Что проверяют экологи на предприятии

Как проходят проверки Росприроднадзора

Росприроднадзор – это орган, который ответственен за контроль в сфере охраны окружающей среды. То есть это структура, обеспечивающая экологический контроль. Ее основные функции: обнаружение и пресечение нарушений экологических норм.

Плановые и внеплановые мероприятия

Проверки Росприроднадзора регламентируются ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП при осуществлении надзорных мероприятий» от 26 декабря 2008 года. Проверка подразделяется на два вида.

Плановая

Плановые мероприятия осуществляются не чаще раза в 3 года. План формируется за несколько месяцев до завершения года. Затем он согласуется с региональной прокуратурой. Сведения о плане проведения проверок можно найти в открытом доступе. Они размещены на сайтах Прокуратуры и Росприроднадзора. Основания для осуществления проверок:

Предприниматель имеет возможность заблаговременно подготовиться к проверке.

Внеплановая

Внеплановая проверка проводится по конкретным фактам. Для ее осуществления нужны основания:

Жалоба может поступать от любых лиц. Внеплановая проверка предполагает более узкий комплекс действий. В частности, проверяется сфера, в которой предположительно произошло нарушение.

Сроки

Максимальный срок плановой проверки – 20 рабочих дней. Касательно выездных мероприятий действуют эти сроки:

Срок в 20 дней может продлеваться в исключительных случаях. Обычно это связано с необходимостью проведения длительных экспертиз и исследований.

Что именно проверяет Росприроднадзор

Росприроднадзор осуществляет контроль над следующими направлениями:

Проверка осуществляется в отношении организаций, которые так или иначе контактируют с перечисленными природными объектами.

Проверяемые документы

Обычно в рамках проверочных мероприятий рассматриваются эти документы:

Все документы предоставляются в оригинале. На них должны стоять подпись руководителя и печать фирмы.

Правильная подготовка к проверке

К плановому мероприятию следует готовиться заблаговременно. Рекомендуется заказать независимый экологический аудит. Он нужен для проверки наличия всех необходимых документов. Аудитор также проверяет, соответствует ли деятельность организации всем экологическим нормам. Аудит фирма может провести с помощью собственных ресурсов. Если же этих ресурсов недостаточно, имеет смысл обратиться к профессиональным аудиторам.

К внеплановому мероприятию подготовиться сложнее. Уведомление о нем предприниматель получает за сутки до проведения. То есть у фирмы остается минимальное время на подготовку. Однако и в этом случае можно предпринять эти действия:

Не обязательно предоставлять документы моментально. Следует проверить их на ошибки.

Итоги проверки

Если Росприроднадзор найдет правонарушения, оформляется акт. Составляются предписания по исправлению нарушений. Дальнейшие меры зависят от серьезности экологического преступления. Предпринимателю может быть выписан штраф. В крайнем случае работа организации приостанавливается. Повторные нарушения предполагают административную ответственность.

Рассмотрим правонарушения и ответственность за них:

Штрафы, касающиеся экологии, уплачиваются до 20 числа месяца, последующего за отчетным кварталом.

ВАЖНО! Заключение Росприроднадзора можно оспорить. Для этого нужно на протяжении 15 дней направить обоснованное возражение в региональный надзорный орган. В суде штраф можно обжаловать на протяжении 10 дней. В суд направляется иск с обоснованными возражениями. К нему прилагаются документы, подтверждающие позицию истца.

Дополнительные рекомендации

Больше всего проблем у предпринимателя возникает при внеплановой проверке. Всего за 24 часа ему нужно подготовиться к мероприятию. Сделать это не всегда возможно. Для предупреждения проблем рекомендуется общаться с инспекторами максимально вежливо. Не стоит лгать, так как при проверке быстро обнаружится правда. Рекомендуется оперативно подготовить имеющиеся документы, проверить их на предмет ошибок. После этого пакет бумаг направляется инспектору. Если проводится плановая проверка, а нарушений много, рекомендуется обратиться за аудитом в стороннюю фирму. Смотреть график проверки нужно на официальном сайте.

Источник

ЧТО ПРОВЕРЯЕТ РОСПРИРОДНАДЗОР НА ПРЕДПРИЯТИИ?

Росприроднадзор – это орган исполнительной власти, который контролирует сферу природопользования.

Предприятия, оказывающие воздействие на перечисленные объекты, рано или поздно столкнутся с проверкой Росприроднадзора. Она может быть плановой и внеплановой. Перед началом нового года Росприроднадзор разрабатывает план контрольных мероприятий. Ознакомиться с ним можно на сайте Росприроднадзора или Генпрокуратуры. Плановой проверки стоит ждать один раз в три года, а внеплановая проверка может проводиться чаще по следующим основаниям:

Порядок проведения проверки отражен на схеме:

Что проверяют экологи на предприятии. Смотреть фото Что проверяют экологи на предприятии. Смотреть картинку Что проверяют экологи на предприятии. Картинка про Что проверяют экологи на предприятии. Фото Что проверяют экологи на предприятии

Что проверит Росприроднадзор

Какие документы Росприроднадзор запросит для проверки, зависит от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду. Обязательно потребуются:

Документы, которые организация изготавливает самостоятельно (приказы, инструкции и т. д.), представляются в виде оригиналов, заверенных подписью руководителя и печатью. С остальных документов делают копии и заверяют подписью руководителя и печатью.

Как подготовиться к проверке

К плановой проверке можно подготовиться заранее. Лучше всего провести независимый экологический аудит. Он поможет выявить, какой документации в области охраны окружающей среды недостает и соответствует ли деятельность предприятия нормам и правилам обращения с отходами, охране атмосферного воздуха и поверхностных и сточных вод.

После аудита нужно подготовить список недостающих документов и план мероприятий по устранению существующих нарушений. Выполнять план мероприятий можно самостоятельно или прибегнуть к помощи сторонней организации, которая поможет подготовить отчетные документы по экологии.

К внеплановой проверке подготовиться гораздо сложнее. О ней работодателя должны уведомить не менее чем за 24 ч до начала проверки. Если деятельность организации причиняет вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, то о внеплановой проверке работодателя не уведомляют. Когда на подготовку недостающих документов нет времени, стоит, как минимум, уведомить всех сотрудников о предстоящей проверке. Напомните персоналу, что:

Запомните, чего не следует делать при проверке:

Комментарий эксперта SRG-ECO

Проверка должна проводиться согласно ее цели, обозначенной в распоряжении о проверке. Если под видом внеплановой проверки по ранее выданному предписанию фактически проводится повторная проверка и выявляются новые нарушения, то вы вправе оспорить результаты такой проверки.

Источник

Проверка соблюдения природоохранного законодательства: к чему готовиться? (часть первая)

Что проверяют экологи на предприятии. Смотреть фото Что проверяют экологи на предприятии. Смотреть картинку Что проверяют экологи на предприятии. Картинка про Что проверяют экологи на предприятии. Фото Что проверяют экологи на предприятии

Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами

Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).

Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.

Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.

Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).

При этом государственный экологический надзор осуществляется в соответствии с общими требованиями и ограничениями осуществления государственного надзора в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, установленными Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей проведения проверок соблюдения требований природоохранного законодательства.

Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.

Виды проверок и основания их проведения

В зависимости от оснований для проведения «экологические» проверки подразделяют на плановые и внеплановые.

Следует отметить, что все виды проверок направлены не на оценку хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно, а на определение соблюдаемости тех или иных обязательных правовых норм при функционировании («жизнедеятельности») конкретного объекта хозяйственной деятельности.

Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств.

Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения.

Плановые проверки

Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок.

Что проверяют экологи на предприятии. Смотреть фото Что проверяют экологи на предприятии. Смотреть картинку Что проверяют экологи на предприятии. Картинка про Что проверяют экологи на предприятии. Фото Что проверяют экологи на предприятии

План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Подготовка хозяйствующего субъекта к проведению плановой проверки должна начинаться с мониторинга под занавес текущего года официального сайта Росприроднадзора и официального сайте Генеральной прокуратуры РФ на предмет наличия упоминания принадлежащих ему объектов в ежегодном плане проверок (в рамках государственного экологического надзора) – http://rpn.gov.ru/node/835 и сводном плане проверок – http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/– соответственно.

По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года.

Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.

Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.

Что проверяют экологи на предприятии. Смотреть фото Что проверяют экологи на предприятии. Смотреть картинку Что проверяют экологи на предприятии. Картинка про Что проверяют экологи на предприятии. Фото Что проверяют экологи на предприятии

Рис. Распоряжение Росприроднадзора о проведении плановой проверки организации

Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки.

Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований).

При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры.

При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки.

О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.

Источник

Как проводится экологический аудит компаний

Экологический аудит предприятия – это комплекс процедур, направленных на защиту окружающего мира с целью проверки и соблюдения всех нормативных актов по действующим экологическим стандартам.

На сегодняшний день современный мир озабочен экологическим состоянием и стремится к тому, чтобы улучшить безопасность. Наибольшую угрозу представляет промышленная деятельность предприятий и субъектов хозяйствования, что и обусловливает определенные требования и необходимость контроля осуществляющейся деятельности.

Экологический аудит организовывается с целью проверять, насколько предприятия и субъекты хозяйствования соблюдают все установленные нормы и правила экологической безопасности, когда речь идет о выбросах вредных и токсичных веществ в атмосферные слои.

Главным нормативным актом регулирования является Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Экологический аудит предприятия является независимой оценкой и чаще всего проводится специализированной компанией, которая проверяет целевое предприятие или субъект хозяйствования. В рамках данного комплекса проверяются все направления работы объекта, насколько он соответствует экологическим стандартам.

Когда анализ завершен, эксперты формируют перечень рекомендаций для устранения выявленных нарушений и отклонений. Право на проведение аудита имеют следующие организации:

профессиональные аудиторы, действующие как частные агенты, которые имеют сертификацию своей деятельности;

профильные аудиторские компании, созданные для таких мероприятий.

Компания или частный аудитор без лицензии не имеют права проводить проверку, при этом результаты их оценки не будут действительными.

Экологический аудит бывает двух видов:

Обязательная проверка актуальна для проведения в случаях:

поручения со стороны государственного органа;

при исполнении международных экологических обязательств;

приватизации государственного предприятия;

разработки программ инвестирования;

кредитования по государственной программе;

лицензирования деятельности и использования оборудования, которое опасно для окружающего мира.

Аудит на добровольной основе можно проводить, если:

поменялся собственник компании;

заключается договор аренды;

составляется план на закупку ресурсосберегающей техники;

выявлены существенные нарушения норм охраны окружающей среды.

Для чего проводится экологический аудит предприятий

Среди ключевых целей проведения экологического аудита деятельности субъекта хозяйствования следует выделить такие:

оценивание работы предприятия, чтобы проверить соответствие всем законодательным нормам и законность их исполнения;

анализ негативного влияния, которое имеет место ввиду работы предприятия, формирования отходов и создания потенциальных или явных угроз для экосистемы;

выявление и обозначение зон, которые провоцируют загрязнение на предприятии;

вычисление объемов и количественных показателей факторов негативного влияния;

исследование оборудования, которое используется для минимизации влияния негативных факторов на экосистему, а также анализ и отчет по его работоспособности;

оценивание потенциальных и явных угроз для здоровья работников предприятия.

Проведение экологического аудита на предприятии открывает новые возможности для субъекта хозяйствования, в частности:

эффективный стратегический план дальнейшего развития и формирование принципов экологической политики компании;

получение прав налоговых льгот, которые актуальны при использовании ресурсосберегающего оборудования;

минимизация рисков потенциальных и явных угроз для экологии;

эффективная организация проверок с успешным результатом со стороны надзорных органов;

выход на иностранный рынок и соответствие международным экологическим стандартам;

привлечение инвесторов и новые возможности для развития компании.

Аудит экологического состояния предприятия может быть организован только при условии соблюдения следующих требований:

оценку проводит независимая компания, что позволяет получить объективные данные;

аудитор или аудиторская компания имеет квалификацию, лицензию и опыт проведения проверки в сфере окружающей среды;

целевая компания обязуется предоставить полностью все данные для объективной и эффективной проверки деятельности;

аудит должен быть комплексным и проводиться в несколько этапов, при этом предварительно составляется план задач;

аудиторы должны оценивать абсолютно все факторы влияния на окружающую среду;

за предоставленные результаты анализа несет ответственность аудитор и его компания, а при допущении ошибок на инспекторов накладываются соответствующие санкции.

Данные правила разработаны с целью качественной и эффективной оценки работы предприятия, чтобы предоставить объективную и реальную информацию о его деятельности и наносимом вреде окружающей среде.

Этапы проведения экологического аудита

Аудиторская проверка экологического состояния любого предприятия осуществляется по разработанному плану задач и включает такие этапы:

подготовительный – определяются приоритетные задачи для проверки, направляется запрос в аудиторскую компанию для заказа соответствующих услуг. Эксперты изучают профиль заказчика, учитывая географический регион и вид деятельности;

рабочий – непосредственно проводится сам аудит, начиная с исследования всех документов и отчетов предприятия, проверки экологической политики, изучения проводимых мероприятий по защите окружающей среде, выполнения технического осмотра рабочего оборудования, проведения вычислений всех параметров;

результативный – формирование общей объективной оценки по результатам проведенной проверки. Информация подается в письменном отчете, в котором также указываются все нарушения и рекомендации по их устранению.

Отдельно можно выделить еще один этап – руководство предприятия изучает полученный отчет и рекомендации в нем, чтобы организовать дальнейшие действия по работе. По факту нарушений ответственное лицо должно понести наказание или же приняты меры по устранению факторов и угроз.

Заключение

Компания ЭкоЦентрПроект предлагает свои профессиональные услуги экологического аудита. Вы можете быть уверенные в нашей независимости и объективности, а также качестве проводимой проверке. Обратившись на сайт прямо сейчас, вы получаете полную консультацию, как подготовиться к аудиту и заказать комплексную проверку деятельности вашего предприятия.

Экологический аудит с ЭкоЦентрПроект – это быстро, безопасно и эффективно, чтобы продолжать свою деятельность в рамках закона и соответствии с нормами охраны окружающей среды.

Источник

ПРОВЕРКИ РОСПРИРОДНАДЗОРА: НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Что проверяют экологи на предприятии. Смотреть фото Что проверяют экологи на предприятии. Смотреть картинку Что проверяют экологи на предприятии. Картинка про Что проверяют экологи на предприятии. Фото Что проверяют экологи на предприятии

Об особенностях проведения проверок Росприроднадзором и поговорим.

Федеральный государственный экологический надзор

Согласно ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ. Порядок осуществления федерального государственного экологического надзора установлен Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре».

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (Росприроднадзором).

Федеральный государственный экологический надзор производится при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством РФ в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на основании перечня таких объектов, установленного Минприроды.

Предмет государственного контроля (надзора)

Предметом проверки Росприроднадзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В Административном регламенте под федеральным государственным экологическим надзором понимается осуществление Росприроднадзором следующих полномочий:

— государственный земельный надзор;

— государственный надзор в области обращения с отходами;

— государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

— государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

— государственный надзор за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой;

— государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;

— государственный экологический надзор на континентальном шельфе РФ;

— государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне РФ;

— государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

— федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на указанной категории земель;

— федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях особо охраняемых природных территорий;

— федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

— федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

— федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

— государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Права и обязанности должностных лиц Росприроднадзора

Полномочия должностных лиц Росприроднадзора, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, достаточно широки.

Так, они вправе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или его территориального органа о назначении проверки посещать объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения), проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования.

Кроме того, они вправе выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Также они вправе беспрепятственно получать доступ на земельные участки (при предъявлении соответствующих документов) и объекты хозяйственной деятельности, на которых имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, в том числе проверять соблюдение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Аналогичные права даны инспекторам Росприроднадзора и в отношении водных объектов и водоохранных зон.

Инспекторы Росприроднадзора вправе проверять соблюдение лесного законодательства, законодательства в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также рыболовства и сохранения водных биоресурсов, включая законодательство в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Основные обязанности инспекторов Росприроднадзора можно обобщить следующим образом: соблюдать действующее законодательство и не превышать данные им полномочия.

Права и обязанности проверяемых лиц

Права и обязанности проверяемых лиц при проверках Росприроднадзора такие же, как и при других аналогичных проверках.

Они имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от Росприроднадзора информацию, которая относится к предмету проверки, знакомиться с материалами проверки и обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Росприроднадзора, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

К обязанностям проверяемых лиц относится представление запрашиваемых документов и обеспечение доступа проверяющих на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым грузам.

Срок проведения проверок

Срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В случае необходимости при проведении плановой проверки для получения документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

Срок проведения плановой и внеплановой проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Административным регламентом установлены исчерпывающие перечни документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки, то есть которые контролеры из Росприроднадзора могут истребовать в ходе проверки.

В указанный перечень в том числе входят учредительные документы юридического лица и приказы о назначении, должностные инструкции работников, руководителей, ответственных за выполнение обязательных требований, а также перечни производственных объектов и техническая документация на оборудование и устройства, используемых проверяемым лицом, документы на право собственности на занимаемые проверяемым лицом помещения, здания, строения, сооружения, земельные участки.

Обратите внимание! При организации и проведении плановых и внеплановых проверок информация о них вносится Росприроднадзором в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415.

Приказ о проведении проверки

Проверка Росприроднадзора проводится на основании приказа о проведении проверки, в котором указываются все ключевые моменты: цели и предмет проверки и срок ее проведения, перечень контрольных мероприятий.

Основанием для проведения плановой проверки является ее включение в ежегодный план проведения плановых проверок Росприроднадзора.

О проведении плановой проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляются Росприроднадзором не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа о проведении проверки по почте, в электронной форме или иным доступным способом.

При проведении плановой проверки должностные лица Росприроднадзора обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов), утвержденные Приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 N 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)».

Ежегодный план проведения плановых проверок

Плановые проверки Росприроднадзора проводятся на основании ежегодного плана.

Проведение плановых проверок в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

В отношении объектов, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Сводный план проверок составляется в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, и размещается на официальном сайте ведомства. Изменения в план проверок могут быть внесены в исключительных случаях.

Основание для проведения внеплановой проверки

Для проведения внеплановой проверки Росприроднадзором нужны веские основания, которыми могут стать:

— истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

— информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— приказ (распоряжение) руководителя Росприроднадзора;

— поступление в Росприроднадзор заявления от юридического лица, индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий;

— выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства РФ.

Информирование проверяемого лица

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием для которой является угроза жизни и здоровью граждан, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется Росприроднадзором не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае если в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Внеплановая выездная проверка в случае причинения вреда жизни и здоровью гражданам и окружающей среде может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры и без согласования с органами прокуратуры.

В процессе проведения документарной проверки в первую очередь изучаются документы юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении Росприроднадзора.

В случае необходимости Росприроднадзор вправе направить в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу должна прилагаться заверенная печатью копия приказа о проведении проверки.

В течение 10 рабочих дней со дня получения данного запроса проверяемое лицо обязано направить в Росприроднадзор указанные в запросе документы.

Истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица. Указанные документы можно представить в электронной форме, заверив усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Росприроднадзор установит признаки нарушения обязательных требований, то Росприроднадзор вправе провести выездную проверку.

Выездная проверка может проводиться по месту нахождения юридического лица (месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя) и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Процедура начала проведения выездной проверки обычная: она начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Росприроднадзора и обязательного ознакомления проверяемого лица с приказом о проведении проверки. Заверенные печатью копии приказа о проведении проверки вручаются под роспись проверяемому лицу.

В ходе выездной проверки должностные лица Росприроднадзора вправе применять фото- и (или) видеофиксацию, привлекать экспертов.

Если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным, то об этом составляется акт с указанием причин невозможности ее проведения. В течение 3 месяцев со дня составления такого акта Росприроднадзор вправе принять решение о проведении плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Оформление результатов проверок

По окончании проверки инспекторы Росприроднадзора могут оформить следующие документы:

— предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

— заключение органа федерального государственного экологического надзора;

— акт планового (рейдового) осмотра, обследования;

— акт административного обследования объектов земельных отношений;

— заключение об отсутствии нарушений земельного законодательства РФ.

По результатам проверки должностное лицо Росприроднадзора, осуществляющее проверку, составляет акт.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае невозможности вручения акта проверяемому лицу акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Росприроднадзора. При этом акт может быть направлен в форме электронного документа при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме.

Если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, то акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения указанных мероприятий.

К акту проверки прилагаются документы, связанные с результатами проверки, в том числе протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов природной среды и объектов производственной среды, объяснения работников проверяемого лица, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (при наличии), заполненные проверочные листы (при проведении плановой проверки).

Если по результатам проверки, проведенной на основании поступившего заявления о выдаче заключения, установлено, что строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществлены физическим лицом, юридическим лицом в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, а также документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе выполнены все мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренные проектной документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы, то оформляется заключение Росприроднадзора, которое прилагается к акту проверки.

Заключение утверждается приказом руководителя (заместителя руководителя в соответствии с распределением полномочий) территориального органа Росприроднадзора, проводившего проверку. Один экземпляр заключения вручается (направляется) проверяемому лицу вместе с экземпляром акта проверки. Второй экземпляр заключения хранится в Росприроднадзоре.

В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства должностные лица Росприроднадзора выдают предписание проверяемому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и принимают меры по надзору за устранением выявленных нарушений.

После истечения срока исполнения предписания (отдельных мероприятий, предусмотренных предписанием) либо при поступлении нового заявления от юридического лица, физического лица проводится внеплановая проверка.

В случае если по результатам такой проверки установлено, что ранее выявленные нарушения устранены, должностное лицо Росприроднадзора, проводившее проверку, готовит заключение, которое прилагается к акту проверки.

Если по результатам проверки установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены, то должностное лицо выдает физическому лицу, юридическому лицу новое предписание об устранении нарушений.

Выполнение (невыполнение) предписания подтверждается результатами внеплановой проверки. Проверка должна быть начата должностным лицом не позднее 15 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания (отдельных мероприятий, предусмотренных предписанием).

С 6 апреля 2021 года действует Административный регламент, в соответствии с которым проводятся проверки Росприроднадзором, который осуществляет федеральный государственный экологический надзор в РФ.

Проверки могут быть как плановые и внеплановые, так и документарные и выездные.

Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проверок, для проведения внеплановых проверок установлены конкретные основания.

Общий срок проведения проверок не может превышать 20 рабочих дней, продление данного срока возможно в исключительных случаях.

По результатам проверки могут оформляться акт проверки, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, заключение и другие документы Росприроднадзора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *