Что произошло в xix в

XIX век в России: Расцвет на пути к катастрофе

«Мой милый, милый батюшка, – писал тогда Камилл Демулен, один из лидеров французской революции, своему отцу, – вы не можете составить себе даже представления о той радости, которою наполняет меня наше возрождение… Как я благодарю небо за то, что родился в конце этого века!» «Все говорит нам, – пишет маркиз-демократ Кондорсе, – что мы вступаем в эпоху одной из величайших революций рода человеческого… Современное состояние просвещения гарантирует нам ее счастливый исход».

Несмотря на то, что локальным «исходом» той эпохи стала Великая французская революция, значительное большинство элиты так и не отрезвело. Многие истоки как российского, так и мирового глобального кризиса ХХ столетия оказались заложены как раз в этой слепой уверенности в завтрашнем дне. Таким образом, «светлое будущее» не является изобретением коммунистов, под знаком веры в это будущее (безусловно, имевшее немного иные черты) прошел весь предыдущий век.

Почему же началом исторической катастрофы России стало именно девятнадцатое столетие? Еще больше, может быть, непонятно, по какой причине этот поистине золотой век российской культуры оказался началом самого страшного государственного кризиса и культурного упадка за всю историю России?

Наверное, слишком непоколебима была вера как в конечное «торжество просвещения», так и в то, что суть этого «просвещения» уже найдена, источники и носители его известны, остается лишь черновая работа по «цивилизации» народа, который надо вывести из «первобытно-дикого состояния». К чести российской элиты нужно сказать, так мыслили далеко не все, но все же главным лейтмотивом всего «золотого века русской культуры» оказалось гордое самодовольство тех, кто провозгласил себя «просвещенными».

Между тем «просвещение» почему-то распространялось не так быстро, как бы этого хотели. Народ безмолвствовал. Не очень заметное современникам, молчание это издалека слышится нам очень отчетливо и страшно. Самое наполненное событиями столетие в русской истории, восхищающее своей небывалой активностью не только историков, но и современников, поражает тишиной. Ни одного серьезного народного движения, ни одного вождя не вышло из среды крестьянства. История России XIX века оказывается в наименьшей степени народной историей, то есть историей, творимой волей и внутренним единством всего народа. Это, по сути, история того самого узкого культурного слоя, который объявил своей монополией народное просвещение. Она полна острыми драматическими моментами: отживая свой век, сходят со сцены боровшиеся за общественное влияние группировки; власть, подавляя самые опасные из них, черпает в других силу и находит поддержку для своей политики; расцветают и умирают философские и социальные доктрины, создаются великие произведения искусства; но народ… Народ чужой на этом пиру мыслителей, о нем вспоминают только тогда, когда изобретают очередной новейший ускоренный метод «просвещения», не особенно задумываясь над тем, кого же, собственно, предполагается просвещать. Это положение замечательно описывает Некрасов:

«В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России –
Там вековая тишина».

Конечно, можно возразить, что культурная элита России XIX века также являлась частью народа и, как наиболее образованная его часть, брала на себя и бремя власти, и первенствующую роль в культурном творчестве. Но ведь дело в том, что результаты этой культурной и политической деятельности российской аристократии и интеллигенции почти никем не востребовались. Крестьяне (в первую очередь представлявшие народные низы) своим пассивным неприятием самых лучших образцов дворянской культуры демонстрировали полное нежелание понять ее. В государственном же строительстве основная масса крестьян участвовала только в качестве тягловой силы, слабо выражая недовольство и проявляя все меньше живого интереса к судьбе своей страны.

Это тем более удивительно, если вспомнить, что на протяжении всей предыдущей истории народные низы крайне редко были пассивны по отношению к власти. Со времен Ивана Калиты политика объединения русских земель вокруг Москвы и усиления государственной мощи встречала как поддержку, так и ожесточенное сопротивление. Земля постоянно находилась в движении, выделяя из своей среды и теоретиков сопротивления (таких, как протопоп Аввакум) и его политических организаторов (Иван Болотников, Степан Разин, Кондрат Булавин). Назвать имена строителей государства сложнее, они чаще оказывались в тени той власти, которой служили не за страх, а за совесть, но и тут в нужный момент «кланяется царю Сибирью» Ермак, собирает ополчение Минин, размышляет над экономической политикой Петра Посошков. Земские соборы, мощное самоуправление на местах, наконец, возможность бунта – все это заставляло и власть, и высшие слои общества не только считаться с «землей», но и допускать ее к решению будущего страны. «Земля» сама была свято уверена в этом праве и часто пыталась брать и расширять его самовольно (это, впрочем, почти всегда печально заканчивалось).

При всем этом на действиях образованных российских сословий XIX века лежит печать странной раздвоенности. С одной стороны, это вечные оппозиционеры, едва ли не главным занятием которых было «воплощенной укоризною стоять перед отчизною». Причем укор бросался не только власти, но и «темному, невежественному, забитому», не соответствующему мировым стандартам крестьянству.

С другой стороны, волей обстоятельств эти слои населения в тот момент оказались носителями русской культуры, и прежде всего слова. Высочайшие достижения поэзии и литературы прошлого столетия свидетельствуют о национальном культурном расцвете. Все лучшее, что мы сейчас имеем в искусстве, вся наша классика были созданы тогда. Созданы, и совершенно не восприняты народом. Вернее, восприняты как составная часть господского образа жизни, агрессивного и чужого русской деревне. Напрасно Некрасов ждал, когда мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет». Произведения мирового масштаба оказались доступны только для внутреннего потребления небольшой части российского общества. Это была, фактически, месть русскому просвещенному обществу за его высокомерие и самоуверенность.

Нельзя сказать, что это положение устраивало российскую элиту. Многие представители дворянства и разночинной интеллигенции очень остро ощущали всю непрочность и беспочвенность созданной ими культурной среды. Но, к сожалению, это только усиливало их просветительский радикализм. Все мощные общественные движения XIX века, начиная с декабристов и заканчивая марксистами, старались насильно втащить мужика в «светлое завтра», где, как они надеялись, все противоречия исчезнут сами собой. Проявлялась поразительная нечуткость к ходу исторического процесса, главное внимание уделялось реформе или революции, то есть изменению внешних форм существования. В то же время творцы художественной культуры, особенно Пушкин, Гоголь, Лесков, Достоевский, интуитивно передавали в своих произведениях чувство тревоги и опасения за возможное будущее России, предощущая ее страшную историческую судьбу. Но окружающие находили в их книгах либо эстетическое удовлетворение, либо призывы к изменению существующего строя. Русская литература, по сути своей пророческая, была воспринята так только задним числом.

Очень немного образованных людей осознавали действительную глубину пропасти между традиционной и классической культурой и стремились прежде, чем «просвещать» народ, узнать его действительные нужды, найти общие культурные связи всех сословий. К несчастью, их почти всегда искали в прошлом, но и здесь было что находить. Борьба Шишкова за чистоту славянских корней языка, воскрешение Карамзиным русской истории, а Шевыревым – древнерусской литературы, призывы славянофилов к изучению форм народного быта и общинного устройства не пропали даром. Но все же этого было слишком мало для того, чтобы мужик и барин поняли друг друга. Как жест отчаяния русской интеллигенции выглядит знаменитое «хождение в народ», когда молодые люди, оставив дома и обеспеченное будущее, пошли куда глаза глядят жить так, как живет мужик. Беда была в том, что им уже заранее были «известны» принципы мужицкой жизни. «Подавай им мужика, но мужика шоколадного!» – говорил о таких писатель Глеб Успенский. После полного провала «хождений» те из народников, что не угодили в тюрьму, либо впали в страшный скептицизм по отношению к России вообще, либо от отчаяния подняли волну политического терроризма, захлестнувшую в конце концов и самого царя-освободителя Александра II. Если крестьяне и до этого относились к «господам в лаптях» весьма подозрительно, то после цареубийства они смотрели на них с плохо скрываемой ненавистью. Эти несчастные «народолюбцы» так и не сумели понять, что задача российского образованного слоя была не в театральном переодевании, а в изменении внутренней позиции по отношению к народной культуре, к фольклору и традициям, идущим из допетровской Руси. Для соединения с народом культурный слой должен был не опускаться до уровня реального народного невежества, а действительно просвещать крестьянина, но только тем светом, который светил от самой «земли», а не отраженными лучами чужих политических учений.

Но для того чтобы связь между сословиями была живой и прочной, нужны были силы, ее обеспечивающие. В России такими силами обычно были власть (внешняя прочность) и Церковь (духовное единство). Об отношении власти как с «землей», так и с обществом здесь уже говорилось. Высшая управленческая элита империи всех опасалась и никому не доверяла. Глава русского народа милостью Божией все больше превращался в управляющего бюрократической системой. Дворянство и интеллигенция открыто презирали самодержавие, народ уже очень мало на него надеялся. Но еще более тяжелая ноша выпала на долю осмеянной «просвещением» Церкви. Официально поддерживаемая государством, она больше страдала, чем выигрывала от этой поддержки. Полунищие священники, вынужденные кормиться за счет своих бедных прихожан; бесправные архиереи, угнетаемые губернскими чиновниками; штатные монастыри, живущие на проценты с капитала или аренды недвижимости; духовные семинарии, иссушающие души своих воспитанников мертвой схоластикой (значительная часть революционеров – от Чернышевского до Сталина – получила начальное духовное образование); стильные ампирные храмы, часто напоминающие о древнеримских божествах; знатные прихожане, формально исполняющие обряды и открыто смеющиеся над самыми священными таинствами… – все это скорее способно вызвать жалость или возмущение, чем почтение. Если оценивать не число атеистов, а твердость их убеждений, XIX век был куда более безбожен, чем XX.

Разумеется, подлинно церковная жизнь не прерывалась, она только ушла вглубь, готовясь к грядущим тяжелым испытаниям. Святители Филарет и Иннокентий Московские, будучи крупнейшими учеными филологами своего времени, в условиях полного общественного равнодушия подготовили и осуществили русский литературный перевод Священного Писания. Оптина пустынь стала не только центром возрождения древнерусского духовничества, но и крупнейшей издательской базой святоотеческой литературы. Совсем не случайно первая половина века стала временем явления в России такого столпа веры, как преподобный Серафим Саровский. И так же не случайно, что вся «просвещенная» Россия от Сперанского до Пушкина его не заметила. Точно так же незамеченной широкой пореформенной общественностью осталась деятельность святителя Игнатия (Брянчанинова) или праведного Иоанна Кронштадтского, сделавших для русской культуры гораздо больше, чем какой-нибудь Лев Толстой. Это еще раз подчеркивает внешний характер социально-политической истории прошлого столетия, торжество формы над внутренним содержанием.

Особенно это видно на примере развития российского военного искусства и внешней политики. XIX столетие здесь прошло на первый взгляд более чем удачно: из всех войн, которые вела Россия, проиграна только одна, присоединены значительные территории, укреплены границы, подписан ряд важных дипломатических соглашений, определены сферы влияния. В итоге к концу столетия Россия окончательно входит в число великих мировых держав, с ней вынуждены считаться и Англия, и Германия. Но при этом развивается целый ряд тревожных симптомов.

На протяжении всего столетия активно изгоняется национальная военная и военно-морская школа. Кутузов, Барклай де Толли, Багратион, Тотлебен, Гурко, Скобелев, Драгомиров – все это последователи суворовской «Науки побеждать», и они побеждают на поле сражения. А в военных академиях и в генеральном штабе медленно побеждает немецкая школа Клаузевица и Мольтке (заметим, они многому учились в России). Немного лучше обстоят дела на флоте: здесь, продолжая петровские традиции, на Черном море крепнет школа последователей Ушакова и Сенявина. Особенно много сделал для этого командир первого российского гвардейского корабля, первооткрыватель Антарктиды Михаил Лазарев. Ему Россия обязана Нахимовым, Корниловым, Истоминым. Но после поражения в Крымской войне черноморская эскадра ликвидируется и через полвека русский флот, не потерпевший в XIX веке ни одного крупного поражения, кладет на Россию позорное клеймо Цусимы. Дело здесь не в отсталости техники или храбрости отдельных офицеров, а в отсутствии, вернее – в забвении национальной военной школы. При общем росте сознательности русского солдата русский офицер на его фоне как-то блекнет и теряется. Если в середине XIX века армия и флот могли похвастаться не только Суворовым и Ушаковым, но и Лермонтовым и Римским-Корсаковым, то к началу нового столетия престиж офицерства стремительно падает.

Внешнеполитическое положение России тоже на первый взгляд не вызывает тревоги. Только однажды она потерпела серьезное поражение в Крымской войне, но за это надо «благодарить» преступно-близорукую политику Нессельроде. Зато следующий государственный канцлер Горчаков, казалось, блестяще исправил все ошибки своего предшественника, работая в гораздо более трудных условиях рождения на российских границах агрессивной Германской империи. Дважды за столетие – при Александре I и при Александре III – Россия оказывалась гарантом мирового равновесия. Но тем не менее можно утверждать, что Россия несколько раз крупно проиграла.

Во-первых, продажа Аляски США в 1865 году. Сегодня ясно, что ни семь миллионов долларов, ни соображения высокой политики не могут оправдать торговли государственной территорией. Она не принадлежит ни лично главе государства, ни даже всему поколению живущих в нем людей: это приобретено теми, кто уже умер, для тех, кто еще родится. Оно может быть потеряно в войне, но не может быть отдано, иначе создается угроза принципу единства всей страны, каким бы маленьким ни казался этот клочок земли. Торговля территорией открывала путь к расчленению государства.

Не менее проигрышна оказалась наша союзническая политика. Нацеленная на оказание помощи соседним народам или их правительствам, она редко исходила из действительно национальных интересов, продиктованная в основном моральными принципами или даже личными соображениями. В результате выбор союзников оказался крайне неудачным. Дважды заключенный союз с Пруссией и Австрией и прямая вооруженная помощь их правительствам привела первый раз к наполеоновскому вторжению, второй раз – к враждебному для России нейтралитету этих стран в Крымской войне. Помощь балканским народам (в особенности Болгарии) и многочисленные русско-турецкие конфликты на этой почве создали для России (и СССР в XX веке) целый ряд враждебных славянских государств, которые (кроме Сербии) наперебой стремились побольнее отомстить за свое освобождение. Непродуманный союз с ослабевшей Францией втянул Россию в Первую мировую войну.

Наконец, кризис 1853–1856 годов в Европе показал, что все европейские государства забывают о своих противоречиях, когда представляется случай ударить по России без большого риска. Пожалуй, только один Александр III до конца хорошо понимал, что «у России нет друзей». Можно сказать, что НАТО как естественный союз сложилось гораздо ранее 1945 года. Поэтому даже советскую политику в Европе после Второй мировой войны можно считать более трезвой и реалистичной, чем российскую дипломатию XIX века.

И все-таки XIX столетие значит для России очень много. Оно подобно волне, высоко взметнувшейся над морской поверхностью. Мы уже знаем, что всего через несколько мгновений вся она бессильно разобьется о берег, но там, наверху, не ожидая скорого и страшного падения, рождаются миллионы искрящихся брызг. За миг до того, как снова исчезнуть в общем потоке, каждая мельчайшая частичка воды начинает свою короткую неповторимую жизнь. И эта жизнь прекрасна!

Люди этого века оставили нам в наследство не силу, богатство или даже мудрость, они оставили нам самих себя. Во всей российской истории не было времени, так богатого отдельными людьми. Каждый из этих людей сам по себе – целая вселенная. В нем можно увидеть отрывки прошлого, настоящего, будущего целой страны, а еще – близкий отсвет того чуда, которое одно никогда не повторяется в истории: рождения, жизни и смерти человеческой.

Источник

История России XIX век

В XIX веке Россия являлась одной из сильнейших мировых держав, но как и раньше — существенно отставала в развитии от передовых Западных стран. Самым важным событием XIX-го столетия в России считается одна из наиболее тяжких войн — война с Францией, или Отечественная война 1812 года.

Одним из крупнейших событий столетия в том числе является Восстание декабристов, произошедшее в декабре 1825 г. Восстание было косвенно связано с публичным отречением прямого престолонаследника Александра I — Константина, в пользу своего брата, Николая.

Следующим правителем, после Александра, становится Николай I. Россия на этот момент находится в сложном экономическом и социальном положении, поэтому император вынужден вести многочисленные завоевательные войны — это приводит к ряду серьёзных конфликтов с мировыми державами, в особенности с Турцией, что в конце-концов выливается в Крымскую Войну 1853-го года, в результате которой Россия потерпела поражение от коалиции из Османской, Британской и Французской империй.

В 1855 г. к власти приходит Александр II. Он уменьшает срок армейской службы с 20 лет до 6, реформирует судебную и земскую системы, а так же упраздняет крепостное право, благодаря чему в народе его называют «царём освободителем».

После убийства Александра II в результате очередного покушения, на трон садится его наследник — Александр III. Он решает, что убийство отца произошло из-за недовольства его реформаторской деятельностью, поэтому он делает ставку на уменьшение количества проводимых реформ, а так же военных конфликтов (за 13 лет его царствования Россия не учавствовала ни в одном военном конфликте, за что Александр III был прозван миротворцем). Александр III уменьшает налоги и старается максимально развивать промышленность в стране. Так же, этот правитель подписывает мирный договор с Францией и включает в состав империи территории Средней Азии.

Александр III назначает Сергея Витте на должность министра финансов, в результате чего осуществлявяемая ранее политика экспорта хлеба как основы для поднятия экономики была отменена. Было введено обеспечение национальной валюты золотом, что увеличило объёмы иностранных инвестиций в страну и стало залогом для резкого поднятия экономики и постепенной индустриализации страны.

В период экономического подъёма к власти приходит император Николай II.

Источник

ИСТОРИЯ РОССИИ 19 ВЕК, основные даты и события (Таблица)

Наиболее полная справочная таблица основные даты и события истории России 19 век. Данную таблицу удобно использовать школьникам и абитуриентам для самоподготовки, при подготовке к зачетам, экзаменам и ЕГЭ по истории.

Основные события России 19 век

Присоединение Картли-Кахетинского царства к России

Дворцовый переворот. Убийство императора Павла I

Царствование императора Александра I

Учреждение Негласного комитета для подготовки реформ, состоявшего из «молодых друзей» императора

Министерская реформа. Замена коллегий министерствами. Учреждение Комитета министров

Основание Дерптского университета

Указ о «вольных хлебопашцах»

Присоединение Мегрелии (Мингрелии), Имертии, Гурии и Гянджинского ханства к России

Первое русское кругосветное плавание И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева»

Основание Казанского университета. Принятие единого университетского устава; введение автономии университетов

1804, июн. – 1813, янв.

Указы, запрещающие работорговлю на Кавказе

Основание Харьковского университета. Основание Московского общества испытателей природы

Участие России в 3-й и 4-й коалиционных войнах против Франции

Поражение русско-австрийских войск в сражении с французскими войсками под Аустерлицем

Постройка российских фортов на Аляске и в Калифорнии

Сражение русских и французских войск при Прёйсиш-Эйлау

Поражение русских войск в сражении с французскими войсками под Фридландом

1807,13 (25) июн. – 28 июн.(9 июл.)

Свидание Александра I с Наполеоном в Тильзите. Тильзитский мир между Россией и Францией: признание Россией всех завоеваний Наполеона, обязательство присоединиться к континентальной блокаде против Великобритании

Назначение М. М. Сперанского главой Комиссии о составлении законов

Основание Сибирского казачьего войска

Русско-шведская война. Присоединение (по Фридрихсгамскому миру, подписанному в сентябре 1809) Финляндии к России

Созыв императором Александром I Боргосского сейма представителей финляндских сословий. Образование Великого княжества Финляндского в составе Российской империи

Проект реформ М. М. Сперанского, предусматривавший постепенный переход к монархии конституционного типа

Запрещение помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь (действовало до 1822)

Учреждение государственного совета (с совещательными функциями)

Начало организации военных поселений

Открытие Царскосельского лицея

Отставка и ссылка (до 1816) М. М. Сперанского

Бухарестский мир между Россией и Турцией. Присоединение Бессарабии к России

Вторжение «Великой армии» Наполеона в Россию. Начало Отечественной войны русского народа

Смоленское сражение. Соединение армий М. Б. Барклая-де-Толли и П. И. Багратиона

Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим русской армией

Военный совет в Филях (близ Москвы). Решение о сдаче Москвы

Вступление войск Наполеона в Москву. Начало Московского пожара

Тарутинский маневр Кутузова

Отступление Наполеона из Москвы

Победа русских войск в сражении с корпусом И. Мюрата под Тарутином

Сражение под Малоярославцем

Разгром остатков «Великой армии» Наполеона при переправе через р. Березина

Заграничные походы русской армии в Европу

1813, 4 – 7 (16 – 19) окт.

Победа русско-австро-прусской армии над французскими войсками в сражении под Лейпцигом («Битва народов»)

Гюлистанский мир с Персией. Присоединение территории Северного Азербайджана и Дагестана к России

Вступление союзных войск (в т.ч. русских под командованием императора Александра I) в Париж. Отречение Наполеона и ссылка его на о. Эльба

Открытие Публичной библиотеки в Петербурге

Парижский мирный договор. Возвращение Франции к границам 1792

1814, сен. –1815, 28 мая (9 июн.)

Постройка в России первого парохода

Подписание итоговых документов Венского конгресса. Герцогство Варшавское разделено между Россией, Австрией и Пруссией

Акт о создании священного союза, подписан русским императором Александром I, австрийским императором Францем I и прусским королем Фридрихом Вильгельмом III (позднее к союзу присоединились почти все европейские монархи)

Второй Парижский мирный договор, предусматривавший 5-летнюю оккупацию Франции войсками союзных держав (прекращена досрочно в 1818)

Дарование императором Александром I Конституции Царству Польскому

Отмена крепостной зависимости в прибалтийских губерниях

Образование Астраханского казачьего войска

Строительство шоссейной дороги Петербург-Москва

Кавказская война. Завоевание Северного Кавказа

Сооружение линии кордонов по р. Сунжа на Северном Кавказе

Основание Петербургского университета (?)

Волнения в Чугуевских военных поселениях

Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды

Волнения в Семеновском полку

Образование тайных Северного и Южного обществ

Образование тайного Общества соединенных славян

Снятие ограничений с крестьянской торговли

Царствование императора Николая I

Восстание в Петербурге, подготовленное членами Северного общества («Восстание декабристов»)

1825, 29 дек. – 1826, 3 янв.

Восстание Черниговского полка, подготовленное членами Южного общества

Петербургский протокол России и Великобритании с требованием к Турции предоставить автономию Греции

Составление Полного свода законов Российской империи

Учреждение Корпуса жандармов и Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии (орган тайной полиции). Ужесточение цензуры («чугунный» устав)

1826, июн. – 1828, янв.

Казнь декабристов М. П. Бестужева-Рюмина, П. Г. Каховского, С. И. Муравьева-Апостола, П. И. Пестеля, К. Ф. Рылеева

1826, 25 сен. (11 окт.)

Аккерманская конвенция между Россией и Турцией. Признание Турцией присоединения Сухуми к России, восстановление автономии Дунайских княжеств, признание автономии Сербии

Лондонская конвенция между Россией, Великобританией и Францией об автономии Греции и совместных действиях против Турции

Взятие Эривани русскими войсками под командованием И. Ф. Паскевича

Наваринское сражение. Уничтожение соединенной англо-русско-французской эскадрой турецкого флота

Основание Гельсингфорского университета

Туркманчайский мир между Россией и Персией. Присоединение Восточной Армении к России

1828, апр. – 1829, сен.

Адрианопольский мир между Россией и Турцией. Переход к России устья Дуная и Черноморского побережья Кавказа (от Кубани до Поти). Право прохода русских судов через проливы. Признание автономии Греции, Сербии, Молдавии и Валахии

Первая Всероссийская мануфактурная выставка

1830, ноя. – 1831, окт.

Эпидемия холеры. «Холерные бунты» в ряде губерний

Деятельность кружка Н. В. Станкевича в Москве

Деятельность кружка А. И. Герцена и Н. П. Огарева в Москве

Восстание в военных поселениях Новгородской губернии

Выдвижение министром народного просвещения графом С. С. Уваровым формулы «Православие, самодержавие, народность», ставшей основы теории «официальной народности»

Замена Конституции Царства Польского «Органическим статусом», ограничившим автономию Польши в рамках Российской империи

Запрет продажи крепостных с публичного торга

Манифест о введение в действие (с 1835) «Свода законов российской империи»

Ункяр-Искелесийский договор между Россией и Турцией об оборонительном союзе

Основание Киевского университета

Имамат Шамиля в Дагестане и Чечне

Новый университетский устав. Упразднение университетской автономии

Открытие первой в России железной дороги (между Петербургом и Царским Селом)

Реформа управления государственными крестьянами (реформа графа
П. Д. Киселева). Учреждение Министерства государственных имуществ

Хивинский поход генерала В. А. Перовского

Денежная реформа графа Е. Ф. Канкрина. Введение серебряного рубля в качестве основы денежного обращения

«Картофельные бунты» государственных крестьян

Отмена Литовского статута, действовавшего с 1588. Распространение на западные губернии общероссийских законов

Закон об обязанных крестьянах, в соответствии с которым крестьяне могли с согласия помещика получать личную свободу и землю в наследственное пользование

Создание Шестого отделения Собственной его императорского величества канцелярии по вопросам управления Закавказьем

Деятельность в Петербурге кружка М. В. Петрашевского

Деятельность в Киеве тайного Кирилло-Мефодьевского, выступавшего за отмену крепостного права и создание славянской федерации

Начало полемики между «западниками» и «славянофилами»

Мобилизационные мероприятия русской армии в связи с революцией во Франции. Учреждение негласного комитета по наблюдению за цензурой

Приказ императора Николая I о возвращении всех русских подданных из Франции. Запрет на публикацию в печати сообщений из Европы

Создание комитета для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений («Бутурлинский комитет»)

Поход русской армии под командованием И. Ф. Паскевича для подавления революции в Венгрии, предпринятый по просьбе австрийского правительства

Экспедиция капитана Г. И. Невельского на Дальний Восток, исследование устья Амура, основание Николаевска (1850). Объявление Приамурья и Сахалина владениями России

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *