Что произойдет с клеткой если мембрана разрушится
Свойства клетки. Действие паров четыреххлористого углерода на клетку
Задача 1
Что происходит с клеткой, если под действием паров четыреххлористого углерода (органического растворителя) произошло нарушение целостности мембраны лизосом? Понятие физиологического и патологического лизиса. Привести примеры.
Решение:
Под действием четырёххлористого углерода CCl4 может произойти нарушение целостности мембраны лизосом, что приведёт к попаданию гидролитических ферментов в цитоплазму и будет способствовать аутолизису (цитолизису) клетки, т. е. растворению её внутреннего содержимого (разрушению клеточных органелл).
Физиологический лизис – это когда лизосомы выделяют ферменты из клетки наружу, что приводит к гибели клеток. Например, при метаморфозе (у насекомых, амфибий), при замене хряща костной тканью.
Патологический лизис – это разрушение клеток путём полного или частичного их растворения гидролитическими ферментами при проникновении в клетку болезнетворных микробов, неправильном применении антибиотиков, неполноценном питании, недостатке или избытке кислорода, а также при действии токсичных веществ. Так как все яды проникают в печень, то печень не справляется со своей функцией, в результате цирроза печени.
Задача 2
В секреторной клетке хорошо развита гранулярная эндоплазматическая сеть. Какой природы синтезируется вещество (белковой, углеводной, липидной). Куда оно поступает и его дальнейшая судьба?
Решение:
На мембранах гранулярной эндоплазматической сети расположены рибосомы, на которых происходит синтез белков. Поэтому секреторная клетка вырабатывает белковый секрет, который поступает внутрь мембран. Синтезированный белок поступает внутрь каналов ЭПС, где он приобретают свою вторичную и третичную структуры. По сети мембран белок будет транспортирован в аппарат Гольджи, где упакуется в вакуоли и, затем, будет выведен из клетки во внешнюю среду (в протоки железы, в состав которой входит данная секреторная клетка).
Задача 3
С помощью электронной гистохимии установлено, что в цитоплазме клеток печени (гепатоцитов) в процессе жизнедеятельности могут появляться и исчезать розеткообразные структуры, содержащие гликоген. Как называется такая структура?
Решение:
Розеткообразные структуры гепатоцитов печени, содержащие гликоген, являются трофическими включениями. В зависимости от жизнедеятельности клетки они могут исчезать или появляться снова, так как включения это не постоянные структуры клетки.
Задача 4
В клетку поступило вещество, нарушающее целостность мембран лизосом. Какие изменения произойдут в клетке?
Решение:
Лизосомы – мембранные структуры клетки, содержащие различные ферменты, в том числе гидролитические. При нарушении целостности мембраны лизосомы в клетку поступают гидролитические ферменты, которые разрушают клеточные структуры, что может привести к потере клеткой многих органелл и даже к её гибели (цитолизису). При нарушении мембран небольшого числа лизосом в клетке могут быть разрушены несколько органелл, что может привести к нарушению нормальной физиологической деятельности данной клетки, а при нарушении мембран многих лизосом – к гибели клетки. Цитолизис клетки под действием ядовитых веществ называется патологическим лизисом.
Задача 5
Человек попал в атмосферу, насыщенную парами яда, четыреххлористого углерода, произошло отравление организма. Одним из основных морфологических проявлений этого процесса явилось нарушение целостности мембран лизосом клеток печени. Каков будет результат влияния яда на клетку, если нарушена целостность большинства лизосом?
Решение:
При нарушении целостности мембран лизосом в цитоплазму клетки попадают гидролитические ферменты, что приводит к аутолизису, и клетки печени погибают. Если погибает много клеток, то печень не справляется со своей функцией, в результате цирроза печени.
Задача 6
С помощью микроманипулятора из клетки удалили комплекс Гольджи. Как это отразится на ее дальнейшей жизнедеятельности?
Решение:
Основные функции комплекса Гольджи:
синтез сложных веществ;
концентрация и упаковка веществ в мембраны;
синтез мембран;
образование лизосом.
Поэтому в результате удаления комплекса Гольджи из клетки, перечисленные выше процессы в клетке нарушатся, и она через некоторое время погибнет.
Задача 8
Каким органеллам отводится значительная роль в утрате некоторых частей тела животного при метаморфозе?
Решение:
При метаморфозе у животных некоторые части тела исчезают, например жабры и хвост у головастиков лягушки. В этом принимают активное участие лизосомы, выделяющие специальные гидролитические ферменты, которые приводят к аутолизису клетки, что и приводит к утрате ненужных частей тела в период развития организма.
Задача 10
При метаморфозе у животных некоторые части тела исчезают, например: жабры и хвост у головастиков лягушки. Какие органеллы играют в этом процессе существенную роль?
Решение:
В процессе метаморфоза принимают активное участие лизосомы, выделяющие специальные гидролитические ферменты, которые приводят к аутолизису клетки, что и приводит к утрате ненужных частей тела в период развития организма.
Задача 12
В условиях пищевого и кислородного голодания в клетках наблюдается автолиз. Какие органеллы играют ведущую роль в этом процессе?
Решение:
При автолизисе, в условиях пищевого и кислородного голодания в клетке, она погибает. В этом процессе ведущую роль играют лизосомы.
Задача 13
В клетке «А» хорошо развита гранулярная ЭПС, в клетке «В» в цитоплазме много свободных полисом. Какая из клеток вырабатывает белковый секрет?
Решение:
Прикрепленные рибосомы вырабатывают белок для всего организма, а свободные – для самой клетки. В клетке «А» есть хорошо развитая гранулярная ЭПС (на ней прикрепленные рибосомы), поэтому эта клетка вырабатывает белок для нужд всего организма. Это вещество по каналам ЭПС выходит в комплекс Гольджи и упаковывается в мембраны для вывода из клетки, поэтому оно может быть секретом. В клетке «В» в цитоплазме много свободных полисом, поэтому эта клетка вырабатывают белок для своих нужд, и он не может быть секретом.
Задача 15
В мембране клетки активизируются ферменты – переносчики. Какой вид транспорта веществ наблюдается в этот момент?
Решение:
Транспортная функция клетки – одна из важнейших функций связана со способностью мембраны пропускать в клетку или из нее различные вещества, это необходимо для поддержания постоянства ее состава, т.е. гомеостаза (греч. homos – подобный и stasis – состояние). Активный транспорт веществ осуществляется при участии белков-переносчиков, с затратами энергии АТФ и идет против градиента концентрации. Поэтому при активации ферментов-переносчиков в клетке наблюдается активный транспорт веществ, который идет с затратами энергии которая идет на изменение конфигурации белков-переносчиков. Активный транспорт можно рассмотреть на примере работы Na + – K + насоса, который обеспечивает поддержание разности концентраций ионов в клетке.
Контрольная работа по биологии 5 класс за 1 четверть
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Контрольная работа по биологии 5 класс.
А1. Наука изучающая растения:
1. биология 3. зоология
2. ботаника 4. экология
А2. К абиотическим факторам относят:
1. выпас скота 3. листопад
2. извержение вулкана 4. охота
А3. Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств:
1. экперимент 3. наблюдение
2. измерение 4. описание
1. почвенная 3. наземно-воздушная
2. водная 4. тела живых организмов
А5. Среда жизни, характерная для человека:
1. почвенная 3. наземно-воздушная
2. водная 4. тела живых организмов
В1. Установите соответствие:
4. тела живых организмов
В2. Установите соответствие:
Части увеличительных приборов
В) увеличивает в 2-20раз
С. Прочтите внимательно текст и выполните задания.
1. Озаглавьте текст
2. С помощью какого увеличительного прибора можно рассмотреть пластиды?
3. Какого цвета пластиды у растений?
4. Какие пластиды находятся в летках клубня картофеля?
Контрольная работа по биологии 5 класс.
А1. Наука изучающая животных:
1. биология 3. зоология
2. ботаника 4. экология
А2. К биотическим факторам относят:
1.опыление растений 3. дождь
2. извержение вулкана 4. строительство дорог
А3. Метод изучения природных объектов в специально созданных и контролируемых условиях:
1. экперимент 3. наблюдение
2. измерение 4. описание
1. почвенная 3. наземно-воздушная
2. водная 4. тела живых организмов
А5. Среда жизни, характерная для рыб:
1. почвенная 3. наземно-воздушная
2. водная 4. тела живых организмов
В1. Установите соответствие
4тела живых организмов
В2. Установите соответствие
Части увеличительных приборов
В)увеличивает в 60 и более раз
С. Прочтите внимательно текст и выполните задания
1. Озаглавьте текст
3.Какое значение имеет оболочка в жизни клетки?
Ответы на контрольную работу по биологии для 5 класса.
В2. А – 1, Б – 2, В – 1, Г – 2, Д – 2.
2. С помощью микроскопа.
3. Зеленые, желтые, оранжевые, бесцветные.
В2. А – 2, Б – 1, В – 2, Г – 2, Д – 1.
1. Мембрана (оболочка).
Критерии оценивания для контрольной работы по биологии для 5 класса:
Всего за работу можно набрать максимально – 23 балл.
Перевод баллов в оценку:
6 и менее баллов «2»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 157685
Не нашли то, что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что произойдет с клеткой если мембрана разрушится
Подробное решение параграф § 24 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов A.M. Углубленный уровень 2019
Вопрос 1. Какое значение имеют клеточные мембраны в клетке?
Наружная клеточная мембрана ограничивает клетку и клеточные органеллы от окружающей среды и осуществляет транспорт веществ. Мембраны обладают свойством полупроницаемости. При этом молекулы воды могут беспрепятственно проходить через клеточную мембрану, а молекулы других веществ проникают избирательно. Через клеточную мембрану клетка получает воду, питательные вещества, кислород, через нее удаляются продукты клеточного обмена.
Вопрос 2. Клетки каких организмов содержат вакуоли?
Вакуоли характерны для клеток растений, грибов и многих протистов.
Вопрос 3. Как образуются вакуоли в клетке? Можно ли рассматривать данные клеточные структуры в качестве органоидов клетки?
Вакуоли образуются из пузыревидных расширений ЭПС или из пузырьков комплекса Гольджи.
Да, можно рассматривать данные клеточные структуры в качестве органоидов клетки. Хоть вакуоли являются не постоянными, а временными органоидами, они как ЭПС, аппарат Гольджи и лизосомы построены из фосфолипидных мембран и тесно связаны с выполняемыми в клетке функциями. Можно считать, что эти органоиды входят в единую систему, элементы которой могут в случае необходимости перестраиваться и переходить друг в друга, используя универсальные свойства мембран.
Вопрос 4. Какие функции выполняет аппарат Гольджи? Каково его строение?
Аппарат Гольджи — это мембранный органоид, построенный из плоских полых мембранных структур, называемых цистернами. Они собраны в стопки по 4—6 штук. Внешне аппарат Гольджи (АГ) напоминает стопку тарелок, поставленных одна на другую.
Аппарат Гольджи выполняет синтетическую, запасающую, строительную и секреторную функции. Кроме того, в нём происходит формирование лизосом.
Вопрос 5. Во всех ли клетках имеется аппарат Гольджи и почему? Приведите примеры.
Аппарат Гольджи является компонентом всех эукариотических клеток (практически единственное исключение — эритроциты млекопитающих). Нет АГ и у бактерий.
Отсутствие АГ, как и ядра, в клетках эритроцитов позволяет вмещать больше молекул гемоглобина и использовать для транспортировки кислорода и углекислого газа весь объем клетки.
Вопрос 6. В каких клеточных структурах перевариваются частицы пищи?
В лизосомах, т.к. они содержат набор ферментов для внутриклеточного переваривания пищи.
Вопрос 7. Как вы думаете, что произойдёт с клеткой, в которой по какой — то причине разрушатся мембраны лизосом?
Ферменты лизосом нередко высвобождаются при разрушении мембраны лизосомы. Обычно при этом они инактивируются в нейтральной среде цитоплазмы. Однако при одновременном разрушении всех лизосом клетки может произойти ее саморазрушение — автолиз.
Вопрос 8. Продолжайте заполнение сравнительной таблицы о строении клеток эукариотов (см. задание 1 на с. 152).
Вопрос 9. Проанализируйте содержание статей параграфа, раскрывающих особенности таких клеточных структур, как лизосомы и вакуоли. Что у них общего и чем они отличаются друг от друга?
1. Одномембранные органеллы клетки.
2. Происхождение. Вакуоли развиваются из мембранных пузырьков — провакуолей, — которые являются производными ЭПС и комплекса Гольджи. Лизосомы синтезируются в ЭПС, подвергаются там некоторым превращениям, а затем упаковываются в мембранные пузырьки и отсоединяются от аппарата Гольджи.
3. Заполняются продуктами жизнедеятельности протопласта.
4. Некоторые вакуоли, как и лизосомы, содержат набор пищеварительных ферментов (пищеварительные вакуоли).
1. Лизосомы есть во всех клетках млекопитающих, за исключением эритроцитов. У растений к лизосомам по способу образования, а отчасти и по функциям близки вакуоли. Лизосомы есть также у большинства протистов и у грибов. Таким образом, наличие лизосом характерно для клеток всех эукариот. У прокариот лизосомы отсутствуют, так как у них отсутствует фагоцитоз и нет внутриклеточного пищеварения. Вакуоли содержатся почти во всех растительных клетках.
2. В лизосомах поддерживается кислая среда, а в вакуолях реакция клеточного сока обычно слабокислая или нейтральная, реже щелочная (рН 4 — 6).
3. Лизосомы содержат множество растворимых гидролитических ферментов. Вакуоли заполнены клеточным соком. Это водный раствор различных веществ: неорганические вещества (нитраты, фосфаты, хлориды и др.), углеводы (сахара и полисахариды), белки, органические кислоты и их соли, алкалоиды, гликозиды, пигменты, танины, фитонциды и другие органические соединения, растворимые в воде.
4. Функции. Для лизосом характерна активация пищеварительных вакуолей, переваривание (лизис) веществ, частиц, старых органелл и т. п. Вакуоли нужны для поддержания тургора в клетке (постоянная форма клетки), частичное переваривание, накопление запасных питательных веществ, токсичных продуктов метаболизма.
Вопрос 10. Когда головастик превращается во взрослую лягушку, многие его органы изменяются. А вот хвост головастика постепенно разрушается в результате процесса, который называют аутолизом. Какие клеточные структуры и вещества обеспечивают этот важный физиологический процесс и как он может осуществляться?
Этот процесс обеспечивают лизосомы. При превращении головастика в лягушку, лизосомы, находящиеся в клетках хвоста, переваривают его: хвост исчезает, а образовавшиеся во время этого процесса вещества всасываются и используются другими клетками тела. Т.е. аутолиз в этом случае сопровождает развитие организма.
Вопрос 11. Обсудите с одноклассниками, от чего зависит наличие в клетке каких — либо клеточных структур. Может ли эта зависимость быть перенесена на любой другой уровень организации биологических систем?
Наличие в клетке каких — либо клеточных структур зависит от функций, которые выполняет клетка. Например, у эритроцитов млекопитающих отсутствует клеточное ядро и большинство органелл, что повышает содержание гемоглобина. В прокариотических клетках отсутствуют лизосомы, так как у них отсутствует фагоцитоз и нет внутриклеточного пищеварения. Пластид нет у животных клетках. И др.
Это приспособление к жизни клетки. Зачем иметь в своем составе, что «мешает» или вовсе не нужно?
Мне кажется, что эта зависимость не может быть перенесена на любой другой уровень организации биологических систем.
Вопрос 12. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений».
В растительных клетках пигменты, окрашивающие в яркие цвета цветки и плоды покрытосеменных растений, содержатся не только в пластидах, но и в растворе, заполняющем крупные клеточные вакуоли.
Цель: развить умение работы с лабораторным оборудованием, освоить технику приготовления временных микропрепаратов, изучить строение клеток, сделать описание.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетки, пинцеты, биологический материал (кусочки яблока, томата, мякоть арбуза).
1. Приготовьте препараты клеток плодов яблони, томата, арбуза. Для этого в каплю воды на предметном стекле перенесите частицу мякоти плода, разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом.
2.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках вакуоли, отметьте их окраску.
3. Зарисуйте строение клеток.
клетки яблока под микроскопом (вакуоли прозрачные).
клетки томата (вакуоли светло — красные, также видно наличие красных пластид).
клетки арбуза (сок в вакуолях окрашен в красный цвет).
4. Сделайте вывод. В растительных клетках пигменты, окрашивающие в яркие цвета цветки и плоды покрытосеменных растений, содержатся не только в пластидах, но и в растворе, заполняющем крупные клеточные вакуоли.
Вакуоль является местом локализации водорастворимых пигментов, придающих окраску корнеплодам (свекла), плодам (вишня, жимолость, слива, брусника, смородина, арбуз, яблоко), лепесткам цветков (василек, примула, гортензия, мальва и др.).
Пигменты клеточного сока (антоцианы, флавоноиды) являются веществами фенольной природы, хорошо растворимы в воде и окрашивают органы растений в красный, розовый, синий, голубой, желтый и бурый цвета.
Что произойдет с клеткой если мембрана разрушится
Подробное решение параграф § 24 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов A.M. Углубленный уровень 2019
Вопрос 1. Какое значение имеют клеточные мембраны в клетке?
Наружная клеточная мембрана ограничивает клетку и клеточные органеллы от окружающей среды и осуществляет транспорт веществ. Мембраны обладают свойством полупроницаемости. При этом молекулы воды могут беспрепятственно проходить через клеточную мембрану, а молекулы других веществ проникают избирательно. Через клеточную мембрану клетка получает воду, питательные вещества, кислород, через нее удаляются продукты клеточного обмена.
Вопрос 2. Клетки каких организмов содержат вакуоли?
Вакуоли характерны для клеток растений, грибов и многих протистов.
Вопрос 3. Как образуются вакуоли в клетке? Можно ли рассматривать данные клеточные структуры в качестве органоидов клетки?
Вакуоли образуются из пузыревидных расширений ЭПС или из пузырьков комплекса Гольджи.
Да, можно рассматривать данные клеточные структуры в качестве органоидов клетки. Хоть вакуоли являются не постоянными, а временными органоидами, они как ЭПС, аппарат Гольджи и лизосомы построены из фосфолипидных мембран и тесно связаны с выполняемыми в клетке функциями. Можно считать, что эти органоиды входят в единую систему, элементы которой могут в случае необходимости перестраиваться и переходить друг в друга, используя универсальные свойства мембран.
Вопрос 4. Какие функции выполняет аппарат Гольджи? Каково его строение?
Аппарат Гольджи — это мембранный органоид, построенный из плоских полых мембранных структур, называемых цистернами. Они собраны в стопки по 4—6 штук. Внешне аппарат Гольджи (АГ) напоминает стопку тарелок, поставленных одна на другую.
Аппарат Гольджи выполняет синтетическую, запасающую, строительную и секреторную функции. Кроме того, в нём происходит формирование лизосом.
Вопрос 5. Во всех ли клетках имеется аппарат Гольджи и почему? Приведите примеры.
Аппарат Гольджи является компонентом всех эукариотических клеток (практически единственное исключение — эритроциты млекопитающих). Нет АГ и у бактерий.
Отсутствие АГ, как и ядра, в клетках эритроцитов позволяет вмещать больше молекул гемоглобина и использовать для транспортировки кислорода и углекислого газа весь объем клетки.
Вопрос 6. В каких клеточных структурах перевариваются частицы пищи?
В лизосомах, т.к. они содержат набор ферментов для внутриклеточного переваривания пищи.
Вопрос 7. Как вы думаете, что произойдёт с клеткой, в которой по какой — то причине разрушатся мембраны лизосом?
Ферменты лизосом нередко высвобождаются при разрушении мембраны лизосомы. Обычно при этом они инактивируются в нейтральной среде цитоплазмы. Однако при одновременном разрушении всех лизосом клетки может произойти ее саморазрушение — автолиз.
Вопрос 8. Продолжайте заполнение сравнительной таблицы о строении клеток эукариотов (см. задание 1 на с. 152).
Вопрос 9. Проанализируйте содержание статей параграфа, раскрывающих особенности таких клеточных структур, как лизосомы и вакуоли. Что у них общего и чем они отличаются друг от друга?
1. Одномембранные органеллы клетки.
2. Происхождение. Вакуоли развиваются из мембранных пузырьков — провакуолей, — которые являются производными ЭПС и комплекса Гольджи. Лизосомы синтезируются в ЭПС, подвергаются там некоторым превращениям, а затем упаковываются в мембранные пузырьки и отсоединяются от аппарата Гольджи.
3. Заполняются продуктами жизнедеятельности протопласта.
4. Некоторые вакуоли, как и лизосомы, содержат набор пищеварительных ферментов (пищеварительные вакуоли).
1. Лизосомы есть во всех клетках млекопитающих, за исключением эритроцитов. У растений к лизосомам по способу образования, а отчасти и по функциям близки вакуоли. Лизосомы есть также у большинства протистов и у грибов. Таким образом, наличие лизосом характерно для клеток всех эукариот. У прокариот лизосомы отсутствуют, так как у них отсутствует фагоцитоз и нет внутриклеточного пищеварения. Вакуоли содержатся почти во всех растительных клетках.
2. В лизосомах поддерживается кислая среда, а в вакуолях реакция клеточного сока обычно слабокислая или нейтральная, реже щелочная (рН 4 — 6).
3. Лизосомы содержат множество растворимых гидролитических ферментов. Вакуоли заполнены клеточным соком. Это водный раствор различных веществ: неорганические вещества (нитраты, фосфаты, хлориды и др.), углеводы (сахара и полисахариды), белки, органические кислоты и их соли, алкалоиды, гликозиды, пигменты, танины, фитонциды и другие органические соединения, растворимые в воде.
4. Функции. Для лизосом характерна активация пищеварительных вакуолей, переваривание (лизис) веществ, частиц, старых органелл и т. п. Вакуоли нужны для поддержания тургора в клетке (постоянная форма клетки), частичное переваривание, накопление запасных питательных веществ, токсичных продуктов метаболизма.
Вопрос 10. Когда головастик превращается во взрослую лягушку, многие его органы изменяются. А вот хвост головастика постепенно разрушается в результате процесса, который называют аутолизом. Какие клеточные структуры и вещества обеспечивают этот важный физиологический процесс и как он может осуществляться?
Этот процесс обеспечивают лизосомы. При превращении головастика в лягушку, лизосомы, находящиеся в клетках хвоста, переваривают его: хвост исчезает, а образовавшиеся во время этого процесса вещества всасываются и используются другими клетками тела. Т.е. аутолиз в этом случае сопровождает развитие организма.
Вопрос 11. Обсудите с одноклассниками, от чего зависит наличие в клетке каких — либо клеточных структур. Может ли эта зависимость быть перенесена на любой другой уровень организации биологических систем?
Наличие в клетке каких — либо клеточных структур зависит от функций, которые выполняет клетка. Например, у эритроцитов млекопитающих отсутствует клеточное ядро и большинство органелл, что повышает содержание гемоглобина. В прокариотических клетках отсутствуют лизосомы, так как у них отсутствует фагоцитоз и нет внутриклеточного пищеварения. Пластид нет у животных клетках. И др.
Это приспособление к жизни клетки. Зачем иметь в своем составе, что «мешает» или вовсе не нужно?
Мне кажется, что эта зависимость не может быть перенесена на любой другой уровень организации биологических систем.
Вопрос 12. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений».
В растительных клетках пигменты, окрашивающие в яркие цвета цветки и плоды покрытосеменных растений, содержатся не только в пластидах, но и в растворе, заполняющем крупные клеточные вакуоли.
Цель: развить умение работы с лабораторным оборудованием, освоить технику приготовления временных микропрепаратов, изучить строение клеток, сделать описание.
Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стёкла, пипетки, пинцеты, биологический материал (кусочки яблока, томата, мякоть арбуза).
1. Приготовьте препараты клеток плодов яблони, томата, арбуза. Для этого в каплю воды на предметном стекле перенесите частицу мякоти плода, разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом.
2.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках вакуоли, отметьте их окраску.
3. Зарисуйте строение клеток.
клетки яблока под микроскопом (вакуоли прозрачные).
клетки томата (вакуоли светло — красные, также видно наличие красных пластид).
клетки арбуза (сок в вакуолях окрашен в красный цвет).
4. Сделайте вывод. В растительных клетках пигменты, окрашивающие в яркие цвета цветки и плоды покрытосеменных растений, содержатся не только в пластидах, но и в растворе, заполняющем крупные клеточные вакуоли.
Вакуоль является местом локализации водорастворимых пигментов, придающих окраску корнеплодам (свекла), плодам (вишня, жимолость, слива, брусника, смородина, арбуз, яблоко), лепесткам цветков (василек, примула, гортензия, мальва и др.).
Пигменты клеточного сока (антоцианы, флавоноиды) являются веществами фенольной природы, хорошо растворимы в воде и окрашивают органы растений в красный, розовый, синий, голубой, желтый и бурый цвета.