Что произошло в 630 году в истории мусульман
8-630. Освобождение Мекки
20 рамадана 8 года от Хиджры (11 (14) января 630) мусульманская армия во главе с пророком Мухаммадом, мир ему и благословения Аллаха, без боя заняла досточтимую Мекку. Освобождение города знаменовало торжество единобожия над многобожием и подтолкнуло арабские племена во всех уголках полуострова к обращению в ислам. Это великое событие было предсказано в Коране, а ещё раньше — в священных книгах других пророков. В нынешнем тексте Второзакония мы читаем: «Господь пришёл от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шёл со тьмами святых; одесную Его огнь закона» (33:2).
После заключения Худейбийского мира в 628 году союзниками курайшитов стал род бану бакр ибн абд манат. Бакриты издавна враждовали с племенем хузаа, которое в свою очередь поддержало мусульман, а некоторые из них даже приняли ислам. Перемирие гарантировало безопасность и тем, и другим, но бакриты вероломно напали на группу хузаитов и убили более двадцати человек, в том числе вождя племени Ка‘ба ибн ‘Амра. Оставшихся в живых они преследовали вплоть до самой Мекки, нарушив святость запретных земель.
Когда об этом стало известно пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, он решительно встал на сторону своих союзников и потребовал от курайшитов либо прервать отношения с бакритами, либо выплатить виру за убитых хузаитов. В противном случае курайшиты нарушали условия мирного договора, что означало возобновление войны между ними и мусульманами.
Подготовка к походу на Мекку осуществлялась в условиях строжайшей секретности. Племенам, которые должны были присоединиться к армии, было приказано не прибывать в Медину, а дожидаться основных сил в условленных местах. Жителям Медины было запрещено покидать город, а на стратегически важных проходах на пути в Мекку были выставлены патрули. Это позволяло надеяться на то, что курайшиты не сумеют собрать большую армию и кровь на священной земле не прольётся.
Для того чтобы скрыть свои истинные намерения от язычников и лицемеров, пророк, мир ему и благословение Аллаха, в начале рамадана отправил небольшой отряд с разведывательной целью в другом направлении. Лишь немногие знали о подлинных планах посланника, мир ему и благословение Аллаха, и несмотря на это, мусульманин по имени Хатиб ибн Абу Балта‘а решил предупредить курайшитов о предстоящем походе на Мекку.
Передать письмо мекканским вождям Хатиб поручил одной женщине, но посланнику, мир ему и благословение Аллаха, стало известно об этом, и сподвижники перехватили её на полпути в Мекку. Когда послание было доставлено пророку, мир ему и благословение Аллаха, он призвал к себе Хатиба и спросил его: «Что это такое?» Тот объяснил свой поступок желанием защитить свою семью от гнева язычников и поклялся, что не отступил от веры, и хотя ‘Умар ибн ал-Хаттаб предлагал тотчас казнить его, пророк, мир ему и благословение Аллаха, принял его оправдания и сказал: «Поистине, он ведь участвовал в битве при Бадре. Откуда ты знаешь, а может быть, Аллах посмотрел на сражавшихся у Бадра и сказал: “Делайте, что хотите, и Я прощу вас”».
13 рамадана пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, во главе большой армии двинулся в направлении Мекки. Управление Мединой в его отсутствие было доверено Абу Рухму ал-Гифари, а руководство молитвой — ‘Абдаллаху ибн Умм Мактуму. Миновав микат в Зуль-Хулайфе, пророк, мир ему и благословение Аллаха, не вступил в ихрам, что означало отсутствие намерения совершить паломничество. Однако он и остальные мусульмане продолжали поститься, пока они не добрались до Кудайда. Там посланник, мир ему и благословение Аллаха, увидел, что людям тяжело соблюдать пост, и велел прервать его, после чего они продолжили свой путь. По мере приближения к Мекке численность армии возросла до 10 тысяч человек.
Курайшиты узнали о приближении огромного войска, когда мусульмане уже достигли долины Марр-эз-Захран. По приказу посланника, мир ему и благословение Аллаха, воины разожгли десять тысяч костров, которые вызвали панику среди жителей Мекки. Последовав совету дяди пророка, мир ему и благословение Аллаха, ал-‘Аббаса, вождь курайшитов Абу Суфйан прибыл в лагерь мусульман и принял ислам.
Этому богатому и гордому человеку было трудно признать свою неправоту, но иного пути не было. Тем не менее, Аллах Всевышний раскрыл его грудь и укрепил его сердце. Как пишут биографы, Абу Суфйан ибн Харб стал хорошим мусульманином и проявил стойкость в день Хунайна и во время осады Таифа, когда он лишился одного глаза. Он был самым пожилым участником великой битвы при Ярмуке и скончался в Медине, дожив до глубокой старости.
Для того чтобы утешить Абу Суфйана, пророк, мир ему и благословение Аллаха, гарантировал безопасность каждому, кто укроется в его доме, после чего вождь курайшитов вернулся в Мекку. Он сообщил соплеменникам, что принял ислам, и посоветовал им не оказывать сопротивление и последовать его примеру. То же самое мекканцам посоветовал ал-‘Аббас ибн ‘Абд ал-Мутталиб, заявив, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, также гарантировал безопасность всем, кто соберётся в Заповедной мечети.
Правым крылом мусульман командовал Халид ибн ал-Валид, чей отряд вошёл в Мекку по южной дороге. Командование левым крылом, которое двигалось по северной дороге, было поручено аз-Зубайру ибн ал-‘Авваму. С западной окраины в город вступил отряд ансаров под руководством Са‘да ибн ‘Убады. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, вошёл в город через его верхнюю часть, по северо-западной дороге. Самая серьёзная стычка произошла в южной части города, где отряд Халида столкнулся с сопротивлением знатных курайшитов — Сафвана ибн Умаййи, ‘Икримы ибн Абу Джахла, Сухайла ибн ‘Амра и их сторонников. Всего в боях за город погибли всего 12 или 28 язычников, а мусульмане потеряли убитыми троих.
Затем было приказано удалить из Каабы всех идолов и их останки, а также стереть все изображения на ее стенах. После этого пророк, мир ему и благословения Аллаха, вошел внутрь Каабы вместе с несколькими сподвижниками, и они совершили в ней молитву. Сообщается также, что темнокожий эфиоп Билал ибн Рабах поднялся на крышу Каабы и оттуда призвал людей на молитву.
После этого пророк, мир ему и благословения Аллаха, обратился к собравшимся перед ним мекканцам с проникновенной речью, в которой он, мир ему и благословения Аллаха, объяснил многие установления ислама, отменил законы доисламского невежества и объявил недействительными родовые привилегии. После чего он, мир ему и благословения Аллаха, отпустил бывших врагов с миром, не лишив их свободы и имущества. Даже дома, ранее принадлежавшие мухаджирам, были сохранены за теми, кто отнял или занял их.
Затем посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, подошел к холму ас-Сафа и поднялся на него, чтобы взглянуть на Каабу оттуда. В течение некоторого времени он, мир ему и благословения Аллаха, смотрел на неё, воздев руки к небу и взывая к Аллаху, а затем стал принимать клятву на верность исламу у всех тех, кто пожелал принести ее. После освобождения Мекки пророк, мир ему и благословения Аллаха, пробыл в ней пятнадцать дней, а затем отправился в Хунайн. Правителем Мекки был назначен ‘Аттаб ибн Асид, а руководить молитвой и решать религиозные вопросы было поручено Му‘азу ибн Джабалу.
Вплоть до Судного дня территория вокруг Мекки и сам город будут оставаться заповедными землями, коими они стали со времен сотворения небес и земли. В этом месте действуют особые правила, подчеркивающие его величайший статус. Об этих важных правилах посланник, мир ему и благословения Аллаха, напомнил людям после освобождения города. Он сказал: «Всевышний Аллах не позволил слону вступить в Мекку, но позволил Своему посланнику и правоверным покорить этот город. Никому прежде не было дозволено сражаться в Мекке, и только мне было дозволено сражаться в ней в течение одного дневного часа. Отныне же это не будет дозволено никому. Здесь нельзя охотиться, и здесь нельзя обламывать колючки, а найденное здесь имущество можно подбирать только для объявления о находке. Если же здесь будет убит чей-то родственник, то пострадавшая сторона может принять любое из двух решений» (ал-Бухари и Муслим).
Аравийская Судьба или как рождаются империи. 630 год (окончание)
Возросшее военное могущество и военные успехи мусульман усилили приток новых сторонников. Арабы в одиночку, семьями, родами и племенами переходили в ислам, но количество язычников все еще было велико.
Ближайшие сподвижники были озабочены выбором нового предводителя уммы. Часть мусульман во главе с Абу Бекром и Омаром заявила, что наследником пророка может быть только курейшит, руководствующийся в своей деятельности Кораном и сунной. Другая часть, возглавляемая Али ибн Абу-Талибом, настаивала на том, что наследником пророка может быть только его ближайший родственник, так как только он может правильно толковать Коран, благодаря особой духовной силе доставшейся ему от Мухаммеда. Так зародилось разделение ислама на две ветви — суннизм и шиизм, сторонники которых вскоре станут проливать кровь друг друга в борьбе между собой. После долгих споров победила первая точка зрения и «заместителем посланника Аллаха» — халифом был избран Абу Бекр ас-Сиддик, друг, сподвижник и тесть пророка. После избрания старые друзья, родственники и последователи вспомнили о своем пророке. Целые сутки его неприбранное и неомытое тело одиноко пролежало в закрытом для всех домике Айши. Тело, не снимая одежды, в которой он умер, омыли и, завернув в три белоснежных хлопчатобумажных савана, положили на ложе. После прощания мусульман с пророком, его бренные останки были погребены там, где он умер на третий день после кончины (Мухаммед умер 8 июня 632 года, его гробница в Медине является второй, после Каабы, святыней ислама и местом паломничества).
Победы арабам обеспечивал так же беспощадный грабеж покоренных народов, вернее остатки народов, т. к. арабы безжалостно вырезали мужское население, а женщин продавали в гаремы (Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. — М., 2000, стр101) Раб перс Абу-Лулу Фируз, доведенный до отчаяния непомерными поборами, обратился с жалобой на своего господина к Омару. Халиф не оказал помощи презренному рабу. На следующий день раб зарезал халифа в мечети.
Третьим халифом был избран ближайший соратник пророка Осман ибн Аффан (644−654), племянник Хадиджи и их зять из рода Омейя (Женой его была дочь пророка Рукайа, после ее смерти он взял в жены другую дочь пророка, Умм Кульсум. Обе умерли еще при жизни Мухаммеда, как и все его дети. Только Фатима, жена Али ибн Абу-Талиба, пережила отца на полгода).
Завоевания были продолжены. Окончательно покорена Персия, захвачен Дагестан, Кипр. Воины ислама поили своих коней водами Амударьи. Халиф, кроме ислама, яро исповедовал непотизм и поклонялся золотому тельцу. При дележе добычи он большую часть отбирал для себя.
Недовольные Османом ревностные мусульмане, в основном шииты, сторонники Али, под видом паломников прибыли в Медину и объединившись с жителями города, потребовали у халифа убрать всех его родственников с должностей. Осман дал согласие, но его племянник Мерван, фактический правитель халифата, отдал тайный приказ уничтожить всех вождей недовольных. Письмо было перехвачено. Шииты окружили дом халифа и ворвались в дом. Осман встретил их, держа в руках созданный по его приказу Коран (Пророк Мухаммед не писал Коран. Эта книга была написана спустя годы после смерти пророка со слов его последователей). Заместителю посланника Аллаха перерезали горло и на священную книгу пала кровь праведного халифа.
Четвертым халифом в 656 г. стал Али. Но не все мусульмане признали этот выбор. Наместник Сирии Муавия обвинил Али в убийстве Османа и поднял мятеж против законно избранного халифа. Началась гражданская война. Муавия, сын Абу-Суфиана, главы рода Омейя, главного гонителя и преследователя Мухаммеда. Муавия был двоюродным братом Османа. Вот почему Абу-Суфиан и его родственники не были наказаны после взятия Мекки. И не только поэтому. Пророк простил всех своих врагов, даже убийц любимых им людей, ибо Мухаммед был пророком милостивого и милосердного Аллаха — ар-рахман ар-рахим. Пророк никогда никого не убивал. За него это делали другие.
Омейяды приняли ислам, а Муавия даже стал личным секретарем пророка и принимал участие в захватнических войнах арабов. После завоевания Палестины он стал ее наместником.
В 660 г. в Иерусалиме Муавия провозгласил себя халифом. После убийства Али, шииты в Ираке провозгласили халифом Хасана, старшего сына Али и внука пророка. Но через полгода после провозглашения Хасан открыто отрекся от этой должности в пользу Муавии, продав свое право за неисчислимые богатства, заплаченные ему Муавией. Хасан продал не только свое право, он продал дело своего деда. Ухмылка Судьбы — отдать всю свою жизнь делу, которое после смерти достанется врагам. Противники пятого халифа говорят, что когда на пирах Муавии приносили коран, то он, открыв книгу, плевал на страницы мусульманской святыни. «Пренебрежительное отношение к моральным и правовым нормам ислама со стороны правящих династий прослеживается на протяжении почти всей истории Арабского халифата и других мусульманских государств. Правители и их наследники утопали в роскоши, уподобляясь персидским шахам и римским императорам» (Али-заде А. Хроника мусульманских государств I-VII веков хиджры. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М., 2007, стр.133−134)
Если до Муавии должность халифа была выборной, то он закрепил ее за своим родом. Столица халифата из Куфы была перенесена в Дамаск, где он был наместником с 639 г. (Бедный Дамаск! За то, что жители поддерживали Омейядов, великий Тамерлан в 1401 г. захватив город, разграбил его, предав огню, уничтожившему все, даже мечети). В 680 г. после смерти Муавии шииты провозгласили второго сына Али и Фатимы Хусейна, ставшего после смерти старшего брата Хасана главой Алидов, имамом и призвали его возглавить восстание против Омейяда Язида I (680−684), сына Муавии. В 681 г. близ Кербелы в Ираке четыре тысячи воинов халифа Язида окружили небольшой отряд Хусейна, состоящий всего лишь из нескольких десятков его сторонников. Почти весь отряд внука пророка был перебит. Сам Хусейн, получив десятки колотых и рубленых ран, попал в плен и был живьем растерзан на части. Тело Хусейна было обезглавлено, его голову отправили в Дамаск к Язиду. Головы отрезали всем погибшим сторонникам внука пророка, их водрузили на копья и отвезли в Куфу. Из 72 погибших сторонников Хусейна 23 человека были его родственники, в том числе два его сына и его брат Аббас. Получив весть о гибели Хусейна, Абдулла ибн аз-Зубайр, сын одного из сподвижников пророка аз-Зубайра ибн аль-Аввама и внук халифа Абу Бекра, поднял восстание, и весь Хиджаз присягнул ему как халифу. Во время битвы армии Язида с армией Абдуллы в 684 г. была разрушена Кааба. Противники сражались с именем Аллаха на устах, но души их были подчинены Иблису.
После смерти Язида I и его сына Муавии II, правившего всего два месяца, жители всего халифата признали власть Абдуллы ибн аз-Зубайра, кроме Сирии, где стал править мятежный наместник Омейяд Мерван. Вскоре он начал завоевание Ирака. После смерти Мервана в 685 г., его сын Абдулмалик продолжил войну с Абдуллой. В 690 г. был окончательно покорен Омейядами Ирак, присоединен Египет. Под властью халифа Абдуллы остался только Хиджаз. В 692 г. при осаде Мекки халиф Абдулла был убит и весь халифат стал подвластен Абдулмалику (692−705). Преодолев смуту, вызванную Финикийской Судьбой, арабы продолжили завоевания. Были захвачены Сицилия и Мальорка (708), начато завоевание Испании (711), захвачены Бухара (708), Самарканд (712), Кашгар (715).
С ликвидацией Омейядов уходит эпоха засилья арабов и наступает эпоха влияния персов. Второй халиф новой династии аль-Мансур (754−775) в 762 г. построил около бывшей сасанидской столицы Ктесифона новый город — Багдад и перенес туда столицу халифата. От завоеваний новых земель и народов Аббасиды были вынуждены отказаться из-за необходимости удерживать в покорности завоеванные ранее. Правление Аббасида Харун ар-Рашида (786−809) — это время наивысшего расцвета халифата и начало медленного, но неотвратимого распада государства арабов. На территории халифата стали возникать самостоятельные эмираты и султанаты, во главе которых встали представители местных династий. Отделился Магриб. В Марокко возникло независимое государство Идрисидов (788−905). В 800 г. в Тунисе и Алжире образовался эмират Аглабидов (800−909). Халиф аль-Мамун (813−833) за помощь в борьбе за власть с братом Амином дал представителю персидской знати Тахиру ибн Хусейну в управление Хорасан. В 821 г. Тахир отделил эту область от халифата и образовал т. н. государство Тахиридов (821−873).
Для спасения страны от развала, обуздания сепаратизма правителей отдаленных земель Аббасиды начиная с халифа аль-Мутасима (833−842) окружили себя гвардией из рабов-гулямов, в основном тюркского происхождения. Из купленных на невольничных рынках детей, захваченных в набегах на соседей, и из детей, полученных у покоренных народов в виде дани «кровью», привезенных в Багдад и воспитанных в духе преданности халифу была создана эта гвардия. Осознав свою силу, гвардейцы начинают убивать халифов и возводить своих ставленников [Султан Орхан в 1330 г. создавая свою пехоту, назвал ее янычары (турец. yeni ceri — букв. новое войско), но лукавил осман, новым было только то, что эта пехота формировалась из мальчиков, чьи родители были христиане, гулямы же были из семей мусульман].
Религиозные распри, восстания покоренных народов, рабов и мусульман — приверженцев различных сект, не прекращающие войны, ослабление власти халифов, честолюбивые амбиции наместников и эмиров — все это ведет к развалу халифата. В Йемене шиитская секта зейдитов в 860 г. образовала свое государство. Карматы, приверженцы наиболее радикального ответвления исмаилитов в результате восстания (860−906), создали свое государство в Бахрейне. В 929 г. армия карматов захватила Мекку. Город был разграблен, паломники перебиты, а священный черный камень Каабы был расколот и увезен (возвращен в 951 г.). В 945 г. Буиды, династия правителей Западного Ирана и Ирака, захватили Багдад и лишили халифа светской и духовной власти. Захватив в 1055 г. Багдад, тюрки-сельджуки вернули халифу духовную власть. Распад сельджукского государства позволил халифу в 1152 г. восстановить и светскую. В феврале 1258 года монгольское войско Хулагу приступом взяло Багдад, город подвергся грабежу, продолжавшемуся более трех недель, сожжен и разрушен дотла. Халиф аль-Мустасим (1242−1258) и несколько его ближайших родственников, будучи зашиты в кожаные мешки, были до смерти забиты дубинами по приказу Хулагу. Хакиму, одному из Аббасидов, удалось избегнуть этой злой доли и сбежать в Египет, где мамлюкский султан Бейбарс (1260−1277) провозгласил его халифом в 1261 г. Призрачная власть у потомка этого Аббасида халифа Мутаваккиля III была отнята в 1517 г. османским султаном Селимом I Грозным (Кроме халифа в Багдаде мусульмане имели еще двух халифов — омейядского в Кордове и фатимидского в Египте, хотя это было страшным грехом, ибо один Аллах, один пророк и один халиф).
1 ноября 1922 года Османский султанат был упразднен, а 3 марта 1924 года был ликвидирован и халифат. Попытки мусульман избрать нового халифа не увенчались успехом.
К чему привело возвращение пророка Мухаммада (мир ему) в Мекку в 630 году?
Возвращение мусульман в Мекку. (Источник фото: pixabay.com)
Важные последствия возвращения мусульман в Мекку
Возвращение мусульман в Мекку во главе с пророком Мухаммадом произошло 11 января 630 года. Это событие сыграло огромную роль в дальнейшем распространении религии Ислам. Об этом завоевании говорится в Благородном Коране:
Ученые Ислама называли это величайшей победой. Так, например, Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) дал этому событию название «Фатх аль-футух» («Самое главное завоевание«).
Сообщается, что поводом для похода на Мекку стало нарушение Худайбийского мирного договора со стороны мекканских курайшитов.
Возвращение в Мекку – ключ к распространению Ислама по всему Хиджазу
Чтобы распространить свою гегемонию по всему Хиджазу, мусульманам было необходимо двигаться на север, одним из пунктов назначения этого пути была Мекка.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вошел в Мекку не как захватчик и завоеватель, но как благородный и милосердный правитель. Не было ни дорожек из лепестков роз, ни триумфальных шествий, ни красноречивых, диктаторских речей. Пророк (мир ему) скромно, воздавая хвалу Всевышнему Аллаху, направился к Каабе, чтобы совершить там намаз и очистить главную святыню от идолов. Он простил своих обидчиков и принял присягу от людей, желающих принять Ислам. Даже от Хинд, которая в гневе изуродовала тело его дяди Хамзы и откусила кусок его печени в битве при Ухуде. Он не изгнал из города вождей многобожников, несмотря на все их прошлые злоключения, не отнял у хранителей Каабы их полномочия. Он был милостив к людям, и люди приняли его и его религию.
Племена арабов принимают Ислам
После возвращения в Мекку посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) начал отправлять к различным арабским племенам делегации и походы, чтобы призвать их к Исламу или подчинению власти мусульман. Призыв не значил принуждение. Никого не заставляли принять Ислам, люди были вольны следовать той религии, которую они считали истиной. Однако племена должны были признать власть мусульман и платить им определенный налог (джизья).
У многих арабских племен были такие воззрения, согласно которым истина была на стороне того, кто владел Меккой и Каабой. Увидев, что курайшитские многобожники потеряли власть, и что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил неверующим посещать Каабу и совершать паломничество к ней, арабы толпами стали принимать Ислам. Именно об этом говорил Всевышний Аллах: «…Когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха…»
Однако не все арабы подчинились Пророку (мир ему). Среди племен, решивших оказать сопротивление мусульманам, были джаммиты, саадиты, хавазины, сакифы и племя бану саад. Пророк, узнавший о намерении союзных племен, снарядил войско численностью 12 000 человек и выступил в направлении Таифа. В результате произошла легендарная битва при Хунейне, в которой мусульмане одержали верх над своим врагом.
После смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) халифы продолжили завоевания земель и распространение Ислама по миру. Было много великих побед, однако главной победой, положившей начало другим, являлась Мекка.
Падение Мекки
Заключенный с Меккой договор, хотя и был выгоден Мухаммеду (он мог спокойно обращать или просто брать «милостыню» с племен), все равно не давал ему покоя. Пророк желал вернуть свой народ в Мекку, и нужен был только повод, чтобы нарушить перемирие. И случилось так, что союзники курайшитов из племени Бану Бакр убили несколько человек из племени Бану Хузаа, дружественного Мухаммеду. Это было расплатой по счетам кровной мести, нападение было совершено ночью, и в нем принимали участие несколько курайшитов.
Абу Суфиан, узнав об этом, немедленно отправился в Медину – конфликт ему был не нужен. Но Мухаммед отказался даже принять его. Не стали разговаривать с ним и другие влиятельные лица в иерархии мусульман. К Медине начали подтягиваться отряды кочевников в полном боевом вооружении, но понять, что затевает Мухаммед, было никому не дано. Время шло, наступил месяц рамадан и великий пост. Многие были уверены, что Мухаммед будет дожидаться окончания поста, но на десятый день рамадана войско выступило в поход. Десятый день рамадана (то есть 1 января 630 года по христианскому летосчислению) был не только днем начала похода, но и годовщиной смерти первой жены Пророка Хадиджи.
Мухаммед сам возглавил поход, и в пути его армия соблюдала пост (все воины ничего не ели от восхода до заката солнца). В местечке Марр аз-Захран Мухаммед разбил лагерь (до Мекки оставалось два дня пути) и отдал приказ воинам прекратить пост. Слухи летят быстро, и в Мекке, где вскоре узнали об этом, началась паника. Многие тайные мусульмане, в том числе Аббас, покинули город и пришли в лагерь Мухаммеда.
Мухаммед так ответил посланнику:
– Возвращайся в Мекку и передай курайшитам, что те, кто покорятся, будут прощены. Укрывшимся в твоем доме гарантирую безопасность, укрывшимся в Каабе дарую безопасность, как и укрывшимся за дверьми своих домов. Но враги Аллаха будут истреблены даже в Каабе!
Оставив в заложниках сына, Абу Суфиан вернулся в город.
Войска Мухаммеда окружили Мекку, и Пророк выделил кочевников, на дисциплину которых он мало надеялся, в отдельное войско, поставив во главе его Халида ибн Валида. Главой ансаров и мухаджиров он поставил Саада ибн Убайду, но когда тот провозгласил: «Нет святынь в день битвы!» – Пророк заменил его Али; Мухаммед не хотел кровопролития.
Девятнадцатого числа месяца рамадан в восьмой год хиджры (или 11 января 630 года от рождества Христова) Мекка пала.
Дисциплинированная армия Мухаммеда не стала грабить мирное население великого города, произошло только несколько стычек, устроенных кочевниками. Горожане в едином порыве приняли ислам. Мухаммед свято чтил слова Аллаха, повторенные им при входе в Медину: «Нет принуждения в вере!» – и поэтому несколько богатых курайшитов, отказавшихся принять ислам, не получили никакого наказания и были отпущены с миром.
Мекканцы, зная о честности Пророка, охотно дали ему деньги в долг, и эта сумма, поделенная среди войска, успокоила военный пыл бойцов.
Вскоре Мухаммед приказывает очистить Каабу от идолов, и его повеление тут же исполняется: каменных идолов разбивают в крошку, а деревянных – сжигают. Али очень хотел получить ключи от Каабы, но Пророк оставил их в руках клана Абд ад-Дар, а снабжение паломников водой по-прежнему в руках Аббаса и его рода.
Также были приговорены к смерти Аль-Хувайрис и Хаббар ибн аль-Асвад, мужчины, которые когда-то избили дочерей Мухаммеда.
Не пощадили и Саада, секретаря Мухаммеда, который, бежав в Мекку, всем рассказывал, как «писал» Коран. Когда к Пророку привели Саада, он слезно просил у Мухаммеда прощения за свои наветы. Тот, почернев лицом, вроде бы принял его униженные извинения; однако когда Саад ушел, он сказал своим соратникам следующее:
– Как Пророк я не мог его не простить, но почему никто из вас не отрубил ему голову?!
Получил прощение и Вахши, убивший Хамзу, но Мухаммед велел тому никогда больше не попадаться ему на глаза. Вахши, действительно, стал очень ценным бойцом в армии Мухаммеда, но, помня о предупреждении, до конца жизни Пророка старался не показываться ему на глаза.
Через двадцать дней после падения Мекки прошел слух, что племена Хавазин объединились с кочевниками Хиджаза, с сакифитами, жителями оазиса Таиф, и еще несколькими племенами. Эти люди были давними врагами Мекки, а некоторые из них находились в давнем противостоянии еще и с Мединой. Воспользовавшись слабостью Мекки, они хотели восстановить свою независимость. Была собрана двадцатитысячная армия, причем кочевники, по настоянию жителей оазисов, пришли с семьями и скотом, служившими гарантией того, что воины не сбегут.
Мухаммед, узнав об этом, собрал войско в новый поход.
В ряды его армии влились две тысячи курайшитов. Через три дня двенадцатитысячная армия Пророка достигла предгорий Хиджаза и, следуя по долине Хунайн, стала приближаться к вражескому лагерю. На подходе к войску язычников отряд кочевников, возглавляемый Халидом и идущий в арьергарде, попал в засаду. Недисциплинированные кочевники ударились в бегство, сминая идущих за ними анасаров и мухаджиров. Паника охватила проверенное войско, которое, сминая ряды, бросилось бежать, несмотря на все призывы Мухаммеда. Около Пророка осталось только десять верных, в том числе и Аббас. Возвысив свой голос, он сумел вернуть часть войска, и подскакавшие почти вплотную к Мухаммеду воины хавазинитов повернули назад. Приведя войско в порядок, Мухаммед уже через час был у вражеского лагеря. Хавазиниты и другие кочевники, поняв, что с этой огромной силой им не справиться, бросились врассыпную, позабыв про свои семьи и скот. Сакифиты сражались храбрее и, понеся большие потери, отошли к Таифу.
Мухаммед во всеуслышание объявил, что всем рабам Таифа, принявшим ислам, будет дарована свобода. Пообещал он щедрые дары и тем из шейхов, кто перейдет под его покровительство. Часть сторонников Мухаммеда тайно сбежала из города, тут же присоединившись к войску мусульман, но остальные были заключены под стражу. Противостояние продолжалось. Кочевники, рассеявшиеся по горам, поняв, что Мухаммед может проиграть битву, снова стали собираться в армию, а кочевники, бившиеся на стороне Мухаммеда, стали требовать дележа добычи. Мухаммед, осознав шаткость положения, предложил вернуть без выкупа пленных женщин и детей в обмен на мир, а возмущенным этим решением кочевникам, бившимся на его стороне, пообещал отдать по шесть верблюдов за каждого человека.
Сам Мухаммед получил в качестве трофеев долю, которая оценивалась в десять тысяч верблюдов. Это было сказочное богатство, которое большинство из воинов даже не могли вообразить, но Мухаммед тут же, практически без остатка, раздал свою долю верным союзникам.
Армия вернулась в Медину, и тут Мухаммеда ждало радостное известие: его наложница – коптянка Мириам, когда-то преподнесенная в дар Пророку правителем Египта, родила ему сына. Мухаммед назвал сына Ибрахимом, в честь великого Пророка, потомком сына которого (Исмаила) он себя считал. Отныне никто не мог назвать его «куцым», и всем было ясно, что Аллах благословляет действия своего Пророка. Но рождение сына, кроме самого Пророка, мало кого обрадовало – оно нарушало установившееся равновесие в борьбе за власть среди ближайших приближенных Мухаммеда.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
КАРАВАН ИЗ МЕККИ
КАРАВАН ИЗ МЕККИ Преображенный, я вышел наконец от цирюльника, испытывая гордость и восторг от того, что не оскверняю больше живописные городские виды своим просторным сюртуком и круглой шляпой. Этот головной убор кажется восточным людям особенно смешным; в каждой школе
Осада Мекки в «год слона»
Осада Мекки в «год слона» Пятьсот семидесятый год по Р. X., в арабских летописях обозначенный как «год слона», выдался для тогдашнего мира непростым. Про «год слона» немного ниже, пока же предыстория.Курайшиты, как уже сказано, фактически монополизировали окрестную
12. Падение Неаполя = Нового Города и падение Трои. Средневековый акведук — водопровод, передвижная осадная башня и «античный» Троянский конь
12. Падение Неаполя = Нового Города и падение Трои. Средневековый акведук — водопровод, передвижная осадная башня и «античный» Троянский конь 49а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. НЕУДАЧНЫЕ ШТУРМЫ ТЮИ. Падению Трои предшествует длительная безуспешная осада. Несколько штурмов кончаются
XVII Победа Мекки
XVII Победа Мекки Мухаммед заставил мусульман поверить, что на их стороне воевали ангелы, а Сатана принял сторону Курайшитов, только Сатана не был воплощением «непобедимой воли», каким его описал Мильтон: скорее это был до крайности трусливый джинн. «Иблис превозносил их
15. Падение Неаполя = Нового города и падение Трои Средневековый акведук-водопровод Передвижная осадная башня и «античный» троянский конь
15. Падение Неаполя = Нового города и падение Трои Средневековый акведук-водопровод Передвижная осадная башня и «античный» троянский конь 49а. Троянская война. НЕУДАЧНЫЕ ШТУРМЫ ТРОИ. Падению Трои предшествует длительная безуспешная осада. Несколько штурмов кончаются
3. Исход из Египта Моисея с израильтянами и переселение (Хиджра) Магомета вместе с его последователями из Мекки
3. Исход из Египта Моисея с израильтянами и переселение (Хиджра) Магомета вместе с его последователями из Мекки Библейская книга Исход говорит, что израильтяне подвергались в Египте угнетению. В ответ на их жалобы Бог сказал Моисею, что Он выведет израильский народ из
4.1. Отъезд из Мекки = Москвы и прибытие в Медину = Царь-Град
4.1. Отъезд из Мекки = Москвы и прибытие в Медину = Царь-Град Мусульманская версия гласит, что Пророк Магомет со своими сподвижниками переселился из Мекки в Медину (то есть, как мы теперь понимаем, из Москвы – в Царь-Град). Событие это считается весьма знаменитым в истории
БЕГСТВО МУХАММЕДА ИЗ МЕККИ В МЕДИНУ
БЕГСТВО МУХАММЕДА ИЗ МЕККИ В МЕДИНУ МухаммедИз всех основателей мировых религий только существование Мухаммеда не подвергается сомнению большинством историков. Возможно, потому, что он жил во времена более близкие к нам, ведь ислам — самая молодая мировая
Хиджра («бегство», или «эмиграция», Мухаммеда из Мекки в Медину)
Хиджра («бегство», или «эмиграция», Мухаммеда из Мекки в Медину) 16 июля 622 года Эта дата выбрана в качестве точки отсчета мусульманского календаря. Именно с этого дня новая религия, проповедуемая Мухаммедом, ислам (что означает «покорность», имеется в виду— Богу),
12. Падение Неаполя = Нового Города и падение Трои Средневековый акведук-водопровод, передвижная осадная башня и «античный» Троянский конь
12. Падение Неаполя = Нового Города и падение Трои Средневековый акведук-водопровод, передвижная осадная башня и «античный» Троянский конь 49а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. НЕУДАЧНЫЕ ШТУРМЫ ТРОИ. Падению Трои предшествует длительная безуспешная осада. Несколько штурмов кончаются
Взятие Мекки
Взятие Мекки Такая система, однако, не могла ни выжить, ни полностью оформиться, не включив в себя Мекку и не используя торговый путь между Сирией и Йеменом, то есть не вытеснив полностью мекканскую систему. В 628 году, к концу шестого года пребывания в Медине, собрав войско