Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви

Пуританство как идеология буржуазной революции в Англии

Пуританизм как религиозное течение возник задолго до революционной ситуации в стране, но в 20-30-е г. XVII в. превратился в идеологию широкой антиабсолютистской оппозиции. Наиболее важным следствием этого движения явилось распространение в широких слоях общества сознания настоятельной необходимости перемен как в церкви, так и в государстве.

Трудолюбие, бережливость и скупость прославлялись пуританами в полном соответствии с духом обогащения и скопидомства, свойственным молодой английской буржуазии. Для пуритан была характерна проповедь мирского аскетизма, светских развлечений. В этих чертах пуританизма, переходивших в ханжество, ярко выразился протест английской средней дворянской знати и королевского двора.

В ходе революции пуританизм подвергся расколу. Среди пуритан возникли различные течения, отвечавшие интересам различных прослоек и классов общества, находившихся в оппозиции к абсолютизму и английской церкви. Умеренное течение среди пуритан представляли так называемые пресвитериане, выступавшие за пресвитерианское устройство церкви. Пресвитериане желали сохранить в Англии единую церковь с одинаковым богослужением, но требовали очищения церкви от пережитков католичества, или папизма, и замены епископов собраниями старейшин, или пресвитеров, избранных верующими. Они добивались независимости церкви от короля. Своих сторонников пресвитериане находили среди богатого купечества и верхушки нового дворянства, рассчитывавших при таком устройстве церкви захватить руководящее влияние на нее в свои руки.

Более радикальным направлением среди пуритан были индепенденты, или «независимые», стоявшие за упразднение всякой единой церкви с обязательными текстами молитв и догматами. Они выступали за полную самостоятельность в религиозных делах для каждой религиозной общины, т.е. за распадение единой церкви на ряд самостоятельных общин и сект. Это течение имело успех среди средней и мелкой буржуазии, крестьян, ремесленников и средней руки деревенских джентри. Анализ пуританизма показывает, что его сущность была буржуазной, т.е. что это была лишь религиозная оболочка буржуазных классовых требований.

Пресвитерианство, объединяя крупную буржуазную и земельную аристократию, проповедовало идею конституционной монархии. Индепендентство нашло сторонников в рядах средней и мелкой буржуазии. Согласные в целом с идеей конституционной монархии, индепенденты вместе с тем требовали перераспределения избирательных округов, что позволило бы им увеличить число своих представителей в парламенте, а также признания за свободным человеком таких прав, как свобода совести, слова и т.п. Наиболее радикальное движение левеллеров объединяло ремесленников, свободных крестьян, которые требовали установления республики, равноправия всех граждан.

91. Возникновение буржуазного государства в Англии. «Долгий парламент»

Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Смотреть фото Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Смотреть картинку Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Картинка про Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Фото Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви

92. Протекторат Кромвеля. «Орудие управления» 1653 г. в Англии.

РозгінО. Кромвелем 20 квітня 1653 р. Парламенту,що не підтри­мав його програму, означав початок встановлення в країні військової диктатури. Новий державний лад був юридичне закріплений 16 груд­ня 1653 р.своєрідною Конституцією під назвою «Знаряддя управління»,котру розробила група офіцерів під керівництвом генерала

3 вересня 1654р. до 22 січня 1655р.) та другий (17 вересня 1656р.-

4 лютого 1658 р.) Парламенти протекторату, котрі хоч і були обрані
вже зі встановленням високого цензу, але виявилися непокірними
режимові О. Кромвеля.

Виконавчу владу лорд-протектор повинен був здійснювати спільно з Державною радою, кількісний склад якої міг коливатися від 13 до 21. Призначення членів Державної ради значною мірою залежало від волі лорда-протектора.

Оскільки протекторат не мав значної підтримки в суспільстві, то він змушений був зберігати в розмірах воєнного часу армію, що була його основним опертям. Усе це вимагало значних витрат, збереження старих і запровадження нових податків. Результатом такої політики було загальне незадоволення, що постійно зростало. Задля зміцнення своєї влади О. Кромвель установлює неприховану військову диктатуру. У 1655 р. запроваджується особлива система місцевого управління — країна поділяється на 11 військових адміні­стративних округів на чолі з генерал-майорами, що, фактично, були протекторами в мініатюрі (командували міліцією округу, контролю­вали оподаткування, здійснювали нагляд за моральністю тощо).

їхніх інтересів, як від посягань роялістів, так і від революційного руху народних мас, насамперед, забезпечувало тогочасне право.

93. Тори и Виги в Англии. Принятие закона «Хабеус корпус акт» в 1679 г.

Тори –єто английская партия 17-19 века. Тори біли сторонниками абсолютной власти короля Карла 2 Стюарта – их назрівали еще «партия двора». Большинство из них были представителями высшей аристократии и духовенства, котор ыепридерживались теории «божественного права» монарха на престол. Лидером тори был граф Денби, который и возглавлял правительство. В 1667 году «партии двор» удалось отемнить «трехгодичный акт», обязывавший короля созывать парламент не реже. Чем раз в три года.

Виги были противниками абсолютной власти короля Карла 2 Стюарта. Их называли «партией страны». После государственного переводрота 168-89 Виги провели «Билль о правах» и другие мероприятия. Направленный на утверждение верховенства парламента. Они отримали Божественное происхождение монархи. Права и обязанности кроля. По их мне нию, определялись договором с народом, под. которым они понимали правящие круги. В мае 1679 на парламентських выборах победили, желая ограничить власть Карла 2, они пиняли Хабеас Корпус акт, который регламентировал порядок освобождения из тюрьмы под. залог.

У 1679р. в період реставрації Стюартів англійський Парламент прийняв закон, який став важливою складовою частиною некодифіко-ваної британської конституції. За першими його словами він уві­йшов в історію як НаЬеаз согрих аііі. Він врегулював і остаточно

оформив давно відомі англійському праву правила арешту та при­тягнення обвинувачених до суду. Документ відображав намагання англійської буржуазії захистити свої інтереси від абсолютистського свавілля. Згідно з ним:

• судді були зобов’язані (за скаргою особи, що вважала свій арешт
або арешт будь-якої іншої людини незаконним) вимагати негайного
судової перевірки законності арешту чи судового розгляду справи;

• ув’язнення обвинуваченого могло здійснюватися тільки після
пред’явлення наказу зі вказівкою про підстави арешту;

• у разі затримки судового розслідування закон передбачав можли­
вість звільнення заарештованого під заставу (це положення
не поширювалося на боржників, а на практиці ним, хоч і мали право,
не могли скористатися незаможні люди);

• заборонялося незаконне ув’язнення «за морями», тобто не­
законне заслання до колоній.

Текст документа містив багато застережень, які практично ігнору­вали інтереси народних мас і свідчили про вузькокласовий характер акта. Уряду надавалося право призупиняти дію цього Закону, що й використовували панівні класи, коли виникала загроза їхньому пануванню. Та, попри все, НаЬеаз согриз акї, як і Велика Хартія вольностей та Петиція про права, заклав міцний фундамент захисту особистих прав англійських підданих.

Источник

вопросы к экзамену новая история 3 курс. Пуританизм в Англии в первой половине 14 в. доктрина, общественное восприятие

4. Английская буржуазная революция. Первый этап.

Английская революция XVII века, известная также как Английская гражданская война (1640-1660)— процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы. Революция открыла путь к промышленному перевороту в Англии и капиталистическому развитию страны.

Первый этап. Начало революции ускорилось поражением Англии в англо-шотландской войне 1639г. Вспыхнувшие крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I созвать новый парламент. С момента созыва этого парламента, названного Долгим и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции.

Первый период революции называют «мирным» или конституционным (1640-1642).

В январе 1642 г. произошел разрыв между королем и парламентом, после отвержения королем «Великой ремонстрации». Ремонстрация была утверждена большинством членов парламента против воли короля. Однако среди парламентариев обнаружился раскол: на сторонников короля (роялистов) и противников короля («круглоголовых»). Король попытался покончить с оппозицией, но жители Лондона оказали поддержку парламентариям. Карл I покинул столицу с целью собрать войско. «Мирный» период революции завершился.

Парламент разделился на сторонников сближения с королём и сторонников вооружённой борьбы – индепендентов – наиболее радикальных пуритан.

5. Гражданская война Англии в 17 век.

Второй этап Английской революции длился с 1642 по 1648 год. В это время произошли две гражданские войны, которые завершились полной победой сторонников Оливера Кромвеля.

Армия парламента была спешно набрана из наемников, готовых служить за деньги, а также из немногих добровольцев — «новых дворян», торговцев, лавочников и ремесленников. Из-за пуританской стрижки солдат армии парламента называли «круглоголовые».

Поначалу парламентская армия терпела поражения. Не обученные вследствие нехватки времени наемники бежали перед потомственными рыцарями. Заменить же их на добровольцев большинство парламента не решалось.

В начале гражданской войны Кромвель на собственные деньги вооружил отряд конницы, в который набрал людей из народа, говоря, что он отдает предпочтение человеку «в грубошерстном кафтане, который знает, за что он сражается». Солдаты Кромвеля помогли «круглоголовым» одержать первую победу над «кавалерами». За стойкость и сплоченность в битве, а также за железные доспехи, которые они носили, воины Кромвеля были названы «железнобокими». По предложению Оливера Кромвеля, вся армия парламента была устроена по образцу его отряда, а он сам стал одним из ее генералов. Бывшие извозчики, сапожники, моряки и землепашцы надели красные мундиры и стали солдатами или даже офицерами.

Новая армия в решающем сражении при Нейзби в 1645 году уничтожила армию «кавалеров». Карл I бежал в Шотландию, но шотландцы выдали его парламенту за 400 тысяч фунтов стерлингов. В 1647 году первая гражданская война закончилась.

Вскоре после плена королю удалось бежать из замка на острове Уайт, где он находился в заточении. Вновь вспыхнули мятежи «кавалеров», но вторая гражданская война продолжалась только один 1648 год. Король вновь был арестован. Большинство Долгого парламента — сторонники соглашения с королем — пытались договориться о его возвращении на трон с ограниченными правами. Возмущенные противники короля объединили свои усилия. Армия под командованием Оливера Кромвеля вошла в Лондон, а один из отрядов явился в парламент и изгнал оттуда более 140 не угодных ему депутатов. Когда они попытались узнать, по какому праву их арестовали, то услышали ответ: «По праву меча».

Источник

Кто такие пуритане? Нравы и идеология пуританства

Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Смотреть фото Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Смотреть картинку Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Картинка про Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Фото Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церквиВ современном мире пуританами называют людей, которые придерживаются скромного образа жизни. С пуританством ассоциируются, например: аскетизм, строгость нравов, трудолюбие. Но у каждого слова есть своя история происхождения. История пуританства уходит своими корнями в глубину веков, откуда и дошёл до нас слегка искажённый и упрощённый смысл слова.

Исторический экскурс

Для того чтобы понять кто такие пуритане, необходимо обратиться к истории Западной Европы XVI века. В это время духовная жизнь европейцев находилась под контролем Римско-католической церкви с папой во главе. Церковь обладала властью и сконцентрировала в своих руках огромные богатства, собирая с католиков церковный налог. Влияние церкви выходило далеко за религиозные рамки и распространялось на политическую жизнь средневековых государств.

Королей и их подданных часто тяготила монополия Римско-католической церкви, что привело к началу движения за реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Мыслители той эпохи обвиняли церковь в злоупотреблениях и в том, что она отошла от Священного Писания. Сторонники этого движения, или Реформации, получили название протестанты, а новое направление христианства — протестантизм.

Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Смотреть фото Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Смотреть картинку Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Картинка про Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Фото Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церквиВ Англии процесс реформирования церкви произошёл сверху и связан с именем короля Генриха VIII, который перешёл от католичества к протестантству. Парламентом был издан акт, сделавший короля верховным главой церкви, оттеснив этим Римского папу с религиозной арены Англии. Таким образом, английские протестанты создали так называемую Англиканскую церковь с королём во главе.

Кто такие пуритане?

Полностью процесс отделения Англиканской церкви от Римско-католической был закончен при дочери Генриха VIII Елизавете I. Она провозгласила Англиканскую церковь государственной с королевой во главе. Кроме этого, были утверждены нормы богослужения и закрепилась иерархическая структура церкви, где епископов назначала королева. Но этим оказались недовольны представители нового течения внутри протестантской церкви — пуритане.

Пуритане — это английские протестанты, которые выступали за углубление Реформации и очищение Англиканской церкви от остатков католицизма. Недаром, пуританин в переводе с латинского означает «чистый». Они были недовольны излишне богатым убранством протестантской церкви и одеяниями священнослужителей, помпезностью процессий, обрядами, оставшимися от католичества и самим иерархическим устройством церкви. Пуритане обратились к Елизавете I c рядом требований по очищению Англиканской церкви от наслоений католицизма. Они просили:

Требования шли вразрез с интересами королевской власти и были отвергнуты. Елизовета I пыталась не допустить углубления раскола общества на религиозной почве, так как часть её подданных оставались католиками. Это привело к ещё большим противоречиям внутри самого движения пуритан и усилению сепаратистских настроений в нём.

Что такое пуританство и его идеология?

Пуританство, прежде всего, религиозное движение реформ. Вся их деятельность была направлена на серьёзные изменения церковной жизни Англии. Пуритане внутри своего течения были неоднородны, но их объединяла общая идеология, которая включала в себя следующие черты:

Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Смотреть фото Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Смотреть картинку Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Картинка про Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церкви. Фото Что привлекало английскую буржуазию в пуританизме и не устраивало в англиканской церквиИзначально, пуританство было чисто английским движением, причём движением меньшинства. Несмотря на приобретённую значимость и широкое представительство в Английском парламенте, численно пуритане уступали остальным. Но это не помешало им принять активное участие в Английской революции XVII века, известной также как Английская гражданская война. Дело в том, что пуританская идеология со своим отказом от роскоши и излишеств, оказалась близка зарождавшемуся слою буржуазии в противовес феодальной аристократии. Но пуританский образ жизни не пришёлся по вкусу англичанам. В конечном счёте монархия была восстановлена, что ознаменовало крах пуританства в Аглии.

Носители пуританской идеологии, подвергаясь гонениям, стали переселяться в Новую Англию (северо-восток США) и континентальную Европу, где создавали церковные общины. Этим пуритане определили религиозную жизнь Америки на столетия вперёд, заложив основы морали, этики и культурных традиций. Кроме этого, современные пресвитерианские, конгрегационалистские и баптистские церкви строятся на принципах пуританства.

Возникнув как локальное религиозно-политическое движение, пуританство прожило короткую, но очень яркую жизнь. Идеологические и нравственные основы, заложенные пуританами, дошли и до наших дней. Конечно, истинное значение слова давно забыто, но сохранилось ощущение пуританского духа, как чего-то строгого, сурового и чистого.

Источник

вопросы к экзамену новая история 3 курс. Пуританизм в Англии в первой половине 14 в. доктрина, общественное восприятие

2. Пуританизм в Англии в первой половине 17 в.: доктрина, общественное восприятие.

С зарождением в недрах феодального общества нового, капиталистического способа производства возникает и новая буржуазная идеология, которая в Англии прибрела религиозную форму.

Английская королевская реформация церкви, окончательно закрепленная при Елизавете в «39 статьях» англиканского вероисповедания, превратила церковь в послушную служанку короны. Результатом полного слияния церкви и государства явился церковного раскол.

На первый взгляд требования пуритан были весьма далеки от политики, от того, чтобы угрожать непосредственно власти короля. Но в том-то и заключается одна из важнейших особенностей Английской революции, что идеологическая подготовка ее, «просвещение» народных масс велось не в форме политических и морально-философских учений, а в форме противопоставления одной религиозной доктрины другой, одних церковных обрядов другим, новых организационных принципов церкви старым.

Для выработки такой идеологии английская буржуазия воспользовалась религиозным учением женевского реформатора Жана Кальвина, которое проникло в Шотландию и Англию в середине XVI в. Английские пуритане являлись по существу кальвинистами.

Пуритане требовали удаления из церкви всяких украшений, образов, алтаря, покровов и цветных стекол; они были против органной музыки; вместо молитв по богослужебным книгам они требовали введения свободной устной проповеди и молитв-импровизаций; в пении гимнов должны были участвовать все присутствующие на богослужении.

Пуритане настаивали на устранении обрядов, которые сохранялись еще в англиканской церкви от католицизма (осенение крестом при молитве, коленопреклонение и т. д.). Пуритане стали отправлять богослужение в частных домах, в такой форме, которая, по их выражению, «наименее затемняла бы свет их совести».

Быт пуритан вполне соответствовал условиям эпохи первоначального накопления. Стяжательство и скупость являлись их основными «добродетелями». Накопление ради накопления стало их девизом. Торгово-промышленную деятельность пуритане-кальвинисты рассматривали как божественное «призвание», а самое обогащение — как признак особой «избранности» и видимое проявление божьей милости. Требуя преобразования церкви, пуритане в действительности домогались установления новых общественных порядков.

Левое крыло пуритан составляли сепаратисты, полностью осуждавшие англиканскую церковь. Впоследствии сторонники этого направления стали называться индепендентами. Они отвергали не только епископов, но и власть пресвитерианских синодов, считая самих пресвитеров «новыми тиранами». Индепенденты не признавали над собой никакой власти в делах совести, кроме «власти бога». Свою церковь они строили в виде конфедерации независимых друг от друга автономных общин верующих, управляемых «волей большинства».

Источник

Пуританство

С зарождением в недрах феодального общества нового, капиталистического способа производства возникает и буржуазная идеология, вступающая в борьбу со средневековой идеологией.

Однако, будучи одной из первых буржуазных революций, Английская революция облекла эту новую идеологию в религиозную форму, которую она унаследовала от массовых социальных движений средневековья.

По выражению Ф. Энгельса, в средние века «чувства масс вскормлены были исключительно религиозной пищей; поэтому, чтобы вызвать бурное движение, необходимо было собственные интересы этих масс представлять им в религиозной одежде» *. И действительно, идеологи английской буржуазии провозглашали лозунги своего класса под личиной новой, «истинной» религии, по существу освящающей и санкционирующей новый, буржуазный порядок.

Английская королевская реформация церкви, окончательно закрепленная при Елизавете в «39 статьях» англиканского вероисповедания, была реформацией половинчатой, незавершенной. Реформированная англиканская церковь избавилась от верховенства папы, но подчинилась королю. Были закрыты монастыри и произведена секуляризация монастырского имущества, но сохранилось в неприкосновенности землевладение епископов и церковных учреждений. Оставалась и средневековая, чрезвычайно обременительная для крестьянства церковная десятина, сохранялся епископат, дворянский по своему социальному составу и общественному положению.

Англиканская церковь превратилась в послушную служанку короны. Духовные лица, назначаемые королем или с его одобрения, становились фактически его чиновниками. С церковной кафедры оглашались королевские указы, с нее же обрушивались угрозы и проклятия на головы ослушников королевской воли. Приходские священники осуществляли строгий надзор за каждым шагом верующего,

епископские суды и прежде всего верховное церковное судилище — Высокая комиссия — жестоко расправлялись с людьми по малейшему подозрению в уклонении от официальных догматов государственной церкви. Епископы, сохранившие за собой власть в англиканской церкви, стали оплотом абсолютизма.

Результатом столь полного слияния церкви и государства явилось то, что ненависть народа к абсолютизму распространилась и на англиканскую церковь. Политическая оппозиция проявлялась в виде церковного раскола — диссентерства **. Еще в последние годы царствования Елизаветы буржуазная оппозиция абсолютизму внешне проявилась в религиозном течении, требовавшем завершения реформации английской церкви, т. е. очищения ее от всего, что даже внешне напоминало католический культ, отсюда и название этого течения — пуританизм ***.

На первый взгляд требования пуритан были весьма далеки от политики, от того, чтобы угрожать непосредственно власти короля. Но в том-то и заключается одна из важнейших особенностей Английской революции, что идеологическая подготовка ее, «просвещение» народных масс — армии будущей революции — велось не в форме рационально изложенных политических и морально-философских учений, а в форме противопоставления одной религиозной доктрины другой, одних церковных обрядов другим, новых организационных принципов церкви старым. Характер этих доктрин, обрядов и принципов полностью определялся требованиями рождающегося общества. Нельзя было сокрушить абсолютизм, не сокрушив его идеологическую опору — англиканскую церковь, не опорочив в глазах народных масс старую веру, освящавшую старый порядок, но в равной мере нельзя было поднять народ на борьбу за торжество буржуазных отношений, не обосновав их «святость» именем «истинной» веры. Революционная идеология, чтобы стать идеологией народной, должна была быть выражена в традиционных образах и представлениях. Для выработки такой идеологии английская буржуазия воспользовалась религиозным учением женевского реформатора Жана Кальвина, которое проникло в Шотландию и Англию в середине XVI в. Английские пуритане являлись по существу кальвинистами.

Пуритане требовали удаления из церкви всяких украшений, образов, алтаря, покровов и цветных стекол; они были против органной музыки; вместо молитв по богослужебным книгам они требовали введения свободной устной проповеди и молитв-импровизаций; в пении гимнов должны были участвовать все присутствующие на богослужении. Пуритане настаивали на устранении обрядов, которые сохранялись еще в англиканской церкви от католицизма (осенение крестом при молитве, коленопреклонение и т. д.). Не желая принимать участие в официальном «идолопоклонстве», т. е. в культе государственной, англиканской церкви, многие пуритане стали отправлять богослужение в частных домах, в такой форме, которая, по их выражению, «наименее затемняла бы свет их совести». Пуритане в Англии, как и остальные протестанты на континенте Европы, требовали прежде всего «упрощения» и, следовательно, удешевления церкви. Самый быт пуритан вполне соответствовал условиям эпохи первоначального накопления. Стяжательство и скупость являлись их основными «добродетелями». Накопление ради накопления стало их девизом. Торгово-промышленную деятельность пуритане-кальвинисты рассматривали как божественное «призвание», а самое обогащение — как признак особой «избранности» и видимое проявление божьей милости. Требуя преобразования церкви, пуритане в действительности домогались установления новых общественных порядков. Радикализм пуритан в делах церковных был лишь отражением их радикализма в делах политики.

Однако среди пуритан еще в конце XVI века существовали разные течения. Наиболее умеренные из пуритан, так называемые просвитериане, выдвигали требование

очищения англиканской церкви от пережитков католицизма, но не порывали с ней организационно. Пресвитериане требовали уничтожения епископата и замены епископов синодами (собраниями) пресвитеров ****,избранных самими верующими. Требуя известной демократизации церкви, они ограничивали рамки внутрицерковной демократии лишь состоятельной верхушкой верующих.

Левое крыло пуритан составляли сепаратисты, полностью осуждавшие англиканскую церковь. Впоследствии сторонники этого направления стали называться индепендентами. Их название происходит от требования полной независимости (independence) и самоуправления для каждой, даже самой маленькой, общины верующих. Индепенденты отвергали не только епископов, но и власть пресвитерианских синодов, считая самих пресвитеров «новыми тиранами». Называя себя «святыми», «орудием неба», «стрелой в колчане бога», индепенденты не признавали над собой никакой власти в делах совести, кроме «власти бога», и не считали себя связанными какими-либо людскими предписаниями, если они противоречили «откровениям истины». Свою церковь они строили в виде конфедерации независимых друг от друга автономных общин верующих. Каждая община управлялась по воле большинства.

На почве пуританства возникли политические и конституционные теории, широко распространившиеся в оппозиционных кругах английской буржуазии и дворянства.

Важнейшим элементом этих теорий было учение об «общественном договоре». Его сторонники считали, что королевская власть установлена не богом, а людьми.

В 30 — 40-х годах XVII века с рядом публицистических произведений пуританского характера по вопросам конституции выступал Генри Паркер, учение которого о происхождении власти путем общественного договора и вытекающих отсюда основных правах английского народа оказало впоследствии большое влияние на литературу революционного времени.

О мобилизующей роли пуританской публицистики в предреволюционные и революционные годы писал впоследствии знаменитый индепендентский писатель и политический деятель Джон Мильтон: «Книги — это вовсе не мертвая вещь, ибо они содержат в себе потенции жизни, столь же активные, как и те люди, которые их создали. Они содержат в себе могучую притягательную силу и, подобно зубам дракона греческой мифологии, будучи посеяны, дают всходы в виде поднявшейся из земли толпы вооруженных людей».

* Ф. Энгельс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, Госполитиздат, 1955, стр. 379.

** От англ. dissent — раскол, разногласие.

*** Пуританизм, пуритане — от лат. purus, англ. pure — чистый.

**** Пресвитер (от греческого) — старейшина. В раннехристианской церкви так назывались руководители местных христианских общин.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 31-34.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *