Что произошло 3 июня 1907
Третьеиюньский переворот
Из Википедии — свободной энциклопедии
«Третьеию́ньский переворо́т» — широко распространённое название произошедшего 3 (16) июня 1907 года в Российской империи досрочного роспуска II Государственной Думы, сопровождавшегося изменением избирательной системы.
Ключевой причиной роспуска Думы послужила невозможность наладить конструктивное взаимодействие между правительством, возглавляемым премьер-министром П. А. Столыпиным, и Думой, значительную часть которой составляли представители крайних левых [1] партий (социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты) и примыкавшие к ним трудовики. II Дума, открывшаяся 20 февраля 1907 года, имела не менее оппозиционное настроение, чем ранее распущенная I Дума. Дума проявила тенденцию к отклонению всех правительственных законопроектов и бюджета, а законопроекты, предлагавшиеся Думой, заведомо не могли быть утверждены Государственным Советом и императором. Сложившаяся ситуация представляла собой конституционный кризис — Основные государственные законы (фактически конституция России) позволяли императору в любой момент распустить Думу, но он был обязан созвать новую Думу и не мог без её согласия изменить избирательный закон; но при этом следующая Дума, предположительно, не отличалась бы по оппозиционности от распущенной.
Правительство нашло выход из кризиса в одновременном роспуске Думы и изменении избирательного закона для выборов в следующую Думу. Предлогом для роспуска послужило посещение социал-демократических депутатов Думы делегацией солдат петербургского гарнизона, передавших им «солдатский наказ». П. А. Столыпин использовал это незначительное событие для того, чтобы 1 июня 1907 года, представляя данный эпизод в виде развёрнутого заговора против государственного строя, потребовать от Думы отстранения от участия в заседаниях 55 депутатов социал-демократической фракции и снятия депутатской неприкосновенности с шестнадцати из них. Дума, не дав немедленный ответ правительству, учредила особую комиссию, заключение которой должно было быть оглашено 4 июня. Не дожидаясь ответа Думы, Николай II 3 июня распустил Думу, опубликовал изменённый избирательный закон и назначил выборы в новую Думу, которая должна была собраться 1 ноября 1907 года. II Дума просуществовала 103 дня.
Роспуск Думы был прерогативой императора, но одновременное изменение избирательного закона являлось нарушением требований статьи 87 Основных государственных законов, по которым избирательный закон мог быть изменён только при согласии Государственной Думы и Государственного Совета; по этой причине данные события получили известность как «третьеиюньский переворот».
Избирательный закон был изменён таким образом, что круг избирателей значительно сузился, а избиратели с высоким имущественным цензом (землевладельцы и горожане высшего ценза, то есть преимущественно домовладельцы) получили фактический контроль над выборами на большинство парламентских мест. Большинство в III Думе перешло к проправительственным фракциям — октябристской и националистической, позиции левых партий были существенно подорваны. Новая Дума сумела наладить конструктивную законодательную работу в контакте с правительством. В то же время новый избирательный закон поколебал представления населения о том, что депутаты Думы являются его представителями.
Роспуск II Думы совпал по времени с заметным ослаблением забастовочного движения, аграрных волнений. В стране наступило относительное спокойствие. 3 июня принято считать последним днём Первой русской революции.
В 1911—1913 годах достоянием общественности стали сведения о том, что написание «солдатского наказа» и организация визита солдатской делегации к социал-демократическим депутатам происходили при активном участии внедрённых в петербургскую Военную организацию РСДРП агентов Охранного отделения. Вопрос о том, была ли ситуация с «солдатским наказом» организована по приказу П. А. Столыпина или по собственной инициативе полиции, или же полицейские информаторы донесли властям о происходящих событиях, остаётся по сей день нерешённым.
ТРЕТЬЕИЮНЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ
Роспуск II Государственной думы 3(16) июня 1907 года, который сопровождался изменением избирательного закона.
Правительство и Дума
Однако наладить отношения между правительством и Думой удавалось с трудом.
I и II Государственные думы
Большинство I Госдумы, начавшей свою работу 27 апреля 1906 года, составили либеральные кадеты, после них шли социал-демократы и трудовики – крестьяне демократической ориентации. Расчет правительства на патриархальный консерватизм крестьян не оправдался. Дума выдвинула требования политической амнистии, ответственного правительства и дополнительного наделения крестьян землей. Ужиться с такой Думой царь не мог – он распустил ее уже в июле – через 72 дня после созыва.
«Третьеиюньский переворот»
На этот раз власти пришли к выводу о необходимости не просто роспуска старой думы и созыва новой, а изменения самого политического механизма. Проблема состояла в том, что, согласно Основным государственным законам, император не имел права изменять избирательный закон без согласия Госдумы, но тогда новая дума вряд ли отличалась бы от предыдущей.
Николай II все же решил выйти из сложившегося конституционного кризиса путем одновременного роспуска II Думы и изменения избирательного закона.
Предлогом стала встреча депутатов от социал-демократов с делегацией солдат петербургского гарнизона, передавшими им так называемый «солдатский наказ», в котором рассказывалось о трудностях военной службы. Депутатов обвинили в заговоре против власти, отстранив многих из них от участия в заседаниях своей фракции. В ответ Дума учредила свою комиссию, решение которой должно было появиться 4 июня. Но, не дожидаясь его, 3 июня император распустил Думу. Тогда же был опубликован новый избирательный закон. Таким образом, Николай II нарушил Основные государственные законы. Поэтому данные события и получили название «третьеиюньского переворота».
«Третьеиюньская монархия»
В соответствии с новым избирательным законом, система выборов изменялась в пользу представителей наиболее состоятельных слоев населения: помещиков, промышленников, торговцев.
III Государственная дума состояла уже главным образом из сторонников монархии и правительства. Из 442 депутатов было 146 правых и 154 октябриста. Вместе эти фракции образовали большинство, необходимое для принятия решений. Председателями III Думы стали октябристы, сменявшие друг друга: помещик Н.А. Хомяков, лидер октябристов А.И. Гучков, помещик М.В. Родзянко.
Теперь правительство опиралось в Думе на октябристов. В случае, если представленный законопроект вызывал возражения кадетов, октябристы голосовали вместе с правыми; реформаторские же проекты принимались большинством октябристов и кадетов. Такой механизм получил название «октябристского маятника», а сама правительственная политика лавирования между правыми и левыми фракциями Думы стала называться «третьеиюньской монархией». Состав Госдумы, в целом устраивавший власть, обеспечил ее долгую жизнь. III Государственная думы проработала все отпущенные ей законом пять лет.
Политический кризис весны 1907
К началу 1907 г. Первая русская революция, продолжавшаяся уже несколько лет, близилась к завершению. Несмотря на то что она потерпела поражение, российский император Николай II под давлением революционных событий был вынужден провести некоторые политические реформы. Но они, как часто бывало в российской истории, стали в значительной степени формальными, в сущности, не затрагивали основных интересов правящих классов и сохраняли фактическую власть за монархом.
Согласно Манифесту о расширении прав и свобод народа от 17 октября 1905 г., политическая система в стране превращалась в конституционную монархию. Изменения в структуре политической системы не были отражены в специально утверждённой конституции, а введены в Основные государственные законы Российской империи, которые утвердил ещё Николай I в 1852 г. для определения статусов императорской фамилии.
Все законы, предлагавшиеся императором и правительством, теперь могли быть приняты лишь с одобрения Государственной думы, которая должна была избираться всеми слоями населения. Но при этом монарх по своему усмотрению мог в любой момент распустить её, тут же назначив новые выборы.
Первый и второй созывы собрания
Состав первой Госдумы, избранной в конце апреля 1906 г., получился крайне радикальным, большинство депутатов были избраны от левых партий, поэтому политические и экономические требования его были абсолютно несовместимы с интересами правящего класса.
Первый созыв этого всенародного Законодательного собрания, которое впервые в России должно было работать на постоянной основе, просуществовал всего лишь 72 дня. Он был распущен 9 июля 1906 г., хотя время работы Думы определялось законом в пять лет. Причиной были законодательные инициативы думцев, направленные на утверждение конституционно-парламентского строя, расширение равных для всех слоёв населения социальных прав и свобод, разработка конфискационной аграрной реформы, что было неприемлемо для императорской власти.
Но избранная в конце февраля 1907 г. Вторая Дума оказалась ещё более радикальной, чем первая. Большинство мест в ней снова заняли левые радикалы, в том числе:
Две ветви власти снова оказались абсолютно несовместимыми между собой, их законодательные проекты постоянно взаимно блокировались, деятельность правительства зашла в тупик. В то же время было ясно, что если просто распустить Законодательное собрание и назначить следующие выборы — это не изменит ситуацию, новую Думу ждёт такая же перспектива противостояния между правительством и законодателями.
Поэтому премьер-министр П. Столыпин по поручению Николая I решает на этот раз не просто распустить Думу, а одновременно изменить избирательные статьи Основных законов таким образом, чтобы результат выборов загодя устроил императора и правительство и содействовал сохранению правящего режима. Такое решение политика было прямым нарушением положений Манифеста, по которым менять законы могла только Дума. Оттого позже эти события получили определение как Третьеиюньский государственный переворот. Маятник успеха в борьбе за власть в тот день снова качнулся в сторону абсолютной монархии.
Но чтобы создать видимость неизбежности такого решения, нужен был серьёзный повод. Несколько таких поводов были созданы самой Думой. Кратко о них:
Инцидент 16 апреля
Первый крупный инцидент произошёл 16 апреля 1907 года. Обсуждение закона об армейских новобранцах закончилось скандалом. Социал-демократ А. Зурабов, критикуя военную и бюджетную политику правительства, заявил, что в результате её проведения армия будет, скорее всего, успешно воевать с правительством, а не с внешним врагом.
Такое заявление было прямым оскорблением для армии, поэтому военный министр А. Редигер и все присутствующие на заседании Думы члены правительства в знак протеста покинули зал собрания. Это стало началом разрыва сотрудничества между двумя ветвями власти.
На следующий день П. Столыпин, который вначале был непротив разрешить конфликт мирно, изменил своё мнение и заявил на заседании Совета Министров о решении добиваться роспуска Думы и изменения избирательного закона. Это мнение совпало с желанием Николая II.
Солдатский наказ и майский конфликт
29 апреля Военная организация социал-демократов провела в Политехническом институте собрание солдат, на котором было решено составить «солдатский наказ», рассказывающий о трудностях военной службы, и передать его депутатам от фракции РСДРП. Копия документа с помощью информаторов, внедрённых в организацию, сразу же попала к П. Столыпину. Ознакомившись с его содержанием, премьер-министр распорядился арестовать депутатов от социал-демократической фракции в момент визита к ним солдатской делегации.
Передача документа делегацией должна была состояться вечером 5 мая в штаб-квартире социал-демократической фракции. Здесь полиция и планировала арестовать депутатов с поличным, но почему-то не явилась вовремя и солдатская делегация уже успела уйти. Но даже то, что не успели уничтожить депутаты во время последующего ожидания судебных властей, могло свидетельствовать об антиправительственном заговоре. Сам же текст «наказа» не отличался чем-то примечательным. Составление таких документов, которые должны были свидетельствовать о выполнении партией воли масс, было рядовой практикой партийных активистов.
Через несколько дней, 7 мая, по инициативе правых фракций в Думе началось обсуждение ходивших в обществе слухов о раскрытии готовившегося покушения на императора. В свою очередь, представители левых потребовали объяснений по событиям 5 мая, которые они пытались преподнести как свидетельство произвола полицейских властей и использовать этот случай как удобный предлог для атаки на правительство.
В ответ П. Столыпин заявил, что для обеспечения общественной безопасности будет и в дальнейшем действовать так же. Между депутатами началась жёсткая дискуссия и в результате был составлен официальный запрос к правительству по поводу событий 5 мая, на который Дума так и не получила ответа.
Проект нового избирательного закона
Процесс подготовки новых избирательных статей проходил непросто. Разрабатывался он тайно Министерством внутренних дел, об этом не был уведомлён даже Совет Министров. Сама же идея изменения избирательного законодательства окончательно оформилась и стала приобретать реальные очертания в конце 1906 г., после начала работы II Думы.
Проект нового закона был готов уже в мае 1907 г., задолго до роспуска II Думы. К рассмотрению правительства было подано три варианта:
Обсуждение происходило в обстановке чрезвычайной секретности, на заседаниях присутствовали лишь члены Совета Министров, был удалён весь технический персонал. В результате члены кабинета так и не пришли к единому мнению и было решено просить императора провести расширенное обсуждение проектов, в котором должен был принять участие Государственный совет.
Переворот 3 июня
Но даже подтверждение найденными при обыске у социал-демократов документами существования антиправительственного заговора не ускорило процесс выбора законопроекта. Поэтому П. Столыпин вынужден был без принятия окончательного решения совещанием предложить варианты законов императору на его усмотрение. 29 мая был выбран второй вариант, по которому через два дня был готов его окончательный текст.
1 июня Думе был предъявлен ультиматум правительства. Оно требовало отстранить от заседаний всю фракцию социал-демократов, которые обвинялись в антиправительственном заговоре. Невыполнение этого требования означало немедленный роспуск Думы.
Тем не менее, несмотря на угрозу, депутаты отказались подчиниться ультиматуму до выяснения обстоятельств дела по этому обвинению. Для этого была создана комиссия, результаты работы которой должны были быть изложены 4 июня.
В это же время, 1 и 2 июня, абсолютно секретно готовятся и печатаются окончательные варианты необходимых для роспуска Думы документов, которые в Петергофе сразу же подписывает Николай II. Ночью, в начале 3 июня, они были доставлены правительству, которое немедленно приступило к исполнению императорского манифеста. Явившиеся утром к Таврическому дворцу депутаты обнаружили его закрытым и под охраной, с прикреплённым текстом манифеста на дверях. Считается, что в этот день окончилась Первая русская революция.
Назначенные манифестом выборы прошли по новому закону и их результаты полностью оправдали ожидания императора и правительства. Количество левых депутатов в новом Законодательном собрании резко сократилось, теперь в Думе образовалось стойкое проправительственное большинство, послушное императорской воле. Возникла «третьеиюньская монархия», ставшая последним этапом российского самодержавия.
Социально-политические итоги
Значение и суть третьеиюньского переворота состояли в попытке сохранить старую систему власти, полностью подконтрольную императору, парламент при которой должен был выполнять фактически декоративную функцию или же был бы громоотводом при принятии непопулярных решений. Частично это удалось. Решениями Думы стала управлять не сила закона, а желания «сильных и богатых», совпадающие с указаниями сверху.
Следующая Дума проработала весь установленный ей пятилетний срок. Принадлежащее к центристским партиям большинство всё это время без эксцессов работало с правительством, принимая предложенные им законы. Но третьеиюньская политическая система реформы П. А. Столыпина так и не обеспечила, хотя премьер-министр и был одним из основных инициаторов этого переворота, надеясь на содействие проправительственной Думы своим начинаниям.
Но Государственная дума при этом перестала быть голосом народа. Большая часть населения снова была лишена возможности на законодательном уровне влиять на жизнь страны, отстаивать свои интересы. Интерес народа к работе Законодательного собрания внешне угас, недовольство действиями властей снова ушло в частные разговоры с оглядкой на окружающих.
Третьеиюньский переворот: укрепление культа абсолютной монархии
Появление Государственной думы
Весной 1907 года всем стало понятно, что революционные настроения сходят на нет. Хотя революционеры и потерпели поражение в противостоянии с властью, все же Николай II пошел на некоторые уступки. Опасаясь вспышек народного гнева, государь провел для отвода глаз политические реформы. Они не решали глобальных проблем. Не ущемляли права правящего класса. Сохраняли в стране абсолютную монархию.
Большой уступкой со стороны Николая II был Манифест от 17 октября 1905 года. Он предусматривал созыв выборного органа власти – Государственной думы. Избиратели делились на четыре курии:
От каждой курии избиралось определенное количество депутатов. Наибольше прав получали землевладельцы. С этого времени Россия превращалась в конституционную монархию. Хотя изменения в политической системе не были закреплены в конституции. Их отразили лишь в Основных государственных законах.
Предполагалось, что Госдума будет главным органом власти, отстаивающим интересы простого народа. Без одобрения депутатов император и правительство не могли принять новые законы. Но Николай II предусмотрел лазейку – он оставил за собой право на досрочный роспуск думы.
Кризис в отношениях между Госдумой и правительством
20 февраля 1906 года вышел документ «Учреждение Государственной думы». В нем подробно описывался порядок работы органа. Выборы прошли в апреле. I созыв начал свою работу 27 апреля 1906 года. Его состав оказался крайне неудобным для правительства. Большинство депутатов были от левых партий. Либеральные кадеты, социал-демократы, трудовики – не этого ожидал император.
Госдума и правительство имели противоположные экономические и политические взгляды. Депутаты требовали политической амнистии, наделения крестьян землей, равных прав и свобод для всех слоев населения. Поскольку были затронуты интересы правящей элиты, император принял решение досрочно распустить думу. Хотя по закону I созыв мог работать 5 лет, 9 июля 1906 года он прекратил свое существование. Депутаты проработали всего 72 дня.
Вторая Дума была избрана в феврале 1907 года. И она вновь не оправдала надежд Николая II. Лидировали социал-демократы, эсеры, народные социалисты. Левые радикалы и не думали идти навстречу правительству. Законодательные проекты не принимались, поскольку две ветви власти не могли договориться и блокировали друг друга. Императору ничего не оставалось, как объявить о роспуске и II созыва.
Дискредитация Государственной думы
Николай II понимал, что следующие выборы дадут такой же результат. Поэтому он поручил премьер-министру Столыпину найти способ изменить Основные законы, чтобы в Госдуму прошли выгодные правительству люди. Действовать открыто император не мог, потому что это спровоцировало бы волну народного гнева. Поэтому было решено дискредитировать думу. Для этого использовали несколько поводов:
16 апреля 1907 года обсуждался закон об армейских новобранцах. Социал-демократ Зурабов имел неосторожность сказать, что из-за неграмотной политики вскоре армия будет воевать с правительством, а не внешними врагами. Военный министр Редигер воспринял это как личное оскорбление. Все члены правительства в знак протеста покинули заседание думы. Конфликт можно было решить мирно. Но Столыпин воспользовался случаем и заявил о намерении изменить избирательный закон, распустить II созыв.
Далее последовал майский конфликт. 29 апреля в Политехническом институте по инициативе Военной организации социал-демократов было проведено собрание солдат. Итогом встречи было составление «солдатского наказа», повествующего о насущных проблемах военных. Документ планировалось передать депутатам социал-демократической фракции. Об этом узнал Столыпин. Премьер-министр отдал приказ арестовать депутатов во время встречи с солдатской делегацией.
Передача документа была запланирована на 5 мая. Но полиция не успела арестовать депутатов с поличным. Премьер-министр все равно обвинил социал-демократов в антиправительственном заговоре. Хотя в самом «солдатском наказе» не было ничего крамольного. Такие документы были обычной практикой для партийных активистов, передающих депутатам волю народа.
Левые партии попытались подать события 5 мая как произвол полиции. Они даже отправили правительству официальный запрос по поводу обысков, но никаких пояснений так и не получили. 7 мая правые фракции начали распространять слухи о предотвращении покушения на царскую семью. Это был еще один повод для роспуска думы и изменения избирательного закона.
Разработка избирательного закона
О том, что нужно менять избирательный закон, Николай II задумался еще во времена работы думы I созыва. Разработку новых статей император поручил Министерству внутренних дел. Это была тайна за семью печатями. О готовящихся изменениях не знал даже Совет Министров. В мае 1907 года правительство получило три варианта законопроекта:
Члены Совета Министров обсуждали каждый вариант закона. Совещания были засекреченными. Во избежание утечек информации на них не допускался технический персонал. Поскольку мнения разделились, было решено просить императора о проведении расширенного обсуждения при участии Государственного совета.
Государственный переворот 3 июня 1907 года
Процесс выбора избирательного законопроекта затянулся. Премьер-министр Столыпин вынужден был передать императору все три варианта. В итоге 29 мая Николай II на свое усмотрение выбрал второй вариант закона. 31 мая была завершена коррекция новых избирательных статей.
1 июня правительство поставило Госдуме ультиматум. Либо от заседаний отстранялась вся фракция социал-демократов, либо император распускал депутатов. Поскольку причастность членов думы к антиправительственному заговору не была доказана, депутаты отказались выполнять требования. Они предложили дождаться выяснения всех обстоятельств.
4 июня планировалось заслушать результаты работы комиссии, занимающейся делом заговорщиков. Но император и не думал идти на поводу у Госдумы. 1 и 2 июня секретно были напечатаны документы для роспуска II созыва. Николай сразу же их подписал. В ночь на 3 июня документы поступили правительству. Императорский манифест тут же вступил в силу.
Утром 3 июня депутаты пришли на работу. Но Таврический дворец оказался заперт и под охраной. На дверях висел документ о роспуске думы. В этот день официально завершилась Первая революция. Император вернул себе абсолютную власть.
Результаты переворота
Очередные выборы в Госдуму прошли по новому закону. Результат полностью удовлетворил Николая II. Левые силы оказались в меньшинстве. Все решали проправительственные депутаты, послушно утверждающие императорские законопроекты. III созыв проработал 5 лет, поскольку был выгоден правительству. Депутаты были декорацией, на самом деле все решал император.
Государственная дума перестала представлять интересы простого народа. Решения принимались исходя не из буквы закона, а от желаний правящей элиты. Народ снова был лишен возможности отстаивать свои интересы. Люди перестали надеяться на Государственную думу. Затаив обиду на власть, вновь начали собираться в кругу единомышленников, чтобы поделиться мыслями о происходящем в стране безобразии.
Николай II решил оставить все как есть. Он не желал обновлять политическую систему. Государю было удобно и дальше поддерживать господствующие классы, закрывая глаза на нужды простого народа. Своим манифестом 3 июня император нарушил закон. Ведь все проекты должна была утверждать Государственная дума. Николай II подписал законопроект единолично.
Избирательным отношением к закону император сам вырыл себе яму. Народ копил обиды, терпел своеволие господ на протяжении 10 лет. Поэтому восстание против царя было лишь вопросом времени. Первая революция ничему не научила Николая II. Не пожелав прислушаться к воле простых людей, император лишился не только трона, но и жизни.