Что проверяет ревизионная комиссия
Что проверяет ревизионная комиссия
Положения настоящего Закона (в ред. от 19.07.2018 N 209-ФЗ) о ревизионной комиссии применяются к ревизору, избранному в соответствии с уставом общества на 19.07.2018.
Статья 85. Ревизионная комиссия общества
(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью непубличного общества в таком обществе создается ревизионная комиссия, за исключением случая, если уставом непубличного общества предусмотрено ее отсутствие. В публичном обществе ревизионная комиссия создается в случае, если ее наличие предусмотрено уставом публичного общества. Избрание членов ревизионной комиссии создаваемого общества осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой II настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
(абзац введен Федеральным законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ; в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Положения устава непубличного общества об отсутствии ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом такого общества, могут быть предусмотрены при его учреждении либо внесены в его устав, изменены и (или) исключены из его устава по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами этого общества.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
2. Компетенция ревизионной комиссии общества по вопросам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом общества.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок деятельности ревизионной комиссии общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. По требованию ревизионной комиссии общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Ревизионная комиссия общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Члены ревизионной комиссии общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии общества.
(в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 209-ФЗ)
Что проверяет ревизионная комиссия
Статья 20. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества
1. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью товарищества, в том числе за деятельностью его председателя и правления товарищества, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор).
2. Ревизионная комиссия состоит не менее чем из трех членов товарищества. В состав ревизионной комиссии (ревизором) не могут быть избраны председатель товарищества и члены его правления, а также их супруги и их родители (усыновители), родители (усыновители), бабушки, дедушки, дети (усыновленные), внуки, братья и сестры (их супруги).
3. Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) и ее полномочия устанавливаются уставом товарищества и (или) положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утвержденным общим собранием членов товарищества.
4. Ревизионная комиссия (ревизор) подотчетна общему собранию членов товарищества.
5. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества обязана:
1) проверять выполнение правлением товарищества и его председателем решений общих собраний членов товарищества, законность сделок, совершенных органами товарищества, состав и состояние имущества общего пользования;
2) осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности товарищества не реже чем один раз в год либо в иной срок, если такой срок установлен решением общего собрания членов товарищества;
3) отчитываться об итогах ревизии перед общим собранием членов товарищества с представлением предложений об устранении выявленных нарушений;
4) сообщать общему собранию членов товарищества обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов товарищества;
5) осуществлять проверку своевременного рассмотрения правлением товарищества или его председателем заявлений членов товарищества.
6. Органы товарищества обязаны по запросу ревизионной комиссии (ревизора) предоставлять копии документов товарищества, заверенные в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.
Что проверяет ревизионная комиссия
Статья 47. Ревизионная комиссия (ревизор) общества
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 47
1. Ревизионная комиссия (ревизор) общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.
Количество членов ревизионной комиссии общества определяется уставом общества.
2. Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, члены коллегиального исполнительного органа общества, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.
3. Ревизионная комиссия (ревизор) общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) общества.
4. Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется уставом и внутренними документами общества.
5. Настоящая статья применяется в случаях, если образование ревизионной комиссии общества или избрание ревизора общества предусмотрено уставом общества либо является обязательным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Полномочия Ревизионной комиссии
Адвокат Антонов А.П.
Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ООО.
Она избирается на общем собрании участников ООО простым большинством голосов, если ее создание предусмотрено уставом ООО. Но если в ООО больше 15 участников, то ее создание обязательно, кроме случаев, когда единогласным решением участников в устав внесено положение о ее отсутствии или о ее создании только в случаях, предусмотренных уставом.
Членами ревизионной комиссии могут быть любые физлица, за исключением лиц, занимающих должности в органах управления ООО. Устав может предусматривать дополнительные требования к членам ревизионной комиссии.
Также вместо ревизионной комиссии можно назначить ревизора или передать аудитору контроль за финансово-хозяйственной деятельностью.
Ревизионная комиссия создается в ООО исключительно по желанию участников, причем даже если в ООО более 15 участников.
