Что привлекало поэтов в русской природе
«Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века»
Урок литературы в 7 классе
«Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века»
Учитель: Тарба Ольга Олеговна
Дата: ______________
Цель урока: создать условия для восприятия поэзии о природе для развития навыков анализа стихотворения; создать условия для знакомства с произведениями поэтов 20 века о Родине и родной природе.
· Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово;
· Способствовать развитию личностного восприятия образов, созданных поэтами.
· Показать связь человека и природы.
· Пробудить интерес учащихся к поэзии- помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта в сопоставлении с классическими примерами живописи и музыки, показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.
· Воспитывать способность слушать друг друга, эмоционально воспринимать музыку, поэзию, живопись.
Основные термины и понятия темы: лирика, пейзажная лирика, приемы художественной выразительности, лирический герой.
Регулятивные задачи:
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях.
Коммуникативные задачи:
1. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
Методические приемы: идейно- художественный анализ, самостоятельная работа, беседа, работа со словарем литературных терминов.
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, видео, раздаточный материал.
Теория литературы: лирика как род литературы, изобразительно- выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллитерация и другие, поэзия, проза.
Эпиграф к уроку: « …любовь к родной природе – один из
вернейших признаков любви к своей стране».
I . Проверка д/з: чтение наизусть стихотворений и их анализ.
Новая тема. Вступительное слово.
· Какие писатели и поэты обращались к теме народа, Родины?
· Чем привлекала родная природа поэтов?
· Вспомните строки из стихотворений о природе, которые вы изучали ранее.
(Чтение наизусть стихотворений)
· Что объединяет эти стихотворения?
(Любовь к природе родной земли, восхищение её красотой.)
Тема сегодняшнего урока «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века». Перед нами стоит задача- познакомиться с произведениями, продолжить работу над выразительным чтением стихотворений.
Поэзия- особый жанр литературы, с помощью которого лирический герой может рассказать о чувствах. Здесь поэт мыслит образами и звуками, выраженными в лирическом произведении.
Природа – это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычное.
Художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы.
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики – пейзажная. Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Однако в поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года.
Говоря о русской поэзии, мы часто используем слово «лирика». Сегодня мы узнаем его значение.
— Как вы думаете, почему художники, музыканты, писатели, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много. (Это происходит потому, что природа неразрывно связана с жизнью человека, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и, наоборот, явления природы находят отклик в душе человека.)
— Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям).
В творчестве каждого русского поэта тема Родины занимает важное место… Обращение к поэзии реальной русской действительности вызвало употребление таких слов, как даль, ширь, простор, раздолье, пространства, равнины. С темой родины связаны слова дым, дымка, журавли, дуб, липа, береза, рябина. Данная лексика выполняет функцию ключевых слов, она нередко используется в заглавиях стихотворений…
Итак, мы начинаем поэтическую презентацию.
II . Аналитическая работа с текстами.
Сегодня мы проанализируем стихи о Родине и родной природе Валерия Брюсова, Николая Заболоцкого, Николая Рубцова.
Анализ стихотворений будем выполнять по следующему плану:
б) мысли и чувства автора
в) главная мысль (идея)
г) художественные средства, использованные
д) какое впечатление произвело стихотворение.
Н. А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой»
Видео. Жизнь и творчество поэта.
В 1953 году, за 5 лет до смерти, будучи уже достаточно известным и признанным поэтом, Николай Заболоцкий написал стихотворение «Я воспитан природой суровой…». В нем автор не только признал собственные ошибочные суждения, так свойственные молодости, но и переосмыслил свое отношение к простым и очевидным вещам . Не последнюю роль в процессе формирования нового, достаточно философского мировоззрения поэта, сыграли арест и сибирские лагеря, в которых Заболоцкий провел без малого 5 лет. Именно здесь он научился ценить те маленькие житейские радости, которых не замечал в повседневной жизни, и осознал, что является частичкой огромного и удивительно прекрасного мира.
На лесной опушке, вслушиваясь в журчание ручья и вдыхая аромат полевых трав, автор готов лежать часами, «запрокинув лицо в небосвод». Ведь родная земля дает ему силы и делится своей мудростью, которую раньше автор с пренебрежением отвергал, не видя очевидной связи между людьми и природой. Однако с годами, ощущая себя частью этого удивительного мира, Николай Заболоцкий начинает понимать, насколько ошибался, отказываясь от того, что принадлежит ему по праву. И новые знания, открывающиеся перед автором, не отдаляют его от окружающего мира, а, наоборот, помогают найти в нем свое подлинное место и научиться слышать шелест листьев, шум ветра и журчание воды.
Более того, Николай Заболоцкий признается, что бесконечный мир, открытый перед ним, словно страницы увлекательной книги, готов поделиться своими секретами. Поэт отмечает, что мог бы бесконечно долго лежать и думать «думу беспредельных полей и дубрав». Этой фразой автор подчеркивает, что ощущает свое единство с природой, мысли ее критериями и понятиями. Поэтому он может подметить каждую мелочь и деталь, которые вызывают целую гамму чувств и дают то удивительное ощущение полноты жизни, так свойственное творческим натурам.
Эпитеты: суровая природа, шарик пуховый, твердый клинок, весенний день, туманные звезды, весенний шум, беспредельные поля.
Олицетворение: очарованные травы, ручей поет.
Метафора: в государстве ромашек, подорожника твердый клинок.
Гипербола: беспредельных полей и дубрав.
В. Я. Брюсов «Первый снег»
Видео. Жизнь и творчество поэта.
Стихотворение В.Я. Брюсова посвящено зиме во всей ее красе. Читая эти строки, кажется, что даже они переливаются белоснежными блестками. В этом произведении практически нет глаголов, складывается впечатление, что ты просто смотришь на белоснежное полотно, от которого веет прохладой. Ты видишь все оттенки первого снега, его очертания и прелести – «огни и блестки, мир из серебра, лазури белый дым». Благодаря этим строкам читатель может ощутить, как ярко светит солнце, а его лучи отражаются от белоснежного одеяла зимы. И совершенно неважно, что таких строк нет в этом произведении – мы это чувствуем.
Автор хотел передать свое наслаждение, вызванное наступлением прекрасного и чарующего времени года. Кажется, что он обожествляет этот период, не видит никаких отрицательных моментов.
1. Определите тему стихотворения (о чем оно?)
Тема стихотворения – преображение окружающего мира от выпавшего первого снега.
2. Какие чувства испытывает лирический герой? Как мы это чувствуем?
-Лирический герой испытывает восторг от преобразившейся природы, ему кажется, что всё происходит не наяву, а во сне – «в грезах».
О восторженно-эмоциональном состоянии лирического героя свидетельствует обилие восклицательных знаков (три восклицательных знака на четыре строфы), использование «высокой» лексики (мир, жемчуг, грезы, жизнь, святое, всемогущий).
3. Охарактеризуйте цветовую гамму стихотворения; как она помогает обрисовать настроение лирического героя?
— В стихотворении преобладают светлые, чистые цвета – «серебро, огни и блестки», жемчужный, лазурь, «белый дым». Весь мир как бы преобразился, надел чистую «одежду». Цветовая гамма стихотворения подчеркивает легкое, радостное настроение лирического героя.
4. Перечислите художественные образы стихотворения.
Художественные образы стихотворения: «целый мир из серебра» (березки, призраки, сны, экипажи, пешеходы), сам лирический герой, наблюдающий картину изменившейся Москвы.
5. Какие приметы вчерашнего дня отмечает лирический герой? Какой прием здесь использован?
— Вчера березки были «черно-голые», а сегодня они «горят в жемчугах»; «все предметы старой прозы волшебством озарены», то есть всё прежнее наполнено как будто каким-то волшебством; «жизнь людей и жизнь природы полны новым и святым».
6. Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт (метафора, эпитет)?
Метафора: «В жемчугах горят березки, / Черно-голые вчера» (то есть березки покрыты чистым белым снегом).
Эпитет: березки «черно-голые».
Н. М. Рубцов «Тихая моя Родина»
Видео. Жизнь и творчество поэта.
Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н. Рубцов, выходец из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи…», «новый забор перед школою». Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли
Тихо ответили жители,
Лирический герой чувствует свою сопричастность с родимой стороной, поэтому мечтает вновь испытать беззаботность детства:
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.
Первая строчка- обращение к ней, и такая громкая форма, как обращение, заставляющая нас повышать голос, как бы нарушает вековую тишину этих мест. «Ивы, река, соловьи… »
Лирический герой давно не был в родных краях. Первая потребность – поклониться могиле матери. Ведь в сердце вечно живет нерастраченная сыновняя нежность.
III . Анализ заполненных раздаточных материалов
Подошла к концу презентация стихов русских поэтов ХХ века о родной природе. На уроке вы говорили о судьбах поэтов, читали их стихи, представляли свои иллюстрации и, самое главное, вы пытались понять автора, его чувства и переживания, высказать своё мнение, свою точку зрения.
В своих произведениях поэты воплотили образ Родины своего времени и поведали нам о своей любви к ней. Они завещали нам любить и беречь родную природу, многовековые традиции нашей страны. И я обращаюсь к вам с призывом сохранить всё то, что было создано, жить в мире, дружбе и любить свою Родину!
Мы познакомились только с маленькой капелькой огромного моря под названием ПОЭЗИЯ.
Читайте как можно больше, «открывайте для себя «новых» поэтов, учитесь у них любить родную природу, родину, землю, на которой живёте.
— я могу себя похвалить…
— я хочу похвалить одноклассников…
— для меня было открытием…
— мне показалось важным…
Учитель: Поэзия есть огонь,
Загорающийся в душе человека.
Огонь этот жжёт, греет и освещает.
Заполнить форму (раздаточный материал).
Выучить стихотворение на выбор, выполнить его анализ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Тема природы в творчестве русских писателей
Сквозные темы
Тема природы в творчестве русских писателей
Одной из самых главных тем в творчестве русских поэтов является тема природы, которая тесно связана с темой Родины. “Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…” Это слова писателя К. Г. Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе.
Кто может не согласиться с ним? Нельзя любить Родину, если не живешь одной душой с жизнью
Именно эти идеи рассмотрены в стихотворениях таких великих поэтов, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев и многих других.
Как истинный художник, Пушкин не выбирал особых “поэтических предметов”, источником его вдохновения была жизнь во всех ее проявлениях. Как русского человека, Пушкина не могло не волновать все, что связано с Родиной. Он любил и понимал родную природу.
В каждом времени года поэт находил особое очарование, но больше всего он любил осень и посвятил ей немало строк. В стихотворении “Осень” поэт писал:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свое символическое значение, свой смысл. В стихотворении “На холмах Грузии…” печаль сквозит не только в пейзаже, но и в настроении поэта. Он пишет: “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”.
В этих строках передана романтическая мечта о волшебном крае. Пушкин изображает мир сильных страстей и чувств.
Говоря о другом великом русском поэте, М. Ю. Лермонтове, мы должны отметить, что в образах природы поэт искал и находил прежде всего соответствия своим душевным переживаниям. Беспредельно любя русский народ, свою Родину, автор тонко чувствовал неповторимость родного края. Природа в его поэзии – вольная романтическая стихия.
Именно в ней заключаются для поэта гармония и красота окружающего мира, высшее мерило справедливости и счастья.
Так, например, в стихотворении “Родина” Лермонтов размышляет о своей “странной любви” к России, к природе. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете “белеющих берез”. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” показано, что родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с Богом:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
Особое место в данной теме занимает стихотворение “Утро на Кавказе”. Поэт любовно описывает звезды, луну, облака; “дикой пеленой” вьется туман вокруг лесистых гор:
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там.
Мы чувствуем, какое глубокое чувство, какую искреннюю нежность и любовь вызывают у поэта “цепи синих гор”, “вершины”. Они, как и вся русская природа, явились для Лермонтова воплощением его Родины. Если увидеть все это хотя бы раз, невозможно забыть эти края, уверен поэт. “Как сладкую песню отчизны”, полюбил он Кавказ.
Поэты второй половины XIX века тоже часто обращались к образам природы. Поэт-философ А. А. Фет известен и как “певец природы”. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ее состоянии:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.
(“Шепот, робкое дыханье…”, 1850)
Поэт в своем произведении играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения “милого лица” и изменения в природе – подобный параллелизм типичен для фетовских стихов.
В поэзии Фета природа изображена детально, в этом смысле поэта можно назвать новатором. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение, для Фета же важна прежде всего конкретная деталь. В его стихах мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом – таких как соловей, лебедь, жаворонок, орел, – но и таких как бы простых и непоэтичных, как сыч, лунь, чибис, стриж. Например:
И слышу я: в изложине росистой
Вполголоса скрыпят коростели…
Знаменательно, что мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и, более того, замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания природы, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная.
Обобщая сказанное, мы обратимся к знаменитому стихотворению Ф. И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…”. Оно представляет собой гневное обращение к тем, кто не понимает божественной сущности природы и не слышит ее языка. Неприятие природы как особого мира со своими законами Тютчев считал признаком нравственного убожества и даже уродства.
Не случайно образы природы занимали такое важное место в лирике поэта (“Есть в осени первоначальной…”, “Как океан объемлет шар земной…”, “Весеннее утро”).
Итак, истинные стихи о Родине, о природе родной страны всегда вызывают чувство гордости. Они всегда современны, так как озарены немеркнущим светом истинной человечности, великой любовью к ней, ко всему живому на Земле. Можно сказать, что одними из самых прекрасных являются стихотворения, затрагивающие волнующую нас тему, и, кроме того, пейзаж является неотъемлемой частью всех лирических произведений русских поэтов.
Related posts:
ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ
по литературе в 8 классе на тему
«Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина и других русских поэтов»
русского языка и литературы
МКОУ «СОШ№8» г. Кизилюрт
Тема: Поэзия родной природы.
Стихотворения поэтов XIX века о природе.
Цели урока: расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе; совершенствовать навыки анализа стихотворения; раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений.
Оборудование урока: портреты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, учебник-хрестоматия по литературе. 8 класс, Часть 2. / Авт-сост. В.Я. Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 368 с. ил.
Электронное средство учебного назначения
Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение стихотворений,
аналитическое чтение, беседа; анализ поэтического текста, элементы интерактивного обучения (творческое задание), использование видеоматериала.
Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева, А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать. (Обращение к наглядному материалу – портреты писателей).
У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть, свое очарование. И сегодня мы с вами перенесемся в мир звуков, красок чувств, связанных с наступлением того или иного времени года.
Вопрос: Какое искусство может передать динамику чувств?
(Музыка, литература, живопись)
Перед вами картины русских художников, изображающих зимний пейзаж: К.Коровин «Зимой», Л.Каменев «Зимняя дорога», Н.Крымов «Зимний вечер», «Февральская лазурь» и другие о временах года.
Посмотрите, как не похожи эти картины одна на другую, хотя каждый художник изображал одно время года – зиму, весну, лето, осень.
2. Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы» стр. 41-42, аналитическое чтение, беседа.
( Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.)
( Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.)
Какую еще роль играет природа в жизни человека?
Ответ на этот вопрос в вашем творческом проекте.
( Осень, начало осени, поздняя осень.)
( Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь.)
Какое время года описано в этих стихотворениях, с каким чувством и настроением человека оно связано?
( Ранняя весна, пробуждение природы, яркость и чистота красок; с чувством надежды, любви, радости.)
5. Что объединяет эти стихотворения?
( Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года.)
Пейзажи каких художников вам известны?
Вывод: Художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.
Образ природы в лирике русских поэтов
Автор: Guru · 29.05.2018
(287 слов) Русская природа — неиссякаемый источник вдохновения поэтов. Я думаю, каждый из них без исключения хотя бы строчку, хотя бы слово — но посвящал нашей Родине. И её образ в лирике отечественных поэтов представляет собой нечто цельное, живое — как будто мы читаем стихотворения для чьей-то любимой женщины. Так уж сложилось исторически — нашу страну называют многострадальной: пусть уставшей от набегов и напастей, но гордой и прекрасной. И природа олицетворяет её русский характер.
Например, А. Блок в своих стихотворениях сравнивал природу России с таинственной красавицей, представляя её читателю как живого человека, а леса, реки и болота – как элементы её одежды…Поэт боготворит нашу страну и ее особенности, собирая в одном четверостишье целый букет образов – от журавлей и полей до мутного взора колдуна. А в стихотворении другого поэта, С. А. Есенина, «Гой ты, Русь моя родная…» можно разглядеть любовь и свободолюбие, которыми автор наделил Русь, её природу и всё, что связано с русской душой.
Строки о городе Павловске были написаны А. Ахматовой в 1915 году. Тенистый и томный луг, чугунные ворота, блаженная дрожь, — каждый образ стихотворения – важная деталь одной большой картины представления поэтессы о русской природе. Другой поэт серебряного века, Владимир Маяковский, который запомнился нам игрой ноктюрна на водосточных трубах, в своём стихотворении «Небесный чердак» восхищается окружающим миром, говоря об искрящейся радуге и прелести русской природы. Не изменяя своему стилю, автор отчеканил каждое слово, наполненное яркой образностью и рисующее читателю пейзажи России.
Неважно, в какое время жил поэт, кем он был, какого был пола, возраста, независимо от стиля, в котором писал — если это поэт с русской душой — то не выразить своей любви к природе России он не мог. И мы можем не только выехать за город и посмотреть вокруг, разделяя чувства авторов, но и видеть эти образы, сидя на запыленной остановке и читая сборник чьих-то стихотворений.
Литературно-музыкальный досуг «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и композиторов»
Воспитывать у детей интерес к поэзии, классической музыке и художественно-творческой деятельности
• Раскрыть художественное единство образного содержания поэзии, живописи и музыки
• Воспитывать любовь к русской природе через восприятие поэтического текста, произведений живописи и музыки
• Развивать эмоциональное восприятие
• Закрепить и обобщить знания детей об осени и её признаках
• Учить обращать внимание на средства выразительности, использованные поэтами, художниками и композиторами
• Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное мышление
• Развивать образную речь, расширять словарный запас
• Учить детей получать радость от общения с искусством
• Наблюдения за сезонными явлениями в природе
• Экскурсии в лес в различные сезоны года
• Разучивание стихотворных произведений о природе
• Рассматривание репродукций картин, изображающих пейзажи
• Прослушивание музыкальных произведений
• Краски, кисточки, цветная бумага, клей, ленты, пуговицы, бусины
Литературный материал
тексты стихотворений
• Бальмонт К. Д. «Осень»
• Бунин И. А. «Лес, точно терем расписной,.»
• Дрожжин С. Д. «Весеннее царство»
• Есенин С. А. «Берёза», «Нивы сжаты, рощи голы…»
• Никитин И. С. «Ярко звёзд мерцанье…»
• Осетров-Суздальский А. «Люблю природу русскую…»
• Пушкин А. С. отрывок из поэмы «Евгений Онегин» («Уж небо осенью дышало…»)
• Бетховен «Адажио» (соната №8 часть II)
• Глинка М. И. Вальс «Фантазия», Ноктюрн «Разлука»
• Чайковский П. И. «Январь. У камелька», «Апрель. Подснежник», «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года»
Художественный материал
репродукции картин русских художников-пейзажистов
• Выставка книг, посвященная творчеству С. А. Есенина
• Материалы по реализации проекта
• Гирлянды из осенних листьев
I. Организационный момент
Дети под музыку вальса «Фантазия» М. И. Глинки проходят в зал, здороваются с гостями и рассаживаются на стульчики.
ТС: слайд с изображением русской природы
Воспитатель: Добро пожаловать в нашу литературно-музыкальную гостиную!
Мы живём в великой и прекрасной стране России. Особая гордость нашей Родины – её природа.
Наша русская природа всегда вдохновляла поэтов, композиторов и художников на создание прекрасных произведений.
Люблю природу русскую:
Она, как песня грустная,
Какая мысль сокрытая
И чувства без названия
Это замечательное стихотворение написал Андрей Осетров-Суздальский.
Воспитатель: Каждое время года неповторимо и удивительно.
Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Январь. У камелька» из цикла «Времена года»
ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением зимы
Воспитатель: Зимой, погрузившись в долгий сон, природа отдыхает. Зима в стихотворениях русских поэтов задумчивая, красивая и таинственная.
Ребёнок читает стихотворение С. А Есенина «Берёза».
На пушистых ветках
Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»
ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением весны
Воспитатель: Наступает весна, освобождаясь от снега, пробуждается природа готовая к весеннему теплу. Стихи русских поэтов о весне полны радостного настроения от появления долгожданного тепла.
Ребёнок читает стихотворение С. Д. Дрожжина «Весеннее царство».
Вернулось царство вешних дней:
Звенит по камушкам ручей,
И с криком стая журавлей
Смолою пахнет от лесов,
Краснея, почки лепестков
И миллионами цветов
Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»
ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением лета
Воспитатель: Летом природа богата сочными зелёными красками и запахами, особенным летним настроением, которое создают шум леса, пение птиц, чередование солнечных дней с внезапными дождливыми капризами. Стихи русских поэтов о лете наполнены теплом летней красоты.
Ребёнок читает отрывок из стихотворения И. С. Никитина «Ярко звёзд мерцанье…»
Ярко звёзд мерцанье
Гладь да блеск озёр,
Музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Ноябрь. На тройке» из цикла «Времена года»
ТС: репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением осени
Воспитатель: Осень задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи русских поэтов об осени передают настроение прекрасной уставшей природы.
Ребёнок читает стихотворение К. Д. Бальмонта «Осень».
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.
Учитель-логопед: Как мы увидели, у природы нет плохой погоды, и каждое время года прекрасно. Но сегодня в нашей музыкально-литературной гостиной мы подробнее поговорим лишь об одном из них. А вот о каком, отгадайте!
Время года отгадай!
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят.
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет.
Д/и игра «Что кому нужно?»
Учитель-логопед: созвала Осень поэтов, художников и композиторов и спросила: «Что вам нужно, чтобы нарисовать картину осенней природы?» Как вы думаете, что ответил каждый из них?
Примерные ответы детей:
Поэту нужны слова и рифмы.
Художнику нужны, холст, краски и кисти.
Композитору нужны музыкальные звуки и ноты.
Учитель-логопед: Что же у них получилось?
Литературно-музыкальная композиция
Музыкальное сопровождение: М. И. Глинка «Ноктюрн «Разлука»
Художественный материал: репродукция картины С. Петрова «Золотая осень»
Литературный материал: стихотворение И. А. Бунина «Лес, точно терем расписной…»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца.
Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал…»
Учитель-логопед: Вслед за тёплой и сухой осенью начинаются дождливые дни, деревья сбрасывают свои листья. Как называется это явление? (Листопад) Поиграем с осенними листьями.
Текст стихотворения Выполняемые движения
Ветер по лесу летал, Волнообразные движения правой рукой
Ветер листики считал Волнообразные движения левой рукой
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой.
И последний лист с осинки Дети загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого
Ветер бросил на тропинку Опустить кисти рук ладонями вниз
Физкультминутка «Листья осенние тихо кружатся…»
Детям раздаются осенние листочки.
Текст стихотворения Выполняемые движения
Листья осенние тихо кружатся Поднять руки с листочками вверх и кружиться на месте
Листья нам под ноги тихо ложатся Опустить руки и медленно присесть
И под ногами шумят, шелестят Движения руками из стороны в сторону
Словно опять закружиться хотят Встать, поднять руки с листочками вверх и кружиться на месте
Обыгрывание стихотворения А. С. Пушкина
ТС: слайды с изображением осенних пейзажей
Музыкальный материал: Бетховен «Адажио» (соната№8 часть II)
Воспитатель: Очень любил осень великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Послушаем, как он описывает в одном из своих стихотворений позднюю осень.
Ребёнок, одетый в костюм, обыгрывает отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Стихотворения С. А. Есенина
• репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением поздней осени
• портрет С. А. Есенина
Воспитатель: А вот ещё одно стихотворение о поздней осени.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихо закатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать седой зимы осталось.
Это стихотворение написал замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин, 120-тилететие которого мы отмечаем в этом году. Стихи Сергея Есенина особенные, певучие.Не случайно на их основе написано множество музыкальных произведений: песен и романсов. Послушайте романс Григория Пономарёва на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая…».
Педагоги под аккомпанемент гитары исполняют романс.
Творческая игра «Художники»
Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года»
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы услышали прекрасные стихотворения об осени, слушали чудесную музыку, рассматривали осенние пейзажи.
А сейчас вы превратитесь в художников и покажете, какой осень видите вы сами. Кто-то возьмёт краски, кто-то цветную бумагу, кто-то мелкие предметы. Наполните своими фантазиями эти работы. А поможет вам в этом музыка Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» «Октябрь. Осенняя песня».
Дети надевают береты, шейные платочки и приступают к работе.
Воспитатель: У вас получились прекрасные работы. Думаю, наши гости позже подойдут и, надеюсь, с удовольствием рассмотрят их.
Сегодня в нашей литературно-музыкальной гостиной мы услышали стихотворения А. С. Пушкина, С. А. Есенина, К. Д. Бальмонта, С. Д. Дрожжина, И. С. Никитина, Слушали музыку П. И. Чайковского и М. И. Глинки, рассматривали пейзажи Левитана, Поленова и других русских художников.
Стихи, живопись и музыка помогают открывать красоту родного края, учат понимать язык природы, призывают охранять всё живое. Мир искусства – великое чудо. Но откроется оно не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному. Постарайтесь же стать такими!
Музыкальный материал: М. И. Глинка вальс «Фантазия».
Конспект НОД «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов — классиков и художников» Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Образы русских богатырей в творчестве русских композиторов – классиков и художников».
Конспект занятия «Образ матери в искусстве художников, поэтов и композиторов» Конспект Тема: «Образ матери в искусстве художников, поэтов и композиторов» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления.
Конспект занятия по нравственному воспитанию через музыкальные произведения русских композиторов у детей в средней группе «Музыкальные эмоции» Цель: продолжать формировать представления о музыке, ее особенностях; продолжать работу по нравственному воспитанию.
Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.
Педагогический совет «Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» Педагогический совет Деловая игра: «О русских обычаях, традициях и народном творчестве» старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №312.
Технологическая карта НОД «Сказочный образ Бабы Яги в произведениях великих художников и композиторов» Технологическая карта НОД ДОУ: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №20 «Родничок».
Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группы Викторина по произведениям русских композиторов для подготовительной группыВопрос 1 В каком жанре написано произведение Римского-Корсакова.