Что проверяет финансовый директор в договорах

Должностная инструкция финансового директора

Должностная инструкция финансового директора используется как для описания трудовых обязанностей сотрудника, назначаемого на обозначенную должность, так и для обозначения его прав и ответственности. Поскольку функции финансового директора могут сильно различаться в разных компаниях, работодателем используются типовые формы инструкции, которые адаптируются применительно к конкретным условиям.

Образец должностной инструкции финансового директора

1. Основные положения

Финансовый директор должен удовлетворять следующим квалификационным стандартам:

Финансовый директор должен владеть знаниями о:

Финансовый директор руководствуется:

2. Функции

Перечень должностных обязанностей финансового директора:

3. Ответственность

Финансовый директор несет ответственность в следующих случаях:

4. Права

Финансовый директор владеет следующими правами:

5. Условия трудовой деятельности

6. Должностные связи

Финансовый директор взаимодействует в своей трудовой деятельности:

Для чего нужна должностная инструкция

Документ используется для определения основных рабочих моментов, определяющих положения финансового директора в корпоративной иерархии.

И для генерального директора компании, и для её финансового директора, корректно составленная инструкция определяет основы их рабочего взаимодействия, позволяя строить прочные деловые взаимоотношения.

Дополнительно нужно упомянуть, что инструкция является юридически значимым документом, что дает сторонам возможность использовать её в судебных и трудовых разбирательствах.

Принципы составления ДИ

Действующее законодательство не определяет норм составления инструкции. Поэтому компании могут составлять ДИ сообразно своим пожеланиям к сотруднику, хотя и придерживаются определенных стандартов. Эти стандарты определяют, что в инструкции должно содержаться 4 базовых раздела, которые могут дополняться работодателем несколькими дополнительными.

Дополнительно к этим типовым разделам могут добавляться те, где прописаны условия труда, должностные связи или критерии оценки работника.

Основные положения

В разделе описываются стандартные моменты по временному замещению руководителя, основам его найма и увольнения, и другие моменты его положения в управленческой структуре компании.

Основная специфика данного раздела состоит в описании квалификационных требований, предъявляемых к кандидату на эту должность, а также к его рабочим навыкам.

Навыки финансового директора должны соответствовать его функциональным обязанностям, прописанным в следующем разделе.

Функции

Раздел отведен под подробное описание обязанностей финансового директора. Его наполнение сильно зависит от размеров компании. В мелких и средних компаниях функции финансового директора делятся между главным бухгалтером и руководителем организации. Отдельно данная позиция в штате отсутствует. В крупных компаниях финансовый директор — второе лицо, отвечающее лишь перед генеральным директором. Зачастую в его подчинении находится и главный бухгалтер, а иногда именно для него создается отдельный финансовый отдел.

Для работодателя важно не перегружать финансового директора тактическими второстепенными обязанностями, которые могут быть поручены его помощникам или ассистентам.

Ответственность

Раздел посвящается формализации основ для привлечения к ответственности топ-менеджера. Такие основы обычно стандартны, но часто к ним добавляют ответственность за разглашение конфиденциальных сведений как самой компании, так и связанной с неё третьих лиц.

Конкретная ответственность в этом разделе не прописывается, поскольку определяется юридическим путем, с рассмотрением всех обстоятельств.

Права

В разделе важно корректно перечислить права топ-менеджера, не мешая ему руководить финансовой политикой компании, а, с другой стороны, не отдавая ему права других руководителей, что может привести к внутрикорпоративным конфликтам.

Условия труда

Обязательный пункт для руководящих позиций. Обычно здесь перечисляют льготы, которые топ-менеджеру представляет его работодатель. Для финансиста достаточно важны такие льготы, как оплата компанией переподготовки и повышения квалификации, а также доступа к профильным информационным ресурсам и прессе.

Должностные связи

Данный раздел посвящен более подробному описанию рабочих взаимодействий руководителя с другими сотрудниками компании. В крупных компаниях раздел включают для того, чтобы избежать несогласованности и внутренних конфликтов руководителей.

Должностная инструкция составляется в единственном экземпляре, после чего удостоверяется подписью сотрудника, нанимаемого на должность, и подписью руководителя компании или руководителя кадровой службы. Стандарты оформления ДИ обычны для внутренних деловых документов: на титульном листе помещаются реквизиты компании, расшифровка подписей и другие сведения, необходимость которых диктуется правилами корпоративного документооборота. Печать на ДИ не нужна.

Источник

Должностная инструкция по специальности «Финансовый директор»

Вы можете скачать должностную инструкцию финансового директора бесплатно. Должностные обязанности финансового директора

_____________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее ________________________________

утверждать должностную инструкцию)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА

1. Общие положения

1.1.Настоящая должностная инструкция определяет права, должностные обязанности и ответственность финансового директора _____________________ (далее – «предприятие»).

1.2.Финансовый директор назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.

1.3.Финансовый директор подчиняется непосредственно генеральному директору.

1.4.Финансовому директору подчиняются следующие работники: финансовые менеджеры, финансовые аналитики, финансовый контролер.

1.5.На время отсутствия финансового директора его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.

1.6.На должность финансового директора назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее профессиональное образование (финансовое, экономическое) и стаж работы по специальности в области организации финансовой деятельности не менее 5 лет.

1.7.Финансовый директор должен знать:

-принципы организации финансовой работы на предприятии;

-законодательные и нормативные акты, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия;

-порядок составления финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств, планов реализации продукции (товаров, услуг, работ), планов по прибыли;

-порядок распределения финансовых ресурсов, определения эффективности финансовых вложений;

-принципы финансового контроля;

-порядок и формы финансовых расчетов;

-систему финансовых инструментов, обеспечивающих управление финансовыми потоками;

-методы оценки финансовых активов, доходности и риска;

-порядок краткосрочного и долгосрочного кредитования предприятия, привлечения инвестиций и заемных средств;

-принципы и порядок налогообложения, налоговую систему РФ;

-стандарты финансового и бухгалтерского учета и отчетности.

1.8. Финансовый директор руководствуется в своей деятельности:

-законодательными актами РФ;

-приказами и распоряжениями руководства;

-Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;

-настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности

Финансовый директор выполняет следующие должностные обязанности:

2.1.Вести переговоры с коммерческими банками, иными кредитными учреждениями и другими внешними организациями.

2.2.Организовать управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг) и получения максимальной прибыли.

2.3.Определять источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

2.4.Организовать работу по проведению анализа финансово-экономического состояния предприятия (анализа бухгалтерской отчетности, горизонтального и вертикального анализа, трендового анализа, расчета финансовых коэффициентов).

2.5.Организовать работы по разработке бизнес-плана предприятия.

2.6.Осуществлять управление активами предприятия и временно свободными денежными средствами.

2.7.Организовать исследование и анализ затрат на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортных издержек, торгово-комиссионных и иных расходов.

2.8.Осуществлять организацию работ по бюджетному планированию, определению структуры бюджета, определению ответственности за исполнение бюджета, установлению процедуры согласования, утверждения и контроля исполнения бюджета.

2.9.Организовать работы по проведению финансового анализа по следующим показателям: динамика доходов от фондовой деятельности; поступление средств на счет предприятия за отгруженную продукцию (товары) и оказанные услуги (выполненные работы); выплата процентов по кредитам; инвестиционные расходы; выплата дивидендов; величина свободных средств предприятия.

2.10.Организовать и обеспечивать контроль исполнения финансовых планов и бюджетов с целью выявления отклонений от плановых значений, оперативной корректировки бюджета и плана; разработки мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, правильного расходования денежных средств и целевого использования собственных и заемных оборотных средств.

2.11.Обеспечивать разработку предложений, направленных на обеспечение платежеспособности, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых товарно-материальных ценностей, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции, укрепление финансовой дисциплины.

2.12.Обеспечивать своевременное поступление доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций, оплату счетов поставщиков и подрядчиков, погашение займов, выплату процентов, заработной платы рабочим и служащим, перечисление платежей в банковские учреждения.

2.13.Обеспечивать разработку налоговой политики предприятия.

2.14. Организовать разработку налогового бюджета.

2.15.Определять инвестиционную политику предприятия с учетом: состояния рынка продукции, объемов ее реализации; финансово-экономического положения предприятия; технического уровня производства; сочетания собственных и заемных ресурсов; финансовых условий инвестирования на рынке капиталов; льгот, получаемых инвестором от государства; коммерческой и бюджетной эффективности инвестиционных мероприятий; условий страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков; пр.

2.16.Обеспечивать перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды в установленном законодательством порядке.

2.17.Обеспечивать ведение учета движения финансовых средств и составления отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности, достоверность финансовой информации; контролирует правильность составления и оформления отчетной документации.

2.18. Осуществлять руководство разработкой стандартов финансового учета и взаимосвязи с бухгалтерским учетом (форм отчетности, не утвержденных на нормативно-правовом уровне; сроков; системы информационных потоков и документооборота, пр.).

2.19.Организовать работы по подготовке отчетов по финансовым вопросам для руководителей и собственников предприятия.

3. Права

Финансовый директор вправе:

3.1.Подписывать финансовые документы, визировать все документы, связанные с финансово-экономической деятельностью предприятия.

3.2.Представлять в рамках своей компетенции интересы предприятия во взаимоотношениях с кредитными учреждениями, страховыми и инвестиционными компаниями, налоговыми органами, другими органами и организациями по финансовым вопросам.

3.3.Принимать участие в подготовке проектов приказов, инструкций, указаний, а также смет, договоров и других документов, связанных с решением финансовых вопросов.

3.4.Запрашивать от структурных подразделений предприятия информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3.5.Давать руководителям структурных подразделений предприятия указания по вопросам надлежащей организации и ведения финансовой работы.

3.6.Устанавливать служебные обязанности для подчиненных работников.

3.7.Вносить на рассмотрение руководителя предприятия представления о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей подчиненных работников, предложения о поощрении отличившихся работников и о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности нарушителей производственной, трудовой и финансовой дисциплины.

3.8.Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

3.9.Вносить руководителю предприятия предложения о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц по результатам финансовых проверок.

3.10.Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

4. Ответственность технического директора

Финансовый директор ответственен за:

4.1.Несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.

4.2.Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

4.3.Невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: _____________ __________________

Источник

Чем на самом деле работа финансового директора отличается от работы главбуха?

Что проверяет финансовый директор в договорах. Смотреть фото Что проверяет финансовый директор в договорах. Смотреть картинку Что проверяет финансовый директор в договорах. Картинка про Что проверяет финансовый директор в договорах. Фото Что проверяет финансовый директор в договорах

Финансовый директор и главбух – обычно на эти должности могут претендовать узкоспециализированные кандидаты с высшим экономическим образованием и опытом работы от 6 лет. Эти два специалисты имеют дело с материальными ресурсами предприятия, принимают участия в их распределении и приумножении, разрабатывают стратегии по оптимизации налогообложения, рационального использования финансов. Но есть между этими должностями различия, и они довольно существенны.

Обязанности и ответственность

В обязанности финансового директора входит:

Главный бухгалтер отвечает за проведение финансовых операций, контролирует приход и расход денежных средств. Подчиняется главбух тоже только руководителю компании. Специалист подписывает документы, следит за ведением бухгалтерского учёта. Должностные обязанности главного бухгалтера:

Ключевые различия

Финдиректор ведёт мониторинг и внутренней, и внешней инфраструктуры, главбух – только внутренней.

Круг общения финансового директора включает представителей ТОП-менеджмента компании, инвесторов, бизнес-партнёров, кредиторов. Главный бухгалтер взаимодействует непосредственно с руководителем предприятия и своими подчинёнными – работниками бухгалтерии, контролирует их работу, ставит им задачи, принимает решения о начислении премий и поощрений рядовым бухгалтерам.

Если на предприятии существуют вакансии и финансового директора, и главбуха, это не значит, что кто-то кому-то подчиняется. Непосредственным начальником и того, и другого является руководитель фирмы. Должностные обязанности этих двух специалистов не совпадают.

НДС – 2022

Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>

Источник

Финансовый директор

Финансовый директор — один из высших руководящих лиц компании, ответственный за управление финансовыми потоками бизнеса, за финансовое планирование и отчётность. Определяет финансовую политику организации, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению её финансовой устойчивости.

Руководит работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития организации, по определению источников финансирования с учётом рыночной конъюнктуры.

Подчиняется финансовый директор непосредственно генеральному директору.

Обязанности финансового директора

Основные должностные обязанности финансового директора:

Управление финансовыми потоками предприятия;

Контроль расходов и обеспечение эффективного использования ресурсов;

Контроль доходов и обеспечение фирмы финансами (в том числе и кредитными);

Формирование и стратегическое планирование финансовой политики компании;

Обеспечение экономической безопасности

Анализ и снижение возможных финансовых рисков;

Контроль ведения деятельности предприятия в соответствии с действующим законодательством;

Проведение финансово-экономического анализа сделок компании;

Подготовка финансовой отчетности;

Управление коллективом финансовых и бухгалтерских служб.

Права финансового директора

Финансовый директор имеет право:

представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с кредитными учреждениями, страховыми и инвестиционными компаниями, налоговыми органами, другими органами и организациями по финансовым вопросам;

устанавливать служебные обязанности для подчиненных работников;

запрашивать от структурных подразделений предприятия информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей;

вносить на рассмотрение руководителя предприятия:

— о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей подчиненных работников;

— о поощрении отличившихся работников.

предложения о привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности нарушителей производственной, трудовой и финансовой дисциплины;

вносить руководителю предприятия предложения о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц по результатам финансовых проверок;

участвовать в подготовке проектов приказов, инструкций, указаний, а также смет, договоров и других документов, связанных с решением финансовых вопросов;

взаимодействовать с руководителями всех структурных подразделений по вопросам финансово-экономической деятельности предприятия;

давать руководителям структурных подразделений предприятия указания по вопросам надлежащей организации и ведения финансовой работы;

подписывать финансовые документы;

визировать все документы, связанные с финансово-экономической деятельностью предприятия (планы, прогнозные балансы, отчеты, пр.);

самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями предприятия, а также со сторонними организациями, налоговыми органами, органами государственной власти и местного самоуправления по финансовым вопросам;

знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей;

вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями;

требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

Ответственность финансового директора

Финансовый директор несет ответственность:

Источник

Как контролировать работу финансового директора

Антон Ходарев, Финансовый директор группы компаний «Сапсан»

Говорит Генеральный Директор

Ольга Подлужская, Генеральный Директор студии «Тайган-Cinema», Иркутск

Финансового директора надо контролировать постоянно, но незаметно и ненавязчиво — человек не должен понимать, что его проверяют. Чем дольше он считает, что ему доверяют, тем больше будет расти его уверенность в своей безнаказанности и Вашей глупости. И тем скорее Вы сможете вычислить его проступки. Будьте уверены: слишком многие стремятся сделать собственный бизнес за Ваши деньги.

В моей практике был случай, когда в процессе подведения финансовых итогов финансовый директор решил обокрасть компанию. Я чувствовала, что за наш счет он делал свои дела, но, к сожалению, в тот момент никаких действий не предприняла. Все было бы хорошо, но его дела не пошли, и обратно деньги вернуть он не смог. Компания понесла убытки. С того момента я плотно занялась финансовой стороной деятельности своего бизнеса и советую так же поступать всем руководителям.

Студия «Тайган-Cinema» образована в 2006 году. Основной вид деятельности — документальное кино. Тематика — природа, Байкал, охота, рыбалка. Также студия занимается созданием презентационных, имиджевых, корпоративных фильмов и рекламной продукции.

    Экспертное мнение

    Владимир Фокин, управляющий партнер юридической фирмы «Фокин и партнеры», Москва

    При взаимодействии с финансовым директором неукоснительно должно соблюдаться правило «доверяй, но проверяй». В моей практике был случай, когда вследствие чрезмерного доверия со стороны Генерального Директора финансовому директору была предоставлена полная свобода действий. Последний стал вовлекать предприятие в достаточно рискованные, а в некоторых случаях просто опасные в финансовом отношении сделки, которые совершались без надлежащего анализа и проработки последствий. Служба внутреннего аудита своевременно обозначила риски, однако руководство не отреагировало на предупреждение. В результате часть финансовых средств была утрачена. Только значительные потери вынудили руководство отстранить финансового директора от должности.

    Юридическая фирма «Фокин и партнеры» специализируется на оказании профессиональных юридических услуг. Основные направления деятельности: налоговое право, корпоративное право, интеллектуальная собственность, сделки с недвижимостью. В фирме работают 15 сотрудников.

    Говорит Генеральный Директор

    Дмитрий Романов, Генеральный Директор ЗАО «АрДи Капитал», Санкт-Петербург

    Ошибки финансового директора

    Говорит Генеральный Директор

    Дмитрий Романов, Генеральный Директор ЗАО «АрДи Капитал», Санкт-Петербург

    Умышленные ошибки — это чаще всего скрытое воровство средств. Например, обслуживание в банках, которые платят откаты, или заказ услуг, которые предприятию не нужны. Типичные ошибки без умысла в работе финансового директора могут встречаться там, где для принятия правильного решения недостаточно информации и надо идти наугад. В большей степени это касается политики заимствований (привлечения финансирования в бизнес): выстраивая отношения с банком, невозможно заранее знать, как он поведет себя в будущем, каковы будут условия привлечения средств.

    Говорит Генеральный Директор

    Михаил Калинин, председатель правления группы Cost Management Group, Москва

    Например, финансовый директор одного из предприятий промышленного холдинга блокировал подписание договоров с новыми заказчиками на основании недостаточного, по его словам, уровня рентабельности сделок. При этом замечу, что одним из показателей, на основании которого премировали финансового директора, являлся уровень рентабельности продаж. Однако анализ показал, что расчет рентабельности данной сделки целесообразно было проводить, используя усеченную себестоимость. В результате предприятие заключило контракт и получило дополнительную прибыль. Причиной ошибки стало недопонимание финансовым директором того, что для предприятия сумма прибыли имеет приоритет над соблюдением среднепланового уровня рентабельности.

Способы контроля финансового директора

Таким образом, для контроля финансового директора и его отделов Генеральному Директору неплохо было бы иметь свою службу внутреннего контроля, если позволяют финансы. Впрочем, служба из одного человека — тоже служба, а позволить себе выплачивать лишнюю заработную плату, если от этого зависит повышение эффективности компании, всегда можно.

    Говорит Генеральный Директор

    Дмитрий Романов, Генеральный Директор ЗАО «АрДи Капитал», Санкт-Петербург

    Рассказывает практик

    Елена Бросалина, директор по персоналу ОАО «Пава», Барнаул

    ОАО «Пава» (до июля 2005 года компания называлась ОАО «АПК «Хлеб Алтая») занимается переработкой пшеницы, произрастающей в Алтайском и Красноярском краях; там же расположены заводы компании. В состав входят три структурных подразделения. Кроме того, ОАО «Пава» участвует в акционерном капитале трех предприятий: ОАО «Зауральский крекер» (100%), ООО «Пава Рос» (51%), Романовское ЗПП (100%). Количество сотрудников — 2537 человек.

    Держать под контролем финансы компании, не посвящая этому процессу все свое время, Вам позволят следующие способы проверки работы финансового директора и его служб.

    1. Проверка исполнения бюджета финансовой службы

    Как у любого подразделения, у финансовой службы есть свой бюджет. Проверка его размеров и соблюдения — стандартная процедура в процессе бюджетирования. Специфика заключается в том, что бюджеты всех подразделений проходят через финансовый отдел, но проверка собственного бюджета на соответствие принципам экономии может вызвать определенные сложности. Поэтому контроль за бюджетом финансовой службы Вам лучше взять на себя или доверить отделу внутреннего контроля.

    2. Проверка договорных условий по контрактам, которые ведут лично финансовый директор и его отделы

    В первую очередь это, конечно, договоры с банками, инвестиционными и прочими финансовыми компаниями, за переговоры с которыми ответственен лично финансовый директор. Если Вы еще не разработали типовых условий (инструкций) к заключаемым договорам, которые должны быть включены в контракты или обозначены в переговорном процессе (это в первую очередь касается ставок за обслуживание, штрафных санкций, условий по предоставлению поручительств и т. п.), то такую инструкцию было бы неплохо создать и ознакомить с ней переговорщиков (естественно, под подпись).

    Вы должны донести эти простые истины до подчиненных и заставить их следовать им. Неплохо зарекомендовал себя и «лист согласований», когда перед подписанием договор визируется несколькими службами. В этом случае можно обойтись и без процедуры последующего контроля.

    3. Аудиторские проверки

    Довольно часто финансовый директор несет ответственность за ведение финансового документооборота компании, и именно его схемы сделок ведут к появлению той налоговой базы, которая выгодна компании. Однако в азарте налоговой оптимизации финансовый директор может привести компанию к негативным результатам либо просто провести схему некорректно, неверно оформив документы, что может быть основанием для лишения компании тех или иных налоговых преференций.

    Нивелировать такие риски способен плановый аудит, проводимый под Вашим контролем. Служба внутреннего аудита может быть полезна в этой ситуации как обладающая всей полнотой информации о совершаемых сделках, которые могут показаться сторонним аудиторам непрозрачными.

    Аудиторская проверка, проведенная по всем правилам, поможет Вам понять, насколько грамотно и четко финансовый директор ведет подчиненную ему бухгалтерскую службу и требуется ли Ваше вмешательство.

    4. Работа с персоналом финансовой службы

    Естественно, надо остерегаться соблазна стопроцентного доверия такому человеку, помня о тонкости человеческой природы.

    5. Разделение полномочий внутри финансовой службы

    Эта мера относится к разряду профилактических, позволяющих изначально упростить процедуру контроля, создавая такой бизнес-процесс, который в нем меньше нуждается. Распределение компетенций внутри финансового блока и наделение менеджеров среднего звена большей управленческой свободой, конечно, повышают уровень межличностной напряженности в блоке и могут даже немного затормозить его работу, если вовремя не справиться с желанием отделов выяснить, кто же из них главный. Но, с другой стороны, эта мера резко повышает прозрачность структуры деятельности финансовой службы и создает для Вас новые источники информации. Кроме того, в такой среде снижается риск принятия малоэффективных решений. Хотя повторюсь, при неправильном разделении компетенций может возникнуть риск непринятия вообще никаких решений.

      Говорит Генеральный Директор

      Ольга Подлужская, Генеральный Директор студии «Тайган-Cinema», Иркутск

      Разделение полномочий внутри финансовой службы необходимо. У каждого направления должен быть начальник, который будет являться потенциальным преемником Вашего финансового директора. Тогда никто не будет покрывать другого.

        Говорит Генеральный Директор

        Элла Гимельберг, Генеральный Директор, управляющий партнер компании S&G Partners, Москва

        Структура финансовой службы должна быть разделена, но в том случае, если это целесообразно для компании (большие обороты, постоянные программы заимствований и инвестиций, подробная система управленческого учета, наличие учета по МСФО и т. д.). В общем-то финансовый директор — это топ-менеджер. Он не должен заниматься оперативным управлением и решать текущие вопросы уровня «купить два карандаша и три ручки» (или наоборот). В структуре финансового департамента желательно иметь казначейство, управление бюджетирования и управленческого учета, управление финансового учета и отчетности и управление инвестиционной деятельности. Такая структура позволяет иметь четырех линейных менеджеров (руководителей управлений и казначея), которые несут ответственность за текущие вопросы. Финансовый директор должен следить за их работой, разрабатывать и внедрять финансовую стратегию предприятия.

      6. Проверки эффективности исполнения отдельных видов задач

      К этому блоку можно отнести любые внеплановые проверки конкретных видов задач:
      Главное, чтобы такие проверки не вызвали у финансового директора желания подать заявление об уходе. Важно донести до него, что данные меры отнюдь не являются репрессивными. Их цель — повысить эффективность работы финансовой службы, создать базу информации для принятия системных решений по управлению проектами в будущем.

        Говорит Генеральный Директор

        Алексей Изотов, Генеральный Директор ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод», Стерлитамак (Башкортостан)

        У нас на предприятии разработан план стратегического развития на пять лет. В нем четко определены целевые установки и сроки достижения поставленных целей. Кроме того, составляются генеральный бюджет и сметы расходов на год, разработаны и утверждены инвестиционные программы. Ход выполнения программы развития как раз и характеризует эффективность работы финансового директора. Исполнение бюджетов, отчеты по инвестиционным проектам и ключевые показатели контролируются ежемесячно. В случае значительных отклонений от запланированных показателей запрашивается более подробная информация по данному направлению деятельности.

          ОАО «Стерлитамакский нефтехимический завод» создано в 1966 году, занимается научно-исследовательской деятельностью, а также производством и реализацией фенольных антиоксидантов, синтетических каучуков и полимерных материалов, отвердителей для эпоксидных смол, углеводородных фракций. Среди клиентов: «Сибур», «Лукойл», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». Штат — 1200 человек. Выручка в 2006 году составила 3264 млн руб.

            Говорит Генеральный Директор

            Михаил Калинин, Председатель правления группы Cost Management Group, Москва

            Разовые проверки не позволяют обеспечить необходимую степень контроля. Гораздо эффективнее системный подход. Так, например, мы еженедельно проводим финансовые совещания, на которых заслушивается отчет финансового директора об изменении суммы и структуры оборотных средств, выполнении плана по реализации и маржинальной прибыли. При существенном отклонении от запланированных показателей обязательно предоставляется аналитическая записка с анализом причин отклонений и принятых или рекомендуемых мерах. Ежемесячно проводится сверка плановых калькуляций с фактической себестоимостью в части прямых затрат. Управление затратами также осуществляется на основе системного предоставления отчетов.

          Как Генеральному Директору взаимодействовать с финансовым директором

          Говорит Генеральный Директор

          Михаил Калинин, Председатель правления группы Cost Management Group, Москва

          Санкции за неэффективность деятельности являются частью утвержденной системы мотивации, в основу которой мы положили систему ключевых показателей эффективности. Каждый показатель имеет утвержденный алгоритм расчета, что обеспечивает четкую и прозрачную доказательную базу при принятии решений о санкциях в отношении финансового директора и его служб.

          Все задачи, которые Вы планируете поставить перед финансовым директором и его службами, формулируйте конкретно, четко указывая ожидаемый результат (исключающий возможность двойного толкования) и срок выполнения.

          Одна из типичных ошибок Генеральных Директоров — размытая формулировка задач, которые ставятся перед финансовой группой, например: «привлечение необходимых оборотных средств для обеспечения деятельности компании» или «оптимизация финансовых потоков».

          Контроль эффективности таких задач затруднен в первую очередь из-за отсутствия базового критерия — измеримости нужного компании результата. Если принять во внимание этот критерий, первую цель следовало бы сформулировать так: «Привлечение необходимых оборотных средств для обеспечения деятельности компании с соблюдением следующих принципов: ставка, а также накладные расходы банка по выдаче или обслуживанию денежных средств должны быть максимально приближены к ставке рефинансирования ЦБ РФ, приветствуется привлечение денежных средств в виде возобновимой кредитной линии без лимита выдачи» и т. п.

            Экспертное мнение

            Владимир Фокин, управляющий партнер юридической фирмы «Фокин и партнеры», Москва

            С формально юридической точки зрения регулирование отношенийс финансовым директором должно осуществляться при помощи документов, имеющих юридическую силу: трудового договора, должностной инструкции, положения о премировании и т. д. Санкции — это лишь один из инструментов регулирования деятельности сотрудника. Еще одно такое средство — поощрение. Ключ к эффективному решению дает системный подход. Специально для финансового директора должна быть разработана система мер поощрения и наказания, связанная с результатами его деятельности. Причем действенной она будет только в том случае, если эти показатели объективны (представляют собой не оценки «хорошо» и «плохо», а конкретные величины, выражаемые в цифрах).

            Соответственно, доказательства эффективности или неэффективности окажутся на поверхности: отразятся в бухгалтерской или налоговой отчетности, статистических данных по предприятию и т. д., а условия юридических документов станут своего рода «приводным механизмом» поощрения (стимул к повторению) или наказания (демотивация).

            Система критериев всегда индивидуальна и связывается как с долгосрочными, так и с тактическими (краткосрочными) целями компании. Это могут быть показатели налоговой нагрузки, сроки оплат по договорам, соотношение собственных и заемных средств, стоимость привлеченных средств, показатели прибыли, роста прибыли и т. д.

            Источник

            Добавить комментарий

            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *