Что проверяет казначейство в бюджетной организации

Как Казначейство проверяет госзаказчиков

Финансовый контроль — это целый комплекс мероприятий, который позволяет государственным органам проверять правильность и целевую направленность расходования бюджетных средств. Казначейство — это один из ключевых органов финконтроля. Чиновники утвердили стандарт, по которому будут проводиться контрольные мероприятия. Разберемся, кого коснутся проверки, как они будут проходить, и что грозит за нарушения в 2020 году.

Что случилось

Уже 03.10.2018 Министр финансов Силуанов подписал новый Приказ № 203н. Данный норматив — это стандарт осуществления внутреннего финансового контроля органами Федерального казначейства.

Ключевое условие — все виды субсидий предоставляются из федерального бюджета.

Объект проверки — федеральные бюджетники (автономные и бюджетные учреждения), а также распорядители средств федерального бюджета. То есть контролю подвергнутся не только получатели бюджетных денег, но и распорядители средств.

Предметом контрольных мероприятий является соблюдение целей, условий, порядка предоставления, а также использования предоставленных субсидий за счет средств федерального бюджета. К тому же контролеры будут анализировать достижение показателей результативности использования данных бюджетных средств.

Документ вступает в силу с 29.12.2018. Как будут проводиться проверки по-новому, разберем далее.

Подготовительный этап проверки

Как и любое контрольное мероприятие, стандарт предусматривает специальный подготовительный этап. На данном этапе представители Федерального казначейства должны ознакомиться с нормативными и локальными актами, которые устанавливают порядок предоставления и использования бюджетных средств. К таковым документам следует относить:

По результатам проведенного анализа действующих НПА, должен быть сформирован список вопросов, которые подлежит изучить в ходе казначейской проверки федеральных субсидий (ФС). Обратите внимание, что содержание контрольных вопросов зависит от категории объекта проверки. Простыми словами, при определении аспектов проверки следует учитывать, кого планируется проверять: получателя-учреждение или распорядителя-учредителя.

Ключевые вопросы для проведения казначейского финконтроля:

При формировании перечня вопросов необходимо учитывать особенности действующего бюджетного законодательства (ст. 78.1 и 78.2 БК РФ).

Как проходит проверка

Третий раздел Приказа Минфина № 203н определяет детальный алгоритм проведения контрольных мероприятий. В ходе проверки ответственные лица — представители Федерального казначейства — должны изучить, подтвердить и оценить все обозначенные вопросы. Необходимо выявить полное документальное соответствие и правомерность расходования денежных средств.

К примеру, при проведении проверки правильности предоставления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания контролеры должны проанализировать полную цепочку движения денежных средств, а также наличие соответствующих полномочий у объекта проверки. Контролю подвергается не только финансовая, но и учредительная документация. Проверяющие должны убедиться, что:

И это только небольшая часть направлений, которые должны быть выявлены, оценены и подтверждены в ходе проверки. Проверке подвергнется даже правильность составления договоров на поставку товаров, работ и услуг, а также правильность составления бухгалтерской финансовой отчетности учреждением.

В итоге под контроль Федерального казначейства подпадает практически вся жизнедеятельность федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также большая часть деятельности учредителей и распорядителей средств.

Как оформляются итоги мероприятий

По результатам проведенных контрольных мероприятий должен быть подготовлен соответствующий акт (Приказ Казначейства от 29.07.2016 № 12н). Акт проверки должен раскрывать все выявленные нарушения и замечания. Обратите внимание, что факты нарушений должны быть раскрыты в определенном порядке, который определен в 4 разделе Приказа № 203н.

По выявленным проступкам и нарушениям должны быть подготовлены соответствующие документы, которые будут определять алгоритм действий объекта, направленных на исправление ошибок, восстановление ущерба, недостач и устранение правонарушений. Следует учитывать, что реализация результатов проверки может иметь не только рекомендательный характер. Принудительные меры могут быть обозначены в акте, если выявлены значительные правонарушения.

Отметим, что значительные проступки должны быть оформлены соответствующим предписанием и направлены в установленном порядке объекту контроля. Обратите внимание, что предписаниями оформляются те ошибки, которые должны быть исправлены подконтрольными учреждениями. Нарушения, которые не полежат исправлению, оформляют представлением.

Как накажут за нарушения

За выявленные нарушения предусмотрены наказания и штрафные санкции, в зависимости от вида, характера и тяжести правонарушения. Размер штрафных санкций и виды административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства закрепляет КоАП РФ.

Напомним, что еще в середине 2017 года законодатели ужесточили наказания за правонарушения данной категории. Так, за нарушение бюджетного законодательства штрафы варьируются от 10 000 рублей до 50 000 рублей. В отдельных случаях штрафы могут быть увеличены.

Что проверяет казначейство в бюджетной организации

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Источник

Об изменениях в порядке осуществления проверок Федеральным казначейством

С 03.01.2020 вступили в силу поправки, внесенные Постановлением Правительства РФ от 24.12.2019 № 1795 в Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092). Об этих изменениях расскажем в статье.

Полномочия Федерального казначейства.

Напомним, что в силу п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений – контрольная деятельность Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований.

Согласно ст. 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы РФ, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;

контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных БК РФ, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;

контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;

контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу п. 6 Правил № 1092 (в редакции Постановления Правительства РФ № 1795) Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет:

полномочия по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, установленные п. 1 ст. 269.2 БК РФ и ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе[1];

проверки федерального казначейства осуществления органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), контроля за соблюдением Закона о контрактной системе;

контроль за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и предусмотренных в бюджете субъекта РФ и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры;

контроль за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора;

информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности, со Счетной палатой РФ в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве;

назначение (организацию) проведения экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований (с 03.01.2019);

получение необходимого для осуществления внутреннего государственного финансового контроля постоянного доступа к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне (с 03.01.2019).

Объекты контроля.

Постановлением Правительства РФ № 1795 уточнен перечень объектов контроля в финансово-бюджетной сфере, приведенный в п. 7 Правил № 1092. Начиная с 03.01.2020 к таким объектам, в частности, относятся юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся:

юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из федерального бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и (или) государственных контрактов, а также получающими кредиты, обеспеченные государственными гарантиями РФ;

исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и (или) государственных контрактов, которым в соответствии с федеральными законами открыты лицевые счета в Федеральном казначействе.

Отбор контрольных мероприятий при формировании плана.

В силу п. 3 Правил № 1092 деятельность по контролю делится на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения только в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований.

Плановые контрольные мероприятия реализуются в соответствии с планом, который утверждается Федеральным казначейством по согласованию с Минфином. Отбор контрольных мероприятий при формировании плана контрольных мероприятий осуществляется по установленной Федеральным казначейством методике. При этом критерии отбора контрольных мероприятий установлены в п. 25 Правил № 1092. Постановлением Правительства РФ № 1795 из данного пункта исключен критерий, ранее имевший максимальный приоритет. Речь идет о периоде свыше трех лет с момента проведения идентичного контрольного мероприятия.

Проведение проверок.

Как мы уже отмечали, проводимые проверки федерального казначейства бывают выездными и камеральными, а также встречными, проводимыми в рамках выездных и (или) камеральных проверок.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения Федерального казначейства (его территориального органа), в том числе на основании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов, представленных по запросам Федерального казначейства (его территориального органа), а также информации, документов и материалов, полученных в ходе встречных проверок и в результате анализа данных государственных и муниципальных информационных систем. Камеральная проверка осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля информации, документов и материалов, представленных по запросу Федерального казначейства (его территориального органа).

По результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки казначейства руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение:

о направлении или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля;

о проведении внеплановой выездной проверки казначейства (ревизии).

Согласно новой редакции п. 48 Правил № 1092 проведение выездной проверки (ревизии) состоит в осуществлении соответствующих контрольных действий в отношении объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и первичных документов, по месту нахождения объекта контроля и оформлении акта выездной проверки.

Срок проведения контрольных действий по месту нахождения объекта контроля структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства составляет не более 40 рабочих дней, территориальными органами Федерального казначейства – не более 30 рабочих дней.

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение:

о направлении или об отсутствии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля;

о назначении внеплановой выездной проверки (ревизии), в том числе при представлении объектом контроля возражений в письменной форме, а также дополнительных информации, документов и материалов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы, сделанные по результатам выездной проверки (ревизии).

При осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере, указанной в п. 6 Правил № 1092, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, предписания и уведомления о применении бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, подготовленное в том числе территориальным органом Федерального казначейства, а также уведомление о применении бюджетных мер принуждения, содержащее уточненные сведения, направляются в Минфин (орган управления государственным внебюджетным фондом) руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный ч. 5 ст. 306.2 БК РФ срок.

В заключение отметим, что указанные в статье изменения направлены на приведение положений Правил № 1092 в соответствие поправкам, введенным в БК РФ Федеральным законом от 26.07.2019 № 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Источник

Новые правила казначейского контроля: что меняется в 2020 году

Казначейский контроль — это один из видов проверок, проводимых финансовыми органами. Сверяется информация об идентификационных кодах закупок и непревышение объема финансового обеспечения. С 14 августа контролируют документы, связанные с госзакупками, по новым правилам.

Скачать постановление правительства №1193 от 06.08.2020 о порядке осуществления контроля по части 5 и 5.1 статьи 99 44-ФЗ из КонсультантПлюс

Новый порядок контроля казначейства

С 14 августа вступило в силу постановление правительства №1193 от 06.08.2020, которое утвердило новый порядок проведения контроля по ч. 5 и 5.1 ст. 99. В проекте постановления указано, что проверяет казначейство по 44-ФЗ у заказчиков:

Эти документы проверяются по двум показателям:

В новых правилах контроль казначейства разделяется на:

Кого контролируют

Все субъекты контроля остаются прежними.

КонтролерСубъект контроля
Территориальные органы казначействаФедеральные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образованийРегиональные и муниципальные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения
Органы управления государственными внебюджетными фондами (ПФР, ФСС, ФФОМС)Госзаказчики, осуществляющие закупки за счет средств внебюджетных фондов и подведомственные им

В какой форме проводят казначейскую проверку

Контроль проводится автоматически в электронной форме в ЕИС, если проверяемая информация подлежит размещению в системе.

В новых правилах сроки контроля извещения в ЕИС не прописываются. Извещение, протокол или проект контракта автоматически публикуются в ЕИС после прохождения быстрой проверки данных в случае их соответствия.

В ряде случаев придется направить сведения контролерам на бумаге и (при наличии технической возможности) на съемном машинном носителе, например, при закупке, связанной с гостайной. Перечень таких ситуаций приведен в п. 11 проекта правил.

В некоторых случаях контроль не осуществляется. Например, при закупках на территории иностранного государства для обеспечения заказчиков, которые осуществляют там свою деятельность, или для избирательных комиссий всех уровней. Об этом говорится в п. 12 правил.

В каком порядке проверяют

Контролеры проверят информацию, указанную в п. 13—15 ПП №1193.

Как и прежде, по итогам проверки заказчики получают положительное либо отрицательное заключение. В постановлении указаны случаи, когда наступает дата публикации закупки с даты прохождения контроля по 44-ФЗ для заказчика. Если сведения будут соответствовать требованиям, то проверенный документ получит отметку о прохождении проверки и автоматически опубликуется в ЕИС. В противном случае заказчику направят протокол с указанием выявленных нарушений, которые необходимо исправить. При автоматизированной проверке информацию не разместят в ЕИС до устранения нарушений и прохождения повторной проверки сведений.

Если у документов, которые не размещаются в ЕИС, отсутствует отметка об успешном прохождении проверки, их не направят участникам закупок.

В п. 16 проекта постановления указано, в течение какого времени осуществляется контроль по ч. 5 ст. 99 и когда информация публикуется в ЕИС. Для большинства сведений этот срок составляет 1 рабочий день с момента получения информации финансовым органом. Для сведений, составляющих гостайну, срок составляет 3 рабочих дня.

Из правил исключается информация о контракте, сведения об исполнении, изменении или расторжении. Данные документы проходят проверку казначейства исключительно по правилам постановления Правительства №1084 от 28.11.2013.

Как казначейство контролирует закупки с 01.04.2020

С 01.04.2020 вступили в силу положения части 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ, которые предусматривают автоматизированный контроль в ЕИС версии 10.1.

Новый функционал оптимизировал процедуру контроля, упростил работу контролеров и заказчиков.

Что проверяет казначейство в бюджетной организации

Автоматизированный контроль по ч. 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ осуществляется перед размещением документов на официальном сайте. Если срабатывает контроль, публикация документа блокируется, протокол соответствия не выдается. Заказчику необходимо повторно направить сведения после исправления ошибок.

Что проверяет казначейство в бюджетной организации

В постановлении правительства №1367 от 12.12.2015 уточняется, почему в 2019 году казначейство не проверяло размещенный отчет по исполнению контракта: казначейство проверяет только документы, перечисленные в этом постановлении. Не проверяются реестр банковских гарантий, отчеты, размещаемые в ЕИС, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Автоматизированным способом проверяется:

Автоматически учитываются особенности:

Что проверяет казначейство в бюджетной организации

Редакция постановления №1367 от 20.03.2017 года утвердила, с какого периода информацию, размещенную в ЕИС, обязаны проверять контрольные органы по части 5 статьи 99 закона №44-ФЗ, — контроль казначейства официально вступил в силу 01.01.2018 —- для федеральных заказчиков, 01.01.2019 — для субъектовых и муниципальных заказчиков.

В настоящее время по ч. 5 ст. 99 проводится глазной контроль в части проверки:

П. 14 правил контроля устанавливает срок проверки Минфином в ЕИС сведений, направленных заказчиком на проверку по ч. 5 ст. 99 44-ФЗ. Он составляет один рабочий день за исключением сведений, составляющих гостайну. Для них этот срок составляет три рабочих дня.

По итогам казначейской проверки заказчик получает уведомление о согласовании казначейством плана графика, извещений о закупках, протоколов определения поставщика, условий проектов контрактов или несоответствии, если контролеры не находят ошибок. Протокол несоответствия заказчик получает, когда информация не соответствует требованиям, установленным частью 5 статьи 99 44-ФЗ. В протоколе указываются выявленные нарушения.

Контроль казначейства в реестре контрактов

Реестр контрактов контролируется казначейством на основании постановления правительства №1084 от 28.11.2013. У заказчика есть 5 рабочих дней на публикацию заключенного контракта, его изменения, исполнения, расторжения или наступления гарантийного случая.

Если контролер посчитает, что информация соответствует предъявляемым требованиям, он формирует реестровую запись, которая незамедлительно размещается в ЕИС.

При отрицательном результате проверки подписанный контракт не проходит контроль казначейства, информация и документы заказчика не включаются в реестр контрактов. Контрольный орган направляет в электронном виде заказчику протокол с перечнем несоответствий. Заказчик в течение 1 рабочего дня с момента получения протокола дорабатывает необходимую информацию и повторно направляет документы на проверку.

В п. 3 ч. 5.1 ст. 99 44-ФЗ указано, что должно контролировать казначейство в реестре контрактов, вот список:

П. 13 правил регламентирует, в течение какого срока казначейство проверяет контракт по 44-ФЗ со дня получения информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов. Этот срок составляет три рабочих дня для всех категорий госзаказчиков.

Перед направлением любого документа в ЕИС внимательно проверьте, все ли вы указали согласно требованиям закона. Простая предосторожность убережет вас от нарушения сроков публикации документов из-за повторяющихся ошибок, которые блокируют размещение документов в ЕИС.

Источник

Нарушения, выявленные Федеральным казначейством в бюджетном учете

Автор: Заболонкова О., редактор журнала

С целью анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждений и предупреждения ошибок рассмотрим некоторые из нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета[1] в 2019 и 2020 годах.

Первичные учетные документы.

Достоверное оформление факта хозяйственной жизни.

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете[2]).

К бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление (п. 3 Инструкции № 157н[3]).

Принятие к бухгалтерскому учету первичных учетных документов, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, является нарушением требований, установленных указанными нормативно-правовыми актами.

Обязательные реквизиты.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 СГС «Концептуальные основы»[4] первичные (сводные) учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

дата составления документа;

наименование субъекта учета, составившего документ;

содержание факта хозяйственной жизни;

величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

информация, необходимая для представления субъектом учета (администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ) в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах;

наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события. При этом должны быть проставлены подписи данных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

Федеральное казначейство считает нарушением принятие к учету первичных учетных документов, к которым относятся товарные накладные, акты о приемке-передаче объектов нефинансовых активов, при отсутствии наименования должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименования должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, а также при отсутствии подписей лиц с указанием их фамилий, инициалов.

Неутвержденный первичный документ.

Пунктом 11 Инструкции № 157н установлено, что регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы, утвер­ждаются субъектом учета (централизованной бухгалтерией) в рамках формирования своей учетной политики.

Если учреждение примет к учету неунифицированный первичный учетный документ, форма которого не утверждена в учетной политике, то Федеральное казначейство признает это нарушением требований п. 11 Инструкции № 157н.

Инвентарная карточка.

Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (ф. 0504031) применяется для индивидуального учета объектов основных средств, непроизведенных и нематериальных активов (разд. 3 Указаний № 52н[5]). В ней отражается информация об изменении стоимости объекта, а также об основных изменениях его характеристик, ограничениях по владению, пользованию, распоряжению данным имуществом.

В частности, на ее оборотной стороне должны быть указаны:

сведения о поступлении, перемещении, выбытии объектов учета, проведении ремонтов (в том числе гарантийных);

краткая индивидуальная характеристика объекта, перечень составляющих его предметов и его основные качественные и количественные показатели, а также информация о важнейших пристройках, приспособлениях и принадлежностях на основании данных актов и прилагаемой технической документации (в отношении животных и многолетних насаждений указываются следующие признаки: порода (породность), кличка, масть, приметы, количество деревьев (кустов), номер участка (полосы), площадь в квадратных метрах).

Федеральное казначейство считает, что если в разд. 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031) не отражены сведения об объектах основных средств, это является нарушением.

Путевой лист.

Согласно п. 3 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование и номер;

сведения о сроке действия;

сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

сведения о транспортном средстве;

сведения о водителе.

Федеральное казначейство при проверке принятых к учету путевых листов легкового автомобиля (которые являются первичными учетными документами, служащими основанием для списания ГСМ) выявило следующие
нарушения в оформлении фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами:

1) отсутствуют отметки о проведении предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя;

2) не указаны пункты назначения по маршрутам следования в графах «Место отправления, назначения»;

3) не заполнено поле «Удостоверение №»;

4) на оборотной стороне путевых листов не указано время выезда и возвращения при каждой поездке;

5) указано недостоверное время работы водителя (24 часа в сутки 5 дней в неделю);

6) отсутствуют подписи лиц, которые пользовались автомобилями.

Регистры бухгалтерского учета

В силу п. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете и п. 11 Инструкции № 157н данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухгалтерского учета.

Федеральное казначейство считает нарушением указанных норм несвое­временное отражение в регистрах бухгалтерского учета:

первичных учетных документов (товарных накладных, универсальных передаточных документов, актов оказанных услуг, выполненных работ);

ГРБС доведенных сумм ЛБО (например, в журнале по прочим операциям, главной книге).

Оформление авансового отчета

Согласно Указаниям № 52н авансовый отчет (ф. 0504505) применяется для учета расчетов с подотчетными лицами при условии оформления на бумажном носителе.

Подотчетное лицо приводит сведения о себе на лицевой стороне отчета и заполняет графы 1 – 6 на его оборотной стороне, указывая фактически израсходованные им суммы с перечнем документов, подтверждающих произведенные расходы.

Графы 7 – 10 оборотной стороны авансового отчета (ф. 0504505), содержащие сведения о расходах, принимаемых учреждением к бухгалтерскому учету, и бухгалтерские корреспонденции заполняются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Если графы 7 – 10 авансового отчета не заполнены, то Федеральное казначейство расценивает это как нарушение положений Указаний № 52н.

В соответствии с абз. 5 п. 3 Инструкции № 157н к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление.

Считается нарушением, если учреждение оформило, утвердило и приняло к учету авансовые отчеты в день выдачи денежных средств в подотчет, то есть до фактического расходования средств, без представления документов, подтверждающих их фактическое расходование.

Инвентаризация.

Годовая инвентаризация

Согласно п. 1 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, п. 79, 80, 82 СГС «Концептуальные основы», п. 7 Инструкции № 191н[6] в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики.

Непроведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности, по мнению Федерального казначейства, является нарушением указанных выше норм.

Оформление результатов инвентаризации

В соответствии с требованиями п. 11 Инструкции № 157н, разд. 3 Указаний № 52н результаты проведения инвентаризации необходимо оформить в регистрах бухгалтерского учета.

№ формы

Наименование формы

Акт о результатах инвентаризации

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов

Инвентаризационная опись наличных денежных средств

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации

В ходе проверки ведения бюджетного учета в учреждении Федеральное казначейство признало нарушением неоформление регистрами бухгалтерского учета результатов проведенной инвентаризации:

нефинансовых активов (основных средств, материально-товарных ценностей) – инвентаризационными описями (сличительными ведомостями) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087);

денежных средств – инвентаризационными описями наличных денежных средств (ф. 0504088), инвентаризационными описями остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082).

Инвентарные номера основных средств.

Пунктом 46 Инструкции № 157н установлено, что каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 10 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится ли этот объект в эксплуатации, запасе или на консервации.

Каждому объекту основных средств, входящему в комплекс объектов основных средств, признаваемый для целей бухгалтерского учета единым инвентарным объектом (инвентарная группа), присваивается внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы, формируемый как совокупность инвентарного номера инвентарной группы и порядкового номера объекта, входящего в комплекс.

Если в учреждении на объектах основных средствах не будут проставлены инвентарные номера, то Федеральное казначейство при проведении проверки признает это нарушением ведения бюджетного учета.

Забалансовый учет.

Учет вещевого имущества.

Согласно п. 385 Инструкции № 157н забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды, материальных ценностей, относящихся к объектам основных средств, и иного имущества, выданного учреждением в постоянное личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, предусматривающих использование полученного имущества, в том числе за пределами территории учреждения, вне продолжительности действующего режима рабочего времени, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.

В соответствии с п. 386 Инструкции № 157н аналитический учет по счету ведется:

в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе пользователей имущества, мест его нахождения, по видам имущества, его количеству и стоимости;

в разрезе сотрудников (пользователей имущества), местонахождений объектов (адресов), объектов имущества (наименований форменной одежды), кодов КОСГУ.

Неуказание пользователей имущества в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей при учете вещевого имущества на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» Федеральное казначейство признает нарушением требований, установленных п. 386 Инструкции № 157н.

Списание специальной одежды, запасных частей.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, которая предусмотрена федеральными и отраслевыми стандартами (п. 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).

Таким образом, неверное отражение данных в бюджетном учете может повлечь искажение бюджетной отчетности.

В частности, согласно п. 20 Инструкции № 191н справка о наличии имущества и обязательств на забалансовый счетах в составе баланса (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам.

Федеральное казначейство признало нарушением:

неотражение на забалансовом счете 27 списания материальных запасов (спецодежда), переданных работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей на основании актов о списании материальных запасов;

неотражение на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» материальных ценностей, выданных на основании актов на транспортные средства взамен изношенных, что привело к искажению данных справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе баланса (ф. 0503130) на отчетную дату.

Банковские гарантии

Согласно п. 351 Инструкции № 157н для учета имущества (за исключением денежных средств), полученного учреждением в качестве обеспечения обязательств (в качестве залога), а также иных видов обеспечения исполнения обязательств (поручительство, банковская гарантия и т. д.) предназначен забалансовый счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

По мнению Федерального казначейства, является нарушением неотражение учреждением на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» банковских гарантий, полученных в целях обеспечения исполнения государственных контрактов.

Основные средства стоимостью до 10 000 руб.

В соответствии с п. 373 Инструкции № 157н находящиеся в эксплуатации учреждения объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества, в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением должны учитываться на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Если в ходе проверки Федеральное казначейство выявит наличие основных средств стоимостью до 10 000 руб., находящихся в эксплуатации и отраженных на счете 101 00 «Основные средства», то это будет расценено как нарушение.

Лимит остатка наличных денег в кассе.

Пунктом 167 Инструкции № 162н[7] определено, что при оформлении и учете кассовых операций учреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций, установленным ЦБ РФ.

В частности, согласно п. 2 Порядка ведения кассовых операций[8] для ведения кассовых операции юридическое лицо устанавливает в распорядительном документе максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в кассе, после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег).

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.

Признается нарушением отсутствие установленного лимита остатка наличных денег в кассе и срока, в течение которого учреждение имеет право хранить в своей кассе наличные деньги сверх предусмотренных им лимитов.

[1] Письмо Федерального казначейства от 29.05.2020 № 07-04-05/21-10615 «О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий»; Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в 1 полугодии 2020 года, размещенный по адресу https://roskazna.gov.ru/kontrol/.

[2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[5] Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

[6] Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

[7] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

[8] Порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утв. Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *