1517 год — невисокосный год, начинающийся в понедельник по григорианскому календарю. Это 1517 год нашей эры, 517 год 2 тысячелетия, 17 год XVI века, 7 год 2-го десятилетия XVI века, 8 год 1510-х годов.
Содержание
События
Родились
См. также: Категория:Родившиеся в 1517 году
Скончались
См. также: Категория:Умершие в 1517 году
См. также
Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его.
Полезное
Смотреть что такое «1517 год» в других словарях:
Осада Опочки (1517) — У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Опочки. Осада Опочки Русско литовская война (1512 1522) Дата 20 сентября 18 октября 1517 года … Википедия
1513 год — Годы 1509 · 1510 · 1511 · 1512 1513 1514 · 1515 · 1516 · 1517 Десятилетия 1490 е · 1500 е 1510 е 1520 е · … Википедия
1516 год — Годы 1512 · 1513 · 1514 · 1515 1516 1517 · 1518 · 1519 · 1520 Десятилетия 1490 е · 1500 е 1510 е 1520 е · 1530 е … Википедия
1555 год — Годы 1551 · 1552 · 1553 · 1554 1555 1556 · 1557 · 1558 · 1559 Десятилетия 1530 е · 1540 е 1550 е 1560 е · … Википедия
1504 год — Годы 1500 · 1501 · 1502 · 1503 1504 1505 · 1506 · 1507 · 1508 Десятилетия 1480 е · 1490 е 1500 е 1510 е · … Википедия
1503 год — Годы 1499 · 1500 · 1501 · 1502 1503 1504 · 1505 · 1506 · 1507 Десятилетия 1480 е · 1490 е 1500 е 1510 е · … Википедия
1521 год — Годы 1517 · 1518 · 1519 · 1520 1521 1522 · 1523 · 1524 · 1525 Десятилетия 1500 е · 1510 е 1520 е 1530 е · … Википедия
1512 год — Годы 1508 · 1509 · 1510 · 1511 1512 1513 · 1514 · 1515 · 1516 Десятилетия 1490 е · 1500 е 1510 е 1520 е · … Википедия
1520 год — Годы 1516 · 1517 · 1518 · 1519 1520 1521 · 1522 · 1523 · 1524 Десятилетия 1500 е · 1510 е 1520 е 1530 е · … Википедия
1519 год — Годы 1515 · 1516 · 1517 · 1518 1519 1520 · 1521 · 1522 · 1523 Десятилетия 1490 е · 1500 е 1510 е 1520 е · … Википедия
Пятьсот лет назад произошло одно из важнейших событий в истории. Не открытие новых земель и не изобретение новых технологий. Родился новый взгляд на мир
Текст: Анна Чайковская
В конце октября 1517 года в немецком городе Виттенберге священник и профессор теологии здешнего университета Мартин Лютер, тридцати четырех лет, прибил к воротам Замковой церкви лист с текстом из 95 тезисов. Началась Реформация. Результат ее — разделение христианского мира уже не на две, а на три части, череда войн, страшных своими зверствами, уничтожение произведений искусства и становление капитализма в классическом виде.
Реформации предшествовали различные события и процессы: большие и маленькие, растянутые во времени и разовые, закономерные и, по видимости, случайные. Какие из них будем считать причинами, а какие — просто предшествующими фактами, решить не так просто. Но попытаться все же стоит.
Вспомним, что представляла собой Европа накануне Реформации. Предыдущее, XV столетие — одно из самых ярких в истории. В Италии — Ренессанс, не в последнюю очередь спровоцированный падением Византийской империи, и явная переориентация всеобщего интереса с забот духовных на дела мирские.
В Германии изобретено книгопечатание. Испания открывает миру Америку. Все большую силу приобретают торговцы, ремесленники, банкиры, то есть люди, для которых не было предусмотрено место в старой средневековой схеме строения общества. Схема была красива и радовала гармоничной троичностью. Ее составляли «молящиеся» — духовенство во главе с Папой Римским, «воюющие» — светские сеньоры, рыцари, дворянство, выстраивающие собственную иерархию, на вершине которой пребывает император Священной Римской империи, и «работающие», то есть землепашцы-крестьяне. К началу XVI века стало очевидно, что схеме продолжают соответствовать разве что «воюющие»: в желающих ввязаться в драку недостатка не имелось, да и простору хватало — хоть терзай Новый Свет, хоть обороняй христианский мир от турок. С «работающими» же картина стала непонятная: не похож на земледельца Леонардо да Винчи, и не вписывается в простую схему купечество Ганзейского союза. Да и сам результат труда «работающих» — все в большей степени не просто «хлеб насущный», но деньги, деньги, деньги. Картина мира трещала по швам.
Что касается «молящихся», то тому же Лютеру хватило одного визита в Рим, чтобы убедиться, насколько подлинные интересы клира далеки от стяжания святости. Все до единого увиденные там священнослужители оказались обжорами, пьяницами, сладострастниками, завистниками, лгунами — и прочая, и прочая. Все это можно было обличать в дискуссиях и описывать в философских трактатах. Но имелось — и напрямую касалось Лютера — еще нечто, требовавшее действенного ответа. Продажа индульгенций.
«Мартин Лютер в возрасте 50 лет». Картина кисти Лукаса Кранаха Старшего, 1533 год. Из собрания Германского национального музея в Нюрнберге
Первоначально речь шла о милосердном послаблении в наказаниях за грехи, в которых человек уже покаялся. Когда-то для получения индульгенции требовалось совершить паломничество в Святую Землю — самостоятельно или в составе Крестового похода. Но как раз в тех краях, где жил Лютер, и как раз в его время идея прощения оказалась сведена к простому механизму: «Вы нам — деньги, мы вам — бумажку об отпущении грехов». Даже так: «Cемь золотых — за простое убийство, десять — за убийство родителей, девять — за святотатство» — это уже Лютер процитирует прейскурант самого успешного продавца индульгенций, гения католического маркетинга Иоганна Тецеля. Бросалась в глаза житейская несправедливость: на эти золотые блаженствует, жирует и украшает себя Рим, а собирают их с немецких горожан и земледельцев, которые того Рима и не видели. Коммерческая эта практика выглядела подозрительно и с теологической точки зрения: если грех — вина перед Богом, то при чем тут Папа Римский?
«Иоганн Тецель, торговец индульгенциями». Цветная литография, 1832 год. Из фондов Берлинского архива искусств и истории
Скорее всего, ни молотка, ни гвоздей в этой истории не было. К церковной двери Лютер перечень из 95 тезисов не прибивал — он их отпечатал. И тут нужно отметить: Реформация не была бы возможна, если бы Иоганн Гуттенберг не изобрел печатный станок. Именно благодаря тому, что и первые «95 тезисов», и последующие тексты Лютера разошлись невиданными до тех пор тиражами, его идеи охватили умы половины Европы. Мало ли какие волнения были в церкви, какие споры сотрясали религиозную жизнь прежде. Большая часть их теперь интересует лишь специалистов-историков.
«Мартин Лютер 31 октября 1517 года прикрепляет к вопротам Замковой церкви в Виттенберге лист со своими 95 тезисами». Гравюра XIX века
Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.
31 октября 1517 года началась Реформация западного христианства Ренессанс, которому покровительствовали Римские папы, превратил Рим в крупнейший центр искусств. Блеск Святого престола впечатлял многих европейских гуманистов, однако далеко не все христиане разделяли это восхищение.
Что произошло 31 октября 1517 года?
31 октября 1517 года считается днем начала Реформации. В этот день Мартин Лютер (1483–1546) прибил свои 95 тезисов к дверям замковой церкви в городе Виттенберге.
Как себя называли представители Реформации в Германии?
С этого момента за сторонниками Реформации закрепилось название протестантов.
Какое столетие 1517 год?
1517 (тысяча пятьсот семнадцатый) год по юлианскому календарю — невисокосный год, начинающийся в четверг. Это 1517-й год нашей эры, 517-й год 2-го тысячелетия, 17-й год XVI века, 7-й год 2-го десятилетия XVI века, 8-й год 1510-х годов.
Какое событие произошло в 1519 году?
Этот день в истории: 1519 год — началась кругосветная экспедиция Магеллана 20 сентября 1519 года из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда вышла флотилия под общим командованием капитан-генерала Фернана Магеллана. Цель экспедиции заключалась в том, чтобы впервые в истории обогнуть Земной шар.
Что произошло в 1555 году в России?
1555 — в битве у деревни Судбищи отряд под командованием боярина Ивана Шереметева в 7000 воинов нанёс поражение 60 000 крымской армии.
Какие изменения произошли в Европе в результате Реформации?
Что за праздник 31 октября в Германии?
День Реформации в Германии — 31 октября День Реформации (Reformationstag) — государственный праздник. Это выходной и праздничный день только в нескольких землях: Бранденбург, Тюрингия, Саксония, Саксония – Анхальт, Мекленбург — Передняя Померания. Этот праздник ввели в честь основания Евангелической церкви.
Когда Мартин Лютер опубликовал свои тезисы?
Кого называют отцом Реформации?
Кто является основоположниками Реформации?
Официальной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 года, когда монах и богослов Мартин Лютер прикрепил к двери собора (главному в те времена средству массовой информации) в немецком городе Виттенберге листок со своими 95 тезисами.
Почему именно Германия стала родиной Реформации?
Что считается родиной Реформации?
В 1521 году по пути обратно в Виттенберг после Вормсского рейхстага Мартин Лютер сделал здесь остановку и прочитал на родине своих предков проповедь. 31 октября 2017 года в Германии будет широко отмечаться 500-летие начала Реформации, основоположником которой был Лютер.
Какие были основные идеи Мартина Лютера?
Главная идея Лютера заключалась в том, что человек спасается лишь верой в Бога. По убеждению Лютера, верующие всегда прямо связаны с Христом, необходимости в посредничестве священника не существует.
31 октября 1517 года началась Реформация западного христианства
Выступление Мартина Лютера принесло не только церковное обновление, но и полтора столетия религиозных войн. Фото Reuters
Ренессанс, которому покровительствовали Римские папы, превратил Рим в крупнейший центр искусств. Блеск Святого престола впечатлял многих европейских гуманистов, однако далеко не все христиане разделяли это восхищение. Одним из недовольных стал доктор теологии из Саксонии, монах ордена святого Августина Мартин Лютер. 500 лет назад, не дождавшись от архиепископа Майнца ответа на свое письмо с приглашением к дискуссии о практике индульгенций, он решил предать его огласке. Последующие события перевернули историю западного христианства и всей Европы.
Один из самых влиятельных персонажей в христианской истории родился в 1483 году в Айслебене в семье бюргера Ганса Лютера и его жены Маргариты. Он получил степень магистра свободных искусств в 1505 году и принял монашеский обет годом позже, а в 1507-м стал священником. В 1511 году Лютер по делам ордена посетил Вечный город в папство Юлия II, начавшего постройку собора Святого Петра и правившего папской областью в духе Цезаря. Увиденное в столице западного христианства он позже малопочтительно называл «пышностью», и эта поездка избавила его от благоговения перед Святым престолом. В 1512 году он стал доктором теологии.
Именно строительство собора Святого Петра, а также расточительство Льва X послужило косвенной причиной выступления Мартина Лютера против папы. В 1517 году доминиканец Иоганн Тецель, которому была поручена продажа индульгенций, призванных пополнить опустевшую римскую казну, проявил на этом поприще чрезмерное рвение: именно против его проповеди, обещавшей отпущение грехов за финансовую компенсацию в пользу Святого престола, были направлены знаменитые 95 тезисов, якобы прибитые Лютером 31 октября 1517 года к воротам Замковой церкви Виттенберга.
В 1961 году исследователь истории Реформации Эрвин Айзерлоу установил, что документальных свидетельств того, что Мартин Лютер с молотком и гвоздями появился у церковных дверей, нет: об этом писал только его сподвижник Филипп Меланхтон, который не мог быть очевидцем этого события: он попросту еще не жил в Виттенберге. Сам же Лютер писал только о том, что отправил в этот день тезисы архиепископу Майнцскому.
Событие поначалу показалось Святому престолу всего лишь очередным богословским спором – но это было не так. В 1519 году на диспуте в Лейпциге Лютер высказывает сомнения в непогрешимости папы, называя Писание единственным источником божественной истины. В 1521 году он публично сжигает буллу Льва X об отречении его от Церкви. Легендой, по всей видимости, являются и слова «на сём стою и не могу иначе», сказанные Лютером после Вормсского рейхстага 1521 года, которые принесли ему народную поддержку. Но это не отменяет значимости последовавших за этим событий: в раздробленной Германии, которую папы воспринимали как вотчину, широкое движение сопротивления папской власти поддержала и знать, и простолюдины. Церковь Льва X не смогла справиться с учением саксонского монаха, как до того – с гуситами в Богемии и последователями Уиклифа в Англии.
Богословский трактат превратился в манифест, открывший в Европе новую эпоху – эпоху Реформации. Борьба за веру будет вестись еще почти полтора столетия и завершится Тридцатилетней войной, по итогам которой Церковь окончательно уйдет с политической арены, уступив на ней место суверенным государствам.
Я сказал вначале, что был послан блаженной памяти императором Максимилианом в Москву для примирения государей польского и московского, но вернулся оттуда без успеха. Ибо пока я хлопотал в Москве в присутствии и польских послов о мире и соглашении, король, собрав войско, осадил крепость Опочку, однако безрезультатно (МД ибо из-за зимы не мог долго оставаться в поле. А Ко двору для переговоров с литовцами я был зван утром накануне Симона и Иуды. Было очень сыро и грязно, но когда мы возвращались в гостиницу, все так крепко замерзло, что ехали совершенно посуху.). Поэтому государь (московский) наотрез отказался заключать перемирие с королем. Но хотя переговоры были прерваны, меня он отпустил все же с почетом. Итак, покинув Москву (А где я пробыл тридцать одну неделю), я прибыл прямо вг (г-г НГ После того как войско польского короля ничего не добилось под Опочкой, — а рассчитывалось, что если эта крепость будет захвачена, то можно будет достичь более выгодного мира, — великий князь сделался высокомерен (hochmuetig), не захотел принять мира на равных (условиях) (gleichmaessiger Frydstand), так что литовцы вынуждены были уехать ни с чем. Хотя мои лошади и многие слуги находились в Новгороде, (великий князь) назначил мне дорогу через Смоленск, и наряду с прочими почетными дарами дал мне отличные санки со шкурой белого медведя, длинный красивый белый войлок, чтобы мне укрыться вместе с санями, и к саням — высокую лошадь рыжей масти; таких высоких лошадей я в их краях не встречал, лошади у них, как правило, низкорослые.
Мир в это время
В 1517 году армия османского султана Селима I покоряет Египет
«В 1514—1515 гг турецкие завоеватели покорили Восточную Армению, Курдистан и Северную Месопотамию до Мосула включительно. В походах 1516—1517 гг. султан Селим I направил свои армии против Египта, находившегося под властью мамлюков, которые владели также Сирией и частью Аравии. Победа над мамлюкским войском отдала в руки османов всю Сирию и Хиджаз вместе со священными для мусульман городами Меккой и Мединой. В 1517 г. османские войска завоевали Египет. Скромная военная добыча в виде драгоценной утвари и казны местных правителей была отправлена в Стамбул.
В результате победы над мамлюками турецкие завоеватели приобрели контроль над важнейшими торговыми центрами в Средиземном и Красном морях. Такие города, как Диярбекир, Халеб (Алеппо), Мосул, Дамаск, были превращены в опорные пункты турецкого господства. Здесь вскоре были размещены сильные янычарские гарнизоны, предоставленные в распоряжение султанских наместников. Они несли военно-полицейскую службу, охраняя границы новых владений султана. Названные города являлись одновременно и центрами турецкой гражданской администрации, осуществлявшей главным образом сбор и учет налогов с населения данных провинции и других поступлений в казну. Собранные средства отправлялись ежегодно в Стамбул ко двору».