Что привлекает в образе державина на экзамене

Описание картины Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

Полотна живописца Ильи Ефимовича Репина известны далеко за пределами России. Некоторые свои работы он посвящал знаменитым людям. Школьникам на уроках русского языка нужно сделать описание картины Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Это полотно поражает зрителей своей реалистичностью, точностью и колоритностью. Оно считается самой знаменитой репинской работой.

Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть фото Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть картинку Что привлекает в образе державина на экзамене. Картинка про Что привлекает в образе державина на экзамене. Фото Что привлекает в образе державина на экзамене

История создания

Пушкину Репин посвятил сразу две картины. Первая работа была заказана художнику в 1910 году Лицейским обществом. Это был подарок к столетию Императорского Царскосельского лицея. Планировалось, что на картине Репина Пушкин читает стихи Державину. Чтобы помочь художнику, лицеисты решили даже устроить инсценировку знаменитого экзамена.

Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть фото Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть картинку Что привлекает в образе державина на экзамене. Картинка про Что привлекает в образе державина на экзамене. Фото Что привлекает в образе державина на экзамене

Репин принялся за работу с воодушевлением, чем удивил своих заказчиков, которые желали сначала получить небольшое полотно. Сам же Илья Ефимович выбрал холст размером 2 на 4 метра, но в итоге он написал полотно меньших размеров. Свою первую картину Репин назвал «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». В настоящее время эта репродукция хранится в Петербурге во Всероссийском музее имени Пушкина.

Но картина на огромном холсте осталась и получила название «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1915 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском Селе». Сначала полотно было показано на одной из выставок передвижников, затем её приобрёл первый президент Чехословакии, и она до сих пор хранится в Праге.

Краткий сюжет

На картине «Пушкин на экзамене в Царском Селе» художник изобразил экзаменационную обстановку, когда все экзаменаторы уже устали. Неожиданно появился бойкий юноша с курчавыми волосами и со страстью в голосе стал читать свои стихи. Оживление юного чтеца передалось всему залу. Это была первая встреча поэта с Державиным. Тот даже привстал на своём месте и с воодушевлением наблюдает за юношей, который поразил его своим чтением.

Цветовая гамма

Чтобы выделить своего героя на общем фоне, автор картины «Пушкин на экзамене в лицее» использовал светлые тона. Основные цвета холста:

У Александра Сергеевича светлое лицо и белоснежные панталоны. Особо выделяются белые пуговицы на фраке. Стол, расположенный на полотне слева, покрыт красным сукном. Такого же цвета и одежда Державина. Белые напольные узоры сочетаются с красными оттенками.

Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть фото Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть картинку Что привлекает в образе державина на экзамене. Картинка про Что привлекает в образе державина на экзамене. Фото Что привлекает в образе державина на экзамене

Все цветовые оттенки насыщенные, поэтому картина «Пушкин на экзамене в Царскосельском лицее» завораживает. С обеих сторон зала есть окна, украшенные малиновыми шторами. Ещё больше света и яркости картине придают огромные зеркала, которые украшают стены. С потолка свисают роскошные люстры.

Выпускники лицея одеты в парадную форму: белые штаны и высокие ботфорты чёрного цвета. Пушкин изображён художником торжественно. Он вышел на середину зала, выставил одну ногу вперёд, а руку поднял. Запрокинув голову, Александр Сергеевич стал читать свои стихи. Для него это первое публичное выступление.

Стоит при описании картины обратить внимание на то, что автор удачно подобрал цвета и успешно провёл контраст между чёрным и белым.

Картинные герои

Хоть с первого взгляда кажется, что на полотне только один главный герой, на холсте изображено много персонажей, но все они необходимы для фона. На переднем плане зритель видит юного поэта Пушкина, стоящего перед экзаменаторами и читающего своё стихотворное произведение, которое посвятил дружбе в лицее. Стихотворение поэт держит в руке, чтобы подсмотреть текст, если забудет.

Экзаменаторы слушают Пушкина внимательно, но среди них выделяется Державин. Он по достоинству оценил не только литературное творение поэта, но и талант, каким он обладает. Не только экзаменаторы заинтересованно слушают поэта, но и весь зал. Среди экзаменаторов есть и священник, который доволен учеником. Женщины в рядах зрителей умилённо смотрят на поэта.

Подготовка к письменной работе

Чтобы написать сочинение, нужно понимать, какой объём будет у этой работы. Всё зависит от класса, в котором будет задано сочинение-описание. Для его написания обязательно потребуется план:

Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть фото Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть картинку Что привлекает в образе державина на экзамене. Картинка про Что привлекает в образе державина на экзамене. Фото Что привлекает в образе державина на экзамене

Во вступлении к сочинению можно рассказать немного о том, кто такой Александр Пушкин и как прошло его выступление на выпускном экзамене.

Образец сочинения

Илья Ефимович Репин — гениальный художник, создавший множество великолепных картин. Самой значительной его работой является холст о том, как Александр Пушкин читает своё стихотворение на выпускном экзамене в лицее. Но у художника есть и другие популярные холсты:

Как известно, Илья Репин изобразил на своём полотне реальный исторический случай. Все воспитанники сдавали публичный экзамен, пройдя первый курс обучения в Царском лицее. Они должны были пройти испытания по нескольким предметам: французскому языку, математике, физике и т. д. Чтобы оценить уровень подготовки выпускников, преподаватели пригласили известного поэта Державина.

Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть фото Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть картинку Что привлекает в образе державина на экзамене. Картинка про Что привлекает в образе державина на экзамене. Фото Что привлекает в образе державина на экзамене

Автор полотна изобразил огромный и просторный зал, посреди которого расположен стол, украшенный красной скатертью с бахромой. За ним сидят экзаменаторы и внимательно слушают каждого выступающего. Есть в зале и другие значимые лица аристократического происхождения — это военные, представители духовенства и знать.

На картине показано, как на середину зала выходит эмоциональный темноволосый юноша. Он ставит одну ногу вперёд и уверенно начинает читать стихи. Своей уверенностью и эмоциональностью он привлекает внимание всех, кто находится в помещении. Кажется, что в эти торжественные минуты всё затихло — так чувственно и проникновенно читал Пушкин стихи.

На юного литератора с восхищением смотрят экзаменаторы, а Державин, который и сам прославился как поэт, даже немного привстал от удивления. Он поражён глубиной таланта юного дарования. Впоследствии он всегда с теплотой отзывался о своем ученике-лицеисте.

Зал, где проходит выпускной экзамен, огромный и светлый. Стены оформлены под мрамор, привлекают внимание и колонны. Зеркала на стенах отражают Пушкина, экзаменаторов, других выпускников и зрителей.

Это полотно Репина вызывает у меня лишь только положительные эмоции. Хочется хорошо учиться, чтобы на экзамене поразить своих учителей и вызвать у них гордость за то, что они смогли научить меня быть таким же эмоциональным и ничего не бояться.

Эмоциональное восприятие

Репинское полотно написано очень реалистично. В этом помогло художнику то, что он мастерски смог подобрать цветовую гамму. Благодаря шедевру каждый зритель может почувствовать себя участником великих исторических событий и узнать, как проходил путь становления Александра Сергеевича как поэта.

Хоть Пушкин жил в девятнадцатом веке, он и в настоящее время считается великим поэтом, произведения которого известны во всём мире и будут жить вечно.

Источник

Холодным январским с утра 1815 года Г. Р. Державин находился на экзамене

Холодным январским днем 1815 года Г. Р. Державин находился на экзамене в Царскосельском лицее. Чьё выступление его неподражаемо взволновало? Пристально осмотри репродукцию картины И. Е. Репина Пушкин на лицейском экзамене в Королевском Селе 8 января 1815 года и ответь на вопросы. Картина на стр. 32. Задание 53. 1. В каком месте Царскосельского лицея происходит событие, изображенное на картинке? 2. По какому предлогу состоялось событие, изображённое на картине? 3. Кто изображён живописцем на картине? 4. Каким изобразил живописец А. С. Пушкина? 5. Сколько лет было тогда А. С. Пушкину? 6. Какое творение читал А. С. Пушкин на лицейском экзамене? 7. Что завлекает в облике Г. Р. Державина?

Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть фото Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть картинку Что привлекает в образе державина на экзамене. Картинка про Что привлекает в образе державина на экзамене. Фото Что привлекает в образе державина на экзамене

1. В Большом зале Лицея.

2. 8 января 1815 года состоялись переводные экзамены.

3. Зал заполнен гостями, родителями, родственниками. За столом посиживают
лицейские начальники и доктора в парадных мундирах. В состав
экзаменационной комиссии заходил большой поэт Г. Р. Державин,

4.Пуш-кин стоит на открытом пространстве, в необыкновенной позе, ни у кого из
изображённых людей нет такового
вдохновенного личика; кидаются в глцза белоснежные
штаны, путовицы на фраке. Расценивая свою работу, художник писал: а Личико
и вся фигура мальчугана Пушкина на моей картине составляет радости моей
жизни. Никогда мне ещё не удавалось ни одно личико так живо, сильно и с таким
несомненным сходством, кок это героя-ребёнка.

Источник

Подготовка к описанию картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

Презентация к уроку

Оборудование урока: репродукция картины И. Е. Репина “Пушкин на лицейском экзамене”

Перспективное дом. задание: учащиеся заранее заучивают отрывки из произведения Пушкина “Воспоминания в царском селе”

Ход урока

Дети получают цветные фишки (учитель определяет настроение детей перед уроком)

1. Организационный момент Вступительное слово учителя. Играет музыка Римского-Корсакова

Слово учителя: Ребята, сядьте удобно. Я вижу, что у всех настроение хорошее. Улыбнитесь друг другу. Я вам желаю сегодня получить только положительные оценки (если у кого-то из детей черные или серые фишки, учитель в течение урока уделяет особое внимание ребенку, поддерживает его, помогает ему в ответах; важно, чтобы в конце у этого ребенка поднялось настроение)

2. Разминка. Учитель читает стих

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной радостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирною, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья, –

Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок? (творчеству и жизни Пушкина в лицее. Знакомство с планом урока (Презентация, слайд 2)

3. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи.

Беседа.

Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее. Расскажите, что больше вам запомнилось о жизни Пушкина в лицее?

Что говорили современники Пушкина о его таланте?

В. А. Жуковский, известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы познакомиться с Пушкиным, писал: “Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Милое живое творение! Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет”.

Учитель

Мы с вами задержимся у картины И. Е. Репина “Пушкин на лицейском экзамене”, который изобразил событие, описанное Пушкиным.

Сколько лет было тогда Пушкину? (15 лет)

Ребята, расскажите о Г. Р. Державине?

(В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века. Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием.)

Просмотр отрывка из фильма “Юность Пушкина”, режиссер Абрам Народицкий

Физминутка. Прочтите отрывок из стиха, передавая движения Пушкина? (перспективная домашняя работа: подготовить инсценировку по картине “Пушкин на лицейском экзамене”)

Анализ картины.

Прежде чем приступим к работе над картиной художника “Пушкин на лицейском экзамене” поговорим о творце этого произведения.

Беседа об Илье Ефимовиче Репине (с просмотром презентации к уроку о художнике )

— Просмотр слайда о картинах репина (во время просмотра дети вспоминают ранее виденные картины Репина. Приложение1)

— Какие сведения о художнике вы получили? (заранее подготовленный ученик)

Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью.

— Расскажите об истории создания картины? (заранее подготовленный ученик)

Дополнения учителя (для разностороннего развития. (Презентация, слайд 3)

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. Интересная деталь. Исследуя композиционную структуру картин – шедевров мирового изобразительного искусства, искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения. Принцип этого закона можно увидеть и в картине И.Е. Репина “А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года”. (приложение 3) Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.

Анализ произведения живописи ( попутные записи в тетради)

— Ребята, посмотрите на репродукцию картины “Пушкин на лицейском экзамене” и попробуйте войти в картину.

— Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.)

— Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина?

(Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему.)

— О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет?

(В Большом зале Лицея 8 января 1815 года состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. Пушкин читал стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”)

Дополнение учителя:

(“Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина. Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову. Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо. Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли. Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом. Голос его звенел металлом. Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. Среди гостей прокатился гул”. )

Составление опорных словосочетаний и предложений. С данными словами составить словосочетания (слова в таблице). Таблицы раздаются каждому (Приложение 2)

Ответы на вопросы, требующие размышления и доказательства:

— Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему?

— Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.)

— Что привлекает внимание в облике Державина? (сначала засыпал потом оживился, приставил руку к левому уху, заплакал)

— Какова реакция окружающих на происходящее?(все сидят с гордыми лицами, довольными)

— Какие чувства и мысли она вызывает? (гордость за русского поэта)

Работа по готовому плану. Запись на доске (план с пропусками, заполнить недостающие пункты. (Презентация, слайд 10)

Восхищение Державина (музы*ка, второй Державин)

Илья Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге.

Свою картину “Пушкин на лицейском экзамене” Репин создал в 1911 году.

Сюжет картины исторически конкретен и достоверен. В Большом зале Лицея 8 января 1815 года в связи с переходом воспитанников в “окончательный курс” состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. На экзамене по российской словесности Пушкин читал специально написанное для этого дня стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”.

Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. За столом сидят лицейские начальники и профессора в парадных формах. Все собравшиеся стеной стоят и сидят вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них торжественные и отчаянные. Спрашивают Пушкина. Поэт стоит перед экзаменатором Галичем.

После прочтения стиха Державин прослезился от радости и протянул руки к Пушкину.

Мне нравится картина Репина, потому что художник достоверно передал исторические события, показал свою любовь к молодому гению.

А теперь покажите мне фишки снова?

Источник

Что привлекает в образе державина на экзамене

Из цикла «Исследования»

Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть фото Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть картинку Что привлекает в образе державина на экзамене. Картинка про Что привлекает в образе державина на экзамене. Фото Что привлекает в образе державина на экзамене

8 января 1815 года состоялась единственная встреча двух гениальных русских поэтов – Державина, которому в ту пору шёл 72-ой год, и Пушкина, отрока, которому было 15,5 лет. Лицеисты готовились к переводному экзамену из младших классов в старшие. Ещё по осени Галич, учитель словесности, когда стало известно о том, что на экзамене будет присутствовать сам Державин, подал Пушкину идею написать стихотворение, достойное подобного события. К тому времени стихи юного Пушкина уже регулярно публиковались и были весьма популярны в лицеистской среде. Стихотворение было написано. Называлось оно «Воспоминания в Царском Селе». Кстати, в 1829 году поэт написал ещё одно стихотворение с таким же названием, но иным текстом.

Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть фото Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть картинку Что привлекает в образе державина на экзамене. Картинка про Что привлекает в образе державина на экзамене. Фото Что привлекает в образе державина на экзамене

В «Отечественных записках» 1841 года сообщается: «На последовавшем за экзаменом парадном обеде Разумовский (министр просвещения), довольный впечатлением, произведённым на гостей молодым поэтом, сказал отцу Пушкина: «Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе…» На что Державин ответил: «Оставьте его поэтом».

Таким образом, понятно, что Гавриил Романович воспринял молодого Пушкина, как поэта, имеющего большое будущее. А каким было истинное отношение юного Александра к Державину, который был старше его почти на 60 лет? Вот только что прочитанные пушкинские строки: «…когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…» Прочитаем этот отрывок пушкинского стихотворения, созданного до встречи с Державиным:

О громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам страшась дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громозвучных лир.

(Воспоминания в Царском Селе, 1814)

Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть фото Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть картинку Что привлекает в образе державина на экзамене. Картинка про Что привлекает в образе державина на экзамене. Фото Что привлекает в образе державина на экзамене

Что-то я в упор не вижу здесь никакого особого восторга перед Державиным. Вот, ей-богу, не вижу. Державин упоминается в ряду с Петровым. То есть, не как выдающийся поэт, а как один из перечисляемых поэтов: «Иванов, Петров, Сидоров…» Кстати, кто такой этот Петров, упоминаемый вслед за великим Державиным, все ли сейчас знают? Почти никто. При жизни Петрова критиковали Сумароков, Новиков, Майков и другие поэты, однако, благодаря поддержке императрицы он обладал определённой известностью, хотя ещё при жизни считался старомодным. Виссарион Белинский так отзывается о Петрове в первой статье из цикла «Сочинения Пушкина»: «Трудно вообразить себе что-нибудь жёстче, грубее и напыщеннее дебелой лиры этого семинарского певца. Грубость вкуса и площадность выражений составляют характер даже нежных его стихотворений…». После смерти его оды сильным мира сего издавались в 1809-м и в 1811-м годах. И более вплоть до 2016 года не издавались. Наверное, потому, что никому не были интересны. Сочинял он исключительно оды и восхваления. И был за это многократно обласкан, получал хорошие должности и приличное жалованье.

И Державин у Пушкина стоит в одном ряду именно с ним! Мне не кажется, что со стороны юного Пушкина этим выражено хоть какое-то почтение к известному заслуженному поэту. Скорее, наоборот. Впрочем, понять автора «Воспоминания о Царском Селе» 1814 года можно. Державин – начальство, он был губернатором двух губерний, затем – министром юстиции, он едет в Лицей, как начальник, как проверяющий. Пушкину поставлена задача ублажить проверяющего. Он своим стихотворением пытается эту задачу как-то решить, но сознательно избегает возможности выделить Державина из ряда меркантильных одописцев.

Тогда становится понятным волнение Пушкина: «голос звенел», а «сердце билось с упоительным восторгом» оттого, что его слушатель мог догадаться об истинном отношении юноши к придворным одописцам. И то, что отрок Пушкин убежал прочь после прочтения своего стихотворения, да так, что его искали, да не нашли, объясняется гораздо более естественными причинами: он считал, что его накажут за такую дерзость! А вовсе не из-за выдуманного гораздо позже якобы волнения перед величием Державина.

Но истинно великий поэт истинно великодушен и справедлив! Державин не обиделся. Наоборот, талантливые стихи, скорее всего, действительно пришлись ему по душе. Почему я пишу «скорее всего»? Потому что мы имеем об этом свидетельства только заинтересованных сторон – отца Пушкина и его самого, как автора. Всё же попытаемся довериться их искренности. Через год Державина не стало. Каких-либо письменных упоминаний о Пушкине он нам, увы, не оставил.

А что же Пушкин? Когда пришло к нему прозрение по поводу Державина? Через год, в 1816-м, в послании «К Жуковскому» Александр Сергеевич пишет:

. И славный старец наш, царей певец избранный,

Крылатым Гением и Грацией венчанный,

В слезах обнял меня дрожащею рукой

И счастье мне предрёк, незнаемое мной.

Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть фото Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть картинку Что привлекает в образе державина на экзамене. Картинка про Что привлекает в образе державина на экзамене. Фото Что привлекает в образе державина на экзамене

Но здесь уже явное лукавство: по его же воспоминаниям никакой «старец» Державин не мог обнять Пушкина «дрожащею рукой» и что-то предречь, потому что Пушкин убежал! Прочитал стихи и убежал. И никто его вообще найти не мог! Не то, что обнять! Кто свидетельствует? Сам Пушкин и свидетельствует.

Прошло ещё девять лет. Наступил 1825-й. «По твоём отъезде перечёл я Державина всего, и вот моё окончательное мнение. Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка (вот почему он и ниже Ломоносова). Он не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии – ни даже о правилах стихосложения. Вот почему он и должен бесить всякое разборчивое ухо. Он не только не выдерживает оды, но не может выдержать и строфы (исключая чего, знаешь). Что ж в нём: мысли, картины и движения истинно поэтические; читая его, кажется, читаешь дурной, вольный перевод с какого-то чудесного подлинника. Ей-богу, его гений думал по-татарски – а русской грамоты не знал за недосугом. Державин, со временем переведённый, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем об нём (не говоря уж о его министерстве). У Державина должно сохранить будет од восемь да несколько отрывков, а прочее сжечь. Гений его можно сравнить с гением Суворова – жаль, что наш поэт слишком часто кричал петухом. » (из письма А. Дельвигу, июнь 1825).

Однако, то ли время, то ли известные события, последовавшие за декабрём 1825 года, то ли всё это вместе, но отношение Пушкина начало реально меняться. Пушкин начал работу над восьмой главой «Евгения Онегина» 24 декабря 1829 года и закончил ее 25 сентября 1830 года. в Болдине. И вот мы читаем во второй строфе восьмой главы:

И свет её с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил.

Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть фото Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть картинку Что привлекает в образе державина на экзамене. Картинка про Что привлекает в образе державина на экзамене. Фото Что привлекает в образе державина на экзамене

Там же, в Болдине, осенью поэт пишет: «Наша словесность с гордостью может поставить перед Европой «Историю» Карамзина, несколько од Державина, басен Крылова, пеан 12 года и несколько цветов северной элегической поэзии. » Обратите внимание, как изменился тон Пушкина по отношению к Державину! Он уже искренне гордиться им, уже перед Европой за Державина не стыдно, а даже совсем наоборот!

Вот ещё два примера кардинального изменения отношения Пушкина к Державину, о которых пишет в своей статье «Пушкин и Державин» М.К. Макогоненко:

«В последующие годы Пушкин будет с особой настойчивостью мотивировать свою творческую практику опытом своих предшественников, и Державина прежде всего. Одним из методов проявления этого замысла станет эпиграф. Важнейшее стихотворение «Осень» открывалось эпиграфом из «Жизни Званской».

Другой метод – прямая ссылка в художественном произведении на опыт Державина. Так сделал Пушкин в «Езерском»:

Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть фото Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть картинку Что привлекает в образе державина на экзамене. Картинка про Что привлекает в образе державина на экзамене. Фото Что привлекает в образе державина на экзамене

Но это не только ссылка на авторитет Державина – здесь Пушкин отчетливо формулирует свое понимание природы художественного новаторства Державина: он открыл поэзию жизни действительной, стал изображать обыкновенное.

Величайшей заслугой Пушкина Гоголь считал высокое мастерство в изображении обыкновенного, подлинной жизни в ее истине. Причем подчеркивал: «. чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное, и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина».

Чтобы читателю стала понятней суть приводимого примера, обращаю читательское внимание на начало державинской «Жизни званской»:

Блажен, кто менее зависит от людей,
Свободен от долгов и от хлопот приказных,
Не ищет при дворе ни злата, ни честей
И чужд сует разнообразных!

Та же мысль подспудно сквозит и в стихотворении Александра Сергеевича, только Гавриил Романович написал об этом по-своему и гораздо раньше.

Между прочим, «старик Державин» заочно оказал Пушкину немалую услугу в период с января 1833 по декабрь 1834 годов, когда Пушкин работал над «Историей Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочкой». Для соответствия истинной картине событий он опирался в значительной степени на материалы Державина, поскольку тот родился и вырос в тех же местах, и потому его записи и воспоминания отличались изрядной географической точностью.

Кстати повзрослевший Пушкин переменил и своё отношение к творчеству Василия Петрова – на более критическое.

Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть фото Что привлекает в образе державина на экзамене. Смотреть картинку Что привлекает в образе державина на экзамене. Картинка про Что привлекает в образе державина на экзамене. Фото Что привлекает в образе державина на экзамене

Так кем же стал воспринимать Пушкин Державина в 1830-е годы? Обратим наше внимание на характеристику, данную Пушкиным глаголами «заметил» и «благословил». Благословить может отец, но к отцу неприемлем глагол «заметил», отец сына видит всегда, заметить можно стороннего человека. Кто может заметить и благословить? В другом месте пусть и со скрытой иронией, но Пушкин называет Державина «старцем». Кто такие старцы на Руси?

Обратимся к словарю. «Старчество в православии – вид иноческой активности, связанный с духовным руководительством. Как отмечал епископ Савва: «Само понятие „старец“ не привязано к какому-либо сану – ни к священническому, ни к архиерейскому. Понятие „старец“ в общем смысле слова означает – человек, умудрённый духовным опытом».

Итак, Державин по Пушкину – «человек, умудрённый духовным опытом»? Согласен, но всё же мне кажется точнее самого Гавриила Романовича о нём так никто и не сказал.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества,
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества.
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю;
Я царь, – я раб, – я червь, – я бог.

Помните эти строки?

В.Л. Боровиковский. «Портрет поэта Г. Р. Державина».1795

Портрет А.С. Пушкина. А.П. Елагина с оригинала В.А. Тропинина. 1827

С.Н. Ефошкин. «Вечерние сказки. Саша Пушкин». Фрагмент. 1985

Портрет А. С. Пушкина. Гравюра Василия Матэ

И. Е. Репин. «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». 1911

В.А. Рыбин. Портрет Г.Р. Державина. Литография. 1822. С оригинала А. А. Васильевского 1815

Замѣчанія С. Л. Пушкина // Отечественные Записки. — 1841. — Т. XV. — Особое приложение 3.

Полное собрание сочинений Петрова издано в Санкт-Петербурге (1809) и вошло в состав «Русской Поэзии» С. Венгерова, т. I.

Петров В. П. Оды. Письма в стихах. Разные стихотворения. Выбор Максима Амелина. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2016. — 402 с. — (Поэты Москвы).

. В. Г. Белинский, Полное собрание сочинений, т. VII. Из р. АН СССР, М., 1955, стр. 106.

А. С. Пушкин, Полное собрание сочинений, т. VII. Изд. АН СССР, М., 1949, стр. 167.

Н. В. Гоголь, Полное собрание сочинений, т. VIII. Изд. АН СССР, М. — Л., 1952, стр. 54.

Пушкин в воспоминаниях современников. Гослитиздат, М., 1950, стр. 457.

А. С. Пушкин, Полное собрание сочинений, т. VII, стр. 435.

Н. В. Гоголь, Полное собрание сочинений, т. VIII, стр. 172.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *