Что проверяет соцстрах при выездной проверке
Что проверяет соцстрах при выездной проверке
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
1. Выездная проверка страхователя проводится на территории (в помещении) страхователя на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика. В случае, если у страхователя отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа страховщика.
2. Решение о проведении выездной проверки выносит территориальный орган страховщика по месту нахождения страхователя, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
3. Выездная проверка обособленного подразделения, указанного в пункте 11 статьи 22.1 настоящего Федерального закона, проводится на основании решения территориального органа страховщика по месту нахождения обособленного подразделения.
4. Решение о проведении выездной проверки должно содержать следующие сведения:
1) полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество (при наличии) страхователя;
2) предмет проверки;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должности, фамилии и инициалы работников территориального органа страховщика, которым поручается проведение проверки.
5. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика о проведении выездной проверки утверждается страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
С 01.01.2022 п. 6 ст. 26.16 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. Предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, а также правомерность произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения.
7. В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
8. Выездная проверка страхователя проводится территориальным органом страховщика не чаще чем один раз в три года. При определении количества выездных проверок страхователя не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
9. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи, указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев.
10. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки могут являться:
1) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у страхователя нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и требующей проведения дополнительной проверки;
2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории (в помещении), где проводится выездная (повторная выездная) проверка;
3) проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
4) непредставление страхователем в установленный в соответствии с пунктом 6 статьи 26.18 настоящего Федерального закона срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.
11. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки территориальным органом страховщика, проводящим выездную (повторную выездную) проверку, в вышестоящий орган страховщика направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) проверки. Решение о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего органа страховщика.
12. В рамках выездной проверки страховщик вправе проверять деятельность обособленных подразделений страхователя.
13. При проведении выездной проверки обособленного подразделения, указанного в пункте 11 статьи 22.1 настоящего Федерального закона, срок проверки не может превышать один месяц.
14. Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, указанной в пункте 23 настоящей статьи.
15. Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика вправе приостановить проведение выездной проверки по следующим основаниям:
1) для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со статьей 26.18 настоящего Федерального закона;
2) для получения документов (информации) от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) для перевода на русский язык документов (информации), представленных страхователем на иностранном языке.
16. Приостановление проведения выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 15 настоящей статьи, допускается не более одного раза в отношении каждого лица, у которого истребуются документы.
17. Приостановление и возобновление проведения выездной проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика, проводящего указанную проверку, по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
18. Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если выездная проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 15 настоящей статьи, и в течение шести месяцев территориальный орган страховщика не смог получить запрашиваемые документы (информацию) от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления проведения указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
19. На период действия срока приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются действия территориального органа страховщика по истребованию документов у страхователя, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия территориального органа страховщика на территории (в помещении) страхователя, связанные с проведением указанной проверки.
С 01.01.2022 п. 20 ст. 26.16 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
20. Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
С 01.01.2022 ст. 26.16 дополняется п. 20.1 (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
21. Страхователь обязан обеспечить должностным лицам территориального органа страховщика, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.
22. При проведении выездной проверки у страхователя могут быть истребованы необходимые для проверки документы (информация) в порядке, установленном статьей 26.18 настоящего Федерального закона. Ознакомление должностных лиц территориального органа страховщика с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) страхователя, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения страховщика.
23. В последний день проведения выездной проверки должностные лица, проводящие выездную проверку, обязаны составить справку о проведенной проверке по форме, утвержденной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее страхователю (его уполномоченному представителю). В случае, если страхователь (его уполномоченный представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется страхователю по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 486-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
24. Повторной выездной проверкой страхователя признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период.
25. При проведении повторной выездной проверки страхователя может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки страхователя.
26. Повторная выездная проверка страхователя может проводиться:
С 01.01.2022 пп. 1 п. 26 ст. 26.16 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
27. Если при проведении повторной выездной проверки страхователя выявлен факт совершения страхователем нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к страхователю не применяются штрафные санкции, за исключением случая, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между страхователем и должностным лицом территориального органа страховщика.
Как проходят проверки ФСС
Исполнительными органами ФСС практикуется регулярное проведение выездных и камеральных проверок. Главное отличие двух видов мероприятий – в необходимости оповещения предприятий-работодателей о факте реализации проверочных действий. В случае с камеральными проверками уведомительная функция не нужна. Если вопросов к организации у ФСС по итогам рассмотрения документов не возникло, то предприятие может и не узнать об имевшей место камеральной (невыездной) проверке.
Для чего нужны проверки ФСС?
Сфера действия проверок органами ФСС затрагивает такие направления деятельности предприятий:
К СВЕДЕНИЮ! Главная цель проверок органами ФСС – подтверждение целевого использования средств фонда страхователями и правильности алгоритма расчета пособий должностными лицами на предприятиях.
Если в периоде проверки у работников предприятия были оплаченные больничные листы, то сотрудники ФСС проводят такие мероприятия:
Необходимые документы
Перечень документации, которую обязательно запросят органы ФСС при проведении проверки, законодательно не установлен. Сотрудники исполнительных органов ФСС в каждом случае определяют индивидуальный набор документов.
ВАЖНО! Запрашиваемые бланки следует представлять в форме копий, за исключением таких документов, как больничные листы – их потребуют предъявить в оригинале.
Документы общего характера
В этот список попадает учредительная и регистрационная документация, которая необходима для идентификации плательщика взносов и определения специфики его работы. Проверяющих может заинтересовать информация, содержащаяся в:
Дополнительно могут попросить представить для анализа показателей финансовой деятельности отчетность и имеющиеся аудиторские заключения.
ВАЖНО! При отказе работодателя представить для проверки какие-либо из запрашиваемых документов на него может быть наложен штраф в размере 200 рублей за каждый такой бланк.
Документы узкоспециализированные
Из специальных бланков может понадобиться в процессе проверки такой набор документации:
Порядок проведения выездной проверки
Для выездных проверок характерно строгое соблюдение утвержденного плана мониторинга деятельности страхователей. Проверочные мероприятия осуществляются непосредственно на территории работодателя. В исключительных случаях при невозможности проверяемым предприятием обеспечить сотрудников исполнительных органов ФСС помещением на время их работы над документацией, проверка может быть проведена на базе фонда с условием подвоза всей необходимой документации.
Период проверки – не более 3 лет. Частота проверок – максимум 1 раз в 3 года.
СПРАВКА! Исключение по частоте проверочных мероприятий может быть сделано для случаев реорганизации или ликвидации предприятия – проверка назначается при наступлении одного из этих событий и не соотносится с датой предыдущего мониторинга.
Продолжительность – до 2 месяцев, а при мониторинге показателей деятельности обособленных подразделений – до 1 месяца.
Порядок проведения камеральной проверки
Местом проведения камеральной проверки является рабочий кабинет сотрудника исполнительного органа ФСС. Для инициации такого типа проверочных мероприятий не требуется разрешение руководителя фонда. Срок реализации проверки ограничен трехмесячным периодом от даты получения от работодателя документации по страховым случаям или отчета.
Случаи, когда страхователя уведомляют о проведении камеральной проверки:
При появлении одного из оснований для уведомления у работодателя запрашиваются пояснения.
На предоставление пояснительных документов и корректировку показанных ранее сведений предприятиям отводится не более 5 дней.
Для подтверждения своей правоты работодатель может привезти проверяющему сотруднику выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета, приложить дополнительные оправдательные документы.
Если дополнительный набор документов не смог убедить проверяющего, фиксируется правонарушение. На основании выявленных фактов составляется акт. Если в документации страхователя ошибок и недочетов не было обнаружено, необходимости составлять акт не возникает. На проверку отводится 3 месяца.
Оформление результатов
Результаты проверок оформляются в форме актов. В случае с камеральной проверкой необходимость составления акта возникает только при выявленных правонарушениях. На составление итогового документа сотрудникам исполнительных органов ФСС отводится:
Один экземпляр подписанного акта должен быть вручен представителю страхователя. На эту процедуру дается 5 рабочих дней (отсчет начинается от даты подписания документа). Передача акта предприятию-работодателю может происходить:
В последнем случае документ считается полученным страхователем на 6 день. Письмо должно быть заказным. Факт отказа от личного получения акта в обязательном порядке фиксируется в содержании пересылаемого акта.
СПРАВКА! Если работодатель считает, что проверка была осуществлена с нарушениями, он имеет право направить в вышестоящие органы ФСС письменную жалобу с приведением доказательств неправомерности действий должностных лиц ФСС.
Возражения по содержанию акта работодатель вправе предъявить на протяжении 15 рабочих дней от даты фактического получения им документа. Изложение претензий к положениям, отраженным в акте, должно быть в письменной форме. Обязательно к пояснениям должны быть приложены документы или их копии, которые являются неоспоримыми аргументами в доказательстве правоты страхователя.
На рассмотрение и анализ объективности возражений сотрудникам фонда отводится 10 дней. Отсчет начинается со дня, в который истекает срок предъявления возражений. Допускается продление этого срока, максимальный период пролонгации равен 1 месяцу.
Руководитель органа ФСС по итогам проведенной проверки на основании материалов акта принимает решение о:
Документально оформленное решение руководителя исполнительного органа ФСС касательно ответственности страхователя приобретает юридическую силу через 10 рабочих дней, отсчитываемых от даты вручения лицу, на которое возлагается ответственность за совершенное правонарушение.
Следующий этап реализации итогов проверки – составление требования:
Данная процедура может не проводиться при отсутствии оснований или состава правонарушения.