Что приводит кровь в движение 4 класс

Открытый урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Что такое кровь?»

Цели: формировать у учащихся новые понятия о составе крови, развивать у учащихся понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток (кровяные клетки).

Оборудование: таблица состава крови.

I. Организационный момент.

Что приводит кровь в движение?

(Кровь в движение приводит сокращение сердца).

Какие типы сосудов вам известны?

III. Постановка проблемной ситуации.

Бывает, что раненый в ногу или в руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы.

Почему человек без крови погибнет?

Какое значение имеет кровь в жизни человека?

Вспомните, как называется группа клеток, выполняющих общую задачу в организме растения или животного?

Определите тему урока?

(Сегодня мы узнаем о крови, её особенностях и составе).

V. Совместное открытие знаний:

1) Прочитайте диалог на с. 38.

2) Чтение текста. Работа по таблице. (см. приложение № 1)

а) из каких частей состоит кровь? (плазмы, воды, смеси белков, углеводов, жиров, солей).

в) какие клетки крови изобразил художник. (см. приложение № 2).

VI. Самостоятельное применение знаний.

а) Допишем, куда уносятся кровью:

питательные вещества. (к клеткам);

вредные вещества. (к почкам).

б) Допишите совет врача, сделавшего анализ крови больного:

У Вас в крови много белых кровяных клеток. Это значит, что Вы больны и организм борется с микробами.

Кровь, вытекающая из ран, красного цвета. Откуда же возникло выражение «Голубая кровь»?

Об этом нам расскажет Петрунин Дима, он читает много книг.

Кровь голубого цвета в природе встречается, в частности, у раков, морских червей (показ энциклопедии).

Задания по группам:

Тест по теме «Кровеносная система»

Каждый выбирает по уровню сложности задания.

VII. Подведение итогов.

Какова роль крови в организме? (Кровь поддерживает внутри организма условия, благоприятные для жизни клеток).

Источник

Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова по теме «Значение кровеносной системы. Кровь». 4-й класс

Класс: 4

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: микроскопы с образцами крови человека, карточки с заданиями, карточки с опорными словами, таблица «Кровообращение», компьютер, проектор, экран.

Этапы урокаСодержание урокаДидактические принципы, типические свойства системы Л.В. Занкова
1. Организационный момент– Каждый человек хочет и может быть здоровым. Для этого он должен познать самого себя. Сегодняшний урок поможет нам с вами узнать некоторые секреты нашего организма.
2. Проверка усвоения предыдущей темы– Главная мысль, которой вы следовали при подготовке домашнего задания, были следующие слова: «Пока у человека бьётся сердце – он живет».

а. Фронтальный опрос.

– Какую систему органов мы изучили на прошлом уроке?

Назовите основные органы кровообращения?

– Какой орган в организме человека приводит кровь в движение?

– Сколько кругов кровообращения в организме человека?

б. Выставка бюллетеней на тему «Польза физических упражнений для сердца».

в. Творческие работы по теме. (Сказка, синквейн).

принцип
систематической работы над развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых

свойство
вариативности

3. Изучение нового материала1. Сообщение темы и задачи урока.

– На предыдущем уроке совершив путешествие с «капелькой крови» вы узнали о кровеносной системе, доказали пользу физических упражнений для укрепления мышц сердца.

– Отгадав загадку, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

По реке бежит вода,
Ярко-красная она.
Корабли по ней плывут,
Кислород они подвозят.
Углекислый газ отвозят.
И умеют воевать –
От микробов защищать. (Кровь.)

– Тема сегодняшнего урока «Значение кровеносной системы. Кровь». Вы познакомитесь со строением и функциями крови.

– А что такое кровь? Какова её роль в организме? Из чего она состоит? (Гипотезы).

– Как вы думаете полные ли у вас знания о крови?

– Сегодня мы постараемся их расширить.

– У каждого из вас на столе стоит микроскоп с мазком крови человека. Рассмотрите его.

– Что вы можете сказать?

– Правильно, эти клетки и жидкость, в которой они находятся и есть кровь человека, а называются они:

2. Работа по группам.

– А теперь мы должны выяснить, какова функция каждой части крови.

Для этого мы разделимся на 4 группы, каждая группа получает свое название и собирает материал о своей части крови.

принцип осознания школьниками процесса учения
Названия групп:

кровяная плазма;
эритроциты;
лейкоциты;
тромбоциты.

(Слова: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, плазма; вода и растворенные в ней вещества; кислород; углекислый газ; борются с инфекциями, ядами; убивают микробы; иммунитет; свертывание крови).

(Один человек от группы рассказывает, на доску вывешиваются карточки). Слайд 4–7

– Из чего состоит кровь? Слайд 8

– Если кровь состоит из клеток собранных вместе и выполняющих одинаковую работу то, что же такое кровь?

Вывод. Кровь – это ткань, которая состоит из групп сходных по строению и выполняемым функциям клеток, плавающих в прозрачной желтоватой жидкости – плазме.

– Какова функция каждой части крови? Слайд 10–12

(Один человек от группы рассказывает, на доску вывешиваются карточки.)

принцип систематической работы над развитием всех учащихся в том числе и наиболее слабых
Физкультминутка
4. Продолжение изучения нового материала3. Первичная проверка понимания прочитанного.

– Если вы внимательно слушали товарищей, то сумеете ответить на проблемные вопросы, вытекающие из новой темы. В случае затруднений в решении некоторых проблем нам помогут наши знатоки.

Слайд 13

свойство
процессуальности

свойство
коллизии

1. Почему порезав палец, кровь через некоторое время перестает течь? (Гемофилия).

2. Почему соотношение между различными клетками в крови должно быть постоянным? Что произойдет, если оно изменится?

3. Почему иногда в том месте, куда зашла заноза, образуется гной?

– Так какую роль играет кровь в организме человека?

Вывод. Кровь играет важную роль в организме человека. Она транспортирует вещества от органов к каждой клетке, переносит кислород и углекислый газ, питательные вещества и отходы клеточного обмена веществ.

4. Постановка проблемы.

– Бывает, что раненый в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы.

– Подумайте и решите, почему человек без крови погибает. (Суждение детей.)

– Что может спасти человека в этой ситуации?

– А кто такие доноры? Слайд 14

– В нашем городе тоже есть станция переливания крови.

5. Итог урокаРефлексия учебной деятельности.

– Работа по карточке «Соедини части предложений».

6. Дифференцированное домашнее задание1. Материал на стр. 32-35 учебника прочитать.

2. Ответить на вопрос предложенной ситуации.

– Ваш товарищ порезал руку. У него сильное кровотечение. Какую роль будет выполнять каждая группа клеток в данной ситуации.

Источник

Система кровообращения

Кровообращением называют движение крови в организме человека. Оно состоит из трех основных частей: крови, кровеносных сосудов (артерий, вен, капилляров) и сердца.

Мы решили подготовить ознакомительный материал, чтобы каждый из вас был осведомлен обо всех нюансах работы сердечнососудистой системы. Это важно, чтобы вы вовремя могли понять, с какой проблемой могли или можете столкнуться в дальнейшем, а также, чтобы терминологические выражения нашего специалиста на очной консультации не казались вам иностранным языком.

Сердце – основа системы кровообращения

Сердце представляет собой мышечный орган размером с человеческий кулак, который располагается в левой части грудной клетки, чуть спереди легких. Этот орган фактически является мощным двойным насосом с четырьмя камерами, перекачивающим кровь и поддерживающим ее движение по всему телу.

Правая часть сердца состоит из верхней (предсердие) и нижней (желудочек) камер. Предсердие принимает переработанную венозную кровь, насыщенную углекислым газом, после чего направляет ее к желудочку. Из него она попадает в легочные артерии, где вновь насыщается кислородом. «Свежая» кровь циркулирует к левой верхней камере (атриуму), откуда попадает в аорту и начинает обновленную транспортировку по всему организму.

Сердечная мышца совершает более 3 миллиардов ударов в течение жизни.

Кровеносные сосуды

Кровеносные сосуды имеют разную форму, структуру и объем, в зависимости от их роли в организме.

1. Артерии являются самыми прочными сосудами в теле человека. Их стенки плотны и эластичны, состоят из трех слоев – эндотелия, волокон гладкой мускулатуры и фиброзной ткани. Задача артерий обстоит в насыщении всех органов и тканей кровью, обогащенной кислородом и питательными веществами. Исключением являются артерии малого круга кровообращения, по которым венозная кровь течет от сердца к легким. Самым крупным артериальным сосудом является аорта.

3. Капилляры – тончайшие сосуды, схожие по объему с человеческим волосом. Они являются ответвлениями крупных периферических артерий. Именно через них ткани и органы снабжаются кислородом и нутриентами. Они также обладают коммуникацией с венами, чтобы отдавать им клеточные отходы. Следовательно, эти крошечные сосуды одновременно являются кормильцами и санитарами нашего организма.

Нормальную циркуляцию крови внутри сосудистой системы обеспечивает артериальное давление.

Клеточное строение крови

Кровь состоит из двух компонентов: плазмы (50-60%) и взвешенных форменных элементов (40-50%).

Ко второй категории относятся:

· Эритроциты (красные кровяные тельца) – самые многочисленные из форменных элементов. Согласно данным официальных исследований, одна капля крови содержит порядка 5 миллионов эритроцитов. Красные кровяные тельца отвечают за транспорт газов – кислорода и диоксида углерода. Содержат в себе белок гемоглобин, обеспечивающий связывание молекул кислорода в легких. Эритроциты доставляют кислород ко всем тканям и органам, после чего вбирают в себя углекислый газ и несут его к легким. Он удаляется из организма в процессе дыхания.

· Лейкоциты (белые клетки крови) – элементы, защищающие наш организм от чужеродных тел и соединений, являются частью иммунной системы. Белые клетки крови распознают и атакуют патогенные микроорганизмы посредством вырабатываемых антител и макрофагов. Когда в организм проникает инфекция, продукция лейкоцитов существенно усиливается. В норме их количество уступает концентрации в крови других форменных элементов.

· Тромбоциты (кровяные пластинки) – клетки, обеспечивающие коагуляцию (свертывание) крови, вытекающей из поврежденного сосуда, и предохраняющие организм от обильных кровопотерь. Они приклеиваются к отверстию в поврежденном сосуде, формируя «запечатывающую» пробку для остановки кровотечения. Именно тромбоциты могут склеиваться между собой и образовать патологические сгустки крови внутри сосудов, называемые тромбами.

Все форменные элементы синтезируются костным мозгом и распространяются при помощи плазмы – жидкой части крови.

Распространенные проблемы с кровообращением

К категории самых распространенных заболеваний кровеносной системы следует отнести:

1. Атеросклероз – хроническая патология, характеризующаяся отложением холестерина и других липидов на стенках артериальных сосудов, которая приводит к нарушению тока крови и окклюзии артерии;

2. Аневризма – выпячивание части артериальной стенки на фоне неудовлетворительной регуляции тонуса сосуда (его растяжения или истончения);

3. Инфаркт миокарда – некроз части миокарда, обусловленный полной или частичной недостаточностью его кровоснабжения на фоне истончения местных сосудов;

4. Артериальная гипертензия (гипертония) – устойчивое повышение кровяного давления, обусловленное нарушением регуляторных факторов деятельности сердечнососудистой системы;

5. Варикозное расширение вен – хроническое заболевание, обусловленное необратимой деформацией вен, связанное с недостаточностью венозных клапанов и нарушением венозного тока крови.

Нормальное кровообращение является важнейшей составляющей здорового организма. Если вы отмечаете у себя характерные признаки того или иного заболевания сердечнососудистой системы, не медлите с обращением к сосудистому хирургу или флебологу. Помните, что игнорирование симптомов в данном случае может стоить вам жизни.

Источник

Понятие о сердечно-сосудистой системе и движении крови

Сердце человека, как впрочем, и других живых существ, населяющих нашу планету — это насос, созданный Природой для того, чтобы перекачивать в сосудах организма кровь.

