Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

В МИД Белоруссии прокомментировали инцидент с незапланированной посадкой самолета

Белоруссия готова продемонстрировать все материалы по инциденту с самолётом, который по пути из Афин в Вильнюс совершил незапланированную посадку в Минске. Об этом заявили в МИД республики. Из переговоров экипажа с диспетчерами следует: решение экстренно приземлиться принял командир воздушного судна после сообщения о якобы минировании. Опасения не подтвердились. А вот при проверке пассажиров оказалось, что этим рейсом летел Роман Протасевич, против которого в Белоруссии заведено уголовное дело сразу по нескольким статьям.

Пассажиров выводят по очереди, кинологи обследуют ручную кладь. Также проверяют багаж. Рейс авиакомпании Ryan Air вылетел из Афин в Вильнюс. Но когда судно пролетало над территорией Белоруссии, поступило сообщение о минировании. В итоге самолет сел в Минске. Для сопровождения белорусской стороной в воздух был поднят истребитель.

– После того, как командир данного воздушного судна развернул самолет в сторону Минска, было принято решение поднять дежурный экипаж МиГ-29 с аэродрома Бараныч. Дежурный экипаж получил задачу осуществлять контроль и в случае необходимости оказать помощь гражданскому судну для того, чтобы осуществить безопасную посадку на аэродром Минск-2, – сообщил Андрей Гурцевич, начальник главного штаба, первый заместитель командующего Военно-воздушными силами и войсками ПВО Белоруссии.

В Минске сообщили, изначально не было известно, что именно на этом рейсе находится один из создателей телеграмм-канала «Нехта», Роман Протасевич. В Белоруссии этот канал признан иностранной экстремисткой организацией и запрещен. Местные власти сообщили, что узнали о нем после того, как сопровождающая Романа Протасевича девушка отправила его фотографию автору другого оппозиционного телеграмм-канала, и он ее опубликовал. Пассажиры самолета еще в полете заметили беспокойство Протасевича.

– Когда нам сообщили, что мы садимся в Минск, Роман резко встал и попытался забрать багаж, он передал компьютер и телефон девушке, которая летела с ним.

Телеканал «Белоруссия 24» обнародовал переговоры диспетчеров с пилотами. В Минске сообщают, что именно командир воздушного судна принял решение садиться на территории Белоруссии.

И вот только что появился комментарий официального представителя российского МИД Марии Захаровой. На своей странице в Facebook она раскритиковала реакцию Запада на инцидент, припомнив аналогичные действия с самолетами в других странах. Захарова подчеркнула, «либо должно шокировать все, либо не должно шокировать аналогичное поведение других». И процитировала известную фразу на латыни, которая переводится как «что позволено Юпитеру, не позволено быку».

Источник

Что грозит Минску из-за задержания лайнера с экс-главредом NEXTA. Главное

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Днем 23 мая в Минске задержали Романа Протасевича, сооснователя и бывшего главного редактора Telegram-канала NEXTA, который власти Белоруссии признали экстремистским. Протасевич был на борту пассажирского самолета авиакомпании Ryanair, летевшего по маршруту Афины — Вильнюс. Когда лайнер пролетал над территорией Белоруссии, экипаж был вынужден совершить экстренную посадку в аэропорту Минска.

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Международная реакция на произошедшее

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Как задержание самолета объясняют власти Белоруссии

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Случались ли подобные инциденты в прошлом

«Не помню случая, который можно было бы считать копией того, что произошло. Конечно, в истории гражданской авиации были инциденты с посадкой самолетов с нарушением экстерриториальности борта, в последнее время такое было в 2013 году, когда из-за подозрений, что на борту самолета президента Эво Моралеса находится Эдвард Сноуден, самолет был вынужден совершить посадку в Вене», — заявил РБК генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Самолет Моралеса летел из Москвы в Боливию, когда для него закрыли свое воздушное пространство Франция и Португалия, Италия и Испания. Борт президента был вынужден приземлиться в Вене, а его пассажиры — пройти паспортный контроль. После того как выяснилось, что на борту Сноудена нет, самолет президента смог продолжить полет.

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

«Инцидент с президентским самолетом вызвал большой резонанс, но резонанс был купирован, потому что Сноудена не было на борту. В данном случае это не президентский борт, но поскольку человека сняли и, по всей видимости, задержали — считать инцидент исчерпанным нельзя», — продолжил Кортунов. По его мнению, произошедшее говорит об определенной неуверенности белорусских властей: «Зачем идти на такие крайние и неоднозначные меры, если ты считаешь, что твои оппоненты маргиналы» — также эти действия позволяют всем, кто недоволен происходящим в Белоруссии, продолжать свою активность, указывает Кортунов. Он полагает, что авиакомпания может предпринять юридические действия, а политики в ЕС — принять новые решения в отношении белорусских властей.

В феврале 2010 года ВВС Ирана принудительно посадили самолет Boeing 737 авиакомпании «Кыргызстан», летевший из Дубая в Бишкек. Это было сделано ради задержания лидера действующей на юго-востоке страны суннитской террористической организации «Джундалла» Абдульмалика Риги и его соратника.

21 октября 2016 года диспетчер управления воздушного движения районного центра «Киев» сообщил экипажу вылетевшего из украинской столицы самолета «Белавиа», что лайнер должен немедленно вернуться в аэропорт Жуляны. По возвращении в Киев сотрудники правоохранительных органов сняли с борта воздушного судна гражданина Армении Армена Мартиросяна, который был активистом «Антимайдана». После допроса и обыска он был отпущен.

Что может грозить Протасевичу в Белоруссии

В 2015 году Роман Протасевич вместе со Степаном Путило основали YouTube-канал NEXTA («Нехта»). Несколько лет спустя «Нехта» перешел в Telegram, позже канал разделился на NEXTA и NEXTA Live. Они освещали протестные акции в Белоруссии, которые начались в августе 2020 года после президентских выборов. За это время редакция неоднократно призывала подписчиков выйти на несогласованные митинги, а также просила делиться информацией о превышениях должностных полномочий со стороны силовиков.

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

В октябре прошлого года белорусский суд признал NEXTA Live и его логотип экстремистскими. Редакция ресурса в ответ сменила название канала на «НЕХТА Live». После этого Протасевич объявил, что уходит из проекта. Он отмечал, что решение уйти было принято им самостоятельно и не является спонтанным. В последнее время Протасевич был администратором Telegram-канала «Беларусь головного мозга».

Против Протасевича и Путило в Белоруссии возбуждено уголовное дело по статье об организации массовых беспорядков, КГБ страны внес их в список террористов. Путило объявлен в розыск в России; в ноябре 2020-го, когда он находился в Польше, Белоруссия потребовала его экстрадиции.

В соответствии со ст. 293 УК Белоруссии (организация массовых беспорядков) Протасевичу может грозить до 15 лет лишения свободы. Как пишет литовское издание Delfi со ссылкой на одного из пассажиров, сам Протасевич после того, как самолет сел в Минске, сказал: «Здесь меня ждет смертная казнь».

Источник

«Это выстрел себе в обе руки, ноги и голову». Как история с самолетом ударит по экономике

Инцидент с вынужденной посадкой самолета Ryanair в Минске вылился в ряд жестких ограничений для белорусского воздушного пространства и анонса нового пакета санкций против Беларуси, включая ограничения по экспорту нефтепродуктов и промышленных товаров. Как эта история отразится на белорусской экономике, рассказывает руководитель научно-исследовательского центра Мизеса, исполнительный директор аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук.

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Экономист Ярослав Романчук. Фото: facebook

Что произошло?

В воскресенье рейс Ryanair Афины-Вильнюс вынужденно сел в аэропорту Минска. Как заявили белорусские власти, им поступило анонимное сообщение о минировании самолета. По странному совпадению, на борту самолета находился Роман Протасевич – основатель Телеграм-канала, признанного в Беларуси экстремистским. Он был задержан вместе со своей девушкой, гражданкой России, Софией Сапега. После проверки багажа и пассажиров рейс продолжил полет в Вильнюс, пишет Народная Воля.

На следующий день на Саммите ЕС было принято решение запретить белорусским авиакомпаниям полеты в Евросоюз, а европейским авиакомпаниям рекомендовали избегать воздушного пространства Беларуси. Кроме того, лидеры ЕС призвали как можно скорее ввести новый пакет санкций против Беларуси. Это также спровоцировало падение стоимости белорусских гособлигаций на Московской бирже.

Страна-тупик

– Все, что связано с обнулением репутации Республики Беларусь, превращением официального правительства в нерукопожатный орган, грозит очень серьезными экономическими последствиями для нашей страны.

Поэтому «сюжет с самолетом» является триггером реакции, происходящей в ЕС: не только наши соседи, все страны Старого Света не могут не реагировать на произошедшее.

Они ждут тщательнейшего расследования произошедшего, при этом запрет на полеты «Белавиа» в ЕС и отказ европейских перевозчиков от нашего неба (за что еще должны проголосовать все профильные министерства стран ЕС) нанесут белорусской экономике серьезный урон.

Я уже не говорю о серьезной потере логистических поступлений и невозможности нормальной работы для «Белавиа» и аэропорта «Минск-2», в который были вложены немалые средства. Мало того – даже такой масштабный логистический проект, как «Новый Шелковый путь», был рассчитан на то, что Беларусь может быть хабом, – чтобы товары аккумулировались здесь и затем были перенаправлены в ЕС. А сейчас получается «страна-тупик».

От того, что реальность ведения секторальных санкций предельно близка (они еще не подписаны всеми 27 профильными министрами), могут последовать все остальные проблемы – связанные и с облигациями, и со сложностью размещения дополнительных источников ресурсов. Принудительная посадка борта Афины-Вильнюс стала катализатором очередного кризиса, в который вступает наша страна.

Это я еще не говорю о возможных проблемах для железнодорожного и автомобильного транспорта. Если еще и здесь будут приняты какие-то ограничения, то это станет катастрофическим ударом по логистически-транзитному потенциалу страны.

«Белавиа» похоронена

– Директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский вчера заявил, что «для авиакомпаний экономически невыгодно облетать Беларусь, потому что мы кратчайший коридор для транзита на территорию РФ и с учетом закрытого воздушного пространства над Донецком». Перевесят ли экономические соображения, хотя бы для некоторых стран, политические решения лидеров 27 европейских государств?

– Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Латвия, Литва уже ввели запреты. Если белорусские госорганы убедят международные организации в той версии событий, что озвучена публично (с ХАМАС и так далее), то да, шансы есть.

Но даже при этом запрет ЕС уже нанес серьезный урон – на российском «крыле» далеко не улетишь: ведь Украина подключилась к санкциям, и будет совсем худо – это лишит «Белавиа» и «Белаэронавигацию» практически всех доходов.

Банкротство всей авиаинфраструктуры совершенно очевидно: «Белавиа» похоронена», «Минск-2» заморожен – все кредиты и сотни миллионов долларов платежей по лизингу самолетов придется вешать на бюджет и вводить внешнее управление компанией.

Размещения долга сейчас крайне невыгодны

– На фоне инцидента с принудительной посадкой самолета Ryanair белорусские облигации падают в цене на Московской бирже (ММВБ). Насколько это важно и какой урон может нанести?

– Облигации – это ожидания инвесторов заработать на белорусском долге. Сегодня они оцениваются крайне низко. Потому что люди видят, что во все более вероятном случае негативного сценария развития событий держатель проиграет, а не выиграет.

Рынок видит, что белорусские власти могут столкнуться с беспрецедентным для себя уровнем собственного отягощения и фискального бремени, не будет доходов, вероятны ограничения, связанные с нефтью и нефтепродуктами, логистикой.

Если брать самые негативные сценарии, то это грозит падением белорусской экономики в 5-7% ВВП в этом году. Даже в ситуации очень благоприятной конъюнктуры. И рассчитывать на четкую, устойчивую и прибыльную работу экономики, что позволит отдавать долги, не приходится, отсюда и такая негативная реакция рынка.

В этой ситуации важно еще и то, что она влияет не только на размер дохода по уже имеющимся у них облигациям, но и на размещение новых на российском рынке. А ведь планы были на привлечение огромных средств (100 млрд рос. рублей) – до сих пор в таких объемах белорусские облигации в РФ никогда и близко не размещались. Но сегодня понятно, что процентные ставки и доходность по ним может стать серьезным бременем для бюджета и обслуживать их крайне проблематично.

Стрельба себе в обе руки, ноги и голову

– Заполыхал дипломатический скандал с Латвией. Насколько экономически эта страна важна для Беларуси? Стоит ли говорить о том, что разрыв связей с ней принесет серьезные последствия для белорусской экономики?

– Латвия была надежным партнером для белорусских властей по нефтепродуктам. Напомню, что «растворители-разбавители» шли во многом как раз через Латвию. На этом фоне в Беларуси усилились позиции другого латышского бизнеса. К тому же не стоит забывать о позиции этой страны по БелАЭС – вопреки жесткой позиции Литвы они собирались покупать нашу электроэнергию.

Так что я не стал бы говорить, что конфликт с Латвией, которая действительно имела более мягкую позицию чем другие наши соседи – Литва и Польша – по многим вопросам, не принесет нам ощутимого урона.

И эскалация конфликта выглядит крайне эмоциональным решением. Это похоже на то, что официальный Минск стреляет себе в обе руки, ноги и голову.

Я не вижу никаких аргументов, которые могли бы оправдать такое жесткое поведение, столь драматические меры. Которые никак не укладываются в режим «подумали и решили». Это размахивание руками направо-налево после того, как ввязались в драку. Ведь даже высылка посла – это крайняя мера, редко применяемая в дипломатии. А высылка всех сотрудников посольства «в 48 часов» – это вовсе не о правилах и соблюдении дипломатического этикета, не о национальных интересах – это эмоциональная реакция на действия других стран. Вне зависимости от того, правы они или нет, нужно это или не нужно.

Что в итоге? Каков размер возможных потерь?

– Сейчас нас, по всей вероятности, ждет «обнуление» «Белавиа» и превращение всей авиаинфраструктуры (в том числе аэропорта «Минск-2») в пассив. А также очень серьезные проблемы в реализации проектов «Бремино-Групп». Это логистические центры в Орше, Гродно, это потери «Белтаможсервиса» – всех тех, кто зарабатывал на логистическом потенциале Республики Беларусь.

Ведь после столь жесткого и быстрого принятия санкций Саммита ЕС многие компании станут делать все, чтобы не использовать Беларусь в качестве страны для транзита грузов. Ситуация, когда страна имеет статус опасной для транзита как грузов, так и физических лиц, – это тот негативный фон, при котором очень сложно вести бизнес.

Кроме того, уже заморожены инвестиции Евросоюза на 3 миллиарда евро, закрыта возможность размещения еврооблигаций. Все, что связано с внешней деятельностью, было отправлено в пике ситуацией с самолетом Ryanair.

Но это только видимая часть айсберга проблем – эта ситуация остро чувствуется белорусами – когда в стране против них «омоноэкономика», когда за пределы страны просто так не выедешь и не вылетишь, это негативно влияет на потребительские настроения и экономику в целом.

Решение 27 лидеров стран Евросоюза может оказаться лишь первым в цепочке. Если ситуация будет развиваться в негативном ключе, я полагаю, что может быть рекомендация на запрет использования Беларуси как территории для транзита сухопутных грузов.

Пока можно сказать, что процедуры – это наш шанс. Речь о том, что политическое решение должно быть утверждено в профильных министерствах всех 27 стран Евросоюза. Формулировки могут быть у разных стран разными. Вопрос в том, насколько белорусские власти понимают важность и возможность разрешения ситуации.

У белорусских властей есть небольшой шанс нейтрализовать самую большую угрозу в виде полной транспортной авиаблокировки страны.

В том числе и отыграть назад в дипломатическом скандале с Латвией. Пока сохраняется небольшая возможность вернуть ситуацию обратно и наказать тех, кто виноват в ней, создав комиссию с привлечением всех заинтересованных сторон.

Но времени немного – судя по скорости принятия решений о запрете полетов для «Белавиа», речь не о неделях, а о днях.

Воспользуйтесь услугой по доступу к информации в виде PDF газеты Intex-press. Присоединяйтесь к нам в Viber или Telegram, чтобы быть в курсе важнейших событий дня или иметь возможность обсудить тему, которая вас взволновала.

Источник

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.

Все права защищены

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

23 мая самолет авиакомпании Ryanair, выполнявший рейс Афины — Вильнюс, экстренно сел в аэропорту Минска из-за сообщения о минировании, впоследствии не подтвердившемся. На борту находился находился экс-главред признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич. После посадки самолета блогера и его спутницу россиянку Софию Сапегу задержали.

Западные страны раскритиковали Минск после инцидента. Евросоюз официально запретил всем белорусским авиаперевозчикам с 5 июня использовать свое воздушное пространство и ввел санкции против физических и юридических лиц республики. Вслед за ЕС ограничительные меры наложили США, Великобритания и Канада.

18 декабря 2021

16 декабря 2021

15 декабря 2021

13 декабря 2021

10 декабря 2021

9 декабря 2021

8 декабря 2021

7 декабря 2021

6 декабря 2021

4 декабря 2021

3 декабря 2021

2 декабря 2021

25 ноября 2021

22 ноября 2021

11 ноября 2021

10 ноября 2021

3 ноября 2021

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.

Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2021

Источник

Дотянулся до небес. Запад вводит санкции против Белоруссии из-за ареста основателя NEXTA. Чем это грозит России?

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Фото: Evgeny Maloletka / Bloomberg / Getty Images

Инцидент с вынужденной посадкой в Минске пассажирского самолета Ryanair и задержание летевшего на его борту сооснователя Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича показали, что отношениям Белоруссии и Запада есть куда ухудшаться. Геополитические последствия международного скандала пока еще не вполне ясны, но саммит Европейского совета уже поручил органам Европейского союза (ЕС) подготовить решение о запрете полетов белорусских самолетов в воздушном пространстве стран-членов ЕС. Кроме того, белорусская оппозиция призвала лишить Белоруссию экспортной выручки. Единственным заступником Белоруссии в громком международном конфликте оказалась Россия. «Лента.ру» разбиралась, есть ли у Москвы друзья в скандальной истории и как задержание Протасевича может изменить ее отношение к Минску.

Недолет

«Совершенно неприемлемо», «противоправно», «беспрецедентно» — так официальные лица ЕС и США отреагировали на драматическую ситуацию с Boeing-737 ирландской компании Ryanair. Все началось в воскресенье, 23 мая, когда экипажу воздушного судна, следовавшего по маршруту Афины — Вильнюс, поступило предупреждение о «потенциальной угрозе безопасности» — ее передали белорусские диспетчеры. Пассажирский самолет пролетал над территорией Белоруссии и уже готовился пересечь границу с Литвой, когда президент Александр Лукашенко, по данным близкого к его пресс-службе Telegram-канала «Пул Первого», решил отправить истребитель МиГ-29, чтобы перехватить лайнер и заставить его приземлиться в Минске.

Увидев, что самолет меняет направление, один из пассажиров — 26-летний Роман Протасевич, бывший главный редактор оппозиционного Telegram-канала NEXTA, попытался избавиться от ноутбука и мобильного телефона. «После внезапного маневра самолета один мальчик запаниковал, взялся за голову (…). Никакого конфликта не было, до тех поворотов самолета не было скандалов, никто ни на кого не злился», — рассказал очевидец, которого анонимно процитировало литовское издание Delfi. Информация о предполагаемом конфликте на борту, которая в первое время появлялась в СМИ, оказалась ложной — самолет без происшествий приземлился в Национальном аэропорту Минска.

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Самолет авиакомпании Ryanair с регистрационным номером SP-RSM, который летел из Афин в Вильнюс

Фото: Mindaugas Kulbis / AP

По прилете все пассажиры вышли из лайнера, и только Протасевича отвели в сторону — его вещи обыскали на взлетно-посадочной полосе сотрудники Министерства внутренних дел (МВД) Белоруссии. Незадолго до того как Протасевича увезли в неизвестном направлении, он успел сказать находившимся рядом пассажирам: «Мне грозит смертная казнь». Позднее советник президента Литвы по внешней политике Аста Скайсгирите заявила, что правоохранительные органы Белоруссии четко знали, что среди 170 пассажиров на борту находился известный оппозиционер и его подруга — российская гражданка Софья Сапега, которую задержали по подозрению в совершении преступлений в августе-сентябре 2020 года.

Протасевич заметил слежку за собой еще до посадки на рейс в Афинах и успел сообщить об этом коллегам. По его словам, в греческом аэропорту к нему проявлял «нездоровое внимание» неизвестный русскоязычный мужчина средних лет, подтянутый, с лысиной. Он был в майке, тканевых светлых штанах и с кожаным чемоданчиком. Мужчина пытался снять на камеру документы Протасевича, затем развернулся и ушел, хотя был следующим в очереди на проверку документов. Если все действительно было так, не остается практически никаких сомнений, что все произошедшее с самолетом Ryanair — спланированная спецоперация по задержанию Протасевича. В пользу этой версии говорит и тот факт, что представители Национального аэропорта Минска вскоре после посадки самолета заявили, что угроза взрыва на борту была ложной.

Это возмутительно и демонстрирует архаичное мышление белорусского правительства, которое не понимает, что сейчас мы живем в век свободных СМИ и что существует международное общественное мнение, которое больше не приемлет подобных методов

Политолог Дмитрий Болкунец в комментарии «Ленте.ру» отметил, что ХАМАС «притянули через сутки после происшествия, когда белорусские власти поняли, что вляпались в громкий международный скандал»: «Замечу, что в первые часы после происшествия местные пропагандисты настаивали, что все произошедшее — громкая и успешная операция КГБ Белоруссии по поимке террориста. Позже они начали отнекиваться, а официальные СМИ даже перестали писать, что в небо был поднят истребитель МиГ-29. ХАМАС они придумали как новую часть сценария, хотя тоже напутали, потому что палестинская организация уже подписала с Израилем перемирие. Откровенно говоря, это все выдуманная история, похожая на перехват разговора Ника и Майка».

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Протестующие держат бумажные самолетики во время демонстрации белорусов в Варшаве 24 мая 2021 года

Фото: Czarek Sokolowski / AP

Мягкой посадки

Как бы то ни было, один из главных аргументов в поддержку действий Белоруссии состоит в том, что международное пассажирское авиасообщение до этого неоднократно использовалось в целях политических разборок. В принципе, на этом основывается и позиция российской власти: не стоит торопиться кого-то осуждать, надо рассмотреть ситуацию с холодной головой и досконально во всем разобраться. В самом деле, можно назвать несколько самых громких случаев задержания иностранных самолетов правительствами разных стран на своей территории за последнее десятилетие.

Достаточно вспомнить воздушное судно авиакомпании «Белавиа», возвращенное по указанию «Украэроцентра» в Киев в 2016 году. Командир лайнера менее чем через десять минут после взлета получил от диспетчера указание немедленно вернуть самолет в аэропорт вылета. Он не объяснил причин и обещал поднять истребители в случае невыполнения требований. По возвращении сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) сняли с борта воздушного судна гражданина Армении Армена Мартиросяна — пророссийского политолога и активиста «Антимайдана». Сам он впоследствии рассказывал, что в аэропорту сотрудники СБУ «искали какой-то накопитель информации», однако отпустили его, так ничего и не обнаружив. В итоге за инцидент пришлось извиняться тогдашнему президенту Украины Петру Порошенко.

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Самолет «Белавиа», который в 2016 году был вынужден за 50 километров до входа в белорусское воздушное пространство вернуться в киевский аэропорт

Фото: Vasily Fedosenko / Reuters

Самый скандальный случай произошел в 2013 году, когда в Австрии посадили самолет президента Боливии Эво Моралеса. На борту искали бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, выдачи которого требовали власти США. Самолет, вылетевший из Москвы, спустя три с половиной часа полета вынужден был экстренно приземлиться в Вене, поскольку Италия, Франция, Испания и Португалия срочно отозвали разрешение об использовании воздушного пространства и аэропортов своих стран. В итоге самолет Моралеса, несмотря на президентский иммунитет, был досмотрен, а когда в нем не нашли Сноудена, ему позволили лететь дальше.

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Еще более похожая на минскую ситуация произошла в 2012 году: турецкие истребители посадили в Анкаре летевший из Москвы в Дамаск сирийский пассажирский самолет c 35 пассажирами на борту. Как и в случае с Boeing компании Ryanair, лайнер не имел никакого отношения к Турции и следовал транзитом через ее воздушное пространство. Один из пилотов военного самолета по радиосвязи потребовал изменить курс лайнера и совершить посадку в аэропорту Эсенбога рядом со столицей. Как утверждал тогдашний министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглы, причиной такого решения стала информация разведслужб о том, что на борту находится военное оборудование. Он объяснил действия турецкой стороны нормами международного права и обещал продолжить проверки гражданских судов Сирии, пролетающих через воздушное пространство страны.

С точки зрения международного права, подобные события могут иметь разную трактовку, но главное — каждый прецедент вызывает серьезный политический резонанс. Ситуацию же с принудительной посадкой самолета в Минске западные страны связывают с демократией и правами человека. Международная организация гражданской авиации (ICAO, ИКАО) уже созвала экстренное совещание по поводу инцидента, поскольку действия белорусской стороны могут расцениваться как нарушение Чикагской конвенции. Согласно ее положениям, суверенитет над воздушным пространством не дает государствам права ограничивать полеты гражданской авиации так, как им заблагорассудится. Делать это нужно при наличии веских оснований, указанных в самой конвенции, приложениях к ней и в Монреальской конвенции «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации».

Действительно, власти любой страны могут потребовать посадки любого воздушного судна на свой аэродром, но только если оно попало в воздушное пространство без разрешения или выполняет функции, противоречащие его гражданскому статусу (например, перевозит военные грузы или ведет шпионскую съемку чужой территории). Ни одна из этих причин не подходит к эпизоду принудительной посадки в Минске: самолет направлялся строго по заранее согласованному плану полета, да и задержание произошло под предлогом угрозы взрыва, который в ЕС и США считают не более чем уловкой. Это отличает ситуацию с Ryanair от других принудительных посадок самолетов.

Сообщение от имени ХАМАС получили белорусские диспетчеры, которые и передали на борт данные о выдуманной взрывчатке. Фактически они поставили под сомнение весь протокол международного общения и надолго заставили сомневаться в безопасности воздушного пространства Белоруссии. Ведь любая подобная информация впредь может расцениваться как провокация.

Красная линия Лукашенко

В любом случае Белоруссия выразила готовность сотрудничать с ИКАО и Международной ассоциацией воздушного транспорта в расследовании инцидента. «Готовы предоставить любые данные, связанные с этим инцидентом, с самолетом Ryanair, готовы транспарентно проводить расследование этого инцидента с участием в том числе соответствующих международных специалистов. Но ни ЕС, ни одна западная страна на данный момент не запросила информацию на сей счет от белорусской стороны, насколько мне известно», — заявил Макей.

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Скандал с самолетом вызвал жесткую реакцию ЕС и США. Президент Европейского совета Шарль Мишель заявил, что она соответствует серьезности этого «абсолютно неприемлемого, шокирующего, скандального» события. «Мы не потерпим никаких попыток сыграть в русскую рулетку жизнями ни в чем не повинных мирных жителей», — предупредил политик. Осудил «скандальное событие» и президент США Джо Байден.

Так или иначе, решение о санкциях будет зависеть от того, какая версия произошедшего будет принята в качестве наиболее достоверной. Пока же саммит Европейского совета постановил заморозить инвестиции и запретить белорусским авиакомпаниям, в том числе «Белавиа», осуществлять рейсы в аэропорты ЕС и совершать полеты над территорией стран-членов. Кроме того, авиаперевозчикам рекомендовано избегать воздушного пространства Белоруссии. О приостановке полетов над территорией страны в частном порядке объявили крупнейшие европейские авиакомпании — AirBaltic, Air France, KLM, Lufthansa, SAS, Finnair и Wizz Air. Звучат призывы к исключению Белоруссии из Международной организации гражданской авиации, что де-факто может означать полную воздушную блокаду страны.

Присоединилась к санкциям и ​Украина — такое поручение правительству дал президент Владимир Зеленский. С полуночи 26 мая страна прекращает авиасообщение с Белоруссией и перенаправляет все рейсы в обход ее воздушного пространства. Это существенно затруднит украинцам возможность посещать Россию, поскольку Минск с 2015 года был самым удобным стыковочным пунктом при полетах из Киева в Москву. Спикер МИД Украины Олег Николенко назвал прекращение авиасообщения вынужденным, но необходимым, поскольку политика Белоруссии лишает страну суверенитета «в пользу России».

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Обсуждение санкций против Белоруссии на саммите Европейского совета 25 мая 2021 года

Фото: Valeria Mongelli / Hans Lucas / Bloomberg / Getty Images

Принудительная посадка самолета с Протасевичем действительно может спровоцировать довольно серьезную реакцию и обернуться для Белоруссии бойкотом со стороны западных экономик. Оппозиция настойчиво призывает к более широким санкциям, в том числе против экспортных поставок топлива и калийных удобрений, которые являются важным источником доходов для Белоруссии. Если максимально жесткие решения все-таки будут приняты, то пострадает и отрасль авиаперелетов. Фактически сейчас ЕС и США вернулись к исходной точке и к осознанию провала дипломатических и экономических усилий, развернутых против Белоруссии с августа 2020 года.

В ЕС и США понимают, что ужесточение мер в отношении Белоруссии неминуемо приведет к ее дальнейшему сближению с Россией. Очевидно, этого никто не хочет, поэтому данное обстоятельство может стать сдерживающим фактором в вопросе введения секторальных санкций. Но если решение будет принято, маневр Лукашенко может оказаться даже выгоден России. Ведь после прошлогодних протестов он пытался возобновить игру в многовекторность, хоть и без особого успеха. Теперь же об этом можно забыть. Впрочем, учитывая тот факт, что Белоруссия находится в преддефолтном состоянии, оплачивать санкции все равно придется России, что может заставить ее пересмотреть отношение к затянувшимся переговорам о глубокой интеграции.

Я не буду ничего комментировать по самолету Ryanair. Существуют определенные международные авиационные правила, и именно международные авиационные власти здесь должны давать оценку с точки зрения соответствия или несоответствия этим международным нормам. Я ничего в этой ситуации комментировать не могу

Но у медали, как водится, есть и оборотная сторона. Великобритания и ЕС предлагают использовать ситуацию для нанесения удара и по России. Санкции могут ввести против газопровода «Северный поток-2» и остановить транзит газа по трубопроводу «Ямал — Западная Европа», который идет через территорию Белоруссии. Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко уверен, что историю с самолетом постараются привязать к России для последующего усиления давления на страну. «В зарубежных СМИ версия о том, что Лукашенко не смог бы провернуть операцию без помощи России, является одной из ключевых», — отметил политтехнолог в разговоре с «Лентой.ру».

Враг номер один

Как бы то ни было, после принудительной посадки самолета Ryanair в Минске остались Протасевич, Сапега и, по данным оппозиции, четверо неназванных россиян, которые вылетели бортом Ryanair из Афин. На следующий день после задержания мать Протасевича заявила, что ее сын найден в одной из минских больниц в критическом состоянии. Но в МВД Белоруссии эти данные опровергли, опубликовав видео c оппозиционером. На нем Протасевич рассказывает, что с ним все в порядке и никаких проблем со здоровьем нет: «Отношение со стороны сотрудников ко мне максимально корректное и по закону, также сейчас я продолжаю сотрудничать со следствием и даю признательные показания по факту организации массовых беспорядков в городе Минске».

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Основатель Telegram-канала NEXTA Степан Путило выступает на пресс-конференции перед посольством Белоруссии в Польше 24 мая 2021 года

Фото: Attila Husejnow / SOPA Images /LightRocket / Getty Images

Как отметил в беседе с «Лентой.ру» политтехнолог Евгений Минченко, задержание Протасевича — это демонстрация силы и ясный сигнал оппозиции. «Вспомним, что недавно в Москве задержали двух граждан Белоруссии — политолога Александра Федуту и адвоката Юрася Зенковича. В этом смысле за внешней аудиторией белорусский президент не очень следит, считая, что все равно горшки с Западом уже побиты», — считает Минченко.

Логика Лукашенко очень проста: будем разбираться со всеми, кто причастен к организации массовых акций протеста

Аналогичного мнения придерживается и политолог Дмитрий Болкунец: «Лукашенко пытается запугать своих противников и доказать им, что он дотянется до каждого. Но это никак не поможет ему справиться с волной протестов. Напротив, Лукашенко вновь провоцирует общество и обостряет ситуацию».

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Именно роль Протасевича в NEXTA как активиста и журналиста стала причиной его задержания. Накануне президентских выборов в Белоруссии в августе 2020 года Telegram-канал NEXTA стал ключевым источником информации и координации антиправительственных сил. Протасевич остался мишенью даже после того, как в сентябре прошлого года стал администратором канала «Беларусь головного мозга» с 260 тысячами подписчиков. Так или иначе, он рассматривался властью как один из основных игроков в оппозиционном движении, в котором он начал участвовать задолго до прошлогодних массовых протестов.

Роман Протасевич родился в мае 1995-го, то есть через год после прихода к власти Лукашенко, и с подросткового возраста был оппозиционным активистом. Еще в 2011 году из-за участия в протестах у Протасевича начались проблемы, он был вынужден сменить учебное заведение, а позже вступил в белорусскую националистическую организацию «Молодой фронт». Члены этой организации активно воевали в Донбассе на стороне Украины. Под эгидой «Правого сектора» (запрещенная в России организация) была даже создана тактическая группа «Беларусь», которая тренировалась совместно с батальоном «Азов».

Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Смотреть картинку Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Картинка про Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент. Фото Что произошло в белоруссии с самолетом инцидент

Фото: Michal Fludra / NurPhoto / Getty Images

Вскоре после задержания Протасевича в сети всплыла информация о том, что в 2014-2015 годах он, предположительно, воевал в Донбассе против самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР). Протасевич мог окончить командирские курсы и стать заместителем командира роты по вопросам связи в «Азове», сообщил государственный белорусский телеканал СТВ. Протасевич действительно признавал, что пробыл в Донбассе около года, правда, в качестве журналиста. Его отец Дмитрий Протасевич тем не менее отмечал, что сын принимал участие в боевых действиях. Бывший командир «Азова» Андрей Билецкий также подтвердил, что он «боролся против оккупации Украины». Как бы то ни было, связи Протасевича в националистической среде и его антироссийские взгляды сомнений не вызывают. Сам он в интервью журналисту Юрию Дудю рассказывал, что ездил на Евромайдан в Киеве в 2014 году, где сотрудники «Беркута» разбили ему голову.

Борьба с ними будет осуществляться так, как осуществлялась борьба «самым гуманным государством» по отношению к Усаме бен Ладену и его последователям. И мы готовы действовать. И как только поступит приказ, где бы они ни находились, без срока давности, мы их найдем и мы их зачистим

Что интересно, отец Протасевича — подполковник запаса, лишенный воинского звания указом Лукашенко. Долгое время он работал старшим преподавателем кафедры идеологической работы Военной академии Белоруссии. Ситуация, когда отец носит погоны, а сын бегает с бело-красно-белым флагом, не должна удивлять. За годы правления Лукашенко белорусский национализм стал востребованной идеей, популярной в том числе в номенклатурной среде. Разница состоит лишь в личной лояльности: Протасевича-старшего уволили, когда младший начал представлять интерес для властей Белоруссии.

В 2019 году Роман Протасевич покинул Белоруссию и переехал в Литву. Тогда же он был внесен в список террористов и обвинен по трем статьям Уголовного кодекса: 130 («Совершение умышленных действий, направленных на возбуждение социальной вражды по признаку профессиональной принадлежности»), 293 («Организация массовых беспорядков»), 342 («Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок»). Самое серьезное из преступлений предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет. Но если Протасевича признают виновным в терроризме, ему теоретически может грозить и смертная казнь.

Очевидно, в этой разборке для России хороших вариантов нет, поэтому ей не остается ничего другого, кроме как использовать ситуацию для продавливания интеграционной повестки. Для этого российская сторона должна продемонстрировать умение пользоваться ухудшением связей Белоруссии и западных стран. Ведь Лукашенко своим маневром практически откидывает одно из направлений своей «многовекторной политики». Совсем скоро, в пятницу 28 мая, в Сочи может состояться встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко. На ней и будут расставлены акценты относительно оценки произошедшего, в том числе по поводу задержания россиянки Софьи Сапеги.

Лукашенко обманывает Россию: в прошлом году Белоруссия взяла кредит под обещание реформировать конституцию, провести новые парламентские и президентские выборы. Но ничего этого сделано не было. Лукашенко недоговороспособен, его не воспринимают в качестве серьезного политика

Как бы то ни было, даже нынешняя позиция США приоткрывает окно возможностей по усилению интеграционных процессов. Белый дом заявил, что не собирается делать поспешных выводов о том, что Россия могла быть причастна к принудительной посадке самолета Ryanair. Это означает, что история с самолетом может не бросить тень на процессы нормализации отношений России с Западом. Долгое время Белоруссия получала доступ к огромному российскому рынку, дешевым энергоносителям и дешевым кредитам. Но сейчас Россия имеет реальную возможность пересмотреть подход к сближению двух стран, когда деньги и другие ресурсы Белоруссия будет получать только после реальных шагов по экономической, а затем и политической интеграции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *