Что проверяет фстэк по персональным данным

Как подготовиться к проверке регулятора по персональным данным (пошаговая инструкция)

Как подготовиться к проверке регулятора по персональным данным (пошаговая инструкция)

Как подготовиться к проверке регулятора по персональным данным (пошаговая инструкция)

Что проверяет фстэк по персональным данным. Смотреть фото Что проверяет фстэк по персональным данным. Смотреть картинку Что проверяет фстэк по персональным данным. Картинка про Что проверяет фстэк по персональным данным. Фото Что проверяет фстэк по персональным данным

Кто такие регуляторы и что они проверяют?

Основных контрольно-надзорных органов, уполномоченных проводить проверки в части соблюдения законодательства о персональных данных (т.н. «регуляторов»), три:

Кто из них что проверяет?

Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на него возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям Федерального закона «О персональных данных». По сути – проверка организационных мер защиты персональных данных.

Как узнать, что вас собираются проверять?

Планы проверок практически всех организаций публикуются на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в начале года. Здесь любая организация по своему ИНН или ОГРН может узнать о предстоящих в текущем году проверках, их длительности и периоде проведения (указывается только месяц). Также регуляторы обязаны осуществлять размещение планов своих контрольно-надзорных мероприятий на официальных сайтах.

Что делать, если вас включили в план (пошаговая инструкция)?

Шаг 1. Соберите информацию
Поинтересуйтесь у коллег, посмотрите планы проверок за прошедшие годы, подумайте, с кем из тех, кто уже проходил проверку, у вас есть возможность проконсультироваться. Посетите семинары (конференции) с участием представителей регуляторов.

Основных контрольно-надзорных органов, уполномоченных проводить проверки в части соблюдения законодательства о персональных данных (т.н. «регуляторов»), три:

Шаг 2. Проведите внутренний аудит
Тут два момента: во-первых, поймете, где вы сейчас. Во-вторых, результаты внутреннего аудита понадобятся вам для предоставления регулятору.

На что смотреть в первую очередь:

Шаг 3. Подготовка к проверке
Для всех регуляторов подготавливаются следующие документы:

Выше был представлен обобщенный перечень документов, необходимых для предоставления всем регуляторам.

Для Роскомнадзора

В случае проверки Роскомнадзором этот перечень необходимо дополнить:

Для ФСТЭКа

Для ФСБ

Что делать, если вас включили в план?

Шаг 4. Непосредственно участие в самой проверке
Если проверка документарная, в адрес организации направляется приказ, в котором указывается перечень документов, необходимых для предоставления регулятору и срок. В указанный в нем срок вам необходимо предоставить регулятору запрашиваемые документы любым доступным способом: либо направить по почте, либо нарочно с отметкой о получении. Регулятор примет эти документы, проведет их анализ и по его результатам составит и направит (также либо почтой, либо нарочно) акт и, возможно, предписание.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Обычно за 10 дней или месяц до начала проверки направляется по факсу или приносится сотрудником контрольно-надзорного ведомства приказ о проведении проверки. Затем за 1–2 дня обговаривается время, когда комиссия приходит в организацию.

Проверка начинается с ознакомления руководителя организации с документами, удостоверяющими личности и принадлежность к государственному органу членов комиссии, затем вручается приказ о проведении проверки с перечнем вопросов и необходимых для предоставления документов, обговаривается срок их предоставления.

Когда документы подготовлены и вручены проверяющим, комиссия приступает к их анализу. Работа с документами в случае выездной проверки может проходить как на территории организации, так и на территории самого регулятора (члены комиссии могут забрать их с собой). По итогам проверки подготавливается акт, который вручается под роспись руководителю организации. К акту может быть приложено предписание об устранении выявленных нарушений.

Что делать, если проверка внеплановая?

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) уведомляется органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. На практике при проведении проверки по тематике персональных данных срок уведомления больше (от 10 дней до 1 месяца).

К уведомлению, как правило, прикрепляется приказ о проведении проверки, перечень документов, необходимых для предоставления регулятору, устанавливается срок. Во всем остальном порядок проведения проверки и ее форма (документарная либо выездная) схожи с плановой. Иными словами, отличие заключается только в сроке и порядке уведомления о контрольно-надзорном мероприятии, а соответственно, основной проблемой будет подготовка недостающих документов и отсутствие времени на сбор необходимой информации и консультации с экспертами, имеющими опыт прохождения подобных проверок.

При этом следует отметить, что выполнение хотя бы части вышеперечисленных требований существенно увеличивает вероятность пройти все регламентные процедуры без предписания и (или) штрафа.

Источник

Что проверяет фстэк по персональным данным. Смотреть фото Что проверяет фстэк по персональным данным. Смотреть картинку Что проверяет фстэк по персональным данным. Картинка про Что проверяет фстэк по персональным данным. Фото Что проверяет фстэк по персональным данным

Однако здесь кроется масса нюансов: учет и хранение средств шифрования, допуски к СКЗИ, регламент их использования должны проводиться в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Нарушение правил защиты информации, согласно статье 13.12 КоАП РФ, может повлечь ряд санкций: штрафы для должностных лиц и организации, а также конфискацию самих средств криптозащиты. Следствием может стать невозможность отправить электронную отчетность или блокировка работы учреждения в системе обмена данными.

Регулярный контроль использования шифровальных средств, применяемых для обеспечения безопасности персональных данных (далее ПДн), проводится на основании требований следующих нормативных актов:

Ответы на следующие вопросы помогут систематизировать работу по подготовке к проверке и сосредоточиться на необходимых мерах:

Все документы должны быть утверждены руководителем либо уполномоченным лицом организации, грифов секретности не требуется, однако документы должны быть предназначены только для сотрудников организации и проверяющих.

Рекомендации по выполнению основных требований ФСБ:

1. Организация системы организационных мер защиты персональных данных

– область применения СКЗИ в информационных системах персональных данных;

– наличие ведомственных документов и приказов по организации криптографической защиты

Ведомственные документы и приказы по организации криптографической защиты информацииНеобходимо сослаться на документы, определяющие обязательное использование СКЗИ для обработки и передачи информации. В части защиты ПДн в государственных системах это 17 и 21 Приказы ФСТЭК

2. Организация системы криптографических мер защиты информации

– наличие модели угроз нарушителя;

– соответствие модели угроз исходным данным;

– наличие документов по поставке СКЗИ оператору

– модель угроз, разработанная оператором;

– документы по поставке СКЗИ оператору

Необходимо сослаться на документы, определяющие обязательное использование СКЗИ для обработки и передачи информации. В части защиты ПДн в государственных системах это 17 и 21 Приказы ФСТЭК. При необходимости предоставить модель угроз ее обходимо составлять индивидуально, с учетом реальной ситуации в ИС организации

3. Разрешительная и эксплуатационная документация

– наличие необходимых лицензий для использования СКЗИ в информационных системах персональных данных;

– наличие сертификатов соответствия на используемые СКЗИ;

– наличие эксплуатационной документации на СКЗИ (формуляров, правил работы, руководство оператора и т п.);

– порядок учета СКЗИ, эксплуатационной и технической документации к ним

– лицензии и сертификаты на используемые СКЗИ;

– эксплуатационная документация на СКЗИ

Какие документы имеются в виду:

2) наличие дистрибутивов к этим лицензиям, полученных законным путем,

4. Требования к обслуживающему персоналу

– порядок учета лиц, допущенных к работе с СКЗИ;

– наличие функциональных обязанностей ответственных пользователей СКЗИ;

– укомплектованность штатных должностей личным составом и его достаточность для решения задач по организации криптографической защиты информации;

– организация процесса обучения лиц, использующих СКЗИ

– документы, подтверждающие функциональные обязанности сотрудников;

– журнал учета пользователей криптографических средств;

– документы, подтверждающие прохождение обучения сотрудников

Необходимо иметь следующие документы:

1) инструкция по работе с СКЗИ,

2) назначение внутренними приказами ответственных за работу с СКЗИ

5. Эксплуатация СКЗИ

– проверка правильности ввода в эксплуатацию;

– оценка технического состояния СКЗИ;

– соблюдение сроков и полноты технического обслуживания;

– проверка соблюдения правил пользования СКЗИ и порядка обращения с ключевыми документами к ним

– акты ввода СКЗИ в эксплуатацию;

– журнал поэкземплярного учета СКЗИ;

– журнал учета и выдачи носителей с ключевой информацией

Необходимо разработать следующие документы:

1) акты установки СКЗИ,

2) приказ по утверждению форм журналов учета

6. Организационные меры

– выполнение требований по размещению, специальному оборудованию, охране и организации режима в помещениях, где установлены СКЗИ или хранятся ключевые документы к ним;

– соответствие режима хранения СКЗИ и ключевой документации предъявляемым требованиям;

– оценка степени обеспечения оператора криптоключами и организация их доставки;

– проверка наличия инструкции по восстановлению связи в случае компрометации действующих ключей к СКЗИ

– эксплуатационная документация на СКЗИ;

– помещения, выделенные для установки СКЗИ и хранения ключевых документов к ним;

– инструкция на случай компрометации действующих ключей СКЗИ

1) Выполнение требования Инструкции 152 ФАПСИ. Зависит от конкретных условий, может потребовать монтажа охраны, установки штор на окна, покупки сейфа и пр.

2) Инструкция по работе с СКЗИ

Выполнение хотя бы части требований существенно поднимет вероятность пройти все регламентные процедуры без штрафа. В целом в требованиях нет избыточности, все действия действительно важны и работают на защиту интересов организации.

Составить модель угроз, разработать инструкции по работе с СКЗИ, создать акты установки СКЗИ помогут специалисты «Контур-Безопасность».

Никита Ярков, руководитель группы лицензирования компании «СКБ Контур», проект «Контур-Безопасность»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Как подготовиться к проверке ФСТЭК по персональным данным

Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Информация о плановых проверках на год публикуется на сайте ФСТЭК, о внеплановых сообщают не менее, чем за сутки.

Что проверяет ФСТЭК?

Оператору необходимо предоставить сотрудникам службы сведения о сотруднике или подразделении, которые занимаются защитой информации. У организации должны быть приказы о назначении сотрудников, данные о стаже, копии дипломов и сертификатов повышения квалификации, порядок допуска специалистов к информационной системе персональных данных, сведения о согласовании кандидатуры руководителя подразделения или специалиста с Управлением ФСТЭК в регионе.

Сотрудники службы будут проверять факты наличия у оператора средств защиты информации, порядок их эксплуатации и учета.

ФСТЭК проверяет наличие разрешающей документации на средства защиты ПДн (лицензии на их использование, формуляры, сертификаты и др.)

Также ведомство интересует наличие материалов аттестационных испытаний информационной системы и наличие аппаратуры контроля эффективности мер по защите информации.

Согласно части 8 статьи 19 152-ФЗ «О персональных данных» ФСТЭК может проверять только операторов, использующих государственные информационные системы. Обязательный контроль других ИС в законе не указан.

Типовые нарушения

К наиболее часто встречающимся недочетам, которые обнаруживаются при проверке оператора, можно отнести:

— отсутствие любых средств защиты информации;

— недостаточный уровень знаний специалистов, отвечающих за информационную безопасность;

— отсутствие сертификатов на используемые средства защиты или завершение их срока действия сертификат;

— некорректное использование средств защиты информации, неправильную их настройку или не использование, несмотря на их наличие;

— отсутствие аттестации у государственной информационной системы;

— некорректно составленную модель угроз и нарушителей;

— отсутствие нормативной документации и формуляров;

— игнорирование факта проведения запланированных мероприятий по защите информации;

— низкий уровень физической защиты технических средств.

Штрафы

Согласно статье 13.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическим лицам грозят следующие штрафы:

— 15 000 рублей за нарушение требований по защите информации, установленных законами и другими нормативными актами (кроме информации, которая составляет государственную тайну);

— 25 000 рублей за использование несертифицированных ИС, баз и банков данных или несертифицированных средств защиты информации, если их обязательно необходимо сертифицировать.

Источник

Сертификация и аттестация ФСТЭК: разбираемся, что нужно компаниям по 152-ФЗ

Закон о персональных данных нужно соблюдать всем, кто хранит и обрабатывает данные сотрудников и клиентов. В самом законе нет технических требований к программному обеспечению и IT-системам — технические требования устанавливают приказы ФСТЭК. Расскажем, кому и зачем нужны сертификация и аттестация ФСТЭК.

Сертификат и аттестат ФСТЭК

Приказ №21 ФСТЭК России — Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, устанавливает технические требования по защите персональных данных. Он определяет, насколько конкретные программы и IT-системы соответствуют 152-ФЗ.

Для подтверждения соответствия у ФСТЭК есть два документа: сертификат и аттестат. Давайте разберемся, чем они отличаются, когда выдаются и кому нужны.

Сертификат ФСТЭК: что это такое и для чего нужен

Возьмем компанию — разработчика программного обеспечения, и представим, что она разработала свой антивирус и хочет продавать его организациям, которые работают с персональными данными. Для этого нужно доказать, что этот антивирус безопасен и соответствует требованиям 152-ФЗ.

В России проверку на соответствие 152-ФЗ проводит ФСТЭК. Чтобы доказать безопасность нового антивируса, компании нужно получить на него сертификат ФСТЭК. Для этого нужно обратиться в представительство службы, после чего начинается долгий и сложный процесс сертификации: программу изучают, тестируют, проверяют на уязвимости и наличие недекларируемых возможностей.

Зачем нужна сертификация ФСТЭК

Если антивирус пройдет проверку, компания получит на него сертификат ФСТЭК. И разработчик ПО сможет гарантировать, что его антивирус безопасен и соответствует техническим требования ФСТЭК.

Что проверяет фстэк по персональным данным. Смотреть фото Что проверяет фстэк по персональным данным. Смотреть картинку Что проверяет фстэк по персональным данным. Картинка про Что проверяет фстэк по персональным данным. Фото Что проверяет фстэк по персональным данным

Так выглядит сертификат ФСТЭК

Получается, что сертификат соответствия ФСТЭК нужно получать, если вы разрабатываете средства защиты, например антивирусные программы, межсетевые экраны и так далее. То есть он нужен только разработчикам ПО, которые хотят подтвердить безопасность своих программ и предлагать их компаниям для защиты персональных данных.

На сайте ФСТЭК есть реестр, в который включены все сертифицированные системы защиты. Любой может зайти и проверить, прошла ли программа сертификацию. Например, сертификат ФСТЭК есть у антивируса от «Лаборатории Касперского».

Кому и зачем нужна аттестация ФСТЭК

Сертификат соответствия по требованиям безопасности информации выдают только на сами средства защиты, например антивирусные системы. Однако кроме средств защиты, ФСТЭК проверяет и IT-системы, в которых хранятся персональные данные: серверы и сети компаний или облачные хранилища. Такая процедура проверки называется не сертификацией, а аттестацией.

Аттестация по требованиям ФСТЭК нужна не всем компаниям. Вы можете не проходить аттестацию, если:

Если вы храните другие персональные данные, например, биометрические — характеризующие биологические и физиологические данные человека и позволяющие по ним установить его личность, то обязаны обеспечивать уже третий уровень защищенности. И систему, в которой вы храните такие данные, нужно аттестовать в органах аттестации ФСТЭК.

Процесс аттестации немного проще, чем процесс сертификации. Для аттестации у ФСТЭК есть четкий порядок и требования, которые нужно соблюсти. Также пройти аттестацию проще, если использовать средства защиты информации с сертификатом ФСТЭК России.

Что проверяет фстэк по персональным данным. Смотреть фото Что проверяет фстэк по персональным данным. Смотреть картинку Что проверяет фстэк по персональным данным. Картинка про Что проверяет фстэк по персональным данным. Фото Что проверяет фстэк по персональным данным

Так выглядит аттестат ФСТЭК

Получается, что для работы любой компании нужен не сертификат, а аттестат ФСТЭК. А сертификаты должны быть у программного обеспечения, которое вы используете, но о сертификации должны позаботиться производители этого ПО.

У облака VK Cloud Solutions (бывш. MCS) есть аттестат безопасности ФСТЭК. В публичном облаке VK можно хранить персональные данные в соответствии с УЗ-2, 3 и 4. Для хранения данных с УЗ-2 и УЗ-1 также есть возможность сертификации, как в формате частного облака, так и на изолированном выделенном гипервизоре в ЦОДе VK. При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

Источник

Как подготовиться к проверке РКН по персональным данным: полное руководство

Что проверяет фстэк по персональным данным. Смотреть фото Что проверяет фстэк по персональным данным. Смотреть картинку Что проверяет фстэк по персональным данным. Картинка про Что проверяет фстэк по персональным данным. Фото Что проверяет фстэк по персональным данным

О нас

Доброго времени суток, Хабр! Мы компания «Информационный центр». Наше основное направление – информационная безопасность (она же – ИБ). В ИБ мы занимаемся практически всем: аудитом, проектированием систем защиты, аттестацией, комплаенсом, пентестами, есть свой SOC, даже с гостайной работаем. Поскольку мы базируемся во Владивостоке, изначально мы работали больше в Приморском крае и в дальневосточных регионах страны, но в последнее время география наших проектов все дальше раздвигает немыслимые нами в момент основания границы.

В первой своей статье мы хотели бы рассмотреть такую сторону ИБ, как комплаенс (англ. complience – соблюдение, соответствие). И поговорим мы о том, что нужно сделать, чтобы полностью соответствовать российскому законодательству о персональных данных.

Чего там нового в законодательстве?

По теме проверок по защите персональных данных было написано немало статей и многие из них вышли раньше 2015 года. Чтобы как-то въехать в настоящие реалии, в первую очередь необходимо проанализировать, что же поменялось за последние годы в законодательстве.

242-ФЗ

Сначала давайте вспомним небезызвестный 242-ФЗ. В 2015 году он наделал много шуму в связи с необходимостью локализации персональных данных граждан РФ на территории РФ. Спустя четыре года единственным крупным пострадавшим от этого закона является социальная сеть Linkedin.

Но была в 242-ФЗ и другая сторона, не растиражированная так активно в СМИ.

В 242-ФЗ были очень важные в контексте проводимых РКН проверок по персональным данным изменения: на деятельность Роскомнадзора в сфере защиты прав субъектов персональных данных с 1 сентября 2015 года не распространяется федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Что это значит? Для операторов персональных данных, как можно догадаться, – ничего хорошего. Теперь, как уже показала практика, — сильно уменьшилось количество плановых проверок и соразмерно увеличилось количество внеплановых. Об этом говорят и планы проверок Роскомнадзора, опубликованные в конце 2015 года (и в последующих годах) на сайте ведомства. Плановых проверок по персональным данным там — раз, два и обчелся, в отличие от предыдущих годов.

Основная проблема внеплановых проверок в том, что о них нельзя узнать с хорошим временным запасом и, как следствие, — нельзя как можно лучше подготовиться. Например, раньше, когда публиковался план проверок, каждый мог скачать его и узнать, находится ли организация в нем или нет. И врасплох можно было застать только те немногие организации, дата проверки у которых значилась январем-февралем. Остальные имели возможность нормально подготовиться, даже если до этого момента в организации по защите персональных данных совсем ничего не делалось. Сейчас лучше, конечно же, быть готовым к проверке Роскомнадзора по персональным данным в любой момент, то есть всегда держать наготове актуальный комплект документации по защите персональных данных.

13.11 КоАП РФ

Другое важное законодательное изменение это изменение статьи 13.11 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных». Эти изменения полностью преобразовали наказание за нарушение законодательства в сфере защиты персональных данных. Ранее статья 13.11 не разбивалась на части, и максимальный штраф был предусмотрен в размере 10 тысяч рублей для юридических лиц. Сейчас же здесь имеется 7 частей (да еще и планируется расширение), по одной из которых (нарушение правил обработки специальных категорий персональных данных) предусмотрен максимальный штраф для юридических лиц – 75 000 рублей. К тому же, при выявлении проверяющими разных нарушений – наказания по разным частям статьи КоАП теоретически могут складываться. Почему «теоретически»? Раньше на сайтах региональных управлений РКН в разделе «Новости» постоянно публиковались новости о том, что регулятор проверил условно 3 организации на выполнение законодательства о персональных данных, у организации №1 все хорошо, организацию №2 оштрафовали на 3 тысячи рублей, организацию №3 оштрафовали на 5 тысяч рублей. Можно было собрать такие новости в кучу за год и подбить некоторую статистику по штрафам. Сейчас же таких новостей нет. Если у кого-то имеются данные по штрафам за нарушение 152-ФЗ после изменений в 13.11 КоАП РФ, то можете поделиться такой информацией в комментариях.

Здесь стоит сразу отметить, что в первоначальном тексте законопроекта по изменению статьи 13.11 КоАП РФ изначально фигурировали более значительные суммы штрафов, например, там где в итоге максимальный штраф был установлен в 75 000 рублей, изначально планировалось наказывать аж на 300 000 рублей. Солидно, но до сумм за нарушение GDPR все равно далеко. Но, несмотря на то, что суммы штрафов в итоге сильно уменьшились, к сожалению, некоторые продавцы услуг по защите персональных данных до сих пор пытаются запугать цифрой «300 000». Будьте бдительны.

Итак, мы убедились, что возросшая вероятность внеплановой проверки и многократно возросшие штрафы за нарушение 152-ФЗ неплохо так стимулируют быть готовыми к проверке в любой момент. Давайте же разбираться, что нам нужно для этого сделать.

Виды проверок

Прежде чем мы перейдем к непосредственным шагам по подготовке к проверкам, давайте посмотрим, какие виды проверок бывают и как проходит типичная проверка.

В целом, проверки можно разделить на 2 вида: документарные и выездные.

Документарные проверки

Документарная проверка чаще всего начинается с того, что в организацию приходит письмо из местного управления РКН с каким-либо требованием. Если в вашей организации, например, не подавали уведомление о её внесении в реестр операторов персональных данных, то вам могут напомнить, о том, что неплохо бы это уведомление все-таки подать. Закон ведь требует. Или обосновать, почему ваша организация может обрабатывать персональные данные без уведомления (в 152-ФЗ предусмотрен ряд исключений). Если уведомление ваша организация всё же подавала, то вам могут напомнить о том, что в реестре время от времени появляются новые поля и их тоже необходимо заполнять. Например, необходимо указать местонахождение ЦОДа и то, является ли он арендуемым или собственным. И да, база данных 1С на компьютере главбуха в понимании Роскомнадзора это ЦОД.

Вас также могут попросить прислать по почте копии документов, регламентирующих защиту персональных данных в организации — приказы, инструкции, модель угроз и вот это все.

Итак, вы получили такое письмо от Роскомнадзора, что делать?

На самом деле тут проще сказать чего категорически не следует делать — игнорировать эти письма. К сожалению, на практике многие поступают именно так. Кто-то забывает ответить, кто-то не знает, что писать в ответ и не отвечает, а кто-то надеется, что про них забудут и все спустится само собой на тормозах. Нет, не забудут, не в этом случае.

Может у каких-то ведомств и распространена такая практика — написать письмо в организацию «для галочки» и забыть, но только не у РКН. Поэтому отвечать желательно в установленный в письме срок, иначе организация будет наказана по статье 19.7 КоАП РФ «Непредставление или несвоевременное представление сведений информации в государственный орган». Можно зайти на сайт своего регионального управления Роскомнадзора (%номер _региона%.rkn.gov.ru) в раздел «Новости». В 2016 году добрая половина новостей была посвящена привлечению юридических лиц к ответственности по той самой статье КоАП РФ. Причем в каждой новости могло фигурировать до 10-15 организаций. Сейчас такие новости тоже есть, но меньше, связано это, скорее всего с тем, что сам РКН стал менее активно рассылать «письма счастья».

Штраф по 19.7 КоАП РФ небольшой — 3-5 тысяч рублей, но тут нужно помнить, что после того как вы заплатите штраф, затребованные в изначальном письме сведения все равно придется предоставить.

Что проверяет фстэк по персональным данным. Смотреть фото Что проверяет фстэк по персональным данным. Смотреть картинку Что проверяет фстэк по персональным данным. Картинка про Что проверяет фстэк по персональным данным. Фото Что проверяет фстэк по персональным данным

Если по содержанию присланного вам письма что-то непонятно, то в конце обычно указан исполнитель письма и его контактные данные. Всегда можно позвонить и уточнить, что же регулятор все-таки от вас хочет.

Про документарные проверки, пожалуй, добавить нечего, перейдем к выездным.

Выездные проверки

Из самого названия уже становится ясно, что проверяющие как минимум два-три раза окажутся на вашей территории. По нашему опыту можем сказать, что процесс проверки выглядит примерно так:

Во-первых, ни в коем случае не нужно идти с проверяющими на конфликт и как-либо препятствовать проведению проверки («терять» ключ от кабинета с документами и тому подобные уловки). Да, проверяющие тоже могут ошибаться. Яркий пример такой ошибки, связанной с чрезмерным увлечением запретами всего и вся случилась у нас в Приморском крае в 2015-2016 годах. Синдром вахтера никто не отменял, и в процессе проверки могут предъявляться совершенно противоправные и необоснованные требования. Но это никак не отменяет простых правил человеческого общения. Если вы с чем-то не согласны, выскажите это спокойно, попросите ссылку на законодательство, чем обусловлено сомнительное требование.

Во-вторых, неважно какие претензии будут высказаны проверяющими во время проверки, важно только то, что будет написано в акте по итогам проведенной проверки. Приведу простой пример, на одной из проверок представители РКН утверждали, что необходимо разделять информационные системы персональных данных «Бухгалтерия» и «Кадры» и в документах соответственно их описывать раздельно. Требование совершенно ничем не подкреплено законодательно, а само определение ИСПДн из 152-ФЗ не запрещает объединять информационные системы и описывать их так, как мы этого сами захотим. Мы можем в лечебном учреждении объединить документально систему с медицинскими данными с теми же кадробухами, и сказать, что это у нас одна ИСПДн. Правда в этом случае нужно помнить, что вероятно кадробухов придется защищать по более высокому уровню защищенности персональных данных, который будет определен для части информационной системы с медициной. Но вот бухгалтерию отделять от кадров и для каждой системы отдельно плодить горы приказов, инструкций и моделей угроз даже с точки зрения здравого смысла совсем не правильно. Так вот, главное в этой истории то, что в акте по итогам проверки было написано «нарушений законодательства не было выявлено». И это перечеркивает все словесные неправомерные замечания проверяющих.

В-третьих, обязательно необходимо проинструктировать всех своих сотрудников, участвующих в обработке каких-либо персональных данных что можно, а что нельзя делать и говорить во время проверки. Например, можно обрабатывать ПДн в соответствии с инструкциями и правилами, но нельзя разбрасывать на рабочем столе копии паспортов сотрудников.

Уведомление оператора персональных данных

Первое место по рейтингу причин, по которым выдаются предписания о нарушении законодательства, по итогам проверок занимает указание неполных или несоответствующих действительности сведений в уведомлении оператора персональных данных на портале персональных данных или отсутствие такого уведомления. А значит первое, что нам нужно сделать — выяснить, попадает ли наш случай обработки персональных данных под случаи, в которых оператор может не подавать уведомление в Роскомнадзор. Такие исключения перечислены в разделе 2 статьи 22 федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных». Все пункты перечислять не будем, так как там есть и весьма экзотические, но вот наиболее применимые из них для большинства организаций:

Как проверить наличие уведомления в реестре и что делать дальше

Далее, не зависимо от того, какой результат мы получили на предыдущем этапе, нужно проверить, есть ли запись о вашей организации в реестре операторов персональных данных. Здесь легко можно найти запись в реестре по названию или ИНН организации.

Дальше ваши действия должны выглядеть примерно следующим образом.

Если организация попадает под исключения и уведомления нет — отлично, так и должно быть! Ничего не делаем.

Если организация попадает под исключения, но уведомление есть в реестре. Что ж, возможно кто-то несколько лет назад, например, по указанию уже ушедшего на пенсию руководителя, направил это уведомление. Но это можно исправить. Предусмотрена процедура по исключению организаций из реестра операторов ПДн. Для этого нужно просто написать письмо в территориальное управление Роскомнадзора с указанием номера уведомления и описанием причин, почему ваша организация не обязана находиться в реестре операторов персональных данных. Затем в том же письме просим удалить соответствующую запись из реестра. Ждем 30 дней. Проверяем. Если запись осталась в реестре, созваниваемся с Роскомнадзором и уточняем получено ли и отработано ли ваше письмо.

Если организация не попадает под исключения, но уведомления в реестре нет — срочно идем заполнять уведомление! Почему срочно? Да потому что по закону уведомление необходимо заполнять до начала обработки персональных данных, если такая обработка не попадает под все те же исключения из 22 статьи закона №152-ФЗ «О персональных данных». О том, как правильно и грамотно заполнить уведомление с нуля или прокачать уже существующее планируется одна из следующих статей.

Ну и последний вариант: организация не попадает под исключения, но уведомление в реестре есть. Хотел бы я тут написать, как и в первом случае, что ничего не нужно делать, но нет. Не зря я выше сказал, что помимо отсутствия уведомления как такового, одной из частых причин предписания по итогам проверки и выписывания штрафа по статье 13.11 КоАП РФ является несоответствие данных в уведомлении тому, что происходит на самом деле. Например, указаны не все категории обрабатываемых персональных данных или не указаны меры по обеспечению безопасности ПДн. Причин такому несоответствию может быть много, но вот две основные:

После заполнения формы о внесении изменений (или первичного уведомления) необходимо распечатать получившийся на выходе документ, подписать, поставить печать (если есть) и отправить аналоговым письмом в территориальное управление Роскомнадзора. Только на основании бумажного письма будет внесена запись в реестр или внесены изменения в уже существующую запись.

Документация к проверке

Хотелось оставить этот торжественный момент на конец статьи. Но что уж там, раз уже перешли к разговору о комплекте необходимой документации, то вот ссылка на наш комплект шаблонов. В архиве 4 папки и шаблон «Модели угроз». Здесь мы будем говорить только о документах из папок «Общее» и «ПДн». «Общее» — это документы, которые могут применяться плюс-минус для любых информационных систем, а «ПДн» это чисто роскомнадзоровская часть. Полное описание состава документов в архиве можно посмотреть у нас на сайте.

Статья получилась итак достаточно объемная, поэтому разбирать из каких конкретно требований появился тот или иной документ (или раздел документа) здесь не будем. Это тема для отдельной статьи. Давайте пройдемся по общим моментам.

Состав документов

Итак, первым делом перед специалистом, которому поручили подготовиться к грядущей проверке встает вопрос – а какие вообще документы нужны. Специалист обращается к законодательству и… Не находит практически ничего полезного. Ну не то чтобы прям совсем ничего. Да, наверное, специалист наткнется на постановление Правительства РФ от 21.02.2012 №211 и скажет: «Вот, вы были не правы, вот, есть же список документов!». Да, есть. Только специалиста здесь ждет своего рода ловушка. Если обзавестись только документами из этого списка, организация получит предписание по итогам проверки, потому что список не перекрывает и малой части требований законодательства. Плюс в списке встречаются такие несуразности как, например, необходимость отдельно утверждать перечень ИСПДн. Зачем для этого делать отдельный документ, когда можно перечислить ИСПДн в «Положении об обработке и защите ИСПДн» или в «Политике информационной безопасности» — непонятно. Ну и наконец, постановление №211 относится только к государственным и муниципальным органам, поэтому к большинству операторов ПДн – не применимо. И, кстати, в нашем наборе документов по постановлению 211 нет, так как большинство вопросов итак учтены в других документах.

Хорошо, давайте посмотрим, что там у нас есть еще в законодательстве.

В федеральном законе «О персональных данных» напрямую говорится только о необходимости разработки «Модели угроз безопасности» (хотя «напрямую» тоже не совсем верно сказано, в законе написано, что нужно определять угрозы безопасности ПДн) и о публикации «Политики в отношении обработки персональных данных».

О процессе разработки Модели угроз мы, возможно, также подробнее напишем в одной из последующих статей.

Все остальное описано неоднозначно, примерно в таком духе:

Оператор обязан принимать меры… К таким мерам могут, в частности, относиться:

1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;

4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;

И так далее. Поскольку прямого указания выпускать тот или иной документ нет, читать и понимать 152-ФЗ следует именно так: если написано про осуществление внутреннего контроля, то для выполнения этого требования должны быть разработаны документы, определяющие план, порядок такого контроля, а также некие акты или журналы, в которых отражены результаты контроля. Проверяющих не устроит рассказ о том, что вы выполнили требование по назначению ответственного за организацию обработки персональных данных просто устно обозначив такую ответственность одному из сотрудников. Должен быть документ! В этом конкретном случае — приказ о назначении такого ответственного.

Если есть ответственный, то ему полагается инструкция – за что он отвечает, и какие у него есть права и полномочия. Часто такую инструкцию называют «должностной», что на наш взгляд в большинстве случаев не совсем правильно. Ведь «ответственный за организацию обработки персональных данных» это, как правило, не отдельная должность, а лишь дополнительная обязанность, которая возлагается на того или иного сотрудника.

В общем и целом нам необходимо досконально изучить законодательство по защите персональных данных, выискивая намеки на необходимость наличия различных документов. При этом можно написать одно «Положение об обработке и защите персональных данных», а можно сделать отдельно «Положение об обработке. » и «Положение о защите. ». Здесь уже как кому больше нравится.

Содержание документов

Хорошо, с составом документов понятно, а что там с содержанием? А с этим еще хуже. Есть редкие рекомендации регуляторов, как например здесь, но это скорее исключения. В целом здесь можно дать такие общие рекомендации:

Заключение

Давайте подытожим, что нам нужно сделать, чтобы подготовиться к проверке РКН по вопросам выполнения законодательства в сфере защиты персональных данных и успешно ее пройти.

А еще у нас есть учебный центр! Ближайшие курсы состоятся 20 мая и 22 мая по продуктам FortiGate. С полным списком учебных курсов можно ознакомиться здесь. Да, мы находимся во Владивостоке, но у нас есть большой опыт организации выездных курсов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *