Это незавершённый список года. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив его.
Полезное
Смотреть что такое «912 год» в других словарях:
912 год до н. э. — Годы 916 до н. э. · 915 до н. э. · 914 до н. э. · 913 до н. э. 912 до н. э. 911 до н. э. · 910 до н. э. · 909 до н. э. · 908 до н. э. Десятилетия 930 е… … Википедия
912 Маритима — [[Файл:|275px|]] Открытие A Первооткрыватель Фридрих Швассман Дата обнаружения 27 апреля 1919 Альтернативные обозначения … Википедия
(912) Маритима — 912 Маритима Открытие Первооткрыватель Фридрих Швассман Дата обнаружения 27 апреля 1919 Альтернативные обозначения 1919 FJ; 1930 GA 1930 MO; A911 WB Категория Главное кольцо Орбитальные … Википедия
год — (евр. «шанах» обновляющееся, возвращающееся) основной отрезок времени измерения исторических событий, равный полному циклу сезонных изменений. У разных народов год начинался и измерялся по разному. У евреев после выхода их из Египта год по… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
год — (·евр. «шанах» обновляющееся, возвращающееся) основной отрезок времени измерения исторических событий, равный полному циклу сезонных изменений. У разных народов год начинался и измерялся по разному. У евреев после выхода их из Египта год по… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
високосный год — Календарный год, содержащий 366 дней, по новому стилю високосным является каждый год, кратный четырем, кроме тех годов, числа которых оканчиваются на два нуля, но не делятся на 400 … Словарь по географии
1912 год — Годы 1908 · 1909 · 1910 · 1911 1912 1913 · 1914 · 1915 · 1916 Десятилетия 1890 е · 1900 е 1910 е 1920 е · … Википедия
Porsche 912 — Porsche 912 … Википедия
908 год — Годы 904 · 905 · 906 · 907 908 909 · 910 · 911 · 912 Десятилетия 880 е · 890 е 900 е 910 е · … Википедия
910 год — Годы 906 · 907 · 908 · 909 910 911 · 912 · 913 · 914 Десятилетия 890 е · 900 е 910 е 920 е · … Википедия
День Вещего Олега. 2 сентября 912 года в русской истории
Как мы сообщали ранее, этой весной в издательстве «Вече» была издана монография эксперта Центра стратегической конъюнктуры, писателя, исследователя традиционной культуры Дмитрия Анатольевича Гаврилова и его соавтора Сергея Александровича Пивоварова, посвящённая великому князю Руси Олегу – «Олег Вещий – Орвар-Одд. Путь восхождения». В 2018-ом году исполнилось 1111 лет известию летописей о победоносном походе Олега на столицу Византийской империи и заключении им первого договора между Русью и ромеями. Вниманию читателей ещё одно интервью с нашим экспертом, повод для этого есть.
Дмитрий Анатольевич, чем знаменателен уходящий август и наступающий сентябрь в связи с рассматриваемой Вами тематикой?
2 сентября 912 года навеки вписано в русскую историю. В этот день послы великого русского князя Олега принесут новые клятвы перед лицом византийских правителей в Цареграде и передадут им заранее скреплённые Олегом Вещим грамоты с записью нового договора «о мире и добрососедстве». Так называемый Второй договор Олега с ромеями является на деле первым всеобъемлющим юридическим документом Древней Руси из числа дошедших до нас.
Перед этим событием и русская, и греческая стороны, вероятно, не один месяц или даже год согласовывали между собой текст. Чтобы добраться до Цареграда к началу сентября, послы Олега должны были выехать из Киева самое позднее в конце июля 912 года. Август они провели в пути. То есть сам Олег одобрил окончательный вариант договора в двадцатых числах июля.
Откуда же такая точность? Если дату 2 сентября мы знаем из текста договора, то откуда известно остальное?
Он что же, отправился «отмщать неразумным хазарам»?
Нет. Это сложившийся стереотип, которым мы обязаны Пушкину. К войне с хазарами мы вернёмся, она была задолго до этого. Есть предположение, что, едва отправив послов в Цареград, Олег с верными ему воинами устремляется в противоположную сторону (август он тоже провёл в пути) на Север к Хольмгарду, то есть Новгороду, потом к Ладоге, и, наконец, за море. В Новгородской первой летописи младшего извода, например, отголоском многих событий, спрессованных составителем в пару фраз, являются такие строки: «Иде Олегъ к Новугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море, и уклюну змиа в ногу, и с того умре; есть могыла его в Ладозѣ».
В нашей совместной работе с Сергеем Пивоваровым проводится аналогия между Олегом Вещим и героем скандинавских саг Орвар-Оддом. В «Саге об Одде Стреле», конечно, насыщенной и мифологическими деталями, рассказывается об освобождении им Хольмгарда/Новгорода от неких захватчиков по призыву жителей. Битва была на редкость кровопролитной, Олег/Одд потерял много храбрых воинов. На деле едва ли всё ограничилось лишь одним сражением.
Такие вот события происходили в Приильменье осенью 912 года. Но великому князю удалось на тот момент объединить под своей властью и Киев, и Новгород, да и в прочих городах, согласно летописи, давно уже сидели верные ему местные князья: Чернигове, Переяславле, Полоцке, Ростове, Любече.
Сага рассказывает и о том, что из сентиментальных побуждений герой отправляется за море в Норвегию, побывать в родных краях. Мы же предполагаем, что наш Олег переждал зиму 912-913 гг. и отправился в Норвегию, чтобы пополнить дружину новыми воинами, своими соплеменниками, взамен павших. Из-за моря он уже не вернулся. Но это отдельная тема.
Тогда уж вернёмся, в самом деле, к хазарам. С лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина утвердилось в народе мнение, что Олег с ними серьёзно воевал. Так ли это?
Начало и середина 890-х годов характерны противостоянием двух коалиций. С одной стороны выступали в союзе ромеи, хазары и мадьяры, а с другой — дунайские болгары, печенеги и русь с подчинёнными ей славянами. Я отвлекаюсь сейчас от вопроса о происхождении «племени» русь, хотя сам Олег,судя повсему, всё-таки был «мурманин», норвежец. Война шла с переменным успехом, но в 895 году на Южном Буге болгары и печенеги, возможно, не без участия дружин Олега, разгромили мадьяр, при этом погиб их верховный вождь Альмош, а правил он сорок лет. В 896 году в местечке Булгарофигон во Фракии под Адрианополем армия болгарского князя Симеона Великого начисто разгромила византийскую армию, погибли и ромейские военачальники. Олег же, отметивший начало своего правления в Киеве собиранием славянских племён, столкнулся с хазарами, которые едва ли спокойно смотрели на его активность. Почти все племена, прежде дававшие дань хазарам, за исключением вятичей, теперь «платили» её Олегу.
В издательстве «Вече» готовится к изданию новая книга Сергея Пивоварова, в которой он проливает свет на «отмщение». Я был первым читателем рукописи, поскольку мы и знакомы более двадцати лет, да и вместе разрабатывали тематику Олега. Автор выдвигает такую гипотезу:
«О войне Олега с хазарами сообщает только так называемый Архангелогородский летописец, включённый в 37 том Полного собрания русских летописей (Устюжские и Вологодские летописи). В нём есть следующий текст: «Иде Олг на древляны на северы и на козары и наложи на них дань по черной кунице с человека на год» ( 883 год). В этой довольно поздней летописи под одним годом собраны разновременные походы. Когда мог состояться поход на хазар и куда именно он мог быть направлен?
В VIII-IX веках обширные территории в Крыму принадлежали Хазарам. В знаменитом письме хазарского царя Иосифа указаны претензии хазар на Керчь: «С западной стороны — Ш-р-кил, С-м-к-р-ц, К-р-ц, Суг-рай, …» Ш-р-кил — Саркел, С-м-к-р-ц — Тмуторокань (Самкерц), К-р-ц — Керчь. Но при князе Игоре Керчь принадлежит Руси. Вот что пишет византийский автор Лев Диакон, это фрагмент из разговора византийского императора и сына Игоря, князя Святослава: «Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды» («История», VI, 10). Когда могла Керчь перейти под контроль Руси? Только при Олеге. Это и есть поход на хазар…» — заключает Сергей Пивоваров.
Спасибо за интересную информацию, значит 2 сентября будем отмечать своего рода «День Вещего Олега».
Правильнее, конечно, говорить «Олег Вещий». Прозвище поставил перед именем опять же Пушкин, у которого Олег «сбирался». Так что он во всём «виноват».
Древнерусская история окутана тайнами и легендами, которые продолжают будоражить умы исследователей. Легендарный князь Олег, варяг и соратник Рюрика, известен своими воинскими достижениями, однако о его жизни и смерти известно не так много.
Происхождение Олега
О родословной Олега и его жизни до Руси мы знаем мало. Полагают, что князь Олег и герой древних скандинавских саг Одд Стрела – это одно и то же лицо. В таком случае отцом его был отважный варяг Кетиль Лосось, живший на самом севере Норвегии. По преданию, Лосось пересился в Исландию, и после его смерти все земли унаследовал старший сын Храви. Олег (Хельги) был третьим сыном, и ему ничего не полагалось, поэтому он оставил дом и отправился бороздить моря. С другими викингами, в частности с Рюриком, он совершал набеги на Западную и Восточную Европу. Это был доблестный воин, следовавший моральному кодексу викинга.
Прибытие Олега на землю русскую и приход к власти
Согласно «Повести временных лет», в 862 году славянские и финские аборигены прогнали варягов, в течение нескольких лет собиравших с них дань. Вскоре после этого они поняли, что им нужен кто-то, кто будет ими править справедливо и защищать, а не просто брать дань. И группа посланцев отправилась на поиски. Неизвестно, где именно встретились они с варягами, однако вскоре на Ладогу прибыл Рюрик с другими варягами и со своими братьями Синеусом и Трувором. В землю племен веси и чуди, на Белоозеро, отправился Синеус, Трувор обосновался в Изборске, краю кривичей, а сам Рюрик с дружиной остался на Ладоге, и вместе с ним был верный друг и соратник Олег.
В 864 году Трувор и Синеус умерли, и Рюрик стал править единолично. Маленькая, но растущая держава Рюрика включала в себя Ростов, Муром, Полоцк и Белоозеро, а в устье реки Волхов он выстроил крепость, ставшую самым первым Новгородом – это была своего рода столица.
В 870-е годы Рюрик женился на сестре Олега, скрепив их воинскую дружбу еще и семейными узами. А после того как у Ефанды родился сын Игорь, Олег стал для племянника воспитателем и нареченным отцом, что у викингов было большой честью.
В 879 году Рюрик умер во время тяжелого военного похода. После его смерти Олег, став опекуном Игоря, был также выбран собранием как новый князь Новгородской земли.
Расширение земель
Обосновавшись на Ладоге и в Новгороде, князь Олег занялся расширением территории. Параллельно с Новгородом развивался Киев, в котором княжили Аскольд и Дир. Целью Олега стало овладеть землями от Новгорода до Киева, объединив их под своим княжением.
Сначала князь Олег подошел к Смоленску, где обитали кривичи. Смоленск сдался без боя – среди воинов Олега были кривичи, которые смогли убедить соплеменников, что это будет выгодный союз.
Далее Олег направился во владения северян, главным городом которых был древний Любеч. Северяне были против какого бы то ни было владыки, поэтому город пришлось брать силой. Оставив в Любече своего наместника, Олег пошел далее вниз по Днепру.
Великий князь Киевский
Он решил взять Киев хитростью, зная, что Аскольд и Дир не сдадут город без боя. На нескольких ладьях он пристал к берегу в предместье Угорском, оставив большую часть судов на подступах к Киеву. Он велел передать князьям, что купцы с севера направляются в Византию и хотят повидаться с ними. Аскольд и Дир поспешили навстречу «купцам», но их встретил Олег. Князь держал на руках маленького Игоря. Едва киевские правители подошли ближе, из укрытия выскочили люди Олега и окружили их. Олег воскликнул: «Вы не князья, не рода княжеского!» И добавил, указывая на Игоря: «А вот сын Рюриков!» Аскольд и Дир были вероломно убиты.
Город безропотно принял Олега в качестве нового владыки. Часть дружины Аскольда и Дира примкнула к новому князю, часть ушла к грекам в поисках воинской славы. Новый правитель объявил Киев «матерью городов русских».
Во главе древнерусского государства
На территориях, которые постепенно подчинял себе Вещий Олег, жило немало народов. Отношения с ними выстраивались по принципу: защита от возможных набегов – дань. Контролировать все города было невозможно, поэтому повсюду у Олега были наместники, следившие за регулярными выплатами и обеспечивавшие должный порядок и защиту.
Так, с северными племенами Олег заключил договор: они платили 300 гривен ежегодно за защиту их земель. Это было выгодно и актуально для северян, поскольку до этого дань им приходилось платить хазарскому каганату. Олег же сказал: «Я враг хазарам, а вовсе не вам». По этой причине северяне без сопротивления согласились на его правление.
Однако не все племена так легко соглашались на нового правителя и обязательные выплаты. В 883 году Олег повел свою дружину в Полесье, где в густых лесах обитали древляне. Они отказались добровольно подчиняться, но киевский князь сломал сопротивление и обязал их выплачивать по одной черной кунице с жилья. Надо отметить, что после смерти Вещего Олега вся власть перешла к князю Игорю, и за неудачную попытку взимать больше дани с древлян он поплатился жизнью.
Присоединение радимичей было похоже на договор с северянами. В 885 году Олег вторгся на территорию радимичей и узнал от старейшин, что они платят дань хазарам. Без труда Олег убедил их платить ему по две серебряные монеты с дома, гарантировав защиту и порядок.
Были и сложности: на подчинение тиверцев ушло много лет, а уличи так и сохранили свою независимость, несмотря на все попытки.
Внешняя политика
Расширяя земли русские, Вещий Олег постоянно должен был думать и о соседях, отношения с которыми могли повлиять на многое.
Говоря о дипломатических успехах князя Олега и заключенных им союзах, стоит выделить несколько народов и государств.
Для защиты своих северных земель Олег заключил договор с варягами, согласившись платить им ежегодную денежную дань. Аналогичного результата удалось добиться с уграми, кочевыми, предположительно венгерскими, племенами. Однако если в случае с варягами Олег, сам бывший варягом, предвосхитил события и договорился сразу, то с уграми все вышло иначе. В 898 году на Киев напали кочевые племена угров. Согласно летописям киевский князь выступил против них, однако был разбит и вынужден был отступить обратно в город. Не решившись на повторную атаку, русские попросили мира, на что угры согласились при условии выплаты им ежегодной дани в размере 10 000 марок серебром. Стороны договорились и заключили мир. Неизвестно, как долго выполняла Русь условия соглашения, однако, по мнению некоторых историков, для Великого князя Киевского Олега такая договоренность стала поражением.
Отношения с Болгарией были стратегически важны для Олега, поскольку он планировал поход на Константинополь, путь куда лежал через Болгарию. В конце IX – начале Х века князь заключил союз с болгарским царем Симеоном Великим. Как на такую авантюру согласился болгарский царь? Отношения между Болгарией и Византией были из категории «заклятые враги». В начале Х века они были в состоянии мира, однако ему предшествовала кровопролитная война. Поэтому в некотором роде это был акт мести – руками Олега.
Наконец, Византия – туда стремился попасть Олег. В то время Константинополь был центром торговых путей, богатым и древним городом с большими перспективами. Собрав большое войско, князь направился к Царьграду. Уже на подступах его встретили парламентарии и предложили заключить союз во избежание войны. Греки пообещали хорошую дань и отличные условия для торговли. Об этом событии и писал А.С. Пушкин: «Твой щит на врата Царьграда». Это произошло в 907 году, а в 911-м князь послал в Константинополь своих послов для составления письменного договора, текст которого дошел до наших дней благодаря «Повести временных лет».
Хазарский каганат
Роль и влияние Хазарского каганата до сих пор под вопросом. Одни историки считают, что это было иго и кочевники лишь вынуждали славянские племена много лет обороняться и платить дань. Другие отмечают, что хазары защищали торговые пути и помогали обеспечивать торговлю на юге и востоке. Есть и мнение, что хазары были «стеной», защищавшей Восточную Европу от нашествия кочевников из Азии.
Киевская Русь со всеми своими землями и союзниками стала для Хазарского каганата мощным конкурентом. С началом активной деятельности Олега для каганата настали трудные времена. Одно за другим из-под ига хазаров выходили славянские племена, ухудшались отношения с Византией, да еще с востока хазар начали теснить печенеги.
Нет достоверных сведений о том, была ли полноценная война между Киевской Русью и Хазарским каганатом – скорее всего это были единичные конфликты. Однако в целом развитие Руси стало причиной упадка каганата.
Смерть Вещего Олега
История о гибели легендарного князя окутала тайной, и достоверных сведений о том, что произошло, нет. В «Повести временных лет» приводится рассказ о злом пророчестве волхва, сделанном князю Олегу. Однажды киевский правитель спросил кудесника: «Отчего я умру?» И услышал в ответ: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, – от него тебе умереть!»
Это произошло уже после 2 сентября 912 года. Точная дата смерти Вещего Олега неизвестна. Доподлинно известно, что 2 сентября Олег заключил мирный договор с Византией, а значит, трагедия могла произойти осенью или в начале зимы 912 года.
Смерть князя Вещего Олега стала ударом для людей: в летописи описывается, как горевал народ. Точное место захоронение князя неизвестно. Согласно «Повести временных лет», он упокоился на горе Щековице в Киеве, однако новгородские летописи пишут также об озере Ладога и «за морем».
Судьба воина
Личная судьба князя Олега доподлинно неизвестна: некоторые исследователи пишут о предполагаемом сыне Олега, бежавшем в Моравию от преследования Игоря, но это никак не подтверждено. Однако неоспорим тот факт, что князь Вещий Олег был отважным варягом, близким другом и соратником легендарного Рюрика и сильным правителем, сумевшим создать державу, которая впоследствии лишь разрасталась.
В год смерти Вещего Олега новым правителем Киевской Руси стал князь Игорь, продолживший расширять земли русские.
Это была большая ошибка. Виновная или нет, русская кровь в те годы не оставалась неотомщенной. До времен, когда исламскому авторитету, призывавшему с телеэкранов «резать русских собак», будут присваивать звание «героя России», оставались века и века. В те времена русы придерживались несколько иных принципов, лично мне, читатель, признаюсь, более симпатичных.
Ибн Русте: «И если какое либо их племя обижено, то выступают они все. И нет тогда между ними розни, но выступают на врага, пока не победят… и если нападают нга другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его совсем».
Анонимный автор «Собрания сочинений» 1126 года, восходящей, разумеется, ко много более ранним временам: «и остался такой обычай, что если кто-либо прольет кровь руса, они не успокоятся, пока не отомстят. И если дашь им весь мир, они все равно не отступятся от этого».
Об этом походе мстителей, закончившемся одним из самых страшных и кровавых поражений руссов на восточных путях, нам рассказывает аль Масуди.
Месть руссов обрушилась на берега Каспия, словно гром небесный. «Толпы» воинов наводнили Джиль и Дейлем, и города Табаристана, и злосчастный Абескун, и «Нефтяную страну», как тогда называли окрестности нынешнего Баку. Воины руссов добрались и до Ардебиля. Не ожидавшие нападения с моря – тем паче такого огромного войска – местные жители не смогли организовать сопротивление. Войска ибн-абис Саджа, арабского наместника в Армении и Азербайджане, были разгромлены пришельцами, как и отряды дейлемитов – воинственных горцев южных берегов Каспия. Всюду лилась кровь, неслись закованные в железо воины, пешие и всадники, убивали, жгли, уводили в плен. Награбленное и пленных свозили на острова у азербайджанского побережья, словно провоцируя своего главного кровника, ширваншаха. Али ибн аль Гайтам имел неосторожность «повестись» на эту приманку. Весь его флот и несколько купеческих судов, наполненных вооруженными до зубов мусульманами, двинулись к островам. Навстречу им вышли боевые корабли руссов. Вся флотилия вкупе со своим правителем отправилась кормить разжиревших в тот год безмерно каспийских осетров. Тысячи трупов в чалмах и полосатых халатах плыли по воде, и сытые чайки переступали по набухшим спинам, выискивая местечко повкуснее. Погибшие два года назад русы были отомщены стократ, но мстители задержались еще на несколько месяцев – наверно, чтоб не остаться в накладе отдав половину добычи алчному правителю Хазарии.
Вскоре отяжелевшие от добычи и пленников лодьи подошли к Итилю. Посланцы русского вождя отправились вручить каган-беку оговоренную долю добычи. Любопытно – они успели дойти до ладей? Или уже по пути назад увидели заливающую берег стальную лавину – пятнадцать тысяч аль-арсиев, лучших воинов каганата, закованных в железную чешую – от конских копыт до ощеренных личин шлемов… и мусльман по вероисповеданию. А за их спинами валило толпище в полосатых халатах – все взрослые мужчины-мусульмане многолюдного города Итиля, имперской столицы. С ними были и местные христиане – ради общей ли ненависти к язычникам-русам, или просто в надежде урвать что-то из богатой добычи.
А с красных кирпичных стен Кемлыка, дворца каганов, осененных пятиугольными щитами Соломона, наблюдал за резней на берегу, любовно оглаживая вьющуюся черную бороду и прядки-пейот над ушами, улыбаясь полными губами, каган-бек Аарон бар Беньямен, владыка Хазарии. Человек, которому его вера не то что позволяла – в обязанность вменяла обмануть доверившегося ему язычника-акума. Тем паче из ненавистного «народа Рос». И вместе с ним жмурил от злорадного удовольствия узкие щели окон весь огромный город, разжиревший на поту славянских рабов и крови тех, кто не хотел быть рабами.
И тихо плакали по темным углам, не смея потревожить злого ликования своих «богоизбранных» господ, славянские невольницы.
Пять тысяч руссов, по словам Масуди, вырвались из кровавой ловушки, в которую превратился для них Итиль. Тридцать тысяч трупов осталось лежать на речном берегу, и головы их свалили на рыночной площади. Вырвавшиеся, бросив суда, попытались прорваться из каганата сушей.
Но уже гудела степная земля под конскими копытами, уже мчались, науськанные каган-беком, орды кочевников-буртасов, вассалов кагана…
Мало кто из ушедших на Хвалынское море вернулся в родной дом.
Что до урока – он прост. Не верь врагу. Как бы ни был ему выгоден союз с тобой, твое поражение ему все же выгодней. И лучше бы шедшие на Каспий русы начали мстить с разгрома Итиля и освобождения славянских невольников.