Сердце состоит из полых камер, заключенных в стенки из плотной и мощной мускулатуры. В камерах содержится кровь. Стенки, постоянно сокращаясь, находясь в непрерывном движении, обеспечивают перемещение, продвижение крови по всей огромной сети сосудов тела, именуемой сосудистой системой. Без такого насоса, направляющего и придающего ускорение потоку крови, существование организма невозможно. Даже у мельчайших, прозрачных моллюсков, даже у рыб, живущих постоянно в водной среде, т.е. в невесомости, сердце выполняет свою постоянную рутинную работу. Без сердца — нет жизни, и недаром человечество тысячелетиями считало сердце центром и источником всех жизненных сил и эмоций. Испокон веков люди поклонялись сердцу, видя в нем Божественное начало.

При всем своем гениальном устройстве (абсолютного аналога ему создать пока не удалось), сердце — это всего лишь мышечный насос. Но прежде, чем перейти к его строению, без понимания которого будет неясно, что такое «врожденный порок», скажем вкратце о том, как устроена вся система, на вершине правления которой находится сердце.

Сердечно-сосудистая система

Анатомически сердечно-сосудистая система включает в себя сердце и все сосуды тела, от самых крупных (диаметром 4–6 сантиметров у взрослых), впадающих в него и отходящих от него, до самых мелких, диаметром всего несколько микрон. Это гигантская по площади сосудистая сеть, благодаря которой кровь доставляется ко всем органам и тканям тела и оттекает от них. Кровь несет с собой кислород и питательные вещества, а уносит — отработанные отходы и шлаки

Постоянная циркуляция крови в замкнутой системе и есть кровообращение. Очень просто представить его себе в виде цифры 8, не имеющей ни начала, ни конца, или в виде математического знака, обозначающего бесконечность. В центре этого знака, в месте пересечения линий — только в одном — находится сердце, работой своей обеспечивая постоянное движение крови по кругу. У всех млекопитающих и у человека кругов кровообращения два: большой и малый («легочный»), и, как в цифре 8, они соединяются и переходят друг в друга. Соответственно, и у сердца — основного и единственного насоса, который приводит в кровь движение, есть две половинки: левая («артериальная») и правая («венозная»). В нормальном сердце эти половины внутри сердца между собой не сообщаются, т.е. между ними нет никаких отверстий.

Каждая из половин, левая и правая, состоят из двух камер: предсердия и желудочка. Соответственно, сердце включает в себя четыре камеры: правое предсердие, правый желудочек, левое предсердие и левый желудочек. Внутри этих камер находятся клапаны, благодаря постоянному ритмичному движению которых поток крови может двигаться только в одном направлении.

Давайте теперь представим себе, что мы — маленькая частица этого потока, и пройдем, как в водном слаломе на байдарке, через все ущелья и пороги сердечно-сосудистой системы. Нам предстоит очень сложный путь, хотя он и совершается очень быстро.

Наш маршрут начнется в левом предсердии, откуда мы, окруженные частицами яркой, оксигенированной (т.е. насыщенной кислородом) крови, только что прошедшей легкие, рвемся вниз, через открывшиеся ворота первого на нашем пути — митрального клапана и попадем в левый желудочек сердца. Поток развернет нас почти на 180 градусов и направит вверх, а оттуда, через открывшийся шлюз аортального клапана мы вылетим в главную артерию тела — восходящую аорту. От аорты будут отходить много ветвей, и по ним мы можем уйти в сосуды шеи, головы, мозга и верхней половины тела. Но этот путь короче, а мы сейчас пройдем более длинным. Проскочив изгиб аорты, именуемый ее дугой, уйдем вниз, по аорте. Не будем сворачивать ни в многочисленные межреберные артерии, ни ниже — в артерии почек, желудка, кишечника и других внутренних органов. Устремимся вниз по аорте, пройдем ее деление на подвздошные артерии и попадем в артерии нижних конечностей. После бедренных артерий наш путь будет все уже и уже. И, наконец, достигнув сосудов стопы, мы обнаружим, что дальше сосуды становятся очень мелкими, микроскопическими, т.е. видимыми только в микроскоп. Это — капиллярная сеть. Ею заканчивается артериальная система в любом органе, в который бы мы свернули. Тут — конец. Дальше проходят только частицы крови — эритроциты, чтобы отдать тканям кислород и питательные вещества, необходимые для жизни клеток. А наше судно через мельчайшие сосуды капиллярной сети пройти уже не сможет.

Перетащим свою байдарку на другую сторону, куда собирается темная, уже отдавшая кислород, венозная кровь, или в венозную часть капиллярной сети. Здесь поток будет более спокойным и медленным. На пути будут встречаться шлюзы в виде клапанов вен, которые не дают крови вернуться назад. Из вен ног мы попадем в вены подвздошной зоны, в которые будут впадать многочисленные притоки венозной крови от тазовых органов, кишечника, печени, почек. Наконец, вены станут широкими и вольются в сердце, в ту часть его правой половины, которая называется правым предсердием. Отсюда мы вместе с темной венозной кровью через шлюз трехстворчатого клапана попадем в правый желудочек. Поменяв направление у его верхушки, поток выбросит нас в легочную артерию через ее клапан. Далее легочная артерия делится на две больших ветви (правую и левую) и по ним кровь попадает в оба легких. До сих пор мы путешествовали по большому кругу кровообращения, а теперь — по малому кругу.

По легочной артерии мы попадаем в легкие, в их сначала крупные, потом средние, потом — мельчайшие сосуды капиллярной сети легких. В них произойдет «газообмен» — накопленный венозной кровью углекислый газ выделится через мельчайшие легочные мешочки-альвеолы, а кислород будет захвачен красными кровяными тельцами — эритроцитами — из вдыхаемого нами воздуха, и кровь, оттекающая из легких, станет артериальной. Мысленно обойдя капиллярную сеть легких, мы попадем в поток артериальной крови, окажемся в легочных венах и — в левом желудочке, из которого мы начинали свой путь. Продолжительность нашего плавания была всего 3–4 секунды, а двигателем крови и нашей байдарки было сердце.

Говоря более прозаическим языком, правые отделы сердца «замкнуты» на малый круг кровообращения. Правое предсердие принимает кровь из двух больших вен — верхней и нижней полых вен, и еще из одной крупной вены — собственно самого сердца. Правый желудочек выталкивает венозную кровь в легкие.

Левые отделы сердца «замкнуты» на большой круг кровообращения. Левое предсердие принимает из легочных вен окисленную, богатую кислородом кровь. Левый желудочек выталкивает артериальную кровь в аорту и в венечные артерии (артерии самого сердца), а дальше она по большому кругу доставляется всему организму.

В самом кратком виде схема нашего путешествия выглядит так:

левое предсердие — левый желудочек — аорта и коронарные артерии сердца — артерии органов и тела — артериальная капиллярная сеть — венозная капиллярная сеть — венозная система органов и тела — правое предсердие — правый желудочек (все это — большой круг кровообращения) — легочные артерии — капиллярная сеть легких — альвеолы — венозная система легких — легочные вены — левое предсердие (это малый круг кровообращения).

Источник

Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе на тему: «Что такое кровь?»

Выбранный для просмотра документ Лист самооценки (2).docx

Ф. И. ________________________________

Моя успешность на уроке

2. Робота компьютером

3. Работа с научной литературой.

4. Работа с микроскопом

На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой я доволен/недоволен

Урок для меня показался коротким/длинным

За урок я не устал/устал

Мое настроение стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был понятен/непонятен

Достигли ли мы цели?_______________________________________

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Выбранный для просмотра документ Лист самооценки.docx

Ф. И. _______________________

Выбранный для просмотра документ Рабочий лист групп1.docx

Рабочий лист группы №1

Проблемный вопрос: ____________________________________________________

2.Рассмотрите препарат: кровь человека

Клетки крови соединены или разрознены?

4. Что такое плазма

5. Какие вещества содержит плазма

6. Способна ли плазма двигаться?

7.Какую роль выполняет?

Кровь это __________________________________________

Выбранный для просмотра документ Рабочий лист группы.docx

Рабочий лист группы №2

Проблемный вопрос: ____________________________________________________

2.Рассмотрите препарат: кровь человека

4 Из чего состоит кровь?

Кровь это __________________________________________

Выбранный для просмотра документ конспект занятия.docx

Личностные: применять полученные знания и умения на занятиях и в жизни; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи; формирование здорового образа жизни; расширять кругозор учащихся; формировать мотивацию у учащихся к познанию окружающего мира.

Метапредметные: учить осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, высказывать своё предположение; предлагать способы проверки; работать по инструкции по предложенному учителем плану; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения; перерабатывать полученную информацию, делая выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять рассказ по результатам, фиксировать в бланке исследования; оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, договаривать с одноклассниками, работать в паре по операциям; обнаруживать и формулировать исследовательскую проблему в диалоге с учителем и учащимися.

Предметные: Формировать у учащихся новые понятия о составе крови, развивать у учащихся понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток (кровяные клетки).

максимум: кровяная плазма, гемоглобин, красные кровяные клетки, белые кровяные клетки, кровяные пластинки.

-называть состав крови,

-объяснять значение и функции крови в организме,

-оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового образа жизни.

Формы организации деятельности учащихся на уроке:

Методы: деятельностный: проблемный диалог, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, задания для групп, интернет, информация о крови.

I .Мотивирование к учебной деятельности

(Звучит гимн Знайки)

-Здравствуйте, ребята. У нас сегодня много гостей. Улыбнитесь нашим гостям.

— Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу.

— Что вы пожелаете друг другу?

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

II . Постановка учебной задачи

Ребята сейчас у нас внеурочное занятие «По ту сторону микроскопа».

А чем мы сегодня будем заниматься, вы определите, прослушав стихотворение

— Ребята, я знаю, что вы все любите сказки. Помните, как было в одной русской народной сказке? «Прибежал серый волк, принёс в зубах две хрустальные бутылки с живой и мёртвой водой. Сбрызнул волк Ивана Царевича мёртвой водой, все раны на нём затянулись, брызнул он тогда на Ивана живой водой. Встал Иван Царевич, потянулся и сказал: “Как долго я спал ” О какой жидкости идет речь в этой сказке? ( о воде)

. А какое вещество обладающее текучестью необычными свойствами находится в организме человека?

— Какое значение имеет кровь в жизни человека?

(Кровь играет роль переносчика веществ от органов к каждой клетке. Она транспортирует кислород и углекислый газ, питательные вещества и отходы клеточного обмена веществ. Поддерживает постоянную температуру тела)

(Готовность мышления и осознание потребности в новом знании.)

— Вы знаете, что нашу родину и наш покой охраняют сильные и здоровые воины, но раненный в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы. Спасти его может только переливание крови другого человека.

— Как вы думаете, почему человек, потерявший много крови, погибнет?

(Кровь поддерживает внутри организма условия, благоприятные для жизни клеток)

— А теперь давайте понаблюдаем за нашими героями.

( Девочка перевязывает пальчик мальчику бинтом, приговаривая)

Маша. Вот уже и не течёт… Никита, ведь кровь это жидкость? Почему же она течь перестала? Если, например, дома потекла труба с водой и её перевязать бинтом, она ведь не перестаёт течь.

Никита. Вообще-то кровь это не жидкость. Просто в ней есть клетки, которые закупоривают повреждённые сосуды.

— Ребята, какое вы услышали из диалога наших героев противоречие? Какой у вас возникает вопрос?

( Почему кровь нельзя считать жидкостью?)

(Вопрос записывается на доске)

— А давайте вспомним с вами, что вы уже знаете про кровь?

— Что приводит кровь в движение?

( Кровь приводит в движение сокращения сердца)

— Какие типы сосудов вам известны?

Сформулируйте тему урока.

( Что такое кровь?) (Тема урока фиксируется на доске)

— А какой проблемный вопрос возник у нас на уроке?

( Почему кровь нельзя считать жидкостью?)

— Какие цели вы ставите для себя?

(Узнать из чего состоит кровь, какую работу она выполняет в организме человека, почему она играет важную роль в жизни человека)

-Чтобы найти ответ на вопрос мы с вами будем работать в группах. Вспомним правила работы в группе

-Относись вежливо друг к другу, выслушивай каждого члена группы.

-Провести исследование нам поможет прибор, как он называется?

— Какие правила пользования микроскопом вы знаете?

(правила работы с микроскопом)

Посмотрите план работы в группе. Как вы будете проводить исследование?

-Ваши предположения или гипотезы запишите в рабочем листе.

3 Поиск решения проблемы.

Работа с микроскопом.

— Предлагаю рассмотреть каплю крови человека.

— Что вы увидите? (красные клеточки, кирпичики)

Работа с интернетом и научной и литературой.

1 группа. Что такое кровь?

Клетки крови соединены или разрознены?

Кровь – внутренняя среда организма. Её клетки не соединены друг с другом, а плавают в жидкой кровяной плазме.

5. Что такое плазма

Плазма – это раствор веществ, доступный всем клеткам. Значит, клетки крови могут получать все необходимые вещества для своей работы

6. Какие вещества содержит плазма

90-92% состоит из воды, минеральных веществ (соли натрия, кальция и многие другие) органические вещества (белки, глюкоза и др. )

7. Способна ли плазма двигаться?

Да имеет свойство текучести

8.Какую роль выполняет?

Она переносит клетки крови, питательные вещества и продукты метаболизма и служит связующим звеном между всеми жидкостями

9. Можете теперь сказать, что такое кровь?

(Кровь – это внутренняя среда организма, её клетки не соединены друг с другом, а плавают в жидкой кровяной плазме.

2 группа. Из чего состоит кровь?

— А какую роль играет кровь в организме?

( Плазма – жидкость, кровь может транспортировать питательные вещества к клеткам организма.

из чего она состоит?

Какие функции выполняет кровь?

Клетки крови выполняют важные функции: защищают организм от болезней, переносят кислород и углекислый газ, останавливают кровотечение.)

— Вернёмся к проблемному вопросу.

Почему же кровь нельзя считать жидкостью?

— Потому что только часть крови является жидкостью – это плазма, остальная часть состоит из клеток, выполняющих разную работу.

— А сейчас мы просмотрим небольшой фильм, о клетках крови человека (слайд 17)

Понравился ли вам фильм?

Игра « Клетки крови»

V .Закрепление знаний и способов действий

Вы все когда-нибудь сдавали кровь на анализ.

Как вы думаете, для чего мы сдаем кровь?

Да, это универсальный способ для определения состояния здоровья человека. И в результатах указывается количество гемоглобина, количество лейкоцитов и т.д.

Как вы думаете, что будет с человеком, если количество эритроцитов снизится? Правильно, организм будет страдать от нехватки кислорода и избытка углекислого газа – постоянные головные боли, головокружение, бледность кожных покровов.

А как вы думаете, о чем говорит увеличение числа лейкоцитов?

Да, совершенно верно, организм атаковали болезнетворные микроорганизмы и организм для защиты выработал огромное количество лейкоцитов.

Давайте на минуту представим себя в роли врача.

И сейчас по результатам анализа крови мы с вами определим болен ли человек или же нет.

Оцените как вы справились.

-И сейчас на основе просмотренного фильма и вашего исследования вы напишите группой синквейн о крови

-Что такое синквейн? (слайд 18)

синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

VI .Рефлексия учебной деятельности на занятии

-Что нового ты узнал на занятии?

-Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

-Кто и как тебе помогал(и) на занятии при решении задач?

-Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

-Где ты применишь полученные знания?

-В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

-Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

-С кем тебе было интереснее всего работать в группе? Почему?

-За что бы ты себя похвалил на уроке?

-Что изменил бы в своих действиях на уроке?

-Что бы ты изменил на уроке в последующем?

-Что тебе понравилось на уроке больше всего?

Оцените себя.Каждый член группы выберет кружочек как вы себя оцениваете, (слайд.19) напишет на нем имя,затем вы эти кружочки соедините в цветок,и один из группы повесит этот цветок на радугу, оценивая деятельность всей группы.

Желаю вам больших открытий. (слайд20)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *