Что проверяет лицензионный контроль в образовательном учреждении
Что проверяет лицензионный контроль в образовательном учреждении
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информация Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Справка о наиболее часто встречающихся нарушениях обязательных требований по результатам проведенного Рособрнадзором лицензионного контроля за образовательной деятельностью в части установления возможности выполнения соискателем лицензии/лицензиатом лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности (подготовлена в рамках осуществления мер по профилактике нарушений обязательных требований в целях информирования руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность)»
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями образовательной деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены Федеральным законом N 99-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, установлены пунктом 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности. Лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, установлены пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
В отношении соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии при намерении оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ, не указанных в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности; при намерении осуществлять лицензируемую деятельность в филиале, не указанном в лицензии; при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, проводятся внеплановые выездные проверки.
По результатам проведенных проверок выявлены следующие несоответствия сведений, содержащихся в заявлении и документах лицензиата о переоформлении лицензии на право осуществления образовательной деятельности/соискателя лицензии:
— у соискателя лицензии/лицензиата отсутствуют материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами;
— у соискателя лицензии/лицензиата отсутствуют разработанные и утвержденные основные профессиональные образовательные программы высшего образования;
— у лицензиата отсутствуют привлечённые им на законном основании педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для реализации основных образовательных программ высшего образования;
— у лицензиата отсутствуют печатные и (или) электронные образовательные и информационные по реализуемым образовательным программам высшего образования.
— при входе в здание отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля;
— возле входной группы в здание отсутствует схема эвакуации, адаптированная для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в здании отсутствует визуальная (в виде контрастно окрашенной поверхности, либо световых маячков) предупредительная информация о препятствии (перед дверными проемами, лестницами, поворотами путей);
— в каждом из учебных помещений, расположенных на первом этаже, не оборудовано минимум по одному месту для обучающихся по каждому виду нарушения здоровья; аудитории не обеспечены надлежащими средствами воспроизведения информации для обучающихся с ограниченными возможностями по зрению и слуху; указанные помещения не оборудованы информационными табличками, выполненными шрифтом Брайля;
— отсутствует отдельное помещение для самостоятельной работы в среде, доступной для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
— на первом этаже при входе нет звукового дублирования информации о доступности объекта;
— отсутствуют полосы с противоскользящим покрытием;
— отсутствуют места парковки для инвалидов.
— отсутствует тактильная плитка перед наружной и внутренними лестницами;
— на верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил не предусмотрены предупредительные полосы об окончании перил;
— в туалете для инвалидов отсутствуют крючки для одежды, кабина не оборудована двусторонней аудио связью или кнопкой звонка в дежурную комнату.
Согласно требованиям Федерального закона N 99-ФЗ основаниями для отказа в предоставлении/переоформлении лицензии являются наличие в представленном заявлении о переоформлении/предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации, а также установленное в ходе проверки несоответствие лицензиата/соискателя лицензии лицензионным требованиям.
По результатам проведенных проверок издано 14 приказов Рособрнадзора об отказе в предоставлении/переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи отсутствием специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. По результатам остальных проверок, выявивших несоответствия соискателя лицензии/лицензиата лицензионным требованиям в части отсутствия специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, заявления о предоставлении/переоформлении лицензии были отозваны образовательными организациями.
Обзор документа
Рособрнадзор перечислил основные нарушения лицензионных требований при ведении образовательной деятельности. Например, у соискателя лицензии/лицензиата отсутствуют разработанные и утвержденные основные профессиональные программы высшего образования; при входе в здание отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля; в помещениях отсутствуют полосы с противоскользящим покрытием; отсутствует отдельное помещение для самостоятельной работы в среде, доступной для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
При таких нарушениях могут отказать в оформлении/переоформлении лицензий.
Перечень документов и информации, необходимой представить лицензиату при осуществлении лицензионного контроля
3. Реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности.
4. Справка о наличии разработанных и утвержденных организацией образовательных программ (в том числе адаптированных) согласно приложению к лицензии на осуществление образовательной деятельности
-копии разработанных и утвержденных образовательных программ (на флэш-носителе);
-копии учебных планов;
-копии расписаний занятий;
-сведения о количестве обучающихся по классам;
-журналы учета учебных часов.
-список обучающихся с ОВЗ (с приложением копий заключений ПМПК);
-расписания коррекционно-развивающих занятий;
-программы подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, согласованные с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
6. Справка о наличии условий для фукционирования электронной информационно-образовательной среды (при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий)
документы подтверждающие наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
-распорядительные акты организации, регламентирующие:
-порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
-способ идентификации личности обучающегося в электронной информационно-образовательной среде организации;
-способ ведения учета и хранения результатов обучения, внутреннего документооборота, связанных с реализацией образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
-документы, подтверждающие:
-создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
-контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения;
-документы, содержащие информацию о результатах освоения обучающимися образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме.
7. Для организации, реализующей образовательные программы медицинского образования и фармацевтического образования:
-документы, подтверждающие наличие условий для практической подготовки обучающихся, обеспечивающейся путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в соответствии с частью 4 статьи 82 Федерального закона № 273-ФЗ;
-договоры о практической подготовке между образовательной или научной организацией, осуществляющими медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники); медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств или организациями, осуществляющими производство и изготовление медицинских изделий, аптечными организациями, судебно-экспертными учреждениями и иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере охраны здоровья.
8. Для организации, реализующей образовательные программы с использованием сетевой формы реализации образовательных программ:
-договора (ы) о сетевой форме реализации образовательных программ;
-образовательная(ые) программа(ы), совместно разработанная(ые) и утвержденная(ые) несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, для реализации с использованием сетевой формы реализации образовательных программ.
10. Для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, копии сведений о гражданах, являющихся учредителями организации, а также гражданах, являющихся учредителями (участниками) организаций, выступающих в качестве учредителей организации, подтверждающие их соответствие требованиям, предусмотренным статьей 15.2 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»
11. При наличии образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств
-заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы организации установленным требованиям;
-программы подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, согласованные с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
12. Положение о филиале (в случае если лицензиат осуществляет образовательную деятельность в филиале).
13. Положение о структурном подразделении (в случае если лицензиатом является организация, осуществляющая обучение, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ).
14. Документы, подтверждающие исполнение каждого из пунктов ранее выданного предписания (при проведении внеплановой проверки).
Копии документов, справки и сведения предоставляются за подписью руководителя и заверяются печатью образовательного учреждения!
Как пройти проверку в сфере образования. Требования изменились
Изменились требования к проверкам в сфере образования. Теперь три вида контроля объединили в один, а значит, инспекторы запросят больше документов. Перечень документов для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – памятка с опорными точками проверки и два приказа: как подготовиться к контролю и устранить нарушения.
Что изменилось в проверке в сфере образования
Правительство установило новые правила надзора в сфере образования. Три вида контроля объединили в один. Изменили требования к периодичности проверок. Расширили перечень профилактических мероприятий. Разрешили вести фото-, видео- и аудио- фиксацию нарушений.
Объединили три вида контроля в один
С июля 2021 года запланированные проверки по надзору в сфере образования, контролю качества образования и лицензионному контролю проводят в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Больше не надо следить за тремя планами проверок и отвечать проверяющим на сходные вопросы. Достаточно найти в реестре проверок контрольное мероприятие по надзору в сфере образования и подготовиться. Инспекторы проверят, как вы соблюдаете общее законодательство в сфере образования, ФГОС общего образования и лицензионные требования. Таким образом, контрольное мероприятие охватит сразу три направления.
Установили периоды проверки в зависимости от оценки рисков
Теперь периодичность проверок зависит от категории риска, к которой отнесли школу или детский сад. Она указывает вероятность, с которой объект контроля может причинить ущерб во время своей деятельности. Выделяют три категории: высокого, среднего и низкого риска.
Контрольный орган присваивает их по критериям, установленным в приложении 1 к постановлению Правительства от 25.06.2021 № 997.
Если считаете, что присвоенная категория ошибочна, направьте сведения об этом в контрольный орган. В случае подтверждения сведений, проверяющие изменят категорию в течение пяти рабочих дней (п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Чем категория риска выше, тем чаще будут плановые проверки.
Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска
Категория риска
Периодичность проверки
Вид проверки
Один раз в три года
Документарная или выездная проверка
Один раз в четыре года
Проверять не будут
Расширили профилактические мероприятия
Чтобы минимизировать нарушения, ввели пять видов профилактических мероприятий. Контрольный орган обязан проводить их регулярно (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.
Профилактические мероприятия в сфере образования
Вид мероприятия
Как проводят
Когда проводят
Размещают и актуализируют на официальном сайте и в личных кабинетах образовательных организаций в государственных информационных системах сведения по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования и ФГОС общего образования, а также лицензионных требований
Обобщение правоприменительной практики
Обобщают правоприменительную практику на основе результатов проверок и готовят доклад. Размещают его на сайте после публичного обсуждения и утверждения руководителем
Ежегодно до 1 июня
Объявляют школе или детскому саду предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры.
Предостережение можно обжаловать в течение 10 рабочих дней – подать возражение. Если выяснится, что основания для предостережения не подтвердились, его отменят. Решение сообщат по почте, в том числе электронной
Когда получат сведения о готовящихся нарушениях требований в сфере образования или о том, что нарушения произошли, но нет подтверждения об ущербе
Консультируют на личном приеме или в ходе профилактического визита по вопросам, связанным с организацией и проведением госнадзора:
— периодичности и порядка проведения контроля;
— порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий;
— порядка обжалования решений контрольного органа в сфере образования.
Если поступит 10 и более однотипных обращений, проверяющие опубликуют ответ на сайте контрольного органа
Когда школа или детский сад обратится за консультацией
Проводят в форме профилактической беседы в образовательной организации или с помощью видео-конференц-связи.
В ходе визита инспектор информирует школу и детский сад об обязательных требованиях в сфере образования, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, видах и сути контрольных мероприятий.
О визите уведомят за пять рабочих дней – по почте, в том числе электронной.
Образовательная организация вправе отказаться от обязательного профилактического визита. Для этого надо уведомить контрольный орган за три рабочих дня до назначенной даты
Для организаций, которые:
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Практико-ориентированные программы:
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Ввели фото-, видео- и аудиофиксацию
Во время опроса и осмотра инспекторы могут проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись, чтобы зафиксировать доказательства нарушения обязательных требований.
При фотосъемке делают минимум два снимка каждого из выявленных нарушений. Аудио- и видеозапись проводят при необходимости. Правительство не установило, в каком порядке их проводить. Лишь закрепило, что использовать аудио- и видеозапись, так же как и фото, нужно с учетом требований законодательства о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны (п. 46 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Информацию о фотосъемке, аудио- и видеозаписи вносят в акт проверки.
Как подготовиться к проверке в сфере образования
Заранее подготовьте коллектив к надзору в сфере образования. Для этого разъясните работникам новые правила. Например, организуйте профильное собрание. Пригласите тех, кто обычно участвует в проверках контрольного органа. Например, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, ответственного за сайт – в школе, заместителя заведующего и старших воспитателей – в детском саду. Кратко расскажите об изменениях.
Раздайте работникам памятки с правилами проверок. Так им будет легче участвовать в контрольных мероприятиях.
Памятка. Опорные точки проверки в сфере образования
Издайте приказ, чтобы подготовить образовательную организацию к проверке. Определите ответственных. Поручите проконтролировать актуальность информации на сайте школы и детского сада, наличие локальных актов, выполнение требований Закона об образовании. Воспользуйтесь готовым образцом.
Кто проводит надзор в сфере образования
Школу и детский сад проверит региональный контрольный орган в сфере образования. По сути, это орган исполнительной власти субъекта России, осуществляющий переданные полномочия по государственному контролю и надзору в сфере образования. Проверку проведут его должностные лица. Они должны соответствовать двум критериям: 1) обладать полномочиями по государственному контролю, в том числе проводить профилактические и контрольные мероприятия; 2) быть назначенными контрольным органом, что подтверждается решением о проведении контрольного или профилактического мероприятия (п. 8, 9 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Инспектор не вправе проверять образовательную организацию, если проводил в ней профилактическое мероприятие, со дня окончания которого не истек год (п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Когда проверят по плану
Школу и детский сад проверят в срок, который указан в плане проверок. Ознакомьтесь с ним на сайте контрольного органа или в едином реестре проверок. В декабре обычно доступен план на следующий год. Образовательную организацию включают в него в зависимости от присвоенной категории риска.
Заранее уведомят только о выездной проверке – минимум за сутки до ее начала. Проверяющие направят копию решения по почте, электронной почте и через портал госуслуг (п. 38 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997, ч. 6 ст. 73, ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Документарную проверку проведут без уведомления. Его роль может выполнить запрос контрольного органа прислать документы, которых нет в общем доступе и информационных системах. Если у проверяющих будет достаточно документов, то о контроле вы узнаете только из плана проверок.
Когда проверят вне плана
Внеплановую документарную и выездную проверку проведут, если есть одно из четырех условий:
1) контрольный орган получил сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям либо выявил в деятельности школы или детского сада индикаторы риска нарушения обязательных требований в сфере образования;
2) Президент или Правительство издали поручение о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) прокурор издал требование о проведении контрольного мероприятия по поступившим материалам и обращениям;
4) истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения, выявленного во время предыдущей проверки.
Правила уведомления о внеплановом контроле такие же, как для планового. Заранее предупредят только о выездной проверке – за сутки до ее начала. Исключение – сведения о непосредственной угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям. По этому основанию проверят без предупреждения (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Когда проведут наблюдение за соблюдением обязательных требований
Помимо плановых и внеплановых проверок, контрольный орган наблюдает за соблюдением обязательных требований. Для этого руководитель контрольного органа создает задание, на основе которого инспекторы мониторят все доступные источники с информацией о деятельности школы или детского сада (п. 61 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Для этого могут использовать сведения, полученные:
Если в ходе наблюдения выявят факт причинения вреда охраняемым законом ценностям или угрозы его причинения, сведения о нарушении обязательных требований, готовящихся нарушениях или их признаках, контрольный орган примет одно из двух решений: 1) провести внеплановую проверку – если сведения подтвердятся; 2) объявить предостережение (ч. 3 ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Как долго будут проверять
Продолжительность контрольного мероприятия зависит от его вида. Документарная проверка может длиться до 10 рабочих дней. Срок отсчитывается от дня, когда предоставили в контрольный орган требуемые документы. В него не войдет период с момента, когда инспектор сообщит о замечаниях по документам, и до ответа на эти замечания (ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Обычную выездную проверку проведут в течение пяти рабочих дней. Филиал на территории другого субъекта РФ проверят дополнительно – еще пять рабочих дней (п. 37 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Если выездную проверку проводят дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, она будет длиться 10 рабочих дней. Еще столько же добавят на филиал в другом субъекте России.
Общие основания, по которым проверку можно продлить, теперь отменили. Срок увеличат лишь в случаях и пределах, установленных одним из федеральных законов (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). В основном законе о проверках таких случаев нет. Возможно только приостановить выездную проверку на период экспертизы, если она длится дольше самой проверки (ч. 13 ст. 65 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Какие документы запросят
Перечень документов, которые школа и детский сад должны представить инспектору, указывают в решении о проверке (п. 14 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Дополнительные документы могут потребовать, если их нет в доступе контрольного органа, или в имеющихся документах есть неясности, недостоверная информация.
ВНИМАНИЕ
Запрещено требовать документы, которые не относятся к предмету контроля или могут быть получены от других органов
Контрольный орган на безвозмездной основе получает документы от других органов или подведомственных им организаций в рамках межведомственного взаимодействия, в том числе в электронной форме (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Федеральное законодательство не содержит единого перечня документов, которые может запросить контрольный орган. Могут потребовать документы, о которых говорится в Законе об образовании и подзаконных актах, например которые:
Если при выездной проверке присутствует не руководитель, а работник школы или детского сада, его попросят предоставить доверенность или приказ, наделяющий полномочиями (ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Чтобы проверить документы, которые могут запросить контролеры, воспользуйтесь готовыми справочниками. Они составлены с учетом законодательства об образовании, специфики детского сада и школы.
Направьте документы в контрольный орган в электронном виде. Подпишите простой или усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Если проверяющие запросили документы на бумажном носителе, принесите их лично либо направьте по почте заказным письмом (ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
В бумажном виде направьте подлинники или заверенные копии документов – поставьте подпись и печать образовательной организации. Инспекторы не вправе требовать нотариального удостоверения копий. После проверки подлинники вернут.
Срок предоставления документов смотрите в требовании проверяющих. Минимум – два рабочих дня. Если не можете предоставить документы, напишите ходатайство. Укажите причины и дату, когда выполните требование. В течение суток вам продлят срок или откажут. Решение сообщат по электронной почте или через портал госуслуг (ч. 4 ст. 80 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
ВНИМАНИЕ
Не предоставляйте повторно документы, которые ранее направляли в региональный обрнадзор
Если по каким-то причинам уже направляли документ проверяющим, то при повторном запросе вправе его не предоставлять. Напишите об этом в контрольный орган и укажите реквизиты письма, которым направили запрашиваемый документ (ч. 5 ст. 80 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Какие действия проведут
Новые правила детально регламентируют действия проверяющих. Полномочия зависят от вида контрольного мероприятия. В сфере образования проводят три вида контроля: документарную, выездную проверки и наблюдение за соблюдением обязательных требований (п. 26 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Наблюдение – контроль без взаимодействия, который проводят по заданию контрольного органа и регулируют отдельно. А для документарной и выездной проверки установили исчерпывающий набор действий. Так, при документарной проверке инспекторы вправе истребовать документы, получать письменные объяснения и проводить экспертизу. При выездной – дополнительно могут провести опрос и осмотр (п. 30, 39 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.
Действия инспекторов при контрольных мероприятиях в сфере образования
Действие
Особенности
Обоснование
Инспектор осматривает помещения школы и детского сада в присутствии руководителя или уполномоченного работника либо с применением видеозаписи.
По итогам составляет протокол осмотра. Указывает перечень осмотренных территорий и помещений, вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов
Ст. 76 Закона № 248-ФЗ
П. 40 Положения о контроле
Инспектор опрашивает руководителя и других работников, обучающихся по вопросам, имеющим значение для оценки соблюдения обязательных требований.
Результаты фиксирует в протоколе опроса. Просит подписать опрошенных лиц.
Дополнительно вносит результаты в акт контрольного мероприятия, если сведения имеют значение для проверки. Протокол опроса прикладывает к акту
Ст. 78 Закона № 248-ФЗ
П. 41 Положения о контроле
Получение письменных объяснений
Инспектор запрашивает объяснения от руководителя или иных представителей образовательной организации.
Оформите объяснения в свободной форме и направьте инспектору в указанный в запросе срок
Ст. 79 Закона № 248-ФЗ
П. 43 Положения о контроле
Инспектор выдает требование представить документы, которые имеют значение для оценки соблюдения обязательных требований.
Могут потребовать также материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, носителей информации.
Главное, чтобы эти сведения нельзя было получить от других органов или из открытых источников. Иначе, запрашиваемые документы можно не предоставлять
Ст. 80 Закона № 248-ФЗ
П. 42 Положения о контроле
Контрольный орган приглашает эксперта или экспертную организацию, чтобы провести исследования, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.
Время экспертизы зависит от ее вида и устанавливается индивидуально.
Результаты оформляют экспертным заключением
Ст. 84 Закона № 248-ФЗ
П. 44 Положения о контроле
Как оформят результаты
По итогам надзора инспектор составит акт – в последний день проверки. (п. 47, 48 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если выявит нарушения, то в акте укажет, какое обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом оно установлено.
Проверьте, чтобы к акту приложили:
Подпишите акт проверки на месте контрольного мероприятия. Это может сделать также работник, которого уполномочили приказом или доверенностью. Если акт составляли не в образовательной организации, получите и подпишите его в электронном виде (ч. 3 ст. 88 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Если не согласны с фактами и выводами, которые изложены в акте, подайте жалобу на имя руководителя контрольного органа. Сделайте это в течение 30 календарных дней со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 67, 68 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997, ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Чаще всего срок отсчитывают со дня подписания акта.
Когда нарушений нет, инспекторы вносят сведения в единый реестр контрольных мероприятий (ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). При нарушениях выдают предписание. В нем указывают, что исправить или какие мероприятия провести, устанавливают срок (п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Предписание можно обжаловать. Главное, сделать это в течение 10 рабочих дней с момента получения (ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Если не поняли, как исправить нарушение, обратитесь с ходатайством к проверяющим. Инспекторы обязаны разъяснить способ и порядок исполнения своего решения (п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Чтобы исправить нарушения, издайте приказ. Назначьте ответственных и поручите устранить недочеты, которые выявили проверяющие. Используйте готовый образец.
После того, как истечет срок предписания, или контрольный орган получит документы об исправлении нарушений, инспекторы оценят исполнение. На это потребуется 30 рабочих дней (п. 52 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если все правильно, орган контроля внесет информацию в единый реестр контрольных мероприятий (ч. 3 ст. 95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Если не отправите документы об устранении нарушения, или из них невозможно будет сделать вывод об исполнении решения, инспекторы проведут повторную проверку – документарную или выездную.
При наличии правонарушения образовательную организацию и должностных лиц привлекут к административной ответственности. Виды и размеры санкций смотрите в справочнике.
За неисправленные или повторные нарушения контрольный орган вправе ужесточать наказание вплоть до лишения лицензии и аккредитации. Подробнее смотрите в таблице.
Ответственность за нарушения в сфере образования
Нарушение
Действия контрольного органа
Основание
Нарушили требования законодательства об образовании, в том числе в части лицензионных требований и ФГОС
Выдает предписание со сроком устранения нарушений до шести месяцев
Ч. 1 ст. 93.1 Закона об образовании
Не исполнили предписание
Возбуждает дело об административном правонарушении.
Запрещает прием в организацию полностью или частично сроком на один год.
Прием разрешат досрочно, если установят исправление нарушения, или вступит в силу решение суда о прекращении производства по административному делу
Ч. 2 ст. 93.1 Закона об образовании
Не исполнили предписание об устранении нарушения требований ФГОС или аккредитационных показателей
Лишает государственной аккредитации в отношении соответствующих уровней образования – после того, как вступит в силу постановление о назначении административного наказания
Ч. 4 ст. 93.1 Закона об образовании
Не исполнили предписание, которое выдали в рамках административного дела
Приостанавливает действие лицензии полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии