Что произошло в 1547 году в успенском соборе

Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси

Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть фото Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть картинку Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Картинка про Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Фото Что произошло в 1547 году в успенском соборе

25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля впервые состоялась торжественная церемония венчания на царство. Великий князь Московский Иван Васильевич стал первым официальным русским царем Иваном IV.

Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года. Правда предложение духовного пастыря Великому князю не могло не понравится. Дело в том, что все его предки (начиная с Василия I) уже мнили себя царями, несмотря на то, что формально находились под властью Орды.

А после падения Константинополя и женитьбы Ивана III (деда Грозного) на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Москва и вовсе объявила себя Третьим Римом. И соответственно Великие князья московские становились преемниками византийских базилевсов.

Так что сама мысль о том, чтобы закрепить всё это официально в Москве зрела уже давно, поэтому предложение митрополита 16-летний Иван Васильевич встретил благосклонно. В итоге, венчание на царство состоялось уже через месяц после того, как митрополит завел об этом разговор.

Весь ритуал также был разработан Макарием. 25 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Иван Васильевич был помазан миром, благославлен митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула.

Это венчание для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

В историю первый русский царь Иван IV (прозванный Грозным) вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией.

Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель, массовыми репрессиями и террором против собственного населения, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор об исторических итогах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие.

Источник

Что произошло в 1547 году в успенском соборе

Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка коллекции произведений польских мастеров XVI-ХХ вв. из собрания Музеев Московского Кремля, созданная на основе научного каталога «Художественный металл Польши XVI-XX вв.», автором которого является ведущий научный сотрудник Музея Н.В. Рашкован.

Виртуальная выставка «Иностранные ордена российских императоров в собрании Музеев Московского Кремля» создана на основе обширного материала монографии доктора исторических наук Л.М. Гавриловой – известного специалиста в области фалеристики и медальерного искусства, хранителя коллекции орденов и медалей Оружейной палаты, автора и куратора выставок Музеев Московского Кремля, посвященных российским и иностранным орденам.

Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка «Екатерина II и Крым», представляющая памятники из собрания Музеев Московского Кремля.

Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка памятников коллекции английского серебра из собрания Музеев Кремля.

Вашему вниманию предлагается виртуальная выставка памятников деревянной церковной скульптуры Музеев Московского Кремля.

Виртуальная выставка посвящена революционным событиям октября 1917 года, которые стали одной из самых трагических страниц в истории Москвы.

Виртуальная выставка рассказывает о коллекции редчайших старинных экипажей российских государей из числа основных собраний Музеев Московского Кремля, которая, в силу своей уникальности и полноты имеет право на статус всемирно известной, занимающей одно из первых мест в числе самых значительных идентичных коллекций мира.

Виртуальная выставка посвящена пасхальным яйцам фирмы К. Фаберже, более семидесяти лет украшающим экспозицию российской сокровищницы – Оружейной палаты.

Виртуальная выставка создана на основе книги «Серебряные дары правителей Швеции российским государям в XVII веке», авторами которой являются Сусанн Сильверстольпе, Анжела Кудрявцева и Ирина Загородняя.

Виртуальная выставка посвящена имперским коронациям, проходившим в Московском Кремле в XVIII-XIX веках.

Виртуальная выставка посвящена церемониям венчания на царство, проходившим в Московском Кремле в XVI-XVII столетиях.

Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Деисусный ряд главного исконостаса Благовещенского собора». Это уникальное явление духовной, художественной и культурной жизни Древней Руси является предметов пристального внимания и изучения уже на протяжении столетия.

Собрание государственных регалий Оружейной палаты XIV- начала XIX столетия невелико по объему, но по значимости оно является едва ли не самым важным в музее.

Коллекция художественного стекла Музеев Московского Кремля насчитывает более ста семидесяти предметов XVI-XX веков. Памятники представляют собой выдающиеся произведения искусства, а некоторые являются еще и важными историческими свидетельствами.

Особым смыслом полны для нас детские игрушки, книжки, фотографии, портреты, одежда. Они и стали экспонатами выставки «Мир детства» из собрания Музеев Московского Кремля.

На протяжении многих столетий в Музеях Московского Кремля формировался уникальный комплекс костюмов, принадлежавших русским царям и императорам.

Виртуальная выставка «Драгоценная посуда Древней Руси» создана на основе тщательно отобранных памятников из собрания Музеев Московского Кремля, представляющих основные типы драгоценной посуды, широко бытовавшей на Руси в XVI-XVII веках.

Предлагаем Вашему вниманию новую юбилейную виртуальную выставку «Московский Кремль глазами художников XIX века». Её создание стало возможным благодаря собранию уникальной графики, акварелей, литографий и живописных работ, находящихся в фондах Музея.

Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Прогулка по Оружейной палате второй половины XIX века». Её создание стало возможным благодаря уникальным фотографиям, выполненным замечательными московскими мастерами во второй половине XIX столетия и хранящимся в архиве Музеев Московского Кремля.

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального некоммерческого использования, а также использования в образовательных целях и для распространения в СМИ. Перепечатка материалов допускается только по согласованию с музеем. При цитировании ссылка на сайт обязательна. Содержание настоящего сайта не может быть воспроизведено целиком или частично в любой форме без предварительного письменного разрешения музея.

Источник

ЦЕРЕМОНИИ И ОБРЯДЫ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ

Успенский собор был не только общерусским соборным храмом, но и важнейшим общественным зданием, где проводились парадные церемонии и обряды, имевшие общегосударственное значение.

Четвертого февраля 1498 года в Успенском соборе впервые был совершен чин венчания на великокняжеский престол, во время которого Иван III торжественно возложил древние регалии – бармы и Шапку Мономаха – на своего внука Дмитрия. До этого на Руси не существовало подобного чина: великокняжеский титул передавался по наследству вместе с вотчиной, а в период монголо-татарского ига ярлык на великое княжение вручался князьям в Орде.

Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть фото Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть картинку Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Картинка про Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Фото Что произошло в 1547 году в успенском собореЧто произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть фото Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть картинку Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Картинка про Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Фото Что произошло в 1547 году в успенском собореЧто произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть фото Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть картинку Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Картинка про Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Фото Что произошло в 1547 году в успенском соборе

Ключевым событием русской истории стало венчание на царство юного Ивана IV, совершившееся в Успенском соборе 16 января 1547 года. В чине венчания Ивана IV были впервые торжественно и официально приняты титулы царя и самодержца, а в число регалий включены наперсный крест, что свидетельствовало о святости царской власти, а также скипетр и цепь. Позже, при венчании на царство сына Ивана IV Федора, было введено таинство миропомазания – символ богоизбранности царской власти. Во время венчания Бориса Годунова 1 сентября 1598 году ему, вместе со скипетром, была вручена держава или, как ее именовали тогда, «яблоко державное» – древняя инсигния власти византийских императоров. Последним венчанием было совместное возведение на престол малолетних правителей Ивана и Петра Алексеевичей в 1682 году.

В 1721 году царь Петр I принимает титул императора, объявляет Россию империей и вводит обряд коронации. Впервые этот обряд был проведен при коронации Екатерины I, жены Петра I, который сам возложил на нее корону. Последним в Успенском соборе 14 мая 1896 года короновали императора Николая II.

В кафедральном Успенском соборе поставляли глав Русской церкви – митрополитов и патриархов. До середины XV столетия русские митрополиты должны были ездить к патриарху константинопольскому на поставление в сан. В 1448 году митрополит Иона впервые был избран здесь собором русских епископов, что фактически положило начало независимости русской митрополии от Константинополя. Двадцать шестого января 1589 года в Успенском соборе совершилось поставление в первые русские патриархи Иова Иеремией II, патриархом Константинопольским, в присутствии царя Федора Ивановича.

В XIV – XVII веках собор служил усыпальницей глав Русской Православной церкви. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.

Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть фото Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть картинку Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Картинка про Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Фото Что произошло в 1547 году в успенском собореЧто произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть фото Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть картинку Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Картинка про Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Фото Что произошло в 1547 году в успенском собореЧто произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть фото Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть картинку Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Картинка про Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Фото Что произошло в 1547 году в успенском соборе

В Успенском соборе проводились и другие действа. Издавна повелось, что у гроба митрополита и чудотворца Петра, а также перед главной русской святыней – иконой Владимирской Богоматери – удельные князья и «все чины» присягали на верность великому московскому князю, а впоследствии царю; воеводы и князья получали благословение перед важнейшими военными походами и отмечали свои триумфы торжественными молебнами.

В Успенском соборе происходило освящение елея и мира – благовонных масел, использовавшихся в священных таинствах при соборовании умирающих, крещении, рукоположении священников, а также миропомазании царя при его венчании на царство.

Ежегодно 17 декабря в Успенском соборе совершалось театрализованное представление «Чина пещного действа» в память о трех вавилонских отроках Анании, Азарии и Мисаиле. Как повествует библейское сказание, они были брошены в огненную печь по приказу царя Навуходоносора за отказ поклониться языческим идолам и спасены посланным Господом ангелом, усмирившим огонь, который «попалил» их мучителей – «халдеев». Для этого чина в центре собора устанавливалась деревянная печь, а из-за иконостаса спускался изображенный на пергаменте ангел. По окончании действа невредимые отроки и «халдеи» приглашались в покои патриарха, где их ждали угощение и дары.

Здесь же проводились другие чины и священнодействия, например «чин православия», то есть возглашение анафемы отступникам, еретикам и государственным изменникам и поминание «ревнителей христианского благочестия». А в четверг на Страстной неделе совершался чин омовения ног, когда патриарх по образу Христа, омывшего в знак смирения и братской любви ноги апостолам, возливал воду из особой лохани на правую ногу двенадцати архимандритам – главам монастырей. Водой из лохани кропили и прихожан.

Бракосочетания совершались, как правило, в домовой великокняжеской церкви Благовещения; лишь те из них, которым придавалось государственное значение, проводились в Успенском соборе. Так, в 1391 году митрополит Киприан обвенчал здесь великого князя Василия Дмитриевича с литовской княжной Софьей Витовтовной. В 1472 году, как уже упоминалось, состоялось торжественное бракосочетание Ивана III и Софьи Палеолог, в 1505 году Василий III обвенчался с Соломонией Сабуровой, а в 1526 году, вторично, с Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. Восьмого марта 1606 года, в период Смуты и польско-литовской интервенции, в Успенском соборе были обвенчаны Лжедмитрий с Мариной Мнишек. В 1721 году здесь происходило венчание Петра I с Екатериной I и одновременно ее коронация.

© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»

Источник

В Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного

Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть фото Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Смотреть картинку Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Картинка про Что произошло в 1547 году в успенском соборе. Фото Что произошло в 1547 году в успенском соборе

Поставление на великое княжение в Средние века оформлялось путём настолования, или интронизации. Византийский обряд венчания на царство, видимо, принесла на Русь царевна София Палеолог. Впервые в России венчание на царство имело место в 1498 году, когда её супруг Иван III венчал своего внука Дмитрия Ивановича как наследника. Дмитрий, однако, пользовался титулом «великий князь», а не «царь». Ни сам Иван III, ни его преемник Василий III не были коронованы.

Впервые как глава государства короновался Иван IV Грозный 16 января 1547 года. Помазания на царство этот обряд не предусматривал. В 1561 году греческое духовенство преподнесло Ивану книгу царского венчания императоров Византии. Тогда же был составлен чин венчания на царство.

При этом обряд помазания на царство был ошибочно отождествлён с миропомазанием, хотя и в Европе и в Византии эти обряды различались: в отличие от России, там помазание на царство предшествовало венчанию, а не наоборот. Если в других странах царь при помазании уподоблялся царям Израилевым, то в России он стал уподобляться самому Христу.

Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан миром, а затем митрополит благословил царя.

Позднее, в 1558 году Константинопольский патриарх Иоасаф II сообщал Ивану Грозному, что

царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи, а о благоверном венчании твоем на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия.

Яви нам, — писал Иоаким, патриарх Александрийский, — в нынешние времена нового кормителя и промыслителя о нас, доброго поборника, избранного и Богом наставляемого Ктитора святой обители сей, каков был некогда боговенчанный и равноапостольный Константин… Память твоя пребудет у нас непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними, бывшими прежде Царями.

Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» в иерархии стоял наравне с титулом император.

Безоговорочно титул Ивана уже с 1554 года признавался Англией. Сложнее стоял вопрос о его титуле в католических странах, в которых крепко держалась теория единой «священной империи». В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного цесаря». Иоанн IV отнесся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея Руси», и император уступил в этом важном принципиальном вопросе, тем более, что ещё Максимилиан I признал царский титул за Василием III, именуя Государя «божиею милостью цесарем и обладателем всероссийским и великим князем».

Гораздо упорнее оказался папский престол, который отстаивал исключительное право пап предоставлять королевский и иные титулы государям, а с другой стороны, не допускал нарушения принципа «единой империи». В этой непримиримой позиции папский престол находил поддержку у польского короля, отлично понимавшего значение притязаний Московского Государя. Сигизмунд II Август представил папскому престолу записку, в которой предупреждал, что признание папством за Иваном IV титула «Царя всея Руси» приведёт к отторжению от Польши и Литвы земель, населённых родственными московитам «русинами», и привлечёт на его сторону молдаван и валахов.

Со своей стороны Иоанн IV придавал особенное значение признанию его царского титула именно Польско-Литовским государством, но Польша в течение всего XVI века так и не согласилась на его требование. Из преемников Ивана IV его мнимый сын Лжедимитрий I использовал титул «императора», но Сигизмунд III, который помог ему занять московский престол, официально именовал его просто князем, даже не «великим».

После коронации родня царя упрочила своё положение, добившись значительных выгод, однако после Московского восстания 1547 года род Глинских потерял всё своё влияние, а юный правитель убедился в разительном несоответствии между его представлениями о власти и реальным положением дел.

Источник

16/29 января 1547 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на Царство Иоанна IV.

16/29 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на Царство великого князя Иоанна IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн святой Царь Иоанн был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «Царь» в иерархии стоял наравне с титулом «король», то есть на втором месте после императорского.

Однако в последнее время всё чаще преднамеренно клевещут на св. благоверного Царя Иоанна Грозного, а в его лице и на всю идею Русского Православного Царства в целом. Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Иван Грозный правил 51 год и за это время:

Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Иван Грозный правил 51 год и за это время:

1. Прирост нашей государственной территории составил почти 100% (с 2,8 млн. кв. км до 5,4 млн. кв. км). К России были присоединены царства Казанское, Астраханское, Сибирское, а также Ногаи и часть Северного Кавказа. Русская Держава по своим размерам стала больше всей остальной Европы!

2. Прирост населения составил 30-50%.

3. К смертной казни за это время были приговорены 4-5 тысяч человек.

4. Русский государь Иван Грозный впервые венчался на царство, принял царский титул, равнозначный императорскому и стал первым Помазанником Божиим на Русском престоле.

5. Проведена масштабная реформа судопроизводства.

6. Введена всеобщая выборность местной администрации.

7. Невиданными ранее темпами развилась торговля с Англией, Персией и Средней Азией.

8. По распоряжению Государя основано 155 городов и крепостей, построено 40 церквей и 60 монастырей.

9. Создана государственная почта, основано около 300 почтовых станций. Иван Грозный — духовная и культурная жизнь в годы правления:

1. Положено начало регулярному созыву Земских соборов.

2. Прошел знаменитый т.н. ’’Стоглавый’’ собор Русской Православной Церкви, первый в полном смысле этого слова Поместный собор.

3. Созданы Четьи Минеи (Ежемесячные чтения) святого митрополита Макария.

4. Положено начало книгопечатанию, созданы две типографии, собрана книжная сокровищница царя.

5. Придан государственный характер летописанию, создан ’’Лицевой свод’’.

6. Создана сетьобщеобразователь ных школ.

7. В русской литературе стараниями Иван Грозного появился новый жанр — публицистика.

И все это — несмотря на многочисленные войны и 20-летнюю борьбу с европейскими странами, поддерживавшими Польшу, Литву и Швецию в войне против России (их поддержали Ватикан, Франция, Германия, Валахия, Турция, Крым, Дания, Венгрия — кто деньгами, кто солдатами, кто дипломатическими интригами). Вопреки наветам, Иван Грозный оставил своим наследникам мощное государство и боеспособную армию, позволившие его наследникам одержать победу в войне над Швецией и выставлятьв поле пятисоттысячное войско (в 1598 г.). В разоренном государстве такое невозможно!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *