Что проверяют безопасники ржд
Родники
Группа компаний правовой поддержки
РЖД служба безопасности
Что проверяет служба безопасности при приеме на работу нового сотрудника 3.5 (70%) 4 votes
В настоящее время частым явлением стала ситуация, когда претендента на вакантную должность перед заключением трудового договора проверяет служба безопасности.
Что проверяет при приеме на работу этот отдел? Это зависит от внутренней корпоративной политики предприятия.
Проверка кандидатов при приеме на работу
При трудоустройстве человек обязан предоставить работодателю пакет документов, содержание которого варьируется в зависимости от того, на какую должность он устраивается.
На основании предоставленных документов может быть проведена первоначальная проверка:
Это открытые источники, информацию из которых можно изучить на законных основаниях.
Но, помимо этого, многие службы безопасности, имеют возможность узнать о работнике закрытую информацию: состояние банковских счетов, кредитную историю, наличие недвижимости и прочего имущества и т. д.
Когда проводится проверка службой безопасности
Проверка СБ проводится до подписания трудового договора с работником. Как правило, тщательная проверка проводится при трудоустройстве в силовые государственные ведомства, в банковскую сферу, на предприятия закрытого типа и т. д.
Руководство предприятия проводит проверку с целью собрать как можно больше сведений о кандидате и решить подходит ли он для работы на данной должности.
Обычно проверяют кандидатов не на все должности, а на те, которые требуют особой ответственности. Например, если подбирается сотрудник на должность, которая предполагает работу с денежными средствами и материальными ценностями, плохая кредитная история может стать препятствием.
Также работодатели предпочитают не связываться с работниками, которые выносили индивидуальные споры с предыдущим работодателем в суд.
Законна ли проверка службы безопасности при приеме на работу
Законность проверки будущего работника службой безопасности зависит от того, какие сведения проверяются.
Если изучают сведения только из открытых источников информации либо те, которые предоставил сам кандидат на должность, то такая процедура не нарушает законодательство.
Во все остальных случаях будут иметь место нарушение законодательства в той или иной мере. Но к сожалению, это практически невозможно отследить, поскольку обычно такими проверками занимаются бывшие сотрудники силовых и правоохранительных структур, которые имеют возможность собрать сведения о человеке по неофициальным каналам.
Какие сведения проверяет служба безопасности при трудоустройстве
Характер сведений, которые собирают о человеке, зависит от того, насколько глубоко компания проверяет своего будущего сотрудника, и на какую должность он устраивается.
Проверка сведений о судимости, об административных нарушениях
Проверку о наличии судимости и других правонарушениях можно провести двумя способами:
Если отсутствие судимости не предусмотрено законодательством, то оказать по этой причине в трудоустройстве будет противозаконным.
Проверка трудовой истории
Проверка трудовой истории является наиболее распространенной процедурой. Работодатель может самостоятельно позвонить бывшему работодателю либо запросить у работника письменную характеристику с предыдущих мест работы.
Статья 88 ТК РФ запрещает передавать личные сведения без согласия человека, которому они принадлежат.
Поэтому бывший работодатель не имеет права давать сведения об уволенном сотруднике без его согласия.
Выходом в этой ситуация является предоставление работником характеристики от бывшего работодателя.
Но в силу многих причин данная характеристика может быть искажена. Поэтому наиболее часто используется метод, когда представитель службы безопасности звонит непосредственному руководителю или в отдел кадров. И может получить устную характеристику на работника.
Например, может выясниться, что увольнение по соглашению сторон на самом деле означает, что сотрудника хотели уволить по отрицательным мотивам, но в силу его просьбы или прошлых заслуг формулировку в трудовой книжке изменили.
Сбор и проверка информации о частной жизни, членах семьи
Гражданин при приеме на работу может отказаться предоставлять сведения личного характера и будет прав. Исключение составляют случаи, когда речь идет о трудоустройстве на государственную службу. В этом случае предоставление информации обо всех членах семьи является обязательным условием.
Кроме того, некоторые данные о составе семьи можно почерпнуть из официальных документов: паспорта, свидетельства о рождении детей и т. д.
Обычно работодатели стремятся узнать о наличии детей и насколько часто будущий работник берет больничный по уходу за ними. Но отказ в приеме на работу по такой причине будет неправомерным.
Проверка службой безопасности на полиграфе
В настоящее время проверка на полиграфе (детекторе лжи) в обязательном порядке проводится для кандидатов на работу в МВД, силовые структуры и в случае, когда должностные обязанности предусматривают владение государственной тайной.
На сегодняшний день ФЗ № 478780-5 «О применении полиграфа» так и остается проектом, так что законность требования обязательного прохождения полиграфа весьма сомнительна.
А кандидаты, которые устраиваются в организации, не относящиеся к вышеуказанным, могут оказаться от прохождения данной проверки.
Вся генеральская рать РЖД. Знакомимся со штабом «нереформ» Олега Белозёрова
В конце минувшего года действующая со дня основания ОАО «РЖД» в 2003 году вертикаль управления во главе с президентом общества претерпела изменения. Привычная схема «президент – вице-президенты» по инициативе главы монополии Олега Белозёрова была изменена: президент стал генеральным директором, вице-президенты – замгендиректорами.
Изменения призваны были подчеркнуть в хорошем смысле наёмный статус руководства РЖД по отношению к государству, правительству, исключающий демонстрацию автономности и самостоятельности. То, в чём упрекали предыдущего главу РЖД Владимира Якунина.
Впрочем, сами изменения, по сути, вряд ли можно назвать радикальными. Как и кадровую политику Олега Белозёрова. По пришествии в РЖД в августе 2015 года, новый глава корпорации обещал, что масштабных перестановок не будет: «Революций не планирую. Всё, что можно сделать поступательно, эволюционным путём, будем делать». Подобный подход вряд ли продиктован природной осторожностью. Белозёров не привёл в РЖД свою команду, а кадровая революция в отсутствие «революционеров» невозможна.
Без перестановок и отставок, разумеется, не обошлось. Со своими должностями распростились представители старой якунинской гвардии: первый вице-президент Вадим Морозов, ответственный за хозяйственно-производственную деятельность РЖД, и вице-президенты Олег Атьков и Валерий Решетников, отвечающие, соответственно, за работу с общественными организациями и стратегическое развитие и реализацию реформы РЖД. Ушёл и вице-президент по безопасности Александр Бобрешов, которого считали доверенным лицом Якунина. Галину Крафт на должности главного бухгалтера сменила Елена Харыбина.
Олег Атьков (слева), Валерий Решетников
В управленческой верхушке РЖД (с известной долей условности) можно выделить несколько основных групп: «технари», «лоббисты», «технократы» и «смотрящие».
«Технари-железнодорожники» группируются вокруг представителя старой команды – первого заместителя гендиректора Анатолия Краснощёка. Из трёх «первых» он, безусловно, «первейший». При Белозёрове аппаратный вес Анатолия Анисимовича существенно вырос. Помимо вопросов организации перевозок, которыми он ведал в якунинскую эру, ему достался функционал отставного Вадима Морозова: то есть фактически целиком производственный блок.
Олег Валинский
В сферу влияния Краснощёка входят его бывшие сослуживцы по Октябрьской железной дороге: заместитель гендиректора – начальник Дирекции тяги Олег Валинский и заместитель гендиректора – начальник Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Верховых. В последнее время пошли в гору дела сразу нескольких протеже Анатолия Анисимовича: заместителя гендиректора – начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова, молодого и амбициозного директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и по совместительству коммерческого директора РЖД Алексея Шило, бывшего главы столичного метро, а ныне директора РЖД по пассажирским перевозкам Дмитрия Пегова и подчинённого ему Павла Бурцева – руководителя бизнес-блока «Пассажирские перевозки».
Несколько особняком стоит фигура Сергея Кобзева, заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД», опытного 53-летнего специалиста, работавшего ещё в центральном аппарате МПС при Геннадии Фадееве.
Сергей Кобзев
Явно в противовес влиянию блока Анатолия Краснощёка, О. Белозёров повысил статус руководителя финансово-экономического блока Вадима Михайлова. Михайлов пришёл в РЖД при Якунине из московского офиса «Эрнст энд Янг», аудитора и консультанта корпорации, но именно при новом руководстве из старших вице-президентов он перешёл на ступень первого.
Под его опёку после ухода вице-президента Салмана Бабаева перешёл коммерческий блок, которым г-н Михайлов управляет весьма уверенно. Всё чаще Михайлов делает заявления, касающиеся стратегического развития монополии. Именно он защищал интересы монополии во время тарифной компании на 2018 год, выступая её представителем на переговорах с ФОИВами и членами Совета потребителей РЖД. И стоит отметить, что его авторитет и влияние заметно выросли после утверждения тарифов в практически неизменном виде от предлагаемого монополией.
Вадим Михайлов
Своим «технократизмом» Михайлов близок к гендиректору компании Олегу Белозёрову. Вместе с тем положение Михайлова нельзя оценить однозначно. Вадим Валерьевич, находясь на ключевой позиции, остаётся чужаком в корпоративной среде, отношение к нему со стороны железнодорожников-технарей, можно сказать, саркастическое. Да и ему, тонкому ценителю антиквариата и искусств, не о чем поговорить с коллегами, прошедшими всю карьерную лестницу от обходчика до ж/д генерала. К тому же, г-н Михайлов является ключевой фигурой на переговорах с правительством и крупнейшими клиентами монополии по дотационной и доходной части бюджета компании.
К этой же «технократической» группе можно отнести заместителя гендиректора – начальника Департамента безопасности движения Шевкета Шайдуллина, заместителя гендиректора по капстроительству Олега Тони, заместителя гендиректора по социальным вопросам Дмитрия Шаханова, а также начальника Правового департамента Вадима Бынкова.
«Смотрящие» призваны контролировать деятельность других подразделений компании с позиции интересов Олега Белозёрова. Прежде всего, это Анатолий Чабунин, заместитель генерального директора – директор по внутреннему контролю и аудиту, которому вдобавок переподчинён блок конкурсных процедур, что значительно повышает его уровень влияния в компании. Тем более, что именно вопрос закупок и наведения порядка в этой сфере является наиболее болезненным вопросом как для компании в целом, так и лично для Олега Белозёрова, перед которым при назначении была поставлена задача оптимизировать расходы корпорации.
Искоренение потенциально-коррупционных схем закупок и заказов, о чём неоднократно писали СМИ и даже аудиторы компании, способно сэкономить десятки и сотни миллиардов рублей. Утечки в СМИ, которые периодически происходят, свидетельствуют о том, что внутри корпорации идёт ожесточённая внутренняя борьба за контроль над расходованием финансовых ресурсов, и ключевую роль здесь играет главный контролёр Чабунин.
Заместитель гендиректора Андрей Старков курирует вопросы корпоративного управления и распоряжением имущества, возглавляет советы директоров ключевых дочерних обществ РЖД. Другой зам, кадровый сотрудник спецслужб Николай Федосеев, отвечает за корпоративную безопасность. Директор по экономике и финансам Ольга Гнедкова, хотя и относится к якунинской команде, очевидно, пользуется доверием Белозёрова.
И, наконец, группа «лоббистов». Их задача – обеспечить благоприятную среду для деятельности компании, доказывая различным представителям федеральных и региональных органов власти и обществу значимость РЖД. Результатом являются принятые решения по малым региональным и мега-проектам, бюджетным ассигнованиям и законодательным и регулятивным решениям, выгодных для компании. К ним относится «третий» первый заместитель генерального директора Александр Мишарин. «Калиф на час», в течение которого, благодаря загадочной информационной диверсии в 2013 году, Александр Сергеевич оказался на месте самого Якунина.
Александр Мишарин
В ведении Мишарина находятся вопросы развития скоростного и высокоскоростного движения. Собственно, а кто, как не Мишарин, должен отвечать за данное направление: именно Александр Сергеевич в 2009 году, в бытность губернатором Свердловской области, выдвинул идею строительства ВСМ «Москва – Казань – Екатеринбург». Несмотря на обширную критику и даже скептические высказывания на этот счёт Владимира Путина, а также провал запуска ВСМ к ЧМ-2018, тема высокоскоростного сообщения не закрыта. И очень даже живо обсуждается в различных вариантах. Значит, лоббистские усилия монополии не пропадают даром. А в том, что они будут только усиливаться, сомнений нет – слишком высока ставка. Например, стоимость строительства ВСМ «Москва – Казань» превышает 1 трлн рублей. К тому же служебный интерес здесь подчас неотделим от личного. Так, по данным «Ведомостей», близкие Мишарину люди руководят институтом Мосгипротранс, который получил заказ на 22 млрд рублей в рамках проекта магистрали «Москва – Казань – Екатеринбург».
О многообразной деятельности Петра Кацыва vgudok.com подробно рассказывал. Несмотря на скандальный шлейф. Кацыв не выпал из руководящей обоймы РЖД, получив пост заместителя генерального директора – начальника Центра по развитию Московского транспортного узла. Слишком большое значение имеет вхожесть Петра Дмитриевича в коридоры власти столицы и Подмосковья. И слишком большие деньги на кону. В инвестиционной программе РЖД текущего года на развитие железнодорожной инфраструктуры Московского узла предусмотрено почти 11 млрд рублей. Это, конечно, не триллионы ВСМ (в большей степени гипотетические), зато это реальные деньги и конкретная перспектива на несколько лет вперёд.
Пётр Кацыв
Отдельно скажем о личных советниках генерального директора Олега Белозёрова. Среди них по-прежнему хватает представителей «старой гвардии», таких как Геннадий Фадеев, Вадим Морозов и Валентин Гапанович. Есть советники на общественных началах, такие как экс вице-президент РЖД Сергей Мальцев, о котором мы уже подробно рассказывали. Хотя это, скорее всего, дань политесу, и влияние коммерсанта Мальцева внутри руководства РЖД близится к нулю.
Среди советников генерального есть незаменимые тяжеловесы, которые участвуют в принятии практически всех важных решений, входящих в сферу их деятельности. К таким относится Тамара Ивановна Стебунова (бывшая замглавы ФСТ), которая в РЖД отвечает за методологическое обоснование тарифной политики монополии и Прейскуранта 10-01. Она привела в корпорацию целую команду специалистов во главе с Владимиром Варгуниным, для которого в монополии был создан целый департамент — методологии тарифообразования. Тамара Ивановна вместе со своим замом составляют аргументрованные ответы на претензии, которые возникают к РЖД со стороны ФАС. И работы у советников, судя по большому числу конфликтов между монополией и регулятором, хватает.
Есть люди, которые топ-менеджменту и самому генеральному директору дают советы несколько другого толка. И контролируют такие тонкие материи, как PR, к примеру, в том числе личный. Здесь стоит вспомнить Светлану Крыштановскую, которая пришла вслед за Олегом Белозёровым из Минтранса. Кое-кто называет советницу конфидентом главы РЖД.
Несмотря на постепенность кадровых перемен в монополии, они демонстрируют один очевидный тренд в управленческой политике РЖД – контроль за активами и финансовыми потоками всё более обособляется в отдельное направление и приобретает ключевое значение, отодвигая на второй план собственно производственную деятельность.
Захар Максимов
В публикации использованы материалы Института исследования проблем железнодорожного транспорта
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Утверждаю
Президент ОАО «РЖД»
В.И.Якунин
19 мая 2009 г. N 36
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 29.05.2010 N 1183р)
1. Департамент безопасности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее — Департамент) является подразделением аппарата управления ОАО «РЖД».
2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом ОАО «РЖД», нормативными документами ОАО «РЖД», а также настоящим Положением.
3. В состав Департамента входит Управление транспортной безопасности.
В ведении Департамента находятся Бюро пропусков — структурное подразделение ОАО «РЖД» и региональные центры безопасности — структурные подразделения ОАО «РЖД».
(Пункт 3 дан в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 29.05.2010 N 1183р)
4. Департамент имеет печать, штампы, бланки и другие реквизиты со своим наименованием.
II. Основные задачи и функции
8. Департамент имеет право:
1) подготавливать и представлять на утверждение органам управления ОАО «РЖД» проекты документов по вопросам, отнесенным к ведению Департамента;
2) контролировать выполнение подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», его филиалами, другими структурными подразделениями и ДЗО решений органов управления ОАО «РЖД» по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
3) приглашать на совещания, проводимые Департаментом, представителей иных подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», его филиалов и других структурных подразделений;
4) запрашивать от подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», его филиалов, других структурных подразделений и ДЗО сведения, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на Департамент задач;
5) пользоваться в установленном порядке бухгалтерской, статистической и иной отчетностью, а также всеми информационными ресурсами ОАО «РЖД»;
6) вести в установленном порядке официальную переписку с организациями и гражданами по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
7) издавать в пределах своей компетенции инструктивные документы (письма, памятки и др.), обязательные для исполнения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», его филиалами и другими структурными подразделениями;
8) участвовать в проводимых ОАО «РЖД», его филиалами и другими структурными подразделениями совещаниях и иных мероприятиях, на которых рассматриваются вопросы, входящие в компетенцию Департамента;
9) проверять в пределах своей компетенции деятельность филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД»;
10) привлекать работников подразделений аппарата управления ОАО «РЖД» по согласованию с их руководителями для проведения необходимых проверок по вопросам защиты экономических интересов ОАО «РЖД», анализа и экспертизы материалов и документов и решения других задач, входящих в компетенцию Департамента;
11) получать от подразделений безопасности филиалов, других структурных подразделений ОАО «РЖД» и ДЗО информацию и документы, необходимые для осуществления Департаментом своих функций;
12) организовывать проверки состояния работы по предупреждению актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта и контроль устранения выявленных нарушений и недостатков;
13) требовать представления планов и отчетов от причастных подразделений ОАО «РЖД» по вопросам профилактики актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта и давать рекомендации по улучшению этой работы;
14) требовать объяснения от работников ОАО «РЖД» (в письменной и устной форме) по вопросам, возникающим в ходе проведения Департаментом проверок и служебных расследований;
15) привлекать в установленном порядке специализированные информационные, аналитические, охранные, частные детективные организации;
16) получать от аппарата президента ОАО «РЖД», Департамента управления делами, Департамента по связям с общественностью, Департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти и Департамента международных связей информацию о подготовке и проведении мероприятий с участием руководителей ОАО «РЖД»;
17) осуществлять доступ на объекты филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» по предъявлении служебного удостоверения.
V. Организация работы
9. Департаментом руководит начальник Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом ОАО «РЖД».
10. Начальник Департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности президентом ОАО «РЖД».
Обязанности начальника Департамента во время его отсутствия исполняет один из его заместителей в соответствии с распределением обязанностей между начальником Департамента и его заместителями.
11. Начальник Департамента:
1) руководит Департаментом на принципе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач;
2) осуществляет работу Департамента в соответствии с планами работы ОАО «РЖД»;
3) представляет в установленном порядке ОАО «РЖД» в государственных органах, общественных и иных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
4) представляет президенту ОАО «РЖД» в установленном порядке предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей начальника Департамента;
5) распределяет обязанности между начальником и заместителями начальника Департамента;
6) утверждает положения об отделах (секторах) Департамента, должностные инструкции работников Департамента и вносит в них при необходимости изменения;
7) осуществляет по согласованию с Департаментом управления персоналом прием на работу и увольнение с работы, а также перевод и перемещение работников Департамента в установленном ОАО «РЖД» порядке;
8) контролирует соблюдение работниками Департамента трудовой и исполнительской дисциплины;
9) применяет к работникам Департамента меры поощрения, налагает на них дисциплинарные взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) направляет работников Департамента на профессиональную переподготовку и повышение квалификации;
11) согласовывает назначение на должность и освобождение от должности руководителей региональных центров безопасности и Бюро пропусков;
12) пользуется другими правами, предоставленными ему в соответствии с нормативными документами ОАО «РЖД».
12. Отделы (секторы) Департамента выполняют свои функции в соответствии с настоящим Положением и положениями об отделах (секторах).
13. Работники отделов (секторов) Департамента руководствуются при выполнении своих функций должностными инструкциями.
Признать утратившим силу Положение о Департаменте безопасности ОАО «РЖД», утвержденное ОАО «РЖД» 26 марта 2004 г. N 230.
Как работодатель проверяет соискателей перед трудоустройством
Я ходил на собеседование в крупную нефтяную компанию. Мне сказали, что я им подхожу, но мою кандидатуру направят на дальнейшее согласование.
Вот мой вопрос: на что обращают внимание специалисты службы безопасности при трудоустройстве и что может повлиять на их решение?
У меня нет судимости, алиментов, налоговой задолженности и штрафов. Я понимаю, что причина может быть не только в службе безопасности. Возможно, нашелся более подходящий кандидат или отдел кадров сильно загружен, но хотелось бы знать ответ на вышеуказанный вопрос.
Александр, в разных компаниях разные подходы к проверке соискателей. Некоторые работодатели вообще не заморачиваются с этим. Другие же пройдутся по всему генеалогическому древу и узнают о вас то, чего вы и сами не знали.
Не могу сказать, как обстоят дела в нефтяной компании, где вы проходили собеседование. Но есть типичные факторы, на которые обычно обращают внимание работодатели.
На сайте Федеральной службы судебных приставов есть база данных исполнительных производств. Там в открытом доступе лежит информация обо всех должниках, с которых взыскивают деньги судебные приставы. Чтобы найти данные о конкретном человеке, понадобится его фамилия, имя, отчество и дата рождения. Можно и без даты рождения, но тогда есть риск перепутать соискателя с его полным тезкой.
По этой базе можно узнать не только сумму долга, но и откуда она появилась. Отдельно выделены невыплаченные кредиты, налоги и сборы, уголовные и административные штрафы, платежи за услуги связи и ЖКХ.
Для работодателя это важно. Если у работника есть исполнительные производства, то часть его зарплаты — обычно около половины — придется удерживать и перечислять в службу судебных приставов. Большой вопрос, будет ли сотрудник качественно выполнять свои обязанности, получая на руки только 50% зарплаты.
А еще служба безопасности анализирует долги и причины их появления, чтобы определить, соответствует ли кандидат должности и какие риски с ним связаны. Многочисленные штрафы ГИБДД подскажут, что человек не подходит на вакансию водителя. Административные штрафы ОВД говорят о том, что соискатель бурно проводит свободное время.
Если человек проходил процедуру банкротства, то сведения о нем содержатся в специальном реестре.
Иногда проверка соискателя по этому списку не блажь, а необходимость. Дело в том, что банкротам нельзя участвовать в управлении юрлицами в течение определенного времени после завершения процедуры. Срок запрета зависит от вида деятельности организации: если это банк — 10 лет, страховая или микрофинансовая компания — 5 лет, обычная фирма — 3 года.
И если организация ищет сотрудника на руководящую должность, она должна проверять всех соискателей по реестру банкротов. Это не право, а обязанность.
В целом банкротство — негативный фактор для работодателя. Он говорит о том, что человек взял на себя долговые обязательства, которые не смог или не захотел выполнять.
Кредитная история содержит информацию, как человек платит по своим кредитам и займам. Работодатель может получить эти сведения, если заключит договор с бюро кредитных историй и возьмет письменное согласие кандидата на доступ к его кредитному отчету.
В базе судебных приставов видны только проблемные долги, которые уже прошли через суд. А по кредитной истории можно отследить только зарождающиеся проблемы с финансовой дисциплиной. Как оценивать кредитный отчет и нужно ли это вообще — дело конкретного работодателя.
В целом идея такая: организации стараются не допускать к управленческой и финансовой деятельности людей, которые не умеют управлять собственными финансами.
А еще они опасаются, что должник будет:
Т—Ж много писал про кредитные истории, почитайте эти нетленки:
Самый простой для работодателя способ узнать, какой вы сотрудник, — спросить у ваших предыдущих работодателей. Руководители компаний охотно обмениваются подобной информацией.
Обычно интересуют такие вопросы:
Как правило, соискателя просят указать контактных лиц с предыдущей работы, с кем можно пообщаться и навести справки. Бывают случаи, когда кандидат честно рассказывает, что уходил с проблемами. Тогда безопасники обращаются в его прежнюю компанию и узнают мнение другой стороны баррикад. Потом сравнивают мнения и определяются, нужен ли такой сотрудник. Отсюда вывод: лучше расставаться друзьями, а не врагами, ведь бывший работодатель может портить вам жизнь долгие годы.
На некоторые работы запрещено брать людей, которые привлекались к уголовной ответственности. Например, нельзя устроиться на госслужбу, если есть неснятая или непогашенная судимость. Того, кто был осужден за преступление против жизни и здоровья, не возьмут учителем в школу.
Это не единственные примеры. Есть ограничения для работников прокуратуры и авиации, военнослужащих, главных бухгалтеров некоторых видов организаций, полицейских и даже коллекторов.
Если должность предполагает отсутствие судимости и это прописано в законе или трудовом кодексе, работодатель обязан проверить, не имеет ли кандидат криминального прошлого. Для этого он просит соискателя принести справку об отсутствии судимости. Официально работодатель сам такую справку получить не сможет.
Организация не вправе требовать от соискателя справку об отсутствии судимости, если нет ограничений на трудоустройство на вакантную должность с судимостью. А знать-то хочется: вдруг этот человек — серийный убийца, только вчера вышел на свободу, а сегодня пришел на собеседование. Поэтому некоторые работодатели получают информацию о судимости по неофициальным каналам. Это незаконно, но такое бывает. Кстати, иногда на судимость проверяют не только соискателя, но и его родственников.
По информации в соцсетях и постам на форумах можно узнать о соискателе едва ли не больше, чем на собеседовании.
Как-то раз к нам в компанию пытался устроиться один юрист. При личном общении он произвел отличное впечатление, но потом мы полезли смотреть его аккаунты в соцсетях. А там фото, как он в свободное время вырезает ножом у себя на теле руны и вскидывает руку в нацистском приветствии. В общем, мы поняли, что нам чуть-чуть не по пути.
Поэтому два совета:
Сотрудники службы безопасности иногда даже приезжают по месту жительства соискателя и беседуют с его соседями. Проверяющих интересуют такие вопросы:
Бывает, что после собеседования и изучения документов складывается впечатление, что соискатель — милейший человек. Но по итогам опроса бабушек у подъезда выясняется, что он лупит жену, засыпает пьяным на лестничной клетке, а в квартире у него притон.
Но нельзя просто так прийти и начать расспрашивать соседей. Сбор информации о человеке, которая составляет личную или семейную тайну, без его согласия — это преступление. Максимальное наказание — до двух лет лишения свободы.
Поэтому работодатель обязан предварительно получить письменное согласие соискателя на проведение такой проверки — его добавляют к документам, которые дают подписать на собеседовании. Отсюда главное правило юридической грамотности: сначала читайте, потом подписывайте.
В интернете есть сведения о судебных процессах, в которых человек участвовал или участвует в качестве истца или ответчика. На сайтах судов выкладывается информация о движении дел с текстами судебных актов. Еще есть открытые базы, которые объединяют информацию сразу по всем судам, например «СудАкт» и «Правосудие».
Проверяющий смотрит, с кем судится соискатель, что требует, какие доводы приводит. Если он сражается из-за невыплаченной премии с фирмой, из которой ушел, это не очень хорошо для нового работодателя.
Если соискатель — юрист, можно изучить его дела и понять, чьи интересы он представлял, какие процессы выигрывал и проигрывал.
Но в судебных решениях, которые выложены в интернете, нет ни даты рождения, ни паспортных данных истца и ответчика. Обычно есть фамилия, а вместо имени и отчества — инициалы. Поэтому при проверке легко перепутать одного человека с другим. Если работодатель сомневается, тот ли это человек, он может связаться с соискателем и уточнить: «Это вы судились с ООО „Ромашка“ в 2018 году?»
Конечно, этот метод не подходит для проверки людей с распространенными фамилиями: очень сложно найти в базе конкретного Иванова или Петрова.
Работодатель должен убедиться, что соискатель представляет ему подлинные документы. Для этого есть разные способы и сервисы. Например, паспорта проверяют по базе МВД.
Документы о высшем и среднем профессиональном образовании, а также сертификаты о владении русским языком проверяют на подлинность через сервис Рособрнадзора. Так что если мошенник купил поддельный диплом МГУ и пытается устроиться на работу, это быстро выяснится.
Теперь давайте поговорим о том, почему работодатель не дает вам ответ.
Почему работодатель молчит
Александр, компания сообщила, что вы подходите и что они отправили вашу кандидатуру на согласование в Москву. Неизвестно, как все было на самом деле: возможно, так сказали всем соискателям. Например, в столицу ушли 20 анкет, их проверили и выбрали одну — не вашу.
Или действительно процесс принятия решения очень длинный и многоступенчатый. И ваша анкета до сих пор гуляет по кабинетам и ждет подписи какого-нибудь важного человека, который никак не вернется из отпуска.
Вы говорите, что прошло полтора месяца, — это не так много. Например, в полиции срок проверки — 3 месяца с возможностью продления. Не факт, что в крупной нефтяной компании все происходит быстрее. Попробуйте подождать. Опять же, ничто не мешает параллельно рассматривать другие варианты трудоустройства.
Если терпеть уже нет сил, уточните статус рассмотрения вашей кандидатуры — позвоните или напишите письмо работодателю. Если ответят, что вам отказано в трудоустройстве, письменно запросите информацию о причинах отказа. Организация обязана ответить на такой запрос в течение 7 рабочих дней с момента получения.
Запрос можно передать лично под подпись либо отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Причины отказа должны быть связаны с деловыми качествами кандидата и не могут относиться к его полу, возрасту, вероисповеданию, убеждениям, социальному статусу, имущественному или семейному положению, месту жительства. Неправомерный отказ можно обжаловать в суде. Как и в каких случаях это делается, мы уже писали.
Кратко
Нет единой методики, как проверять соискателей. Одни организации действуют так, другие — иначе, а третьи вообще не проверяют.
Работодатели могут запрашивать кредитную историю соискателей, но только с их письменного согласия.
Долги — это минус. Организации придется удерживать часть зарплаты такого работника и перечислять приставам. Есть опасение, что человек за половину зарплаты будет трудиться хуже, чем за целую. Другой риск: такой сотрудник будет думать не о работе, а о том, как спасти свое имущество от приставов и скрыться от коллекторов.
Компании обмениваются информацией о нерадивых или проблемных работниках. Бывший работодатель может годами портить вам жизнь и мешать трудоустроиться.
Есть миллион возможных причин, почему работодатель молчит. Чтобы не гадать, просто спросите.
По требованию соискателя организация должна письменно объяснить причины отказа. Незаконный отказ можно оспорить в суде.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.