Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц

На приеме у невролога: несколько слов о норме и патологии

Осмотр ребенка неврологом в 1 месяц

Вашему малышу скоро исполнится или уже исполнился 1 месяц!

Позади остался один из самых сложных периодов жизни новорожденного. Ведь первый месяц жизни ребенка становится для него первым критическим периодом после рождения: он характеризуется напряженной работой всех органов и систем организма, «ответственных» за адаптацию (приспособление) новорожденного к принципиально новым для него условиям окружающей среды. К концу этого периода все переходные процессы должны завершиться, однако под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, при отягощенном течении беременности и родов естественные для новорожденного адаптационные процессы могут принять патологическую направленность и привести к неврологическому заболеванию ребенка.

Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть картинку Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Картинка про Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц

Именно в это время и необходимо в первый раз посетить невролога — обычно просто для того, чтобы убедиться: у малыша все в порядке; но если это не так — чтобы выявить, «захватить» патологию в самом начале, не дать развиться заболеванию. Для определения уровня развития ребенка и исключения неврологической патологии имеет значение не только оценка сформировавшихся реакций на свет, звук, двигательной и психоэмоциональной активности новорожденного, но и его внешний вид (собственно, именно этой последней теме и будет в основном посвящена моя статья).

Итак, на что прежде всего обратит внимание невролог при осмотре месячного ребенка? На форму и размер его черепа, выражение лица, позу, вид кожных покровов. Почему это так важно? Почему часто наши волнения и переживания связаны с наличием отклонений именно со стороны внешнего вида ребенка, особенно если это изменение формы и размера черепа? Связано это прежде всего с тем, что такие изменения могут оказаться диагностическим признаком серьезных заболеваний — гидроцефалии и микроцефалии.

Форма и размер черепа

Гидроцефалия — это чрезмерное увеличение размеров черепа, родничков, вызванное увеличением количества спинномозговой жидкости в полости черепа. При этом заболевании изменяется и форма черепа — его мозговой отдел значительно преобладает над лицевым, лобная часть резко выступает вперед, в области висков и лба наблюдается выраженная венозная сеть.

Микроцефалия — это уменьшение размеров черепа и раннее закрытие родничков. При врожденной микроцефалии размеры черепа малы с рождения, черепные швы сужены, роднички или закрыты, или небольших размеров. В дальнейшем отмечается замедленный темп прироста окружности головы, так что иногда у ребенка 2-3 лет размеры черепа почти такие же, как и при рождении. При микроцефалии череп имеет специфическую форму: мозговой отдел черепа меньше лицевого, лоб маленький, покатый, линия лба и носа скошена.

Такие состояния, как гидро- и микроцефалия, в дальнейшем приводят к задержке умственного и физического развития и поэтому требуют коррекции с самого раннего возраста!

Но всякое ли отклонение от нормы однозначно должно свидетельствовать о патологическом состоянии? Конечно, нет! Клинические наблюдения показывают, что есть множество факторов, которые влияют на форму и размер головы. Конечно, даже небольшое увеличение или уменьшение окружности черепа у новорожденного по сравнению с возрастной нормой можно рассматривать как фактор риска в отношении развития гидроцефалии или микроцефалии, однако не следует впадать в панику, едва обнаружив, что головка ребенка немного больше или меньше нормы: это обстоятельство должно прежде всего стать сигналом к необходимости проведения дополнительных обследований для исключения патологических состояний. Какие же это обследования?

«Домашнее задание» для родителей

Для чего нужна такая «самодеятельность»? Проводя эти несложные измерения, вы поможете врачу составить объективную картину развития ребенка, да и сами сможете быть спокойны, исключив возможность развития серьезных заболеваний (в норме ежемесячный прирост окружности головы первые три месяца у доношенного ребенка не должен превышать 2 см в месяц; до года окружность грудной клетки больше окружности головы ребенка приблизительно на 1 см).

Ну, а теперь несколько слов о том, что может и должно быть в норме, а что является патологией. Разговор на эту тему я попыталась облечь в форму ответов на вопросы, чаще всего волнующие молодых родителей.

От чего зависит форма черепа?

В норме при прохождении ребенка по родовым путям происходит наложение костей черепа друг на друга. Особенности течения родового процесса влияют на изменение формы черепа. При осложненном родовом акте может возникнуть резкое нахождение костей черепа друг на друга, и это приведет к его деформации, которая будет сохраняться достаточно длительное время.

Изменение формы черепа может выражаться в сохранении припухлости мягких тканей головы в том месте, которым ребенок продвигался вперед по родовым путям. Припухлость исчезает в течение первых 2-3 суток. Кефалогематома (кровоизлияние под надкостницу) также изменяет форму черепа. Она рассасывается медленнее, чем припухлость, и этот процесс требует наблюдения специалистов (невролог, хирург).

Изменение формы черепа связано и с возрастными особенностями. У новорожденного череп вытянут в переднезаднем направлении, а через несколько месяцев увеличится поперечный размер черепа, и форма его изменится.

Некоторое изменение формы и размера черепа может быть и при нормальном развитии у недоношенных детей, или при частом укладывании ребенка на один и тот же бок, или при длительном лежании ребенка на спине.

Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть картинку Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Картинка про Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц

Как растет голова?

У новорожденного в среднем окружность головы равна 35,5 см (нормальным считается диапазон 33,0-37,5 см). Наиболее интенсивный прирост окружности головы у доношенных детей отмечается в первые 3 месяца — в среднем это 1,5 см за каждый месяц. Затем прирост несколько снижается, и к году окружность головы ребенка в среднем равна 46,6 см (границы нормы 44,9-48,9см).

Окружность головы у недоношенного ребенка увеличивается быстрее, чем у доношенного, и прирост максимально выражен в период активной прибавки массы тела, а к концу 1-го года жизни достигает нормальных величин. Исключение составляют глубоко недоношенные дети.

Впрочем, всегда следует иметь в виду, что даже при нормальном развитии ребенка могут быть физиологические отклонения от средних величин, которые часто связаны с конституциональными особенностями или воздействием окружающей среды.

Что такое роднички?

Роднички расположены в области схождения костей черепа. Передний, большой, родничок расположен между лобными и теменными костями. При рождении он имеет размеры от 2,5 до 3,5 см, затем постепенно уменьшается к 6 месяцам и в 8-16 месяцев закрывается. Задний, малый, родничок расположен между теменными и затылочными костями. Он имеет небольшие размеры и закрывается к 2-3 месяцем жизни.

При патологических процессах, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, роднички закрываются позднее, а бывает, что и вновь открываются. Малые размеры переднего родничка могут быть вариантом нормы, если они не сопровождаются уменьшением окружности черепа, темпов ее прироста и задержкой психомоторного развития.

Вышеперечисленные признаки не ограничивают всего многообразия возможных вариантов отклонений у ребенка раннего возраста. Однако следует иметь в виду, что любой необычный вариант внешности ребенка требует тщательного обследования и наблюдения за его ростом и развитием.

Когда и как невролог должен осматривать ребенка?

Развитие ребенка раннего возраста — очень чувствительный признак состояния организма. Оно зависит как от наследственных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий и требует динамического наблюдения докторов. Не забывайте показывать своего малыша специалистам в установленные сроки — 1, 3, 6, 12 месяцев!

В заключение статьи хочу еще раз напомнить: не откладывайте визит к неврологу, помните — от правильной оценки состояния здоровья новорожденного зависит своевременность проведения всех оздоровительных, профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение его нормального развития, а дать правильную оценку способен только специалист!

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц

Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть картинку Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Картинка про Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяцЧто проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть картинку Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Картинка про Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяцЧто проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть картинку Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Картинка про Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяцЧто проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть картинку Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Картинка про Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяцЧто проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть картинку Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Картинка про Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц

Квалифицированный детский невролог при первичном обращении к нему делает общий осмотр, который включает в себя: оценку физического развития, наличия пороков развития и стигм (внешние признаки генетических нарушений), оценку психического развития на момент осмотра, проводит детальный сбор анамнеза ( были ли неврологические нарушения в семье и у близких родственников ранее, другие хронические заболевания, не вынашивания беременности, как протекала настоящая беременность, роды, послеродовый период, как ребенок себя ведет, есть ли жалобы у родителей).

Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть картинку Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Картинка про Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяцДля оценки неврологического статуса невролог определяет симметричность и наличие сухожильных и переостальных рефлексов, состояние черепно-мозговых нервов, чувствительность, а также наличие характерных рефлексов для новорожденных, которые появляются и угасают в определенные периоды жизни новорожденного, что позволяет судить о правильности его развития.

Рефлекс Моро

Асимметричный шейный тонический рефлекс

Асимметричный шейный тонический рефлекс вызывается у новорожденного, лежащего на спине, поворотом голо­вы в сторону. Это вызывает разгибание руки на стороне, в которую повернута голова, в то время как на противоположной стороне рука сгибается (так называемая поза фех­товальщика). Он обычно хорошо выражен на 2-3-й неделе после рождения и исчезает в течение первого года 1 жизни.

Перекрестный аддукторный рефлекс и другие пирамидные симптомы

Перекрестный аддукторный рефлекс заключается в двустороннем сокращении мышц, приводящих бедро, при вызывании коленного рефлекса на любой стороне. Этот рефлекс обычно исчезает к 7-8-му месяцу жизни.

Хватательный рефлекс

Xватательный рефлекс выражен с рождения и исчезает на 4-5-м месяце жизни, сменяясь произвольным захва­тыванием предмета, обращенными друг к другу боковыми поверхностями большого и указательного пальцев. Нормальное про­извольное захватывание предмета (подушечками боль­шого и указательного пальцев) формируется к 9-15 мес, что считают значимым признаком нормального развития корковой моторики. Даже у новорожденного ладонь пре­бывает в открытом состоянии приблизительно 50% вре­мени. Если ладонь не раскрывается полностью к возрасту 3 мес, когда ребенок начинает исследовать окружающую обстановку, следует заподозрить поражение нервной системы.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы выражены с рождения и сохраняются обычно до 2 мес. Эти рефлексы вызывают, ставя ребенка ступнями на плоскую поверх­ность, при этом новорожденный распрямляет туловище и «стоит» на полусогнутых ногах, а при небольшом наклоне вперед начинает поочередно совершать ногами шаговые движения, имитируя ходьбу.

Парашютный рефлекс

Рефлекс Ландау

Двигательная реакция ребенка, помещенного в горизонтальное положение (спиной кверху), позволяет оценить как ребенок контролирует положение головы и моторным функций: в возрасте 4 мес. он держит голову горизонтально параллельно полу и выгибает спину дугой.

Использование рук

Рефлекс Бабинского

Рефлекс Бабинского (переразгибания большого пальца стопы при раздражении подошвы) существует с рождения и считается нормальным до тех пор, пока ребенок не начнет стоять. Рефлекс может сохраняться в течение 1-го года жизни.

Общее исследование

Ниже представлены основные этапы развития детей первых 2 лет жизни.

■ 1-3 мес: самостоятельно улыбаются.

■ 6-8 нед: улыбаются в ответ на улыбку взрослых.

■ 4-6 мес: протягивают руку к предметам.

■ 12-16 нед: следят глазами за предметом в диапазоне 180°.

■ 9-15 мес: начинают пить из чашки, формируется пра­вильный захват предмета пальцами.

■ 6 мес: лепечут, имитируют слова.

■ 15-18 мес: комбинируют слова.

■ 2-й год жизни: формируется способность различать цвета.

■ 2-6 мес: могут стоять (удерживать массу тела) с под­держкой.

■ 7-10 мес: самостоятельно сидят.

■ 9-11 мес: могут стоять без поддержки.

■ 9-18 мес: начинает самостоятельно ходить.

О состоянии когнитивных функций более старшего ребенка информацию можно получить в школе, путем анкетирования учителей или с помощью групповых тестов, таких как тест Отиса-Леннона. Использование подобных тестов во время обучения в школе позволяет проводить сравнительную оценку с определенными возрастными группами. Анализ табелей школьной успеваемости позволяет не только получить информацию относительно учебных навыков, но и изучить множество других аспектов, касающихся поведенческой мотивации, внимания и прилежания (посещаемости). Чтобы наилучшим образом оценить специфические интеллектуальные функции, можно прибегнуть к помощи профессионального психолога.

В медицинском центре «Инсайт Медикал» опытный детский невролог оценит состояние развития нервной системы и психики Вашего малыша. Ответит на все волнующие Вас вопросы, предложит оптимальные пути решения сложившихся проблем и если нужно назначит дополнительные методы исследования, квалифицированную схему лечения. В нашем медицинском центре также оказывают помощь опытный логопед, детский психолог, детский массажист, педиатр. А также консультируют детские кардиолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, ортопед, ЛОР.

Наши специалисты высокого уровня квалификации всегда готовы прийти на помощь, чтобы Ваш малыш рос крепким и здоровым.

Источник

Зачем нужна консультация детского невролога новорожденным?

Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть картинку Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Картинка про Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц

Детский невролог — это специалист, который с момента появления ребенка на свет наблюдает за тем, как протекает развитие и созревание его нервной системы. Комплексная оценка новорожденного неврологом важна для того, чтобы помочь ему правильно развиваться, а также суметь своевременно выявить любые отклонения от нормального хода развития и принять необходимые меры для их коррекции.

Как проходит прием детского невролога?

На первичном приеме детский невролог производит детальный сбор анамнеза и общий осмотр новорожденного.

Оценивая неврологический статус младенца, большое внимание врач уделяет состоянию черепно-мозговых нервов, общей чувствительности, а также наличию рефлексов, свойственных новорожденным.

Оценка рефлексов новорожденного

Рефлексы представляют собой автоматические реакции человека на раздражители. По мере взросления малыша в определенные периоды его жизни рефлексы могут появляться и исчезать. Своевременное появление и угасание рефлексов позволяет делать выводы о нормальном течении развития ребенка. Рассмотрим подробнее некоторые рефлексы, характерные для новорожденных.

Поисковой рефлекс

При первом поднесении младенца к груди этот рефлекс помогает ему найти материнский сосок. Он является врожденным и сохраняется у ребенка до 12—16 недель, после чего угасает. Вызвать поисковую реакцию у малыша можно, поглаживая область уголков его рта. В ответ новорожденный опускает губу, отклоняет язык и осуществляет поворот головы в сторону источника раздражения.

Сосательный рефлекс

Защитный рефлекс

Эта защитная рефлекторная реакция возникает у новорожденного еще с первых часов его жизни. Она заключается в том, что ребенок поворачивает свою головку в сторону, когда взрослые его кладут на живот. Такое движение позволяет младенцу восстановить доступ кислорода к дыхательным путям.

Дети с поражением нервной системы могут не иметь данного рефлекса. И если вовремя не повернуть головку малыша в сторону, он может начать задыхаться.

Хватательный рефлекс

В ответ на легкое надавливание пальцем на ладонь малыш крепко обхватывает его с такой силой, что его при этом можно слегка приподнять. Так проявляется хватательный рефлекс, который также является врожденным. Его угасание происходит на 4—5 месяце жизни, когда ребенок начинает захватывать предметы уже не автоматически, а произвольно, делая это с помощью боковых поверхностей указательного и большого пальцев.

Хоботковый рефлекс

Проявляется в вытягивании губ вперед при быстром касании их пальцем. Такая реакция связана с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта. В норме она сохраняется до 8—12 недель.

Рефлекс Моро

Это рефлекторная реакция новорожденного на испуг. Она присутствует у всех здоровых и доношенных младенцев и заметна с первых минут жизни малыша при определенных манипуляциях акушера. Рефлекс Моро можно вызвать различными способами:

Как правило, этот рефлекс является хорошо выраженным до 12—16 недель, а затем угасает. После пятого месяца у малышей остаются лишь отдельные его проявления.

Ладонно-ротовой рефлекс

Если младенцу надавить на ладошку, то он непроизвольно начинает открывать рот. Яркие проявления этого рефлекса характерны для новорожденных, не имеющих патологий в развитии нервной системы. Пропадает он обычно на 3—4 месяце жизни.

Рефлекс Галанта

Проявляется выгибанием спины и поджиманием левой или правой ноги при проведении пальцем по линии позвоночника с соответствующей стороны. В норме этот рефлекс становится выраженным на 5—6 день жизни ребенка и угасает на 3—4 месяце. Его отсутствие в течение первого месяца жизни или же сохранение после указанного периода может свидетельствовать о поражении нервной системы.

Рефлексы опоры и реакция автоматической ходьбы

Новорожденный еще не умеет стоять. Однако ему уже доступны опорные реакции. Поэтому, когда взрослый держит ребенка на весу в вертикальном положении, тот начинает сгибать ноги в суставах. Когда младенца, придерживая, ставят на опору, он выпрямляется и встает на полусогнутые ноги, опираясь на полную стопу. Если же малыша слегка наклоняют вперед, у него возникают автоматические шаговые движения. Такие реакции считаются естественными до 4—8 недель.

Когда следует обращаться к неврологу

Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть картинку Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Картинка про Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяцПервый год жизни ребенка является очень важным периодом в его развитии. В это время малыш нуждается в регулярном наблюдении врача-педиатра, но не меньшую важность имеют плановые неврологические осмотры. После первого посещения они проводятся в 1, 3, 6 и 12 месяцев.

Если развитие малыша протекает нормально, как правило, дополнительных консультаций не требуется. Однако если на приеме невролог замечает какие-либо отклонения от нормального хода развития ребёнка, а также если у родителей имеются жалобы на его поведение или самочувствие, то существует потребность во внеплановых осмотрах.

Но на что именно следует обращать внимание?

Если вы заметили подобные проявления в поведении и самочувствии ребенка, не стоит медлить. Рекомендуется как можно скорее обратиться за консультацией к детскому неврологу.

Источник

Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»

Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Смотреть картинку Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Картинка про Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц. Фото Что проверяет невролог у новорожденных в 1 месяц

Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.

В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.

Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.

Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.

Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.

Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:

Приведу примеры.

Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.

Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.

Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».

Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.

Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.

Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.

Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.

Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.

Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.

Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.

И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).

В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.

Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *