Что произойдет с коэффициентом оборачиваемости
Анализ оборачиваемости
Анализ оборачиваемости позволяет оценить способность организации приносить доход путем совершения оборота «деньги — товар — деньги». В результате анализа оборачиваемости можно понять условия материального снабжения, сбыта готовой продукции, условий расчетов с покупателями и поставщиками и т.д.
Что же такое оборачиваемость?
Так, значение коэффициента оборачиваемости активов равное 3 показывает, что организация в течение года получает выручку втрое большую стоимости своих активов (активы за год «оборачиваются» 3 раза).
Часто оборачиваемость рассчитывают в количестве дней, которое занимает один оборот. Для этого 365 дней делят на годовой коэффициент оборачиваемости. Например, коэффициент оборачиваемости активов равный 3 показывает, что активы в среднем оборачиваются за 121,7 дней (т.е. за этот период поступает выручка, равная стоимости имеющихся у организации активов).
Коэффициенты оборачиваемости
Коэффициенты оборачиваемости – показывают интенсивность использования (скорость оборота) определенных активов или обязательств. Коэффициенты оборачиваемости выступают показателями деловой активности предприятия.
Среди наиболее популярных коэффициентов оборачиваемости в финансовом анализе используют:
Чем больше коэффициент оборачиваемости активов, тем интенсивней используют активы в деятельности организации, тем выше деловая активность. Однако оборачиваемость сильно зависит от отраслевых особенностей. В организациях торговли, где проходят большие объемы выручки, оборачиваемость будет выше; в фондоемких отраслях — ниже. Сравнительный анализ коэффициентов оборачиваемости двух аналогичных предприятий одной отрасли может показать различия в эффективности управления активами. Например, большая оборачиваемость дебиторской задолженности говорит о более эффективной собираемости платежей с покупателей.
Какой период оборачиваемости товарных запасов считается эффективным
Оборачиваемость запасов представляет собой систему показателей, характеризующих обновляемость запасов ТМЦ, сырья, готовой продукции в течение определенного периода. Период оборачиваемости – один из таких показателей. Он рассчитывается, в частности, по отношению к товарным запасам.
Оборачиваемость запасов и ее показатели
Анализ оборачиваемости запасов имеет первостепенное практическое значение для любой фирмы, вне зависимости от вида ее деятельности. Он показывает, насколько интенсивно за период использовался имеющийся остаток запасов. На основе данных делаются выводы:
Очевидно, что, чем чаще запасы используются в производстве товаров, работ и услуг, чем быстрее «оборачиваются», тем больше возможностей получить прибыль.
Если говорить о готовой продукции складского хранения, то оборачиваемость товарных запасов говорит о скорости, с которой товарные запасы пополняются из производства и отпускаются со склада, т.е. насколько эффективно осуществляется управление ими.
Оборачиваемость запасов характеризуется рядом показателей. Отметим наиболее часто употребляемые в целях анализа.
Коэффициент оборачиваемости запасов может быть рассчитан двояко:
Если речь идет о запасах товара, учет ведется в складских ценах, а не продажных. Как правило, при расчете знаменателя суммируется остаток ТМЦ на начало и на конец анализируемого периода, затем полученное значение делится на 2.
На заметку! Иногда средний товарный остаток за период выделяют и анализируют как отдельный показатель. Применяться может формула не только средней арифметической, но и средней хронологической ТЗС = (Тз1/2 + Тз2 + …+ ТзN/2) / N-1, где Тз1 – ТзN — это запасы на определенную дату, а N – число анализируемых точек контроля, промежуточных дат периода.
Одним из самых удобных и наглядных показателей признан период оборачиваемости в днях. Его применяют в первую очередь в торговой сфере, для товаров с ограниченным сроком годности, скоропортящейся товарной массы.
Период оборачиваемости товарных запасов
Все названные выше показатели связаны между собой. Период оборачиваемости товарных запасов (ПОЗ) исчисляется на основе рассчитанного коэффициента оборачиваемости запасов. Он исчисляется в днях.
Простейшая формула показателя выглядит так: Оборачиваемость запасов = 365/ Коэффициент оборачиваемости запасов.
Здесь в расчет берется период 365 дней, поскольку исчисление показателей оборачиваемости чаще всего делается за год. Вместо годового может быть взят любой другой период, исчислена другая величина периода в днях (ВПдн).
Как рассчитывать коэффициент оборачиваемости запасов (Коз) и от чего он зависит, мы говорили выше. В общем случае формула принимает вид ПОЗ = ВПдн / Коз.
Какой период оборачиваемости товарных запасов считается эффективным? Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно рассматривать не только исчисленные значения, но и специфику работы фирмы. Например, период оборачиваемости товарных запасов — 45 дней. Это означает, что количества тех или иных запасов на складах хватит фирме на полтора месяца.
Запасы товара, согласно этой методике, можно считать по наименованиям и в целом по количеству и по стоимости, соотносить эти данные с потребностями в товаре контрагентов, деловых партнеров, покупателей.
Так, увеличение периода грозит затариванием складов, увеличением затрат на хранение, появлением залежалого, теряющего свои потребительские качества, товара. Однако и чрезмерная быстрота оборачиваемости может привести к проблемам в ведении бизнеса. Фирма не хочет нести значительные складские затраты и построила схему отгрузки так, чтобы сделать период оборачиваемости минимальным (несколько дней). Вследствие этого возможны перебои в отгрузке, срыв договорных обязательств, невозможность удовлетворить спрос на товар, что наносит вред деловой репутации.
Иногда замедление оборачиваемости оправдано экономически, например:
Анализ периода оборачиваемости товарных запасов без учета их ассортимента не дает полного представления об экономической эффективности ресурсов. Пример: оборачиваемость хлебобулочных изделий как товара значительно выше оборачиваемости алкогольных напитков, однако реализация алкоголя приносит более высокую прибыль.
Собственные оборотные средства и их оборачиваемость
Оборотные средства — это активы, обслуживающие текущий хозяйственный процесс и полностью потребляемые в течение одного операционного цикла. Анализ этих средств, их структуры и источников формирования используется для оценки ликвидности, деловой активности, финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия.
Расчет показателя «собственные оборотные средства»
Данные о собственных оборотных средствах формируются на основе информации, содержащейся в бухгалтерском балансе, который является основным источником информации для анализа деятельности предприятия.
Как расшифровываются строки бухгалтерского баланса, можно узнать из статьи «Расшифровка строк бухгалтерского баланса (1230 и др.)».
Различные методики анализа бухгалтерского баланса предприятия показаны в материале «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия».
Прежде всего, из баланса можно получить данные об активах и пассивах предприятия.
Активы предприятия — хозяйственные средства, контроль над которыми получен организацией в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.
Активы делятся на внеоборотные и оборотные, при этом под собственными оборотными средствами понимают ту часть оборотных активов, которая финансируется за счет собственных источников.
Приведем формулу для расчета собственных оборотных средств:
СОС — собственные оборотные средства;
ОА — оборотные активы;
КО — краткосрочные обязательства.
Часто понятие «собственные оборотные средства» смешивают или считают синонимом понятия «собственный оборотный капитал». Собственный оборотный капитал и собственные оборотные средства имеют одинаковое числовое значение, но различный экономический смысл. Если собственные оборотные средства — это часть активов, ресурсов, направленных на получение прибыли, то собственный капитал — это часть долгосрочных источников финансирования, за счет которых формируются собственные оборотные средства.
Формула для расчета собственного оборотного капитала выглядит так:
СОК — собственный оборотный капитал;
СК — собственный капитал;
ДО — долгосрочные обязательства;
ВА — внеоборотные активы.
Метод расчета собственных оборотных средств достаточно прост, но в то же время надо уметь интерпретировать полученное значение и устанавливать его взаимосвязь с другими аналитическими показателями.
В самом общем случае нормальным считается положительное значение собственных оборотных средств.
Как рассчитывается коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, показано в статье «Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами».
На практике как увеличение, так и уменьшение значения этого показателя может по-разному влиять на ликвидность, финансовую устойчивость и деловую активность предприятия. В состав собственных оборотных средств входят различные активы: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы. Изменение этих компонентов в динамике и относительно друг друга может значительно менять структуру собственных оборотных средств и оказывать различное влияние на финансовое положение предприятия.
Оборачиваемость оборотных средств
Показатель собственных оборотных средств непосредственно связан с деловой активностью предприятия.
Общий показатель деловой активности — коэффициент оборачиваемости активов — рассчитывается следующим образом:
Ко — коэффициент оборачиваемости активов;
ОР — объем реализации за анализируемый период;
ССА — средняя стоимость активов за анализируемый период.
При этом средняя стоимость активов равна половине суммы стоимости активов на начало периода и на конец периода.
Этот коэффициент характеризует эффективность использования ресурсов независимо от источников их финансирования. Также он показывает, сколько раз за отчетный период совершается полный цикл производства и сколько единиц реализованной продукции в стоимостном выражении приходится на каждую денежную единицу активов.
Нормативного значения у коэффициента оборачиваемости нет, его нужно анализировать в динамике. Если в динамике значение оборачиваемости падает, можно говорить о неэффективном использовании активов, и наоборот, при его росте идет увеличение качества управления активами, увеличение интенсивности деятельности предприятия.
Следует помнить, что показатель оборачиваемости активов тесно связан с отраслью предприятия. У торговых предприятий оборачиваемость будет значительно выше, чем у капиталоемких производств.
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов будет рассчитываться следующим образом:
Кооа — коэффициент оборачиваемости оборотных активов;
ОР — объем реализации за анализируемый период;
ССОА — средняя стоимость оборотных активов за анализируемый период.
Этот коэффициент дает представление об оборачиваемости оборотных активов и показывает, какое количество выручки от реализации приходится на каждую единицу оборотных активов.
Длительность одного оборота можно рассчитать так:
Т — длительность периода оборота;
Д — количество дней в анализируемом периоде;
Ко — коэффициент оборачиваемости.
Для анализа деловой активности можно провести оценку операционного и финансового циклов. Для этого определяется длительность и характер чистого периода оборота денежных средств организации за период. Этот период определяется как разница между периодом оборота оборотных средств, участвующих в операционном цикле, и периодом оборота краткосрочных обязательств:
ΔТ — чистый период оборота денежных средств организации за анализируемый период;
Тоа — период оборота оборотных средств;
Тка — период оборота краткосрочных обязательств.
Если период оборота оборотных средств больше, чем период оборота краткосрочных обязательств, можно говорить о положительном финансовом цикле. В противном случае формируется отрицательный финансовый цикл.
Если рассмотреть показатель финансового цикла во взаимосвязи с показателем собственных оборотных средств, то можно увидеть, что положительный финансовый цикл соответствует наличию собственных оборотных средств, а отрицательный — связан с дефицитом собственных оборотных средств.
Влияние собственных оборотных средств на финансовые показатели предприятия
Анализ оборотных средств, их структуры и оборачиваемости необходим для принятия управленческих решений. В отношении оборотных средств целью менеджмента является увеличение их рентабельности и в то же время обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности. При этом следует помнить, что повышение рентабельности оборотных средств во многом идет за счет финансовой устойчивости.
При неизменном показателе собственных оборотных средств может меняться его структура, увеличение активов связано с оттоком денежных средств, и наоборот, уменьшение активов приводит к увеличению денежных средств. Если идет рост собственных оборотных средств, то он происходит, как правило, за счет роста неденежных активов — дебиторской задолженности, запасов, а значит, падает ликвидность и снижается текущая платежеспособность. Если всё же рост происходит за счет денежных средств, то вместе с выводом о росте ликвидности и платежеспособности следует отметить, что организация, возможно, неэффективно использует денежные средства, накапливая их на текущих счетах.
Рост дебиторской задолженности всегда надо сопоставлять с выручкой от продаж. При росте выручки закономерно возрастание дебиторской задолженности, но если выручка падает или остается неизменной, а дебиторская задолженность растет, то можно говорить о том, что организация кредитует своих покупателей и неэффективно работает с дебиторской задолженностью.
Увеличение запасов следует оценивать с точки зрения производственной необходимости. В состав запасов входят материалы, товары на складах, готовая продукция, незавершенное производство. В анализе динамики материалов нужно учесть влияние их структуры, фактора сезонности, инфляционного фактора, особенности работы с поставщиками. Для незавершенного производства, в первую очередь, имеет значение его ритмичность. На остаток готовой продукции и товаров влияет уровень отпускных цен, качество продукции, структура рынка сбыта.
Для увеличения финансовой устойчивости необходимо увеличение собственных оборотных средств. Но если финансовая устойчивость достигается финансированием текущей деятельности за счет более дорогих источников по сравнению с краткосрочными источниками финансирования, то это приведет к снижению капитализации предприятия.
На основании анализа собственных оборотных средств можно принять решение о выборе политики финансирования предприятия. С целью анализа и оценки стратегий финансирования оборотные средства часто делят на постоянную часть и активы, необходимые в связи с сезонностью производства, с сезонным ростом объемов продаж. Постоянная часть оборотных активов — это и есть собственные оборотные средства. Постоянная потребность в активах этой группы требует большей надежности в их финансировании, в то время как вторую группу оборотных средств можно финансировать за счет краткосрочных обязательств.
Анализ собственных оборотных средств может применяться и для оценки методов инвестирования. Если величина собственных оборотных средств растет, то это значит, что всё большая часть активов направляется на получение доходов, и организация теряет прибыль, а значит, инвестирование не может считаться эффективным.
Итоги
Анализ собственных оборотных средств предприятия целесообразно проводить в динамике. При этом исследовать нужно не только оборотные средства, но и их структуру. Принимая управленческие решения, следует понимать, что рост собственных оборотных средств ведет к финансовой устойчивости, но при этом возможно уменьшение капитализации, отвлечение части активов из оборота и уменьшение оборачиваемости оборотных средств, снижение эффективности их использования.
Порядок проведения анализа оборачиваемости запасов
Анализ оборачиваемости запасов — задача, выполнение которой накладывает большую ответственность на аналитическое подразделение организации. Корректные результаты анализа оборачиваемости запасов позволяют оценить эффективность функционирования компании, а также ее финансовую устойчивость. Вот почему этому вопросу уделяют повышенное внимание инвесторы при принятии решений о вложениях в компанию.
Важность проведения анализа оборачиваемости запасов
Оборачиваемость запасов компании показывает, сколько раз в среднем за определенный период она успевает приобрести ресурсы (запасы), пустить их в производство, получить готовую продукцию и извлечь прибыль от ее продажи.
Результаты анализа оборачиваемости запасов (АОЗ), в первую очередь, будут интересовать инвестора. Ведь от того, как быстро компания превращает запасы в готовую продукцию и, соответственно, продает ее, напрямую зависит прибыль самой компании и, следовательно, доход инвестора (иными словами, рентабельность инвестиций).
Для инвестора также важно корректно оценить рентабельность бизнеса. Об этом см. в статье «Как провести анализ рентабельности?».
Однако не менее важно корректно провести АОЗ и для самой организации. Ведь если результаты окажутся ниже нормальных, будет ясно, что нужно срочно что-то менять в бизнесе, иначе в скором времени компания может оказаться в кризисном положении. Поэтому эффективный менеджмент не может существовать без своевременного АОЗ.
Для его проведения, прежде всего, следует обратить внимание на показатели, расчет которых и составляет суть анализа.
Основные показатели анализа оборачиваемости запасов
АОЗ строится на основе расчета 3 основных величин:
Коэффициент оборачиваемости — наиболее известный в практике показатель, а потому его расчет чаще всего применяется фирмами для оценки оборачиваемости запасов. Он показывает, сколько оборотов успевают совершить запасы за расчетный период, т. е. насколько быстро денежные средства, использованные для формирования запасов, поступают обратно в фирму в качестве выручки от произведенной из таких запасов готовой продукции.
Коэффициент оборачиваемости можно рассчитать следующим образом:
Кфобр. — коэффициент оборачиваемости запасов;
Пза пер. — использование фирмой за период определенного объема запасов на производство продукции (себестоимость произведенной продукции);
Знач.пер. — величина остатков запасов на складе фирмы на начало расчетного периода;
Зкон.пер. — величина остатков запасов на складе фирмы на конец расчетного периода.
При этом в качестве расчетной величины потребления за период берут данные либо о себестоимости произведенной продукции, либо об объемах продаж фирмы за период.
Представляется, что первый вариант правильнее с экономической точки зрения, поскольку показатель «Объем продаж» в денежном измерении включает наценку, формирующую прибыль фирмы. Иными словами, если взять за потребление не себестоимость, а объем продаж, получим необъективно завышенный коэффициент. Чего не могут себе позволить инвесторы.
ВАЖНО! В состав имеющихся запасов (как на начало, так и на конец периода) включаются не только непосредственно запасы на складе, но и нераспроданная готовая продукция, а также величина незавершенного производства.
Часто для большей наглядности требуется понять не то, сколько раз, например, за год успеют обернуться товары, а какова продолжительность в днях 1 оборота. Для этого используют величину, обратную коэффициенту оборачиваемости, а именно — продолжительность (период) оборота.
Рассчитать его можно следующим образом:
ВАЖНО! В приведенной выше формуле продолжительность будет рассчитываться, исходя из того периода, данные о потреблении за который используются. Например, если используются данные о себестоимости произведенной продукции за неделю, то и продолжительность оборота будет исчисляться в неделях. Для того чтобы понять продолжительность в днях, следует полученное значение Тоб. умножить на количество дней в рассматриваемом периоде (для периода в неделях — на 7 дней).
Подробнее о расчете указанных коэффициентов см. в статье «Коэффициент оборачиваемости запасов в днях (формула)».
Третьим показателем, который на практике также нередко используют для АОЗ, является глубина запасов. Этот показатель позволяет выяснить, на какой примерно период при заданном уровне потребления хватит имеющихся на складе запасов:
Гзап. — глубина текущих складских запасов;
Зтек. — величина запасов, имеющихся у фирмы в текущий момент;
Прза пер. — себестоимость продукции, которую компания планирует произвести в прогнозируемый период.
Как видно из формулы, глубина запасов отражает количество времени (недель, месяцев и т. д.), на которое, возможно, хватит имеющихся запасов, поэтому лишь косвенно оценивает текущее положение. Она не может учесть непредвиденные сложности с производством, логистикой и иные внешние факторы, влияющие на производство и продажу продукции фирмы. Поэтому практическая ценность этого показателя несколько ниже, чем двух предыдущих.
Порядок проведения анализа оборачиваемости запасов
Если говорить о вопросе с позиции менеджмента бизнеса, то АОЗ в организации проводят на основе выявления соответствия плановых значений фактическим.
Любая производственная компания в том или ином виде имеет текущий финансовый и производственный план (нередко — финансовую модель), в котором отражены планируемые объемы производства, продаж, балансовые показатели, показатели финансовой устойчивости и эффективности, в том числе показатели оборачиваемости запасов.
Далее производят оценку соответствия плана факту.
ВАЖНО! Фактические значения менеджмент может взять из внутренних отчетов о производстве, а также из бухгалтерской отчетности компании (формы установлены приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.06.2010 № 66н).
В случае если выявляется значительное отставание фактических показателей от плановых, требуется выявить причину.
Опираясь на формулу коэффициента оборачиваемости, можно констатировать, что оборачиваемость запасов в компании может снизиться по 2 причинам:
Чтобы корректно выявить причину, необходимо оценить влияние каждого фактора (потребление запасов, их средняя величина на складе) на результирующую величину, т. е. на коэффициент оборачиваемости. Кроме того, часто требуется проведение анализа в разрезе отдельных видов или групп товаров.
ВАЖНО! Редко когда на практике к падению оборачиваемости приводит только одна из указанных причин. Как правило, происходит системный сбой, который отражается как на залеживании товара на складе, так и на падении объемов продаж. Поэтому важно корректно оценить, какая из причин в большей степени повлияла на ситуацию.
Для оценки влияния факторов обычно пользуются методами и инструментами финансового анализа, к примеру, методом цепной подстановки, который позволяет оценить степень влияния каждого фактора на общее изменение оборачиваемости запасов.
В ситуации, когда оборачиваемость запасов анализируется не внутри компании, а сторонним лицом (к примеру, инвестором или потенциальным кредитором), данные для анализа также можно взять из бухгалтерской отчетности. Возможно, придется запросить какие-либо дополнительные документы, но организации, как правило, не отказывают в их предоставлении (ведь в интересах компании, чтобы у инвестора или кредитора сложилось позитивное представление об устойчивости бизнеса и финансовых перспективах).
Подробнее о том, какие еще сведения может дать анализ баланса, см. в статье «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия».
Способы повышения оборачиваемости запасов
Во-первых, чтобы оборачиваемость можно было устойчиво повышать, ее надо постоянно и корректно оценивать. Поэтому так важен корректный учет запасов фирмы.
Во-вторых, необходимо иметь четкий план и нормативы показателей, к которым компания будет стремиться в ближайшее время. При этом планы должны быть разработаны на основе объективных и максимально реальных прогнозов развития. Кроме того, соотношение «план-факт» нужно постоянно контролировать. Поэтому эффективное составление планов и прогнозных сценариев развития, а также контроль за их реализацией — залог успешного управления оборачиваемостью запасов компании.
В-третьих, следует обеспечить такую схему реализации, чтобы товар оставался на складе как можно меньше. К числу возможных мер в этом направлении можно отнести оптимизацию логистики, выбор оптимального размера партий поставляемых товаров и т. д.
В-четвертых, необходимо следить за правильностью построения бизнес-процессов внутри фирмы. Например, автоматизация какого-либо процесса может привести к увеличению показателей производства, т. е. в месяц будет производиться большее количество товара. Следовательно, большее количество товара можно продавать и т. д., что в итоге может положительно сказаться на оборачиваемости запасов.
Итоги
Анализ оборачиваемости запасов важен не только для потенциальных инвесторов, но и, в первую очередь, для руководства компании. Его результаты показывают, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы и на какой потенциал роста можно рассчитывать в будущем. АОЗ, как правило, состоит из расчета 3 показателей (коэффициент оборачиваемости, продолжительность оборота и глубина запаса), последующего сопоставления значений с планом и определения путей оптимизации. Следует помнить, что гораздо важнее выяснить не сам факт отклонения текущих значений от плановых, а причину (использовав инструменты финансового анализа). Тогда компания сможет без труда определить, что нужно сделать для повышения оборачиваемости запасов.