Что приводит к росту спроса на труд
Спрос на труд
3.1 Общие установки
a) dπ/dL = 0 dД/dL = RFm(L) = dИ/dL = CFm(L)
т. е. предельная доходность труда = предельным издержкам труда
Структура рынков
По какой цене можно покупать труд и продавать (реализовывать) продукцию?
Зависят ли эти цены от поведения предприятия?
=> ответ связан с структурой рынков
Рынок товаров | |||
конкуренция | монополия | ||
Рынок труда | конкуренция | 1 | 2 |
монопсония | 3 | 4 |
Сроки
— в нем деятельность фирмы ограничена действующими контрактами, производственная технология неизменна
— в нем деятельность фирмы не ограничена контрактами; технология, а также выпускаемая продукция могут изменяться
3.2 Спрос на труд в краткосрочном периоде
3.2.1 В условиях конкуренции на рынке товаров и на рынке труда (1)
Спрос одной фирмы
Как меняется кривая спроса?
Двигается,
если, например, цена на продукцию возрастает:
3.2.2 Монополия на рынке товаров, конкуренция на рынке труда (2)
dД/dy = d[y p(y)] / dy = p(y) + y dp/dy = p(y) [1 + (y/p) dp/dy]
εD/p = (dy/y) / (dp/p) = (p/y) dy/dp ‘ (L) = w где (1 + 1/εD/p ) 1
3.2.4 Монополия на рынке товаров, монопсония на рынке труда (4)
3.3 Спрос на труд в долгосрочном периоде в условиях конкуренции
3.3.1 Эффекты замещения и масштаба
Должность | Численность, млн | % от всех занятых |
---|---|---|
Программисты и ИТ | 1,0 | 1,4 |
Инженеры на производстве | 2,2 | 3,4 |
Продавцы и кассиры | 5,4 | 7,6 |
Врачи | 1,6 | 2,2 |
Учителя школ | 3,9 | 4,5 |
Охранники | 1,4 | 2,0 |
Водители | 2,6 | 3,6 |
Бухгалтеры | 2,6 | 2,6 |
Итого: | 20,7 | 27,3 |
Каждая из этих профессий имеет свой возрастной профиль. Старение рабочей силы его деформирует и создает проблемы. Многие массовые профессии — молодежные. Наиболее очевидный пример — это программисты и айтишники. Их средний возраст — около 30 лет. С возрастом их численность резко меняется. И дело не только в том, что их раньше мало готовили, люди уходят из профессии по разным причинам. Даже такая массовая профессия, как продавцы, сильно смещена в сторону молодежи. Возникает вопрос: если возрастная структура будет меняться таким образом, как предсказывает нам прогноз, основанный на данных Росстата, то смогут ли «немолодые» делать ту работу, которую всегда делали «молодые»? Сможем ли мы их научить? Это вопрос, на который простого ответа нет.
Когда мы говорим про профессию, мы имеем в виду не только профессиональные («жесткие») навыки. Мы имеем в виду многие другие навыки: социальные (коммуникативные, умение работать в команде) лидерские\личностные (открытость новому, готовность учиться, ответственность, добросовестность, самоконтроль, упорство) и так далее. Навыки комплиментарны — без социальных не нужны профессиональные и наоборот. В разных профессиях нужны разные «пучки» навыков. Легко можно себе представить ситуацию, когда замечательный инженер, профессионал, но абсолютно асоциальный человек (не умеет коммуницировать с другими, не может работать в команде) никому не нужен. Вот тогда мы говорим о том, что вроде бы людей на рынке много, а нанимать некого.
Как ре(формировать) навыки?
Нобелевский лауреат, американский экономист Дж. Хекман, который очень много занимался проблемой навыков, сформулировал тезис: «навыки рождают навыки». На социальные и личностные навыки, которые ребенок получает в детстве, потом ложатся навыки, которые он получает в школе, на школьные ложатся институтские — и так далее. 50% жизненного успеха определяется навыками, которые формируются к 18 годам. Некоторые экономисты считают, что формирование и развитие навыков зависит от генетики. Наверное, генетика имеет значение, но она не является определяющей.
Разные навыки формируются в разном возрасте. Личностные навыки формируются в детстве, социальные — в детстве и юности, профессиональные — в младшем взрослом возрасте. Чем человек старше, тем труднее ему менять навыки, и тем труднее его обучать и переобучать.
Если мы говорим о том, что должна меняться система образования, что она должна учитывать проблематику навыков, спрос работодателей на навыки — это вопрос не только к системе высшего образования, это вопрос ко всей системе образования и в значительной степени это призыв к семье. Чем больше мы вкладываем в наших детей, когда они совсем маленькие, тем больше шансов на то, что они будут успешны в жизни.
Спрос на социальные и профессиональные навыки средней квалификации, % от вакансий и упоминаний.
Если мы посмотрим на спрос работодателей на навыки (из базы hh.ru за 2019–2020 гг.), то мы увидим, что на первом месте — социальные, на втором — профессиональные, но среднего уровня квалификации и навыки. Здесь мы не видим особого спроса на исключительно сложные когнитивные навыки. Он есть, но очень ограничен. Это не удивительно, потому что структура нашей экономики остается достаточно простой. Экономика сильно смещена в сторону ресурсных отраслей, но эти отрасли очень малочисленны с точки зрения использования рабочей силы.
В 2018 году в рамках исследования РМЭЗ НИУ ВШЭ 2018 людей спрашивали: «В чем заключается ваша работа?». Больше 25% сказали, что их работа представляет из себя короткие монотонные ручные операции. Самая многочисленная группа (около 40%) — задачи, связанные с коммуникацией. Решение нестандартных задач —— всего 10%.
РМЭЗ НИУ ВШЭ, 2018.
Как навыки меняются с возрастом? Пик приходится на младшие рабочие возрасты в районе 30 лет. Навык решения проблем в технологически сложной среде — 25–30 лет. Навыки работы с текстовой и количественной информацией тоже скошены в сторону молодых возрастов.
Повозрастной профиль навыков, ОЭСР (Skills Matter: Further Results from the Survey of Skills. OECD, 2016).
Что делать? Нет ответа для всех, каждый должен найти его для себя с учетом своих особенностей. Всем нужно приспосабливаться. Переучивать и переучиваться. Работодателям переучивать немолодых, бороться за молодых, повышать производительность и быть готовым к тому, что рынок труда в ближайшие годы стабильным не будет. Впереди много сложных задач.
Фирма и рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата
Труд и рабочая сила. Особенности рабочей силы как товара
Закон спроса и предложения: механизм его действия на рынке труда
Спрос на труд означает желание экономически активного населения продать свою рабочую силу за определенную цену (заработную плату) и на определенный период времени.
Что же такое производительность труда?
Например, за час добывается 5 тонн нефти, или пара обуви производится за 10 минут.
Чтобы повысить производительность труда, необходимо: 1) повысить квалификацию работников; 2) использовать новую технику и технологию; 3) наращивать объемы используемого основного капитала; 4) улучшать систему управления производством и 5) лучше использовать природные ресурсы.
Чем продуктивнее трудятся рабочие, тем больше они производят продукта и тем меньше нужно нанимать рабочей силы. Найм каждого дополнительного, или предельного, рабочего на фирме сравнивается с дополнительным (предельным) доходом, который этот рабочий может принести. Пока дополнительный доход превышает расходы на заработную плату рабочего, фирме выгодно нанимать новых рабочих. Спрос на труд имеет пределы. И эти пределы устанавливает рынок, так как производить нужно столько, сколько требует рынок.
Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Чем выше спрос на изделия фирмы, тем больше рабочих фирма может нанять.
Заработная плата и ее виды
Все наемные работники получают заработную плату. На практике заработная плата может принять форму премий, гонораров, вознаграждений.
Необходимо видеть различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой.
Равновесная цена труда (заработная плата) и равновесный уровень занятости
Теперь возникает вопрос: как определяются равновесная цена труда и равновесный уровень занятости? Ответ: равновесная цена труда и равновесный уровень занятости конкретного вида труда определяются на пересечении кривых предложения и спроса на труд.
В связи с этим рассмотрим графики, показывающие, как устанавливается заработная плата в условиях свободной конкуренции (см. рис. 19.2).
Экономическую отдачу от образования можно рассматривать как дополнительный доход, который будет получать выпускник высшего учебного заведения или колледжа по сравнению с выпускником средней школы. Эту разницу в доходах, получаемых в течение всей жизни, можно определить и сравнить с затратами на образование и вычислить размер дохода от инвестиций на образование в вузе или колледже. Все это необходимо знать каждому человеку для экономического обоснования инвестиций на получение дополнительного образования. Это важно также для общества, чтобы определять соответствующий баланс между инвестициями в людей и инвестициями в оборудование.
Экономика. 10 класс
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 10 класс
Номер урока и название темы: урок №16 «Рынок труда»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий по теме: рынок факторов производства, производный спрос, рынок земли, рынок труда, спрос на труд, предложение труда, ставка заработной платы, индекс потребительских цен (ИПЦ), прожиточный минимум, производство, производительность труда, разделение труда, специализация, кооперация, профсоюз.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рынки факторов производства. Производный спрос. Рынок земли
В экономике существует два больших вида рынков: рынки товаров и услуг и рынки факторов производства. На рынках товаров и услуг преимущественно фирмы предлагают произведённые ими товары и услуги, а семьи (домашние хозяйства) предъявляют на них спрос. На рынках же факторов производства ситуация совершенно обратная. Здесь преимущественно в качестве продавцов выступают домашние хозяйства, а в качестве покупателей – фирмы и государство. К рынкам факторов производства относятся рынок земли, рынок труда и рынок капитала. Фирмы покупают на этих рынках ресурсы для производства товаров, которые они смогут продать и получить прибыль. При повышении спроса на товар фирма увеличивает спрос на эти ресурсы, чтобы произвести больше товара и получить больше прибыли. И, наоборот, при снижении спроса на товар фирма уменьшит спрос на соответствующие ресурсы.
Такой спрос на факторы производства, зависящий от спроса на произведённые с их помощью товары и услуги, называется производным. Таким образом, производным спрос является и на труд, и на землю, и на капитал.
Рынок земли отличается от рынка труда и рынка капитала фиксированным предложением ресурса (совершенно неэластичным).
Однако в рамках данного урока мы подробно остановимся на рынке труда и его особенностях.
Рынок труда. Особенности рынка труда
Рынок труда – один из важнейших рынков экономики. Он определяет процесс производства, и, соответственно, количество благ на рынке товаров и услуг. От количества и качества труда зависят возможности расширения производства, выпуска продукции определённого качества. Как и любой другой рынок, рынок труда характеризуется спросом, предложением и равновесной ценой – ставкой заработной платы.
Спрос на труд – количество труда, который работодатели готовы приобрести при данной ставке заработной платы; имеет производный характер. Графически отображается на рисунке 1.
Рисунок 1 ‒ Спрос на труд
Предложение труда – количество труда, который работники готовы продать при данной ставке заработной платы (Рисунок 2).
Рисунок 2 ‒ Предложение труда
Ставка заработной платы – равновесная рыночная цена единицы труда в единицу времени, сформировавшаяся в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда (Рисунок 3).
Рисунок 3 ‒ Спрос и предложение на рынке труда
Несмотря на такое название, надо понимать, что продаётся на рынке труда не труд как таковой, а услуги труда. Труд остается собственностью работника. Покупка работодателем услуг труда означает наём человека на определённый срок.
Помимо производного спроса на труд, специалисты выделяют ещё три основных особенности рынка труда. Давайте рассмотрим их.
1. Товар, предлагаемый на этом рынке, очень неоднороден. Иначе говоря, существует большое количество рынков труда, например, рынки труда работников разных специальностей или в разных местностях, на которых действуют совершенно разные продавцы и покупатели (рынок услуг экскурсоводов в Санкт-Петербурге и рынок труда шахтеров в Кемерово). Однако в масштабах страны мы в целом рассматриваем рынок труда, занятость и безработицу.
2. Ставка заработной платы, являющейся ценой на рынке труда, менее изменчива, чем цены на другие товары и услуги. Например, в связи с высоким урожаем томатов рыночная цена на них сильно упала. Во избежание потерь продавец может весь урожай пустить на консервацию и продать его позже по более выгодным ценам, а на следующий год засадить своё поле баклажанами или перцами, цены на которые достаточно стабильны.
Совершенно в другом положении находятся продавцы труда – наёмные работники. Как правило, труд – основной «товар», который они могут продать. Если работодатель предлагает им слишком низкую цену, то на такую зарплату, возможно, они не смогут прокормить свои семьи. «Пустить на консервацию» труд невозможно, переждать год без работы весьма затруднительно.
Поэтому обычная для любого рынка конкуренция между продавцами и покупателями (продать подороже – купить подешевле) на рынке труда достигает наивысшей степени. Вплоть до объединения в различные организации: продавцы – в профсоюзы, покупатели – в союзы работодателей (предпринимателей) для лоббирования своих интересов, то есть помимо продавцов и покупателей на рынке действуют ещё другие институциональные структуры – профсоюзы, союзы предпринимателей, государство.
3. Покупка труда имеет важное отличие от покупки услуги. Если вы заказываете в ателье сшить пальто, то по окончании процесса, получая новое пальто, вы прощаетесь с портным, заплатив ему за услугу. Теперь представьте себя в роли владельца ателье. Нанимая на работу портного – покупая его услугу труда, вы платите ему зарплату, прося взамен исполнять его различные обязанности. Вы не покушаетесь на его здоровье и свободу, но выступаете в данной ситуации его начальником, а он – вашим подчинённым. Таким образом, наниматель всегда имеет определённую власть над нанятым им работником. Эта власть тесно взаимосвязана с положением на рынке труда (спад в экономике приводит к росту безработицы, что, в свою очередь, усиливает власть нанимателя над работником). Отношения власти и подчинения всегда порождают противоречия интересов.
Как мы уже говорили выше, заработная плата – это плата работнику за труд (работу), за использование его рабочей силы. Она является основным стимулом для наёмных работников. Конечно, при поиске работы соискатели обращают внимание и на близость к дому, и на график работы, репутацию работодателя, перспективы профессионального роста, взаимоотношения в коллективе и т.п. Однако размер заработной платы либо способен компенсировать все эти недостатки, либо нет.
Уровень заработной платы определяется не только требуемыми от работника личными качествами, так называемым человеческим капиталом (природными способностями, здоровьем, уровнем образования, степенью квалификации и опытом работы, чем выше перечисленные качества, тем выше уровень и оплаты труда), но и рядом факторов, обладающих обратной зависимостью со ставкой заработной платы (особенности региона – количество квалифицированных специалистов на региональном рынке труда, условиями труда – автоматизированный или ручной, особенности отрасли – наличие вредных для здоровья факторов или условий в процессе производства и т.п.).
Необходимо различать номинальную и реальную заработную плату.
Номинальная зарплата – сумма денег, получаемая за труд в течение определённого периода времени.
Реальная зарплата демонстрирует нам, какое количество товаров и услуг можно приобрести на полученную номинальную зарплату. Таким образом, судить о размере получаемой зарплаты можно только по её реальному показателю, учитывающему уровень инфляции в стране.
Номинальная и реальная заработные платы соотносятся между собой следующим образом:
где ИПЦ – индекс потребительских цен.
То есть, чем выше уровень инфляции в стране, тем меньше покупательная способность денег, полученных в виде номинальной заработной платы. Чем ниже уровень инфляции, тем ближе друг к другу номинальная и реальная зарплаты с точки зрения количества доступных товаров и услуг.
По способам определения размеров оплаты труда различают две основные формы зарплаты: сдельную и повременную. При сдельной форме оплаты труда размер зарплаты определяется количеством произведённой продукции или оказанных услуг, а при повременной – фактически отработанным временем и квалификацией работника (Рисунок 4).
Рисунок 4 ‒ Сдельная и повременная формы оплаты труда
Также с определением размера заработной платы тесно связан такой статистический показатель социального характера, как прожиточный минимум, который является основой для определения минимальной оплаты труда и квалифицированного труда в последующем (Рисунок 5).
Рисунок 5 ‒ Прожиточный минимум в структуре системы оплаты труда
Производство. Производительность труда
Производство – процесс создания товаров и услуг в результате переработки факторов производства. Одной из характеристик эффективности организации процесса производства является производительность труда.
Производительность труда показывает выработку (количество единиц продукции) одного рабочего за один час:
За тысячелетнюю историю развития товарного производства была разработана целая система повышения производительности труда, совершенствование которой актуально и по сей день.
Проблемой повышения производительности труда занимаются люди различных профессий: учёные, менеджеры, инженеры, экономисты, социологи и психологи. Оптимальное внедрение факторов повышения производительности труда напрямую влияет на конкурентоспособность и процветание не только фирм, но и общества в целом.
Факторы роста производительности труда можно разделить на три группы, как это представлено ниже на рисунке 6.
Рисунок 6 ‒ Факторы роста производительности труда
Профсоюзы – объединения работников по профессиям для организации коллективной защиты своих интересов (повышения заработной платы, сокращения рабочего времени, улучшения условий труда и т.п.).
Как мы уже говорили ранее, рассуждая об особенностях рынка труда, конкуренция между продавцами и покупателями достигает здесь наивысшей степени в том числе из-за возникновения определённой власти нанимателя над нанятым им работником. Профсоюзы заключают коллективные договоры с работодателями, выдвигают ультиматумы или организуют забастовки в случае невозможности достичь компромисса. Рост конфликтов между профсоюзами и нанимателями приводит в конечном итоге к дестабилизации экономической и политической ситуации в стране, и тогда государство вынуждено вмешиваться в эти конфликты. Благодаря профсоюзному движению и вмешательству государства в ряде европейских стран во второй половине прошлого века удалось принять ряд законов, ограничивающих максимальную продолжительность рабочего дня, установить минимальный размер оплаты труда и пособий по безработице.
Не последнее место при рассмотрении данной темы имеет место вопрос этики трудовых отношений. Более подробно с материалами по этому вопросу ты можешь познакомиться в учебниках, указанных в списке литературы.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Выберите единственно правильный вариант ответа.
Какой из представленных ниже случаев приводит к росту спроса на труд:
А) снижение спроса на конечный товар, который производится с помощью этого трудового ресурса;
Б) рост производительности труда;
В) рост цен на сырьё;
Г) увеличение спроса на конечный товар, который производится с помощью этого трудового ресурса.
Решение: Так как спрос на труд является производным, то увеличение спроса на труд приведет увеличение спроса на конечный товар, который производится с помощью этого трудового ресурса.
Ответ: Г) увеличение спроса на конечный товар, который производится с помощью этого трудового ресурса
2. Способы стимулирования труда:
Разделите приведённые ниже способы стимулирования труда на две категории (материальные и моральные).
- Что приводит к росту предложения
- Что приводит к сахарному диабету