Что привнес пушкин в русскую литературу

Пушкин и русская культура. Литература. Великие имена

Введение

Русскую классическую литературу невозможно представить без столь выдающегося писателя всех времен как А. С. Пушкин. Вклад, который он внес в становление русской литературы, невозможно переоценить. А. С. Пушкин воистину является самым знаменитым русским поэтом и писателем. Творчество А. С. Пушкина уникально. Как в нашей стране, так и во всем мире слог Пушкина считают высшим проявлением литературного искусства.
Сегодня А. С. Пушкина можно назвать символом не только русской литературы, но и русской культуры в целом. Несмотря на то, что поэта нет в живых уже почти 200 лет, интерес к его творчеству не угасает. Нет сомнения, что А. С. Пушкин является гением русской литературы, одной из самых выдающихся и уникальных личностей России. Было бы не справедливо сказать, что Пушкин внес вклад исключительно только в русский язык и русскую литературу, так как Александр Сергеевич был очень образованной и всесторонне развитой личностью, вклад его так же прослеживается и в истории, в философии, политологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Пушкин и русская культура. Литература. Великие имена

Золотой век русской культуры — это прежде всего Пушкин — начало и вершина Золотого века, явление русской и мировой культуры. Именно с Пушкина и благодаря его влиянию на все виды творчества Россия вышла на уровень мировой культуры и превзошла его. Он не только гениальный поэт, запечатлевший в прекрасных поэтических формах русского человека. Пушкин — создатель совре­менного русского литературного языка, который и сегодня может считаться эталоном. Благодаря Пушкину был преодолен тот разрыв, который существовал между «верхами» и народом, между культурой и народом. С него самого русское чтение стало достоянием всех дворян и простых людей, и детей и взрослых.

Пушкин был та звезда, на которую ориентировались, свет которой вдохновлял литераторов, художников, музыкантов. Очень характерны в этом отношении горестные слова Гоголя. Получив в Италии печальную весть из России о гибели поэта, Гоголь писал П.А. Плетневу в Петербург: «…Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не пред­принимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою. Что скажет он, что заметит он, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое, вот что меня только занимало и одушевляло мои силы…» (6; 597).

Место и роль Пушкина в истории русской культуры, истории России вообще наиболее точно охарактеризовал В.О. Ключевский. Этот выдающийся историк ставит рядом две «знаковые» фигуры в истории России: Петра Великого — императора и А.С. Пушкина — поэта. Петр I сумел разглядеть мощные материальные и духовные силы, таившиеся и невостребованные в Руси, и начал с первых, призвав на помощь технические знания Запада, обеспечил России международную и политическую мощь, «выдвинул Россию в семью европейских держав и народов». Такую же роль в отношении духовной жизни России сыграл Пушкин. Поэзия Пушкина «впервые показала нам, как русский дух, развернувшись во всю ширь и поднявшись полным взмахом, попытался овладеть всем поэтиче­ским содержанием мировой жизни, и восточным и западным, и античным и библейским, и славянским и русским. Этой широтой поэтического захвата она дала нам почувствовать, какие нетронутые силы таятся в глубине выразившего ее народного духа, ожидая своего призыва на общечеловеческое дело» (7; 311).

Ключевский подчеркивал глубокую народность Пушкина. Эту народность он видел не в особенностях языка, не в выборе предметов из отечественной истории, а в том, что во взглядах поэта на жизнь, во всем складе его мировоззрения впервые обозначился духовный облик русского человека, в особом образе его мыслей и чувствова­ний. В поэзии Пушкина образно и ясно отразилась эта физиономия русского народа. Это народ восприимчивый и наблюдательный, с трезвым и бодрым взглядом на жизнь, терпеливый и исполненный терпимости, чуждый сомнений и непритязательный, благодарный судьбе за радость и за горе, умеющий ценить хорошее чужое и шутить над дурным своим, простодушно и задушевно отзывчивый на все человечное, незлопамятный и осторожный, мирный и примири­тельный (8; 312).

Другой великий русский — писатель Федор Достоевский выде­лял особо два главных момента гения Пушкина, как и Ключевский, он отмечал общечеловеческий характер его творчества и подчерки­вал пророческое значение Пушкина. Ни один из великих гениев других стран — Шекспир, Сервантес, Шиллер и т. д. не обладали такой способностью всемирной отзывчивости, как Пушкин. В этом свойстве Пушкинской поэзии отразилась главнейшая способность нашего народа. Всемирная отзывчивость поэта нашла свое глубокое воплощение в его произведениях и образах из жизни других народов и всех времен («Фауст», «Скупой рыцарь», «Дон Жуан», «Пир во время чумы», «Египетские ночи» и т. д.). И в этой изумительной способности — пророческий смысл Пушкина и его творчества. Именно в этом более всего выразилась народность его поэзии, сила духа русского народа в его стремлении ко всемирности, ко всече-ловечности (9; 399).

Золотой век русской культуры означал разрыв с подражательст­вом Западу в литературе и искусстве. Началось возвращение к народным корням, к национальным традициям. Это стало одной из главных основ расцвета литературы и искусства, одной из их сильных сторон. Уже в первой половине XIX в. идет постепенный переход от классицизма, сентиментализма, отвлеченности через кратковременное увлечение романтизмом к реализму, к проблемам реальной жизни. Этот переход происходил во всех сферах художе­ственной культуры. Раньше и быстрее он совершался в литературе. В литературу и, прежде всего, в поэзию все более широко врывается живая жизнь. От «чувствительных» романов и повестей второй половины XVIII в., заполнивших книжный рынок, являвшихся развлекательным чтивом, в начале XIX в. в литературе все явствен­нее намечается поворот реальной жизни.

На литературную арену ворвалось молодое поколение поэтов — выпускников Царскосельского лицея — однокашников Пушкина. Первоначально предметом поэзии стали товарищеские пиры, лю­бовные похождения. Но постепенно и в поэзии, а затем в прозе все большее место начинают занимать проблемы российской действи­тельности. На поэтическом небосклоне появилась плеяда блестящих поэтов-современников и последователей Пушкина. Это: Евгений Баратынский, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Михаил Лермонтов. Это также Рылеев, Дельвиг, Вяземский, Денис Давыдов, Веневитинов и др. Продолжали творить патриархи русской поэзии Г.Р. Дер­жавин, В,А. Жуковский. Ярко зазвучали голоса поэтов — выходцев из третьего сословия — Никитина, Кольцова, Языкова.

Символами литературы этой переходной эпохи стали Чацкий, Онегин, Печорин. Это герои безвремья, поднявшиеся над окруже­нием и не понятые им (10; 74). Постепенно реализм становится высшей задачей литературы и искусства. Социальный роман стал господствующей формой литературы. Одной из характерных и сильных сторон такого романа было философское осмысление нравственных проблем жизни, человеческих отношений. Литерату­ра освобождается от исключительного служения высшему классу. Скоро она становится потребностью читателя из других обществен­ных слоев. Круг таких читателей, по мере развития образования, все более расширяется. Литература становится трибуной, с которой выносятся на суд общественности больные вопросы жизни россий­ского общества.

Вслед за Пушкиным и под его духовным влиянием выступил Н.В. Гоголь с его «Мертвыми душами», «Ревизором» и другими произведениями, в которых была представлена неприглядная кар­тина некоторых сторон жизни России. И сегодня не устают цити­ровать, к месту и не к месту, гоголевские слова, что беда России — плохие дороги и дураки. И очень редко вспоминают другие слова, выражавшие веру писателя в великое будущее России, в ее народ:

«Еще пройдет’десяток лет, и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках» (11; I; 97).

Россия в XIX в. подарила миру такие великие имена, как Гоголь, Достоевский, Л. Толстой, Тургенев, Грибоедов, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Островский, Чехов, Горький, Успенский. В произведениях великих русских писателей нашли глубокое отраже­ние все пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и темными сторонами. Не осталось ни одного уголка российской жизни, который не был бы охвачен литературой. И что еще харак­терно: классики беспощадно критиковали все, что было темного в стране, но делали это, любя Россию, веря в ее народ.

Расцвет русского классического романа в 60—70-е годы связан прежде всего с именами Достоевского, Тургенева, Толстого. Главная тема произведений Ф.М. Достоевского — боль за униженных и оскорбленных, вера в человека. В романах «Униженные и оскорб­ленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подро­сток», «Братья Карамазовы» глубоко раскрываются нравственные проблемы взаимоотношений людей, столкновение сильных само­бытных характеров, одиночество человека в чужом и безжалостном мире.

В художественных произведениях, публицистике и философ­ских работах Достоевский постоянно возвращается к проблеме исторического предназначения русского народа, к его всечеловеч-ности, всеотзывчивости и всепониманию. В «Дневнике писателя» (12), над которым он работал с перерывами ряд лет, представлено многообразие тем: политика, религия, проблемы воспитания и образования, интеллигенция и народ и многое другое. Но в конеч­ном счете, это всегда глубокие размышления о России и ее народе. Это дало основание известному русскому философу Н. Бердяеву говорить, что Достоевский является наряду с Пушкиным одним из тех гениев, которые выражают дух народа (13; 81).

В прекрасных романах И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо» встает картина переломного вре­мени в жизни России. Выведены новые для русской литературы герои — разночинцы и демократы. И грусть по уходящей эпохе, и тревожное ожидание нового, не очень ясного грядущего. Тургенев представил нам русских женщин, самоотверженных и духовно красивых. В его «Записках охотника», как ранее ни в одном другом произведении русской литературы, даны образы русских крестьян, их высокая нравственность и одаренность.

Главное содержание великого романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» — судьбы народа и страны. В романах «Анна Каре­нина», «Воскресение», в других произведениях — жизнь русского общества 70-х годов. Автор показывает крушение традиционных моральных устоев под натиском наступающей буржуазной эпохи. Пушкин, Достоевский, Толстой оказали огромное влияние на раз­витие мировой литературы. Их произведения остаются и сегодня самыми читаемыми не только в нашей стране.

Богатейшее наследие оставил А.Н. Островский (1823—1886). В его пьесах («Доходное место», «Гроза», «Волки и овцы», «Горячее сердце», «Бесприданница» и многие др.) исследуется мир купечества и жизнь маленьких подневольных людей в этом мире. Драматургия Островского сыграла решающую роль в становлении русского реа­листического театра. Его пьесы и сегодня не сходят со сцены. Блестящий талант М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826—1889) раскрыл­ся в непревзойденной сатире. В своих произведениях «Помпадуры и помпадурши», «Пошехонская старина», «История одного города», «Господа Головлевы» он дал убийственную сатиру на существующие бюрократические порядки и тупоумие начальников всех рангов, дремучую отсталость жизни помещиков в различных «медвежьих» углах страны. В мировой литературе найдется немного таких ше­девров сатиры, как произведения Салтыкова-Щедрина. Тема наро­да, его исканий и надежд — главное в творчестве Н.А. Некрасова (1821—1877/78). Психологически тонкое и лирическое творчество А.П. Чехова (1860—1904), приходящиеся уже на конец века, отра­зило искания русской интеллигенции, ее потерянность и смятение.

Значительное влияние на художественную жизнь второй поло­вины XIX в. оказала революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены В.Г. Белинским. В своих многочис­ленных статьях он последовательно отстаивал идеи свободы и независимости человеческой личности и подчеркивал, что главным критерием ценности литературы должна быть верность действитель­ности и народность. А его цикл из 11 статей, посвященных творче­ству А.С. Пушкина, сыграл большую роль в развитии пушки­новедения. Дальнейшее развитие революционно-демократической эстетики связано с именами Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролю­бова. В их работах последовательно проводилась идея обществен­но-преобразующей роли литературы и искусства, подчеркивалось, что литература способна и должна быть не только средством ото­бражения и познания действительности, но и ее изменения, борьбы с общественным злом. Литературно-критическая деятельность этих выдающихся людей оказала большое влияние на творчество многих писателей и художников, в особенности из среды разночинной интеллигенции.

Уже в начале века начинает меняться и отношение читающей публики к литературе: из предмета развлечения и отдыха она стала сферой поиска ответов на жизненно важные вопросы, будила мысль и споры вокруг этих вопросов.

Именно в этот период сформировались великие традиции, которые стали характерными чертами русской классической лите­ратуры на все времена: гуманизм, сострадание к человеку, высота нравственных идеалов, пристальное внимание к больным вопросам народной жизни, транснациональный, вселенский характер русской литературы. На русской классической литературе — детище XIX в. — воспитывались все последующие поколения россиян. Вобрав в себя духовные достижения русского и других населяющих Россию народов, русская классика стала яркой, богатейшей и неповторимой частью мировой литературы.

Факты биографии

Знаменитый русский писатель и поэт А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в московской дворянско-помещичьей семье.

В возрасте 12 лет Александр Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, где провел 6 лет. Именно в лицее были созданы его первые поэтические работы. В первых его произведениях нашли свое отражение как русский, так и французский классицизм. Еще обучаясь в лицее, Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас». По своей сути это общество представляло собой литературный кружок, который продвигал идеи формирования русского литературного языка на основе рационального эстетического подхода, ориентируясь на образцы литературы Европы.

В 1817 году А. Пушкин закончил лицей и приступил к работе секретаря в Коллегии иностранных дел, а в 1819 году стал членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». В это же время он продолжает работать над поэмой «Руслан и Людмила», которую начал писать, будучи еще лицеистом. Поэма была опубликована в 1820 году, но вызвала не однозначное мнение публики и критиков.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

В 1820 году Пушкина перевели из Москвы на другое место службы, в Кишинёв. Причиной перевода стало содержание некоторых его произведений, которое по мнению властей не соответствовало его должности.

В связи с перенесенной пневмонией, Пушкин уезжает на восстановление здоровья в Крым, где под впечатлением от красот этого края пишет несколько своих знаменитых произведений:

Восстановив свое здоровье, А. С. Пушкин приезжает обратно в Кишинёв. В 1822 году публикуется поэма «Кавказский пленник», она принесла Пушкину заслуженную славу. В 1923 году писатель начинает работу над романом «Евгений Онегин». В 1824 году его государственная служба закончилась, так как Пушкин из-за своих вольнодумческих взглядов был отправлен в ссылку, в село Михайловское. В этом селе Пушкин ведет плодотворную литературную деятельность.

В 1826 году Пушкин был доставлен в Москву на личную аудиенцию к Николаю I. Николай I выражает благосклонность к поэту, освобождает его от цензуры.

В 1828 году происходит знакомство Пушкина с Натальей Гончаровой. В 1830 году его предложение руки и сердца было принято. Пушкин едет в имение своего отца в Болдино, для того что бы получить в качестве свадебного подарка древнюю Кистенево. В Болдино из-под пера поэта появляются одни из самых знаменитых его произведений:

В 1833 году Пушкин становится членом Российской академии.

Период с 1933-1835 года считается для Пушкина не очень удачным, публика не смогла по достоинству оценить опубликованные произведения поэта, но тут следует отметить, что многие его великие произведения просто не выходили в печать.

1837 год стал последним для поэта. Его жене, Н. Гончаровой, начал оказывать знаки внимания кавалергард Дантес. Пушкин и Дантес встречаются на дуэли. В результате Пушкин получил ранение, которое было не совместимо с жизнью, через 2 недели он скончался.

Значение писательской деятельности

Александр Сергеевич является основоположником реалистической литературы в России. В работах с безмерной яркостью представлены самые лучшие черты русского человека. Пушкин — это дух России, не каждые сто лет рождается такой масштабный деятель и новатор. Поэт формировался под влиянием творчества великих умов: Вольтер, Руссо, Державин, Карамзин.

Новаторство Александра Пушкина

Основные темы стихотворных трудов — это любовь, поиск смысла жизни, искусство. Литературные работы о дружеских отношениях и привязанности сердца поражают чистотой и искренностью, мягкостью и душевностью.

Писатель исключительно радовался гармонии и согласию природы. Он восхищался красотой. Друзья для русского классика много значили. На протяжении всей жизни он дружил с лицейскими товарищами Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом и другими. Многие стихотворения посвящены именно друзьям-единомышленникам. Каждое очередное творение писателя становилось событием. О нём велись беседы, его переписывали в свои тетради.

Чувство любви не оставляет Александра Сергеевича на его дороге жизни. Оно не позволяет погружаться в отчаяние, поддерживает и подбадривает. Любовные прореживания представляют собой для русского поэта работу души.

Что привнес пушкин в русскую литературу. Смотреть фото Что привнес пушкин в русскую литературу. Смотреть картинку Что привнес пушкин в русскую литературу. Картинка про Что привнес пушкин в русскую литературу. Фото Что привнес пушкин в русскую литературу

Прекрасное романтическое произведение о любви — это «Я помню чудное мгновение». Автору удаётся подобрать волшебные слова, чтобы создать прелестный образ девушки и описать небывалую власть любви над человеческим сердцем. Любовь у Пушкина истинная и подлинная. В ней нет корысти и эгоизма. Это чувство простое и нравственно красивое. Поэтическое произведение «Мадонна» написано для супруги автора Н. Н. Гончаровой.

В литературных работах А. С. Пушкина основной герой — это живой персонаж со всеми слабостями и недостатками. Писатель отрицает романтизм. В его творчестве имеет значение обычный и усреднённый человек. Сюжетные линии в художественных произведениях разнообразны. Автора интересуют не какие-то особенные детали и временные отрезки, а весь жизненный путь в целом. Примечательно, что у русского классика отсутствуют крупные по объёму литературные труды. Наиболее длинный — «Капитанская дочка», размещённая на ста страницах.

Трагедия «Борис Годунов»

Трагедия написана в 1825 г., когда в стране нарастает нестабильность, наступает своего рода смутное время.

Пьеса названа трагедией. Почему? Потому что происходит национальная катастрофа. Сначала в виде фарса: Борис не хочет царствовать, а народ его уговаривает, причем делает это равнодушно по сути – ему все равно, кто будет править Россией. Баба бросает наземь ребенка, чтобы плакал, а мужики трут глаза луком, изображая слезы. Каждый знает, что от воли народа ничего не зависит, но каждый играет ту роль, которую ему навязывают. И «избирает» царя не народ, а толпа. Народ в трагедии – это летописец Пимен и юродивый Николка, которые живут в ладу с нравственными законами. Только Пимен может сказать такие слова:

О, страшное, невиданное горе!

Прогневали мы Бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу

А на людной площади юродивый Николка откажется молиться за Бориса: «Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит». Но народ все-таки помог Борису взойти на престол – и расплачивается за это: получает нового «царя». Но теперь уже народ безмолвствует.

Что привнес пушкин в русскую литературу. Смотреть фото Что привнес пушкин в русскую литературу. Смотреть картинку Что привнес пушкин в русскую литературу. Картинка про Что привнес пушкин в русскую литературу. Фото Что привнес пушкин в русскую литературу
Умирающий Пушкин. Рисунок Нади Рушевой

Образ Пугачева

Безусловно, это сильная личность. Человек незаурядный: умный, широкий, проницательный. Он может быть и добрым. Но во имя чего он пошел на пролитие крови и на массовые убийства? Сам Пугачев отвечает на это вопрос просто: «Воли мне мало». Ему кажется, что вот царь-то и есть абсолютно свободный человек. А если так, то такой свободный народный царь и народ может сделать свободным. Это ложная цель и ложный путь, поэтому Пугачев и погибает. Но именно этот идеал любит народ, поэтому и пошел за ним.

В повести «Капитанская дочка» показан не только народный идеал царя, но и те представители народа, которые живут по высокому нравственному закону: «Не в силе Бог, но в правде».

Что привнес пушкин в русскую литературу. Смотреть фото Что привнес пушкин в русскую литературу. Смотреть картинку Что привнес пушкин в русскую литературу. Картинка про Что привнес пушкин в русскую литературу. Фото Что привнес пушкин в русскую литературу
Лицеисты Пушкин и Пущин. Рисунок Нади Рушевой

Отправляя Петрушу на службу, его отец говорит ему в напутственном слове: «Береги честь смолоду». И Петр Гринев ни разу не нарушит этот принцип, даже перед лицом смерти. Так же поступают капитан Иван Кузьмич, Василиса Егоровна, жена его… А Маша Миронова, «трусиха», которая теряла сознание от звука пушечного выстрела в честь именин маменьки, настолько презирает предателя Швабрина, что готова лучше умереть, чем выйти за него замуж.

В этой повести Пушкин осмысливает народные морально-нравственные нормы, которые многие и до него, и после него не только отрицают, но и осмеивают, считая их устаревшими. Но для Пушкина они являются проявлением высшей нравственности.

Источник

Что привнес пушкин в русскую литературу

Влияние А.С. Пушкина на развитие русской и мировой литературы

А позднее Белинский сравнит Пушкина с Волгою, поящею на Руси миллионы людей. (6)

Пушкин – первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы.

Его творческое развитие было стремительным. Не менее существенно, что оно было осознанным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты, как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием суммирующих сборников. (4)

Творчество Пушкина отличается единством. Оно много жанрово. И хотя в сознании читателей он был прежде всего поэт, но и проза, и драматургия сопровождали его художественное воображение от первых опытов до последних страниц. А к этому следует добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу, вспомнить, насколько разнообразной была его поэзия, вмещающая и все жанры лирики, и поэмы, и роман в стихах, и сказки. (4)

Жанры развивались в тесном взаимодействии. При постоянной перекличке жанров, их взаимном вторжении отменялся иерархический, ценностный подход к ним. Перенесение норм одного жанра в пределы другого оказывалось важным средством пушкинского стиля и источником его динамики. Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности пушкинского стиля. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального деления средств языка на «низкие» и «высокие». Это явилось существенным условием решения им важнейшей национально-культурной задачи – синтеза языковых стилей и создания нового литературного языка. (4)

Говоря о Пушкине как о создателе национального литературного языка, А.И. Куприн в своей статье «Солнце русской поэзии» пишет: «Пушкин взял этот великолепный язык у народа и отдал его народу очищенным от плевел, прекрасным и выразительным, светлым, чистым и прозрачным, как горный источник, упругим, как сталь, звонким, как золото, и бодрящим и ароматным, как старое доброе вино». (3)

Пушкин установил национальный литературный язык, чтобы создавать на нём шедевры искусства слова, во всех отношениях (и интеллектуальном, и эстетическом) не уступающие западным образцам. Но чтобы осуществить это высокое предназначение, одного, даже такого, как у Пушкина, гения было недостаточно. Нужно было освоить великие художественные достижения наиболее развитых западных литератур, выросших на почве того культурно-исторического развития, которого у русского поэта в его родной стране не было. А.И. Куприн тонко подметил удивительную способность Пушкина впитывать в себя накопленный веками опыт: Пушкин «одним из первых открыл нам богатства чужой поэзии. Он никогда не являлся ни переводчиком, ни подражателем: слишком самобытен, кипуч, страстен и стремителен был для этого его чудный гений. Но Пушкин, так удивительно умевший отождествлять себя с самыми несходными, с самыми крайними образами, Пушкин – Протей весь целиком проникался поэзией великих мастеров, впитывал в себя её аромат и сохранял это в новом творении, так же прекрасном, как и то, что послужило первообразом…». (3)

Уже в южной ссылке – на пороге творческой зрелости – Пушкин осознаёт в качестве своей жизненно важной и неотложной задачи необходимость стать самому и поставить тем самым русскую литературу на уровень наиболее передовых явлений своей современности – «в просвещении стать с веком наравне». Именно так, языком поэтической формулы, определяя основную тенденцию всего хода прогрессивного развития России со времени Петра I, говорит он об этом в послании к Чаадаеву 1821 года.

Пушкин выполнил свой высокий жребий: всего за пятнадцать с небольшим (считая от послания к Чаадаеву) лет своего творческого пути, шагая через века по вершинам мирового искусства слова (Вольтер, Байрон, Гёте, Данте), он эстетически освоил то, что в истории развития западных стран заняло, если начать отсчёт от Данте, свыше пяти столетий. (1)

Продолжая говорить об эстетическом освоении Пушкиным культурного наследия зарубежных стран, необходимо отметить универсальность художественного мышления поэта, его способность интуитивно проникать в дух различных культур и эпох и его широкую осведомлённость в мировой литературе.

Органически связанный с традициями отечественной культуры, он одновременно был прекрасным знатоком французской, ориентируясь в ней не хуже, чем любой французский писатель его эпохи, имел широкие сведения в области итальянской и английской литератур, проявлял интерес к немецкой и испанской литературам. Предметом его постоянного внимания на протяжении всей жизни была античная культура. Фольклор самых различных народов привлекал его внимание. Существенно при этом, что все эти интересы складывались в сознании поэта в единую концепцию мировой культуры. (4)

Универсальность художественного мышления Пушкина, богатство его духовного мира, неисчерпаемая глубина мысли в его творениях – всё это позволяет говорить о нём как о первом писателе, участвующем не только в русском, но и в мировом литературном (и шире – культурном) процессе. Говоря о том, что «бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частию Гоголь», Достоевский настаивал на том, что вся последующая великая русская литература «вышла из Пушкина». (2) Мировое значение Пушкина связано с осознанием мирового значения созданной им литературной традиции. Пушкин проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Достоевского и Чехова, литературе, которая по праву считалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. А творчество этих писателей, осмысленное в единстве, неизбежно потребовало внимания к Пушкину и проникновения в глубины его творчества. Хотя отдельные писатели (например, Мериме, Мицкевич) и раньше называли Пушкина гением и писателем мирового значения, осознание его роли за пределами России пришло ретроспективно, сквозь призму последующих судеб России и русской литературы.

Именно творчество Пушкина было тем поворотным пунктом, когда приём русским народом мирового культурного опыта сменился передачей, когда русская культура сделалась ведущим голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир. Европейская культура заметила эту смену ролей, лишь услышав Толстого, Достоевского и Чехова, но сам переворот произошёл при Пушкине и, в значительной мере, благодаря его гению. (4)

В заключение, подводя итог сказанному о неоценимом вкладе Александра Сергеевича Пушкина в сокровищницу национальной и мировой культур, хочется процитировать отрывок из статьи Даниила Гранина «Доколь в подлунном мире…»:

«Каждый народ фокусирует свои чувства на одном избранном им гении. У англичан это Шекспир, у немцев это Гёте, у итальянцев Данте, у испанцев – Сервантес. Как происходит такой выбор, трудно сказать… Среди прочих звёзд русской словесности был избран Пушкин. И бессменно остаётся средоточием народной любви всё растущей. Любовь эта не подвержена моде… Это большое счастье для нашего народа, что появился Пушкин. Он украсил жизнь многих поколений, придал ей духовность, совестливость и, наконец, наградил красотой и наслаждением. Он скрепил цельность национального самосознания.

При этом Пушкин писал об испанцах, итальянцах, австрийцах, его герои – поляки, литовцы, цыгане, разноязычный яркий мир страдает и любит в его произведениях, где способность постигать и принимать другие народы не знает равных. Это, может, единственное явление в мировой литературе…

Духовность читающего человека начинается в школе с Пушкина и кончается тоже Пушкиным, ибо приходит пора, когда из всех друзей он оказывается самым верным, самым нужным, хлебом насущным, который никогда не приедается». (5)

Список использованной литературы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *