Что продувает подлодка при всплытии
Устройство и принцип работы подводной лодки
Первым упоминанием о далеком «предке» современных субмарин считается германское сказание «Салман и Моролф», датированное 1190 годом. Его главный герой – Моролф сумел построить лодку из кожи и скрыться от преследования вражеских кораблей, погрузившись на дно, где он пробыл две недели. Как утверждает автор сказания, все это время Моролф дышал через длинную трубку.
Чертежи подводных аппаратов встречаются у гениального Леонардо да Винчи. Первым судном, способным передвигаться в подводном положении стала подводная лодка из дерева и кожи, построенная по проекту Корнелиуса Ван Дребеля в 1620 году, у которой в качестве передвижения использовался шест – с его помощью можно было отталкиваться от дна.
Принцип работы подводной лодки
Принцип погружения и всплытия
Для погружения под воду специальные цистерны на борту субмарины заполняются балластом (забортной водой). Все в соответствии с законом Архимеда – для полного погружения необходимо уровнять вес лодки с весом вытесненной воды.
При всплытии осуществляется обратный процесс – продув балласта, вследствие чего вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. В подводном положении лодка может менять глубину погружения с помощью рулей.
Ёмкости, заполняемые забортной водой, носят название цистерны главного балласта (ЦГБ). Они разделены на три группы – носовую, среднюю и кормовую. ЦГБ заполняются в зависимости от выполняемого ПЛ маневра. К примеру, при срочном погружении балластом заполняется цистерна быстрого погружения.
Как плавает подводная лодка
Подводная лодка в надводном положении плывет с открытыми кингстонами (клапанами для приема или откачки забортной воды) и аварийными захлопками (клапанами, через которые при заполнении цистерн водой выходит воздух). Вентиляционные клапаны закрыты. Лодка держится на поверхности за счет воздушной подушки в ЦГБ. В подводном положении кингстоны и аварийные захлопки открыты, а клапаны вентиляции закрыты.
Прочность и водонепроницаемость
От этих важнейших характеристик зависит живучесть ПЛ. Их обеспечивает особая конструкция корпуса субмарины, который в свою очередь может состоять из двух корпусов – прочного и легкого или только из прочного. В первом случае речь идет о российских подводных лодках, во втором – об американских.
Прочный корпус принимает на себя давление воды, для чего ему придается специальная оптимальная форма. Внутри прочного корпуса находятся все основные системы и устройства подводной лодки. Для создания прочных корпусов используются в основном высокопрочные легированные стали и титановые сплавы. Толщина обшивки прочного корпуса при диаметре 8-12 м может составлять от 40 до 60 мм и более.
Легкий корпус обеспечивает оптимальное обтекание во время плавания. Для обеспечения радиолокационной невидимости его «одевают» в специальное противорадиолокационное, звукоизолирующее резиновое покрытие. Внутри легкого корпуса размещаются балластные и топливные (для ДЭПЛ) цистерны, рулевые тяги и гидроакустические антенны.
В подводном положении межкорпусное пространство заполняется водой. Так-как давление на легкий корпус снаружи и изнутри уравновешено, нет необходимости делать его прочным. Толщина обшивки легкого корпуса составляет, как правило, от 8 до 16 мм.
Разделение на отсеки обеспечивают подводной лодке дополнительную живучесть. Отсеки отделены друг от друга водонепроницаемыми дверями-переборками с быстродействующими запирающими устройствами.
Примерный перечень отсеков ДЭПЛ: носовой и кормовой торпедные отсеки; отсек главных гребных электродвигателей и электростанция; машинный отсек; жилые помещения команды; центральный пост.
Атомные подводные лодки
Первая в мире атомная подводная лодка – «Nautilus» была принята на вооружение в США в сентябре 1954 года. Спустя почти 5 лет, в январе 1959 года вступила в строй советская АПЛ К-3 проекта 627. По многим характеристикам, в частности, водоизмещению, скорости, числу гребных валов, автономности и численности экипажа они были схожи. И все же советская АПЛ имела на один реактор больше. Она превосходила американскую по мощности более чем в 2 раза и по скорости на 6 узлов.
Чтобы понять, как устроена атомная подводная лодка, следует уяснить главное ее отличие от обычной: это субмарина с ядерной силовой установкой, что дает ей ряд уникальных преимуществ:
Мощное вооружение современных российских АПЛ – баллистические и крылатые ракеты различных типов многократно повысило боевые возможности подводного флота, сделав его одной из важнейших составляющих ядерной триады.
Вопросы выживаемости в субмарине: как спасаются экипажи подлодок
Большинство современных субмарин спроектированы так, что в случае заполнения основных балластных цистерн водой они сохраняют плавучесть. Если подводная лодка не в состоянии продолжать движение, она все равно должна обладать возможностью всплытия. Но если большое количество воды попадет внутрь субмарины, то рано или поздно спасти ее от погружения на дно, от воздействия огромного давления, будет уже нереально.
Жизнь экипажа становится главной ценностью
Специалисты называют несколько самых опасных событий при неуправляемом погружении подводной лодки: заполнение субмарины водой, рост давления, изменение температуры, токсичность воздуха, выход из строя систем жизнеобеспечения корабля. Перечисленные риски прямо влияют на допускаемую продолжительность нахождения экипажа на борту субмарины.
На заре истории подводного флота экипажи субмарин фактически были «смертниками»: погибало огромное количество моряков-подводников. Так, во время Второй мировой войны единственным способом спастись с тонущей подлодки оставался торпедный аппарат, однако это было не так просто. Чаще моряки попросту гибли.
Сейчас очень важно сохранить жизни и здоровье членов экипажа, поэтому и уделяется столько внимания вопросам выживаемости на подлодке. Проще не допустить критическую ситуацию, чем пытаться ее исправить, поэтому вооружению, скрытности, системам радиоэлектронной борьбы, навигации уделяется особое внимание уже при конструировании субмарин. Отдельно предусматривается возможность эвакуационных мероприятий.
Отсеки для эвакуации размещают в носу или корме субмарины, где и находится специальное оборудование, которое будет использоваться в случае возникновения аварийной ситуации. Это сигнальные средства, средства подачи кислорода и поглощения углекислого газа, индивидуальные аварийные радиомаяки, спасательные гидрокостюмы, оборудование для приема аварийных капсул жизнеобеспечения и т.д.
Всплывающие спасательные камеры
Одно из важнейших средств повышения выживаемости экипажа в критических ситуациях – камера выживания подводной лодки. В России такая камера впервые была испытана в 2014 году: помимо команды из 5 испытателей в камеру поместили балласт, равный суммарному весу экипажа подводной лодки.
Всплывающими спасательными камерами сегодня оборудуют все современные и строящиеся российские субмарины. Это изобретение советских конструкторов действительно бесценно: ВСК может сохранить жизнь всех членов экипажа подводной лодки.
Однако, как показала трагедия на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец» в 1989 году, и ВСК не панацея: камера затонула, что привело к гибели многих членов экипажа.
12 августа 2000 года затонула атомная подводная лодка «Курск». Ей также не помогло наличие всплывающей спасательной камеры. Однако при испытании новой ВСК на атомной подводной лодке «Северодвинск» были показаны очень хорошие результаты: всплытие заняло всего 10 секунд. Участники испытания сравнили свои ощущения во время всплытия с подъемом на обычном лифте.
В современной ПЛ «Юрий Долгорукий» ВСК размещается позади ракетного отсека. Внутри камеры – пронумерованные места, закрепленные за каждым членом экипажа и индивидуальные запасы питья и продовольствия из расчета на несколько дней.
Запасы продовольствия и специальные плоты
В каждом отсеке современной российской ПЛ также находится аварийный запас продовольствия из расчета на неделю. Каждый моряк также имеет портативный дыхательный аппарат для действия в первые минуты пожара или появления токсичных веществ в воздухе. Задача в критической ситуации – подключиться к резервной дыхательной системе подводного корабля.
Также на подлодках находятся специальные плоты, рассчитанные каждый на 20 членов экипажа. Каждый плот оборудован необходимыми для выживания в океанских условиях приспособлениями: нишами для сбора дождевой воды, рыболовными снастями.
Говоря о выживаемости в современной субмарине, нельзя не затронуть и психологические аспекты, так как никакое современное оборудование и средства эвакуации не заменят слаженность и выдержку экипажа. Несмотря на постепенную автоматизацию и внедрение робототехники, человеческий фактор остается определяющим.
Так, военные психологи НАТО, изучая опыт применения экипажей ПЛ во время боевых действий в Персидском заливе, поняли важность специальной психологической закалки экипажей перед выполнением боевых задач. При этом психологический комфорт экипажа в значительной степени зависит и от бытовых условий, которые созданы на субмарине.
Управление подводной лодкой при покладке на твердый и жидкий грунт, всплытии с твердого и жидкого грунта
В 1994 г. РПКСН проекта 667 Б ложилась на грунт на глубине 50 м в на 1 сутки Святоносском заливе Баренцева моря в учебных целях для обучения командиров подводных лодок 11 флотилии командующим.
В 1997 г. ПЛА проекта 949 А «К-442» производила покладку на жидкий грунт на БС в юго-восточной части Тихого океана.
Управление атомной подводной лодкой при покладке на твердый грунт, всплытии с твердого грунта.
Рекомендуемыми условиями покладки на грунт являются следующие:
а) Скорость придонных течений не выше 1,5 узла;
б) Рельеф дна ровный; тип грунта — каменистый, песчаный, Глубина места покладки не более 200 м;
в) На ПЛ выполнены дополнительные работы в доке (трубы забора охлаждающей воды 3-го и 4-го контуров ГЭУ выводятся в верхнюю часть ПЛ и т. п.).
Эти условия объясняются некоторыми особенностями конструктивного исполнения ЦГБ и ТС ГЭУ:
— длительное пребывание пл с безкингстонными ЦГБ на илистом с морской растительностью грунте может привести к плотному заиливанию решеток шпигатов, что вызовет невозможность их продувания, а при бесконтрольном продувании и к разрушению ЦГБ;
— большинство приемных отверстий системы забортной воды, в том числе ЦН ГТЗА, расположены в нижней части корпуса. Это приводит к тому, что вместе с забортной водой в системы увлекается песок, ил, другие мелкие твердые частицы, вызывающие повышенный износ и засорение механизмов.
Порядок покладки ПЛ на твердый грунт:
За 30 мин до точки покладки на грунт:
а) «Учебная тревога для покладки на грунт!»;
б) «По местам стоять ПЛ к покладке на грунт приготовить!»;
в) На 50-ти метрах произвести тщательную дифферентовку подводной лодки на скорость 4÷5 узлов;
г) Примерно за 4÷5 каб до точки покладки: «Стоп турбина (ны) (моторы)!»;
д) Включить систему стабилизации глубины без хода;
е) После погашения инерции начинается погружение ПЛ без хода: задатчиком глубины пл пр. 2Ш — 15 вводится рассогласование на погружение. Скорость вертикального перемещения ПЛ (погружения) не должна быть более м/мин (также как и при приледнении).
Примечание по УПЛ:
После чего уменьшают дифферент постепенным передуванием из носа в корму и создают отрицательную плавучесть постепенным приемом воды в ЦС, в «Шпат», в свободный объем уравнительной цистерны (иногда может заполняться ЦБП). Для рпл СН — около При РС с грунта крен и дифферент отводится к 0°, т. е. обеспечивается прямая посадка подводной лодки и НУС. Для других проектов ПЛ цифры для создания отрицательной плавучести меньшие (в соответствии с Инструкциями по УПЛ различных проектов).
Порядок всплытия ПЛ с грунта:
— «УТ для всплытия с грунта!»;
— Приготовить ГТЗА и турбину (ны) к даче хода (Приготовить ЭМ к даче хода);
— «Товсь турбина! (Товсь моторы!)». «Тов. Турбина (ны) (электромоторы) товсь!».
«По местам стоять к всплытию с грунта!»
а) удаление дополнительно принятого балласта производится в следующей последовательности:
передувается из кормы в нос 2÷3 т (для предохранения рулей, винтов) воды;
откачать 80 м3 воды из УрЦ (столько, сколько было принято);
откачать ЦС «Шпат» б/х (оставляют 10 м3);
продувают ЦБП (если она была заполнена);
б) задатчиком глубины погружения на приборе 2Ш-15 СГБХ ввести рассогласование 10 м (на всплытие). (При отсутствии реакции корабля на откачку воды из цистерны «Шпат б/х», рекомендуется еще откачать из УрЦ за борт, но не более 10 м3).
Момент отрыва от грунта сопровождается изменением глубины погружения и появлением дифферента на нос. С началом всплытия необходимо контролировать отработку системой «Шпат» б/х заданной глубины. На глубине 30 м от грунта отвалить НГР (СГР), начать передувание воды из носа в корму, отводить дифферент к нулю. При отходе грунта на дается самый малый ход и подводная лодка одерживается рулями.
Управление подводной лодкой при покладке на жидкий грунт, всплытии с жидкого грунта.
Поиск жидкого грунта осуществляется в районах его возможного залегания с помощью штатной аппаратуры, установленной на подводной лодке для измерения скорости звука в воде. Обнаружение резко выраженного скачка скорости звука в воде (более а значит и скачка плотности воды, дают основание полагать о наличии слоя «жидкого грунта», пригодного для покладки на него подводной лодки.
Покладка подводной лодки на жидкий грунт выполняется после занятия глубины погружения ПЛ над водяной границей слоя ЖГ на глубинах от безопасной до рабочей при нормально удифферентованной подводной лодке. Как правило, только дизельные ПЛ используют покладку на жидкий грунт – как тактический прием скрытности и экономии энергоресурсов.
а) покладка подводной лодки на жидкий грунт выполняется без хода:
«УТ, для покладки на ЖГ!»;
«По местам стоять на ЖГ становиться!»;
«Передувать из кормы в нос создать дифферент 10 на нос»;
(Придается большая отрицательная плавучесть, достаточная для медленного погружения пл без ускорения).
«Легли на ЖГ (Т, Ш, Д, мощность ЖГ в тоннах, толщина слоя ЖГ);
Признаком покладки подводной лодки на жидкий грунт являются замедление и прекращение погружения, т. е. стабилизация глубины и отход дифферента к нулю.
Эта глубина характеризует верхнюю границу слоя жидкого грунта для данной нагрузки подводной лодки. Нижняя граница слоя жидкого грунта ориентировочно соответствует глубине максимальной скорости распространения звука в этом слое скачка.
б) Для покладки подводной лодки на жидкий грунт с ходом необходимо на малом ходу войти в слой жидкого грунта, застопорить ход и выждать установление постоянной глубины. Команды и сигналы при покладке на жидкий грунт такие же, как и при постановке на твердый грунт.
Примечания по УПЛ:
Для качественной оценки мощности жидкого грунта следует после покладки подводной лодки на жидкий грунт медленно (через клапан точного заполнения или порциями) принимать воду в уравнительную цистерну до тех пор, пока подводная лодка не начнет погружаться.
1. Количество принятой воды характеризует мощность слоя жидкого грунта в тоннах.
2. С началом погружения необходимо одержать подводную лодку на глубине залегания слоя скачка откачиванием воды из уравнительной цистерны за борт или ходом. Дача воздушного пузыря в среднюю группу цистерн главного балласта не рекомендуется во избежании резкого всплытия ПЛ и нарушения скрытности. Разница глубин между верхней и нижней границами слоя жидкого грунта характеризуют его толщину.
Находясь на жидком грунте, следует внимательно наблюдать за изменением глубины и дифферента, при этом следует учитывать, что чувствительность подводной лодки к изменениям весовой нагрузки зависит от мощности жидкого грунта и водоизмещения подводной лодки. Чем меньше мощность жидкого грунта и подводное водоизмещение, тем чувствительнее подводная лодка к изменениям состояния ЖГ. Осуществляя покладку на жидкий грунт следует записать в ВЖ: Т, Ш, Д, мощность ЖГ, Н и толщину слоя ЖГ. Необходимо постоянно быть готовым к даче хода и удержанию подводной лодки на заданной глубине.
Для снятия с жидкого грунта:
«По местам стоять с ЖГ сниматься!;
Откачать из уравнительной цистерны воду в количестве дополнительно принятой при покладке на жидкий грунт.
в ВЖ записывают: «Снялись с ЖГ».
При необходимости подводная лодка поддифферентовывается на ходу
Управление подводной лодкой при всплытии в надводное положение
Под всплытием подводной лодки понимается процесс перехода из подводного положения в надводное или перемещение в вертикальной плоскости с большей глубины на меньшую.
Различают два вида всплытия: нормальное и аварийное, которые могут производиться как на ходу, так и без хода. Без хода, как правило, подводная лодка всплывает в надводное noложение в районе возможного нахождения льда и в других случаях по решению командира подводной лодки.
Если подводная лодка находится на глубине, большей безопасной, то нормальное всплытие ее в крейсерское положение включает в себя, как правило, пять последовательных этапов:
всплытие (погружение) на глубину наибольшей дальности слышимости надводных кораблей (судов) по гидроакустическим условиям (но не меньшей безопасной и не большей, чем рабочая); — всплытие на безопасную глубину;
всплытие на перископную глубину;
всплытие в позиционное положение;
всплытие в крейсерское положение.
На глубине, обеспечивающей максимальную дальность обнаружения целей, производится прослушивание водной среды техническими средствами в режиме шумопеленгования на малошумной скорости для оценки надводной и подводной обстановки, определяются параметры движения обнаруженных целей и принимается решение на расхождение с ними.
Только после уяснения обстановки командир подводной лодки оценивает возможность всплытия под перископ, назначает курс безопасного всплытия и объявляет учебную тревогу.
Командир отдает приказание на всплытие, если он уверен в безопасности и его уверенность основана на точных расчетах условий расхождения с целями.
Всплывать на перископную глубину следует с дифферентом 2-4° на корму на скорости хода не более 9 узлов. При этом всплывающая подводная лодка должна быть готова в любой момент прекратить всплытие и срочно погрузиться, для чего цистерна быстрого погружения готовится к заполнению. При всплытии на перископную глубину необходимо утяжелить подводную лодку для предотвращения выбрасывания ее на поверхность в свежую и штормовую погоду. Для этого на безопасной глубине погружения замеряют высоту волны с помощью эхоледомера и принимают соответствующее количество воды в цистерны вспомогательного балласта для обеспечения необходимой отрицательной плавучести.
Особенно внимательно осматривают воздух, темную часть горизонта, районы у береговой черты и направление в сторону солнца. Если имеются участки горизонта, закрытые другими выдвижными устройствами, необходимо изменить курс, чтобы осмотреть весь горизонт. В темное время суток и в ограниченную видимость горизонт обследуется радиолокационной станцией. Все результаты осмотра горизонта и воздуха в перископ, поисковой и радиолокационной станцией записываются в вахтенный журнал. По необходимости использования поднимаются другие выдвижные устройства, антенны.
В случае обнаружения сигнала работающей радиолокационной станции или целей в перископ всплытие подводной лодки в зависимости от обстановки может быть прервано.
Если при осмотре водной поверхности обнаружено опасное сближение с судном на ходу или лежащем в дрейфе, подводная лодка уклоняется от него срочным погружением с заполнением цистерны быстрого погружения, опустив выдвижные устройства и переложив горизонтальные рули параллельно на погружение. С приходом на безопасную глубину производится расхождение с целью, после чего подводная лодка повторно всплывает на перископную глубину в готовности к немедленному погружению.
При всплытии на перископную глубину в районах фарватеров и больших грузопотоков коммерческих судов курсы всплытия необходимо располагать параллельно направлениям фарватеров. Одной из главных мер безопасности при всплытии подводной лодки вблизи работающего с ней обеспечивающего корабля (подводной лодки) является всплытие на параллельных курсах и равных скоростях подводной лодки и обеспечителя при нахождении последнего на кормовых курсовых углах и безопасной дистанции.
В штормовую погоду подводная лодка лучше держит перископную глубину, находясь лагом к волне. При нaличии волнения удержание подводной лодки на перископной глубине производится совместно носовыми (средними, рубочными) и кормовыми горизонтальными рулями за счет увеличения скорости хода, приема воды в уравнительную цистерну для утяжеления подводной лодки, перегонки воды из носовой дифферентной цистерны в кормовую и отвода дифферента к нулю.
Всплытие в позиционное положение возможно только после тщательного осмотра горизонта и воздуха и при четком представлении об обстановке в районе всплытия.
При наличии в районе всплытия надводных целей запрещается всплывать впереди по курсу надводного корабля (судна) в дистанции менее 60 каб и менее 30 каб на кормовых курсовых углах судна.
На перископной глубине командир подводной лодки приказывает: «По местам стоять к всплытию. Приготовить правый (левый) дизель на продувание главного балласта». Всплытие производится по команде «Всплывать» после доклада о готовности к продуванию ЦГБ. Рулевой перекладывает горизонтальные рули на всплытие и докладывает об изменении глубины через 0,5 метра. На глубине 5 метров носовые (средние) рули следует поставить в плоскость рамы и завалить.
После доклада рулевого «Лодка больше не всплывает» продувается средняя группа цистерн главного балласта и отдраивается нижний рубочный люк. В позиционном положении большие кормовые горизонтальные рули перекладываются на 15 град на всплытие. При необходимости даются „пузыри“ в концевые цистерны главного балласта. Только после этого отдраивается верхний рубочный люк. Верхний рубочный люк отдраивает лично командир подводной лодки после уточнения избыточного давления. Он первым выходит на мостик и оценивает обстановку.
Для всплытия из позиционного положения в крейсерское продуваются концевые группы цистерн главного балласта воздухом высокого или низкого давления. На дизельных подводных лодках цистерны главного балласта могут продуваться выхлопными газами дизеля, работающего одновременно на винт. При работе дизеля только на продувание подводная лодка осуществляет движение под главными гребными электродвигателями. На большинстве проектов подводных лодок ЦГБ продуваются только воздухом высокого давления.
Всплытие в крейсерское положение в штормовых условиях, на большой волне производится на курсах, как правило, против волны или под углом к ней 15…30°. В этом случае отдраивание верхнего рубочного люка и выход на мостик производится после продувания всего балласта.
Всплытие подводной лодки в надводное положение в ограниченную видимость обеспечивается надежным использованием радиотехнических средств и четкой работой БИП. После всплытия в надводное положение и выхода командира на мостик в условиях ограниченной видимости подаются звуковые „туманные“ сигналы согласно МППСС-72, включаются ходовые огни.
Можно ли выйти из затонувшей подводной лодки
Не является руководством к действию!
Данный материал направлен, прежде всего, на ознакомление широкого круга читателей с возможностями спасения экипажей затонувших подводных лодок. Вся информация, фигурирующая здесь, взята из открытых источников и не детализирована под конкретные проекты подводных лодок.
За основу взяты подводные лодки и средства спасения, находившиеся и находящиеся поныне, в ВМФ России. Так же не будут рассмотрены и проведены разборы аварий подводных лодок и действия экипажей и должностных лиц.
Подводная лодка. Красива и рациональна. И нет разницы, в нашем случае, какая она, атомная или дизельная, ракетная или торпедная, большая или малая. Просто – Подводная лодка.
Все подводные лодки построены по одному принципу, стальной огурец (сигара – это у американцев) разделенный поперек переборками на отсеки, и вдоль на палубы.
Подводная лодка проекта 641Б. На фото переборки выделены зеленым цветом. На данном проекте подводной лодки 7 отсеков
В переборках есть переборочные двери, соединяющие отсеки между собой.
Для входа в подводную лодку существуют входные люки (вертикальные), которые расположены:
— в носовой части, обычно в 1 отсеке. Конечно, может и не быть входного люка. Но в большинстве случаев – он есть.
— в средней части, обычно над центральным постом. При входе через данный люк Вы попадаете прямо (или чуть в стороне) в святую святых – Центральный пост – место, где происходит ВСЕ управление подводной лодкой.
— в кормовой части, ну тут вообще все запущено. Входной люк может располагаться и в самом последнем отсеке, и предпоследнем и пред-предпоследнем. Все зависит от полета конструкторской мысли.
Все отсеки подводной лодки имеют свое предназначение, нумерацию и название.
Кормовой аварийный люк (вид снаружи корпуса подводной лодки).
На фото виден вертикальный спасательный люк в торпедном отсеке внутри подводной лодки.
1 отсек — торпедный. Но, в нем, кроме торпед (а так же мин, торпедных аппаратов и другого оружия) размещается достаточно разнообразная техника и имущество. На некоторых проектах подводных лодок
Пропустив отсеки, которые могут располагаться между торпедным и центральным постом, они нам, в данной момент, не интересны, попадаем в Центральный Пост.
Центральный Пост. И этим то же все сказано. В нем располагается все управление подводной лодкой. В нем принимаются решения, из него разносятся команды по лодке. По счету от первого и нумерации он может быть и второй и третий и может быть да же четвертый.
После кормовой переборки Центрального поста, по мнению многих подводников, не механической специальности, начинается ВИНТ. В винте расположены отсеки, в которых размещаются устройства и механизмы, приводящие подводную лодку в движение. Это и атомный реактор, и турбины, и генераторы и линии валов, иногда в винте, как чужие на празднике жизни, размещаются ракетные шахты. Но, в нем есть и кормовой входной люк. Где он расположен – отдельный вопрос, но это где-то между кормовой переборкой центрального поста и самим гребным винтом. Иногда это шестой, седьмой, восьмой и так далее отсек.
Эти три отсека, первый, центральный и кормовой нас и интересуют, потому что через них можно не только войти во внутрь подводной лодки, но и выйти из нее, и тем более, если с лодкой что-то случилось и она затонула.
Данные отсеки называются ОТСЕКИ ЖИВУЧЕСТИ или ОТСЕКИ УБЕЖИЩА. В них, при аварии подводной лодки, и стекается экипаж, таща на себе:
— гидрокомбинезоны и водолазное белье, и….свинцовые стельки;
— аварийный запас воды и пищи.
Средства индивидуальной защиты (коротенько).
Каждый член экипажа, как штатный, так и прикомандированный, находясь на подводной лодке, имеет свои индивидуальные средства защиты. К ним относятся:
— ПДУ – Портативное Дыхательное Устройство. Носиться членами экипажа постоянно, везде и всюду.
Предназначено для экстренной защиты органов дыхания. Время работы в ПДУ — 10-20 минут, именно работы. Просто просидеть в нем можно около часа. Работать под водой в нем нельзя, а вот защитить органы дыхания от воздействия вредных газов можно.
— ИДА- 59(59М). Индивидуальный Дыхательный Аппарат аж 59 года, за прошедшее время он модернизировался 2 раза. Первая модернизация оказалась не очень удачной и вторая вернула практически все взад. Достаточно старый и надежный. В нем можно вести борьбу за живучесть, осуществлять выход из затонувшей подводной лодки, осуществлять погружения на глубину до 20 метров. Сейчас подобные аппараты называют импортным словом «Ребризер».
Аппарат входит в состав снаряжения ИСП-60( с 1980 года ССП). Аппарат замкнутого цикла, обеспечивает выход из затонувшей подводной лодки с глубин до 100 метров и, если на лодку переданы дополнительные гелиевые баллоны то со 120. Внешне напоминает хомут или ошейник. Хомут-дыхательный мешок, от которого идут две трубки, вдоха и выдоха. Через них и клапанную коробку происходит подача дыхательной смеси на вдох и отвод выдыхаемой смеси.
Снизу к дыхательному мешку крепятся:
— кислородный баллон с вентилем редуктором и переключателем;
— азотно-гелиево-кислородный баллон с вентилем и редуктором;
В самом мешке расположен дыхательный автомат, который осуществляет подачу АГК смеси от редактора в мешок и далее на вдох. Так же, в дыхательном мешке, установлен травяще — предохранительный клапан, предназначенный для стравливания избыточного давления из мешка.
— Гидрокомбинезон СГП. Резиновый, со шлемом с выпученными глазами, штуцером под клапанную коробку и клапанами стравливания лепесткового типа. На шлеме, чуть выше лба, расположен травяще-предохранительный клапан. Герметизируется комбинезон с помощью аппендикса и резинового жгута, обычно с помощью напарника, однако есть приспособление — гребенка, которое позволяет производить и саможгутование. В ботах гидрокомбинезона располагаются свинцовые стельки, для того, чтобы подводник не всплывал ногами вверх.
ИДА и СГП хранятся в специальных сумках. К клапанной коробке ИДА прикрепляется маска (как противогазная) для ведения борьбы за живучесть. При подготовке к выходу из пл, маска отворачивается.
— Комплект Водолазного белья. Для защиты от низких температур.
Это индивидуальные средства защиты и спасения каждого подводника.
Средства для выхода из затонувшей подводной лодки.
В отсеках живучести есть устройства, обеспечивающие выход из затонувшей подводной лодки. Коротенько рассмотрим их.
Название говорит само за себя. Он сделан для выстреливания торпед, но может быть использован и для выхода из затонувшей подводной лодки. Это труба диаметром от 0,55 до 0,65 и длиной от 8 до 11 метров. Есть торпедные аппараты диаметром и 40 сантиметров, но уж очень он узок для выхода через него. Конечно, трубой назвать торпедный аппарат невозможно. Он не простая труба, а труба с крышками передней и задней. Крышки открываются только из торпедного отсека.
Внутри аппарата есть направляющие дорожки и обтюрирующие кольца, множество приборов со всевозможными шпинделями и зацепами, наварышами и прочими препятствиями для проползающего подводника. Некоторые поднимаются и фиксируются некоторые нет. Кроме того, аппарат имеет клапана осушения и вентиляции, через которые он заполняется водой и осушается.
Для заполнения аппарата имеется специальная цистерна с забортной водой. Вода из цистерны подается в аппарат под давлением воздуха. Есть еще клапан уравнивания давления, который соединяет внутреннее пространство аппарата с забортным. Если давление в трубе аппарата не выравнять, то открыть переднюю крышку, да же на небольшой глубине, будет невозможно.
Практически такое же устройство имеют входной люк центрального и кормового отсеков, но если торпедный аппарат расположен горизонтально, то люки — вертикально.
Соответственно у них не передняя и задняя крышки, а верхняя и нижняя. Кроме того, входные люки имеют возможность самостоятельного заполнения, осушения, выравнивания давления, открытия и закрытия крышек изнутри. Это позволяет подводнику производить самостоятельное шлюзование при выходе из подводной лодки.
Кроме того, в отсеках живучести есть буй-вьюшки. Это закрытая большая катушка, на которую намотан буйреп (веревка) с мусингами (узлами условно – т.е это пластмассовые пронумерованные шары). Мусинги-шарики расположены на буйрепе и:
— препятствуют всплытию подводника без остановок позволяя проводить режим декомпрессии при выходе с глубины.
Для расчета режима декомпрессии в отсеках живучести висят таблицы. Исходные данные для расчета:
— время нахождения под избыточным давлением.
В зависимости от исходных данных выбирается и запоминается время на остановках. Время на остановке рассчитывается по вздохам, а глубина определяется по мусинга.
Буй-вьюшка рядом с вышедшим на поверхность подводником (кадр из фильма «72 метра»).
Сам выход из затонувшей подводной лодки.
При аварии подводной лодки и ее затоплении личный состав носового и кормового отсеков живучести, по приказанию центрального поста или самостоятельно, отдают аварийные буи.
Их два в носу и корме. На буях, раскрашенных в бело-красный цвет, нанесен бортовой номер подводной лодки. Буи соединены с лодкой тросом, который крепится в районе входных люков. Кроме того, буи оснащены световыми и радиомаяками. Под крышкой буя находится телефон для связи с лодкой.
Выход из затонувшей подводной лодки возможно осуществить двумя способами:
Сухим способом осуществляется вывод личного состава средствами Поисково-Спасательной Службы Флота, с использованием подводных аппаратов или колоколов. В этом случае аппарат самостоятельно, а колокол по тросу аварийного буя, опускаются к подводной лодке, «присасываются» к площадке вокруг люка. После совершения подобной стыковки, откачивается вода из пространства люк-аппарат (колокол), выравнивается давление, открываются люки, и выводится личный состав из лодки в аппарат (колокол). Количество выводимых людей зависит от спасательного аппарата. Подводники выходят на поверхность сухими.
Данный способ позволяет производить спасение экипажа с глубин, равных максимальной глубине погружения подводной лодки.
Говорит сам за себя и подразумевает контакт подводника с водой.
Различают два вида всплытия:
Выбор вида всплытия зависит от времени пребывания личного состава под повышенным давлением.
Свободное всплытие производится в том случае, когда время пребывания под давлением, равным максимальной глубине выхода (100 метрам) не больше 2 минут. Если время упущено — только выход по буйрепу. Однако есть и тут свои подводные камни. Если время нахождения под давлением превышает все табличные значения, то выход возможен только с привлечением сил и средств ПСС, так как выходящие однозначно получат декомпрессионное заболевание.
Свободное всплытие обычно производиться при выходе методом шлюзования входных люков центрального поста или кормового отсека, так как при их шлюзовании время нахождения под давлением будет минимальным. Из этих отсеков личный состав может выйти полностью, не затапливая отсек.
При этом, выходя из первого отсека методом шлюзования торпедного аппарата, один человек или остается в отсеке навечно или выходит методом частичного затопления отсека, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Всплытие по буйрепу (кадр из фильма «72 метра»)
И так, весь личный состав собрался со своими индивидуальными средствами спасения в отсеке живучести, пусть в кормовом.
Командир отсека определяет очередность выхода, напоминает правила пользования снаряжением ИСП-60, и шлюзования входного люка, сигналы, подаваемые при этом.
Первый выходящий заходит во входной люк. В камере находится клапана затопления, уравнивания давления, манометры давления в камере и за бортом. Подводник включается в аппарат. При этом он открывает одновременно оба вентиля (кислородного и АГК баллона), переводит клапанную коробку на дыхание из аппарата, оставляет открытым только клапан на шлеме до момента выравнивания давления в камере с забортным. За вошедшим закрывают нижнюю крышку люка и начинают из отсека производить шлюзование.
Камера заполняется на 3/4, после чего выравнивается давление в камере с забортным, с помощью воздуха среднего давления. Выравнив давление, подводник в камере закрывает клапан на шлеме, открывает верхнюю крышку входного люка, выходит и закрывает за собой верхнюю крышку. Как только он вышел и подал сигнал об этом, производится осушение шлюзовой камеры. Если в ходе выхода из камеры подводник не смог закрыть за собой люк, то его можно закрыть дистанционно из отсека, с помощью пневмомашинки. Камера осушается, открывается нижняя крышка, осматривается внутреннее состояние, и загоняется очередной подводник.
Последний, покидающий отсек подводник, заходит сам в шлюзовую камеру, с помощью специальной тяги закрывает за собой на защелку нижнюю крышку люка, производит самостоятельное шлюзование, используя клапана и манометры, находящиеся в камере. После выравнивания давления, в камере и комбинезоне, открывает верхнюю крышку люка и …… покидает подводную лодку.
При всплытии на поверхность каждый подводник надувает гидрокомбинезон, используя для этого два специальных 200 граммовых баллона, переключается на дыхание в атмосферу и плавает на поверхности. Очередной, вышедшей, делает то же самое, карабинами, находящимися на поясе сцепляются между собой, что бы не раскидало по океану. В таком состоянии ожидают помощи или стараются спастись сами.
С небольшими техническими отличиями от кормового отсека, осуществляется выход из центрального поста. При этом возможно одновременное шлюзование 3-5 человек. Последний шлюзуется самостоятельно используя клапана и манометры в камере.
А тем временем в 1 отсеке.
Командир отсека, он же командир БЧ-3, именуемый просто «минный», разбивает весь личный состав на тройки.
В первой тройке определяет, кто идет первый и тащит карабин буй – вьюшки, кто второй и впереди себя толкает буй-вьюшку. Производит инструктаж всего личного состава, как и в кормовом отсеке, по таблице выбирается вариант выхода, все его запоминают.
Далее готовится буй вьюшка, а именно отмеряется и отрезается линь из расчета глубина подводной лодки плюс 20 % на снос. К концу линя привязывается карабин.
Определяется торпедный аппарат, через который будет осуществляться выход личного состава. Обычно это два верхних аппарата, потому что слева от выхода из них, есть специальная скоба для крепления карабина буй-вьюшки. Если он не загружен торпедой — это хорошо, если загружен, торпеда или выгружается из него на стеллаж или выстеливается в безопасном состоянии.
Аппарат готовится к выходу:
— поднимаются все приборы и механизмы, которые могут помешать ползти по аппарату;
— нагружается воздухом цистерна заполнения торпедного аппарата;
— желательно убрать с соосного аппарату стеллажа торпеду, ибо она будет мешать подводникам, заползать в аппарат.
Подводники готовят свое снаряжение ИСП-60, одевают его и готовятся к выходу, согласно установленной очередности. Первая тройка подходит к аппарату. Включается в аппарат ИДА-59, при этом он открывает только вентиль АГК баллона. Открывается задняя крышка.
Первый выходящий берет в руку карабин буй-вьюшки, залезает в торпедный аппарат и ползет до передней крышки по сухому аппарату, перед входом второго подводника в аппарат запихивается буй-вьюшка, второй подводник залезает в аппарат и ползет к ногам первого, останавливается на расстоянии вытянутой руки от ступней первого. Третий, аналогично, залезает и ползет на расстояние вытянутой руки от второго.
Закрывается задняя крышка торпедного аппарата. Открываются клапана осушения и клапана вентиляции торпедного аппарата. Воздух выдавливает воду из цистерны и она подается в торпедный аппарат, заполняя его. Аппарат заполняется на 3/4, после чего подача воды останавливается.
Начинается выравнивание давления с забортным с помощью воздуха среднего давления, при этом люди в аппарате открывают вентили Кислородных баллонов, а по окончанию выравнивания давления закрывают клапана на шлеме. Открывается передняя крышка, воздух со свистом уходит из аппарата, а вода врывается в аппарат. При этом вода пытается переместить подводников обратно к задней крышке.
После открытия передней крышки полностью и стихании водного потока, первый выходящий потихоньку высовывается из аппараты, цепляет карабин буй-вьюшки за скобу и удерживается в нише волнорезного щита. Второй выходящий выталкивает буй-вьюшку и она всплывает. Первый цепляется карабином за буйреп и начинает всплытие до первого мусинга.
Аналогично поступает второй и третий выходящие. При этом каждый подает сигнал о том, что он вышел. После выхода последнего, закрывается передняя крышка, осушается торпедный аппарат.
Готовится очередная группа.
Вообще, общение между выходящими и отсеком – стандартное, кто не хочет перестукиваться и отвечать на сигналы, тот бездуховность. Если ответ хотя бы от одного, из выходящих, не последовал, то если аппарат не заполнен — открывается задняя крышка и всех из аппарата заставляют выползти в отсек, задом. Если аппарат заполнен — делают сброс воды через заднюю крышку вместе с людьми. Далее спокойно объясняют, в чем кто не прав и запихивают обратно, для повторного выхода. Если не поступил сигнал о выходе из аппарата, то ждут 2-3 минуты, а потом закрывают крышку и сливают воду. Все очень серьезно.
Вышедшая группа, тем временем, всплывает и останавливается на мусингах, согласно плана всплытия. Выйдя на поверхность, подводники надувают гидрокомбинезоны, переключаются на дыхание в атмосферу, сцепляются между собой и ждут остальных.
Последний оставшихся в отсеке, это или старшина команды торпедистов или командир БЧ-3, самостоятельно не может выйти через торпедный аппарат, поскольку тот управляется только снаружи.
Поэтому есть два способа выхода, оба с помощью частичного затопления отсека. В первом случае снимается блокировка открытия задней крышки торпедного аппарата при открытой передней. Торпедный отсек заполняется водой на 15-20 сантиметров выше верхнего уровня торпедного аппарата, через который будет производится выход. Выравнивается давление в отсеке с забортным, открываются передняя крышка. После чего производится выход из отсека через торпедный аппарат.
Есть еще один способ выхода из подводной лодки методом затопления отсека и он одинаков для всех отсеков живучести. С его помощью можно выходить как самостоятельно так и выводить весь личный состав, находящийся в отсеке.
Дело в том, что вокруг нижней крышки входного люка есть специальный резиново-тканевой тубус — такая мягкая труба. В походном состоянии он закреплен у подволока (потолка) и не мешает пользоваться люками. При приготовлению к выходу методом затопления отсека, тубус опускается вниз, растяжками крепится к палубе, на расстоянии от нее, где то около 1 метра. Подготовка личного состав — аналогичная рассмотренным выше.
После установки тубуса отрывается нижняя крышка входного люка. Производиться затопление отсека, таким образом, что бы уровень воды был выше нижнего края тубуса на 15-20 сантиметров.
Далее, используя воздух среднего давления, выравнивается давления в отсеке с забортным. Первый выходящий открывает верхнюю крышку люка и… А далее или все выходят свободным всплытием или выпускается буй-вьюшка и личный состав выходит по буйрепу, соблюдая режим декомпрессии.
Ответ:- «Можно»… В идеале.
А в реале? Когда лодка получает повреждения и ложится на грунт то начинается всевозможные проблемы, препятствующие всему и вся. К таким проблемам относятся:
— полное или частичное обесточивание лодки (света нет);
— затопление отсека (или нескольких) водой и как следствие повышение давления о нем;
— если затоплена батарея, это вообще финиш. При попадании морской воды в электролит образуется ядовитый газ-ХЛОР, со всеми вытекающими последствиями. А если помните – батарея как раз расположена, в большинстве своем, в первом отсеке-отсеке живучести;
— неровная покладка лодки на грунт, наличие кренов и дифферентов;
— и глубины затопления. Где найти такие малые глубины, если прямо у пирса глубина 50-70 метров, а у выхода из базы сразу 200-250, и чем дальше, тем глубже;
— и последнее, поверхность океана. Если на верху шторм, а он в осеннее — зимний период постоянно, а если снег и мороз градусов 40….
Подлодку покинуть, конечно, можно. Чуть труднее всплыть живым.
В СССР и в ранней РФ были средства спасения глубоководников. Были водолазы глубоководники, которые на 300 метров ходили и работали.
Сейчас к сожалению, это только только начинает возрождатся.
Последнее «достижение» это 313 метров в 2017 году.
П.С. Сам я хоть и имею водолазную квалификацию, но военные в торпедный аппарат не пускают:)
Грустно стало после прочтения. Подозреваю сильно, что реальных случаев спасения подводников с затонувшей лодки очень не много. Жалко ребят, которые не по своей воле оказываются в этих плавающих консервных банках терпящих бедствие.
Наверное самое жуткое что могу себе представить, как закрывают тебя в торпедном, и тишина. Стучи, хоть не стучи.
ТС, спасибо за пост!
Мнн одному интересно, почему батареи, которым категорически нельзя встречаться с водой, находятся в 1 отсеке, который зальет с наибольшей вероятностью?
Листаю и вижу фото уже ставшей родной подлодки, которая как музей в моем родном городе стоит.. аж ностальгия проснулась, я же на ней экскурсоводом работала и каждый миллиметр знаю. Как же домой захотелось. Зато после того как мой папа сделал эту фотографию, только вид этого костюма поднимал мне настроение)
Я была внутри подлодки один раз в жизни, и она просто болталась в воде в доке, но я до сих пор помню эту тесноту, темноту, узкие лазы и проходы, крошечные каюты, лестницы. Ощущение как ты спускаешься внутрь глубже, и хотя знаешь, что глубина тут максимум метр и подлодка просто чуть погружена в воду, все равно холодно, страшно, вокруг тебя люди, но от этого не легче и невольно начинаешь думать, как страшно остаться там насовсем. Да и просто страшно, короче.
кто не хочет перестукиваться и отвечать на сигналы, тот бездуховность.
Здорово. Осталось выйти из квартиры и дело за малым.
Надо всё-таки посмотреть «72 метра».
Ачивку надо выдавать за осиливание таких длиннопостов.
31 августа 1976 года в проливе Дарданеллы турецкая подводная лодка TCG Dumlupinar (USS Caiman (SS-323), водоизмещение погруженное 2463 тонны) столкнулась с советским сухогрузом «Физик Вавилов». В результате столкновения советский корабль не пострадал, подлодка была выброшена на берег действиями турецкого экипажа, что спасло её от гибели
Это действительно по всем параметрам героический корабль. Мне повезло на нем поработать в 1979 году. Как раз в этот момент в первый раз после тарана в рейс выпустили его штатного капитана.
А капитан этот был не так прост! Именем его отца назвали один из сухогрузов серии «Капитаны», а брат его отца ходил капитаном в Испанию ещё в 1936 году. Так что та ещё семейка.
Но отписывался он во всех инстанциях с сентября 76-го по май 70-го
Палубная команда была большой, но уже сокращенной: 10 человек (первоначально 14)
Кроме того, этот рейс был замечателен тем, что на судно прислали кондиционер и его наладчиков. Экипаж героически терпел в разгар лета на Кубе оправдания от наладчиков, что кондиционер был рассчитан для коровника и для парохода не очень подходит: ни один из наладчиков травм и синяков не получил, хотя первые признаки жизни кондиционер начал подавать только когда вышли из тропиков, а до того просто 3-4 раза за ночь вытирались влажной от пота простыней и продолжали заслуженный отдых.
В дополнение к вышеизложенному, после выхода из США на судне закончились спички (зажигалки тогда были большой редкостью)