Что произошло в 980 году на руси
Первая усобица на Руси: победа Владимира
теория по истории 🏺 восточные славяне и Русь до начала XII века
Первая усобица на Руси — период междоусобной борьбы сыновей Святослава за Киевский престол в 972-980 гг., завершившийся победой Владимира I. На протяжении этого отрезка времени в Киеве правил старший сын Святослава — Ярополк (972-980 гг.).
Сыновья — наместники. Конфликт.
Перед тем как уйти в походы Святослав посадил своих сыновей на разные подвластные ему земли в качестве наместников.
Старший сын Ярополк получил Киевскую землю, его брата Олега Святослав посадил на Древлянскую землю, в город Искоростень. Третий сын Владимир, который родился от ключницы княгини Ольги Малуши, был посажен в Новгород, на се вер. После смерти Святослава главным князем стал Ярополк.
И под 977 годом в летописи сказано: » Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю.»
Гибель Олега.
В летописи под 980 годом сообщается, что Владимир «бежал за море» не просто так: он привёл оттуда войско варягов, готовое выступить против Ярополка. И действительно, когда Владимир вернулся в Новгород, то заявил посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: Владимир идет на тебя, готовься с ним биться».
Поход Владимира.
«Владимир и Рогнеда» А.П. Лосенко. 1770 г.
После этого Владимир пришёл к Киеву, где сидел Ярополк, и осадил город. С помощью хитрости он уговорил воеводу Ярополка, Блуда, перейти на его сторону. По этому поводу автор Повести восклицает: «О злое коварство человеческое! Как говорит Давид: «Человек, который ел хлеб мой, возвел на меня клевету»». Обманом Блуд уговорил Ярополка бежать из Киева, а потом и вовсе сдаться Владимиру. Как только пришёл Ярополк к брату, «два варяга подняли его мечами под мышки», т.е. убили.
Усобица закончилась утверждением единой власти Владимира в Киеве. Вскоре он станет известен как Владимир Святой и Владимир Красное Солнышко (980-1015 гг.).
Таким образом развивались события первой усобицы на Руси согласно Повести Временных лет. Впереди нас ждёт славное правление Владимира I.
980 – Захват власти Владимиром Святославичем
980 – Захват власти Владимиром Святославичем
Вскоре Владимир во главе могучей варяжской дружины легко захватил Киев. Ярополк же оказался неопытен в делах, став игрушкой в руках своих советников. Один из них, по имени Блуд, предательски насоветовал князю бежать из укрепленного Киева, а потом сдаться на милость победителя, что тот и сделал. Другой советник князя, по имени Варяжко, уговаривал его не верить Владимиру и бежать к печенегам. Но князь не прислушался к совету Варяжко, за что и поплатился: «И пришел Ярополк ко Владимиру, когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазухи», как отмечает летописец. А коварный Блуд в это время придерживал дверь, чтобы свита Ярополка не помешала братоубийству. С похода Ярополка на Олега Древлянского и Владимира на Ярополка начинается долгая история братоубийств на Руси, когда жажда власти и безмерное честолюбие заглушали зов родной крови и голос милосердия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
8. ЗАХВАТ ВЛАСТИ РОМАНОВЫМИ
8. ЗАХВАТ ВЛАСТИ РОМАНОВЫМИ СМЕНА ДИНАСТИИ. К ВЛАСТИ ПРИХОДИТ НОВАЯ ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ. Первый ее царь — МИХАИЛ РОМАНОВ 1613–1645. Само название новой династии — РОМАНОВЫ, вероятно означало тогда РИМ НОВЫЙ. По-видимому тем самым новые правители старались подчеркнуть
5.32. ЗАХВАТ ВЛАСТИ РОМАНОВЫМИ
5.32. ЗАХВАТ ВЛАСТИ РОМАНОВЫМИ 32a. СМЕНА ДИНАСТИИ. К ВЛАСТИ ПРИХОДИТ НОВАЯ ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ. Первый ее царь — МИХАИЛ РОМАНОВ 1613–1645, правил 32 года. Само название новой династии — РОМАНОВЫ, вероятно означало тогда РИМ НОВЫЙ. По-видимому тем самым новые правители старались
ЗАХВАТ ВЛАСТИ ВАН МАНОМ И ЕГО РЕФОРМЫ
ЗАХВАТ ВЛАСТИ ВАН МАНОМ И ЕГО РЕФОРМЫ Вступив на престол, Ван Ман, вдохновленный конфуцианскими идеями, заявил, что династия Хань потакала сильным и обижала слабых, что люди наживались за счет других и, наконец, что «человек благороднее всего»[455]. Начал он с земельных
Захват Гитлером военной власти
Захват Гитлером военной власти 4 февраля 1938 года Гитлеру представилась возможность, к несчастью слишком удобная, преодолеть это препятствие, и он де-факто взял на себя командование вермахтом в качестве Верховного главнокомандующего. Обстоятельства этого хорошо
Атаманы Захват власти большевиками
33. Захват власти Романовыми
33. Захват власти Романовыми 33а. СМЕНА ДИНАСТИИ. К ВЛАСТИ ПРИХОДИТ НОВАЯ ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ. Первый ее царь — МИХАИЛ РОМАНОВ 1613–1645, правил 32
Глава 4 ЗАХВАТ ВЛАСТИ
Глава 4 ЗАХВАТ ВЛАСТИ Третий рейх начался для Генриха Гиммлера с разочарования. Никто не предложил будущему рейхсфюреру СС занять в ходе «национальной революции», решившей 30 января 1933 года судьбу Германии и быстро преобразившей страну, занять какую-нибудь ключевую
ЗАХВАТ ВЛАСТИ ПИСИСТРАТОМ
ЗАХВАТ ВЛАСТИ ПИСИСТРАТОМ Реформы Солона не принесли окончательного успокоения в Афины. По поводу его законов вновь разгорелась политическая борьба, которую вели три главные партии. Пэдии (лидер — Ликург) — жители равнинных местностей в Аттике, в первую очередь
3. Захват евреями власти в России
Захват власти большевиками в октябре 1917 г.
Захват власти большевиками в октябре 1917 г. К осени 1917 г. сложилась ситуация, когда, по выражению некоторых политиков, «власть валялась на улице». Действительно, после провала выступления генерала Л.Г. Корнилова резко упала популярность Временного правительства,
7.7. Великая смута и захват власти Романовыми
7.7. Великая смута и захват власти Романовыми СМУТА 1610–1613 длится 3 года. Происходит смена династии. К власти прорываются Романовы. На престол восходит МИХАИЛ РОМАНОВ, 1613–1645. См. рис. 1.48. Само название новой династии — РОМАНОВЫ, вероятно, означало тогда РИМ НОВЫЙ.
33. Захват власти Романовыми
33. Захват власти Романовыми а. СМЕНА ДИНАСТИИ. К ВЛАСТИ ПРИХОДИТ НОВАЯ ДИНАСТИЯ РОМАНОВЫХ. Первый ее царь — МИХАИЛ РОМАНОВ 1613–1645, правил 32 года. Само название новой династии — РОМАНОВЫ, вероятно, означало тогда РИМ НОВЫЙ. По-видимому, тем самым новые правители старались
8. Захват большевиками власти в Петрограде
8. Захват большевиками власти в Петрограде Пассивность масс дала возможность сравнительно небольшой кучке матросов и солдат, под предводительством большевистской партии, произвести переворот и захватить власть в Петрограде. Об этом писал Л. Троцкий в своей «Истории
73. ЗАХВАТ ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКАМИ В ОКТЯБРЕ 1917 г
73. ЗАХВАТ ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКАМИ В ОКТЯБРЕ 1917 г Собравшийся вечером 25 октября II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов после бурной дискуссии принял подготовленный большевиками декрет, предлагавший немедленно начать переговоры о справедливом
3. Захват власти
3. Захват власти Если в первых же строках программы было утверждено социалистическое и народническое начало, то в политической части, говорившей о низвержении самодержавия и водворении народовластия, которое мыслилось в форме народного представительства, мы логически
Крещение Руси от 980 до 988 года
Крещение Руси от 980 до 988 года
Можно ли было ожидать, милые читатели, чтобы этот князь Владимир, бывший виновником гибели брата и несчастья бедной красавицы Рогнеды, станет потом добрейшим государем и первым благодетелем своего народа? Вот какие чудеса может Бог делать с теми людьми, которые искренне раскаиваются и сожалеют о своих плохих делах!
Чтобы успокоить свою совесть, которая все еще напоминала ему об убитом брате, Владимир часто приносил жертвы своим богам и даже сделал одного нового идола с серебряной головой.
Но могли ли утешить его бесчувственные боги, как бы усердно он ни молился им? Нет, он начинал понимать, как и его бабушка Ольга, что такие боги не могут быть истинными богами, но не знал, какая вера лучше всех: в Киеве были и Магометане*, и Иудеи*, и Римские католики*, и Греки*. Каждый из них хвалил свою веру. Владимир, не зная, кого слушать, решил отправить десять человек в разные земли, чтоб узнать, какой народ лучше всех понимает истинного Бога. Его послы объездили много государств, и больше всего им понравилось благочестие Греков и святое служение в их церквах. С восхищением рассказывали они великому князю о Греческой вере. Владимир радовался, что, наконец, может молиться истинному Богу, и предпочел принять христианскую веру от Греков.
Но знаменитому Русскому князю, привыкшему всегда повелевать, казалось унизительным с покорностью просить крещения у Греков, прежних врагов его Отечества, и поэтому, отправляя послов в Константинополь к императорам Василию и Константину, он просил у них не одной веры христианской, но вместе с нею и руки их сестры, царевны Анны. Умный Владимир знал, что, став братом императоров, он мог уже, не стыдясь, называть их своими просветителями в истинной вере.
Греки еще со времен Олега начали бояться храбрых Русских князей; Владимир уже завоевал их богатый город Корсунь и угрожал идти с войском к Константинополю, если ему откажут в руке царевны. Итак, императоры должны были умолять свою сестру выйти за Русского государя. Царевна горько плакала, желая лучше умереть, чем расстаться с родными и Отечеством. Но Бог призывал ее просветить идолопоклонников. Могла ли она не повиноваться Ему? Добрая царевна со слезами простилась с братьями и отправилась на корабле в Корсунь, где ее ждал жених. Кроме придворных, с ней поехало много священников для крещения Владимира и Русской земли.
В.М. Васнецов. Крещение князя Владимира. 1890 г.
В 988 г. после долгой осады князь Владимир взял Греческий город Корсунь. В этом городе в церкви святого Василия князь принял святое крещение. Во время этого таинства к Владимиру вернулось зрение, и он увидел храм Божий. После крещения Владимир вступил в брак с Византийской принцессой Анной и вернулся в Киев.
Народ в Корсуни с радостью спешил на берег встретить прекрасную невесту, называл ее своей спасительницей, дивился ее красоте и приветливости. Но великий князь, с нетерпением ожидавший ее, не был так же счастлив, как его народ: в то время у него болели глаза, так что он ничего не видел. Он мог только плакать о своем несчастье и благодарить царевну за жертву, которую она принесла.
Анна, как Ангел-хранитель, посланный Владимиру Богом, просила его тотчас креститься. Великий князь послушал совета своей благочестивой невесты и за это был щедро награжден Богом. Как только епископ* Корсунский и священник* Константинопольский в церкви приступили к совершению обряда крещения Владимира и епископ возложил руку на новокрещаемого, его больные глаза открылись, и он увидел Божий храм, где раздавалось святое пение, увидел свою прелестную невесту и вместе с ней упал на колени благодарить милосердного и всемогущего Бога! О! Как сильно он чувствовал тогда, что молится истинному Богу, а не своим прежним идолам! Бояре и его дружина, удивляясь такому чуду, также крестились в христианскую веру и потом весело праздновали свадьбу государя с царевной.
Прекрасная Анна уже не плакала, как в то время, когда уезжала из Константинополя: она, как усердная христианка, радовалась, что избавила своего супруга и его народ от ужасного несчастья быть идолопоклонниками, потому что с тех пор все Русские начали креститься в Христианскую веру.
Князь Владимир. Титулярник 1673 г.
Князь Владимир (952—1015) с детства жил в Новгороде под присмотром своего дяди — былинного героя Добрыни. В 980 г. он стал единодержавным правителем Руси. В первые годы своего княжения Владимир совершил удачные военные походы, в результате чего расширил пределы Русского государства и построил множество крепостей.
Семейство великого князя Владимира I Святославича: Супруги:
Олава, княжна Варяжская;
Рогнеда, княжна Полоцкая; Мальфрида, княжна Богемская («Чехиня»);
Предслава, Гречанка, вдова Ярополка; Чехиня вторая; Милолика, княжна Болгарская; Анна, Греческая царевна. Сыновья: Святополк, Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Всеволод, Вячеслав, Святослав, Станислав, Позвизд, Борис, Глеб, Мстислав, Судислав. Дочери: Предислава, супруга короля Болеслава III; Прямислава, супруга Венгерского герцога Ласло Сар; Мария-Доброгнева, супруга Польского короля Казимира I.
Когда великий князь возвратился в Киев с молодой супругой и со всем своим двором, то прежде всего он велел жечь и рубить всех идолов, а главного из них, Перуна с серебряной головой, — бросить в реку. Потом приказал всем Киевлянам явиться на другой день на берег Днепра. Тогда-то открылось чудесное, несравненное зрелище. Священники освятили Днепр и начали крещение народа. Взрослые люди вошли в воду; маленькие дети были на руках отцов и матерей, между тем как на берегу стояли великий князь, его супруга, бояре и воины, крещенные еще в Корсуни. Они стояли в тихом благоговении и усердно молились за новых христиан. В эту торжественную минуту Владимир поднял руки к небу и сказал: «Творец неба и земли! Благослови сих новых детей Твоих! Дай им познать Тебя, Бога истинного, и утверди веру их».
Так крестились наши предки, и такое усердие к Богу было не только в Киеве, но и во всем Русском государстве: везде народ оставлял идолов и с радостью принимал христианскую веру.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси
4. История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская
26. Крещение Руси
26. Крещение Руси Современный читатель обычно представляет себе историю крещения Руси по Повести Временных Лет [716], [715]. То есть, как мы уже показали, — по источнику начала XVIII века. Согласно Повести Временных Лет, Русь была впервые и окончательно крещена при князе
4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси
4, История евангельских Волхвов отражает поклонение Руси-Орды Андронику-Христу в XII веке. Первое крещение Руси В эпоху Христа, во второй половине XII века, Русь восприняла христианство сразу и в полном объеме, а не ждала тысячу лет, как нас уверяет скалигеровско-романовская
Крещение Руси
Крещение Руси Другим еще более могучим фактором объединения для Руси послужило христианство. Выше сказано, что киевский князь Владимир Святославич принял христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства всею Русью и торжественное
48. Крещение Руси
48. Крещение Руси Современный читатель обычно представляет себе историю крещения Руси такой, какой она изложена в «Повести временных лет». То есть как мы показали в томе 2 настоящего издания — в источнике начала XVIII века. Согласно «Повести», Русь впервые и окончательно
Крещение Руси
Крещение Руси Начало этого процесса приходится на время правления князя Владимира, во многом продолжавшего политику своих предшественников (воевал дважды с вятичами, затем с радимичами). Но подспудно, изнутри, прежние политические отношения разрушались. Явственно это
Крещение Руси
Крещение Руси Причем здесь крещение Руси? — могут спросить некоторые. Как оказалось, очень даже причем. Ведь крещение происходило далеко не мирным способом… До крещения, люди на Руси были образованными, практически все умели читать, писать, считать (см. статью «Русская
Крещение Руси
Крещение Руси Возникновение государственности у восточных славян проявлялось не только в экономической и политической жизни людей, но и в духовной, что нашло отражение в приобщении к миру христианских ценностей. Религиозные реформы были проведены князем Владимиром
«КРЕЩЕНИЕ» РУСИ (1)
«КРЕЩЕНИЕ» РУСИ (1) Не следует полностью связывать христианизацию восточных славян с тем единовременным актом, который был осуществлен киевским князем Владимиром около 988 г. Христианизация Руси представляла собой длительный и постепенный процесс, начало которого
Крещение Руси (809–996)
Крещение Руси (809–996) В старом студенческом анекдоте профессор, просматривая главу из диссертации своего аспиранта, попутно задает простенькие вопросы.– В каком году Ярослав Мудрый начал в Киеве княжить?Ответ известен любому студенту-историку – в 1019 году. Но аспирант
8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –
Крещение Руси
Крещение Руси Крещение Руси никак не было связано с религиозным чувством и самого Владимира, и населения Руси. В качестве государственной религии язычество не годилось, ибо языческий бог, хотя бы и верховный, силен лишь когда побеждает. Любое поражение Владимира или
Крещение Руси
Крещение Руси Олег, Игорь, Святослав и Ольга объединили Русь силой меча, механически, и создали из многочисленных отдельных племен обширное государство. Между этими племенами, несмотря на общность происхождения, несомненно, были и немалые диалектические и бытовые
Крещение на Руси
Крещение на Руси С именем великого князя Владимира Святославича связано выдающееся событие в истории нашего государства — крещение Руси.Сначала Владимир был ярым приверженцем язычества. Утвердив свою власть, он поставил возле теремного двора, где уже стояли и другие
Новое в блогах
Ярополк I, 972-980г.г.
После смерти киевского князя Святослава остались три сына: старший Ярополк, средний Олег, и младший Владимир. Первые двое были знатного происхождения. Владимир же был сыном Святополка от рабыни Ольги – Малуши. Еще при жизни Святополка дети его были наделены властью. Великий князь разделил свои земли между сыновьями и те правили страной, пока Святослав находился в походах. Ярополк управлял Киевом. Олег – территорией древлян. Младший же сын управлял Новгородом. Причем новгородцы сами избрали себе в князья этого юношу. Такой пример разделения власти между сыновьями был новым для Киевской Руси. Святослав первый ввел такой порядок. Но именно такой раздел уделов между сыновьями в дальнейшем будет настоящей бедой для страны.
Первая междоусобная война на Руси
После первого сражения Олег не выдержал натиска армии, которой руководил его старший брат, и отступил к городу Овруч. Суть этого отхода была вполне понятна: Олег хотел получить передышку после поражения и укрыть свое войско за стенами города. Здесь и произошло самое печальное. Спешно отступая в город, армия устроила настоящую давку на мосту, ведущем в город. В этой давке Олег Святославович упал в глубокий ров. Давка продолжалась и после этого. Много людей и лошадей тогда упали в этот ров. Князь Олег погиб раздавленный телами людей и лошадей, свалившихся на него сверху. Таким образом, киевский правитель одержал верх над своим братом. Войдя в завоеванный город, он отдает приказ доставить к нему труп Олега. Это приказание было выполнено. Увидав перед собой бездыханное тело брата, киевский князь пришел в отчаяние. Братские чувства восторжествовали.
В это время Владимир, находясь в Новгороде, получил весть о том, что произошло убийство брата, и решил бежать за море, испугавшись того, что старший брат может теперь захотеть властвовать единолично. Узнав о бегстве младшего брата, князь Ярополк Святославич отправляет в Новгород своих представителей, наместников, которым и предстояло управлять городом. В результате первой русской междоусобной войны Олег был убит, Владимир бежал, а Ярополк стал единоличным властителем Киевской Руси.
Завершение правления
Вплоть до 980 года находился в бегстве Владимир. Однако в этом году, собрав мощное войско из варяг, он возвращается в Новгород, смещает наместников Ярополка и отправляет их к брату с посланием о том, что Владимир собирает войско и идет войной на Киев. В 980 году начинается этот военный поход. Князь Ярополк, видя численную силу брата, решил открытого сражения избежать и со своим войском занял оборону в городе. И тут Владимир пошел на хитрую уловку. Тайно он вступил в союз с Киевским воеводой, который сумел внушить Ярополку, что киевляне недовольны осадой города и требуют Владимира на княжение в Киев. Князь Ярополк поддался этим уговорам и решил бежать из столицы в маленький город Ротню. Туда же отправились за ним и войска Владимира. Осадив город, они вынудили Ярополка сдаться и направиться в Киев к брату. В Киеве его отправили в жилище брата и закрыли за ним дверь. В комнате находилось двое варяг, которые и убили Ярополка.
Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович.
Ярополк Святославич – биография
Ярополк Святославич – правитель Древнерусского государства. Принял власть в Киевской Руси после смерти от рук печенегов во время балканской кампании своего отца, князя Святослава в 972 г. В ходе междоусобной войны сыновей Святослава в 975–978 гг. Ярополк способствовал гибели своего брата Олега Древлянского, а затем сам был убит по приказу младшего брата Владимира. В период его правления упрочились международные связи Руси, он был активным проводником христианства. Ярополка часто называют предтечей святого Владимира, крестившего Русь в 988 г. Хотя, согласно летописям, Ярополк княжил на Руси всего 8 лет, многие стороны его жизни и деятельности во главе государства вызывают немалые споры исследователей.
Между ними любовь, а на Руси тишина
Дата рождения Ярополка не указана в источниках, однако ясно, что взошел он на престол, а потом и погиб, в молодом возрасте. Первое упоминание Ярополка в Повести временных лет приурочено к 968 г., когда печенеги осадили Киев. Летописец сообщил, что княгиня Ольга укрылась со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром, ожидая возвращения с Дуная Святослава.
Уже после смерти Ольги Святослав в 970 г. вновь собрался на Дунай и «посадил» своих сыновей в главных центрах Руси – Олега у древлян, Владимира в Новгороде, а в стольном Киеве старшего сына – Ярополка. После смерти Святослава в 972 г. власть над Киевом уже не только де-факто, но и официально перешла к Ярополку. Если верить известиям Иокимовской летописи, то в первое время между братьями «была любовь», а в Руси – «тишина».
Узнав о смерти Олега Древлянского, Владимир испугался, покинул Новгород и «бежал за море». А Ярополк назначил своих ставленников посадниками в Новгороде и уже один владел всей Русской земле
Интриги Блуда и гибель Ярополка
Согласно летописному рассказу в 980 г. Владимир вернулся с варяжской дружиной в Новгород, прогнал людей Ярополка, а ему самому послал предупреждение, что пойдет на него походом. Повесть временных лет рассказывает, что Ярополк «затворился» в Киеве, ожидая нападения Владимира. Но новгородский князь вступил в сговор с воеводой Блудом, имевшим на Ярополка огромное влияние. Понимая, что Ярополк в Киеве пользуется любовью горожан и здесь его будет сложно устранить, Блуд выманил киевского князя из города, сообщив ему о якобы готовящейся киевлянами измене.
Ярополк с войском «затворился» в небольшом городе Родне неподалеку от Киева, а Владимир овладел Киевом и в свою очередь осадил Ярополка уже в Родне. И вновь начались козни коварного Блуда. Он уговорил Ярополка пойти лично к Владимиру и попросить мира. Как только киевский князь вошел в резиденцию Владимира, двое варягов закололи его.
Любопытно, что в целом ряде летописей – Никоновской, Иоакимовской и др., подчеркивались смелость и полководческий талант Ярополка. Узнав о возвращении на Русь Владимира, киевский князь вознамерился собрать большое войско и самому выступить навстречу Владимиру. И только увещевания предателя Блуда помешали Ярополку проявить инициативу. Изменник его уверял, что не пойдет Владимир против старшего брата, как синица не может напасть на орла. «Не утруждай воинства своего», – советовал Блуд.
О том, что исход схватки между братьями решили не боевые действия, а предательство, свидетельствует Иоакимовская летопись. Согласно ее сведениям, войска Владимира победили полки Ярополковы в битве на реке Дручи, недалеко от Смоленска, но победили не силою и храбростью, а предательством воевод Ярополка.
Убив Ярополка, князь Владимир стал жить «в прелюбодействе» с женой своего покойного брата – некоей гречанкой. По летописи известно, что перед браком с Ярополком она была монахиней. Ее привел Святослав и выдал за Ярополка из-за «красоты лица ее». Летописец свидетельствует, что в момент гибели Ярополка, прекрасная гречанка была уже от него беременна. Родившегося ребенка назвали Святополком. Впоследствии Святополк печально и совершенно несправедливо войдет в русскую историю как Окаянный – убийца своих братьев Бориса и Глеба. Владимир хоть и относился к нему как к своему сыну, тем не менее, не любил его. Как пишет летописец, по причине, что он был «от двух отцов – от Ярополка и от Владимира».
Ярополк и христианство
Вызывающим массу дискуссий остается вопрос о роли христианства в жизни князя Ярополка. Многие историки считают, что он тайно принял крещение или даже открыто исповедовал христианскую веру. Но ясно одно: Ярополк Святославич довольно лояльно относился к христианам, не преследовал их, в отличие от других правителей языческих стран, разрешал справлять культ, что вызывало нарекание населения, исповедующего веру предков. Существует мнение, что посольство к императору Оттону II одной из своих целей ставило будущее крещение Руси
Художественная литература о Ярополке Первом
Ярополк, Владислав Бахревский,
Роман известного современного писателя-историка В. Бахревского повествует о жизни и судьбе старшего сына князя Святослава Игоревича, великого киевского князя Ярополка.