Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор

Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор

Известно, что одним из продуктов реакции медного купороса и желтой кровяной соли является полупроницаемая мембрана ферроцианида меди (II), которая хорошо пропускает молекулы воды и не пропускает молекулы CuSO4. Такая избирательная проницаемость мембраны способствует протеканию процесса осмоса, характерного, в том числе и для жизнедеятельности растительной клетки [4, c.306]. А сам эксперимент, проведенный в XIX веке Морицем Траубе, продемонстрировал, что в неживой природе неорганических веществ можно найти такие химические соединения, которые при взаимодействии образуют совершенное подобие растительной клеточки, способной вбирать в себя одни вещества из окружающей среды и выделять другие. По теории Траубе, рост полученных им искусственных клеточек происходит вследствие внутреннего гидростатического давления (тургор), которое играет важную роль в жизни растений. Таким образом, клеточки Траубе принято считать моделям живой клетки [9].

Еще в 1750г. русский ученный М.В. Ломоносов получал с помощью желтой кровяной соли удивительные по окраске малорастворимые в воде соединения, которые иногда называют «ферроцианидными солями Ломоносова», или «ферроцианидные кустарники Ломоносова». Эти изумительные растения, похожие на нитевидные водоросли формируются благодаря образованию на поверхности кристалликов желтой кровяной соли полупроницаемой пленки [1, c.126-127].

2. Теоретическая часть

Явление осмоса наблюдается при наличии двух систем с различной концентрацией веществ, где подвижность растворителя больше подвижности растворённых веществ. Важным частным случаем осмоса является осмос через полупроницаемую мембрану, когда они сообщаются с помощью полупроницаемой мембраны. В этом случае по законам термодинамики выравнивание концентраций происходит за счет вещества, для которого мембрана проницаема.

Полупроницаемыми называют мембраны, которые имеют достаточно высокую проницаемость не для всех, а лишь для некоторых веществ, в частности, для растворителя [13, с.228]. (Подвижность растворённых веществ в мембране относительно мала). Как правило, это связано с размерами и подвижностью молекул, например, молекула воды меньше большинства молекул растворённых веществ. Если такая мембрана разделяет раствор и чистый растворитель, то концентрация растворителя в растворе оказывается менее высокой, поскольку там часть его молекул замещена на молекулы растворённого вещества. Вследствие этого переходы частиц растворителя из отдела, содержащего чистый растворитель, в раствор, будут происходить чаще, чем в противоположном направлении. Соответственно, объём раствора будет увеличиваться (а концентрация вещества уменьшаться), тогда как объём чистого растворителя будет, соответственно, уменьшаться (рис.1).

При рассмотрении двух систем с различной концентрацией по сторонам полупроницаемой мембраны выравнивание концентраций в системе 1 и 2 возможно только за счет перемещения воды. В системе 1 концентрация воды выше, поэтому поток воды направлен от системы 1 к системе 2. По достижении равновесия реальный поток будет равен нулю [12, с.188]

Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть картинку Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Картинка про Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор

Рис. 1 Схема формирования осмотического давления

В случаях, когда мембрана проницаема не только для растворителя, но и для некоторых растворённых веществ, перенос последних из раствора в растворитель позволяет осуществить диализ, применяемый как способ очистки полимеров и коллоидных систем от низкомолекулярных примесей, например электролитов [15, c.38-56].

Осмос играет важную роль во многих биологических процессах. Мембрана, окружающая нормальную клетку крови, проницаема лишь для молекул воды, кислорода, некоторых из растворённых в крови питательных веществ и продуктов клеточной жизнедеятельности; для больших белковых молекул, находящихся в растворённом состоянии внутри клетки, она непроницаема. Поэтому белки, столь важные для биологических процессов, остаются внутри клетки.

Осмос участвует в переносе питательных веществ в стволах высоких деревьев, где капиллярный перенос не способен выполнить эту функцию [3,с. 117].

Клетки растений используют осмос также для увеличения объёма вакуоли, чтобы она распирала стенки клетки (тургорное давление). Клетки растений делают это путём запасания сахарозы. Увеличивая или уменьшая концентрацию сахарозы в цитоплазме, клетки могут регулировать осмос [6, с.66]. За счёт этого повышается упругость растения в целом. С изменениями тургорного давления связаны многие движения растений (например, движения усов гороха и других лазающих растений).

Таким образом, осмос играет важную роль в жизни растительной клетки.

Б) Растительная клетка как осмотическая система

Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть картинку Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Картинка про Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор

Рис.2 Растительная клетка

Растительную клетку можно рассматривать как осмотическую систему. Клеточная стенка обладает определенной эластичностью и может растягиваться. В вакуоли накапливаются растворимые в воде вещества (сахара, органические кислоты, соли), которые обладают осмотической активностью. Клеточный сок вакуоли является высококонцентрированным раствором. Тонопласт (от греч. tonos – натяжение, напряжение и plastos – оформленный, вылепленный) – мембрана, ограничивающая вакуоль растительной клетки [12, с.138].

Тонопласт и клеточная мембрана выполняют в данной системе функцию полупроницаемой мембраны, поскольку эти структуры избирательно проницаемы, и вода проходит через них значительно легче, чем вещества, растворенные в клеточном соке и цитоплазме [17, c.98].

Чтобы попасть в вакуоль, вода должна пройти через клеточную стенку, плазмалемму, цитоплазму и тонопласт. Клеточная стенка хорошо проницаема для воды [8, c.65]. Плазмалемма и тонопласт обладают избирательной проницаемостью, являются полупроницаемой мембраной, а вакуоль с клеточным соком – концентрированным раствором. Поэтому, если клетку поместить в воду, то вода по законам осмоса начнет поступать внутрь клетки.

Тургорное давление – внутреннее давление, которое развивается в растительной клетке, когда в неё в результате осмоса входит вода, и цитоплазма прижимается к клеточной стенке; это давление препятствует дальнейшему проникновению воды в клетку [6, с.66].

Эластическое растяжение ткани благодаря тургорному давлению ее клеток придает твердость неодревесневшим частям растений. Завядающие побеги становятся дряблыми, так как при потере воды тургорное давление падает. Тургорное давление противодействует притоку воды в клетку. Давление, с которым вода осмотически притекает в клетку, равно, таким образом, разности осмотического давления и тургорного давления.

В связи с этим, если клетка попадает в окружающую среду, где концентрация осмотически активных веществ (электролиты, неэлектролиты, белки) будет меньше по сравнению с концентрацией внутри клетки (или клетка помещена в воду), вода по законам осмоса должна поступать внутрь клетки.

Наблюдения за явлениями плазмолиза и тургора позволяют ученым изучать многие свойства клетки. Явление плазмолиза показывает, что клетка жива и протоплазма сохранила полупроницаемость. По скорости и форме плазмолиза можно судить о вязкости протоплазмы. Также явление плазмолиза позволяет определить величину осмотического давления (плазмолитический метод) [7, с. 135].

Осмотическое давление различно у разных жизненных форм. У древесных пород оно выше, чем у кустарников, а у кустарников выше, чем у травянистых растений. Разные экологические группы различаются по величине осмотического давления. Особенное значение имеет снабжение растений водой. У растений пустынь осмотическое давление больше, чем у степных растений. У степных — больше, чем у луговых. Еще меньше осмотическое давление у растений болотных и водных местообитаний. У светолюбивых растений осмотическое давление больше, чем у теневыносливых. Растение в определенной степени регулирует величину осмотического давления. Ферментативное превращение сложных нерастворимых веществ в растворимые (крахмала в сахара, белков в аминокислоты) приводит к возрастанию концентрации клеточного сока и по­вышению осмотического давления.

Однако, говоря о поступлении воды в клетку, надо учитывать, что наряду с осмотическим давлением в клетках существует давление набухания. Давление набухания связано со способностью гидрофильных коллоидов притягивать к себе молекулы воды. Сила, с которой коллоиды притягивают воду, и представляет собой давление набухания. Большое значение давление набухания имеет для молодых меристематических клеток, в которых отсутствуют вакуоли и которые заполнены коллоидным веществом [2, с.407].

В) Мориц Траубе, изучение тургорного давления

Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть картинку Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Картинка про Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор

По окончании гимназии занимался в Берлине естественными науками и специально химией под руководством Е. Митчерлиха, Г. Розе и Раммельсбурга. Из Берлина Траубе перешел в Гиссен, где занимался в лаборатории Либиха. В 1846 г. Траубе. снова вернулся в Берлин, и через род получил степень доктора философии за химическую диссертацию «De nonnullis Chromii connubiis». Чтобы приобрести практические сведения. Траубе поступил на одну берлинскую красильню, но вскоре вернулся в Ратибор.

После смерти отца, он продолжал его дело (виноторговля) и досуги посвящал любимым занятиям теоретической химией. Его работы, сделанные в маленьком Ратиборе, вдали от общения с учеными, поразительны, отличаясь замечательной ясностью, логичностью мышления и новизной идей.

С 1851 по 1894 г. Траубе опубликованы 42 монографии, в которых он высказал совершенно новые взгляды на процессы брожения, нашедшие блестящее подтверждение в работах последних десятилетий. Процессы брожения вызываются, по мнению Траубе, не самими организмами брожения (дрожжами), но теми ферментами, которые эти организмы вырабатывают и выделяют в окружающую среду.

Громадное влияние на общую физиологию оказало открытие Траубе, касающееся образования растительных клеток. До того существовало представление, что в образовании, питании и росте клеток играют главную роль исключительно жизненные процессы.

Опыты Траубе показали, что можно найти такие неорганические химические соединения, которые при взаимодействии образуют совершенное подобие растительной клеточки, способной вбирать в себя одни вещества из окружающей среды и выделять другие. По теории Траубе, рост клеточек происходит вследствие внутреннего гидростатического давления (тургор).

Во внимание к трудам Траубе университет в Галле преподнес ему в день празднования своего 300-летнего юбилея в 1874 г., диплом на степень Dr. med. et chir. Не занимая никогда профессорского места, числясь корреспондентом Берлинской академии наук в течение всей своей жизни, Траубе не прерывал занятий наукой и умер среди начатых работ [5].

3. Практическая часть

А) Эксперимент с медным купоросом и желтой кровяной солью

Данный эксперимент имеет недостаток – в нём используются редкий, токсичный реактив – желтая кровяная соль [10, c.90]. Поэтому этот эксперимент ученики не смогут при желании повторить дома.

Используемые реактивы и оборудование:

В химическом стакане приготовим 5% раствор CuSO4. Для этого растворим при помешивании 15 г соли в 285 мл дистиллированной воды при комнатной температуре. Наблюдаем появление голубого мутного раствора CuSO4 в воде. Для подавления гидролиза сульфата меди по катиону в водном растворе, добавляем в стакан несколько крупинок лимонной кислоты. Наблюдаем, что раствор стал прозрачным. Это очень удобно для наблюдения процессов формирования клеточек Траубе.

После этого пинцетом поместим небольшой кристаллик желтой кровяной соли на дно стакана. Наблюдаем рост клеточки Траубе.

Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть картинку Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Картинка про Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой растворЧто произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть картинку Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Картинка про Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор

Рис.4. Рост клеток Траубе в растворе медного купороса.

Объяснение наблюдаемых процессов:

2 CuSO4 + K4[Fe(CN)6] ®Cu2[Fe(CN)6] + 2 K2SO4

Концентрация желтой кровяной соли внутри клетки больше, чем концентрация сульфата меди снаружи. В результате вода проникает в клетку, тем самым увеличивая ее до тех пор, пока концентрации желтой кровяной соли и сульфата меди не уравняются. За счет давления мембрана из гексацианоферрата(II) меди постоянно разрывается. На месте разрыва опять взаимодействуют сульфат меди и желтая кровяная соль, и пленка образуется снова. Поэтому клеточка Траубе растет неравномерно.

Б) Эксперимент с хлоридом железа (III) и силикатным клеем

Данный эксперимент еще называется «Силикатный сад» и имеет преимущество перед предыдущим в плане большей доступности реактивов. Так силикатный клей можно приобрести в канцелярском магазине, а реактив FeCl3 в магазине для радиолюбителей (он используется при пайке радиодеталей). Поэтому этот эксперимент ученики смогут при желании повторить у себя дома неограниченное количество раз, наблюдая, как на скорость и размер «водорослей» влияет разная концентрация силикатного клея в воде и размеры кристаллов хлорида железа (III).

Реактивы и оборудование:

Смешиваем силикатный клей и воду в соотношении 1:1. Насыпаем в полученный раствор немного соли FeCl3. Наблюдаем, как из кристалликов соли постепенно вырастают красивые «водоросли».

Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть картинку Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Картинка про Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой растворЧто произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть картинку Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Картинка про Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор

Рис.5. Рост клеток Траубе в силикатном растворе.

Объяснение наблюдаемых процессов:

Силикаты многих металлов плохо растворить в воде. Клей содержит относительно хорошо растворимые силикаты калия и натрия. В реакции обмена образуются силикаты железа, которые в водном растворе сразу же подвергаются гидролизу с образованием нерастворимого гидроксида железа (III)

2FeCl3 +3Na2SiO3 ® Fe2(SiO3)3 + 6NaCl

Fe2(SiO3)3 + 6H2O ® 2Fe(OH)3¯ + 3H2SiO3

Клеточная мембрана живой клетки обладает свойством полупроницаемости. Это явление демонстрируется в опыте с искусственной клеткой Траубе.

Изучена сущность осмотических процессов и проведены эксперименты по воздействию гипертонических, гипотонических и изотонических растворов на живые клетки с применением модельной клеточки Траубе.

Сделано заключение о том, что получение клеточки Траубе с применением силикатного водного раствора и хлорида железа (III) более доступно и безопасно для школьников, чем способ с использованием медного купороса и желтой кровяной соли при проведении подобного эксперимента в домашних условиях.

Источник

Лабораторня работа

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА С ОТВЕТАМЫ ДЛЯ 9-Х КЛАССОВ ЭТО ЛЕГКО ДЛЯ УЧЕНИКОВ И ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МОЖНО ПОЛЬЗОВАТСА В УРОКАХ БИОЛОГИИ

Просмотр содержимого документа
«Лабораторня работа»

Лабораторное занятие № 2

Изучение растительных и животных клеток.

Приборы и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, фильтровальная бумага, эпидермис красного лука, клетки слизистой оболочки полости рта человека, раствор йода, чистая ложка.

Наблюдение за клетками эпидермиса лука. Зарисовка изображения растительной клетки.

Наблюдение за клетками слизистой оболочки полости рта:

А) подготовьте чистые предметное и покровное стекла и накапайте на середину предметного стекла две капли раствора йода;

Б) откройте рот и несколько раз проведите чистой ложкой по внутренней поверхности щеки, приготовьте препарат из взятого образца и понаблюдайте за ним в микроскоп;

В) обратите внимание на форму клетки, гранулярную цитоплазму и ядро;

Г) определите различия между растительной и животной клетками.

1. Приготовить препарат кожицы чешуи лука.

1). Протереть предметное стекло.Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть картинку Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Картинка про Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор

2). Пипеткой на предметное стекло поместить 1-2 капли воды.

3). Снять кожицу с белой чешуи лука и поместить в каплю воды на предметное стекло.

4). Расправить кожицу препаровальной иглой.

5). Окрасить кожицу лука каплей раствора йода.

6). Накрыть препарат покровным стеклом так, чтобы

под ним не осталось пузырьков воздуха.

7). Установить приготовленный препарат на предметный столик в микроскопе.

8). Рассмотреть и зарисовать многоклеточное строение кожицы чешуи лука, подписать видимые органоиды клетки.

2. Провести и пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз.

1). Снять препарат со столика микроскопа, на предметное стекло вплотную к покровному стеклу нанести каплю раствора поваренной соли.

2). С противоположной стороны покровного стекла, также вплотную к нему, поместить полоску фильтрованной бумаги, которой оттягивается вода до тех пор, пока раствор соли, войдя под покровное стекло, полностью не заместит ее. Через некоторое время начнется плазмолиз.

3). Затем, не снимая покровного стекла, оттянуть фильтрованной бумагой плазмолизирующий раствор и заменить его водой, наступит деплазмолиз.

4). Зарисовать несколько клеток с разной формой плазмолиза. Сделать необходимые подписи к рисунку.

Сделать вывод: о чем свидетельствует изменение состояния цитоплазмы в клетке, помещенной в воду и раствор поваренной соли?

живой растительный организм состоит из клеток. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму. Некоторые участки оболочки более тонкие — это поры, через них происходит связь между клетками. Таким образом, клетка — это единица строения растения Под действием раствора поваренной соли в клетках растений сморщивается протоплазма внутри клеток и отходит от клеточных стенок. Вредное влияние высокой концентрации солей связано с поврежде­нием мембранных структур, в частности плазмалеммы, вследствие чего возрас­тает ее проницаемость, теряется способность к избирательному накоплению веществ. Поваренная соль губительна для растений. Под действием раствора поваренной соли почвенные простейшие гибнут почти мгновенно. Любая концентрация поваренной соли губительна для пресноводных простейших. Под действием 10% раствора поваренной соли эритроциты крови человека сморщиваются. Соль играет большую роль в обменных процессах в организме млекопитающих, в частности человека, без нее он существовать не может, но и излишнее количество не приветствуется, поэтому можно сделать вывод является ли поваренная соль белой смертью. Можно ответить, что в больших количествах поваренная соль является белой смертью, а в малых становится полезной. В клетках кожицы лука цитоплазма обладает большой вязкостью, поэтому сначала будет наблюдаться вогнутый плазмолиз: цитоплазма отстанет от клеточных стенок неравномерно (только в некоторых углах и на некоторых участках), а затем он перейдет в выпуклый плазмолиз. Причем цитоплазма в вытянутых, дифференциальных клетках может распадаться на несколько комочков, часто связанных между собой тяжами цитоплазмы. После слишком длительного (глубокого) плазмолиза деплазмолиз не происходит, т.к. нарушается проницаемость мембран. Для деплазмолиза неоходимо заменить гипертонический раствор на гипотонический, или воду.

Лабораторное занятие № 2

Изучение растительных и животных клеток.

Приборы и материалы: микроскоп, предметное и покровное стекла, фильтровальная бумага, эпидермис красного лука, клетки слизистой оболочки полости рта человека, раствор йода, чистая ложка.

Наблюдение за клетками эпидермиса лука. Зарисовка изображения растительной клетки.

Наблюдение за клетками слизистой оболочки полости рта:

А) подготовьте чистые предметное и покровное стекла и накапайте на середину предметного стекла две капли раствора йода;

Б) откройте рот и несколько раз проведите чистой ложкой по внутренней поверхности щеки, приготовьте препарат из взятого образца и понаблюдайте за ним в микроскоп;

В) обратите внимание на форму клетки, гранулярную цитоплазму и ядро;

Г) определите различия между растительной и животной клетками.

1. Приготовить препарат кожицы чешуи лука.

1). Протереть предметное стекло.Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Смотреть картинку Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Картинка про Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор. Фото Что произойдет с живой клеткой если ее поместить в крепкий солевой раствор

2). Пипеткой на предметное стекло поместить 1-2 капли воды.

3). Снять кожицу с белой чешуи лука и поместить в каплю воды на предметное стекло.

4). Расправить кожицу препаровальной иглой.

5). Окрасить кожицу лука каплей раствора йода.

6). Накрыть препарат покровным стеклом так, чтобы

под ним не осталось пузырьков воздуха.

7). Установить приготовленный препарат на предметный столик в микроскопе.

8). Рассмотреть и зарисовать многоклеточное строение кожицы чешуи лука, подписать видимые органоиды клетки.

2. Провести и пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз.

1). Снять препарат со столика микроскопа, на предметное стекло вплотную к покровному стеклу нанести каплю раствора поваренной соли.

2). С противоположной стороны покровного стекла, также вплотную к нему, поместить полоску фильтрованной бумаги, которой оттягивается вода до тех пор, пока раствор соли, войдя под покровное стекло, полностью не заместит ее. Через некоторое время начнется плазмолиз.

3). Затем, не снимая покровного стекла, оттянуть фильтрованной бумагой плазмолизирующий раствор и заменить его водой, наступит деплазмолиз.

4). Зарисовать несколько клеток с разной формой плазмолиза. Сделать необходимые подписи к рисунку.

Сделать вывод: о чем свидетельствует изменение состояния цитоплазмы в клетке, помещенной в воду и раствор поваренной соли?

живой растительный организм состоит из клеток. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму. Некоторые участки оболочки более тонкие — это поры, через них происходит связь между клетками. Таким образом, клетка — это единица строения растения Под действием раствора поваренной соли в клетках растений сморщивается протоплазма внутри клеток и отходит от клеточных стенок. Вредное влияние высокой концентрации солей связано с поврежде­нием мембранных структур, в частности плазмалеммы, вследствие чего возрас­тает ее проницаемость, теряется способность к избирательному накоплению веществ. Поваренная соль губительна для растений. Под действием раствора поваренной соли почвенные простейшие гибнут почти мгновенно. Любая концентрация поваренной соли губительна для пресноводных простейших. Под действием 10% раствора поваренной соли эритроциты крови человека сморщиваются. Соль играет большую роль в обменных процессах в организме млекопитающих, в частности человека, без нее он существовать не может, но и излишнее количество не приветствуется, поэтому можно сделать вывод является ли поваренная соль белой смертью. Можно ответить, что в больших количествах поваренная соль является белой смертью, а в малых становится полезной. В клетках кожицы лука цитоплазма обладает большой вязкостью, поэтому сначала будет наблюдаться вогнутый плазмолиз: цитоплазма отстанет от клеточных стенок неравномерно (только в некоторых углах и на некоторых участках), а затем он перейдет в выпуклый плазмолиз. Причем цитоплазма в вытянутых, дифференциальных клетках может распадаться на несколько комочков, часто связанных между собой тяжами цитоплазмы. После слишком длительного (глубокого) плазмолиза деплазмолиз не происходит, т.к. нарушается проницаемость мембран. Для деплазмолиза неоходимо заменить гипертонический раствор на гипотонический, или воду.

Источник

Лабораторная работа по теме «Плазмолиз и деплазмолиз»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лабораторная работа № 1 (вариант 1)

«Наблюдение за плазмолизм и деплазмолизом в клетках кожицы лука»

Цель: познакомиться с основным свойством мембраны – её полупроницаемостью.

Оборудование : микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пинцет, скальпель, пипетка, лабораторная посуда, раствор йода, раствор поваренной соли, вода,

1. Приготовить препарат кожицы чешуи лука.

1) Протереть предметное стекло.

2) Пипеткой на предметное стекло поместить 1-2 капли воды.

3) Снять кожицу с белой чешуи лука и поместить в каплю воды на предметное стекло.

4) Расправить кожицу препаровальной иглой.

5) Окрасить кожицу лука каплей раствора йода.

6) Накрыть препарат покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.

7) Установить приготовленный препарат на предметный столик микроскопа.

8) Рассмотреть и зарисовать многоклеточное строение кожицы чешуи лука, подписать видимые органоиды клетки.

2. Провести и пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз.

1) Снять препарат со столика микроскопа, на предметное стекло вплотную к покровному стеклу нанести каплю раствора поваренной соли.

2) С противоположной стороны покровного стекла, также вплотную к нему, поместить полоску фильтрованной бумаги, которой оттягивается вода до тех пор, пока раствор соли, войдя под покровное стекло, полностью не заместит ее.

Через некоторое время начнется плазмолиз.

3) Затем, не снимая покровного стекла, оттянуть фильтрованной бумагой плазмолизирующий раствор и заменить его водой, наступит деплазмолиз.

4) Зарисовать несколько клеток с разной формой плазмолиза. Сделать необходимые подписи к рисунку.

3. Сделать вывод : о чем свидетельствует изменение состояния цитоплазмы в клетке, помещенной в воду и раствор поваренной соли, затем снова в воду?

Лабораторная работа №1(вариант 2)

«Наблюдение за плазмолизм и деплазмолизом в клетках кожицы лука»

Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?

Сделайте вывод по работе.

Для плазмолиза используют гипертонический раствор физиологически безвредного вещества.

В клетках кожицы лука цитоплазма обладает большой вязкостью, поэтому сначала будет наблюдаться вогнутый плазмолиз: цитоплазма отстанет от клеточных стенок неравномерно (только в некоторых углах и на некоторых участках), а затем он перейдет в выпуклый плазмолиз. Причем цитоплазма в вытянутых, дифференциальных клетках может распадаться на несколько комочков, часто связанных между собой тяжами цитоплазмы. После слишком длительного (глубокого) плазмолиза деплазмолиз не происходит, т.к. нарушается проницаемость мембран. Для деплазмолиза неоходимо заменить гипертонический раствор на гипотонический, или воду.

Примечание. Для того чтобы клетка могла быть живой ее химический состав должен быть относительно постоянным. Поэтому клетка должна поддерживать регулируемый обмен со средой. Регулирование этого обмена осуществляет клеточная мембрана. Транспорт воды в клетку с растворенными в ней веществами осуществляется путем осмоса по градиенту концентрации. (Медленная диффузия растворителя и веществ через полупроницаемые перегородки (мембраны) – называется осмосом). Транспорт молекул воды осуществляется из концентрированного в более насыщенный раствор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *