Что проверяется при приемке спецодежды
Что проверяется при приемке спецодежды
II. Порядок выдачи и применения СИЗ
12. СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой ими работы.
13. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.
Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.
Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи СИЗ. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Допускается ведение карточек учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника.
(абзац введен Приказом Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)
Работодатель вправе организовать выдачу СИЗ и их сменных элементов простой конструкции, не требующих проведения дополнительного инструктажа, посредством автоматизированных систем выдачи (вендингового оборудования). При этом требуется персонификация работника и автоматическое заполнение данных о выданных СИЗ в электронную форму карточки учета выдачи СИЗ.
(абзац введен Приказом Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)
14. При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.
(п. 14 в ред. Приказа Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочим, профессии которых указаны в соответствующих типовых нормах, выдаются те же СИЗ, что и работникам соответствующих профессий.
16. Предусмотренные в типовых нормах СИЗ рабочих, специалистов и других служащих выдаются указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой профессии и должности являются старшими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих средств индивидуальной защиты.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. Работникам, совмещающим профессии или постоянно выполняющим совмещаемые работы, в том числе в составе комплексных бригад, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии, дополнительно выдаются в зависимости от выполняемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренные соответствующими типовыми нормами для совмещаемой профессии (совмещаемому виду работ) с внесением отметки о выданных СИЗ в личную карточку учета выдачи СИЗ.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н, Приказа Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. Работникам, временно переведенным на другую работу, работникам и другим лицам, проходящим профессиональное обучение (переобучение) в соответствии с ученическим договором, учащимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также другим лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя либо осуществляющим в соответствии с действующим законодательством мероприятия по контролю (надзору) в установленной сфере деятельности, СИЗ выдаются в соответствии с типовыми нормами и Правилами на время выполнения этой работы (прохождения профессионального обучения, переобучения, производственной практики, производственного обучения) или осуществления мероприятий по контролю (надзору).
Работники сторонних организаций при выполнении работ в производственных цехах и участках, где имеются вредные и (или) опасные производственные факторы, которые могут воздействовать на работников, должны быть обеспечены своим работодателем СИЗ в соответствии с типовыми нормами, предусмотренными для работников соответствующих профессий и должностей организации, в которую их направляют.
(абзац введен Приказом Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)
Руководителям и специалистам, которые в соответствии с должностными обязанностями периодически посещают производственные помещения (площадки) и могут в связи с этим подвергаться воздействию вредных и (или) опасных производственных факторов, должны выдаваться соответствующие СИЗ в качестве дежурных (на время посещения данных объектов).
(абзац введен Приказом Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)
(п. 18 в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. В тех случаях, когда такие СИЗ, как жилет сигнальный, страховочная привязь, удерживающая привязь (предохранительный пояс), диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический коврик, защитные очки и щитки, фильтрующие СИЗ органов дыхания с противоаэрозольными и противогазовыми фильтрами, изолирующие СИЗ органов дыхания, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели, наушники, противошумные вкладыши, светофильтры, виброзащитные рукавицы или перчатки и т.п. не указаны в соответствующих типовых нормах, они могут быть выданы работникам со сроком носки «до износа» на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также с учетом условий и особенностей выполняемых работ.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н, Приказа Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Приказом Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н, в ред. Приказа Минтруда России от 12.01.2015 N 2н)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. Дежурные СИЗ общего пользования выдаются работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предназначены.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Указанные СИЗ с учетом требований личной гигиены и индивидуальных особенностей работников закрепляются за определенными рабочими местами и передаются от одной смены другой.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
(см. текст в предыдущей редакции)
В таких случаях СИЗ выдаются под ответственность руководителей структурных подразделений, уполномоченных работодателем на проведение данных работ.
21. СИЗ, предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, выдаются работникам с наступлением соответствующего периода года, а с его окончанием сдаются работодателю для организованного хранения до следующего сезона.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Время пользования указанными видами СИЗ устанавливается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и местных климатических условий.
В сроки носки СИЗ, применяемых в особых температурных условиях, включается время их организованного хранения.
22. СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.
(п. 22 в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. СИЗ, взятые в аренду, выдаются в соответствии с типовыми нормами. При выдаче работнику специальной одежды, взятой работодателем в аренду, за работником закрепляется индивидуальный комплект СИЗ, для чего на него наносится соответствующая маркировка. Сведения о выдаче данного комплекта заносятся в личную карточку учета и выдачи СИЗ работника.
24. При выдаче СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.), работодатель обеспечивает проведение инструктажа работников о правилах применения указанных СИЗ, простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также организует тренировки по их применению.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
(см. текст в предыдущей редакции)
25. В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по независящим от работников причинам работодатель выдает им другие исправные СИЗ. Работодатель обеспечивает замену или ремонт СИЗ, пришедших в негодность до окончания срока носки по причинам, не зависящим от работника.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
(см. текст в предыдущей редакции)
26. Работодатель обеспечивает обязательность применения работниками СИЗ.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
(см. текст в предыдущей редакции)
28. Работники должны ставить в известность работодателя (или его представителя) о выходе из строя (неисправности) СИЗ.
29. В соответствии с установленными в национальных стандартах сроками работодатель обеспечивает испытание и проверку исправности СИЗ, а также своевременную замену частей СИЗ с понизившимися защитными свойствами. После проверки исправности на СИЗ ставится отметка (клеймо, штамп) о сроках очередного испытания.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н)
СИЗ: покупаем, выдаем и учитываем
Елена Шамова, бухгалтер компании Acsour, узнала, каким сотрудникам предписано выдать спецодежду, что будет, если этого не сделать, и как отразить покупку и выдачу личных средств защиты работникам в налоговом и бухгалтерском учете организации.
Спецодежда позволяет сотруднику защититься от вредных и опасных факторов (температуры, механических повреждений, ядовитых веществ и пр.) во время выполнения своих служебных обязанностей. В соответствии со статьей 221 ТК РФ на работах с опасными условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или сопряженных с загрязнением, сотрудникам выдаются: прошедшая обязательную сертификацию/декларирование специальная одежда, другие средства индивидуальной защиты: изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, рук, головы и проч.; смывающие и (или) обезвреживающие средства.
Перечень профессий, согласно которому должна выдаваться спецодежда, указан в Типовых нормах, утвержденный приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 года № 997н.
В приложении к приказу для каждой профессии указаны список и норма выдаваемой спецодежды. Следует отметить, что организация имеет право устанавливать нормы бесплатной выдачи самостоятельно. Квоты утверждаются локальными нормативными актами фирмы на основании результатов проведения специальной оценки условий труда с указанием ответственного должностного лица.
Работодатель обязан обеспечить приобретение, а также хранение, стирку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты за счет собственных средств и выдавать работникам спецодежду бесплатно. Правила выдачи и пользования, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников СИЗ установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 года № 290н об утверждении межотраслевых правил.
Требования Правил распространяются на всех работодателей – юридических и физических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа:
Несоблюдение сроков эксплуатации спецодежды грозит работодателю ответственностью. Так, за нарушение правил выдачи фирма может быть оштрафована на сумму от 30 000 до 50 000 рублей, а руководитель и ответственные лица – от 1000 до 5000 рублей (при повторном нарушении – дисквалификация на срок от одного года до трех лет).
Порядок выдачи
Спецодежда выдается сотруднику при приеме на работу и должна соответствовать полу, росту, размеру сотрудника, а также характеру и условиям труда. Сроки использования исчисляются со дня фактической выдачи и могут составлять от одного года до срока достижения износа.
Получение и сдача спецодежды фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ. Работник, которого не обеспечили спецодеждой, вправе отказаться от выполнения своих трудовых обязанностей. Кроме того, ему нужно оплатить возникший по этой причине простой в размере не менее 2/3 средней заработной платы. При выдаче спецодежды не нужно начислять НДФЛ и страховые взносы, так как она выдается работникам в пользование, а не в собственность (письмо Минфина от 16 сентября 2016 г. № 03-03-06/1/54239).
По проекту Минтруда России, организациям можно будет приобретать как российские, так и иностранные спецодежду, спецобувь и другие СИЗ. Для спецодежды неважно, будет ли она сшита из отечественной ткани или нет. Напомню, требования к производителю тканей фактически начали действовать с 2018 года.
Спецодежда является собственностью организации и подлежит возврату: при увольнении, при переводе на другую работу, для которой выданные специальная одежда, обувь и предохранительные приспособления не предусмотрены нормами, по окончании сроков их носки взамен получаемой новой спецодежды.
Возможность удержания денежных средств за спецодежду из заработной платы сотрудника при его увольнении ТК РФ не предусмотрена.
Если же вы не хотите «дарить» спец-одежду увольняющемуся сотруднику, то обращайтесь в суд, но в таком случае у вас в локальных нормативных документах должны быть прописаны возврат спецодежды или возмещение ее стоимости.
Технические требования
Специальная одежда – это не только вещи с логотипом компании. Важными в этом случае являются цвет, плотность и износостойкость. Производство регламентируется многочисленными ГОСТами, применяемыми в зависимости от типа и назначения средств защиты.
ГОСТы содержат требования к размерам, материалам, фурнитуре, маркировке, к методам контроля и испытаний, к транспортировке, хранению и эксплуатации такой одежды и других средств защиты.
Как таковые сроки службы стандарты не устанавливают. Требования к маркировке гласят, что на изделии должна быть проставлена дата производства, а указания по эксплуатации устанавливают, что в документации следует обозначить гарантийный срок использования защитных средств, который не может быть меньше времени использования, соответствующего типовым нормам.
Следует помнить о том, что недопустимо приобретать спецодежду без сертификатов соответствия и/или деклараций о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».
По проекту Минтруда России, организациям можно будет приобретать как российские, так и иностранные спецодежду, спецобувь и другие СИЗ. Для спецодежды неважно, будет ли она сшита из отечественной ткани или нет.
Напомню, требования к производителю тканей фактически начали действовать с 2018 года. Скорее всего, покупать иностранные СИЗ можно будет с 2019 года, так как по планам Минтруда изменения должны вступить в силу уже после 1 августа 2018 года.
Платить ли взносы?
Часть расходов на приобретение СИЗ организации разрешено зачесть в счет взносов на травматизм. Полный перечень мер можно найти в Правилах № 580н. Так, в счет взносов организация может: обучить охране труда работников отдельных категорий; провести спецоценку условий труда; купить аптечки первой помощи; купить алкометры и алкотестеры, чтобы проводить обязательные предрейсовые или предсменные медосмотры; купить одежду, обувь и другие СИЗ согласно Типовым нормам или результатам спецоценки условий труда. СИЗ должны быть отечественными. К спецодежде дополнительное требование: материалы, из которых она сшита, тоже должны быть российскими. Как поясняет ФСС, это требование применяется с 2018 года.
Сумма расходов, которую можно зачесть в счет уплаты взносов, не должна превышать 20 процентов от суммы взносов на травматизм, которые были начислены за прошлый год, за вычетом сумм выплат работникам по данному виду страхования в том же году. Отмечу, что если организация оплачивает спецодежду за счет бюджета, то НДС к вычету не принимается (письмо Минфина России от 20 июня 2018 г. № 03-07-11/42124).
НУ и БУ
Как же организациям учитывать приобретенную спецодежду? В налоговом учете ее стоимость можно учесть в расходах при одновременном выполнении следующих условий, прописанных в письмах Минфина от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48743, от 25 ноября 2014 года № 03-03-06/1/59763, от 16 февраля 2012 года № 03-03-06/4/8:
Таким образом, стоимость включают в материальные расходы в полной сумме на дату выдачи работникам (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Также вы вправе установить иной порядок списания стоимости спецодежды (например, равномерно в течение срока использования), закрепив его в учетной политике для целей налогообложения (подп. 3 п. 1 ст. 254, ст. 313 НК РФ).
Для отражения в бухучете приобретения спецодежды можно использовать следующие проводки. Для учета спецодежды со сроком службы 12 месяцев и меньше:
Дебет 10-10 Кредит 60
— приобретена спецодежда;
Дебет 19 Кредит 60
— принят к учету входной НДС по спецодежде;
Дебет 68 Кредит 19
— НДС по спецодежде принят к вычету;
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 10-10
— спецодежда выдана работникам.
Проводки по учету спецодежды со сроком службы более 12 месяцев:
Дебет 10-11 Кредит 10-10
— спецодежда выдана работникам (на дату выдачи спецодежды работникам);
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 10-11
— часть стоимости спецодежды списана на затраты (ежемесячно равными частями в течение срока службы спецодежды).
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Организация учета спецодежды на предприятии
Постановка задачи учета специальной одежды и средств индивидуальной защиты
Требование обеспечения СИЗ определяются ст. 212 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, существуют отраслевые нормы выдачи СИЗ, (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 октября 2008 г. N 541н), есть правила обеспечения спецодеждой и СИЗ (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н)
Какие потери от неэффективного учета наблюдаются на предприятиях?
Эти проблемы ложатся на плечи специалиста по охране труда и ему трудно без удобного инструмента организовать правильный и эффективный учет. Как можно реализовать необходимый учет специальной одежды? На практике есть 3 варианта:
Целесообразность применения отдельного программного продукта продиктовано не только соображениями разделения функций программы по разным подразделениям, но и по разделам учета, по типам и целям. Давайте посмотрим на задачи учета специальной одежды на предприятии:
При этом необходим оперативный обмен данными с другими учетными системами:
Рассмотрим схему бизнес-процесса учета спецодежды.
Такие задачи под силу современным платформам для автоматизации бизнеса. Ярким примером реализации такого подхода является разработка ООО «Информ Центр» программный продукт «Охрана труда» для 1С:Предприятия 8.
Автоматизация учета специальной одежды и СИЗ при помощи программы «Охрана труда»
Рассмотрим подробнее работу программы «Охрана труда». Для начала работы необходимо заполнить основные справочники: «Организации», «Подразделения», «Профессии», «Физические лица».
В программе имеется блок для обмена данными с типовыми конфигурациями на платформе 1С:Предприятие: «Управление производственным предприятием», «Зарплата и управление персоналом», «Бухгалтерия предприятия».
Для заполнения, а главное для актуализации данных можно воспользоваться обработкой загрузки данных. Программа уже настроена и для начала обмена достаточно просто указать необходимую базу данных в качестве источника. После обмена все необходимые справочники будут заполнены.
Теперь мы можем установить размеры физических лиц двумя способами:
Внести данные о размерах в личную карточку физического лица.
Воспользоваться специальной обработкой «Установка размеров физлиц». Этот вариант удобнее при первоначальном заполнении размеров, когда требуется заполнение данных по всем физлицам.
Вести размеры номенклатуры одежды, так же возможно с помощью программы «Охрана труда». Номенклатура в учетных системах бухгалтерии или складского учета может не вестись с достаточной степенью детализации по размерам. Там это не нужно. А для обеспечения работников специалисту по охране труда требуется обязательно. Для этого в программе предусмотрен учет в разрезе характеристик.
Полученные данные из учетных систем при переносе в программу «Охрана труда» необходимо конкретизировать по размерам.
Учет норм и потребностей выдачи спецодежды и СИЗ
Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды и специальной обуви (Приказ 541н от 1.10.2008) загружены в программу в виде справочника. Наряду с ним могут быть загружены другие нормы. Список норм приведен в документе «Нормативные документы по установлению норм выдачи специальной одежды».
По согласованию с профсоюзом на предприятии могут применяться свои нормы выдачи, установленные с учетом аналогов. Для разрешения вопроса, что же положено выдавать в программе предусмотрен документ, который определяет, что и кому выдавать. Универсальность документа заключается в том, что можно назначить норму на выдачу как отдельному подразделению, профессии, рабочему месту или конкретному сотруднику, либо назначить комбинацию этих параметров в любом сочетании. Предусмотрена возможность корректировки количества и срока полезного использования для выдачи сменных комплектов. Это когда выдается 2 спецовки на двойной срок для возможности стирки.
Установленные нормы, с одной стороны, служат для расчета потребностей в спецодежде и СИЗ при планировании закупок, с другой стороны позволяют перейти к формированию лимитно-заборных карт для выдачи спецодежды согласно норм с учетом имеющегося в наличии складского запаса. Сформированные нормы выдачи закрепляются за сотрудником.
Как правило, на предприятиях выдачей спецодежды занимаются кладовщики складов вспомогательных материалов, реже встречается выделенный склад спецодежды. Программа позволяет самостоятельно вести учет движения на складах по спецодежде и СИЗ, а может обмениваться информацией с другой учетной программой. Тут есть несколько вариантов:
В любом случае в программе охрана труда должны присутствовать сведения о поступлениях на склад и выдаче спецодежды со склада.
Сведения о наличии остатков по сладам, данные о спецодежде в эксплуатации и рассчитанные нормы выдачи позволяют вычислить требуемые объемы закупки спецодежды и составить внутренний заказ.
Программа готова сама выполнить согласование между номенклатурой для учета и номенклатурой для заказа при помощи дополнительной таблицы «Товары для обмена».
Результатом работы системы учета спецодежды и СИЗ является получение оперативных и достоверных данных о наличии, об обеспеченности и о потребностях в закупках. При этом все необходимые перерасчеты, связанные с перестановкой или сокращении персонала, остановкой при простое или запуском участка работы, открытии нового производства сразу отражаются в отчетности.
Благодаря использованию данного блока на предприятии возникают следующие эффекты:
При переводе этих выводов на язык цифр видно, что внедрение программы позволит улучшить каждый из показателей и эффект от внедрения может составить в размере около 10% от годового бюджета на закупку спецодежды! Как это рассчитали? А вот как! Возьмем предприятие в 1000 работников. По статистике из начала статьи видно, что в год такое предприятие тратит в среднем на спецодежду и СИЗ порядка 7 400 000 рублей.
Очевидно, что построение системы учета спецодежды на предприятии окупается уже течении первого года и даже раньше.