Что привлекало в портрете манилова

Образ Манилова в поэме «Мертвые души»: описание, внешность, характер, портрет в цитатах

Что привлекало в портрете манилова. Смотреть фото Что привлекало в портрете манилова. Смотреть картинку Что привлекало в портрете манилова. Картинка про Что привлекало в портрете манилова. Фото Что привлекало в портрете манилова
Манилов.
Художник В. Андреев

Помещик Манилов является одним из центральных героев поэмы «Мертвые души» Гоголя.

Ниже представлен цитатный образ Манилова в поэме «Мертвые души»: описание внешности и характера, портрет персонажа в цитатах.

Помещик Манилов впервые появляется в 1-ой главе поэмы на вечере у губернатора. Описание самого Манилова, а также его семьи и хозяйства можно найти во 2-ой главе поэмы.

Образ Манилова в поэме «Мертвые души»: описание, внешность, характер, портрет в цитатах

«. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. «

«. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности. «

«. Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке. «

«. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!». «

«. в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. «

«. он [Чичиков] неизвестно отчего оглянулся назад. Манилов тоже неизвестно отчего оглянулся назад. «

«. служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером. «

«. Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно. «

«. Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут. «

«. «Ступай», – говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать. «

«. Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос – черт его знает. «

«. Манилов так сконфузился и смешался, что только смотрел на него. «

Манилов является законопослушным гражданином:

«. не будет ли это предприятие [. ] эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России. » (Манилов о том, что он боится закона)

«. если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную. » (об общении с Маниловым)

«. Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. «

«. все время сидел он и курил трубку, что тянулось до самого ужина. «

«. все эти прожекты так и оканчивались только одними словами. » (о планах и идеях Манилова)

«. Несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь. «

«. Учитель [. ] хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение. «

«. Тут Манилов с такою же любезностью рассказал дело кучеру и сказал ему даже один раз «вы». «

«. Чичиков уехал, сопровождаемый долго поклонами и маханьями платка приподымавшихся на цыпочках хозяев. » (о гостеприимстве Маниловых)

Источник

Описание внешности Манилова в поэме «Мертвые души»

Манилов — первый из персонажей знаменитого гоголевского произведения, к которому Чичиков, главный герой, обратился с предложением продать ему мертвые души, то есть умерших крестьян, которые де-юре числились живыми. Об их знакомстве, состоявшемся на вечеринке в доме губернатора города NN, сообщается в первой главе поэмы «Мертвые души». Описание внешности Манилова давалось автору нелегко, так как такого рода люди не имеют никаких особенностей. Они неинтересны.

Портрет Манилова

В «Мертвых душах» автор делает такой набросок внешнего вида персонажа: «…еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар»; «…черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару». Такие цитаты позволяют читателю не только увидеть своеобразие персонажа, но и ощутить его на вкус, который оказался приторным.

В тексте также портретная картинка показывает, что он белокур и голубоглаз, — деталь, которая уже успела стать литературным штампом. Гоголь определяет сущность Манилова как «ни то ни се». У него отсутствует жажда жизни, искра, он бесхарактерен. Абсолютно не интересуется ничем, кроме пустых иллюзий и курения трубки. Писатель не счел нужным даже дать ему имя, а ведь оно — весьма существенная часть облика.

Речь и поведение

Манеры Манилова, как и всех продавцов мертвых душ, были Гоголем преувеличины до такой степени, что качество, которое по своей природе должно быть привлекательным, превращает образ в карикатуру. У этого персонажа такой чертой характера является обходительность. Он изо всех сил старается быть любезным, но и в этом так перебарщивает, что выглядит смешно и нелепо. Например:

Действия рассматриваемого персонажа вполне соответствуют его речи. Изо всех сил стараясь быть вежливым и предупредительным, Манилов создает неудобства для тех, на кого направлена его любезность, и выглядит при этом комично.

Один из самых смешных эпизодов — сцена, в которой он и Чичиков уступают друг другу право первым войти в гостиную. В итоге оба «вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга». Не менее забавно описание встречи этих героев в городе, когда они обнимались минут пять и так нацеловались, что «у обоих весь день почти болели передние зубы».

Приятели направились в палату, где должны были оформить купчую. Когда они поднимались по лестнице, Чичиков старался не допустить, чтобы Манилов поддерживал его под руку, ускорял шаг, а тот, в свою очередь, помчался вперед, чтобы его компаньон не устал. В результате оба запыхались.

Имение помещика

Маниловская усадьба раскрывает образ своего хозяина. Господский дом стоит на возвышении, как бы отображая совершенные устремления помещика. Он окружен «аглицким» (английским) садом с неизменным для него прудом, который покрыт ряской, следовательно, за ним не ухаживают, а у берез «жиденькие вершины». Видимо, деревья плохо себя чувствуют в данном месте.

Самая примечательная деталь пейзажа — беседка, имеющая плоский купол зеленого цвета и деревянные колонны, выкрашенные голубым, на них виднелась надпись: «Храм уединенного размышления». Оглядывая свое имение, Манилов мечтает о том, чтобы «чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары».

При этом он совершенно не задумывается, какая польза его крепостным от такого сооружения, есть ли у них деньги для трат, чем именно должны торговать воображаемые купцы, наконец, в какую сумму обойдется подобное строительство. Столь приземленные вопросы неподъемны для возвышенной души помещика.

Общий вид имения показывает, что прекраснодушный мечтатель Манилов — никудышный хозяин. В правильности этого вывода читатель убеждается, увидев интерьер маниловского дома. В гостиной — мебель, обитая дорогой тканью, и два кресла, на которые ее не хватило, их пришлось обтянуть простой рогожей. В таком виде они стоят несколько лет, и хозяин все это время объясняет гостям, что кресла еще не готовы.

Еще больше раскрывает личность хозяина его кабинет, особенно стол. Стоит увидеть, что на нем находится:

Описание усадьбы еще раз показывает, какой перед читателем встает персонаж: пустой, так себе, скучный. Время как будто не влияет на героя: он человек, не имеющий возраста, каждый день для него не отличается от другого, бесполезный индивид, не способный что-либо изменить.

Семья героя

Манилов — единственный из продавцов мертвых душ, у кого есть жена и дети. Его супруга — Лизанька — во всем под стать своему мужу. Как помнится, черты Манилова «не лишены приятности», его супруга тоже «недурна собой». Герой в свое время прослыл «образованнейшим офицером», и Лиза вполне может считать себя такой же дамой, поскольку обучалась в пансионе.

Супруги живут в полной гармонии по маниловским понятиям. Она заключается в угощении друг друга яблочками, конфетками или орешками («Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек»), продолжительных поцелуях и сюрпризах в виде вязаных кошельков и бисерных чехольчиков. Оба бесконечно далеки от таких низких предметов, как хозяйственные дела.

Манилов совершенно не представляет, что творится в его деревне, даже не знает, сколько крестьян умерло со времени последней ревизии. А его жена устранилась от всех хлопот по дому: не заботится о припасах, не следит за поведением слуг, которое оставляет желать лучшего.

В семье подрастают два сына, чьи имена поразили даже видавшего виды Чичикова. Старшего, которому шел восьмой год, звали Фемистоклюс — ономастический курьез: к имени древнегреческого политического и военного деятеля Фемистокла прилепили латинское окончание — юс. Младшего, шестилетнего, — Алкид (первое имя Геракла). Манилов восхищается умом старшего сына, хотя тот всего лишь отвечает на простейшие вопросы. При этом он не замечает, что дети ведут себя очень невоспитанно.

Фемистоклюс в свои неполные восемь лет не научился вытирать сопливый нос, и если бы не вмешательство следившего за ним человека, у всех сидящих аппетит был бы испорчен.

Потом старший, сидя за столом, да еще в присутствии гостя, укусил младшего братца за ухо, а тот принялся грызть баранью кость, при этом у него «обе щеки лоснились жиром». Такова изнанка маниловской семейной идиллии.

Зона комфорта

Если читатель взглянет на среду обитания Манилова его глазами, то он увидит, что герой блаженствует с душенькой Лизанькой, умиляется, глядя на своих детей, надеется, что их необычные имена — залог блистательного будущего. Все его знакомые — предобрейшие и препочтеннейшие люди.

В хозяйстве все делается само собой, а он может любоваться аглицким садом и, сидя в «Храме уединенного размышления» (с плоским куполом!), строить грандиозные планы, к реализации которых готов приступить завтра, что по-маниловски означает никогда. Еще можно сидеть в своем кабинете, курить трубку и выстраивать на окнах новые очень красивые рядки кучек пепла.

Из состояния блаженства героя на какое-то время вывела необычная просьба Чичикова — продать мертвые души. Манилов заволновался: не противозаконно ли это? Новоприобретенный друг уверил его, что все замечательно.

Манилов поспешил довериться Чичикову, потому что это избавило его от непривычных размышлений и тревог, грозящих разрушить его идиллию. Он подарил приятелю мертвые души и вернулся в свою зону комфорта, чтобы наслаждаться ее приятностями и по-прежнему не замечать низкой прозы — не видеть, что крестьяне бедствуют, слуги воруют, пруд зарастает и скоро превратится в болото, а сам он, Манилов, — мертвая душа.

Воистину надо обладать гоголевским талантом, чтобы изобразить «ни то ни се», недалекого, неумного человека так, что читать о нем интересно и полезно. Некоторые маниловские фразы и словечки пришли в наш язык и прижились в нем:

Благодаря гоголевскому герою в наш обиход вошло понятие «маниловщина», зафиксированное в словарях Ушакова, Ожегова и Ефремовой и обозначающее «мечтательное и бездеятельное отношение к окружающему, беспочвенное благодушие».

Источник

Характеристика Манилова в поэме «Мертвые души»

Что привлекало в портрете манилова. Смотреть фото Что привлекало в портрете манилова. Смотреть картинку Что привлекало в портрете манилова. Картинка про Что привлекало в портрете манилова. Фото Что привлекало в портрете манилова

Краткая характеристика Манилова из поэмы «Мертвые души» сводится к тому, что этот человек является представителем помещичьего дворянства, который отличается мечтательным, но бездеятельным нравом.

Примечательно, что автор наградил персонажа говорящей фамилией. Со временем имя героя стало нарицательным для ленивого прожектёра, а само такое отношение к жизни получило название «маниловщина».

Образ Манилова в поэме «Мертвые души»

Что привлекало в портрете манилова. Смотреть фото Что привлекало в портрете манилова. Смотреть картинку Что привлекало в портрете манилова. Картинка про Что привлекало в портрете манилова. Фото Что привлекало в портрете маниловаМанилов – человек деловитый, сентиментальный. Поведение, внешность, включая приятные черты лица, обаяние этого героя настолько приятны, что кажутся приторными и становятся буквально отталкивающими.

За всей этой сахарной наружностью скрывается бездушие, черствость, ничтожность.

Мысли героя хаотичны и беспорядочны. Коснувшись одной темы, они тут же могут улетучиться в неизвестном направлении, уйти далеко от реальности.

Он не умеет думать о сегодняшнем дне и решать бытовые вопросы. Всю свою жизнь старается облечь в изысканные речевые формулировки.

Характеристика и описание портрета героя Манилова

Портрет данного персонажа, как и любого другого, складывается из нескольких параметров.

Жизненные цели помещика

Что привлекало в портрете манилова. Смотреть фото Что привлекало в портрете манилова. Смотреть картинку Что привлекало в портрете манилова. Картинка про Что привлекало в портрете манилова. Фото Что привлекало в портрете маниловаГерой не строит определенных планов. Все мечты его крайне расплывчаты и далеки от реальности – осуществить их не представляется возможным.

Одним из прожектов была задумка построить подземный тоннель и мост через пруд. В итоге не было сделано и капли из того, что нафантазировал помещик.

Герой не способен планировать собственную жизнь и принимать настоящие решения. Вместо реальных дел Манилов занимается словоблудием.

Однако есть в нем и хорошие черты – помещика можно охарактеризовать как хорошего семьянина, который искренне любит свою жену и своих детей, заботится об их настоящем и будущем.

Любимые занятия

Досуг Манилова ничем не заполнен. Большую часть времени он проводит в беседке с надписью «Храм уединенного размышления». Именно здесь герой предается своим фантазиям, мечтает, придумывает неосуществимые прожекты.

Также герой любит сидеть у себя в кабинете, размышлять и от безделья выстраивать «красивыми рядками» горки золы. Постоянно пребывая в своих мечтаниях, помещик никогда не выезжает на поля.

Описание кабинета Манилова

Кабинет помещика, как и вся его усадьба, очень точно характеризует личность героя. Внутреннее убранство подчеркивает особенности характера и привычки персонажа. Окна кабинета выходят на сторону леса. Неподалеку лежит книжка, заложенная закладкой на одной и той же странице, уже целых два года.

В целом, помещение выглядит приятно. Из мебели в ней: стол с книгой, четыре стула, кресло. Больше всего в кабинете было табаку кругом рассыпан пепел из табачной трубки.

Первое впечатление о герое

На первый взгляд, персонаж представляется обаятельным человеком. Благодаря своему безмерному добродушию герой видит во всех самое лучшее, а недостатки вовсе не обнаруживает или закрывает на них глаза.

Первое впечатление длится недолго. Вскоре общество Манилова становится для собеседника ужасно скучным. Дело в том, что герой не имеет собственной точки зрения, а только лишь произносит «медовые» фразы и мило улыбается.

В нем нет жизненной энергии, настоящих желаний, которые движут личностью, заставляют действовать. Таким образом, Манилов – это мертвая душа, серый, бесхарактерный человек, без определенных интересов.

Манера поведения и речь помещика

Что привлекало в портрете манилова. Смотреть фото Что привлекало в портрете манилова. Смотреть картинку Что привлекало в портрете манилова. Картинка про Что привлекало в портрете манилова. Фото Что привлекало в портрете маниловаМанилов ведет себя очень гостеприимно. При этом герой настолько приятен в общении, что иногда это становится чрезмерным. Взгляд помещика словно источает сахар, а речи приторны до безобразия.

Манилов очень скучный собеседник, от него никогда невозможно услышать критики, возмущения, «заносчивого слова». В разговоре проявляются живые манеры героя, быстрая речь Манилова похожа на птичье щебетание, насыщенное любезностями.

Помещик отличается деликатностью и сердечностью в общении. Эти качества проявляются в ярких и напыщенных формах нескончаемого восторга («щи, но от чистого сердца»).

Среди любимых выражений героя присутствуют такие слова, как «позвольте», «любезная», «приятнейший», «препотченнейший», «милый». Кроме того, разговор Манилова насыщен местоимениями, междометиями и наречиями неопределенной формы: этакое, этак, какой-нибудь. Эти слова подчеркивают неопределенное отношение Манилова ко всему окружающему.

Речь героя не имеет смысла, она пуста и бесплодна. И все-таки господин Манилов – человек неразговорчивый, и свободное время предпочитает уделять размышлениям, нежели беседе.

Дети Манилова

У помещика есть двое детей – сыновья. Желая хоть как-то выделиться из серой массы, отец дал мальчикам необычные имена – старшего он назвал Фемистоклосом, младшему дал имя Алкид. Дети были еще маленькие – 7 и 6 лет соответственно. Образованием сыновей занимается учитель.

Старшему сыну Манилов прочит большое будущее – в силу невероятного остроумия мальчика ждет карьера дипломата. Говоря о способностях младшего сына, помещик ограничивается краткой характеристикой: «…Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр…».

Взаимоотношения Манилова и Чичикова

Что привлекало в портрете манилова. Смотреть фото Что привлекало в портрете манилова. Смотреть картинку Что привлекало в портрете манилова. Картинка про Что привлекало в портрете манилова. Фото Что привлекало в портрете маниловаВ отличие от других помещиков, Манилов встречает Чичикова с большим радушием и гостеприимством, проявляя себя как заботливый и внимательный хозяин. Он во всем старается угодить Чичикову.

В сделке с главным героем Манилов не ищет выгоды, всячески отказываясь принимать плату за мертвые души. Он отдает их даром, по дружбе.

Поначалу помещик недоумевает по поводу необычного предложения Чичикова, да так, что у него выпадает трубка изо рта и пропадает дар речи.

Свое отношение к сделке Манилов переменил после того, как Чичиков ловко оформил свою просьбу в красивые слова – помещик тот час же успокоился и согласился.

Главный герой, в свою очередь, не может поверить в то, что Манилов и приказчик не в состоянии дать ответ, сколько у них крестьян умерло с прошлой переписи.

Отношение к хозяйству Манилова

Что привлекало в портрете манилова. Смотреть фото Что привлекало в портрете манилова. Смотреть картинку Что привлекало в портрете манилова. Картинка про Что привлекало в портрете манилова. Фото Что привлекало в портрете маниловаПерсонаж, мягко говоря, не отличается практичностью, что ярко показано на примере описания его усадьбы.

Дом героя стоит на открытом пространстве, доступном всем ветрам, пруд зарос зеленью, деревня обеднела. Перед Чичиковым открываются жалкие, безжизненные виды. Повсюду царит ветхость и запустение.

Хозяйство Манилов не занимался, на поля он никогда не выезжал, не знал о количестве крепостных и скольких из них уже нет в живых. Ведение дел помещик поручил приказчику, а сам полностью устранился от решения насущных проблем.

Он никак не может взять в толк, зачем Чичикову могли понадобиться мертвые души, но в то же время он счастлив предаваться фантазии, как было бы здорово пожить рядом с ним на берегу реки. Приказчик, ведущий хозяйство Манилова, безнадежный пьяница, а слуги только и тем и занимаются, что спят и бездельничают.

Манилов – единственный, кто не стал продавать мертвые души, а решил отдать их даром. Кроме того, помещик берет на себя все расходы по оформлению купчей. Данный поступок наглядно демонстрирует непрактичность героя. Единственное, чем руководствуется Манилов – бессмысленное подхалимство перед Чичиковым, как и перед любым другим человеком.

Отношение к окружающим

Ко всем людям Манилов относится в равной степени доброжелательно и, как уже отмечалось ранее, в каждом человеке видит только положительные качества. По словам героя, все чиновники – замечательные люди во всех отношениях.

Помещик хорошо обращается с крестьянами, причем как со своими, так и с чужими. Манилов очень вежлив по отношению к учителю своих детей и даже к кучеру он обратился один раз на «вы». Манилов настолько доверчив и наивен, что не замечает лжи и обмана.

Со своими гостями помещик ведет себя очень гостеприимно и доброжелательно. Кроме того, за ним наблюдается заискивающее поведение в отношении тех людей, которые представляют для него определенный интерес (как, например, Чичиков).

Доброта, доверчивость, мягкость у Манилова сильно преувеличены и не сбалансированы критическим взглядом на жизнь.

Описание поместья Манилова

Это большая усадьба, принадлежащая помещику. К ней приписано более 200 крестьянских домов. Здесь имеются поля, лес, пруд, городской дом, беседка и клумбы. Хозяйство Манилова предоставлено само себе, а его крестьяне ведут праздный образ жизни. В усадьбе есть беседка для размышлений, где помещик время от времени предается мечтам и фантазиям.

Почему Манилов «мертвая душа»

Образ помещика является олицетворением человека, потерявшего собственную личность, не имеющего индивидуальности.

Манилов не имеет цели в жизни, это «мертвая душа», которая ничего не стоит даже в сравнении с таким подлецом, как Чичиков.

Заключение

В произведении красной линией подчеркивается духовная пустота и ничтожность Манилова, скрывающиеся за сахарной оболочкой героя и его усадьбой. Этого персонажа нельзя назвать отрицательным, но к числу положительных его также нельзя отнести. Он человек без имени отчества, который не имеет никакого значения для окружающего мира.

Героя можно охарактеризовать емкой цитатой из «Мертвых душ» «черт знает что такое». Манилов не может рассчитывать на возрождение, потому что внутри него пустота, которая не может возродиться или преобразиться. Мир этого героя состоит из ложных фантазий и является, по сути, бесплодной идиллией, ведущей в никуда.

Источник

Характеристика Манилова в поэме «Мертвые души», описание, характер, внешность

Что привлекало в портрете манилова. Смотреть фото Что привлекало в портрете манилова. Смотреть картинку Что привлекало в портрете манилова. Картинка про Что привлекало в портрете манилова. Фото Что привлекало в портрете манилова
Манилов.
Художник П. Боклевский

Помещик Манилов является одним из ярких персонажей поэмы «Мертвые души» Гоголя. Это первый помещик, к которому заезжает господин Чичиков с целью купить «мертвые души».

Господин Манилов впервые появляется в 1-ой главе поэмы на вечере у губернатора. Подробное описание самого Манилова, его усадьбы, крестьян и семьи можно найти во 2-ой главе произведения.

Ниже представлена цитатная характеристика Манилова в поэме «Мертвые души», описание характера и внешности героя.

Характеристика Манилова в поэме «Мертвые души», описание, характер, внешность

Что привлекало в портрете манилова. Смотреть фото Что привлекало в портрете манилова. Смотреть картинку Что привлекало в портрете манилова. Картинка про Что привлекало в портрете манилова. Фото Что привлекало в портрете манилова
Манилов.
Художник П. Боклевский

Помещик Манилов является мужчиной средних лет:

«. Помещик Манилов, еще вовсе человек не пожилой. «

«. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами. «

«. с господином в медведях, крытых коричневым сукном, и в теплом картузе с ушами. «

«. хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке. «

«. имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся. «

«. сказал Манилов, явя в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное. «

«. черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару. «

«. имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся. «

«. с улыбкою и от удовольствия почти совсем зажмурил глаза, как кот, у которого слегка пощекотали за ушами пальцем. «

«. У Манилова от радости остались только нос да губы на лице, глаза совершенно исчезли. «

«. куря трубку, которую курить сделал привычку, когда еще служил в армии. «

«»Лизанька», сказал Манилов с несколько жалостливым видом: «Павел Иванович оставляет нас!»»

«Жена его. впрочем, они были совершенно довольны друг другом. Несмотря на то, что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь. «

«Словом, они были то, что говорится счастливы.»

«Фемистоклюс!» сказал Манилов, обратившись к старшему. «

«. в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером. «

«. с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым. «

«. господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою. «

«. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.»

«. В оборотах самых тонких и приятных он рассказал. «

«. Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова. «

«От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор [. ] словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было.»

«Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно.»

«. я несколько туг на ухо, мне послышалось престранное слово…» (Манилов о себе)

«. подивился чистоте и красоте почерка. – Славно написано. не нужно и переписывать. » (Чичиков о почерке Манилова)

«Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. «

«. я тоже предполагал, большая смертность; совсем неизвестно, сколько умерло. «

«Конечно, можно бы заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов, и много бы можно сделать разных запросов. Зачем, например, глупо и бестолку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердым образом и повесничает всё остальное время? Но всё это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо.»

«В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы».»

«В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель».» (Манилов женат уже 8 лет)

«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года.»

«Тут Манилов с такою же любезностию рассказал дело кучеру, и сказал ему даже один раз: вы.» (о Манилове и кучере Чичикова)

«. Учитель [. ] Вероятно, он был человек признательный и хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение. » (об учителе детей Манилова)

«Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил «Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать» «ступай», говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать.»

«. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более. «

«. в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. «

«. я бы с радостию отдал половину всего моего состояния, чтобы иметь часть тех достоинств, которые имеете вы. » (Манилов Чичикову)

«. я, конечно, не мог получить такого блестящего образования, какое, так сказать, видно во всяком вашем движении; не имею высокого искусства выражаться… » (Манилов о себе и Чичикове)

Такова цитатная характеристика помещика Манилова в поэме «Мертвые души» Гоголя: описание характера и внешности героя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *