Что проверяет госстандарт рб
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь
Выполнение рекомендаций при мониторингах не влечет применения мер ответственности к субъектам хозяйствования
опубликовано 19.04.2019 18:45
Выполнение рекомендаций, выданных при мониторингах продукции на соответствие обязательным требованиям и заявленным свойствам, не влечет применения мер административной ответственности к субъектам хозяйствования.
В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предусматривается установление к обращаемой на рынке стран – членов продукции единых обязательных требований и процедур ее допуска в технических регламентах. Если эти требования выполнены и подтверждены едиными сертификатами или декларациями, то такой товар может беспрепятственно размещаться на рынке любой из стран ЕАЭС без предъявления каких-либо дополнительных требований.
Данный подход реализуется и в нашей республике.
Вместе с тем государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС на рынке страны показывает, что не всегда предъявляемые субъектом хозяйствования сертификаты или декларации выданы обоснованно и (или) имеют отношение к реализуемой им продукции. Так, за 2018 – 2019 годы только на продукцию легкой промышленности, товары для детей и игрушки было выдано 80 предписаний о запрете ввоза и обращения 155 наименований опасной продукции. Прекращено действие на территории страны 107 документов об оценке соответствия (95 сертификатов соответствия; 12 деклараций о соответствии) на данные товары. Сведения об этом вносятся в соответствующие реестры, размещенные в открытом доступе на сайте Госстандарта.
Информацию о принимаемых запретительных мерах Госстандарт направляет в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Росаккредитацию (для принятия мер в соответствии с компетенцией) и в Евразийскую экономическую комиссию.
Следует отметить, что Росаккредитацией сейчас уже прекращено (приостановлено) действие аттестатов аккредитации 15 органов по сертификации, неоднократно выдававших сертификаты соответствия, отмененные на территории нашей республики (ООО «Гарант Плюс», ООО «Сертификация продукции «Стандарт-тест», ООО «Сертификация и экспертиза» и т.д.). Работа в данном направлении продолжается.
Одновременно следует подчеркнуть, что Госстандарт осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов и стандартов в соответствии с действующим в стране законодательством. В частности, Указами Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и от 9 февраля 2015 года № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».
При этом первоочередным является проведение надзорных мероприятий профилактического и разъяснительного характера в форме мониторингов. В настоящее время они составляют 96 % в общем количестве всех проводимых инспекциями Госстандарта контрольно-надзорных мероприятий.
В ходе мониторинга проводится наблюдение, анализ, визуальный осмотр с целью оперативной оценки на предмет соответствия требованиям законодательства. Отбор образцов продукции для испытаний не осуществляется. По результатам мониторинга субъект хозяйствования получает рекомендации по устранению выявленных нарушений в определенный срок. Если выявляется опасный товар, то выдается предписание о запрете его реализации. О выполнении этих мер субъект хозяйствования должен проинформировать надзорный орган.
В том случае, когда рекомендации и предписания не выполнены, может быть назначена внеплановая проверка с проведением предусмотренных этой формой действий и применением установленной законодательством ответственности в судебном порядке.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 года № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (п. 12.2), которым внесены изменения в Указ № 510, внеплановая проверка может быть также назначена при наличии у надзорного органа информации, в том числе полученной от правоохранительного, иного государственного органа, иностранного государства, другой организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц.
В деятельности надзорных органов применяется риск-ориентированный подход. Даже под мониторинги попадает не любой товар, а только тот, который уже наверняка имеет те или иные несоответствия, был предварительно изучен инспектором, проанализирована имеющаяся надзорная практика.
Так, по результатам внеплановой проверки, проведенной Витебской областной инспекцией Госстандарта у индивидуального предпринимателя в г. Полоцке, было установлено, что реализуемая им продукция 9 наименований не соответствовала требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011).
Высота каблука в туфлях дошкольных для девочек превышала норму от 1,5 до 3,4 раз.
В детской обуви была применена подкладка из текстильных волокон, в которой доля химических волокон составила от 50 % до 100 % вместо допустимых 20 %; материалом подкладки туфель являлась кожа ненатуральная, что не допускается.
Гигроскопичность детских платья и жилета была 1 – 1,4 % при норме не менее 9 %.
Все это показатели безопасности, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью ребенка.
На основании этого предпринимателю был выдан запрет на реализацию не соответствующей требованиям продукции. Однако вопреки этому, опасная продукция предлагалась данным предпринимателем к реализации в Интернет-магазине (www.detiki.by).
По результатам проверки за выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза, индивидуальный предприниматель был привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.23.12 Кодекса Республики Беларусь об административных нарушениях; за нарушение запрета на реализацию продукции – по ст. 23.67.
О том, насколько «массовыми» являются проверки, можно судить по следующим цифрам. В 1 квартале 2019 года Витебской областной инспекцией Госстандарта у индивидуальных предпринимателей проведено 7 проверок и 133 мониторинга, что составляет 1,5 % от числа зарегистрированных в Витебской области индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров народного потребления.
По результатам надзорных мероприятий у индивидуальных предпринимателей составлено 46 протоколов об административных правонарушениях. Причем более половины из них (27, почти 60 %) были составлены по нарушениям в ходе повторных мониторингов – то есть индивидуальные предприниматели избежали бы наказания, если бы были выполнены рекомендации и предписания при первичных мониторингах.
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь
Правовое регулирование
опубликовано 04.10.2019 15:52
Согласно статье 25 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя на предмет соответствия объектов оценки соответствия техническим требованиям:
– технических кодексов установившейся практики
– государственных стандартов Республики Беларусь
– межгосударственных и других региональных стандартов
– иных документов в области технического нормирования и стандартизации, не являющихся техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь
– гражданско-правовых договоров, в том числе внешнеторговых.
При добровольной сертификации заявитель самостоятельно выбирает технические требования, на соответствие которым она проводится, и определяет номенклатуру контролируемых показателей. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации на этот объект оценки соответствия.
В общем случае процедура сертификации продукции включает в себя:
– подачу заявки и технической документации в орган по сертификации (заявитель);
– производственный контроль (заявитель);
– анализ технической документации (орган по сертификации);
– идентификацию продукции (орган по сертификации);
– отбор образцов для испытаний, организацию испытаний продукции (орган по сертификации);
– испытания продукции (испытательная лаборатория (центр));
– анализ состояния производства (орган по сертификации);
– выдачу сертификата соответствия (орган по сертификации);
– маркировку продукции знаком «СТБ» (заявитель).
Конкретные процедуры и иные вопросы подтверждения соответствия техническим требованиям регламентированы Правилами подтверждения соответствия, утвержденными постановлением Госстандарта от 25 июля 2017 г. № 61.
Работы по сертификации осуществляют аккредитованные органы по сертификации, включенные реестр Национальной системы аккредитации Республики Беларусь.
Срок проведения сертификации продукции законодательством Республики Беларусь не регламентирован. В общем случае он зависит от ряда факторов:
– наличия (отсутствия) у заявителя на сертификацию продукции всего комплекта документов, прилагаемых к заявке на сертификацию;
– необходимости проведения отбора образцов продукции для испытаний, анализа состояния производства, испытаний продукции (в зависимости от схемы сертификации продукции);
– срока проведения испытаний в испытательной лаборатории (центре), который зависит от вида продукции и показателей, по которым проводятся испытания.
Таким образом, срок проведения сертификации может варьироваться в зависимости от конкретного вида продукции.
Стандартизация и сертификация в Беларуси: основные правила и актуальные процедуры
Система стандартизации и сертификации Беларуси — государственный институт, в функции которого входит упорядочивание правил, создание норм и контроль за их соблюдением в различных сферах деятельности. Для осуществления всех задач созданы отдельные структуры и ведомства, а также работают уполномоченные организации на основании полученных разрешительных документов (лицензии, аккредитации и т. д.).
Сертификация как часть стандартизации
Сертификация подразумевает подтверждение соответствия объекта установленным нормам и правилам. Эта процедура позволяет получить официальные документы в различных сферах для их дальнейшего использования в осуществлении деятельности предприятия. Например, в Беларуси сегодня актуальна сертификация продукции или системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001:2015
Если рассматривать сертификацию в качестве процедуры, то она состоит из нескольких этапов. Среди них обязательный анализ характеристик объекта для его идентификации, будь то товар или система менеджмента. Без этого этапа сложно установить требования действующих нормативных и регламентирующих актов. Далее проверяется соответствие установленным параметрам для идентифицированного объекта различными способами (от аудитов деятельности до лабораторных испытаний). На заключительном этапе уполномоченные организации подтверждают либо опровергают то, что объект соответствует стандартным требованиям.
После успешного прохождения процедуры заявитель получает сертификат или подобный документ (декларация). В зависимости от его назначения производят дальнейшие действия: подают документ в таможенные органы, в составе пакета для тендеров и т. п.
Актуальные виды сертификации
Несмотря на то, что в законодательстве сертификация (подтверждение соответствия) определяется добровольной процедурой, без нее будут закрыты некоторые пути. Поэтому пройти ее должны многие организации, государственные учреждения, индивидуальные предприниматели. Все виды сертификации перечислить очень сложно, но можно выделить важные для Беларуси:
Существует еще масса более узкоспециализированных видов процедур, результатом которых являются: сертификаты Халяль, Хлебной инспекции, происхождения продукции. Однако одним из самых актуальных и массовых видов остается подтверждение соответствия товаров, работ и услуг. Особо выделена сертификация в сфере строительства, потому что без нее невозможно, к примеру, утвердить проект или продавать материалы.
Системы сертификации и стандартизации в Беларуси и Таможенном союзе
Беларусь является членом Таможенного союза (ЕАЭС), поэтому на территории государства действуют дополнительные правила сертификации продукции. Чтобы распространять товар только на территории республики, нужно обращаться к Национальной системе с ее регламентами и нормативно-правовыми актами. Для осуществления экспорта и продаж во всех странах-участницах союза нужно получить сертификат или декларацию по техническим регламентам ТС.
Важно: Сертификаты в РБ не действуют в остальных странах Таможенного союза. Аналогично с документами о соответствии продукции других Национальных систем.
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь
Вопрос-ответ
опубликовано 16.04.2021 14:04
Вниманию посетителей рубрики «Вопрос-ответ»
Обращаем ваше внимание, что консультирование заявителей осуществляется по телефонам Инфолинии с 9.00 до 10.30 по вторникам и четвергам.
Для отправки электронного обращения воспользуйтесь соответствующей рубрикой
Рубрика «Вопрос – ответ» является дополнительным способом предоставления информации юридическим и физическим лицам по вопросам, возникающим в их практической деятельности и относящимся к компетенции Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Ответы на поступающие в рубрику вопросы носят информационный характер и размещаются на сайте в соответствующих разделах либо могут быть направлены конкретному заявителю по электронной почте.
Обращаем ваше внимание, что для получения разъяснений по вопросам применения технических регламентов Республики Беларусь (ТР BY) следует обращаться в организации, которым предоставлено данное право. Ознакомиться с соответствующим перечнем можно здесь.
В отношении технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС) правом их официального толкования наделена Евразийская экономическая комиссия. В этой связи для получения официального ответа рекомендуем вам направлять свои вопросы в этот постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС.
Вы также можете обратиться в республиканские органы государственного управления, ответственные по принятым техническим регламентам Таможенного союза (ЕАЭС), или в уполномоченные ими организации. Предоставленные ими ответы будут носить информационный характер.
Вопросы, не относящиеся к компетенции Госстандарта, к рассмотрению не принимаются.
Поисковый механизм рубрики позволяет осуществить просмотр ответов по ключевому слову и дате их размещения
Поиск
Категории
Задать вопрос
Сейфы не подпадают по действие технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза) и Республики Беларусь, а также не включены в Перечень, и, таким образом, в настоящее время не подлежат обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.
ГОСТ 21.203-78 «Система проектной документации для строительства. Правила учета и хранения подлинников проектной документации» действует на территории Республики Беларусь.
Дополнительно информируем, что актуальная информация о технических нормативных правовых актах, действующих на территории Республики Беларусь, размещена на сайте Национального фонда технических нормативных правовых актов ( www.tnpa.by).
На вышеуказанном сайте Вы можете самостоятельно осуществить поиск необходимой информации по интересующей Вас теме с помощью контекстного поиска на главной странице сайта, а также тематического поиска в разделе «Документы/Технические нормативные правовые акты (ТНПА)/Тематический поиск (МКС)».
ГОСТ 31778-2012 «Мясо. Разделка свинины на отрубы. Технические условия» не действует на территории Республики Беларусь.
Дополнительно информируем, что актуальная информация о технических нормативных правовых актах, действующих на территории Республики Беларусь, размещена на сайте Национального фонда технических нормативных правовых актов ( www.tnpa.by).
На вышеуказанном сайте Вы можете самостоятельно осуществить поиск необходимой информации по интересующей Вас теме с помощью контекстного поиска на главной странице сайта, а также тематического поиска в разделе «Документы/Технические нормативные правовые акты (ТНПА)/Тематический поиск (МКС)».
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – Союз) от 29.05.2014 г. продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза. Данная норма предусмотрена техническими регламентами Союза (Таможенного союза), указанными в вопросе (статья 8 технических регламентов).
Требования к маркировке и эксплуатационным документам установлены в статье 5 указанных технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), согласно которой обязательное требование в части указания номера или перечня сертификатов соответствия не установлено.
Календари настольные, стикеры-наклейки виниловые, не предназначенные для детей и подростков, в настоящее время не подпадают под действие вступивших в действие технических регламентов Республики Беларусь и Таможенного союза (Евразийского экономического союза), а также не включены в Перечень и, таким образом, не подлежат обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.
Разъяснительное письмо предоставляется по требованию заказчика.
В Республике Беларусь с 01.12.2015 г. введен в действие государственный стандарт СТБ 17.13.05-36-2015 «Охрана окружающей среды и природопользование. Аналитический (лабораторный) контроль и мониторинг. Качество почвы. Методы определения удельной электрической проводимости, рН и сухого остатка водной почвенной вытяжки», устанавливающий метод определения удельной электрической проводимости водной вытяжки из почвы, с отменой на территории республики ГОСТ 26423-85 «Почвы. Методы определения удельной электрической проводимости, рН и плотного остатка водной вытяжки».
Отношения в области оценки соответствия регулируются Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» (далее – Закон) и иными актами законодательства, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее – Союз).
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона обязательное подтверждение соответствия проводится на предмет соответствия объектов оценки соответствия техническим требованиям технических регламентов Республики Беларусь или технических регламентов Союза (Таможенного союза) либо техническим требованиям, содержащимся в нормативных правовых актах Президента Республики Беларусь или иных правовых актах в соответствии с определенным им порядком, предусматривающих введение обязательного подтверждения соответствия в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования. При этом обязательное подтверждение соответствия проводится в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Закона, изготовитель или уполномоченное изготовителем лицо либо продавец (поставщик) вправе вместо декларирования соответствия продукции выбрать проведение сертификации этой продукции, если такая возможность предусмотрена техническим регламентом Республики Беларусь, либо нормативным правовым актом Президента Республики Беларусь или иным правовым актом в соответствии с определенным им порядком, предусматривающим введение обязательного подтверждения соответствия в связи с необходимостью принятия мер государственного регулирования, либо техническим регламентом Союза (Таможенного союза). В этом случае декларирование соответствия заменяется обязательной сертификацией.
Одежда верхняя второго и третьего слоев для женщин, а также изделия бельевые и корсетные, в том числе для беременных, попадают под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011). Форма подтверждения соответствия – декларирование соответствия либо сертификация.
Одежда и изделия, которые вы планируете закупать на территории Российской Федерации, должны сопровождаться документами о соответствии требованиям ТР ТС 017/2011. Поставщик должен предоставить вам вместе с продукцией заверенные им копии документов о соответствии.
При отсутствии указанных выше документов, Вам необходимо проводить подтверждение соответствия одежды и изделий для женщин при их реализации на территории Республики Беларусь, в том числе через интернет-магазин.
Сейфы не подпадают по действие технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза) и Республики Беларусь, а также не включены в Перечень, и, таким образом, в настоящее время не подлежат обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.
ГОСТ 21.203-78 «Система проектной документации для строительства. Правила учета и хранения подлинников проектной документации» действует на территории Республики Беларусь.
Дополнительно информируем, что актуальная информация о технических нормативных правовых актах, действующих на территории Республики Беларусь, размещена на сайте Национального фонда технических нормативных правовых актов ( www.tnpa.by).
На вышеуказанном сайте Вы можете самостоятельно осуществить поиск необходимой информации по интересующей Вас теме с помощью контекстного поиска на главной странице сайта, а также тематического поиска в разделе «Документы/Технические нормативные правовые акты (ТНПА)/Тематический поиск (МКС)».
ГОСТ 31778-2012 «Мясо. Разделка свинины на отрубы. Технические условия» не действует на территории Республики Беларусь.
Дополнительно информируем, что актуальная информация о технических нормативных правовых актах, действующих на территории Республики Беларусь, размещена на сайте Национального фонда технических нормативных правовых актов ( www.tnpa.by).
На вышеуказанном сайте Вы можете самостоятельно осуществить поиск необходимой информации по интересующей Вас теме с помощью контекстного поиска на главной странице сайта, а также тематического поиска в разделе «Документы/Технические нормативные правовые акты (ТНПА)/Тематический поиск (МКС)».
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – Союз) от 29.05.2014 г. продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза. Данная норма предусмотрена техническими регламентами Союза (Таможенного союза), указанными в вопросе (статья 8 технических регламентов).
Требования к маркировке и эксплуатационным документам установлены в статье 5 указанных технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), согласно которой обязательное требование в части указания номера или перечня сертификатов соответствия не установлено.
Календари настольные, стикеры-наклейки виниловые, не предназначенные для детей и подростков, в настоящее время не подпадают под действие вступивших в действие технических регламентов Республики Беларусь и Таможенного союза (Евразийского экономического союза), а также не включены в Перечень и, таким образом, не подлежат обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.
Разъяснительное письмо предоставляется по требованию заказчика.
В Республике Беларусь с 01.12.2015 г. введен в действие государственный стандарт СТБ 17.13.05-36-2015 «Охрана окружающей среды и природопользование. Аналитический (лабораторный) контроль и мониторинг. Качество почвы. Методы определения удельной электрической проводимости, рН и сухого остатка водной почвенной вытяжки», устанавливающий метод определения удельной электрической проводимости водной вытяжки из почвы, с отменой на территории республики ГОСТ 26423-85 «Почвы. Методы определения удельной электрической проводимости, рН и плотного остатка водной вытяжки».
Отношения в области оценки соответствия регулируются Законом Республики Беларусь от 24.10.2016 г. № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» (далее – Закон) и иными актами законодательства, международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее – Союз).
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона обязательное подтверждение соответствия проводится на предмет соответствия объектов оценки соответствия техническим требованиям технических регламентов Республики Беларусь или технических регламентов Союза (Таможенного союза) либо техническим требованиям, содержащимся в нормативных правовых актах Президента Республики Беларусь или иных правовых актах в соответствии с определенным им порядком, предусматривающих введение обязательного подтверждения соответствия в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования. При этом обязательное подтверждение соответствия проводится в форме обязательной сертификации или декларирования соответствия.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Закона, изготовитель или уполномоченное изготовителем лицо либо продавец (поставщик) вправе вместо декларирования соответствия продукции выбрать проведение сертификации этой продукции, если такая возможность предусмотрена техническим регламентом Республики Беларусь, либо нормативным правовым актом Президента Республики Беларусь или иным правовым актом в соответствии с определенным им порядком, предусматривающим введение обязательного подтверждения соответствия в связи с необходимостью принятия мер государственного регулирования, либо техническим регламентом Союза (Таможенного союза). В этом случае декларирование соответствия заменяется обязательной сертификацией.
Одежда верхняя второго и третьего слоев для женщин, а также изделия бельевые и корсетные, в том числе для беременных, попадают под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011). Форма подтверждения соответствия – декларирование соответствия либо сертификация.
Одежда и изделия, которые вы планируете закупать на территории Российской Федерации, должны сопровождаться документами о соответствии требованиям ТР ТС 017/2011. Поставщик должен предоставить вам вместе с продукцией заверенные им копии документов о соответствии.
При отсутствии указанных выше документов, Вам необходимо проводить подтверждение соответствия одежды и изделий для женщин при их реализации на территории Республики Беларусь, в том числе через интернет-магазин.