Что произошло в 1990 году в башкирии
Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика
Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (Башҡорт Автономиялы Совет Социалистик Республикаhы), Башкирская АССР — автономная республика в составе РСФСР.
27 марта 1925 года была принята первая Конституция БАССР. Конституция закрепила кантонное территориальное устройство Башкирии. Согласно ей Башкирия состояла из: Аргаяшского, Белебеевского, Бирского, Зилаирского, Месягутовского, Стерлитамакского, Тамьян-Катайского и Уфимского кантона. Граждане получили право свободно пользоваться родным языком на съездах, в суде, в управлении и в общественной жизни; Национальным же меньшинствам обеспечивалось право обучения на родном языке в школе. Официальными языками признавались башкирский и русский. [3]
11 октября 1990 года Башкирская АССР принимает декларацию о суверенитете. [4] переименована в Башкирскую ССР
31 марта 1992 года с другими республиками России подписывается обновлённый федеративный договор.
В связи с разгоном Верховного Совета России и принятием новой конституции России 24 декабря 1993 года была принята новая конституция республики.
Содержание
История возникновения
Образование Малой Башкирии
После Февральской революции 1917 года в регионе начался процесс национального движения за создание национально-территориальной автономии. В июле-августе 1917 года в Оренбурге прошли I и II Всебашкирские съезды (курултаи), где было принято решение о необходимости создания «демократической республики на национально-территориальных началах» в составе федеративной России. Избранный первым и переизбранный вторым съездами Башкирское областное (центральное) шуро(совет) работал в Оренбурге и готовился к Учредительному собранию России, которая должна была состоятся в январе 1918 года. Октябрьская революция внесла коррективы в процесс становления автономии. 16 ноября 1917 года Башкирское областное (центральное) шуро(совет) провозглашает части территорий Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской губерний автономной частью Российской республики — территориально-национальная автономия Башкурдистан. Последнее решение было утверждено на III Всебашкирском съезде (курултае), которая проходила 8-20 декабря 1917 года в Оренбурге. Понятие «Малая Башкирия» было введено в январе 1918 года в ходе разработки проекта «Положения об автономии Малой Башкирии». В состав Малой Башкирии были отнесены южная часть Красноуфимского(Пермская губерния), южная часть Осинского (Пермская губерния), юго-восточная часть Екатеринбургского (Пермская губерния), юго-западная часть Шадринского (Пермская губерния), юго-западная часть Челябинского (Оренбургская губерния), западная часть Троицкого (Оренбургская губерния), Верхнеуральский (Оренбургская губерния), северо-западная часть Орского (Оренбургская губерния), северная часть Оренбургского (Оренбургская губерния), юго-западная часть Бирского (Уфимская губерния), северо-восточная часть Стерлитамакского уездов (Уфимская губерния), восточная часть Бугурусланского (Самарская губерния). Оценочно: территория — 78439 км², население — 1219,9 тысяч человек.
После начала переговоров с Советскими властями о переходе Башкирского Войска в сторону Красной Армии, в селе Темясово 26 января 1919 года состоялась реорганизация Башкирского правительства. Его новым председателем был избран Мухаметхан (Мстислав) Кулаев, а А.-З. Валидов – стал командующим Башкирским войском. Это правительство и стремилось оформить автономию уже в Советской системе. Башкирское Правительство направило свою делегацию в Москву в составе председателя Башкирского правительства Мухаметхана (Мстислава) Кулаева, члена Башкирского правительства Муллаяна Халикова и командира Башкирского Войска Абдрашита Бикбавова в Москву для переговоров об образовании Башкирской автономной республики.
В итоге 20 марта 1919 года в Москве было подписано Соглашение Советской власти с Башкирским правительством об образовании Автономной Башкирской Советской Республики. Этот исторический акт со стороны Советского правительства подписали председатель Совнаркома Владимир Ленин, председатель ВЦИК Михаил Владимирский и наркомнац Иосиф Сталин, с башкирской стороны — председатель Башкирского правительства Мухаметхан (Мстислав) Кулаев, член Башкирского центрального шуро Муллаян Халиков и адъютант Башкирского войска Абдрашит Бикбавов. Оно было опубликовано в газете «Известия ВЦИК» 23 марта 1919 года, этот день считается официальной датой образования республики. В соответствии с Соглашением была образована Автономная Башкирская Советская Республика (АБСР). Термин «Малая Башкирия» и далее применялся в отношении АБСР. Предполагаемая территория Малой Башкирии состояла из нескольких разрозненных частей, разбросанных от Оренбурга до Шадринска и Красноуфимска. Порой это были отдельно взятые деревни. 17 волостей Оренбургского уезда, 28 волостей Орского уезда, 12 волостей Верхне-Уральского уезда, 6 волостей Троицкого уезда, 9 волостей Челябинского уезда, 1 волость Бузулукского уезда Оренбургской губернии, 8 волостей Шадринского уезда, 4 волости Екатеринбургского уезда, 6 волостей и 5 отдельных деревень из 3 волостей Красноуфимского уезда Пермской губернии, 14 волостей Златоустовского уезда, 4 волости и башкирские селения 2 волостей Уфимского уезда, 29 волостей Стерлитамакского уезда Уфимской губернии.
7 волостей и город Златоуст Златоустовского уезда, 6 волостей Уфимского уезда, 4 волости Троицкого уезда, 10 волостей Стерлитамакского уезда из ранее объявленных в составе Малой Башкирии в состав АБСР могли быть отнесены только после проведения опроса населения. Принята новая административно-территориальная структура, состоящая из 13 кантонов: Джитаровский, Кипчакский, Усерганский, Бурзян-Тангауровский, Тамъян-Катайский, Аргаяшский, Яланский, Кущинский, Дуванский, Кудейский, Табынский, Юрматынский, Ток-Чуранский.
Пока шла работа над Соглашением, руководители Малой Башкирии передали всю полноту власти Временному революционному комитету (Башревкому), избранному 21 февраля 1919 года на I Всебашкирском военном съезде. Съезд проходил в селе Темясово Бурзянской волости Орского уезда (ныне Баймакский район Башкортостана), которому в будущем предназначалась роль столицы Башкирии. В связи с наступлением Колчака руководство республики (Башревком) был эвакуирован в Саранск, где находился с конца апреля по август 1919 года. 20 августа 1919 года Башревком вернулся в город Стерлитамак, который стал фактической столицей Малой Башкирии, при этом находясь на территории Уфимской губернии. 20 августа 1920 года город Стерлитамак, в ноябре этого же года 16 волостей Стерлитамакского уезда передаются в состав республики.
23 августа 1990 года на уфимском заводе синтетического спирта произошел страшный пожар.
23 августа 1990 года на уфимском заводе синтетического спирта произошел страшный пожар. Он возник в цехе по производству фенола и ацетона.
К моменту прибытия огнеборцев уже прогремело два взрыва. Пожару был объявлен высший ранг пожара №4. На пожар прибыли заместитель министра внутренних дел Республики Башкортостан Ханиф Арасланов и исполняющий обязанности начальника Управления пожарной охраны МВД Республики Башкортостан Ильдус Карамов. К месту ЧС прибыл и весь начальствующий состав Управления пожарной охраны и городских пожарных частей. Всего на месте происшествия работали 14 основных и 6 специальных отделений, 3 пеногенератора, 12 водяных стволов и 3 порошковых ствола. В ликвидации участвовали 30 пожарных машин и 300 человек личного состава.
В результате воздействия температуры и ударной волны взрыва часть пожарной техники и вооружения вышли из строя. Взрывной волной отбрасывало элементы установок на десятки и сотни метров, более 150 бойцов огненного фронта получили отравления от химических веществ. Прибывшие в свободное от службы время пожарные вставали на место выбывших коллег и продолжали воевать с коварным врагом. Не щадя своей жизни, они до конца выполнили возложенные на них служебные обязанности.
Очевидцы рассказывают, что в тот момент никто не думал о последствиях, люди просто шли в самое пекло. За проявленный героизм орденами «За личное мужество» были награждены Ильдус Карамов, Александр Калугин, Валерий Марванов, Александр Шураков. Многие участники тушения данного пожара отмечены правительственными наградами.
Это было одно из самых крупных происшествий, случившихся в XX веке на территории Башкирии. Страшные картинки все ещё свежи в памяти бойцов пожарной охраны того времени. Вспоминают с мурашками по коже…
Что произошло в 1990 году в башкирии
История/1. Отечественная история
Ст. лабор. Бабушкин А.Ю.
Ишимбайский филиал Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета, Россия
Провозглашение Башкирией суверенитета в 1990 году.
Республика Башкортостан – один из крупнейших регионов Российской
Федерации. Располагая значительными природными запасами нефти и мощной нефтеперерабатывающей промышленностью, она уже который год является одним из немногих «доноров» российского бюджета.
Республика Башкортостан (площадь 143600 кв. км) граничит на западе с Республикой Татарстан и Удмуртской Республикой, на севере – с Пермской и Свердловской, на востоке – с Челябинской, а на юге и юго-западе – с Оренбургской областями. У Башкортостана нет выхода к границам Российской Федерации, однако на самом юге лишь узкая полоса территории Оренбургской области отделяет РБ от Казахстана.
По численности населения (4055 млн. чел.) Башкортостан занимает первое место среди российских республик и 7 место среди субъектов федерации. Благодаря этому он играет особую роль в стране.
Во второй половине 80-х годов ХХ века в СССР началась перестройка. Коммунистическая партия постепенно начала терять власть. В большинстве регионов России переход власти от КПСС к государственным органам проходил медленнее, чем в Москве и только после краха путча резко ускорился. В Башкирии же это произошло за полтора года до августа 1991 г., когда после избрания нового Верховного Совета автономной республики коммунистическая парторганизация фактически осталась не у дел.
4 марта 1990 года в РСФСР прошли выборы в Верховные Советы автономных республик. Избранный в результате этих выборов Верховный Совет Башкирской АССР повёл себя независимо по отношению к Москве.
Когда в марте 1990 г. встал вопрос о председателе вновь избранного Верховного Совета, М.Г.Рахимов оказался идеальным кандидатом на эту должность. Будучи директором завода, он, разумеется, являлся членом КПСС, и поэтому был и для промышленной элиты Башкирии, и для коммунистов «своим» человеком. Не будучи, однако, партаппаратчиком, М.Г.Рахимов не входил в партноменклатуру и не был ставленником Москвы. Большинство депутатов видели в нем чистого хозяйственника, полагая, что он, однако, разрушит прежнюю систему партийной власти и будет проводить более независимый курс по отношению к Москве. Наконец, М.Г.Рахимов был башкиром и, по сложившейся в БАССР традиции равного представительства в ее высшем руководстве основных национальностей Башкирии, имел все шансы возглавить республиканский парламент, поскольку Председателем Совета министров был татарин Марат Миргазямов, а первым секретарем обкома КПСС – русский Игорь Горбунов.
Следовательно, главой парламента республики должен был стать башкир.
Принадлежность М.Г.Рахимова к башкирам играла ему на руку еще по одной причине. В декабре 1989 г. башкирская интеллигенция создала свою организацию – Башкирский народный центр «Урал», потребовавшую придать Башкирской АССР статус «суверенной» республики и предоставить башкирам, долгое время оттесненным русскими и татарами на второй план, особые социальные и культурные привилегии. БНЦ «Урал» на некоторое время сумел увлечь часть башкирского населения этими лозунгами. Этнические интересы «Урала» совпали тогда с экономическими, экологическими и «регионально-патриотическими» устремлениями других сил в Башкирии. Но претензии БНЦ «Урал» на особые привилегии для коренной национальности вскоре спровоцировали конфликт с местными татарами и русскими, которые вынуждены были создать свои политические организации. Противостоя Москве, М.Г.Рахимов негласно использовал лозунги «Урала», но публично их не поддерживал, поскольку это могло вызвать негативную реакцию у небашкирского населения республики.
Начавшаяся летом 1990 г. борьба российского руководства во главе с Борисом Ельциным с союзными органами власти позволила элите Башкирии без лишнего шума усилить контроль над экономикой республики. После принятия 12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов России Декларации о государственном суверенитете РСФСР, аналогичные акты были изданы и в ее автономных республиках. По Российской Федерации прокатился «парад суверенитетов». Вслед за Карелией, Татарстаном и Саха-Якутией Верховный Совет Башкирии по инициативе М.Г.Рахимова 11 октября принял свою Декларацию о государственном суверенитете. БАССР торжественно провозгласила себя «Башкирской Советской Социалистической Республикой (Башкирской ССР) – Башкортостаном» и заявила об одновременном вхождении как в СССР, так и в «обновленную» Российскую Федерацию.
Декларация служила интересам как националистических сил, так и местной хозяйственной элиты; в то же время она способствовала тому, чтобы пост
Председатель Верховного Совета стал, наконец, высшей политической должностью республики. Поскольку Башкирия провозгласила собственную «государственность», то ее глава должен был быть сильной политической фигурой. Реализацию провозглашенных в Декларации о государственном суверенитете Башкирии целей М.Г.Рахимов сделал теперь делом всей своей жизни. Отныне суверенитет республики стал для него высшей сакральной ценностью.
1. История Башкортостана (1917-1990гг.): Учебник под общ. ред. Р.З.Янгузина С.209-210.
2. Й.Гревингхольт. Республика Башкортостан: через государственный суверенитет к авторитарному режиму. М., 2003.
3. Этнополитическая мозаика Башкортостана. Очерки. Документы. Хроника. Том II. Башкирское национальное движение./Ред. М.Н.Губогло. ЦИМО. – М., 1992.
4. «Замандаш», 29 марта 1991г.
5. Советская Башкирия, 1990, 29 августа.
6. Ишкулов Ф. Жить одной семьей. Вечерняя Уфа, 1990, 6 янв.
7. Юлдашбаев Б. Только ли «сидящий впереди?» Вечерняя Уфа, 1990. 12 марта.
8. Раянов Ф., Каневский Л. Альтернативы нет. Вечерняя Уфа, 1990, 12 марта
9. Кто есть кто в Республике Башкортостан (По состоянию на 1 августа 1995 г.). Уфа, 1995. Вып. 1. С.5.
1 Кто есть кто в Республике Башкортостан (По состоянию на 1 августа 1995 г.). Уфа, 1995. Вып. 1. С.5.
Глас народа: о чем мечтали и за что переживали жители Башкирии в 1990 году
Неожиданная находка была сделана нами в виртуальном архиве Ельцинского центра Екатеринбурга (yeltsin.ru). Оказалось, что команда первого президента России еще в смутные 90-ые годы, на заре политической карьеры Бориса Ельцина, работала по принципу «Пусть нас рассудит история». Поэтому среди музейных экспонатов этого комплекса сегодня хранятся не только тексты его выступлений, там также скрупулезно собраны и записки, полученные им от населения во время поездок по стране, в том числе и по Башкирии. А в этих записках – история целого поколения, прочувствованная, пропущенная людьми через себя, как тогдашние фенольная водопроводная вода Уфы и загазованный воздух Стерлитамака.
Нам показалось, что сегодня, в канун 27-ой годовщины принятия декларации о государственном суверенитете Башкирии, многим будет весьма полезно перелистать эти старые листки, заботливо собранные и пронумерованные помощниками первого российского президента. Очень может быть, что истина отыщется в них, а не в президиуме торжественного собрания или на ощетинившемся транспарантами митинге.
Итак, чем же жили и дышали жители Башкирии в августе 1990 года, еще до принятия декларации о суверенитете Башкирии 11 октября, еще до путча 1991 года, когда еще был цел Советский Союз, но уже рвались в разные стороны прибалтийские и кавказские регионы. Борис Ельцин отправился в поездку по стране в ранге председателя Верховного совета РСФСР. Он рассказывал о том, каким представляет себе будущее государства, разъяснял особенности деклараций о государственном суверенитете, которые предлагал подписать регионам, чтобы взяли полномочий «сколько смогут проглотить». Сетовал по поводу пустых магазинных полок, негодовал из-за плохой экологии. Рисовал перспективы программы «500 дней», которая должны была в рекордные сроки вывести страну из кризиса… Как показали годы, это не удалось осуществить до сих пор.
Наиболее примечательным нам показался тот факт, что Башкирии и Татарии Ельцин отводил особое значение и посетил их одними из первых регионов. И это неудивительно, ведь в те годы два политических тяжеловеса Муртаза Рахимов и Минтимер Шаймиев вполне уверенно диктовали свои условия федеральному центру, как гордые регионы-доноры с развитой нефтепереработкой. К сожалению, сегодня, по прошествии 27 лет, для Башкирии ситуация изменилась с точностью до наоборот. В отличие от Татарстана, который по-прежнему значится в числе доноров общефедерального значения, Башкирия умудрилась перекочевать в категорию регионов-реципиентов, которые соревнуются между собой в искусстве выпрашивания субсидий у федерального центра, чтобы затем хвастаться, кому досталось больше. По данным минфина России, Башкирия сегодня входит в десятку наиболее дотационных регионов страны, правда, она находится в этом непрестижном перечне на десятом месте, если для кого-то это станет утешением.
Вряд ли жители постперестроечной Башкирии 90-х годов могли себе представить такое положение дел. Среди всех вопросов, которые они задавали приехавшему на встречу политику, не нашлось ни одной записки, автор которой попросил бы не распродавать нефтезаводы, лесные угодья и аграрные предприятия. Видимо, такое им не грезилось даже в страшных снах. В таком случае, может быть, и хорошо, что многие из авторов тех записок – фронтовики, ветераны войны и труда, коммунисты или демократы со стажем – не дожили до наших дней. Наверное, они были бы во многом разочарованы. Даже несмотря на ломящиеся от продуктов магазинные полки, ведь на приобретение всего этого великолепия еще нужно иметь средства. А к пенсиям и зарплатам бюджетников серьезные претензии были как тогда, так и сейчас. Ветеранов войны и труда интересовал вопрос усиления госконтроля за спекулянтами, повышение пенсий сельчанам, предоставление льгот ветеранам, «фенольные» выплаты.
Наиболее часто упоминаемыми в то время были вопросы экологии. Еще свежи в памяти были события фенольного апреля в Уфе, да и буквально за неделю до визита Ельцина в Стерлитамак там случилась форменная газовая атака. Три дня подряд – 7, 8 и 9 августа 1990 года – город был окутан густым смогом. По словам горожан, только перед визитом Ельцина половина чадящих заводских труб прекратили работу. Помимо этих тем, задавалось много вопросов про строительство Башкирской АЭС, Иштугановское водохранилище. Люди предлагали свои варианты решения экологических проблемных вопросов. Вплоть до способов экономии бумаги.
Тех, кого миновали экологические напасти, больше волновали такие политические вопросы, как присвоение Башкирии статуса союзной республики, принятие законов о выборах и профсоюзах, а также перенос столицы России в Свердловск (тогдашний Екатеринбург) и возвращение Крыма в Россию.
Блок назревших экономических проблем в интерпретации жителей Башкирии выглядел следующим образом: укрепление банковской системы и денежная реформа, принятие законов о передаче земли в собственность, совершенствование управления легкой промышленностью, господдержка строительной отрасли и энергетики, ликвидация кооперативов, которые занимаются перепродажей чужих товаров, и одновременно поддержка малого бизнеса из числа производителей, расселение ветхого жилья. Запомнились просьбы оставлять хлеб аграриям и запретить покупку импортных моющих средств для поддержки отечественных производителей. Вполне злободневными оказались тогда и вопросы о сокращении чиновничьего аппарата и наказании коррумпированных бюрократов.
Много было вопросов о пустых магазинных полках и росте цен. Кто-то подарил Ельцину талон на покупку масла в Демском райторге Уфы.
Кстати, вопросы борьбы с криминалом в 1990 году главным образом крутились вокруг борьбы со спекулянтами и продажей алкоголя. Произвел сильное впечатление вопрос о том, когда будет принята программа борьбы с преступностью, подписанный помощником прокурора Колесником.
Не был обойден вниманием национальный вопрос. При этом в те времена одинаково озабочены своей национальной идентификацией, судя по содержанию записок, оказались, как башкиры, так и русские, и татары. Больше всего озадачила просьба о прекращении унижения башкирского народа через центральную печать и эстраду, исходившая от пенсионерки Раисы Карабаевой.
Весьма оригинальными и в чем-то даже полезными показались вопросы о создании в Стерлитамаке свободной экономической зоны, перечислении налогов вредных производств, минуя госказну, сразу пострадавшему от выбросов населению, введении налогов на дворцы культуры, упразднении бесполезных, по мнению авторов вопросов, горсоветов, преследовании тунеядцев, указании в паспортах места работы и избрании всех руководящих работников, начиная от бригадиров и заканчивая президентом.
После изучения такого необычного наследия Бориса Ельцина возникает немало мыслей и эмоций. Во-первых, это уважение к команде Бориса Ельцина, столь бережно хранящей его наследие вплоть до последней записки, полученной на митинге. А во-вторых, это уважение к нашим родителям, пережившим те нелегкие времена и беспокоившимся о нашем будущем. Очевидно, что в разные времена людей заботят одни и те же проблемы, они ищут ответы на похожие вопросы при разных правителях и иных обстоятельствах. Просто кто-то беспокоится о своих банковских счетах, а кто-то переживает за зарплату учителей, помещения под музей и киностудию. Все-таки хотелось бы, чтобы вторых было больше, чем первых.
РАЗВАЛ КПСС И БАССР
К началу 80-х гг. стала очевидной для значительной части населения СССР, в том числе советского руководства, невозможность дальнейшего нормального развития страны без изменения существующих порядков. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития СССР. На первых порах предусматривалось лишь совершенствование советского общества и выправление отдельных упущений. Комплекс преобразований коснулся прежде всего сферы экономики, где острее всего чувствовались признаки кризиса системы.
Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения социально-экономического развития, то в политической и духовной жизни ее лозунгом стала «гласность». Главным содержанием этого понятия было обновление официальной партийной идеологии, но, тем не менее, гласность способствовала реальному возрождению идейного многообразия, возникновению различных политических, национальных, религиозных течений и движений. Начало демократических процессов в обществе вело к постепенному ослаблению позиции правящей партии.
Процесс начался и в Башкортостане, где изменения в общественно-политической жизни ощущались слабо. Областной комитет партии, возглавляемый М. 3. Шакировым с 1969 г., допускал злоупотребление властью, преследование неугодных работников, жесткое администрирование. Насаждение психологии угодничества и чинопочитания были непременным атрибутом функционировании партийных организаций республики. Все эти отрицательные явления, проявившиеся в деятельности областной парторганизации, получили тогда широкую огласку. ЦК КПСС был вынужден создать специальную комиссию, которая пришла к выводу, что ответственность за «перегибы» несет в первую очередь секретарь обкома партии М. 3. Шакиров. В июне 1987 г- пленум Башкирского обкома КПСС «за неправильные методы руководства, различные нарушения» освободил М. 3. Шакирова от обязанностей первого секретаря. Р. X. Хабибуллин, ставший первым секретарем обкома КПСС, был типичным представителем командно-административной системы. В условиях демократизации советского общества, он продержался на своем посту недолго и вынужден был уйти с занимаемой должности уже в феврале 1990 г. Его уход был связан с выражением вотума недоверия» руководству обкома партии со стороны Уфимского горкома КПСС. Тогда ушел в отставку весь состав обкома КПСС, что было немыслимо до 1985 г. С указанного времени и до приостановления деятельности КПСС на территории России Башкирскую парторганизацию возглавлял И. А. Горбунов, профессиональный партийный функционер.
В связи с падением роли и авторитета КПСС, с конца 80-х гг. постепенно повышалась роль Советов в управлении страной. Этому процессу способствовало проведение в апреле 1990 г. выборов в республиканские и местные Советы. Выборы 1990 г. были более демократичны: на них избиратели могли отдать свои голоса кандидатам, представляющим различные платформы, т. е. безальтернативные выборы были отменены. На сессии Верховного Совета Башкирской АССР, состоявшейся 4 апреля 1990 г., председателем Верховного Совета республики был избран М. Г. Рахимов, директор одного из нефтеперерабатывающих заводов г. Уфы.
Начало перестройки привело к пробуждению национального самосознания народов России. Везде и всюду, в том числе и в Башкортостане, лишенной, как и другие автономии самостоятельности, началось широкое движение за его суверенитет, возглавляемое Башкирским народным центром «Урал». Его активисты организовали сбор подписей среди населения в поддержку призыва «Башкортостану — статус союзной республики». К осени 1989 г. эта идея была подхвачена руководством республики. Верховный Совет Башкирской АССР в ноябре 1989 г. образовал комиссию по подготовке предложений об изменении статуса республики. В то же время было немало противников изменения статуса республики: так, депутаты Уфимского горсовета, члены местного отделения Демократической партии России выступили против этого движения. Но им не удалось приостановить мощное движение за суверенитет республики, которое еще более усилилось к 1990 г. под влиянием принятия 12 июня Верховным Советом РСФСР Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. 1990 г. стал годом разработки и обсуждения различных вариантов Декларации о государственном суверенитете республики. Для рассмотрения предложений и замечаний по проектам Деклараций при Президиуме Верховного Совета БАССР в августе 1990 г. была образована рабочая группа. С учетом многочисленных предложений и поправок она подготовила окончательный вариант проекта Декларации о государственном суверенитете Башкортостана. Этот вариант был вынесен на рассмотрение сессии Верховного Совета республики. С докладом о проекте Декларации выступил Председатель ВС БАССР М. Г. Рахимов. После бурного обсуждения 11 октября 1990 г. Декларация о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики была принята депутатами практически единогласно. Эта дата была объявлена праздничным днем — Днем республики. По Декларации земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории БССР, а также весь экономический и научно-технический потенциал объявлялись исключительной собственностью ее многонационального народа. Отношения БССР с СССР и РСФСР, другими республиками определялись на договорных началах. Провозглашались в Декларации принцип разделения властей, равные права и свободы всем гражданам республики.
Декларация о государственном суверенитете Башкортостана, несомненно, явилась важным завоеванием демократизации общества. Она создавала благоприятные правовые условия для всестороннего развития личности, охраны окружающей среды, открывала новые перспективы для экономического, политического, культурного развития республики, гарантировала социальную защищенность представителей всех народов, проживающих на ее территории.
Принятием Декларации о государственном суверенитете республики по существу завершился период первых попыток модернизации системы.
· Республика Башкортостан в условиях смены модели общественного развития (1991 — 1999 гг.).
Отсутствие практических результатов действий руководства КПСС за пять «перестроечных» лет привело к тому, что в обществе быстро нарастал скептицизм в отношении возможности «улучшения», «совершенствования» социализма, целесообразности дальнейшего движения по пути строительства «светлого будущего». Ухудшение экономического положения вызвало в обществе нарастание пессимизма, отрицательного отношения к переменам. Росло недовольство населения происходящими в стране переменами, перестройкой. Сторонники перехода к новым, рыночным отношениям доказывали бесперспективность социалистического выбора, другие, главным образом партийные работники, а также недовольные своим обнищанием из-за инфляции люди, преданные коммунистическим идеалам, обвиняли во всех бедах сторонников перестройки, демократизации общества, причину кризисных явлений видели в отходе от марксистско-ленинского учения. Противоборство двух основных политических линий проявилось с новой силой осенью 1990 г. Сторонники реформ требовали разгосударствления средств производства, скорейшего перехода к рыночным отношениям. Противники преобразований требовали восстановления планового хозяйства, активно защищая общественную собственность. Последние также всеми средствами пытались сохранить единый и неделимый Союз Советских Социалистических Республик, заняв жесткую позицию против национальных движений за суверенитет. Непоследовательную политику по этим вопросам проводил Президент СССР М. Горбачев. В итоге к 1991 г. в стране сложилась переломная ситуация. В августе 1991 г. группа высокопоставленных чиновников (ГКЧП) сделала попытку полностью захватить власть в стране в свои руки для восстановления прежних тоталитарных порядков. Однако этот антиконституционный переворот потерпел крах. Заговорщики были арестованы. Августовский политический кризис означал конец горбачевской перестройки. После этого события решением руководства РФ во главе с ее председателем Б. Н. Ельциным была приостановлена деятельность КПСС на территории России. В декабре 1991 г. лидерами России, Украины и Белоруссии было заявлено о прекращении действия Союзного Договора 1922 г. и создании Содружества Независимых Государств — СНГ, которое объединило 11 бывших союзных республик.После принятия в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете в политическом развитии Республики Башкортостан произошли значительные перемены.
В Башкортостане к осени 1991 г, прекратила свою деятельность КПСС. Члены Рескома партии во главе с И. Горбуновым были вынуждены оставить свои посты. Однако подавляющее большинство бывших первых секретарей райкомов и горкомов, возглавив районные и городские Советы, осталось у власти.
В то же время распад СССР, конец всевластия коммунистической партии способствовали дальнейшему развитию борьбы за суверенные права республик, в том числе Республики Башкортостан. Движение республики по этому пути было очень сложным и противоречивым. Однако республика, хотя и медленно, непоследовательно, но двигалась по пути претворения в жизнь основных положений Декларации о государственном суверенитете Башкортостана.
Значительным шагом в этом направлений было подписание 31 марта 1992 г. между руководством России и Республики Башкортостан Федеративного Договора и Приложения к нему. Федеративный Договор укреплял договорные отношения республики с РФ. В Приложении к нему было зафиксировано обоюдное согласованное право республики иметь самостоятельную систему законодательства, суда и прокуратуры. В нем было закреплено обеспечение всех общественных отношений, кроме тех, регулирование которых передавалось соответствующим органам РФ. В Приложении провозглашалось, что земля, недра, природные богатства на территории Башкортостана являются достоянием многонационального народа республики, что вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются законодательством республики. Событием большой важности на пути укрепления суверенных прав республики были выборы 12 декабря 1993 г. президента Башкортостана на альтернативной основе. Набрав 64% голосов избирателей, первым президентом республики стал М. Г. Рахимов, до этого занимавший должность председателя Верховного Совета РБ. К 1993 г. был подготовлен Верховным Советом республики проект новой Конституции РБ. 24 декабря 1993 г. она была принята на очередной сессии Верховного Совета РБ. Конституция закрепила то новое, что было наработано за последние годы в государственно-правовом развитии республики. Она зафиксировала достигнутый уровень самостоятельности республики, создала надежную правовую базу для демократизации всех сторон жизни РБ.
Конституция гласила: «РБ образована в результате реализации права башкирской нации на самоопределение и защищает интересы всего многонационального народа республики». Конституция РБ состояла из 6 разделов, 12 глав и 164 статей, в которых были изложены основы конституционного строя РБ, права, свободы, обязанности человека и гражданина, государственное устройство РБ, были узаконены государственные символы и столица республики. В 1 статье было записано: «РБ есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики». Отношения между РБ и РФ по Конституции должны определяться Договором об основных межгосударственных отношениях, двусторонними договорами и соглашениями. Важным было и то, что по новому Основному Закону государственная власть в республике осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Конституция РБ признавала и гарантировала права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.
Большое значение в общественно-политической жизни республики имело подписание 3 августа 1994 г. Договора РФ и РБ о разграничении предметов ведения и взаимного делегирования полномочий, как важнейшей части отношений между двумя государствами. Данный Договор для РБ стал подтверждением ее нового государственно-правового статуса, и он учел результаты республиканского референдума от 25 апреля 1993 г. Тогда подавляющее большинство граждан (75,5%) высказалось за экономическую самостоятельность республики и ее договорные отношения с Россией. Договор признавал право многонационального народа Башкортостана самому решать ряд проблем, связанных с государственным устройством, собственностью, бюджетом, законодательством, судоустройством, внешнеэкономической деятельностью.
В соответствии с новой Конституцией РБ в республике был создан двухпалатный парламент — Государственное Собрание — Курултай, Выборы депутатов в новый парламент РБ состоялись 5 марта 1995 г. В Палату представителей ГС — Курултай РБ было избрано 154 депутата, а в Законодательную палату — 40 депутатов.
С начала 90-х гг. в республике стали функционировать различные политические партии, общественные движения, центры, ассоциации. К 1995 г. в РБ зарегистрировано 5 политических партий, 129 общественных движений, играющих определенную роль по выражению населением республики своих интересов и взглядов.
Общественно-политическая жизнь республики, как и всей Российской Федерации, была тесно связана с выборами в декабре 1995 г. в Государственную Думу РФ, президента РФ в 1996 г. (июнь — июль). Примечательным было то, что 17 декабря 1995 г. в РБ проводился референдум по двум вопросам: должна ли земля в РБ быть объектом неограниченной купли и продажи и о продолжении политики экономической самостоятельности республики в духе Договора между РФ и РБ от 3 августа 1994 г. На первый вопрос 84% избирателей ответили «нет», а на второй 97% сказали «да». Итак, большинство избирателей республики показало свое отрицательное отношение к идее превращения земли в объект купли и продажи, то есть по существу выступило против частной собственности на землю. В то же время электорат РБ поддержал политику укрепления экономической самостоятельности республики. Итоги выборов в Государственную Думу РФ по РБ весьма показательны в том плане, что большинство голосов из 43 движений и партий, предвыборных блоков набрала Коммунистическая партия РФ. Подобный исход выборов РБ объясняется глубоким кризисом, охватившим все сферы жизни страны, инфляцией, ростом цен, преступности, и, наконец, бессмысленной войной против Чечни.
Значительным событием в жизни башкирского народа, всей республики следует считать Всемирный Курултай башкир, состоявшийся 1 — 2 июля 1995 г. Идея его проведения была выдвинута еще в 1993 г. Башкирским народным центром «Урал». В его работе приняло участие 609 делегатов, представляющих башкир РБ, соседних областей и республик РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья, например, Венгрию, Турцию, Китай, Перу, Польшу, США, Германию, Японию, Францию, Италию, ЮАР, Гонконг. На Курултае с основным докладом выступил Президент РБ М. Г. Рахимов, осветивший историческое прошлое, настоящее и перспективы развития башкирского народа. В ходе пленарных и секционных заседаний делегаты Курултая обсудили важнейшие вопросы социально-экономического и культурного развития башкир на пороге XXI века. Курултай, впервые собравший представителей башкирского народа со всего мира, показал духовное единство нации, стал символом ее консолидации. В 1997 г. состоялся съезд татар Башкортостана, а в 1998 г. — конгресс русских Башкортостана. Эти форумы рассмотрели проблемы развития духовной и культурной жизни русской и татарской диаспор республики, приняли Программы развития указанных крупных этносов Башкортостана.
Таким образом, за первые пятилетки 90-х гг. общественно-политическая жизнь РБ ознаменовалась значительными событиями, направленными на дальнейшее укрепление ее суверенных прав.