Что произошло 17 сентября 1939 в белоруссии
17 сентября 1939 года. Одно событие и не одна история
Снова осень, и снова сентябрь. Сегодня в Беларуси для большинства людей этот месяц ассоциируется с началом обучения в школах и вузах, с праздником сбора урожая. Также можно вспомнить, что 1 сентября 1939 г. с нападения нацистской Германии на Польшу началась Вторая мировая война. Если же сегодня спросить о событиях 17 сентября далекого 1939 года, то мало кто, наверное, сразу скажет о походе Красной армии, результатом которого стало воссоединение Беларуси и Украины и получение почти тех границ, в которых сейчас существуют эти страны. Самое интересное, что событие будто одно, но взглядов на него так много и они в такой степени противоречат друг другу, что начинаешь теряться и не понимаешь: а что же в итоге произошло?
«Крэсы всходне» или Западная Беларусь?
17 сентября 1939 года Красная Армия вошла на территории, которые до сих пор поляки называют «крэсы всходне» («восточные регионы») и отстаивают незаконность таких действий с точки зрения международного права, а некоторые даже утверждают о необходимости возвращения этих территорий в состав современного польского государства. Как же часть Западной Беларуси оказалась в составе Польши, действительно ли она является польскими территориями с польским населением?
История свидетельствует, что те территории, которые поляки считали «своими», находились в составе польского государства в течение 18 лет (!). И подавляющее большинство на них составляли белорусы. До этого где-то 600 лет они были частью Великого Княжества Литовского (в том числе когда была создана федеративная Речь Посполитая), а потом немного более столетия существовали в составе Российской империи под названием «Северо-Западный край» и включали в основном белорусские губернии.
После Октябрьской революции 1917 года появился ряд новых стран, и среди них Польская Республика, во главе которой после возвращения из немецкого плена стал сильный лидер Юзеф Пилсудский. Его мечтой было восстановление Речи Посполитой «от моря до моря» с титульной польской нацией во главе. Именно эта цель стояла перед поляками, когда началась советско-польская война 1919-1921 годов.
В то же время большевики имели надежды на мировую революцию, которую можно разжечь в Польше и Германии. Но на территории России шла гражданская война, страна была ослаблена после революции и Первой мировой войны, к тому же советская армия имела очень мало профессиональных военных в своем составе. Поляки же, хоть и не сумели построить новую Речь Посполитую, по итогам войны все-таки получили значительные территориальные приобретения в виде западных частей Белорусской и Украинской ССР.
Де-юре и де-факто
А что дальше?
Известно, что после 17 сентября 1939 года было еще много событий трагической Второй мировой войны. Были и драматические, и героические страницы сопротивления народов «коричневой чуме». Были партизанская борьба, сожженные деревни, было много чего, о чем написана не одна книга.
Старая история в новых обстоятельствах
После распада СССР и исчезновения Варшавского блока появились новые суверенные и независимые страны. Были сохранены те границы, в которых государства существовали по Ялтинской-Потсдамской конференции и нерушимость которых гарантировалась системой международного права и ООН.
С начала 1990-х годов польские историки написали много книг о том, что полученные после Второй мировой войны территории на самом деле являются «исконно польскими» и принадлежали им еще во времена полулегендарной династии Пястов. Немецкий город Бреслау получил название Вроцлав, а вольный город Данциг стал Гданьском.
Но вскоре вернулась в польскую историю и обсуждение «кресов восточных». И вот территории, на которых всегда большинство населения было белорусским и которые были отделены от своего народа только на 18 лет, стали также «исконно польскими», и этому ищутся любые подходящие доказательства, подводятся исторические факты. В польском обществе даже культивируется ностальгия по «оторванным краям».
Но ведь известно, что на занятых территориях польское руководство предприняло процессы полонизации. К 1939 году почти все белорусские школы были преобразованы в польские, прекращено издание белорусских газет и журналов, запрещалось использование белорусского языка в государственных учреждениях и органах местного самоуправления. Даже православные храмы передавались под власть католической церкви и превращались в костелы. Каждый, кто жил на территории западнее Негорелого те 18 лет, может это подтвердить. А скептикам можно посоветовать почитать Максима Танка.
Истинная ценность
17 сентября – День воссоединения Беларуси
Опубликовано 17.05.2021 от dvAndrey в Полезно знать // 0 Комментарии
17 сентября 1939 года СССР начал присоединение к своей территории белорусских земель, которые находились в составе Польши практически 20 лет. Это событие до сих пор вызывает массу споров, как среди историков, так и среди обычных людей. Кто-то утверждает, что советские войска выступили освободителями, другие – что при поляках жилось гораздо лучше. Есть и такая версия, что лучше всего было когда поляки ушли, а советы еще не пришли.
Мы с некоторыми сокращениями, размещаем статью с портала TUT.by “8 мифов о “воссоединении” Западной и Восточной Беларуси”.
8 мифов о “воссоединении” Западной и Восточной Беларуси
Почти каждый год в Беларуси некоторые публицисты и общественные организации предлагают учредить праздник в честь 17 сентября 1939 года, утверждая, что этот день символизирует объединение белорусов в границах единого государства. В рамках этой парадигмы Западная Беларусь была освобождена от гнета помещиков и полонизации, белорусский народ стал радостно и мирно жить в белорусской советской республике, и эту счастливую жизнь прервала только война СССР с Германией в июне 1941 года. Плодами этого события, по мнению сторонников этой точки зрения, Беларусь пользуется до сих пор.
Часть последних мы попробуем развеять в этой публикации.
1. Территория БССР после 17 сентября 1939 года – это территория Республики Беларусь?
Карта Беларуси 1939-1944
12 ноября 1939 года третья Внеочередная сессия Верховного Совета Белорусской ССР постановила: “Принять Западную Белоруссию в состав Белорусской Советской Социалистической Республики и воссоединить тем самым белорусский народ в едином Белорусском государстве”.
В декабре БССР состояла из 10 областей, 5 “старых” восточных – Витебской, Гомельской, Минской, Могилевской, Полесской; и 5 “новых” западных – Барановичской, Белостокской, Брестской, Вилейской, Пинской.
Однако уже примерно через год тихо и без помпы только что воссоединенный белорусский народ в Москве решили снова поделить – отдав часть белорусской территории недавно аннексированной Литве. В ноябре 1940 г. в связи с передачей в состав Литовской ССР части территории БССР были упразднены 3 района: Годутишковский и Свенцянский Вилейской области, Поречский район Белостокской области.
Точно так же, рассматривая белорусскую землю лишь как разменную карту в больших политических играх, в 1944 году, уже после очередного занятия территории Беларуси Красной Армией, Сталин отхватил от БССР новый кусок – Белостокскую область и часть Брестской.
Тогда стоял вопрос о том, какое правительство будет в Польше, и Сталин, планируя поставить туда своих марионеток, демонстрировал США, Великобритании и польскому общественному мнению свою готовность к уступкам. Статус БССР как одной из стран – основательниц ООН ему в этом совершенно не мешал, никаким реальным суверенитетом существовавшая исключительно на бумаге Белорусская республика не пользовалась.
Менее крупные куски белорусской территории в 1946-1955 годах Москва передавала Польше еще четыре раза. Если в 1940 году территория БССР составляла 223 тысячи квадратных километров, то в 1959 – 207 тысяч, так что современная территория Беларуси – отнюдь не результат 17 сентября 1939 года.
2. Большевики стояли горой за Восточную Беларусь в 1921 году и отстояли ее?
Раздел Беларуси на Западную и Восточную стал результатом заключенного между Польшей и Советской Россией (СССР еще не было, и договор обсуждала и подписывала делегация Российской Социалистической Федеративной Советской Республики) Рижского мира 1921 года, закончившего советско-польскую войну 1919-1920 годов.
Однако, хотя польская делегация вела переговоры с позиции силы, в период крупных успехов польской армии на фронте, советско-польская граница в Беларуси была проведена западнее, чем было возможно.
Секретарь польской делегации Александр Ладась позднее запишет, что в белорусском вопросе для Польши: “…Были открыты разные возможности, и решение зависело исключительно от воли польской делегации, так как Советы под давлением военных действий были готовы на любые уступки”.
Советская делегация действительно ради мира была готова на все – собственно, ранее подписанный Лениным Брестский мир отдавал Германии всю Беларусь целиком, и при необходимости этот опыт можно было бы легко повторить – мнение белорусского населения по этому поводу так же мало волновало большевиков в 1921 году, как и в 1918.
Поэтому не позиция московской делегации, а дискуссии между польскими переговорщиками Яном Добским и Станиславом Грабским с одной стороны и Леоном Василевским и Витольдом Каменецким – с другой, привели к отказу Польши от земель Центральной и Восточной Беларуси. Если Василевский и Каменецкий допускали создание федеративного белорусского государства в союзе с Польшей и были за передвижение границы на восток, то большинство польской делегации, наоборот, рассматривало Беларусь как объект полонизации, и поэтому опасалось включать в состав страны земли со слишком большим числом непольского населения.
Инициатор строительства минского Красного костела Эдвард Войнилович со скорбью и стыдом за польских политиков писал тогда: “…Сама же Польша отказалась от восточных областей. Белорусы нас не поймут, поскольку мы сами, жалуясь на протяжении стольких лет на раздел государства между тремя соседями, теперь, не спросив белорусов, расчленили их страну… Однако Грабский, который вел переговоры за плечами делегации, пришел к заключению, что Польше раз и навсегда необходимо избавиться от этой “белорусской язвы”, и удовлетворился линией сегодняшнего перемирия, которая покидала Минск большевикам и проходила около Несвижа на полпути между Несвижем и Тимковичами до реки Лань, а по ней до Припяти”.
Большевики отдали бы Польше и большую часть Беларуси, но вот поляки не взяли.
3. В Западной Беларуси православные подвергались гонениям польских властей?
Политика Польши в 1930-х годах строилась на стремлении ассимилировать белорусов, в том числе используя и конфессиональный фактор – считалось, что православие большей части белорусского населения в целом мешает этому. К тому же большое количество римско-католических и греко-католических церквей в 19 веке были конфискованы российскими властями и переделаны в православные – это давало основания и местным католическим общинам, и польским властям инициировать процессы по возвращению зданий первоначальным владельцам. Однако проблемы православной церкви в Польше не были связаны собственно с религиозными причинами – власти в 1935 году даже инициировали создание в Западной Беларуси Обществ православных поляков и помогали этим организациям, стимулируя использование польского языка в богослужении, поощряя пение польских патриотических песен после литургии. Подобные общества были созданы в Слониме, Белостоке, Волковыске, Новогрудке.
При этом преследовались католические и греко-католические священники, использовавшие в проповедях белорусский язык и пытавшиеся бороться с ассимиляцией.
Статья белорусской латиницей в газете “Беларуская крыніца” от 18 октября 1925 года о преследованиях польскими властями за патриотическую деятельность католического священника и белорусского националиста Винцента Гадлевского. В конце 1942 года он будет расстрелян немцами.
Таким образом, проблемы православных белорусов в межвоенной Польше были вызваны не их конфессиональной принадлежностью, а, как и у белорусов-католиков, национальной идентификацией, сопротивлением ассимиляции. В то же время в СССР жесточайшим гонениям, вплоть до массовых расстрелов, подверглись десятки тысяч православных священников и сотни тысяч верующих.
Если к началу Великой Отечественной войны в Западной Беларуси, несмотря на аресты НКВД десятков священников, еще действовали около 800 православных храмов и 5 монастырей, то в Восточной Беларуси православная церковь практически официально перестала существовать – в Минске не было ни одного открытого храма, летом 1939 года была закрыта последняя церковь – в Бобруйске.
4. СССР выступал до сентября 1939 года за объединение Западной и Восточной Беларуси в единую республику?
Потребность “осуществить чаяния белорусского и украинского народов о воссоединении” возникла в советских дипломатических документах только в момент, когда потребовалось как-то обосновать введение советских войск в Польшу. До этого СССР неоднократно признавал польские границы, а в 1932 году заключил с Варшавой договор о ненападении, который и был разорван 17 сентября 1939 года. Аналогичным образом уже в отношении СССР поступит Германия 22 июня 1941 года.
Более того, еще по Рижскому договору 1921 года московская делегация отказалась от любых претензий на земли к западу от установленной польско-советской границы, таким образом четко озвучив свое мнение по этому поводу.
5. Советские войска вошли в Западную Беларусь для защиты населения от наступающей немецкой армии?
Однако сейчас подробности тех событий хорошо известны. Германия напала на Польшу 1 сентября, а еще в августе СССР и Рейхом был подписан договор о ненападении с секретным протоколом к нему – о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе на случай “территориально-политического переустройства”.
За три дня до войны 27 августа посол Германии выразил озабоченность тем, что советские войска отведены с советско-польской границы, и попросил Москву официально опровергнуть слухи об этом. В духе взаимного сотрудничества СССР не только разуверил посла, но и напечатал сообщение ТАСС о том, что советское командование решило усилить группировку советских войск на западной границе “ввиду обострения положения”. По мнению руководства Рейха наличие советских войск на границе не только могло оттянуть с фронта часть польских частей, но и повлиять на позицию союзников Польши – Франции и Англии.
Медовый месяц – английская каррикатура 1939 год
1 сентября Германия официально уведомила СССР о начале войны с Польшей, а также попросила настроить работу советской радиостанции в Минске так, чтобы она могла быть использована немецкой авиацией. Просьба была исполнена. В это время белорусские призывники в польской армии уже воевали с немецкими войсками на западе и севере Польши.
В дальнейшем СССР снабжал Германию ресурсами и обеспечивал транзит для германской торговли, согласовал дипломатические шаги – вплоть до лета 1941 года, и многими другими способами сотрудничал с Гитлером на фоне уже идущей Второй мировой войны. Но уж никак не защищал западнобелорусское население от немцев в 1939 году. Ведь сам Берлин уже 3 сентября 1939 года запросил Москву о том, не планирует ли она вводить войска в Польшу. И получил ответ – да, как договаривались, обязательно введем.
6. Белорусские националисты в Западной Беларуси с самого начала были настроены резко антисоветски и осудили вход советских войск?
Белорусские националисты в Западной Беларуси, то есть люди, стремившиеся к созданию независимого белорусского государства, в 1920-1930-е годы практически поголовно стояли на антипольских позициях – это было естественной реакцией на официальную антибелорусскую политику варшавского правительства.
Многие, почти не имея достоверной информации, с надеждой смотрели на восток, считая Белорусскую ССР настоящим белорусским государством, где развивается белорусская культура и образование, экономика работает на благо всего населения, защищены права всех национальностей. Этому же способствовала в значительной степени патриотическая позиция Коммунистической партии Западной Беларуси (КПЗБ), также постоянно выступавшей с критикой польской национальной политики.
Рассказывает Борис Рагуля, офицер польской армии, бежавший в мае 1940 года из немецкого плена: “Наконец, смогли перейти границу в Беларусь. В первой же хате, в которую мы зашли, нам сказали, что мы – дураки и лучше, чтобы мы возвращались назад [в немецкую зону оккупации] и пришли вместе с немцами их освобождать. Для меня это был страшный удар… Тогда я устроился в Любче учителем в школу – в замке. Школа была русской. Когда я поинтересовался у директора, почему так оказалось, что тут, в Любче, где кроме попа никто по-русски не говорит, – русская школа, он у меня спросил: “А вы что – националист?” Я говорю: “Да, когда-то мы с поляками боролись за белорусскую школу, теперь Белорусская Советская Республика – и снова русская школа”… Через месяц меня арестовали…”
7. Коллективизация в Западной Беларуси началась немедленно после установления советского контроля?
Конфискация земель помещиков в Западной Беларуси была объявлена советскими властями немедленно – в октябре 1939 года, а зачастую она и вовсе была стихийной – бывшие владельцы уже бежали, и крестьяне просто делили бесхозную землю и инвентарь между собой. По мере прибытия в деревню советских чиновников бывшие помещичьи хозяйства приспосабливались под нужды будущих коллективных хозяйств, в них создавались различного рода конторы по учету и сбору продуктов, управы, хранилища, машинно-тракторные станции (МТС).
Создание колхозов в Западной Беларуси большевистское руководство планировало провести более плавно, чем на восточных территориях, не вызывая тех общественных и экономических потрясений, которые привели к массовому голоду в СССР в начале 1930-х годов. Поэтому с конца 1939-го по июнь 1941 года в связи с созданием колхозов число крестьянских хозяйств сократилось только на 7 процентов. Всего же колхозов – прежде всего в районах, прилегающих к бывшей советско-польской границе – было создано 1115. При этом началось преследование более состоятельных крестьян, названных кулаками, а размер хозяйства был ограничен 10, 12 и 14 гектарами в зависимости от качества земли. Было запрещено нанимать рабочую силу или сдавать землю в аренду.
Массовую коллективизацию большевики смогли начать в Западной Беларуси только после войны – еще в 1946 году тут было только 133 колхоза, а к 1949-му – всего 909. Таким образом, к концу 1950-го года число колхозов выросло до 6054. Полностью коллективизация в Западной Беларуси была завершена лишь в 1952 году.
8. Антисоветские настроения в Западной Беларуси во время войны 1941-1945 годов и после нее – результат “польского владычества”?
Довольно часто в советской историографии, да и в некоторых книгах, изданных в последнее время, можно встретить мнение, что население Западной Беларуси было настроено против советской власти из-за нездорового влияния польской пропаганды межвоенного периода и вообще привычки к буржуазному образу жизни.
Немецкие и советские офицеры в Западной Беларуси 1939 год
Однако, наоборот, в сентябре 1939 года в Западной Беларуси большинство населения действительно с надеждой приветствовало советские войска – политика национального угнетения со стороны Польши была очевидным фактом для всех, а из-за советской границы приходила в основном коммунистическая пропаганда о радостной жизни трудящихся в свободной советской Беларуси. Те, кто в поисках счастья переходил границу в СССР, практически никогда не возвращался.
И хотя многих местных жителей, как свидетельствуют воспоминания, удивил бедный, какой-то оборванный облик красноармейцев, то, что они называют местных детей буржуями, если видят у них велосипед, называют крестьянина кулаком, если у него во дворе несколько голов скота, это первоначально не привело к перемене настроений.
Западнобелорусское население становилось из просоветского антисоветским постепенно – сначала закончились оставшиеся от “польского времени” товары в магазинах, а советских завезли недостаточно, появился хронический советский дефицит и неведомые ранее очереди. Начались аресты священников и закрытия церквей, граница в Восточную Беларусь как была закрыта, так и осталась для всех, кроме советских чиновников и военных. Наконец, по ночам стали хватать людей и целыми семьями отправлять в Сибирь или тюрьмы.
“В официальной исторической версии объединение Беларуси – абсолютно позитивное событие. Но на самом деле все было не так радостно. Практически во всех воспоминаниях присутствует разочарованность. Люди очень ждали положительных перемен, поскольку жизнь в межвоенной Польше была тяжелой. Но тамошние проблемы, как оказалось, ни в какое сравнение не шли с тем, что было в это время в деревнях БССР”, – отмечал доктор исторических наук профессор Алесь Смалянчук.
21 февраля нарком внутренних дел БССР Л. Цанава направил докладную записку первому секретарю ЦК КП(б)Б Пантелеймону Пономаренко о результатах: “Операция началась на рассвете 10 февраля. К концу дня в основном была завершена. В связи с высокими морозами (-37..-42 градуса), пургой и большими заносами, погрузка в эшелоны затянулась до 13 февраля. Выселению подлежали 9810 хозяйств (52 892 человека)… Было погружено в эшелоны 50 224 человека, арестовано 307 человек, умерло и убито во время операции 4 человека. Репрессировано после 13 февраля и помещено в изоляторы для последующей высылки 197 человек. Таким образом, общее количество репрессированных составило 9854 хозяйства (50 732 человека)”.
До начала войны с Германией Западная Беларусь пережила еще три такие “операции”. В апреле 1940 года – 26 777 человек, в июне 1940 года – 22 897, в мае-июне 1941 года – 24 412. Еще многие тысячи были насильно завербованы в различного рода строительные организации, отправлены на принудительные работы на предприятия и шахты в другие регионы СССР.
Многим западным белорусам этого было достаточно, чтобы понять все, что требуется, об СССР и методах советской власти. Польская довоенная пропаганда не имела успеха, зато менее чем за два года советская действительность прекрасно справилась с тем, чтобы перевоспитать западнобелорусское население. Неудивительно, что летом 1941 года офицеры немецкой армии писали о том, что их радостно встречают – прямо как офицеры Красной Армии в своих донесениях в 1939-м…
Что произошло 17 сентября 1939 в белоруссии
«Аналитическая газета «Секретные исследования», №3, 2016
17 сентября 1939 года советская армия вторглась на территорию Польши и оккупировала Западную Беларусь. Споры вокруг этих событий не прекращаются до сих пор.
Недавно российское информационное агентство REGNUM распространило сообщение под названием «Нацсобрание Белоруссии считает «нецелесообразным» уважение к истории».
Вообще говоря, это именно сие агентство считает «нецелесообразным» уважение к самой Беларуси, называя наше государство несуществующим «Белоруссия». Я недавно смотрел номера «Правды» перед распадом СССР, так даже там нас называли «Беларусь», а никакая не «Белоруссия». 12 декабря 1991 года «Правда» писала: «Сегодня в Ашхабаде намечена встреча президентов среднеазиатских республик и Казахстана, на которой предполагается обсудить минские договоренности трех независимых государств – Беларуси, РСФСР и Украины».
Но вернёмся к сообщению ИА REGNUM. В нем пишется:
«Члены Палаты представителей Нацсобрания РБ ответили отказом на обращение белорусских НГО увековечить одну из важнейших дат отечественной истории».
Далее приводится фото письма с отказом, и следом поясняется:
«Как сообщало ИА REGNUM, белорусская общественность не первый год добивается от властей постсоветской республики установления государственного праздника или хотя бы памятной даты 17 сентября в память о событиях 1939 года – тогда Западная Белоруссия воссоединилась с Восточной Белоруссией (БССР)».
Под загадочными словами «белорусская общественность» подразумеваются те, кто протестуют против памятника Ольгерда, против Кастуся Калиновского, беларуского языка и беларуской тысячелетней государственности.
«Освободительный поход Красной Армии 17 сентября 1939 избавил население бывшей польской провинции (части «восточных окраин» II Речи Посполитой Польской) от участи сменить господство «пилсудчиков», доведших свою страну до краха, на власть новых господ из гитлеровской Германии. После воссоединения БССР почти вдвое увеличила своё население и территорию. Миллионы белорусов избежали польских концлагерей, полонизации и окатоличивания».
А вот зато после советской оккупации сотни тысяч беларусов Западной Беларуси были русскими чекистами расстреляны, посажены в концлагеря, сосланы в Сибирь. Что сделали русские, а не поляки.
И ни от какой «германской оккупации» Красная Армия беларусов не спасала, так как Сталин чётко поделил с Гитлером зоны оккупации еще до начала войны. Гитлер не собирался захватывать Западную Беларусь.
Ответ Нацсобрания РБ вполне правильный и мудрый. Но ладно там вопросы религиозного и политического геноцида со стороны СССР, советские концлагеря. И ладно там оценка Пакта Сталина-Гитлера. Что уже на пустом месте поссорит Беларусь с Польшей и странами Балтии. Но вот ещё несколько важнейших пунктов в этой теме.
Кстати говоря, согласно международному праву Польша – жертва нацистской агрессии, и западные беларусы и украинцы оставались гражданами Польского государства до окончания Второй мировой войны. А всякие манипуляции с включением миллионов граждан Польши в состав СССР – это военное преступление Сталина по отношению к жертве нацистской агрессии.
Поэтому с международной правовой точки зрения вопрос территорий Польши решался вовсе не в сентябре 1939 года в сговоре с Гитлером, а после войны в 1945 году – между союзниками и с участием и согласием Польского правительства.
2. Ещё как-то можно было бы признать сие «воссоединение» как «праздник», если бы речь шла о создании независимого государства Беларусь. Но «воссоединение» было вовсе не с беларусами и Беларусью, а с бывшей Российской империей! Вот что хотят праздновать сегодня радетели империи, а суверенная Беларусь им совершенно не нужна.
3. Российские великодержавники – не беларусы, а потому не думают, как беларусы. А вот если сие «воссоединение» как праздник станут отмечать беларусы – то, во-первых, это резко вызовет всплеск беларуского национализма. А во-вторых, тут же всплывёт вопрос об утраченных территориях при этом «воссоединении»: о нашей Виленщине и Белосточчине. Я понимаю, что российским радетелям за «русский мир» беларуские земли не интересны, а вот у беларусов это очень болезненный вопрос.
Если будоражить сим «праздником» события 1939 года, то для беларусов реакция будет скорее траурной, а не праздничной: сам собой поднимется вопрос – с какой стати Сталин без ведома БССР и беларусов передал Виленщину из состава БССР какому-то иностранному буржуазному государству, которое и в состав СССР даже не входило. Хотя летувисов там проживало только 2% населения, на грани математической погрешности. И с какой стати точно так Сталин потом передал Белосток Польше? Это вместе утрата 1 миллиона беларусов! В итоге «праздник» автоматически превратится в ненависть к Кремлю, к Сталину и СССР, которые обворовали Беларусь.
Заодно возникает вопрос к радетелям установления праздника: а почему они только к Беларуси пристали и точно так не предлагают Летуве установить национальный праздник в связи с «воссоединением Летувы с Виленщиной в 1939 году»? Однако понятно, что если бы такой праздник ввели в Летуве, то это сразу бы испортило её отношения и с Польшей, и с Беларусью, да и с Латвией и Эстонией, где категорически осуждают пакт Сталина-Гитлера.
4. Сегодня в Беларуси нет такого разграничения на Западную и Восточную Беларусь, чтобы праздновать какое-то «соединение». Наоборот – такой праздник привёл бы на пустом месте к сегментации нынешнего монолита на какие-то условные части. В том числе конфессионально. И служил бы вовсе не единению нации, а подрывал бы единство беларусов и Беларуси, делил бы беларусов на «западных» и «восточных». Кому это надо?
При этом следует сказать, что вообще-то в Западной Беларуси люди жили на порядок богаче и свободнее, чем в БССР, так что праздновать и в этом аспекте нечего – как для Кореи будет не праздником «воссоединения», а огромной трагедией, если КНДР захватит Южную Корею.
Абсолютной ложью являются популярные в СССР басни о том, что якобы население Западной Беларуси нищенствовало по сравнению с населением БССР. На самом деле средние зарплаты трудящихся в Западной Беларуси были в несколько раз выше, чем даже сегодня средние зарплаты в суверенной Республике Беларусь.
В книге Олега Трусова «Короткая история архитектуры Беларуси» на стр. 335 сказано, что в 1928 году западный беларус-рабочий получал 250 злотых в месяц, а рабочие в центральной Польше получали в два раза больше. Из-за всемирного экономического кризиса эти зарплаты к 1933 году сократились и стали составлять лишь 40% от зарплат 1928 года. (Напомню, что тогда же в УССР и БССР разразился голодомор, где вообще жрать было нечего, люди жрали человечину и умирали, как мухи, – чего в Западной Беларуси и Западной Украине не было.) В ссылке на этой странице даётся уточнение, что даже «на свои 20 злотых в неделю западный беларус мог приобрести в несколько раз больше еды, одежды, обуви, чем беларус в БССР. Кроме того, в Западной Беларуси не существовало карточной системы».
В дайджесте «Деды» в одной из статей писалось, что в 1935 году помещики в Западной Беларуси платили летом за уборку урожая наёмным труженикам по 200 злотых в месяц. Главным образом – селянкам. По размеру эта шабашка соответствует тогда средней зарплате рабочих в Центральной Польше, так что деньги вполне хорошие. (Для сравнения: в 1933 году капрал в польской армии получал 137 злотых, майор – 435, генерал – 1000, пограничник – 150, полицейский – 150, сенатор – 1800, премьер-министр – 3000, президент – 5000, это самая высокая зарплата в стране.)
Что такое эти 200 злотых, которые получали наши селянки на уборке урожая? 200 злотых тогда в Польше стоила корова, которая сегодня у нас стоит 1200-1500 долларов. (Один злотый 1933 года примерно равен 6-7,5 нынешним долларам США.) Вот и сравнивайте сами…
Только в Западной Беларуси продолжало существовать беларуское Гражданское Общество – свободное и национальное, а город Вильно считался исторической, ментальной и культурной столицей беларусов. Однако пришли большевики, присоединили Вильно к БССР – тут же репрессировали всю лучшую часть нашего народа! Пересажали в товарные вагоны и десятками тысяч отправили на Россию в Сибирь – на истребление в концлагеря.
Проходит месяц – Вильно передали Республике Летува. Теперь уже жемойтские националисты начали свою волну геноцида против западных беларусов – среди тех, кого не успели арестовать коммунисты. Вспомнили войну 1920 года, когда беларуские дивизии освободили Виленщину от жемойтской оккупации и провозгласили там государство Срединная Литва (которое через полтора года вошло в состав Польши). Объявили «врагами» всех участников той войны и стали их арестовывать, выселять их семьи, лишать всякого имущества. Следом объявили вообще всех беларусов и поляков «нежелательными элементами», подвергли их репрессиям, отбирали квартиры и имущество, фабрики и магазины.
Вильно, где до войны 85% населения составляли беларусы и поляки (а летувисов было около 2%, сейчас их уже самих там порядка 85% процентов, а беларусов почти нет), полностью опустел, стал в 1940 году городом-призраком. Сюда власти Летувы стали массово завозить жемойтов из своей жемойтской глубинки, селить их в пустые квартиры и дома, раздавать имущество изгнанных беларусов и поляков, делить наши магазины, склады, предприятия, автопарк и прочее, наши храмы, наконец. Как и в царской России до революции, власти Летувы официально запретили в Вильно говорить на польском и беларуском языках. Весь этот этноцид потом в СССР тщательно скрывали, а сегодня эти события – табу в историографии Летувы. Там крайне не хотят вспоминать о своих этнических преступлениях.
Третья волна геноцида пришла на Виленщину с немецкой оккупацией, когда нацисты уничтожили всех евреев. Следом пошла четвёртая волна: националисты Летувы занялись «окончательным решением славянского вопроса» и стали массово уничтожать беларуские и польские деревни, в том числе с высланным ими ранее из Вильно населением. Дабы зачистить Виленщину от славян и придать новообретенному краю своё жемойтское «этническое лицо». После войны в СССР и эти преступления пытались скрыть или «повесить» их на немцев.
Если бы не было «воссоединения», то не было бы и чудовищного геноцида над беларусами Виленщины, которые были массово либо истреблены, либо насильно ассимилированы в летувисов. Сегодня беларусов было бы минимум на 2 миллиона больше, а Виленщина оставалась бы этнически беларуской территорией.
Что касается Белосточчины, то там, как ни странно, и сохранились беларусы – в отличие от «воссоединенных земель», где прошла чудовищная русификация. Там, во всяком случае, в семьях говорят по-беларуски, а беларуских школ ныне больше, чем во всей «воссоединенной» Западной Беларуси. Что же это тогда за «воссоединение» такое? Воссоединились, чтобы перестать быть беларусами?
МИФ ОБ УГРОЗЕ ПОЛОНИЗАЦИИ
Что касается реальной угрозы полонизации, то она никак не касалась сельского населения Западной Беларуси – а на селе жило тогда порядка 80% западных беларусов. Мы веками были в Речи Посполитой, и за века поляки не смогли и не могли полонизировать наших селян. Просто потому, что это селяне. Угроза полонизации касалась только городского населения – но, во-первых, оно было небольшим. А главное – более половины в городах Беларуси составляли евреи (кроме Вильно в 1920-1939). Вот над ними – евреями – и висела угроза полонизации. А вовсе не над беларусами.
МИФ О «РЕЛИГИОЗНОМ ГЕНОЦИДЕ»
Сей популярный миф состоит из нескольких пунктов. Поляки якобы:
– устроили «религиозный геноцид» в отношении православных;
– насильно и массово обращали православных в католицизм;
– отобрали все православные храмы, сделав их католическими;
– запрещали строить православные церкви, и якобы ни одной таковой в Западной Беларуси в 1920-1939 не появилось;
– СССР своим «освобождением» принёс западным беларусам религиозную свободу и позволил им наконец молиться в православных храмах.
Таковы басни. А теперь посмотрим на факты.
В 1917 г. в Российской империи было 79.767 храмов и 51.105 священников, а в 1939 г. в СССР осталось около 400 храмов и около 400 священников, причем в БССР были закрыты храмы всех конфессий. Это пилсудчики сделали?
В начале ХХ века в Минске только православных храмов было более 30, а в 1937 г. действовала только одна церковь Св. Марии Магдалены. В 1938 г. на всю БССР осталось только три (. ) открытые православные церкви: в Бобруйске, Орше и Мозыре. Это что – результат польского религиозного геноцида? Против православия в БССР?
В Могилеве до 1917 г. было 73 храма разных конфессий – все были закрыты, а к 1941 г. даже как здания сохранились лишь 5. Только в 1937 г. за одну ночь тут взорвали 9 церковных ансамблей. Тоже диверсия коварных поляков против православия?
При этом на территории Западной Беларуси до сентября 1939 г. действовали 446 костелов, 542 церкви (про которые говорят, что якобы «все их закрыли поляки»), 14 монастырей и 387 синагог. При советской оккупации практически все они были сразу ликвидированы. Вопрос: так кто на самом деле занимался «религиозным геноцидом» – Польша или СССР?
В уже цитированной выше книге Олега Трусова на стр. 344 сказано:
«Согласно закону о ревиндикации католикам вернули назад храмы и земли, которые у них отобрали царские власти в XIX в. После возвращения зданиям вернули и их первоначальный вид. Так, фарный костел в Гродно (фара Витовта) обрел черты неоготики и стал гарнизонным храмом польского войска. Обрели первоначальный вид Станиславский костел в Мядели, Троицкие костелы в деревнях Ишкальдь Барановичского района и Черновцы Брестского района. В марте 1920 г. католикам вернули былую униатскую церковь в местечке Белица. Неограниченность религиозной пропаганды и равенство всех культов в 1925 г. закрепила Конституция Польши.
На территории Западной Беларуси возобновила свою деятельность униатская церковь, а православная церковь получила автокефалию и отделилась от русской православной церкви, которая в СССР пришла в полный упадок».
В то время как в БССР всюду закрывали православные храмы, в Западной Беларуси при поляках их активно строили и открывали. В том числе строившийся 7 лет грандиозный Свято-Покровский собор в Барановичах (1924-1931 гг.), куда из закрывшегося варшавского российского кафедрального собора Александра Невского, который построили в 1902 г. как символ триумфа победы Российской империи над Польшей, перевезли уникальные мозаики знаменитых художников царской эпохи (Васнецов, Фролов, Бруни и др.). Другую часть мозаик перевезли в Покровский собор в Мире. Интересной с архитектурной точки зрения является построенная в 1933 г. православная церковь Рождества Богородицы в д. Явар (Дятловщина): основу здания составляют бетонные блоки и каркасная конструкция из железобетона для деталей интерьера церкви.
Кроме православных строили в Западной Беларуси свои церкви и русские староверы. Среди многих тогда построенных, пишет Олег Трусов, наибольший интерес как памятник архитектуры представляет сохранившаяся по сей день староверская церковь Св. Николая в деревне Миколаюнцы на Браславщине.
Аналогично полная религиозная свобода была предоставлена иудеям. В 1926 г. польские власти открыли государственные «субботние школы» для детей евреев, где преподавание велось на идиш. Например, гродненские евреи имели в 1937 г. 43 синагоги и иные здания. В Бресте в 1938 г. существовало 40 молитвенных домов и синагог. Интересную в архитектурном плане синагогу в 1920-х построили в Пинске, здание сохранилось, синагога действует и сегодня.
Строили свои храмы и мусульмане Западной Беларуси. К 1939 г. беларуские татары имели 17 мечетей и 3 молитвенных дома. Они обновили все старые мечети и построили при поляках три новых храма – в Докшицах, Глубоком и в д. Ластаи на Ошмянщине. А на своих сельских хатах помещали сверху над крышами значки с полумесяцем.
Как видим, при поляках полной религиозной свободой обладали староверы, иудеи и мусульмане. Никто их верования не запрещал, а власти наоборот им содействовали.
Что касается православных, то снова приведу цифры: в Западной Беларуси на 1939 год было 542 православных церкви (а католических костелов только 446). При этом во всей БССР было в 1938 году только 3 (три!) действующих православных церкви, а в 1939-м и их закрыли.
Осенью 1939 года СССР оккупировал Западную Беларусь и ликвидировал практически все эти её 542 православных церкви. Так не просто ликвидировал, а практически все православные священники были русским НКВД расстреляны или посланы в концлагеря ГУЛАГа как «социально враждебные элементы».
Так что называть «религиозным геноцидом над православием Западной Беларуси»? И кто его тут устроил.
Интересная деталь: казалось бы, РПЦ сегодня должна это порицать. Но, как кажется, там не хочется вредить «великодержавной идее». Тем более что 542 православные церкви Западной Беларуси тогда были автокефальными и вышли из подчинения РПЦ. Поэтому тут как раз тот случай, когда интересы НКВД Сталина и РПЦ сходятся: в представлениях чекистов СССР наши православные священники были «нежелательными социальными элементами», а в представлениях идеологов РПЦ – «нежелательными автокефальными сепаратистами». Так московское православие нашло общий знаменатель с уничтожением коммунистами православия в Западной Беларуси. Для первых оно враг как именно православие, для вторых – как православие автокефальное и независимое от Москвы. Тут интересы сошлись…
ПРАЗДНИК РАСЧЛЕНЕНИЯ БЕЛАРУСИ
Само понятие «воссоединение этноса» означает, что ранее мы были едины и проживали в одном государстве, но потом кто-то наш этнос беларусов разъединил. Кто же этот загадочный вредитель?
В 1772 году Российская империя оторвала от Беларуси, нас расчленяя, ещё один крупный кусок ей чужеродного и беларуского: Полоцк, Велиж, Витебск, Орша, Мстислав, Могилев, Гомель.
Это вообще-то ныне территория РБ. Её Россия себе украла в 1772 году, делая Беларусь при этом РАЗДЕЛЕННОЙ. Коль сегодня на России это событие считают важным, то, может, следует устроить наравне с «праздником воссоединения» и «праздник расчленения» Беларуси?
Далее последовали второй и третий разделы ВКЛ и Польши. В рамках «воссоединения 1939» это идеологически как бы в той же плоскости. Мол, присоединяли к захваченному. Так что с чем «воссоединялось»? Ранее захваченное Россией у Речи Посполитой с ныне захватываемым в лице уже всей Литвы-Беларуси и части Польши вместе с Жемойтией? Это называется «воссоединением»? Собрать до кучи Речь Посполитую в составе Российской империи? Мол, Россия в 1795 воссоединяла Речь Посполитую, спасала её от немецкой оккупации? Демагогии можно много нагородить. Равно Батый в 1240-х вовсе не татаро-монгольское иго нёс, а якобы спасал Русь от немцев и католиков…
Завершая эту тему, напомню тот удивительный и печальный факт, что Беларусь – единственная из стран-победительниц среди республик экс-СССР, которая окончила Великую Отечественную войну с огромнейшими территориальными потерями и в том числе с огромнейшими потерями в виде отчуждённого беларуского населения. Кроме упомянутых выше утраченных территорий БССР власти СССР хотели у нас под разными предлогами отобрать Полоцк в состав РСФСР, Брестчину и Полесье в состав УССР, Гродненщину в состав Летувы. Что было бы вообще полнейшей катастрофой для Беларуси – и без того обманутой и расчленённой «дружественными» соседями.
Почему-то так вышло, что именно с одними беларусами никто не считался: в 1918-1945 Россия, Украина, Польша и Летува запросто и без всякого зазрения совести делили между собой наши этнические земли. Словно пирог какой-то – взахлёб соревновались, кто больше схватит. Вот в этом странном феномене ещё предстоит разобраться нашим историкам. Причина, возможно, в разобщенности беларусов и их покорности любым властям, но это уже другая тема…