учителей и вызвать у них гордость за то, что они смогли научить меня быть таким же эмоциональным и ничего не бояться.

Эмоциональное восприятие

Репинское полотно написано очень реалистично. В этом помогло художнику то, что он мастерски смог подобрать цветовую гамму. Благодаря шедевру каждый зритель может почувствовать себя участником великих исторических событий и узнать, как проходил путь становления Александра Сергеевича как поэта.

Хоть Пушкин жил в девятнадцатом веке, он и в настоящее время считается великим поэтом, произведения которого известны во всём мире и будут жить вечно.

Источник

Подготовка к описанию картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

Презентация к уроку

Оборудование урока: репродукция картины И. Е. Репина “Пушкин на лицейском экзамене”

Перспективное дом. задание: учащиеся заранее заучивают отрывки из произведения Пушкина “Воспоминания в царском селе”

Ход урока

Дети получают цветные фишки (учитель определяет настроение детей перед уроком)

1. Организационный момент Вступительное слово учителя. Играет музыка Римского-Корсакова

Слово учителя: Ребята, сядьте удобно. Я вижу, что у всех настроение хорошее. Улыбнитесь друг другу. Я вам желаю сегодня получить только положительные оценки (если у кого-то из детей черные или серые фишки, учитель в течение урока уделяет особое внимание ребенку, поддерживает его, помогает ему в ответах; важно, чтобы в конце у этого ребенка поднялось настроение)

2. Разминка. Учитель читает стих

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной радостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирною, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья, –

Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок? (творчеству и жизни Пушкина в лицее. Знакомство с планом урока (Презентация, слайд 2)

3. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи.

Беседа.

Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее. Расскажите, что больше вам запомнилось о жизни Пушкина в лицее?

Что говорили современники Пушкина о его таланте?

В. А. Жуковский, известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы познакомиться с Пушкиным, писал: “Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Милое живое творение! Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет”.

Учитель

Мы с вами задержимся у картины И. Е. Репина “Пушкин на лицейском экзамене”, который изобразил событие, описанное Пушкиным.

Сколько лет было тогда Пушкину? (15 лет)

Ребята, расскажите о Г. Р. Державине?

(В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века. Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием.)

Просмотр отрывка из фильма “Юность Пушкина”, режиссер Абрам Народицкий

Физминутка. Прочтите отрывок из стиха, передавая движения Пушкина? (перспективная домашняя работа: подготовить инсценировку по картине “Пушкин на лицейском экзамене”)

Анализ картины.

Прежде чем приступим к работе над картиной художника “Пушкин на лицейском экзамене” поговорим о творце этого произведения.

Беседа об Илье Ефимовиче Репине (с просмотром презентации к уроку о художнике )

— Просмотр слайда о картинах репина (во время просмотра дети вспоминают ранее виденные картины Репина. Приложение1)

— Какие сведения о художнике вы получили? (заранее подготовленный ученик)

Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью.

— Расскажите об истории создания картины? (заранее подготовленный ученик)

Дополнения учителя (для разностороннего развития. (Презентация, слайд 3)

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. Интересная деталь. Исследуя композиционную структуру картин – шедевров мирового изобразительного искусства, искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения. Принцип этого закона можно увидеть и в картине И.Е. Репина “А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года”. (приложение 3) Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.

Анализ произведения живописи ( попутные записи в тетради)

— Ребята, посмотрите на репродукцию картины “Пушкин на лицейском экзамене” и попробуйте войти в картину.

— Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.)

— Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина?

(Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему.)

— О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет?

(В Большом зале Лицея 8 января 1815 года состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. Пушкин читал стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”)

Дополнение учителя:

(“Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина. Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову. Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо. Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли. Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом. Голос его звенел металлом. Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. Среди гостей прокатился гул”. )

Составление опорных словосочетаний и предложений. С данными словами составить словосочетания (слова в таблице). Таблицы раздаются каждому (Приложение 2)

Ответы на вопросы, требующие размышления и доказательства:

— Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему?

— Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.)

— Что привлекает внимание в облике Державина? (сначала засыпал потом оживился, приставил руку к левому уху, заплакал)

— Какова реакция окружающих на происходящее?(все сидят с гордыми лицами, довольными)

— Какие чувства и мысли она вызывает? (гордость за русского поэта)

Работа по готовому плану. Запись на доске (план с пропусками, заполнить недостающие пункты. (Презентация, слайд 10)

Восхищение Державина (музы*ка, второй Державин)

Илья Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге.

Свою картину “Пушкин на лицейском экзамене” Репин создал в 1911 году.

Сюжет картины исторически конкретен и достоверен. В Большом зале Лицея 8 января 1815 года в связи с переходом воспитанников в “окончательный курс” состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. На экзамене по российской словесности Пушкин читал специально написанное для этого дня стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”.

Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. За столом сидят лицейские начальники и профессора в парадных формах. Все собравшиеся стеной стоят и сидят вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них торжественные и отчаянные. Спрашивают Пушкина. Поэт стоит перед экзаменатором Галичем.

После прочтения стиха Державин прослезился от радости и протянул руки к Пушкину.

Мне нравится картина Репина, потому что художник достоверно передал исторические события, показал свою любовь к молодому гению.

А теперь покажите мне фишки снова?

Источник

Сочинение по картине Репина Пушкин на лицейском экзамене

Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском

Сочинение по картине Репина Пушкин на лицейском экзамене (описание)

В современном мире очень трудно найти человека, который не был бы знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Как известно, свое первое образование он получил в лицеи, который находился в Царском Селе. За время своей учебы будущий поэт зарекомендовал себя, как способный и талантливый мальчик. Когда пришло время сдавать выпускные экзамены, то юноша был полностью подготовлен. Именно этот момент и запечатлел в своей картине известный русский живописец Илья Репин.
Все то, что показал художник имело место быть, так как это исторический факт. В картине очень тонко и точно показано восхищение всех присутствующих от таланта будущего поэта. События 8 января 1815 года вошли в историю, как первое публичное выступление Пушкина. Художник очень точно подметил реакцию Державина на стихи молодого Пушкина, и запечатлел на своем холсте его выражение лица.

Пушкин на экзамене

Вся картина написана в очень торжественном стиле, так как отображает всю важность происходящего события в жизни лицеистов. Именно с этого момента наш поэт начинает свой творческий путь в литературе. Репин, как и Пушкин, оставил нам вечную и очень ценную память о юности известного на весь мир дарования, которым еще не одно поколение будет восхищаться.

Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском

Неоднократные попытки художника

Известен тот факт, что Репину не сразу удалось изобразить Александра Пушкина так, как ему того хотелось. Над полотном он работал несколько лет. Было множество попыток изобразить поэта: с одного ракурса, с другого, около реки утром или вечером. Было огромное количество возможных вариаций прохождения этого экзамена. Репину постоянно не нравилось то, что выходило в итоге. Он изображал Пушкина с разными выражениями лица, но, по мнению художника, все это было «не тем». Как вспоминал позднее друг Репина Корней Чуковский, художник изобразил на полотнах столько лиц, что этого количества вполне хватило бы, чтобы наполнить абсолютно пустой город.

Подготовка к описанию картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

Наверное, не найдется не одного человека, который бы ни разу не слышал и не видел репродукцию Моны Лизы или Джоконды.

Все, кто знаком с биографией Александра Сергеевича Пушкина, знают, что будущего поэта привез в Петербург для поступления в Царскосельский Лицей Василий Львович Пушкин, дядя Александра.

Перед тем, как отправиться из Петербурга в Царское Село, Василий Львович, захватив с собой племянника, навестил хорошо знакомого ему по Москве поэта Ивана Ивановича Дмитриева, который тогда был министром юстиции и проживал в казенной квартире в здании министерства на Итальянской улице в доме № 25 (современный адрес).

Василию Львовичу было 43 года, а Дмитриеву исполнилось 49. Иван Иванович уже много лет знал Гавриилу Романовича Державина, с которым был знаком и Василий Львович, так что непременно зашел разговор о Державине, который уже отошел от всех дел, покинув пост министра юстиции в октябре 1803 г., и полностью отдался поэтическому творчеству, проживая в своей усадьбе на берегу Фонтанки или в своем загородном имении в Званке.

Когда же Василий Львович познакомился с Державиным? Это, возможно, случилось в Петербурге, где Пушкин служил с 1791 по 1796 год в Измайловском полку, а Державин уже находился на гражданской службе, уйдя в 1777 г. в отставку после службы в Преображенском полку. Но, безусловно, известно, что встретились Державин и Пушкин в Москве. Вначале состоялось знакомство Василия Львовича с поэзией Державина, стихотворения которого печатались не только в Петербурге, но и в московских журналах.

В Москве жил известный поэт и драматург Михаил Матвеевич Херасков (1733–1807). В доме Хераскова собирались молодые литераторы, среди них был и Державин, а позднее Дмитриев, Карамзин и Василий Львович Пушкин. Точно известно, что в апреле 1789 г. Державин побывал в Москве и поздравил Василия Львовича с днем рождения (27 апреля Василию Львовичу, уже известному стихотворцу, исполнилось 23 года).

Естественно, Державину была приятна встреча с В.Л. Пушкиным, знавшим ряд произведений Державина и напечатавшим оду «Люблю Державина творенья». Василий Львович высоко оценил оду Державина «Фелица»: «На лире золотой Державин возгремел, Бессмертную в стихах бессмертных он воспел».

Известно, что Василий Львович присутствовал на лицейском экзамене 8 января 1815 г., где блестяще выступил его племянник Александр Сергеевич, которого Г.Р. Державин «в гроб сходя благословил». Именно Василий Львович доставил стихотворение молодого Пушкина «Воспоминания о Царском Селе» в московский журнал «Российский музеум».

Позже между Державиным и Василием Львовичем возникло некоторое охлаждение, когда на десятом заседании литературного общества «Арзамас» 15 марта 1816 г. старостой общества избрали Василия Львовича (он специально приехал из Москвы и предложил вступить в общество племяннику Александру, еще лицеисту; А.С. Пушкин окончательно в общество вошел осенью 1817 г. после окончания Лицея).

Общество «Арзамас» было создано в октябре 1815 г.

Описание картины Ильи Репина «Пушкин в Царском Селе»

в противовес «Беседе любителей русского слова», во главе которого стояли Шишков, Державин, Хвостов и Муравьев-Апостол. Литературная борьба арзамасцев против консерваторов – шишковистов и державинцев не могла, естественно, не вызвать охлаждения Державина к В.Л. Пушкину. Тем не менее, многолетние дружеские отношения двух поэтов стали неотъемлемой частью истории российской литературы.

В апреле 2020 г. московская литературная общественность с участием представителей многих городов отметила 250 лет со дня рождения Василия Львовича Пушкина. Издательство «Планета» выпустило два издания его сочинений – репринтное издание 1822 года «Стихотворения Василия Пушкина» и сборник » Стихотворения и поэмы». 27 апреля 2020 г. в Москве в доме-музее В.Л. Пушкина на Старой Басманной улице, где не раз бывал Александр Сергеевич, прошли интересные мероприятия, завершившиеся представлением водевиля В.Л. Пушкина и П.А. Вяземского «Помещик без поместья». Российская академия образования учредила памятную медаль к 250-летию В.Л. Пушкина.

Отмечая в июне этого года очередную годовщину со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, а в июле – 200 лет со дня кончины Г.Р. Державина, следует вспомнить о любимом дяде великого поэта и дружеских связях Василия Львовича с Державиным, отцом русских поэтов.

почетный профессор Петербургского государственного университета путей сообщения

ТЭГИ: Г.Р. Державин, Александр Сергеевич Пушкин

В январе 1815 года в Лицее состоялся первый торжественный публичный экзамен, который воспитанники держали при переходе с первого на второй курс. В актовом зале собрались почётные гости, профессора, родители лицеистов. На экзамен был приглашён и знаменитый поэт Г.Р.Державин. Он приехал 8 января, когда лицеисты экзаменовались по русской словесности, французскому и латинскому языкам, математике и физике. В экзамен по русской словесности входило и чтение собственных сочинений. К 100-летию Императорского Лицея его профессора и воспитанники заказали художнику И.Е.Репину картину «Пушкин на лицейском экзамене». Причем для наилучшего воплощения замысла художником лицеисты устроили специально для него инсценировку знаменитого лицейского экзамена 8 января 1815 года.

Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Смотреть картинку Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Картинка про Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском. Фото Что привлекает в облике державина на картине пушкин на лицейском

…На лицейском экзамене присутствуют вельможи, крупные чиновники, военные, представители высшего духовенства, столичная знать. За столом, в центре, прославленный поэт Г.Р.Державин. Ему 72 года. Он превозмогает усталость. Экзамен тянется долго. Все утомлены. Державин начал дремать. – Александр Пушкин! – вызывается следующий лицеист. Живой курчавый юноша бойко подходит к столу, просит разрешения прочитать свои стихи «Воспоминания в Царском Селе». Ему разрешают. И юный поэт вдохновенно читает:

…Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны; Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных. Сердца их мщеньем зажжены…

– Прекрасно, великолепно, – проносится среди присутствующих. Державин приподнимает седую голову. – Господа, да это истинная поэзия! – слышится его голос. И он со всей страстью поэтической души ловит каждое слово, весь во власти пленительных стихов. А юный поэт продолжает:

…Еще военный гром грохочет в отдаленье, Москва в унынии, как степь в полнощной мгле, А он несет врагу не гибель, но спасенье И благотворный мир земле…

Все восхищены. Державин приподнимается. Он хочет расцеловать Пушкина – своего достойного преемника, восходящее «солнце русской поэзии». Этот волнующий момент в жизни Пушкина и запечатлел гениальный Репин. Об этом незабываемом дне благодарный поэт позже в романе «Евгений Онегин» писал:

Моя студенческая келья Вдруг озарилась: муза в ней Открыла пир младых затей… И свет ее улыбкой встретил; Успех нас первый окрылил; Старик Державин нас заметил И, в гроб сходя, благословил.

Теплое воспоминание о лицейском экзамене Пушкина оставил его друг И.И.Пущин: «На публичном нашем экзамене Державин, державным своим благословением, увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои «Воспоминания в Царском Селе». В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца. Читал Пушкин с необыкновенным оживлением» («Записки о Пушкине»). Это необыкновенное оживление поэта как раз и передано в произведении Репина. В картине много солнца, света, ярких красок. Вся она полна движения. А образ юного поэта дан в такой стремительной динамике, так насыщен волнением и страстью, что невольно веришь: у этого юноши необыкновенное будущее…

История создания

«Воспоминания в Царском Селе» были написаны в октябре — ноябре 1814 года для чтения на публичном экзамене при переходе с младшего трехлетнего курса Царскосельского лицея на старший. Когда стало известно, что на экзамене будет присутствовать Державин, учитель словесности Галич предложил 15-летнему Пушкину, уже регулярно публиковавшему свою лирику, написать достойное такого события стихотворение. За несколько дней до экзамена министр просвещения Алексей Разумовский потребовал, чтобы при нем провели «репетицию». Тогда-то Пушкин впервые продекламировал «Воспоминания в Царском Селе».[1]

Сочинение по картине Репина Пушкин на лицейском экзамене (описание)

Из книги: Щиряков Н.Н. Изобразительное искусство на уроках литературы. – Минск.: Издательство «Народная асвета», 1968

Репин глубоко изучал материал для каждой своей картины. Когда он писал эту картину, то для одной только фигуры Державина проштудировал и двухтомную гротовскую «Жизнь Державина», и обширные «Записки» поэта, и многотомное собрание его сочинений. К.И.Чуковский пишет об этом периоде жизни Репина: «Приходя по воскресеньям ко мне, он просил читать ему Державина и готов был часами слушать и «Фелицу», и «Водопад», и «На взятие Измаила», и «Цирцею», и «Деву за арфою», и оду «Бог», и многое другое. В ту пору у него в Пенатах стали часто бывать пушкинисты, особенно Семен Афанасьевич Венгеров и Николай Осипович Лернер, снабжавшие его грудами книг, и он по прошествии нескольких месяцев приобрел такую эрудицию во всем, что относится к лицейскому периоду биографии Пушкина, что, слушая его беседы с учеными, можно было счесть и его пушкинистом.» (К.Чуковский. Репин.– М.: Искусство, 1969, с.53)

Популярные сочинения

Что нам завещали последние лицеисты

И последний лицеист один будет праздновать 19 октября. А.С.Пушкин

ОСЕНЬ 1919 года. Петроград. Близ церкви Святых бессребреников Косьмы и Дамиана, что на углу Знаменской и Кирочной улиц, встретились несколько молодых и не очень молодых людей. Их выправку не могла скрыть и потрёпанная штатская одежда. Но они не походили на заговорщиков, весело приветствовали друг друга; потом бродили, шурша листьями, у храма, читали стихи. И казался наваждением помертвевший город…

Скажи, куда девались годы, Дни упований и свободы? Скажи, что наши, что друзья? Где эти липовые своды? Где молодость? Где ты? Где я?

Вот так, под открытым небом, впервые почти нелегально, недавние лицеисты встретили 19 октября. Ещё несколько лет они будут встречаться в памятный день основания Лицея. И всё горше будут звучать для них пушкинские строки, написанные на лицейскую годовщину 1836 года:

Просторнее, грустнее мы сидим, И реже смех средь песен раздаётся, И чаще мы вздыхаем и молчим…

Тем временем лицеисты, оказавшиеся после революции в эмиграции, учредили в Париже ассоциацию бывших воспитанников Императорского Александровского лицея. Они берегли товарищеские узы, находясь даже по разные стороны океана, и благодаря этому их судьбы нетрудно проследить. Архив лицейской ассоциации (пять тысяч документов!) хранится сейчас в военном музее в Брюсселе.

Доля быть последним лицеистом выпала Дмитрию Леховичу. После закрытия Лицея он шестнадцатилетним юношей попал в Добровольческую армию. Война, эмиграция, скитания по Европе. В 1924 году Лехович уезжает в Америку, где продолжает образование в Колумбийском университете. Приёмная комиссия, поразившись познаниям русского лицеиста, определяет его сразу на третий курс. Лехович стал высокопоставленным банковским служащим. Умер в мае 1995 года…

Оставшиеся в Петрограде лицеисты содержали общий огород на Полюстровском шоссе. Возобновили товарищескую кассу. Осенью собирались близ Литейного проспекта, заказывали в храме панихиду по умершим и погибшим товарищам. Вскоре и эти скромные поминания прекратились. На последних лицеистов обрушились репрессии.

Рассказывает научный сотрудник мемориального музея Лицея Светлана Васильевна Павлова: «В 1925 году сфабриковали так называемое “дело лицеистов”, по которому были осуждены 81 человек: 38 лицеистов, 9 правоведов, бывшие офицеры лейб-гвардии Семёновского полка… Среди арестованных был и директор Лицея генерал Владимир Александрович Шильдер, тогда уже очень больной старый человек. Их обвинили в заговоре, во враждебном отношении к советской власти, в шпионаже… В результате – расстрел одних, ссылка на Урал, на Соловки – других. Погибли генерал Шильдер и его сын Михаил. Потом, уже в эмиграции, бывшие воспитанники Лицея подсчитают: 88 лицеистов замучены, расстреляны, погибли только между 1918 и 1922 годами… Судьбы многих лицеистов, оставшихся в Советской России, до сих пор неизвестны…»

Императорский Александровский (Царскосельский) лицей был разогнан ещё до Октябрьской революции. Он оказался неугоден временному правительству хотя бы тем, что не отказывался от своего звания Императорского. Здание Лицея передали под госпиталь, воспитанников перевели в корпус приготовительных классов на Монетную улицу.

В марте 1917-го был ограблен Пушкинский лицейский музей (говорят, что один из воспитателей просто забыл запереть дверцу шкафа). Среди украденных и до сих пор не найденных реликвий – знаменитый перстень Пушкина, подаренный ему в Одессе Е.К.Воронцовой. Впоследствии он хранился у В.А.Жуковского, затем перешёл к его сыну Павлу, который передал его И.С.Тургеневу. После смерти Ивана Сергеевича Полина Виардо подарила перстень музею Лицея.

Нынешний мемориальный музей в здании Царскосельского лицея ведёт своё начало именно от того, созданного ещё в ХIХ веке. Недавно он отметил 125-летие, и по этому случаю в Петербурге, на Мойке, проходили выставка и научная конференция, а в городе Пушкине – Лицейский бал для школьников, а также вручение Царскосельской премии.

…Чиновники временного правительства решили преобразовать Лицей в гимназию имени Пушкина. Последний выпуск Лицея состоялся поздней весной 1917-го. По традиции после чая лицеисты собрались на вечернюю молитву. В тихой зале мерцала лампада перед образом. Все опустились на колени…

Вспоминают, что кто-то из выпускников сказал, прощаясь: «Лицея больше нет. Все толки о превращении Лицея в какую-то гимназию – оскорбительный для нас вздор. Пусть приспосабливаются другие. Мы предпочитаем не быть…»

Так Россия потеряла уникальное учебное заведение, чьи выпускники на протяжении целого столетия составляли интеллектуальную и политическую элиту государства.

И сегодня поражает, сколь обширна была лицейская программа: одиннадцать правовых предметов, римские древности, истории – всеобщая и русская, история литератур (римской, русской и трёх западных), языки – латинский, русский, французский, английский, немецкий, а ещё – психология, логика, география и все точные науки… И никто не жаловался на перегрузки, поскольку обучение в классах чередовалось с уроками танцев, фехтования, верховой езды, гимнастики. Лицеисты росли здоровыми, ловкими, закалёнными. Их жизнь была одухотворена девизом Лицея: «Для общей пользы».

Знание не рассматривалось как самоцель. Главным было воспитание хорошего человека. Таким был в ХIХ веке государственный заказ. Все были согласны в том, что хороший человек и со скромными познаниями принесёт пользу Отечеству, а бездушный и бессердечный себялюбец, да ещё образованный и облечённый властью, может послужить лишь погибели родной страны.

Однажды юный великий князь Олег Константинович спросил генерала Шильдера: «А вы куда вашего сына готовите? В Корпус?» – «Я его готовлю в хорошие люди» – ответил директор Лицея.

С тех пор великий князь, когда его спрашивали о будущем поприще, неизменно отвечал: «Прежде всего, я хочу быть хорошим человеком». Семнадцатилетнего князя Олега зачислили в Лицей 18 мая 1910 года. Никаких поблажек на экзаменах ему не делалось. Впрочем, князь был так талантлив, что в этом не могло быть нужды. Его научные проекты до сих пор поражают специалистов своей масштабностью. Его идея факсимильного издания рукописей Пушкина отчасти реализована лишь недавно, к 200-летнему юбилею поэта.

Закончив Лицей с серебряной медалью и удостоенный за выпускное сочинение Пушкинской медали, Олег Константинович был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк. Вскоре началась Первая мировая война, и вместе со своим эскадроном князь ушёл на фронт. 6 августа 1914 года он участвовал в большом сражении под Каушеном в Восточной Пруссии. 27 сентября с тяжёлым ранением великий князь был доставлен в госпиталь в Вильно. Через два дня он скончался.

Вот строчки из его последнего письма родителям: «Вы себе не можете представить, какая радость бывает у нас, когда привозят сюда посылки… Всё моментально делится, потому что каждому стыдно забрать больше, чем другому… Часто, сидя верхом, я вспоминаю вас и думаю, что вот теперь вы ужинаете, или что ты читаешь газету, или мама вышивает…»

После гибели великого князя его мама передала в дар Лицею одну тысячу рублей (очень большие деньги по тем временам. – Ред.

) с тем, чтобы доход с этого капитала ежегодно шёл на изготовление серебряной медали имени князя Олега Константиновича, которой награждался бы лицеист за лучшее сочинение по отечественной словесности. На медали был начертан лицейский девиз «Для общей пользы» и слова Олега Константиновича, написанные им незадолго до гибели: «Жизнь не удовольствие, не развлечение, а крест».

На фронтах Первой мировой смертью храбрых пали 37 лицеистов. Некоторые из них (как, к примеру, юный граф Шувалов) уходили на войну добровольцами, не окончив лицейского курса.

Однажды в Лицей пришла телеграмма: «Идём в бой. Шлём привет родному Лицею. Гладышев, Шиллинг, Лерхе. Добровольцы». Никому из этих мальчиков и в голову не могло прийти, что сановный папа способен освободить своё чадо от тягот военной службы.

Один из лицеистов вспоминал: «Сословного духа в Лицее совсем не было… Финансовый вопрос не играл никакой роли. Боже упаси, если бы кому-нибудь пришло в голову козырнуть своим достатком…»

Светлана Васильевна Павлова рассказывает: «Не случайно за порогом Лицея, на службе, лицеистов отличало то, что они никогда не бывали грубыми, не давали чувствовать своей силы, старались всегда поступать по совести, по справедливости. Они гордились тем, что про них говорили: «Не удивительно, что N порядочный человек, ведь он – лицеист!»

Спроси сегодня о Лицее тех, кто проводит очередные «реформы» образования, и они радостно воскликнут: «О-о-о, Лицей! Знаем, слышали, свято храним традиции…» Но проводимая этими чиновниками политика – не что иное, как продолжение расправы с Царскосельским лицеем и со всем лицейским, что чудом сохранилось в нашей средней и высшей школе.

Сегодня никто не удивится, если утром на фронтоне Министерства образования появится девиз: «Всё на продажу!» Коррупция подорвала многовековое уважение к наставникам, а деление студентов на «бюджетников» и «платников» губит атмосферу студенческого братства даже в лучших институтах. Высокие цели заменены слепой ориентацией на успех, карьеру, прибыль… И в этом убогом кругу должны крутиться мысли тех, кто завтра примет на свои плечи решение судеб России!

В своей речи при открытии Лицея 19 октября 1811 года профессор Куницын сказал слова, которые хорошо бы помнить нынешним депутатам и министрам: «Приготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оные; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа. Государственный человек, будучи возвышен над прочими, обращает на себя взоры своих сограждан; его слова и поступки служат для них правилом…»

Пока выступал Куницын, за окнами Лицея вдруг выпал первый снег. После ужина с пирожками и супом мальчишек выпускают в сад. В ранней темноте на балконе светится щит с вензелем императора, а вкруг лицея горят плошки. Полвека спустя Пущин напишет: «Мы играли, не подозревая тогда в себе будущих столпов отечества…» Сбросив парадную форму, «столпы отечества» бросились лепить снежки из мокрого снега. Вот будущий великий поэт метит в будущего адмирала, но попадает в ухо будущему канцлеру. Ухо тут же краснеет и даже будто светится в темноте, но смешливый канцлер в горячке боя ничего не замечает, хохочет и запускает свой снежок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *