Что произойдет в результате выполнения оператора 10 goto 10
Операторы goto, break, continue и прекращения программы
Оператор безусловного перехода goto
Паскаль является структурным языком программирования. Не смотря на это, в нем присутствует ряд особенностей, которые широко использовались на начальных этапах развития программирования. В те времена идея о том, что программа может рассматриваться как система логически связанных блоков, еще не оформилась. Поэтому, если требовалось изменить линейный ход программы, программисты использовали оператор безусловного перехода goto.
Позже большинство программистов отказались от регулярного использования оператора goto, однако бывают случаи, когда он может быть полезен.
Необходимо знать, что всегда можно обойтись без оператора goto. Его использование затрудняет чтение и понимание программы.
Оператор goto осуществляет переход к оператору, помеченному специальной меткой, которая отделяется от самого оператора двоеточием. В качестве метки может быть использовано любое целое число без знака, содержащее более четырех цифр, или любое имя. Чтобы можно было использовать метку, она должна быть в обязательном порядке объявлена в разделе меток в описательной части программы. Этот раздел начинается служебным словом label, после которого через запятую перечисляются метки.
Чтобы перейти к помеченному оператору, используется оператор перехода, имеющий следующий вид:
Операторы break и continue
Бывает, что цель выполнения цикла достигается раньше, чем он будет прекращен по условию выхода. Так, например, в программе для определения простоты числа цикл будет выполняться n div 2-1 раз, хотя то, что число не является простым, может быть обнаружено на первых шагах цикла. Чтобы уменьшить количество шагов цикла, можно воспользоваться оператором goto, либо сформировать сложное условие выполнения (прекращения) цикла.
Однако существуют специальные операторы, использующиеся для прерывания хода выполнения цикла. Оператор break выполняет полный выход из цикла, т.е. все возможные итерации цикла прерываются. Оператор continue прерывает только текущую итерацию. Break и continue являются процедурами, хотя обычно их называют операторами.
Операторы break и continue выполняются в любом из видов циклов ( repeat, while, for ) и действительны только для внутреннего цикла. Например, если нужно обеспечить принудительный выход из двойного цикла, оператор break должен быть расположен как во внутреннем, так и во внешнем цикле. Операторы break и continue по сути являются видоизмененными операторами goto с известной точкой, в которую осуществляется переход.
В примере у пользователя пять раз запрашивается число только в том случае, если он не вводит ноль.
В примере запрашиваются пять чисел и суммируются только положительные из них.
Принудительное прекращение программы
Второй процедурой, с помощью которой можно прекратить выполнение программы, является процедура без параметров exit при ее размещении в исполнимой части программы (а не в теле подпрограммы). Чаще эта процедура применяется для выхода из подпрограммы без прекращения выполнения вызывающей программы.
Pascal: Занятие №2. Часть 3: Оператор перехода goto в Pascal
Оператор перехода GOTO в Pascal. Циклы и метки в Паскале
Оператор перехода или оператор Goto в Pascal (он также называется меткой) — это цикл, т.е. цикличное повторение одного или нескольких операторов. Блок-схема данной структуры: .
Каждый проход цикла называется итерацией. Особенностью цикла является то, что для выхода из цикла необходимо использовать условный оператор if или другие, предусмотренные для выхода из цикла операторы. Если этого не сделать, то будет организован бесконечный цикл.
Рассмотрим использование оператора перехода goto в Pascal:
LABEL m; begin m: write (‘a’); write (‘b’); write (‘c’); GOTO m; end.
Выход из цикла метки в Паскале
Оператор goto сам по себе организует в pascal бесконечный цикл. Для выхода из цикла необходимо использовать условие.
Условный оператор if в рассмотренном ниже примере использования оператора goto позволяет прервать выполнение цикла и выйти из программы. Однако в этом случае уже необходимы две метки в программе: одна — для циклических возвратов, другая — для выхода из цикла.
LABEL m1,m2; var f: integer; begin f:=1; m1: if f=10 then goto m2; write (‘a’); write (‘b’); write (‘c’); f:=f+1; GOTO m1; m2: end.
Счетчик в Паскале
В вышеизложенном примере конструкция f:=f+1 является так называемым счетчиком. Счетчик, по сути дела, — это переменная, которая увеличивается с каждым шагом цикла (с каждой итерацией) на единицу.
Счетчик в Паскале вычисляется по рекуррентному выражению:
Занятие 5. Оператор безусловного перехода Goto. Решение задач.
В языке принят естественный порядок выполнения программы: последовательный. Рассмотренные выше операторы if и case осуществляют переход к выполнению соответствующего оператора в зависимости от выполнения условия или предложенного выбора. Однако в практике программирования задач возникает необходимость безусловного перехода для выполнения нужной последовательности операторов. Например, необходимо обойти участок программы, а вернуться к нему позже. Для этого предназначен оператор безусловного перехода, который имеет следующую форму записи:
goto метка;
Метка представляет собою число без знака в диапазоне 1-9999 либо последовательность латинских букв и цифр.
Перед использованием метка должна быть объявлена в разделе описания меток, который срузу следует за разделом описания используемых модулей:
Label
После описания метки ее можно использовать в программе. Метка записывается перед помечаемым оператором и отделяется от него двоеточием. А оператор goto должен помещен в то место программы, откуда выполняется переход. Оператор goto передает управление на оператор с заданной меткой. Оператор goto можно вставлять в любое место программы, где могут располагаться операторы языка. Например,
Goto Metka1
writeln (‘Эта фигура – не окружность‘);
Metka1 : Arc(X,Y,0,Alpha,R);
Приведём пример уже знакомой Вам программы, применив в ней оператор безусловного перехода.
Label
Metka;
Metka : writeln(‘Введите цифру ‘);
writeln (‘Это число не является цифрой‘);
goto Metka;
End.
Теперь в этой программе мы заставляем пользователя правильно ввести цифру. Сколько бы раз пользователь ни вводил числа не из промежутка 0..9, программа будет выдавать сообщение об ошибочном вводе и снова просить ввести цифру.
Задание. Наберите программу и протестируйте ее.
В простых программах этот оператор не вызывает затруднений. При написании сложных и объёмных программ могут быть затруднения, поэтому программисты стараются не использовать этот оператор. Возникает вопрос: где должен использоваться безусловный переход? На этот вопрос следует ответить – “нигде”. Любая программа, написанная с goto, может быть запрограммирована без этого оператора.
Следует ли вообще использовать оператор перехода? Ответить трудно. В основном применение оператора безусловного перехода оправдано в двух случаях: при преждевременном завершении цикла или программы. Но даже в этих случаях можно обойтись некоторой стандартной управляющей структурой.
Не будет ничего удивительного в том, что в Ваших программах не будет применяться безусловный переход. В общем случае рекомендуется избегать использования этого оператора для обеспечения лучшего понимания работы программы. Бесконтрольное применение оператора goto может усложнить программу настолько, что разобраться в ней будет невозможно. Поэтому программисты считают применение оператора безусловного перехода плохим стилем программирования.
Задание. Выберите произвольно из решенных Вами задач две и дополните их решение использованием оператора безусловного перехода goto.
Занятие 6. Контрольная работа
1) Есть ли в следующих текстах пустые операторы? (Если есть, то отметьте в тетради под какими буквами.)
а) if x>0 then x:=2 else; y:=x+1;
б) if odd(k) then else k:=0;
г) begin a:=true; ; b:=b or a end;
д) begin if x=0 then goto 1; y:=x; 1:end
2) Если n=3, то какое значение будет иметь переменная f после выполнения следующего составного оператора? Запишите в тетрадь.
1: if i>n then goto 9;
3) Найдите ошибки в программе, записав уже исправленную программу в тетрадь:
8: read(x); if x 0 then if y>0 then z:=1 else z:=2
при следующих значениях переменных х и у:
а) х=у=1; б) х=1, у=-1; в) х=-1, у=1.
Сдайте свою тетрадь на проверку учителю.
Творческое задание. Придумайте и решите задачу с применением графического режима, предлагая для выбора пользователю некоторое меню.
Для любознательных
Рассмотрим решение таких задач, в которых требуется выполнить группу операторов определенное количество раз.
Задача. Дано 10 вещественных чисел. Найти величину наибольшего из них.
Pascal. Оператор перехода Goto, метки.
В предыдущей статье упоминалось о операторе Goto, теперь пришло время разобраться и с ним, хотя он и используется довольно редко. Итак, Goto в переводе с английского означает «иди к …»
В Паскале он используется, когда присутствуют метки, о которых было рассказано в статье «Структура программы, первая программа». Вот синтаксис этого оператора. Сначала в разделе Label объявляется метка.
В основной части программы описывается сама метка (действия, которые нужно повторить). Это делается так
: ; если действий нужно повторять несколько, то пишем Begin…End; И в любом месте программы мы можем написать строку « goto ;» Вот простейший пример программы.
Теперь напишем небольшой диалог с пользователем. Попросим его ввести свое имя, проверим, верно ли оно написано, спросим, сколько ему лет, также проверим, что он ввел и выведем последнюю реплику. Причем, если данные пользователь вводит неверно, с помощью меток мы будем заставлять его вводить заново. Вот код такой программы.
Здесь мы считали строку (имя пользователя) и в цикле проверяем каждые ее символ, является ли он буквой русского алфавита. В данном случае использован такой тип данных, как множество, о которых мы поведем речь несколько позже. Не будем проверять, является ли возраст числом, потому что программа сама выведет ошибку несоответствия типов и закончит свою работу.
Итак, надеюсь, что Вам стало ясно, что такое оператор перехода goto и метки. Еще раз замечу, что не следует использовать этот оператор в больших программах, как видите, в примерах из этой статьи все предельно ясно, но в больших программах Вы только запутаетесь и вообще поведете себя так, что любой программист скажет Вам, что Вы совершаете глупость.
Урок 10. Немного про Case и goto
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня мы с вами поговорим про оператор выбора — case и оператор безусловного перехода — goto.
Если вы спросите любого программиста или учителя информатики, что такое goto, они скажут вам, что goto — зло. Но иногда, может быть, он необходим(для общего развития). Что же такое goto? Давайте разбираться.
Goto — оператор безусловного перехода. Все, что необходимо вам — специальная метка. Вместо того, чтобы объяснять вам, что надо делать с этой меткой и куда ее вставлять, я решу простую задачу и вы сразу все поймете.
Условие задачи: считывать число и суммировать его со всеми предыдущими числами, пока это число меньше десяти и больше минус десяти.
Более подробно про goto мы поговорим в следующий раз.
Чаще всего case называют оператором выбора. Итак, предположим, что переменная по условию задачи может принимать ограниченный диапазон значений или только конкретные значения. Текущее значение переменной (селектора) сравнивается со значениями-случаями, перечисленными в теле оператора case. Если значение селектора совпадает с каким-либо значением в операторе case, то выполняется ветка, относящаяся к данному случаю.
В операторе может быть несколько действий, то есть использоваться begin, end, а может быть пустой оператор. Значений может быть несколько.
Кстати, вы заметили, что значения выступают в роли меток? 🙂
Приведем два классических примера задач, в которых требуется case.
Задача 1.
С клавиатуры вводится цифра. Вывести ее буквенное представление.
Составьте программу, имитирующую своеобразный калькулятор, где 1-сумма двух чисел, 2-разность двух чисел, 3-произведение двух чисел, 4-целая часть от деления, 5-остаток от деления,6 — квадратный корень числа, иначе введен неизвестный номер операции.