Так, с одной стороны, п. 6 ст. 32 Закона об ООО устанавливает, что в обществах, имеющих более 15 участников, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора обязательно. С другой стороны, пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ предусматривает право общества отказаться от формирования ревизионной комиссии, и никаких ограничений в использовании этого права не установлено. При этом согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с положениями ГК РФ (в редакции данного Федерального закона) они применяются постольку, поскольку не противоречат положениям ГК РФ (в редакции данного Федерального закона). Поэтому в связи с тем что п. 6 ст. 32 Закона об ООО не приведен в соответствие с пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, применяются положения ГК РФ.
Для того, чтобы не формировать ревизионную комиссию в ООО с количеством участников более 15 человек, его участники должны принять одно из следующих решений (пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ):
Также вместо создания ревизионной комиссии можно избрать ревизора (лицо, осуществляющее функции ревизионной комиссии единолично). К данному лицу предъявляются те же требования, что и к ревизионной комиссии. Избирается он также на общем собрании участников ООО из кандидатов, предложенных участниками общества.
Кроме того, участники могут поручить осуществлять функции комиссии аудитору. Необходимо, чтобы он не был связан имущественными интересами с обществом, членами совета директоров, членами коллегиального исполнительного органа и с участниками общества (п. 6 ст. 32 Закона об ООО).
Членом ревизионной комиссии (ревизором) может быть любое физическое лицо (даже не являющееся участником общества), за исключением (п. 6 ст. 32 Закона об ООО):
Уставом можно предусмотреть дополнительные требования к членам ревизионной комиссии, поскольку это не запрещено Законом об ООО. В этом случае членом ревизионной комиссии сможет быть только лицо, соответствующее таким требованиям.
Определяя дополнительные требования, можно руководствоваться квалификационными требованиями, предъявляемыми к членам ревизионной комиссии АО с государственным участием, содержащимися в Перечне рекомендуемых компетенций для членов ревизионных комиссий (ревизоров) акционерных обществ с участием Российской Федерации, утвержденном Приказом Росимущества от 07.10.2013 N 310.
Также рекомендуем устанавливать в качестве требования к членам ревизионной комиссии запрет на наличие связей (аффилированности) между ними и обществом и (или) членами органов ООО. Избрание же в состав ревизионной комиссии аффилированных лиц влечет риск их необъективности при проведении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества и подготовке заключений по итогам его проведения.
Ревизионная комиссия создается для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ООО. Этот контроль по общему правилу осуществляется путем составления заключения по итогам деятельности общества за год. Такое заключение должно содержать подтверждение достоверности данных, включенных в отчеты и иные финансовые документы общества, информацию о фактах нарушения порядка ведения бухучета и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правовых актов РФ при осуществлении обществом финансово-хозяйственной деятельности. Такой контроль может также проводиться в любое другое время (п. п. 2, 3 ст. 37 Закона об ООО).
Права ревизионной комиссии ООО (п. 2 ст. 35, п. 2 ст. 47 Закона об ООО):
Порядок работы ревизионной комиссии законодательством не установлен, поэтому вы можете включить его в устав общества. Также вы можете разработать положение о ревизионной комиссии ООО, которое будет содержать подробный порядок ее работы (п. 4 ст. 47 Закона об ООО).
В устав ООО для избрания ревизионной комиссии нужно включить ряд обязательных сведений:
1) о ревизионной комиссии (возможности ее создания). При их отсутствии эти положения нужно предварительно (до избрания комиссии) внести в устав. Кроме того, если устав содержит положения о том, что ревизионная комиссия в обществе не создается вообще или создается только в определенных уставом случаях, их нужно исключить из устава в том же порядке (п. 6 ст. 32 Закона об ООО, пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ);
2) количестве членов ревизионной комиссии. Закон об ООО не устанавливает количество членов ревизионной комиссии, это нужно в обязательном порядке определить в уставе (п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 47 Закона об ООО).
Участники могут выдвигать кандидатов в ревизионную комиссию. Число кандидатов, выдвигаемых одним участником, не может превышать количественный состав соответствующего органа, поэтому важно это количество определить. Без этого нельзя выдвинуть кандидата.
Рекомендуем устанавливать нечетное количество членов ревизионной комиссии. Это позволит избежать риска непринятия ею решения по рассматриваемому вопросу в связи с равным количеством голосов;
3) сроке, на который избирается ревизионная комиссия. Этот срок не определен законодательством, поэтому также установите его в уставе. На практике ревизионная комиссия избирается на один финансовый год, и мы рекомендуем придерживаться этой позиции. Ежегодное переизбрание в перспективе позволит избежать злоупотреблений со стороны членов ревизионной комиссии. Но вы можете установить любой другой срок (п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 47 Закона об ООО).
Кроме того, рекомендуем включить в устав следующие положения о ревизионной комиссии:
1) о требованиях к членам ревизионной комиссии (п. 6 ст. 32 Закона об ООО);
2) порядке избрания ревизионной комиссии и прекращения ее деятельности. Избрание и прекращение полномочий ревизионной комиссии относится к исключительной компетенции общего собрания участников. Вы можете также включить в устав дополнительные основания досрочного прекращения полномочий ревизионной комиссии, поскольку это не запрещено законом (пп. 5 п. 2 ст. 33 Закона об ООО);
3) порядке деятельности ревизионной комиссии (п. 4 ст. 47 Закона об ООО). Данный раздел вы можете включить в устав и положение о ревизионной комиссии ООО;
См. также: Как составить положение о ревизионной комиссии (ревизоре) ООО
4) компетенции ревизионной комиссии в случае наделения ее полномочиями в дополнение к тем, что указаны в законе (п. 2 ст. 47 Закона об ООО);
5) об ответственности членов ревизионной комиссии. Такая ответственность законодательством не предусмотрена. Однако, поскольку отношения между ООО и членами ревизионной комиссии носят гражданско-правовой характер, вы можете включить в устав положения об обязанности членов комиссии возместить ООО вред, возникший по их вине (п. 1 ст. 1064 ГК РФ, п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 06.06.2016 N 1169-О).
Решение принимает очередное (внеочередное) общее собрание участников ООО простым большинством голосов от общего количества участников, если большее количество не предусмотрено уставом ООО. Уставом также может быть предусмотрено кумулятивное голосование по такому вопросу. Оформляется решение письменно в форме протокола. Если в обществе один участник, то оформите решение в письменной форме (п. п. 3 — 5 ст. 181.2 ГК РФ, пп. 5 п. 2 ст. 33, п. п. 8, 9 ст. 37, ст. 39 Закона об ООО).
При подготовке и проведении собрания участников рекомендуем:
Но прежде чем принимать решение на общем собрании участников, нужно, чтобы участники ООО направили предложения о выдвижении кандидатов в ревизионную комиссию. На основании этих предложений общество должно сформировать список кандидатов, из которых общее собрание будет избирать ревизионную комиссию.
5.1. Как подготовить и направить предложения о выдвижении кандидатов в ревизионную комиссию
Подготовить и направить предложение могут любые участники общества (п. 2 ст. 36 Закона об ООО).
Срок направления предложения нужно выбрать такой, чтобы оно поступило в общество не позднее чем за 15 дней до проведения собрания участников (п. 2 ст. 36 Закона об ООО).
Для этого рекомендуем сделать следующее:
1) составьте предложение в простой письменной форме, так как требований к его форме нет, и включите в него следующую информацию:
Учтите, что количество кандидатов, которое может предложить участник, не может превышать количественный состав ревизионной комиссии в соответствии с уставом ООО;
Подписать предложение о кандидатах должны участники или их представители. В случае подписания предложения представителем приложите доверенность. Это не обязательно, но рекомендуется так сделать для подтверждения полномочий представителя. В противном случае у лица, которое принимает решение о включении кандидата в список, появится возможность отказать во включении;
2) направьте (представьте) предложение любым законным способом, например почтовой связью или курьерской службой по адресу общества, содержащемуся в ЕГРЮЛ.
5.2. Как общество формирует список кандидатов в ревизионную комиссию
Список формирует директор путем издания приказа или совет директоров путем принятия решения на заседании и его оформления протоколом. Список кандидатов формируется на основании предложений, поступивших от участников ООО (п. 2 ст. 36, пп. 10 п. 2.1 ст. 32, пп. 4 п. 3 ст. 40 Закона об ООО, п. п. 3 — 5 ст. 181.2 ГК РФ).
Формально у директора (совета директоров) оснований для отказа во включении кандидатов в список нет. Однако директор (совет директоров) может отказать, если:
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Зачем нужна ревизионная комиссия ТСЖ и чем она занимается
Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья является контролирующим органом в ТСЖ и следит за хозяйственной, финансовой и предпринимательской деятельностью товарищества. Читайте о том, как создаётся ревизионная комиссия и чем она занимается.
Ревизионная комиссия как контрольный орган избирается на общем собрании членов ТСЖ
Ревизионная комиссия (РК) как орган контроля в ТСЖ избирается на общем собрании членов такого товарищества (ч. 3 ст. 146 ЖК РФ). Срок работы избранного состава комиссии не может составлять более двух лет. Затем комиссию необходимо переизбрать. При этом членами РК не могут стать собственники, которые уже вошли в правление ТСЖ (ч. 1 ст. 150 ЖК РФ). Избранные члены комиссии выбирают из своего состава председателя РК.
Примеры такого положения от работающих ТСЖ можно найти в интернете на сайтах товариществ. Если же положение о работе ревизионной комиссии не принималось на ОСЧ либо по предложенному варианту участники собрания проголосовали «против», то РК действует в соответствии с положениями ст. 150 и других статей о деятельности товарищества собственников жилья ЖК РФ.
Ревизионная комиссия контролирует финансовую деятельность ТСЖ
Ревизионная комиссия контролирует, чтобы финансово-хозяйственная деятельность ТСЖ, использование ресурсов происходило в соответствии со сметами и годовыми планами, а финансовые операции были обоснованными.
РК должна проверять не ведение бухучёта в ТСЖ, а всю финансовую деятельность товарищества, при этом должен существовать систематический контроль за работой ТСЖ.
Для проверки ревизионная комиссия запрашивает необходимые документы у правления ТСЖ
Рассмотрим работу РК при проверке финансовой отчётности ТСЖ за прошедший год. Председатель правления товарищества по распоряжению всего правления ТСЖ обязан передать членам ревизионной комиссии/ревизору документы на проверку.
На заседании комиссии перед проверкой составляется и принимается программа ревизии, в которой должны быть все вопросы, которые РК собирается проверить.РК проверяет законность и правильность расходов, соответствие расходов выполненным по факту работами оказанным услугам, достоверность указанных в документах и отчётности сведений.
После проверки ревизионная комиссия обязана составить протокол заседания и акт проверки/заключение. Заключение выносится на общее собрание членов ТСЖ. Именно ОСЧ утверждает сделанное заключение.
При этом на законодательном уровне не указаны последствия отрицательного решения ОСЧ товарищества по заключению, которое представила на утверждение ревизионная комиссия. Порядок действий в такой ситуации можно прописать в положении о работе РК и утвердить на ОСЧ заранее.
По итогам ревизии комиссия составляет заключение
Законом не урегулирована форма, по которой РК должна составить акт/заключение, а также что именно должно содержаться в нём. Разработать бланк такого документа может сама ревизионная комиссия после её избрания на общем собрании членов, либо же это делает правление ТСЖ. Затем форма прилагается к положению о работе комиссии и утверждается на ОСЧ.
Третья часть будет самой важной и содержательной, но при этом все сделанные выводы должны быть изложены лаконично и объективно, а приведённые факты подтверждены соответствующими документами. Члены комиссии не должны давать оценку обнаруженным нарушениям, а в описании нарушений РК следует чётко указать суть нарушения, кто и когда их совершил, какой от этого ущерб или последствия.
Все документы, необходимые для подкрепления выводов ревизионной комиссии, оформляются в виде приложений и являются неотъемлемой частью заключения.
Несколько примеров заключений и отчётов ревизионных комиссий ТСЖ: ТСЖ «Спасский мост», ТСЖ «ОЛИМП-99», ТСЖ «Прилепского 11».
На заметку
Ревизионная комиссия должна быть в каждом товариществе собственников жилья. К её компетенции относится контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью ТСЖ: насколько правильно и обоснованно товарищество тратит поступающие взносы и плату за ЖКУ.
Комиссия избирается на общем собрании членов ТСЖ, и именно ОСЧ контролирует работу РК, принимает её отчётность и утверждает положение о работе комиссии.
Ревизионная комиссия проводит плановые и внеплановые проверки деятельности ТСЖ и по итогам работы составляет заключение, где должны быть изложены выводы о том, есть ли нарушения в работе товарищества и какие меры нужно принять, чтобы устранить выявленные ошибки.