Что произошло в исламе 1 сентября
1 сентября: исламский взгляд
Вот и закончилось лето, пора отдыха; началась осень, которая сразу же ассоциируется у каждого из нас с началом нового учебного года. Это замечательная пора, когда мелькают белые бантики, разноцветные шары, просто море цветов, которые вручаются учениками своим любимым учителям. Для кого-то эта осень станет началом новой жизни, для выпускников она станет последней в их школьной жизни. Все по-разному принимают этот день: кто-то с радостью, кто-то с печалью. Но для каждого 1 сентября – это праздник, и связан он в первую очередь со знаниями. В этот день тысячи учащихся медресе, мактабов и исламских вузов тоже идут за знаниями, которые являются спасением в обоих мирах.
Знания предшествуют делам
Человек без знаний – никто. Каждое наше действие, которое мы совершаем в жизни, исходит от степени нашей образованности, от количества тех знаний, которые мы имеем в своём багаже. Никогда человек не совершит плохое, если знает, что это может причинить кому-то вред или более того, если это грех. Поэтому в Исламе большое место отводится знаниям. Первым аятом, ниспосланным нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), было: «Читай!» Только это уже о многом говорит, и в первую очередь о том, что наша умма – читающая, и она должна стремиться к тому, чтобы быть образованной. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в многочисленных хадисах призывает своих последователей приобретать знания, даже если за ними придётся отправиться в Китай.
Знания – это та сила, которая указывает нам правильный путь, путь, по которому мы должны двигаться. А как же мы сможем правильно жить, если не будем иметь знаний о том, что такое халяль и что такое харам? Только знания о своём Господе, о Его Посланнике, о том, что происходит на земле, помогут человеку не сбиться с правильного пути, не опуститься в пучину безверия.
Приобретение знаний – маяк в нашей жизни, которого мы должны придерживаться, если хотим пройти этот нелёгкий жизненный путь достойно, чтобы потом не было мучительно больно.
1 сентября: история становления
1 сентября значит в жизни каждого из нас многое; даже если сейчас мы и не являемся учениками или студентами, всё равно этот день навевает на нас воспоминания о тех беззаботных школьных годах, которые миновали. В этот день вспоминается первая учительница, которая заводила нас в класс и начинала учить первым буквам, слогам, учила читать и писать, складывать и умножать. Вспоминается первая школьная линейка, когда из рук маленькой девочки-первоклассницы громко звучал первый звонок, она гордо шла вдоль построенных по кругу школьников и тем самым объявляла, что учебный год открыт, учеников ждут тетради, мел, ручка, первые «пятёрки», а для кого-то и не без «двоек».
1 сентября прозвучит первый в жизни звонок для первоклассников. В этот день они начинают новую жизнь, жизнь, полную загадок, которые предстоит отгадать, полную неизведанного, что придётся познать. В этот замечательный день шестилетки вступают в мир знаний, который невероятно удивителен и интересен. Начиная с этого дня мальчишки и девчонки начнут познание этого мира, они окунутся с головой в мир знаний, который не имеет границ. Им предстоит пройти путь нелёгкий, но безумно интересный. Сегодня они по праву могут называть себя учениками, а ниточка, связывающая ученика и учителя, никогда не оборвётся, знания теперь станут путеводной звёздочкой маленьких школьников и будут освещать им путь до конца жизни, ведь без знаний мы не чувствуем себя полноценными людьми.
1 сентября – это новая жизнь и для первокурсников, они тоже открыли новую страницу своей жизни. Теперь им придётся быть более ответственными, не будет уже той заботы школьных учителей, которые стали родными, словно родители. Теперь придётся принимать решения самостоятельно, более серьёзно подойти к учёбе и помнить, что вузовские знания не ограничиваются пятью годами, они бесконечны, и чем больше в них окунаешься, тем больше понимаешь, что на самом деле ты ничего не знаешь, потому приобретать знания приходится всю жизнь.
Интересно, а почему же мы начинаем учиться именно 1 сентября, а не в другой день? Эта дата пришла к нам из Византии ещё в XV веке, когда этим числом отмечалось наступление нового года.
Когда великий князь Иван III женился на последней византийской принцессе в 1492 году, он объявил 1 сентября началом учебного года. Более того, этот день считался государственным праздником.
С 1700 года Новый год в России стал отмечаться 1 января по указу Петра I, однако сельскохозяйственный год оставался прежним. Поскольку полевые работы заканчивались обычно 1 сентября, именно эта дата стала началом нового учебного года.
Правда, не все учебные заведения начинали учебный год 1 сентября. Если за гимназиями государство следило более или менее строго, то негосударственные учебные заведения Российской империи начинали учебный год вразнобой. В документах попадаются даты 20 и 31 августа, 15 и 26 сентября, 1 и 15 октября, а сельские школы грамоты начинали работать только 1 декабря. Что касается советского времени, то до середины 30-х годов директора школ к началу учебного года относились весьма вольно. Даже Постановление Совнаркома от 14 августа 1930 года обязывало, чтобы все дети в возрасте 8–10 лет «были приняты в школу осенью». Единое начало учебного года было введено 3 сентября 1935 года: в первой же статье Постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) было установлено «во всех школах СССР начало учебных занятий с 1 сентября и окончание их: в первых трёх классах – 1 июня, в 4–7 классах – 10 июня и в 8–10 классах – 20 июня» (http://www.home-edu.ru).
Однако дата начала нового учебного года в разных странах своя, и даже в провинциях одного государства могут встретиться разные числа. Это уже особенности каждой страны, и зависят они от тех черт, которые присущи только данному народу и государству.
Не только праздник, но и проблема
Конечно, сегодня есть проблемы, связанные со школой. Не всегда все школы могут достойно встретить своих учеников: где-то ремонт не закончен, а где-то он и не начинался из-за финансовых трудностей. Многим школам сегодня помогают родители, которые готовы отдать последние гроши, лишь бы их чада учились хорошо. Увы, далеко не всегда и сами школьники горят желанием быстрей занять своё место за партой, некоторые попросту не хотят учиться. Есть сегодня и другая проблема, связанная с тем, что родителям приходится самим полностью собирать ребёнка в школу, покупать учебники, дополнительной к ним литературы, канцтовары, школьную форму. В копеечку обходится родителям собрать в школу одного ученика, а если их в семье два или три? Получается, что образование сегодня – дорогое удовольствие, но очень нужное, поэтому родители, несмотря ни на что, идут на базары, ярмарки, в магазины и закупают всё необходимое.
Захват заложников в школе №1 города Беслана в сентябре 2004 года
1 сентября 2004 года в городе Беслане Республики Северная Осетия-Алания отряд террористов под руководством Расула Хачбарова (известного также как Полковник) численностью более 30 человек (среди которых также были женщины) осуществил захват здания средней общеобразовательной школы №1.
Террористы, согнав большую часть заложников в спортивный зал школы, заминировали его и ряд других помещений. Сначала они не выдвигали никаких требований, но по прошествии некоторого времени заявили о своем желании видеть в стенах школы президента Северной Осетии Александра Дзасохова, президента Ингушетии Мурата Зязикова и директора НИИ медицины катастроф доктора Леонида Рошаля (а также, по некоторым данным, потребовали вывода федеральных сил с территории Чеченской Республики и освобождения ранее арестованных террористов).
На третий день членам оперативного штаба удалось договориться об эвакуации тел заложников, убитых в первые дни захвата.
Развязка наступила 3 сентября. Когда около полудня к зданию школы подъехал автомобиль с четырьмя сотрудниками МЧС, которые должны были забрать тела убитых террористами заложников, в спортзале школы раздались два мощных взрыва, после чего началась стрельба, а из окон и образовавшегося в стене пролома стали выпрыгивать дети и женщины (почти все оказавшиеся в школе мужчины были расстреляны террористами в течение первых двух дней).
По версии следствия, взрывы были самопроизвольными и спровоцировали незапланированный штурм школы, который начали спецподразделения. Бой продолжался до позднего вечера, здание школы было частично разрушено.
Жертвами террористической акции стали 335 погибших и умерших от ран, в том числе 318 заложников, из которых 186 — дети.
Большинство бойцов спецназа погибли, прикрывая собой детей.
Всего по делу о нападении боевиков на школу в Беслане потерпевшими признаны 1315 человек.
По данным проводившей расследование Генпрокуратуры, в банде, совершившей нападение на школу, были 32 человека, в том числе две «смертницы», которые подорвались еще до штурма. При проведении спецоперации удалось задержать одного боевика — Нурпаши Кулаева, остальные были уничтожены.
Спустя год, 26 мая 2006 года, Верховный суд Северной Осетии признал Кулаева виновным по всем статьям предъявленных ему обвинений и приговорил его к пожизненному заключению.
6-7 сентября 2004 года были обьявлены днями траура в России в связи с терактом в Северной Осетии.
26 ноября 2004 года президент Северной Осетии подписал указ «Об этической и нравственной ситуации вокруг бесланской трагедии», согласно которому 3 сентября был объявлен в Республике Северная Осетия — Алания Днем Памяти жертв террористического акта в городе Беслане в 2004 году.
3 сентября 2005 года на мемориальном кладбище в Беслане, где были захоронены большинство жертв теракта, состоялось открытие памятника «Древо скорби».
В июле 2010 года в Беслане началось возведение Мемориала школы №1. Проект выполнен группой немецких архитекторов. По замыслу авторов проекта школа, где были убиты сотни людей, будет сохранена такой, какой она стала в результате теракта.
В 2012 году на территории школы завершилось строительство Мемориального комплекса вокруг спортзала. Там сооружен каркас в форме эллипса, верх которого напоминает венок. Оставшиеся части корпуса школы были законсервированы, чтобы предотвратить их дальнейшее разрушение.
В 2012 году во дворе школы началось строительство православного храма во имя новомучеников и исповедников Российских.
Памятники жертвам Беслана также были установлены и в других населенных пунктах России и мира — во Владикавказе, Санкт-Петербурге, в центре Москвы, в селе Коста-Хетагурова Карачаево-Черкесии, Флоренции (Италия).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Трагедия в Беслане «Помним.Любим.Скорбим»: что случилось 17 лет назад?
Семнадцать лет назад террористический отряд захватил среднюю школу №1 в Беслане в республике Северная Осетия. В заложниках оказались более тысячи человек. В результате теракта погибли 333 человека, среди которых 186 детей от года до 17 лет. Медицинскую помощь оказали более 800 выжившим. Что происходило в бесланской школе с первого по третье сентября и почему эта трагедия приняла такой масштабный оборот, рассказывает ivbg.ru.
Фото: www.rbc.ru
Как День знаний превратился в трехдневных кровавый парад?
Фото: www.rbc.ru
Как бандиты были вооружены?
На момент захвата школы головорезы имели при себе противогазы, аптечки и запас провизии на несколько дней. Военное снаряжение было следующим: около 22 автоматов Калашникова различной модификации, в том числе и с подствольными гранатометами, пара ручных пулеметов РПК-74, два пулемета ПКМ, танковый пулемет Калашникова, несколько ручных противотанковых гранатометов РПГ-7 и гранатометы РПГ-18 «Муха».
День первый — 1 сентября
Фото: www.rbc.ru
День второй — 2 сентября
Фото: www.rbc.ru
Для утоления жажды захваченные террористами люди были вынуждены пить собственную мочу. Многие не выдерживали и падали в обморок. Среди них находились диабетики, что осложняло ситуацию.
Фото: www.rbc.ru
День третий — развязка
Фото: www.rbc.ru
Операция по спасению заложников и ликвидации боевиков
Оперативный штаб, организованный в связи с чрезвычайной ситуацией, занимался разработкой плана по освобождению заложников. Его участники не были готовы к подобному повороту событий. После взрыва представители штаба попробовали наладить с террористами контакт и еще раз попросили освободить заложников. Глава шайки прервал переговоры и разбил средство связи, отдав приказ «отстреливаться до последнего».
Фото: www.rbc.ru
Итоги трагедии в Беслане
Говоря о Беслане, даже люди, не принимавшие никакого участия в событии, испытывают ужас от произошедшего. Жертвами теракта стали 333 человека, из которых 186 — дети от одного года до 17 лет. Та роковая линейка перевернула жизнь не только заложников, но и их близких, а также всех участников рокового события. Многие потеряли родных, некоторые дети стали сиротами.
Фото: www.rbc.ru
По делу о нападении террористов на школу в Беслане потерпевшими признали 1315 человек.
Теракт в Беслане называют самым бесчеловечным преступлением, совершенным на территории современной России.
Фото: www.rbc.ru
Теперь 3 сентября – памятная дата в российском календаре. В этот день россияне вспоминают жертв террористической атаки на Беслан и склоняют головы в память о всех жертвах террористической агрессии, с которой когда-либо сталкивался наш народ. День солидарности в борьбе с терроризмом появился в календаре памятных и скорбных дат РФ на основании федерального закона от 21 июля 2005 года.
Начиная с 2005 года, в Северной Осетии каждый год с первого по третье сентября включительно проходят траурные мероприятия, которые посвящены памяти погибших при теракте в бесланской школе. В эти несколько дней люди покрывают цветами мемориальный комплекс, открытый на месте разрушенного здания, и кладбище «Город ангелов», где захоронена основная часть погибших заложников. Там же в 2005 году открыли памятник «Древо скорби», а через год воздвигли мемориал бойцам спецназа и спасателям МЧС, которые погибли в процессе освобождения заложников. В Беслане из-за траура начало учебного года сдвигается на четвертое сентября.
Где хранится память о жертвах теракта в Беслане?
Во дворе школы, которая осталась в том же виде, как и после трагедии, возвели Храм Бесланских младенцев на пожертвования жителей Осетии и благотворителей из различных регионов страны.
Памятники жертвам Беслана также были установлены во Владикавказе, Санкт-Петербурге, в центре Москвы, в селе Коста-Хетагурова Карачаево-Черкесии и во Флоренции в Италии. В 2015 году одна из центральных улиц итальянской коммуны Кампо Сан Мартино была названа Улицей Детей Беслана.
Фото: www.rbc.ru. Кладбище в Беслане, где похоронены жертвы теракта
Главная память о жертвах трагедии — в наших сердцах. Помним, любим, скорбим…
Террористический акт в Беслане (1-3 сентября 2004 года)
«Кавказский Узел» публикует информацию об обстоятельствах совершения этого террористического акта, хронику событий и результаты расследования событий, связанных с терактом в Беслане.
В энциклопедии «Кавказского узла» опубликована подробная хроника теракта, а также биографии ключевых действующих лиц бесланской трагедии Шамиля Басаева, Аслана Масхадова, Ахмеда Закаева, Александра Дзасохова, Таймураза Мамсурова, Али Тазиева, Руслана Аушева.
2021 год
1 сентября 2021 года трехдневные траурные мероприятия в Северной Осетии начались с заупокойного богослужения и возложения цветов в Бесланской школе, захваченной 17 лет назад террористами.
2020 год
Обстановка перед терактом
Обстановка летом 2004 года была напряженной. На протяжении весны и лета 2004 года наблюдалось значительное увеличение числа громких диверсий и терактов как в зоне конфликта в ЧР, так и за ее пределами. Непосредственно захвату школы № 1 предшествовала серия терактов:
Вполне возможно, что участившиеся к концу августа теракты имели своей целью, помимо нанесения непосредственного ущерба, еще и отвлечение внимания спецслужб от подготовки теракта в Беслане.
Подготовка боевиков
Выбор объекта
Школа № 1 города Беслан являла собой выгодный объект для захвата в связи с большим количеством учащихся и тем, что именно в школе №1 учились дети многих руководителей Северной Осетии. Другими факторами, сыгравшими на руку террористам, стали сложная структура самого здания школы, близость Беслана к границе с Ингушетией, относительно небольшое население города, а также гораздо более слабая система безопасности и ограниченное присутствие военных по сравнению с другими крупными населёнными пунктами Северной Осетии.
Формирование отряда
Подавляющее большинство террористов были чеченцами и ингушами, но помимо них в состав группы входили представители других национальностей. В частности, заложники отмечали особую жестокость Владимира Ходова по кличке «Абдулла».
Эту версию опровергают заложники. Восстанавливая картину захвата школы по показаниям заложников и свидетелей, можно сделать вывод, что групп захвата было несколько, и подходили они к школе с разных сторон. Машин с террористами, по словам заложников, тоже было несколько. Согласно таким подсчетам, число террористов могло достигать 60–70 человек. Интересно, что среди обнаруженных трупов террористов бывшие заложники не нашли некоторых из тех боевиков, которые удерживали их в школе.
Вооружение террористов составили не менее 22 автоматов Калашникова различных модификаций, в том числе и с подствольными гранатометами; два ручных пулемёта Калашникова; два пулемёта Калашникова модернизированных; один пулемёт Калашникова танковый; два ручных противотанковых гранатомёта РПГ-7 и гранатомёты «Муха». Также при террористах были противогазы, аптечки и запас провизии. Часть использованного вооружения, по данным следствия, было похищено во время нападения на Назрань.
Подробная хроника теракта и последующих событий приведена в материале «Кавказского узла» «Беслан: захват заложников».
1 сентября 2004 года
В районе 09.05 группа боевиков подъехала к школе № 1 города Беслан, где в это время заканчивалась торжественная линейка, посвященная Дню знаний. Милиция вступила в скоротечную перестрелку с террористами.
У здания захваченной школы собрались около 1000 человек, в основном родственники заложников.
Боевики отказались снабдить заложников водой и питанием. Однако, как подчеркнул глава УФСБ республики Валерий Андреев, «состояние детей-заложников удовлетворительное». Точное количество заложников не установлено. В находящемся рядом со школой Доме культуры врачи-психологи начали работать с родственниками и родителями заложников.
2 сентября 2004 года
На экстренном заседании Совета Безопасности ООН, состоявшемся в ночь с 1 на 2 сентября по московскому времени, члены совета осудили акт захвата заложников и потребовали немедленного и безоговорочного их освобождения. Требования были проигнорированы.
В районе 10.00 Леонид Рошаль возобновил переговоры с боевиками. Представители старейшин Чечни и Ингушетии осудили захват школы в Беслане и заявили, что готовы содействовать контактам с террористами с целью освобождения заложников.
Около 11.00 утра Александр Дзасохов связался по телефону с Ахмедом Закаевым — вице-президентом ЧРИ и доверенным лицом Аслана Масхадова. Дзасохов попросил Закаева выйти на Масхадова и попросить того прилететь в Беслан для переговоров с террористами. Закаев ответил, что свяжется с Масхадовым, при этом заметив, что связь с последним у него односторонняя. Ранее тем же днём Закаеву позвонила журналистка Анна Политковская, также просившая его и Масхадова выступить посредниками при освобождении заложников. Также на Масхадова пытался выйти Таймураз Мамсуров, премьер-министр Северной Осетии, чьи двое детей находились в числе заложников. Связавшись с представителем Масхадова в Баку, Мамсуров потребовал вмешательства президента ЧРИ, но, несмотря на обещания представителя, звонка от Масхадова так и не получил.
Около 15.00 из захваченной школы началась стрельба из автоматов и подствольных гранатометов. Одним из выстрелов подожжена припаркованная неподалеку машина. Одновременно, по словам очевидцев, в здании раздалось несколько взрывов.
Позже Шамиль Басаев утверждал в заявлении на одном из сепаратистских сайтов, что требования боевиков были следующими:
3 сентября 2004 года
Около 01.30 контакты с террористами, захватившими школу в Беслане, были приостановлены по их инициативе.
В 07.30 штаб возобновляет контакты с террористами.
В районе 12.50 машина с четырьмя спасателями МЧС подъехала к зданию школы, и спасатели под присмотром боевика приступили к эвакуации трупов.
Заложники продолжали бежать от школы, многие из них были ранены. Носилок не хватало, поэтому местные жители изготавливали их из любого доступного материала, включая одеяла и переносные лестницы. Также не хватало машин «скорой помощи», и бесланцы увозили пострадавших на собственных автомобилях в городскую больницу, а особо тяжело раненых — во Владикавказ. Появилась информация, что часть террористов пытается выйти из здания, смешавшись с толпой заложников.
Внимание! Видео содержит сцены кровопролития.
В 14.51 пожарной службой Беслана был зафиксирован пожар в спортзале, но из-за отсутствия приказа оперативного штаба пожарные расчёты приступили к ликвидации пожара только в 15.20, и первые полчаса тушение осуществлялось силами местных жителей. Территория, прилегающая к школе, простреливалась боевиками, что ограничивало доступ пожарных к очагам возгорания и пожарным гидрантам. Пожар был потушен в 21.09, после чего пожарные пустили воду в зал для общего охлаждения помещения во избежание повторных возгораний.
Большую помеху для спецназа создавали нескоординированные действия большого количества вооружённых гражданских лиц, так называемых «ополченцев». Многие из них вели беспорядочную стрельбу по зданию школы, порою даже простреливая участки, недоступные для террористов, рискуя задеть спецназ.
В ходе операции по зданию были нанесены выстрелы 125-мм осколочно-фугасными снарядами из танка Т-72 и выстрелы из огнемётов РПО-А «Шмель». Применение огнемётов и танков впоследствии стало одним из наиболее спорных вопросов, касающихся проведения штурма. В частности, неоднократно оспаривались время применения (ряд лиц утверждает, что танки и огнемёты применялись, пока заложники находились в здании) и целесообразность (ряд лиц утверждает, что штурм здания и пожар, вызванный огнемётами, явились причиной гибели многих заложников).
Погибшие в ходе теракта
3 сентября в результате взрывов в спортзале, пожара и стрельбы погибло 312 человек. Из них:
Последствия
31 мая 2005 года после встречи Александра Дзасохова с полномочным представителем президента РФ в ЮФО Дмитрием Козаком было объявлено об отставке Дзасохова с поста президента Северной Осетии. Требования граждан об отставке Дзасохова прозвучали на митингах во Владикавказе и Беслане уже через несколько дней после теракта, так как, по мнению митинговавших, президент не принял достаточных мер для предотвращения гибели заложников.
4 сентября в России был объявлен двухдневный траур, в связи с которым были приспущены Государственные флаги, а также отменены развлекательные мероприятия и радио- и телепередачи. В Северной Осетии на протяжении почти двух недель шли стихийные митинги с требованиями назвать и привлечь к ответственности виновников теракта. Митинги прошли и в других российских городах, в том числе в Москве, Вологде, Чебоксарах, Ростове-на-Дону, Пензе и Ставрополе. По данным «Левада-Центра», опросившем 1600 россиян в 128 населённых пунктах страны, большинство опрошенных придерживалось мнения, что операция по спасению заложников была провалена.
Теракт в Беслане повлёк за собой ряд мер по усилению безопасности в людных местах по всей стране, включая стадионы, рынки и транспортные узлы. Особенно остро встал вопрос безопасности в школах, ВУЗах и других учебных учреждениях, но по оценкам министерства образования, по состоянию на 2009 год, от террористической угрозы более или менее были защищены только 6% российских школ.
Судебные разбирательства
Дело Нур-Паши Кулаева
Дело милиционеров Правобережного РОВД
Дело милиционеров Малгобекского РОВД
Суд продлился более четырёх месяцев и закончился вынесением оправдательного приговора обоим подсудимым. Общественная организация «Голос Беслана» обжаловала решение суда, но Верховный суд РФ признал приговор законным.
Дело в ЕСПЧ
Потерпевшие обвиняют российское правительство в нарушении нескольких статей Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод.
В апреля 2012 года ЕСПЧ коммуницировал жалобы. 2 июля 2015 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал приемлемой и принял к производству жалобу большей части заявителей, пострадавших от захвата заложников в Беслане в 2004 году.
13 апреля 2017 года Европейский суд по правам человека признал нарушение прав родственников погибших и пострадавших при захвате бесланской школы в 2004 году и присудил 409 заявителям компенсацию в размере 2,955 миллиона евро и 88 тысяч евро для возмещения судебных расходов. Суммы выплат заявителям варьируются от трех до двадцати тысяч евро.
Расследование обстоятельств теракта
Следствие генеральной прокуратуры
1 сентября 2004 года генеральной прокуратурой было возбуждено уголовное дело № 20/849 по факту теракта на территории средней школы № 1 города Беслан. 8 сентября 2004 года, следователь официально объявил причастность Аслана Масхадова к руководству нападением. В тот же день Аслан Масхадов был вновь объявлен в национальный и международный розыск.
9 сентября 2004 года Федеральная Служба Безопасности РФ предложила 300 миллионов
рублей за информацию, которая помогла бы арестовать Масхадова.
8 марта 2005 года власти обнаружили тело неопознанного лица, в котором был позже опознан Масхадов.
29 марта 2005 года следователь вынес постановление с доказательствами о причастности Масхадова к руководству нападением и о прекращении уголовного производства в отношении Масхадова в связи со смертью обвиняемого.
Доклад парламентской комиссии Федерального Собрания РФ
Парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств совершения теракта в Беслане под руководством заместителя председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Александра Торшина приступила к работе 22 сентября 2004 года. Работа комиссии длилась до 22 декабря 2006 года, когда был опубликован окончательный текст доклада. Комиссия пришла к следующим выводам:
Доклад Юрия Савельева
Доклад комиссии парламента Северной Осетии
Память
Беслан – место, где начало учебного года и выпускной – не праздники, а дни траура. В день, когда по всей стране празднуют окончание школы, в Беслане вчерашние школьники молча идут на мемориальное кладбище «Город ангелов», где похоронены их одноклассники.
В 2012 году был открыт Мемориальный комплекс памяти жертв теракта. Вокруг спортзала возведен золотой каркас, символизирующий памятный венок.Стены школы исписаны граффити в знак памяти о погибших и ругательствами в адрес террористов.
В память о погибших в результате теракта установлены памятники в Беслане, Москве, Санкт-Петербурге, Владикавказе, Ульяновске, Орске и Липецкой области, Флоренции, Сан-Марино и Кастельново-ди-Сотто.
К 15 годовщине трагедии вышла книга Ольги Алленовой, журналиста издания «Коммерсант», «Форпост. Беслан и его заложники». «Новая газета» выпустила документальный фильм «Школа номер один».
2 сентября 2019 года журналист и видеоблогер Юрий Дудь опубликовал в своем YouTube-канале документальный фильм о теракте в Беслане «Беслан. Помни», в котором бывшие заложники, их родственники, политики и известные журналисты поделились впечатлениями и мнениями о причинах и последствиях трагедии 15-летней давности.
Фильм сразу же стал очень популярен, в целом, комментарии к нему и на канале, и в других соцсетях положительные и серьезные, во многих случаях зрители благодарят автора за фильм.
Примечания
Автор: Кавказский Узел