Что произошло в 1097 году в истории россии
Любечский съезд 1097 г.
Любечский съезд (1097) — съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепр) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. Непосредственной причиной съезда послужила необходимость заключения мира с Олегом Святославичем, против которого Святополк Изяславич и Владимир Мономах боролись с 1094 года.
Владимир Мономах, бывший при жизни своего отца его правой рукой в Чернигове, участвовал в разгромной для русских битве на Стугне (1093), а в 1094 году Олег Святославич при поддержке половцев выгнал Владимира из Чернигова. На помощь Владимиру пришёл Святополк Изяславич киевский, но половцы атаковали южные границы Руси. В 1096-1097 годах Мстислав Владимирович с новгородцами и Вячеслав Владимирович с половцами боролись с Олегом за Муром, Рязань, Суздаль и Ростов, нанеся ему поражение на Колокше. Мстислав в качестве крестника Олега ходатайствовал не лишать его Русской земли перед отцом и позвал его на заключение мира.
На Любечском съезде (согласно «Повести временных лет») присутствовало 6 князей и было принято решение: «Кождо держить очьчину свою«.
— Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
— Владимиру Мономаху — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
— Олегу и Давыду Святославичам — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
— Давыду Игоревичу — Владимир-Волынский с Луцком;
— Васильку Ростиславичу (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль.
Фактически решение лишь резко перераспределяло владения между Владимиром Всеволодовичем и Святославичами в пользу последних.
Съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов, то есть права на наследование каждого из нескольких сложившихся на тот момент княжеств были ограничены рамками определённой ветви династии Рюриковичей. Это констатировало наличие нового политического строя на Руси, основой которого было сложившееся крупное феодальное землевладение. Согласно БРЭ, Святославичи, получившие по решениям съезда обширное Черниговское княжество, были исключены из наследников Киева.
Сразу вслед за Любечским съездом, остановившим междоусобицы на левобережье Днепра, началась война за юго-западные волости (1097-1100) — с беспрецедентного на тот момент ослепления Рюриковича (Василька Ростиславича Давыдом Игоревичем). В ходе войны Давыд пытался овладеть княжеством Василька, а Святополк — Волынью, Перемышлем и Теребовлем. В итоге Ростиславичам удалось отстоять свои владения, а Волынь перешла от Давыда к Святополку по решению нового съезда в Уветичах (1100).
1097 – Любечский съезд
1097 – Любечский съезд
Все согласились, и в 1097 г., на берегу Днепра, неподалеку от княжеского замка Любеч, на расстеленном в поле ковре, т. е. на нейтральной территории, русские князья встретились. Это были двоюродные братья (внуки Ярослава) – великий князь Святополк Изяславич и удельные князья – Владимир Всеволодович Мономах, а также Олег Святославич по прозвищу Гориславич, его братья Давыд и Ярослав Святославичи, Давыд Игоревич (сын Игоря Ярославича). Были тут также Василько и Володарь Ростиславичи – дети покойного Ростислава Владимировича, осевшие на Волыни. На этом съезде князья поделили между собой земли и торжественно целовали крест в соблюдение этого договора: «Да будет земля Русская общим… отечеством, а кто восстанет на брата, на того мы все восстанем». После того как они мирно расстались, произошло злодейство: князь Святополк по наущению Давыда Игоревича и его бояр заманил в Киев князя Василько и приказал ослепить его. Летописец утверждает, что Давыд оболгал Василько перед великим князем, обвинив его в намерении захватить власть. Но более вероятна другая причина вероломства Святополка – он хотел прибрать к рукам богатые волынские земли Ростиславичей. Как бы то ни было, расправа с одним из близких родственников сразу же после мирной семейной встречи у Любеча возмутила всех князей. Они вынудили великого князя Святополка признать вину и дать слово наказать клеветника Давыда. Но было уже поздно – в семье князей вновь воцарились недоверие и злоба.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных»
«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных» Итак, противостояние нарастало. В то же время к 1934 году стало ясно, что политика властей оправдывает себя. Страна понемногу выбиралась из разрухи, не той, что, по выражению профессора Преображенского, «не в клозетах, а в
«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных»
«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных» Итак, противостояние нарастало. А с другой стороны, к 1934 году стало ясно, что политика властей оправдывает себя. Страна понемногу выбиралась из разрухи, не той, что, по выражению профессора Преображенского, «не в клозетах, а
Любечский съезд князей 1097 г.
Любечский съезд князей 1097 г. Наступил 1097 г. Это был знаменательный для русской истории год. События 1096 г. убедили Ярославовичей в необходимости съехаться и урядиться. Местом съезда избрали Любеч, стоявший на стыке киевских, черниговских и смоленских земель.По подъемному
1097 г.
1097 г. Боэмунд, прибывший вслед за Готфридом, после умасливаний и щедрых подарков Алексея также согласился на присягу, заранее зная, что соблюдать ее все равно не будет. Дали вассальную клятву и другие вожди, за исключением Танкреда, не пожелавшего связывать себя какими бы
1097 г.
1097 г. Владения Никейского и Ионийского султана остались позади. Продвигаясь на юго-восток, армия крестоносцев усердно жгла мечети или превращала их в церкви; но никто и не подумал о том, чтобы укрепить проходимые города, выставить в них гарнизоны и сохранить коммуникации.
ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД
ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД Перед смертью Ярослав Мудрый поделил русскую землю между своими сыновьями, тем самым положив начало феодальной раздробленности. Старшему сыну Изяславу Ярослав дал Киев и Новгород, второму сыну Святославу — Чернигов, третьему — Всеволоду — Переяславль
1097 Любечский съезд князей
1097 Любечский съезд князей Князь Всеволод умер в 1093 г. К моменту его смерти наиболее вероятным кандидатом на киевский стол считался его сын, черниговский князь Владимир Мономах. Но он не решился занять место отца и уступил своему двоюродному брату Святополку Изяславичу
1097 Поздняк Н.З. Воспоминания и записки инженера. От каховского батрака до диплома ученого, 1967: РГАЭ. Ф. 372. Оп. 1. Д. 34. Л.
3. Первые итоги нэпа. XI съезд партии. Образование Союза ССР. Болезнь Ленина. Кооперативный план Ленина. XII съезд партии.
3. Первые итоги нэпа. XI съезд партии. Образование Союза ССР. Болезнь Ленина. Кооперативный план Ленина. XII съезд партии. Проведение нэпа встречало сопротивление со стороны неустойчивых элементов партии. Сопротивление шло с двух сторон. С одной стороны, выступали «левые»
33. ЛЮБЕЧСКИИ СЪЕЗД В 1097 г
33. ЛЮБЕЧСКИИ СЪЕЗД В 1097 г Из «Повести Временных лет» по «Лаврентьевскому списку», СПБ 1910.В лето 6605. Придоша Святополк[31] и Володимер2 и Давыд Игоревиче3 и Василко Ростиславичь4 и Давыд Святославичь, и брат его Олег5, и сняшася Любячи6 на устроенье мира, а глаголаша к собе,
1097 Правда. 27 июля 1959. С. 2.
3. Первые итоги нэпа. XI съезд партии. Образование Союза ССР. Болезнь Ленина. Кооперативный план Ленина. XII съезд партии.
3. Первые итоги нэпа. XI съезд партии. Образование Союза ССР. Болезнь Ленина. Кооперативный план Ленина. XII съезд партии. Проведение нэпа встречало сопротивление со стороны неустойчивых элементов партии. Сопротивление шло с двух сторон. С одной стороны, выступали «левые»
1097 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. GrundriB der verstehenden Soziologie. 5. Aufl. Tubingen, 1976. S. 126–130. Сжатое изложение интересующих нас здесь аспектов теории Мишеля Фуко см.: Forth Ch.E. Cultural History and New Cultural History // Steams P. (Ed.) Encyclopedia of European Social History. Vol. 6. Detroit (Mich.), 2001. P. 88–94; Smith B.G. Gender Theory // Ibid. P.
2. XX СЪЕЗД КПСС. УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕНИНСКИХ НОРМ ПАРТИЙНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. XIX СЪЕЗД КОМПАРТИИ УКРАИНЫ
2. XX СЪЕЗД КПСС. УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕНИНСКИХ НОРМ ПАРТИЙНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. XIX СЪЕЗД КОМПАРТИИ УКРАИНЫ Задачи дальнейшей борьбы партии и народа за построение коммунизма в предстоящем пятилетии нашли выражение в Директивах XX съезда КПСС по шестому
19 октября 1097 г. на совете князей в Любече было узаконено разделение Руси на удельные княжества
19 октября 1097 г. на совете князей в Любече был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси, и должно было привести к прекращению междукняжеских распрей из-за уделов и сплотить их против разорявших русские земли половцев. Теперь каждый из князей правил самостоятельно на земле, доставшейся ему от отца — «каждый да держит отчину свою». Это решение узаконило уже фактически состоявшееся разделение Руси на удельные княжества.
События предшествующих лет убедили князей в необходимости этого решения. На фоне постоянных половецких набегов и походов, шла борьба между великим князем киевским Святополком Изяславичем, владетелями Черниговской и Северской земель, Рязани, Мурома и Тмутаракани князьями Олегом и Давыдом Святославичами, а также переяславским князем Владимиром Мономахом и его сыновьями. На Руси полыхала настоящая междоусобная война. В 1094 году Олег, вместе с половцами вынудил Владимира Мономаха оставить Чернигов и уйти в Переяславль. Владимир Всеволодович даже построил крепость Остерецкий Городец посередине дороги из Чернигова в Киев, чтобы затрудниться связи своих соперников. В мае 1096 года Владимир Мономах неожиданным ударом отбил Чернигов, Олег отступил в Стародуб, где был окружен. Олег почти потерпел поражение, но его выручили союзные половцы – они ударили по Переяславскому княжеству и Киеву. Черниговский князь смог ускользнуть в Смоленск, где в это время сидел его брат князь Давыд.
В 1095 году сын Владимира – Изяслав захватил принадлежавший Олегу Муром. Князь Олег, собрав войска в Смоленске, двинулся на Муром и потребовал от Изяслава уйти из его вотчины в вотчину отца — в Ростов и Суздаль. Но князь Изяслав собрал войско для обороны Мурома из ростовцев, суздальцев и белозерцев и решил дать бой. В битве под стенами Мурома князь Изяслав погиб, его войско разбили. В результате победы войска Олега заняли Муром, Ростов и Суздаль. Однако Мстислав и Вячеслав Владимировичи с помощью новгородских, переяславских и половецких войск вынудили Олега отступить. Мстислав пустился в погоню и весной 1097 года разбил Олега при впадении реки Колокши в Клязьму. Мстислав захватил вотчину Олега – Рязань и Муром.
Положение князя Олега стало безвыходным, и он был вынужден согласиться на мир и принять участив в съезде, который должен был покончить со сварами и междоусобицами. Причём соотношение сил было таково, что Мономаху, который одержал военную победу, не удалось продиктовать свои условия. Съезд был собран не в Киеве или Переяславле, а вотчине Олега – древнем Любече. Город располагался на стыке киевских, черниговских и смоленских земель. На съезд приехали – Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Олег и Давыд Святославичи, Давид Игоревич и Василько Ростиславич.
Переходы по лествице из одного удела в другой отменялись. Предполагалось, что это решение не вызовет развала единой державы. Киев признавался общим достоянием, престол великого князя по-прежнему переходил по старшинству, младшие князья должны были повиноваться киевскому государю. Князья вместе целовали крест: «Да будет земля Русская общим для нас отечеством, а кто восстанет на брата, на того все восстанем». Таким образом, уже имеющие глубокие трещины, рассекавшие державу, были узаконены. По мере роста «княжеского племени» Русь продолжала дробиться, с этим падали возможности князей, по решению общенациональных задач. С другой стороны, каждый князь хотел украсить свою землю, город, приглашал различных мастеров, ремесленников, зодчих. Начался расцвет местных культур, развивалась экономика. Но нельзя забывать, что эти успехи не могли компенсировать резкого сужения возможностей князей по решению общенациональных дел.
К тому же решения князей о братском союзе так и остались благими пожеланиями. Владимир был недоволен тем, что не смог закрепить военную победу над Олегом – ему достался в Южной Руси постоянно разоряемый Переяславль и порубежные земли. Святополк также не был удовлетворен. Киев не был наследным владением, потомкам можно было оставить только Турово-Пинскую землю. В придворных кругах прошел слух, что Владимир Мономах составил заговор с Василько Теребовльским против Святополка. Владения Василька были небольшим, но он был умелым полководцем и обладал стратегическим мышлением. У него были замыслы с помощью печенегов, торков и берендеев захватить Польшу, Болгарию, поселить часть болгар в своих владениях – «захватить болгар дунайских и посадить их у себя», а затем ударить по половцам.
Василько возвращался из Любеча в свою землю через Киев и был приглашен во дворец Святополка. В Киеве его схватили и подручные владимир-волынского князя Давыда Игоревича выкололи Василько глаза и увезли во Владимир-Волынский и бросили в темницу. Это событие вызвали новую междоусобную войну. Как только стало известно об этом чудовищном событии, Мономах первым забил тревогу, как бы оправдывая слухи о сговоре с Васильком, воззвал к прежним врагам, Давыду и Олегу Святославичам. Давыд и Олег его поддержали, сразу привели дружины. Объединенная рать встала у города. Святополк запаниковал, сил бороться с объединенными войсками трех сильных князей, у него не было. Хотел даже сбежать. Но тут вмешалась киевская церковно-боярская элита, она не открыла ворота Мономаху, который был в шаге киевского стола (в Киеве Мономаха власть предержащие не любили, слишком он был самостоятельным), не дала сбежать Святополку и выслала переговорщиков. К Мономаху приехал митрополит Николай (грек) и его мачеха, великая княгиня Анна. Митрополит повернул дело так, что это Мономах и Святославичи терзают Русь новой сварой.
Владимиру предложили немедленно заключить мир с великим князем. Мономах был вынужден отступиться от Киева, Святополка оставили в покое. На Волыни же разгорелась ожесточённая война. Брат Василька, Володарь Перемышльский вступил против Давыда Игоревича. Давыд был осажден в Бужске, отдал своего ослеплённого пленника брату, а затем выдал Ростиславичам на казнь и своих советников. Давыд изворачивался, сваливал всю вину на великого князя. В результате на него из Киева двинулся Святополк. Преследуемый князьями, Давыд бежал в Польшу. Киевский князь не удовлетворился Волынью и решил отобрать у Володаря и Василька Перемышль и Теребовль. Братья отказались и разгромили рать Святополка. Киевский князь не успокоился, заключил союз с венграми. Венгерский король Коломан с 40-тыс. армией ворвался на Русь. Но он не собирался отдавать Прикарпатье Святополку и его сыну Ярославу. Решил оставить земли себе. Даже привез с войском епископов перекрещивать русских и чиновников для оккупационной администрации.
Василько и Володарь были осаждены в Перемышле. В это время вернулся Давыд Игоревич. Поляки ему помощи не дали. Три князя – Давыд, Василько и Володарь, объединились перед лицом общей угрозы, и позвали на помощь войска половецкого хана Боняка. Венгерское войско потерпело страшное поражение в битве на Вагре. На Волыни снова шли бои, в которых погиб сын великого князя Мстислав. Эта бойня была остановлена новым съездом в Витичеве – в 1100 году. Святополк, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи установили новый мир. Пострадавшим стал Давыд Игоревич – его лишили Владимира-Волынского (туда посадили сына Святополка — Ярослава). Взамен Давыд получил от Святополка городки Бужский Острог, Дубен, Чарторыйск и виру (денежное вознаграждение). Позднее Давыду дали ещё Дорогобуж. Кроме того, обидели ослепленного Василька. Его, видимо, посчитали недееспособным и лишили Теребовля, предлагая уехать к брату или в Киев. Однако Ростиславичи отказались выполнять это требование, и Василько Ростиславич остался князем теребовальским до самой смерти.
§ 4. Трагедия 1096 – 1097 гг
§ 4. Трагедия 1096 – 1097 гг
В течение долгих лет в исторической науке как дореволюционной, так и послереволюционной России существовало мнение, что после смерти Ярослава Мудрого Русь необратимо встала на путь феодальной раздробленности и как следствие этого – политической децентрализации. Поводом для такого заключения стали факты многочисленных и масштабных междоусобиц, которые сотрясали Русь на протяжении второй половины XI в. и которые, приобретя еще большие масштабы с 30-х годов XII в., окончательно развалили страну как политическое целое.
Однако эта традиционная точка зрения в последние годы стала оспариваться. Действительно, если внимательно всмотреться в исторический путь Руси со второй половины XI в. до второй трети XII в., то окажется, что смуты перемежались в ней с длительными периодами политической стабилизации, когда политическое единство возрождалось. Более того, в эти годы стабилизации Русь набирала еще большую силу, чем во времена Владимира I и Ярослава Мудрого. Это касалось внутренней целостности русских земель и их внешнеполитической безопасности. Так, после междоусобицы 1073 – 1078 гг. наступило время, когда к власти на долгие годы пришел Всеволод Ярославич, поддержанный своими сыновьями и, в первую очередь, молодым, но уже снискавшим себе всерусскую славу Владимиром Мономахом. До 1093 г. «дом Всеволода» владел всей Русью. В его воле были и Новгород, и Чернигов со всей Северо-Восточной Русью, и далекая Волынь. Лишь в Тмутаракани отсиживался мятежный Олег Святославич, но и сама тмутараканская Русь благодаря тому, что половцы заняли все причерноморские и приазовские степи, стала для «большой Руси» неким политическим образованием, которое отдалялось все более и более, переходя под контроль иных, иноязычных сил.
Восемнадцать лет сидел Всеволод в Киеве. Это ровно столько, сколько провел на троне в качестве единственного властелина его знаменитый отец Ярослав Владимирович. Это было время, когда Русь, снова сплоченная и единая, мощно противостояла центробежным тенденциям, властной рукой отстраняла от своих границ внешнюю опасность.
Всеволод и Мономах организовали успешную оборону страны от половцев и торков, подавляли мятежи племянников Всеволода.
При Всеволоде продолжалось строительство городов, создавался новый летописный свод, обустраивалось монастырское хозяйство. При нем связи Руси со странами Европы, Передней Азии, с Византией стали более масштабными, чем это было даже при Ярославе Мудром. Евпраксия Всеволодовна, его дочь, стала женой германского императора Генриха IV и играла заметную роль в европейской политике, его внуки были женаты на особах из видных владетельных домов Европы. Генрих IV просил помощи Всеволода в войне с венгерским королем, дочь Всеволода Янка, ставшая игуменьей Киевского женского монастыря, играла большую роль в церковных связях Руси и Византии. Именно ей было доверено вести переговоры о посылке из Константинополя на Русь нового митрополита, взамен умершего. К Всеволоду приходило посольство от папы римского.
Время сменившего его Святополка не было столь впечатляющим в истории Руси. Связано это скорее не с ее политическим закатом, а с тем, что великий князь был государственным деятелем весьма посредственным, ограниченным в своих взглядах и действиях, а наиболее яркие фигуры тех лет – Владимир Мономах и Олег Святославич – занимали второстепенные места в политической иерархии и истощали силы и таланты в борьбе друг с другом.
И все же, когда Мономах занял великокняжеский престол в 1113 г. после смерти Святополка Изяславича, Русь очень скоро предстала во всем своем блеске сильного и единого государства с динамично развивающимся хозяйством, с современным для тон поры законотворчеством, с новым масштабным летописанием, основанием новых городов и масштабными походами в степь против половцев, которые прогремели на весь тогдашний мир.
А пока, в 1096 г. Святополк и Мономах вновь предложили Олегу объединить силы в борьбе с половцами и приехать в Киев на всерусский княжеский съезд, чтобы разобраться во всех обидах в присутствии духовенства, видных бояр и горожан и заключить договор о порядке на Руси. Однако Олег высокомерно ответил: «Не вместно меня судить епископам, игуменам или смердам». На это князья ответили Олегу: «Это ты потому ни на поганых не ходишь, ни на совет к нам, что злоумышляешь против нас и поганым хочешь помогать, – пусть Бог рассудит нас» (дано в переводе).
Напряжение между братьями нарастало, и, наконец, объединенное кневско-переяславское войско двинулось на Чернигов. В пути к ним присоединился волынский князь Давыд Игоревич, также внук Ярослава Мудрого.
которые осуждали Олега за постоянную связь с половцами, князь бежал в город Стародуб. После долгой осады, полной блокады города и нескольких приступов горожане потребовали от Олега пойти на мировую с двоюродными братьями.
Смирив гордость, Олег явился на переговоры. Приговор братьев был суров: Олег был лишен Чернигова, ему определили жить в лесном Муроме, подальше от половецкой степи, а пока же обретаться у брата в Смоленске, потому что в Муроме находился сын Мономаха Изяслав. Чернигов же оставляли за другими братьями Олега. От Олега потребовали также явиться на общий съезд русских князей для объединения сил против половцев.
К этому времени против Руси объединились две мощные половецкие орды – хана Тугоркана и хана Боняка. Их набеги происходили почти одновременно. Не помогало и то, что Святополк Иэяславнч женился на дочери Тугоркана, тесть продолжал свои опустошительные набеги на владения зятя. В 1096 г. Тугоркан напал на переяславские земли. Святополк и Мономах вышли навстречу половцам и разгромили их, в битве был убит и сам Тугоркан. Хан, по приказу Святополка, был похоронен близ княжеского села Берестово под Киевом. А в это время орда Боняка осадила Киев, захватила Печерский и Выдубнцкий монастыри, забрала там ценные вещи – драгоценные оклады икон, серебряные кресты, разный скарб, ограблены были монашеские кельи. Братья бросились назад к Киеву, но не смогли догнать Боняка.
Пока Святополк и Мономах проводили время в изнурительной и жестокой борьбе с половцами, Олег снова подал о себе дурную весть. Он ушел из Смоленска, двинулся на Рязань, взял ее и направился к Мурому, где еще княжил Изяслав Владимирович. Дядя шел на племянника, считая Муром своей «отчиной». А племянник поднимал против дяди весь северо-восточный край. Поскакали гонцы в Ростов, Суздаль, Белоозеро, Новгород: Изяслав просил у братьев помощи против Олега.
Около Мурома войска Олега и Изяслава встретились в решающей битве. Олег одолел муромскую дружину малоопытного и молодого Изяслава. Сам муромский князь пал в бою. Мономах лишился в междоусобной борьбе первого сына. Олег взял Муром и двинулся на Суздаль. Не имея достаточных сил для сопротивления и не получив помощи ни от Мономаха, ни от его старшего сына Мстислава, княжившего теперь в Новгороде, суздальцы сдались Олегу. Затем Олег так же легко взял Ростов. Везде он назначил своих посадников.
Олег и на этот раз ответил отказом. Более того, он начал готовиться к походу на Новгород, чтобы выбить оттуда старшего сына Мономаха, своего крестника Мстислава. Теперь против Олега поднялось все Мономахово племя во главе с самим князем Владимиром. Против Олега выступила новгородская рать. В подмогу ей Мономах направил другого сына Вячеслава, дав ему свой родовой стяг.
В 1097 г. Русь стала свидетелем необычайного события: впервые в ее истории все наиболее крупные и известные русские князья Рюриковичи, внуки и правнуки Ярослава Мудрого, съехались в родовой замок Мономаха – г. Любеч – для того, чтобы устроить порядок на Руси. На съезд прибыли Святополк Киевский, Владимир Мономах, князь Переяславский, братья Святославичи Олег и Давыд, Давыд Игоревич из Владимира-Волынского, Василько Ростиславич, князь Теребовльский, враждовавший на Волыни с Давыдом Игоревичем, другие князья, их бояре и дружинники. По словам летописца, князья сказали на съезде: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей» («каждо да держнть отчину свою»).
Князья договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов – детей Ярослава Мудрого. За нарушение этого порядка князьям-отступникам надлежало держать ответ перед всей землей. Им грозило наказание со стороны остальных князей. На этом договоре участники Любечского съезда целовали крест в знак верности соглашению.
В советской исторической науке сложилось твердое убеждение, что Любечский съезд стал той гранью, которая ознаменовала начало политического распада Руси, узаконила его. Это виделось в знаменитой летописной фразе «каждо да держнть отчину свою». Данная точка зрения нашла отражение в школьных и вузовских учебниках.
Однако при этом не только выпадали из рассмотрения факты о последующем могучем единстве Руси времен Владимира Мономаха и Мстислава, но и безусловное укрепление этого единства даже при относительно слабом великом князе – Святополке. А ведь это был период довольно значительный в истории Руси, почти тридцать лет. Следует также заметить, что акцент всего летописного пассажа делается как раз не на обособлении отдельных княжеских «отчин», а на другом. «Да ноне отселе имемся въ едино сердце, и блюдемъ Рускые земли» – так передает летописец основной смысл договоренности князей, а далее и следует известная фраза об «отчинах». Но о каких же «отчинах» идет речь?
Святополк держит за собой все владения, принадлежащие Изяславу Ярославичу, Владимир Мономах – владения Всеволода Ярославича, а за детьми Святослава Ярославича закреплялись владения их отца. Закреплялся и порядок, установленный великим князем Всеволодом: за Давыдом Игоревичем оставался Владимир-Волынский, за Володарем Ростиславичем (правнуком Ярослава Мудрого) – Перемышль, а за его братом Васильком – Теребовль в той же Волынской земле.
Эта запись появилась именно потому, что потомки Ярослава Мудрого начали рушить его завет о том, чтобы каждый его сын сохранял за собой определенную часть Руси. И теперь надлежало вновь вернуться к этому завету и нерушимо держаться заповедей великого предка.
Но ни в этих записях, ни позднее, нигде не оспаривался основной смысл предсмертного распоряжения Ярослава о том, что во главе Руси остается его старший сын («Се же поручаю в собе место столъ старейшему сыну моему и брату вашему Изяславу Кыевъ; сего послушайте, якоже послушаете мене»). Любечский съезд не только не отменил этот порядок, но и закрепил его своим решением о единстве Русской земли. Необходимо помнить, что весь пафос съезда был направлен на выработку таких решений, которые помогли бы объединить Русь в борьбе с половцами («А половци землю нашю несуть розно, и ради суть, оже межю нами рати»).
Итак, князья возвращались к порядку, установленному Ярославом, и подтверждали его крестным целованием. Ничего иного, а тем более узаконенного политического распада русских земель, здесь прочитать невозможно. И хотя дальнейшие события поколебали этот порядок, но их преодоление и последующее единство Руси при том же Святополке и особенно при Владимире Мономахе и Мстиславе лишь подчеркивают ошибочное традиционное толкование значения Любечского съезда в историографии прошлых лет. Что касается немедленного нарушения крестного целования некоторыми князьями, то ведь известно, что моральные категории в борьбе за власть не имеют обязательной и долговременной силы. Но это уже другой разговор.
Едва князья разъехались по домам, как из Киева пришло ошеломляющее известие: Святополк и Давыд Игоревич в Киеве схватили, а затем ослепили смелого и независимого князя Василька. Тот приехал в русскую столицу помолиться в храме св. Михаила в Выдубицком монастыре. Его зазвал к себе в гости Святополк, у которого Василько и был схвачен. Пойти на это злодеяние уговорил Святополка Давыд Игоревич, опасавшийся на Волыни предприимчивого Василька. Он запугал великого князя тем, что Василько и Мономах замышляют против него заговор.
Давыд отвез Василька в Белгород, где в деревенской избе слуга Давыда ослепил князя. Затем Василька отвезли на Волынь во владения Давыда и заключили в темницу. Город Теребовль и близлежащие земли, принадлежащие Васильку, были захвачены Давыдом.
Этот поразительный по жестокости и вероломству случай показал, чего стоят в действительности клятвы князей жить в мире и согласии. Там, где нет крепкой власти, где безудержное властолюбие диктует свои законы, – там не может быть и крепкого мира. В период непрочности государственных структур раннего средневековья такое положение становилось для них обычным. Буйство феодальных кланов в X—XI вв. надолго разорвало на части Францию, где образовалось 14 крупных феодальных полугосударств. Такая же судьба постигла и Германию, которая с конца X в. стала разваливаться на самостоятельные феодальные княжества, владетели которых на своих съездах избирали германских императоров. В связи с общим замедлением по сравнению с Западной Европой темпов социально-экономического и политического развития на Руси эти процессы стали набирать здесь силу лишь с конца XI в., но особенно быстро со второй трети XII в.
Мономах решил наказать князей-отступников. Большое войско, состоявшее из дружин самого Мономаха, его сыновей, Олега и Давыда Святославичей, которые на этот раз подчинились Любечскому договору, двинулось на Киев. Вот где сработал основной пафос любечских договоренностей: единство, а не раскол. Город был осажден. В самой столице начались выступления населения против Святополка, и тот был вынужден принять ультиматум Мономаха – отправиться в совместный поход против владимиро-волынского князя Давыда Игоревича.
Поход начался. Но Давыд упросил князей не наказывать его, так как сообщил, что он освободил Василька и они договорились миром. Это подтвердил и посол от самого Василька. Соединенное войско русских князей повернуло назад.
Но долго еще гроза, разразившаяся в 1097 г., грохотала по русским просторам. Освободившись из-под стражи, Василько вскоре начал вместе со своим братом войну против Давыда. Братья вернули себе все свои земли. Давыд был осажден во Владимире-Волынском и по требованию изнемогающих от осады горожан выдал Васильку тех, кто организовал его похищение и увечье. Все они были по приказу Василька повешены прямо перед городскими стенами на специально сколоченных виселицах, а затем их расстреляли из луков.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 4. Оппозиция в верхах. Трагедия царя и трагедия наследника
§ 4. Оппозиция в верхах. Трагедия царя и трагедия наследника После массовых жесточайших казней московских стрельцов 1698 г. в самой столице сопротивление политике Петра I было надолго сломлено, если не считать дела «книгописца» Г. Талицкого, раскрытого летом
1097 г.
1097 г. Боэмунд, прибывший вслед за Готфридом, после умасливаний и щедрых подарков Алексея также согласился на присягу, заранее зная, что соблюдать ее все равно не будет. Дали вассальную клятву и другие вожди, за исключением Танкреда, не пожелавшего связывать себя какими бы
1097 г.
1097 г. Владения Никейского и Ионийского султана остались позади. Продвигаясь на юго-восток, армия крестоносцев усердно жгла мечети или превращала их в церкви; но никто и не подумал о том, чтобы укрепить проходимые города, выставить в них гарнизоны и сохранить коммуникации.
§ 4. Оппозиция в верхах. Трагедия царя и трагедия наследника
§ 4. Оппозиция в верхах. Трагедия царя и трагедия наследника После массовых жесточайших казней московских стрельцов в самой столице сопротивление политике Петра I было надолго сломлено, если не считать дела «книгописца» Г. Талицкого, раскрытого летом 1700 г.Беспрерывно
1097 Ленин В. И. Сочинения. 4-е изд. Т. 33. С. 422–426.
1097 ЦА СВР РФ. Д. 23078. Т. 1. Л. 302 — 306. Рапорт «Сидорова», 24 марта
1097 Запись беседы М. С. Горбачева с президентом Ф. Миттераном. 7 июля 1986 г. (АГФ; Brown A. Gorbachev Factor. С.
1097 Поздняк Н.З. Воспоминания и записки инженера. От каховского батрака до диплома ученого, 1967: РГАЭ. Ф. 372. Оп. 1. Д. 34. Л.
1097 Oldenburg. Last Tsar. Vol. 1. P. 65-66.
1097 Правда. 27 июля 1959. С. 2.
§ 4. Трагедия 1096 – 1097 гг
§ 4. Трагедия 1096 – 1097 гг В течение долгих лет в исторической науке как дореволюционной, так и послереволюционной России существовало мнение, что после смерти Ярослава Мудрого Русь необратимо встала на путь феодальной раздробленности и как следствие этого –
1097 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. GrundriB der verstehenden Soziologie. 5. Aufl. Tubingen, 1976. S. 126–130. Сжатое изложение интересующих нас здесь аспектов теории Мишеля Фуко см.: Forth Ch.E. Cultural History and New Cultural History // Steams P. (Ed.) Encyclopedia of European Social History. Vol. 6. Detroit (Mich.), 2001. P. 88–94; Smith B.G. Gender Theory // Ibid. P.
1097 Домогацких, 1962, с. 41–43.
Опиумные войны: трагедия Гуанчжоу, трагедия Китая
Опиумные войны: трагедия Гуанчжоу, трагедия Китая В XVIII веке Китай, как и сейчас, был среди крупнейших мировых экспортеров. Чай, шелк и фарфор победно шествовали по европейским рынкам. При этом самодостаточная экономика Поднебесной практически не нуждалась во встречном