Что произойдет если станет больше растений и меньше хищников
Тестовая контрольная работа по окружающему миру. 1 полугодие 3 класс. УМК «Школа России»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Контрольная работа по окружающему миру в 3 классе
1. Общая характеристика работы
Проверочная работа содержит 18 заданий, различающихся по содержанию, типу и уровню сложности.
Работа содержит две группы заданий:
Уровень сложности: Б — базовый, П — повышенный.
Тип задания ВО — с выбором ответа, КО — с кратким ответом, РО — развернутый ответ.
2. Цель итоговой работы по окружающему миру
Основная цель и содержание итоговой работы определены с учетом целей изучения окружающего мира за 3 класс начальной школы, определенных в стандарте начального образования второго поколения.
3. Информационная характеристика работы
Уровень сложности (Базовый, Повышенный)
4. Содержание работы
Итоговая контрольная работа (тестовая) по окружающему миру
1 полугодие, 3 класс
Фамилия, имя учащегося ___________________________________________________
1. Обведи нужную букву.
Водяной пар – эта вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
2. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.
3. Что такое почва? Обведи нужную букву.
а) это верхний слой земли;
б) это вещество черного или серого цвета;
в) это верхний плодородный слой земли.
4. Что влияет на плодородие почвы? Обведи нужную букву.
а) наличие в почве перегноя;
б) наличие в почве воды;
в) наличие в почве песка и глины.
5.Как называется наука о растениях? Обведи нужную букву.
6. Какие группы растений существуют? Обведи нужную букву.
а) папоротники, водоросли, мхи, животные, цветковые и хвойные;
в) водоросли, цветковые и хвойные растения, мхи, папоротники.
7. Что нужно семени для прорастания? Обведи нужную букву.
б) остатки растений и животных;
в) тепло, вода, воздух.
8. Как называется наука о животных? Обведи нужную букву.
9. Какие группы животных существуют? Обведи нужную букву.
а) птицы, звери, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, ракообразные, моллюски, растения, черви, паукообразные, иглокожие;
б) насекомые, земноводные, звери, моллюски, черви, пресмыкающиеся, птицы, иглокожие, ракообразные, рыбы, паукообразные;
10. Какое слово пропущено? Обведи нужную букву.
Икринка – …. – взрослая рыба.
11. Допиши предложение.
12. Какой гриб в каждой строке «чужой»? Вычеркни его. Назови оставшуюся группу грибов.
13. Допиши предложения.
Глаза – орган _____________________.
Кожа – орган _____________________.
Нос – орган _____________________.
14. По перечисленным признакам определи группу животных. Допиши предложение.
15. Обозначь цифрами последовательность развития растения из семени.
Взрослое растение с плодами и семенами;
Проросток с развивающимся стеблем и листочками;
Взрослое растение с цветками;
Проросток с развивающимся корешком.
16. Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?
Облако капелька воды поверхность океанов, морей, рек и суши испарение воды водяной пар облако.
17. Люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных – зайцев, кабанов, оленей, тетеревов – сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Почему?
Ключ к выполнению контрольной работы
Какой гриб в каждой строке «чужой»? Вычеркни его. Назови оставшуюся группу грибов
Подберёзовик, лисичка, волнушка, опёнок, мухомор.
Мухомор, бледная поганка, белый гриб, ложный опёнок.
Глаза – орган ЗРЕНИЯ
Кожа – орган ОСЯЗАНИЯ
Нос – орган ОБОНЯНИЯ
По перечисленным признакам определи группу животных. Допиши предложение.
Животные, которые имеют мягкое тело, защищенное раковиной –
Животные, тело которых покрыто перьями – это
Обозначь цифрами последовательность развития растения из семени.
Взрослое растение с плодами и семенами;
Проросток с развивающимся стеблем и листочками;
Взрослое растение с цветками;
Проросток с развивающимся корешком.
Прочитай текст. Какое явление природы в нем описано?
Облако капелька воды поверхность океанов, морей, рек и суши испарение воды водяной пар облако.
Это- КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Представьте, что на Земле исчезло какое –нибудь из звеньев круговорота веществ. Опишите, что будет происходить, если исчезнут растения.
Животные выделяют углекислый газ, который необходим растениям так же, как и вода, солнце и соли из почвы. Углекислый газ- это «одеяло» Земли. Если вдруг оно исчезнет из атмосферы, то это в первую очередь скажется на климате. На Земле станет холоднее, дожди будут выпадать редко. Животные участвуют в опылении многих растений, в распространении семян,
Люди заметили, что там, где хищников не осталось, растительноядных животных – зайцев, кабанов, оленей, тетеревов – сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Почему?
Хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать, трудно одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни, и много животных погибало. Хищники оказались санитарами природы.
Ученые установили также, что лисы, совы уничтожают множество грызунов, которые поедают на полях зерно. Подсчитано, что одна сова за лето спасает тонну зерна! Хищные звери и птицы взяты под охрану.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Без хищников природа исчезнет
Хищные звери, рыбы и птицы, которые стоят на вершине пищевой цепи, терпят бедствие. За последние 100 лет численность крупных хищников в мире сократилась более чем на 90%. Ученые пытаются понять, почему это происходит и как влияет на экосистему Земли.
Долгое время, и особенно активно в последние 100 лет, человек осваивал, а по сути уничтожал места естественного обитания крупных хищников. Львы, акулы, орлы (и это далеко не полный список) оказались на грани вымирания.
Бурый медведь, подвиды которого были широко распространены по всей Европе, Азии, Америке и даже на севере Африки, сейчас по большей части истреблен. Исчезли калифорнийский гризли, мексиканский бурый медведь, африканский медведь, а апеннинского и вовсе можно пересчитать чуть ли не по пальцам.
Плачевна участь тигров в лесах Азии, чуть в лучшем положении львы, но и их за последние десятилетия стало гораздо меньше. В некоторых местах планеты хищников осталось так мало, что они утратили свою природную значимость, а это негативно сказывается на экосистемах, ставя под угрозу существование пищевых цепей и экологического равновесия на планете.
В довершение всего тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию невозможно из-за отсутствия достаточных статистических данных. Численность многих видов стала стремительно сокращаться, а некоторые вымерли задолго до появления в середине прошлого века современных экологических теорий, более совершенных методик полевых исследований и учета животных в естественной среде.
Если бы в 1995 году сюда не привезли из Канады три десятка волков, которые исчезли из местных лесов в 20-х годах прошлого века, здешние тополя погибли бы полностью. Ученым удалось проследить взаимосвязь между резким сокращением хищников и балансом в экосистеме.
Канадские «переселенцы» начали быстро размножаться, и уже через несколько лет в Йеллоустоне наметились первые признаки оздоровления. Волки слегка проредили популяцию прожорливых вапити, а оставшимся пришлось изменить линию поведения, а заодно и места поживы. Если раньше они обгладывали все деревья подряд, то теперь стали избегать крутых склонов, затопленных лесов и густых зарослей, откуда было бы трудно унести ноги от преследователей.
Стало больше бобров, птиц и деревьев, мелких санитаров леса. Воронам, орлам и койотам после волчьих трапез достается долгожданная падаль, и это помогает им выживать в суровые зимы. Без волков количество падали в зимнее время более непредсказуемо для животных-санитаров: в мягкие зимы погибает сравнительно мало оленей и других животных.
С глобальным потеплением климатологи прогнозируют больше мягких зим, однако падальщикам, живущим по соседству с волками, пропитание обеспечено круглый год. Таким образом, у них гораздо больше шансов для адаптации к новым условиям. С другой стороны, волки неизбежно потеснят койотов.
Но предсказать все последствия трудно. Как только из районов с преобладанием кустарниковой растительности в пригородах Лос-Анджелеса исчезли койоты, контроль над территорией перешел к домашним кошкам. Смена власти привела к резкому сокращению численности мелких птиц.
В Западном Техасе все немного иначе: когда с подопытных территорий удалили койотов, между 12 видами грызунов разразилась война за пропитание. Через год в соответствии с принципом «должен остаться только один» один и остался. Мешотчатая мышь оказалась самым стойким и приспосабливаемым грызуном.
За последние 100 лет в океанах численность крупных акул сократилась более чем на 90%. Не лучше обстоит дело с крупными тунцами и прочими хищными рыбами, занимающими вершины пищевых цепей. Это влечет за собой перемены в жизни остальных животных.
В период с 1970 по 2005 год близ восточного побережья США исчезло от 90 до 99% крупных акул. Их основной рацион состоит из собратьев поменьше и скатов, которые тут же сильно расплодились.
В некоторых районах Балтийского моря снижение численности доминирующих хищных рыб, щук и окуней, отразилось на состоянии всей экосистемы, что привело к разрастанию некоторых видов водорослей. Причина в том, что дефицит хищников приводит к резкому увеличению численности менее крупных рыб типа колюшки, а она в свою очередь интенсивно истребляет мелких ракообразных, которые питаются водорослями, и те немедленно начинают разрастаться сверх меры.
В Черном море ситуация еще более удручающая. В 1970-е годы чрезмерный отлов дельфинов и крупных хищных рыб привел к всплеску численности мелких видов рыб, питающихся ракообразными. Сокращение численности ракообразных, питающихся водорослями, привело к массовому разрастанию водорослей, а отсутствие крупных рыб спровоцировало массовый отлов мелких рыб. В результате опустела большая экологическая ниша, которую за короткое время заполнили бесполезные медузы.
В северо-западной части Атлантического океана получили неожиданную свободу скаты-быченосы. В отсутствие акул, своего основного «потребителя», они оказались на вершине пищевой цепи. В течение некоторого промежутка времени их численность увеличивалась на 9% в год, и сегодня их уже свыше 40 млн особей.
Такая орда может подчистую сожрать всех американских гребешков, экологически и экономически важного для многих регионов вида. Только в Чизапик-Бей на востоке
США скаты всего за 100 дней пребывания в бухте поедают не менее 840 тыс. тонн мидий. Коммерческий вылов гребешков в заливе упал до нескольких тонн в год.
Чрезмерный вылов рыбы привел к тому, что в тропических коралловых рифах исчезли крупные акулы и другие рыбы, занимавшие вершину пищевой цепи. Настало золотое время для мелких рыб и морских звезд, которые в коралловых рифах обычно становятся добычей хищников, удерживающих их численность в необходимых для экологического равновесия рамках.
В нескольких местах отсутствие хищников, очевидно, способствовало увеличению численности питающихся кораллами морских звезд, которые серьезно сократили популяцию рифообразующих кораллов.
Угроза нависла не только над акулами, но и над другими морскими хищниками. «Экологический надзор» за водорослевыми лесами в северной части Тихого океана издавна осуществляют морские выдры каланы. Водорослевые леса, где обитает молодь рыб и других морских животных, могут достигать значительной высоты, если только морские ежи не поедают стебли. Без контроля со стороны каланов морские ежи пожирают огромное количество водорослей, часто уничтожая целые леса подчистую.
Каланов почти полностью истребили в XIX веке охотники за пушниной. Возродить их удалось благодаря подселению выдр близ западного побережья Канады и США.
Водорослевые леса гасят ударную силу волн, защищают берега от размыва, делают возможным погружение на морское дно богатых питательными веществами частиц. Фотосинтез в водорослевых лесах протекает в три-четыре раза активнее, что благоприятно сказывается на состоянии вышестоящих представителей пищевой цепи. Условия обитания мидий в таких лесах намного лучше, а некоторые виды рыб встречаются здесь в десятки раз чаще.
Пернатые под угрозой
За пределами охраняемых территорий, а также в Ботсване (Южная Африка) количество хищных птиц на 40% ниже, чем внутри охраняемых территорий.
Биологи заметили, что в итальянских Альпах места обитания ястребов-тетеревятников и четырех видов сов характеризуются большим разнообразием деревьев, бабочек и мелких птиц по сравнению с теми лесами, где ястребов и сов нет или их катастрофически мало.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что разнообразие видов существенно влияет на способность экосистемы противостоять разрушением естественного и антропогенного характера, а также самовосстанавливаться.
Биологи всесторонне исследуют, каким образом отсутствие крупных хищников влияет на состояние пищевых цепей на суше, в море и в воздухе. Очевидно, последствия так или иначе определяются особенностями и составом каждой отдельной экосистемы. Часто исчезновение крупного хищника сказывается только на следующем звене пищевой цепи. Иногда же это затрагивает существование как средних хищников и травоядных животных, так и растений и даже мелких водорослей.
Будем надеяться, что совместными усилиями научному сообществу удастся найти решение этой экологической головоломки, которая, в свою очередь, воплотится в конкретный план по искусственному заселению хищниками стратегически важных регионов.
Источник: Science Illustrated, 2011 год
Окружающий мир 3 класс 1 часть. Великий круговорот жизни стр. 118 – 120
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое круговорот жизни и какие организмы в нём участвуют.
1. Придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую круговорот веществ. Сравните с моделями, предложенными другими ребятами. Выберите лучшую из них.
Модель, показывающую великий круговорот в природе, можно выполнить в виде рисунка или коллажа. Мы покажем все виды организмов, участвующих в этих процессах.
Пример модели круговорота веществ в природе:
Связи между этими организмами покажем стрелочками.
Обсудим!
1. Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:
а) растения;
б) животные;
г) почва.
Что будет, если исчезнут на Земле растения?
Если исчезнет растительность, некому станет производить питательные вещества из воды и углекислого газа, а значит животным нечего будет есть и они вымрут. А далее погибнут многие из бактерии, которые питаются исключительно на животных.
Что будет, если на Земле исчезнут животные?
Но в целом, природа сможет приспособиться к отсутствию животных и великий круговорот пойдёт тогда по короткому пути. На нашей схеме этот путь показан стрелкой от производителей к разрушителям.
Что будет, если на Земле исчезнет почва?
Проверь себя
1. Перечисли звенья круговорота веществ.
2. Почему растения названы производителями, а животные — потребителями?
Только растения могут производить органические вещества из воды и углекислого газа. Поэтому они названы производителями.
Животные потребляют вещества, произведённые растениями. Поэтому они названы потребителями.
3. Какие организмы названы разрушителями? Какова их роль в круговороте?
4. Какова роль почвы в круговороте?
Почва — это плодородный слой, в котором находятся минеральные питательные соли, необходимые для роста травы и деревьев.
Задание для домашней работы
По схеме в учебнике или модели научись рассказывать о круговороте жизни на земле.
Рассказ «Великий круговорот на Земле» для 3 класса
Все живые организмы на Земле связаны между собой.
Растения обладают важной способностью получать, производить новые органические соединения, используя энергию солнечного света, воду и углекислый газ. То есть производят пищу для всех других организмов.
Ими питаются животные, и потому их называют потребителями. Даже хищники, поедающие других животных, зависят от растительности. Ведь если не будет травы, деревьев, плодов, не окажется и животных, которых едят хищники. Так лев Симба не сможет съесть антилопу, если антилопа не поест травы.
Накапливаясь в почве, останки растительности и животных, а также различные соли, образуют питательный слой, который называется перегноем.
На перегное возникает новая растительность, и круговорот начинается заново.
Тест Невидимые нити (окр.мир 2 класс)
Окружающий мир (в 2 частях)
Что называют невидимыми нитями в природе?
Какие действия человека не вредят природе?
1. Отлавливание божьих коровок;
4. Посадка растений;
Какое утверждение верное:
1.Лягушек надо уничтожать.
2.Ящериц надо отлавливать.
3.Нельзя брать домой детёнышей диких животных.
Какое насекомое опыляет клевер?
Какие животные не питаются рыбой?
Прочитай текст. Как надо было поступить детям?
Ребята собирали в лесу малину. Вдруг они увидели лисью нору. Дети услышали жалобный писк и увидели в ней лисёнка.
1. Уйти подальше от норы. 3. Взять лисёнка домой.
2. Покормить лисёнка. 4. Поискать маму лисёнка.
Как ты можешь помочь природе?
1. Бороться с браконьерами. 3. Уничтожать гусениц
2. Брать детёнышей животных домой 4. Очищать лес от мусора
Какое утверждение верно?
1. Хищников надо уничтожать. 3. Комары – вредные насекомые.
2. В природе всё взаимосвязано. 4. Мусор в лесу надо сжигать.
Какие действия человека вредят природе?
1. вырубка леса 3. сбор грибов
2. посадка деревьев 4. подкормка птиц
Каких животных кормят плоды ели – шишки с семенами?
Что произойдет, если уничтожить всех хищников в лесу?
1) станет безопасно гулять
2 )растительноядные животные перестанут бояться
3) среди растительноядных станет много больных животных
Зачем в природе нужны хищники. Необходимость хищников в природе.
Некоторые не любят хищников, за то что они едят травоядных. Кто-то не понимает всю их важность и необходимость.
Начнем с того, что в природе нет лишнего. Отношения хищник-жертва существовали ещё миллионы лет назад и при этом не один вид не вымирал от клыков хищников. А вот от человека, который появился всего 1 миллион лет назад, успело вымереть приличное количество видов.
В каждой экосистеме для ее гармоничного существования необходим баланс. Хищники выполняют роль санитаров природы. Они уничтожают больных и слабых животных. Хищники регулируют численность травоядных животных, чтобы те в свою очередь не размножились таким образом, что на них не хватит растительности. Хищники поедают больных животных, чтобы те не заразили остальных.
Если бы в 1995 году сюда не привезли из Канады три десятка волков, которые исчезли из местных лесов в 20-х годах прошлого века, здешние тополя погибли бы полностью. Ученым удалось проследить взаимосвязь между резким сокращением хищников и балансом в экосистеме.
Канадские «переселенцы» начали быстро размножаться, и уже через несколько лет в Йеллоустоне наметились первые признаки оздоровления. Волки слегка проредили популяцию прожорливых вапити, а оставшимся пришлось изменить линию поведения, а заодно и места поживы. Если раньше они обгладывали все деревья подряд, то теперь стали избегать крутых склонов, затопленных лесов и густых зарослей, откуда было бы трудно унести ноги от преследователей.
Воронам, орлам и койотам после волчьих трапез достается долгожданная падаль, и это помогает им выживать в суровые зимы. Без волков количество падали в зимнее время более непредсказуемо для животных-санитаров: в мягкие зимы погибает сравнительно мало оленей и других животных.
Биологи всесторонне исследуют, каким образом отсутствие крупных хищников влияет на состояние пищевых цепей на суше, в море и в воздухе. Очевидно, последствия так или иначе определяются особенностями и составом каждой отдельной экосистемы. Часто исчезновение крупного хищника сказывается только на следующем звене пищевой цепи. Иногда же это затрагивает существование как средних хищников и травоядных животных, так и растений и даже мелких водорослей.