Что признается в учете пассивами
Определение пассива в бухгалтерском балансе
Бухгалтерский баланс — таблица, которая подразделяется на две части: активы и пассивы. Последние отражаются в правой части. Пассив — важнейший показатель состояния компании. Важен для управления компании, формирование плана по ее дальнейшему развитию.
Что такое пассив в бухучете?
Пассив – составляющая бухгалтерского баланса. Информация из учетных документов обеспечит получение следующих данных:
Активы отражают сведения об имуществе предприятия. Пассивы позволяют определить источники имеющегося капитала. В правой части таблицы бухучета фиксируются:
Если все упростить, пассивы являются источниками активов. Данная связь обусловлена тем, что управление пассивами приводит к умножению активов. Пассивы и активы неразрывно связаны между собой. Они образуют баланс. Бухгалтерская таблица носит такое название в связи с тем, что пассив равен активу. Оба показателя уравновешивают друг друга.
ВАЖНО! Актив и пассив отражает главный принцип бухучета – принцип двойной записи.
Пример
Суть активов или пассивов проще понять из примера. Предприятие берет в кредит 2 000 000 рублей. Данная операция должна быть отражена в бухучете:
То есть, из активов можно получить сведения о поступлении средств. Из пассивов становится ясен источник денег – кредитование.
Виды пассивов
Пассивы подразделяются на три вида:
ВНИМАНИЕ! Из одних пассивов можно много узнать о деятельности предприятия. Стабильность компании обеспечивается ее собственными средствами. Чем больше в предприятии личного капитала, тем более оно независимо. Насторожить менеджера должна большая доля заемных средств. Это повышает зависимость предприятия от кредиторов. При критической финансовой ситуации организации будет сложно погасить задолженности, что может привести к банкротству.
Отличия собственных и заемных объектов пассива на примере
Выше уже указывалось, что структура баланса дает представление о стабильности компании. Наличие собственных средств – серьезное преимущество предприятия. Правильное использование пассивов обеспечит независимости и благополучие.
Пример использования собственных средств. Компания купила помещение под офисы. Недвижимость сдается в аренду. Средства от аренды непрерывно поступают в бюджет компании. Организация поступает чистую прибыль, не предполагающую обязательств. Средства могут использоваться как на формирование капитала, так и на увеличение оборота. Прибыль не уменьшается вследствие инфляции, так как цены на аренду офисов постоянно растут.
Пример использования заемных средств. Компания взяла в кредит миллион рублей для аренды торгового помещения и покупки партии продукции. Кредит был краткосрочным. Помещение было арендовано. На торговой площадке выставлена продукция. Товар стал популярным у потребителей. За несколько месяцев удалось получить более 2 миллионов рублей. Миллион был направлен на погашение кредита.
Но возможна и другая ситуация. Компания взяла в кредит миллион рублей. Деньги также были направлены на аренду и закупку продукции. Однако товар не встретил успеха у потребителя. За несколько месяцев удалось получить 200 000 рублей. Денег не хватило на последующую аренду торгового помещения, а также на уплату кредита в срок. Кредиторы направились для взыскания долга в суд. Компании пришлось объявить себя банкротом.
ВНИМАНИЕ! Исходя их приведенных примеров, становится ясно, что предприятию выгодно иметь собственные резервы. Однако, на большинстве предприятий, есть и заемные средства. Это совершенно нормально. Главное – отслеживать пропорции между собственными и заемными средствами.
Структура пассивов
Большая часть пассивов состоит из различных обязательств предприятия: кредитов, займов, задолженностей перед сотрудниками или контрагентами. Подразделяются обязательства на данные типы:
Обязательства – это разнородная структура. Для понятия положения компании важно проанализировать состав пассивов.
Анализ пассивов
Анализ пассивов включает в себя следующие меры:
Анализ позволяет построить план развития предприятия, направленный на увеличение собственных средств. Показатели обеспечивают своевременное отслеживание сложной финансовой ситуации компании.
Итак, запомним:
Активные и пассивные счета: в чем разница и как с ними работать
Разберемся в основах
Законодатели определили единый способ систематизации и группирования информации о хозяйственной деятельности российских предприятий и учреждений. Приказ Минфина № 94н устанавливает Единый план счетов для коммерческих и некоммерческих организаций, а Приказ № 157н — для учреждений бюджетной сферы.
Бухсчета — это особые цифровые и буквенные коды, которые используются для отражения хозяйственных операций в бухучет, а точнее — при составлении бухгалтерских проводок.
Каждый счет имеет свой классификационный признак, который определяется «балансовым» методом. Это означает, что, как и бухгалтерский баланс, все счета разделены на актив и пассив. А некоторые счета могут отражаться и в активе, и в пассиве. Следовательно, все счета подразделяют на активные, пассивные и активно-пассивные счета, таблица для бюджетных организаций содержит около 1000 таких кодов.
Активные счета бухгалтерского учета
Для отражения имущественных, материальных и денежных ценностей в плане счетов предусмотрены специальные активные бухсчета. Простыми словами, активные счета — это счета для учета:
Так как активные счета предназначены для учета имущества и финансов компании, то остатки по таким счетам могут быть только по дебету, то есть иметь положительное значение.
Например, к активным счетам относятся:
Конечное дебетовое сальдо по активным счетам следует отражать в активе бухгалтерского баланса, в соответствующих строках отчетной формы.
Пассивные бухсчета
Источники формирования активов предприятия составляют пассивную сторону бухгалтерского баланса. На пассивных счетах отражают:
Пассивные счета могут иметь только кредитовый остаток на конец отчетного периода, дебетовое сальдо по пассивным счетам говорит о наличии ошибок в ведении бухучета. Увеличение показателей по пассивным счетам оформляют кредитовым оборотом, а уменьшение обязательств, капиталов или списание расходов — операцией по дебету пассивного счета.
В бухгалтерском балансе пассивные счета представляют соответствующий раздел — пассив. Сформированные остатки на конец отчетного года распределяются по соответствующим строкам пассивной стороны бухбаланса, в соответствии с действующими правилами составления бухгалтерской отчетности.
Пример пассивных счетов в НКО
Пассивный счет 02 «Начисленная амортизация» имеет кредитовый остаток по счету. Оборот по дебету счета отражает списание начисленной амортизации при выбытии основного средства.
Следующий пример: пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту пассивного счета отражается начисление заработка. Дебетовый оборот по счету — удержание налога на доходы или осуществление выплат. Отрицательный остаток по счету является объявлением об ошибочной учетной записи.
Смешанные бухсчета
Некоторые бухгалтерские счета могут иметь остатки как по кредиту, так и по дебету. Такие смешанные счета называют активно-пассивные счета бухгалтерского учета. Например, бухсчета, отражающие информацию о расчетах с покупателями или поставщиками. Следовательно, при отгрузке товара покупателю в учете образуется дебиторская задолженность, а при получении предоплаты от того же покупателя в счет будущих поставок формируется кредиторская задолженность по счету. Ее нельзя скрывать. Расчеты с поставщиками проводятся по аналогии по счету 60.
Счет 84 «Нераспределенная прибыль, убыток» также считается одновременно активным и пассивным счетом, так как может иметь и кредитовый и дебетовый остаток на конец отчетного периода.
Группировка бухсчетов в таблицах
Запомнить классификационный признак активности бухсчетов довольно сложно, тем более в бюджетном учете. Однако правильность определения этого признака по счету играет ключевую роль при составлении проводок. Чтобы избежать ошибок, предлагаем актуальные таблицы для бюджетников и некоммерческих организаций:
Таблица активных и пассивных счетов бухгалтерского учета для учреждений бюджетной сферы:
Состав и функции пассивных счетов
Бухгалтерский учет отражает операции, проводимые компанией. На основании его данных можно получить сведения о деятельности бизнеса, его стабильности. В рамках учета есть пассивные и активные счета. На первом фиксируются источники поступлений, на втором – сами средства.
Определение пассивных счетов
Пассивные счета (ПС) адаптированы для учета движения источников поступлений компании, их изменения. На ПС могут храниться сведения:
ПС включают в себя все типы капитала, обязательств и доходов. К ним применимы следующие характеристики:
ВАЖНО! Для расчета завершающего сальдо актуальна формула: СК = Сальдо начальное + Ок – Од.
Функции пассивных счетов
На ПС фиксируются источники:
Счета могут быть как балансовыми, так и внебалансовыми. На последних находятся активные и пассивные счета. Они составляют баланс, который является главной формой финансовой отчетности, что позволяет получить следующие сведения:
Счета объединяются в различные разделы, которые формируются на основании экономического содержания.
Состав пассивных счетов
Состав ПС может включать в себя положения:
ВАЖНО! Что такое источник средств? Структура не может функционировать без постоянного поступления денежных средств. Берет деньги компания из разных источников: кредиты, займы, собственный капитал, полученная прибыль и прочее. Все они должны быть зафиксированы на бухгалтерском счете. Из данной отчетности должны быть понятны и очевидны все операции, которые проводило ЮЛ.
Схема пассивных счетов
Схема ПС действует так:
Есть базовые пассивные счета. Перечень их очень широк. Он включает в себя и займы, и помещения, которые сдаются в аренду.
Пример №1
Компания взяла кредит на сумму 70 000 рублей, что привело к образованию задолженности. В учете должны быть отражены следующие сведения:
Бухгалтеру требуется открыть пассивный счет 66. Необходимо также определить обороты и сальдо. На счетах осуществленные действия фиксируются по схеме, приведенной выше:
Обороты по дебету составят 70 000 рублей, по кредиту – 90 000 рублей.
Пример №2
Участник предприятия дал займ собственной компании. Размер займа составляет 100 000 рублей. Расчеты фиксируются на счете 66 «Краткосрочный займ». Первоначальное кредитовое сальдо будет равно нулю. Поступление 100 000 рублей находится на кредите. Оборот по кредиту составит сто тысяч рублей.
Через месяц компания возвратила участнику 50 000 рублей. Составляется проводка: дебет счета 66, указывается сумма 50 000 рублей. Завершающий оборот по дебету будет аналогичным. Завершающее сальдо по кредиту составит 100 000 рублей.
Что собой представляют активно-пассивные счета?
Ресурсы ЮЛ и источники их поступления могут храниться на одном счете. Они будут называться активно-пассивными счетами (АПС). Их основная функция – это проведение расчетов как с кредиторами, так и с дебиторами. Рассмотрим особенности отражения сальдо на АПС в разных обстоятельствах:
Большинство предприятий ведут именно АПС. Связано это с тем, что обычно у организации есть должники, но и она является должником.
Пассивные счета дают представление об источниках средств компании: кредиты, займы, прибыль от использования активов.
При появлении каждого из пассивов требуется незамедлительно фиксировать их на счетах.
К примеру, компания берет кредит. Кредитование будет именно источником средств, а потому нужно отразить его на соответствующих счетах. При учете пассивов требуется также рассчитать сальдо.
Резюме:
Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды)
Бухгалтерский баланс — что это такое?
Баланс бухгалтерский — это табличный вариант отражения финансовых показателей организации на определенную дату. В самом широко распространенном в РФ виде баланс бухгалтерский состоит из двух равных по сумме частей, в одной из которых показано то, что имеет организация, в денежном выражении (актив баланса), а в другой — за счет каких источников это приобретено (пассив баланса). В основе данного равенства лежит отражение имущества и обязательств способом двойной записи на счетах бухучета.
ВНИМАНИЕ! C 2020 года бухгалтерская отчетность сдается исключительно в электронном виде. Бумажный бланк больше не примут. Подробнее об изменениях правил представления бух.отчетности читайте здесь. Также напомним, в 2019 году формы отчетности обновлены.
Баланс бухгалтерский, составленный на определенную дату, позволяет оценивать текущее финансовое состояние организации, а сопоставление данных бухгалтерского баланса, составленного на разные даты, — проследить изменение ее финансового состояния во времени. Бухгалтерский баланс является одним из основных документов, служащих источником данных для проведения экономического анализа деятельности предприятия.
Возникли сложности с балансом? На нашем форуме можно проконсультироваться по любому вопросу. Например, тут можно посмотреть, нужна ли пояснительная записка к бухгалтерской отчетности небольшого предприятия.
Последние изменения в балансе
С 01.06.2019 форма баланса действует в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н. Ключевые изменения в нем (а также в другой бухгалтерской отчетности) были таковы:
Отметку об аудиторе нужно ставить только тем фирмам, которые подлежат обязательному аудиту. Налоговики будут использовать ее как для наложения штрафа на саму организацию, если она проигнорировала обязанность пройти аудит, так и для того, чтобы знать у какого аудитора им истребовать сведения по организации в порядке ст. 93 НК РФ.
Более существенные изменения в 2019 году произошли в форме 2. Подробнее о них см. здесь.
Классификация бухгалтерских балансов
Видов бухгалтерского баланса очень много. Их разнообразие определяется самыми разными причинами: характером данных, на основе которых формируется баланс, временем его составления, назначением, способом отражения данных и рядом других факторов.
По способу отражения данных бухгалтерский баланс может быть:
По отношению к моменту составления различают балансы:
По объему данных по организациям, отражаемых в балансе, выделяют балансы:
По назначению бухгалтерский баланс может быть:
В зависимости от характера исходных данных бывает баланс:
По способу отражения данных:
Бухгалтерские балансы могут различаться в зависимости от организационно-правовой формы компании (балансы государственных, общественных, совместных, частных организаций) и от вида ее деятельности (основная, вспомогательная).
По периодичности балансы делят на месячные, квартальные, годовые. Они могут иметь как полную, так и сокращенную форму.
Таблица бухгалтерского баланса может быть 2 видов:
Для внутренних целей организация сама вправе выбирать периодичность, способы и методы составления баланса. Отчетность, представляемая в ИФНС, должна иметь определенную форму с сопоставимыми данными на даты, указанные в балансе.
О том, как составить бухгалтерский баланс малому предприятию, читайте в статье «Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)».
Структура бухгалтерского баланса предприятия
Используемая для официальной отчетности в РФ форма бухгалтерского баланса представляет собой таблицу, разделенную на две части: актив и пассив баланса. Итоговые суммы актива и пассива баланса должны быть равны.
Актив баланса — это отражение того имущества и обязательств, которые находятся под контролем предприятия, используются в его финансово-хозяйственной деятельности и могут принести ему выгоду в будущем. Актив делят на 2 раздела:
Пассив баланса характеризует источники тех средств, за счет которых сформирован актив баланса. Он состоит из трех разделов:
О том, какие проводки используют, отражая в бухучете собственный капитал, читайте в статье «Порядок учета собственного капитала организации (нюансы)».
Содержание разделов бухгалтерского баланса
Выделение разделов в структуре бухгалтерского баланса обусловлено главным образом временным фактором.
Так, актив баланса разделен на 2 раздела в зависимости от времени использования активов в деятельности организации:
При выделении разделов в пассиве баланса, помимо временного фактора, играет роль принадлежность средств, за счет которых формируется актив баланса (собственный капитал или привлеченные средства). С учетом этих 2 факторов пассив сформирован из 3 разделов:
Подробнее о внеоборотных активах читайте в материале «Что такое внеоборотные активы в бухгалтерском учете?».
Понятие и значение статей бухгалтерского баланса
Разделы баланса детализируются путем их разбивки на статьи. Рекомендованную для представления в ИФНС детализацию по статьям содержат бланки бухгалтерского баланса, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 09.04.20149) в 2 вариантах:
Сокращенная (упрощенная) форма бухгалтерского баланса допускает объединение его статей с целью получения укрупненных показателей и упрощения отчетности. Однако ее применение доступно только лицам, имеющим право на ведение упрощенного бухучета (СМП, НКО, участникам проекта «Сколково»).
Разбивка разделов на статьи обусловлена необходимостью выделять основные виды имущества и обязательств, которые формируют соответствующие разделы бухгалтерского баланса.
Рекомендованная Минфином России форма полного бухгалтерского баланса предполагает следующую разбивку разделов по статьям:
О том, как рассчитать валовую прибыль, узнайте здесь.
При составлении баланса организация может использовать рекомендованную Минфином России детализацию по статьям. При этом у нее есть право применять собственную разработку этой разбивки, если она считает, что это приведет к большей достоверности отчетности. Кроме того, при отсутствии данных для заполнения соответствующих статей фирма вправе исключить такие статьи из составляемого ею бухгалтерского баланса.
Посмотрите образец заполнения баланса, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.
Состав статей бухгалтерского баланса
Статьи бухгалтерского баланса заполняются на основании данных об остатках на счетах бухучета по состоянию на отчетную дату. При заполнении отчета для представления в ИФНС нужно руководствоваться рядом правил, установленных для составления такой отчетности (ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 года № 43н):
Подробный построчный алгоритм заполнения бухгалтерского баланса вы можете посмотреть в Путеводителе по бухгалтерской отчетности от КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.
А ниже приведена информация о том, на основании остатков по каким счетам заполняются вышеуказанные статьи баланса применительно к действующей редакции плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н:
ВНИМАНИЕ! С отчетной кампании за 2020 год начинают действовать изменения в ПБУ 18/02, 16/02, 13/2000, ФСБУ 5/2019 «Запасы». А с отчетности за 2022 год следует применять новый ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Начать применять новые бухгалтерские стандарты можно и раньше. Такое решение нужно закрепить в учетной политике предприятия.
Об одном из наиболее часто создаваемых краткосрочных резервов читайте в материале «Создание резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете».
К прочим внеоборотным активам организации могут относиться, например:
О правилах учета вложений во внеоборотные активы читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».
Нередко бухгалтеры, заполняя таблицы, характеризующие финансовое состояние организации, сталкиваются со сложностями, когда требуется указать текущие пассивы, ведь это понятие отсутствует в нормативных документах по бухгалтерскому учету и налогообложению.
О том, когда сдается бухгалтерский баланс (сроки, нюансы), узнайте здесь.
Итоги
Бухгалтерский баланс – основная составляющая бухгалтерской отчетности, сводка финансовых показателей организации на определенную дату. Он составляется в определенной форме и по определенным правилам. Сдается в налоговую а также представляется другим заинтересованным пользователям. Начиная с 1 июня 2019 года нужно использовать бланк в редакции от 19.04.2019.
Актив и пассив бухгалтерского баланса
Бухбаланс — основа бухгалтерской отчетности. На его содержание смотрят все: от налоговой и банков, до собственников и инвесторов. Форма документа утверждена Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. И состоит она из двух разделов: актива и пассива. В чем их отличие, и как они связаны разберем далее.
Роль бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (п. 18 ПБУ 4/99). Для налоговой бухбаланс составляют по состоянию на на конец года, то есть на 31 декабря. Для банков и собственников его могут составлять по итогам квартала.
По балансу можно судить о размере имущества организации и о ее задолженности перед контрагентами. Именно поэтому данные бухбаланса используют экономисты и аналитики при анализе показателей ликвидности и платежеспособности.
Бухгалтерский баланс всегда составляют совместно с отчетом о финансовых результатах. Но баланс, в отличие от отчета, показывает состояние компании именно на конкретную дату.
Например, на 31 декабря у организации может быть 1 млн рублей в виде денежных средств и ни рубля кредиторской задолженности. Однако уже 1 января все деньги будут перечислены поставщикам и работникам, а в банке будет оформлен кредит на 10 млн рублей. Ситуация слишком утрирована, но такое действительно возможно.
Актив бухгалтерского баланса
Активы — это различное имущество организации. Оно может быть как материальным в виде зданий, сырья, оборудования, земли, денег и всего, что можно физически увидеть и потрогать. А может быть нематериальным в виде патентов, ноу-хау, товарных знаков, дебиторской задолженности и так далее.
Активы компании в бухгалтерском балансе делят на два раздела в зависимости от скорости их оборачиваемости:
Внеоборотные активы — это имущество организации, которое она использует для получения прибыли в течение длительного периода времени, то есть более года. Это, например:
Оборотка — это активы, которые также используют для получения прибыли, но погашаются они, то есть «оборачиваются», в рамках одного года. Например:
Некоторые показатели можно встретить и во внеоборотных активах, и в оборотных. Например, финансовые вложения. Это связано с тем, что финвложения бывают двух видов: которые вернуться менее чем через 12 месяцев и которые вернуться более чем через 1 год.
Актив бухгалтерского баланса увеличивается при поступлении денежных средств, покупки сырья, оборудования и так далее. А уменьшается при выбытии имущества.
Ликвидность активов
Внеоборотные и оборотные активы — это не единственная группировка, хотя она и используется в бухгалтерском балансе.Аналитики распределяют активы на четыре группы по степени ликвидности, то есть способности превращаться в деньги:
Это деление очень условно и зависит от конкретного имущества. Например, продать сырье в виде листов оцинкованного металла гораздо проще, чем продать карбоксиметилцеллюлозу. Также и с оборудованием: продать сверлильный станок будет проще, чем линию для выдува полипропилена.
Пассивы бухгалтерского баланса
Пассивы — это источники имущества организации. При этом источники могут быть как собственные, так и привлеченные. Пассив в бухгалтерском балансе делят на три раздела:
Капитал и резервы — это собственные средства компании: уставный капитал, резервные фонды, нераспределенная прибыль.
Оставшиеся две группы — это обязательства компании. Сюда относится задолженность перед банками, налоговой, поставщиками, сотрудниками и так далее. Краткосрочные обязательства имеют срок погашения до 12 месяцев, а долгосрочные — более 1 года. Заемные средства попадают сразу в два раздела: долгосрочные и краткосрочные обязательства. Это зависит от срока погашения займа.
Пассив увеличивается при привлечении кредитов и займов, при увеличении задолженности перед поставщиками, внесении вклада в уставный капитал, получении прибыли и так далее. Уменьшается — при погашении долгов, распределении прибыли и аналогичных ситуациях.
Группировка пассивов по срочности
Как и активы, пассивы играют важную роль при определении ликвидности, поэтому их делят на четыре группы:
Взаимосвязь актива и пассива бухбаланса
Актив всегда равен пассиву бухгалтерского баланса. Стоимость имущества должна быть равна сумме источников этого имущества. Если актив не равен пассиву, баланс составлен неверно. Исключений не бывает.
Допустим, у организации нет никакого имущества и обязательств. Но необходимо купить сырье для производства на 100 000 рублей. Для покупки нужны деньги — можно взять кредит 100 000 рублей. По итогу в активе у компании будет записано 100 000 рублей, и в пассиве будет записано 100 000 рублей.
Из-за того, что актив и пассив равны, они связаны. Изменение в одном разделе влечет изменение в другом. Вот несколько вариантов:
А вот роста актива и снижения пассива или, наоборот, быть не может. Так как это приведет к отсутствию баланса показателей.
Заполняйте бухгалтерский баланс в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Система автоматически распределит остатки по бухгалтерским счетам по статьям баланса и проверит правильность его заполнения. Всем новичкам мы предоставляем бесплатный пробный период на 14 дней.