Чем и как рисует художник вводное занятие
Урок ИЗО в 1-м классе по теме «Чем рисует художник»
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
— Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие. Нас ожидает много нового и интересного. А чтобы путешествовать было веселее, выберем, на чем же мы поедем.
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь.
— Молодцы! Именно на паровозике мы и отправляемся в наше путешествие.
(На доске вывешивается красочная картинка паровозиков).
— Посмотрите, какая красочная картинка.
— А что помогло сделать рисунок таким ярким, разноцветным? (Краски, карандаши цветные, фломастеры).
— А кто создает такие рисунки? (Художник).
3. Сообщение темы и целей.
— Вот и мы сегодня с вами будем в роли художников. А еще мы узнаем, чем можно создавать рисунки.
4. Изучение нового.
— Нам пора отправляться в путь. Все по вагончикам!
(Дети встают друг за другом, изображая движущийся состав. Ребята передвигаются от станции к станции, знакомятся с предметами, веществами, с помощью которых можно рисовать).
— Мы прибыли на 1-ую станцию – “Красочную”.
Детям предлагается выполнить небольшой рисунок, используя карандаши, краски, мелки, фломастеры. Для них это уже привычные материалы для создания рисунков.
— Отправляемся дальше. А вот и станция “Песочная”.
(На поддонах ровным слоем насыпан песок).
— Интересно, а для чего здесь песок?
(Дети выдвигают версии, приходят к выводу, что с его помощью можно рисовать. Они и сами, проводя пальцами, создают рисунок).
— Посмотрите, какие замечательные картины можно создавать с помощью песка.
(Учитель может продемонстрировать фрагмент фильма о творчестве Ксении Симоновой из Евпатории (Крым), которая рисует сказочные картины на песке).
— Ну, а мы отправляемся дальше. Нас встречают на станции “Водной”. (Дети подходят к доске, где стоят стаканчики с водой).
— Для чего здесь стоят стаканчики с водой? (Воду можно выпить, ею можно умыться, а можно что-нибудь написать или нарисовать).
— Давайте нарисуем водяные лилии. (Учитель вывешивает картинки с изображением лилий: нарисованной и сфотографированной).
— Какие замечательные у всех получились цветы, только одно огорчает, что они быстро отцветают. Почему так получается? (Вода быстро высыхает).
— А ведь и в природе цветы живут недолго, но зато как они нас радуют своей красотой во время цветения.
— Отправляемся в путь. Нас уже с нетерпением ждут на станции “Фантазеры”.
(Дети продвигаются паровозиком к следующей станции. Им выдаются небольшие листы картона и пластилин).
— Что мы будем со всем этим делать?
(Дети предполагают, что можно слепить фигурки, а потом расположить их на картоне. Возможно, кто-нибудь из ребят предложит выполнить рисунок пластилином. Если этого не говорят дети, то предлагает учитель).
— А давайте попробуем нарисовать картинку пластилином.
(Учитель показывает ребятам, как нужно рисовать пластилином, демонстрирует выполненные в такой технике работы).
— Однако, все из вас замечательные художники. Мы могли бы еще очень долго путешествовать, создавая прекрасные картины, но нам пора отправляться в обратный путь. Все по вагонам!
(Все ребята выстраиваются друг за другом. Состав движется в обратном направлении).
5. Первичное обобщение.
— Вот мы и вернулись обратно в класс. Сегодня мы совершили путешествие в мир прекрасного. В роли кого мы с вами были? (Путешественников, художников, исследователей).
— А с помощью чего может художник создавать картины? (Красками, карандашами, мелками, песком, водой, пластилином…)
— Сейчас вы воспользуетесь одним из перечисленных помощников и выполните работу в альбомах.
(Дети используют краски, карандаши или фломастеры, чтобы выполнить рисунок. Лучшие работы демонстрируются).
6. Итог урока.
— Чем вы создавали картины в своих тетрадях? А чем еще можно создавать замечательные работы?
— А какие картины недолговечны? Почему?
— Чем вам понравилось рисовать больше всего?
— Замечательно, каждый человек индивидуален, и в праве сам выбирать.
7. Домашнее задание.
— Подумайте, какие еще материалы можно использовать, чтобы нарисовать картину.
— На этом наше занятие закончено. (Учитель всем ребятам в виде поощрения за работу вручает картинки с изображением карандаша или кисточки).
Вводное занятие “Как стать художником?
Тема: Вводное занятие “Как стать художником?
Цели: Формировать у воспитанников интерес к занятиям по изобразительной деятельности. Познакомить с техникой безопасности при проведении занятий.
Формировать представление детей о работе в кружке.
Формировать навыки работы с художественным материалом.
Развивать фантазию и чувства цвета с помощью рисования в техники «по сырому».
Воспитывать интерес к творчеству и к окружающей живой природе.
Оборудование и материал: мультимедийная установка, ноутбук, экран, раздаточный материал: бумага для рисования А4, киста большая и тоненькая для прорисовывания деталей, губка для смачивания бумаги, салфетки для удаления лишней влаги, акварельные краски, стаканчик с водой.
организационный момент. Задача: организация внимания воспитанников, проверка готовности к занятию
— Здравствуйте, ребята. Я проведу с вами вводное занятие по изобразительному искусству. Я вижу, что вы все готовы к занятию. Для того, чтобы наше занятие прошло успешно, нам необходимо познакомиться. Для вас я приготовила клейкие домики, которые прикреплены на краю стола, на них вы напишите свои имена.
Задача: стимулирование активности воспитанников в обсуждении предложенной темы
Цель нашего занятия познакомить Вас с содержанием программы кружка «Юный художник», материалами и инструментами используемыми в изобразительной деятельности, техникой безопасности на занятие и выполним с вами рисунок «Цветочная поляна», рисовать будем по мокрой бумаге акварельными красками.
— Давайте, пожелаем, друг другу удачи, улыбнёмся и начнём занятие
Задача: организация разных видов деятельности воспитанников для достижения цели занятия
Ответ детей — сами цветочки, а не стебельки.
Ответ детей — красный, желтый, синий, кроме зеленого. Он понадобится для изображения листьев.
Ребята работают самостоятельно.
— Давайте продолжим путешествие по презентации, она нам покажет и расскажет о кружке «Юный художник».
— В нашем кружке ребята знакомятся с изобразительным искусством, работают с разнообразными материалами, создают красивые картины. Мы рисуем в разных техниках.
— Познакомлю вас с инструментами и материалами, которые используются на моём занятии. Есть у нас и правила рисования:
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным).
2. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги кончиком кисти.
3. Сухой кистью, у которой торчат в разные стороны волоски, работать нельзя.
4. Если на рисунке скопилось большое количество краски – образовался ненужный подтёк, то следует выжав кисточку или вытерев её тряпочкой, приложить её к подтёку, о она тотчас впитает в себя лишнюю краску.
5. Нельзя краски пробовать на вкус.
6. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
7. Большое значение имеет правильная посадка. При неправильной посадке, рисующий быстро устаёт; он делает много лишних движений и допускает ошибки.
— Вот мы и познакомились с нашими правилами, а теперь мы с вами поговорим о цветах и попробуем нарисовать их, а когда сложим работы вместе, у нас получится цветочная поляна. И потом каждый из вас заберет домой этот чудесный букет.
— Ребята, как вы думаете, что у цветков самое красивое?
— Давайте внимательно посмотрим на цветочные головки. Что мы заметим?
— Какие цвета мы можем взять для изображения цветов?
— Может ли на поляне расти всего один цветок?
– Все ли цветы мы одинаково хорошо видим?
— Молодцы ребята! А теперь мы с вами будем рисовать волшебные цветы, но не на простой бумаге, а на мокрой. Когда рисунки выполняются на мокрой бумаге это дает эффект размытых краев и вливания одного цвета в другой. Этот приём сделает наше рисование волшебным, удивительным и сказочным. Посмотрите, как это сделаю я, а затем и сами попробуете нарисовать эти замечательные цветы.
Показ и объяснение.
В случае необходимости оказываю помощь воспитанникам.
показ слайдов детских работ
практический показ всех правил
показ иллюстрации цветов
III . Заключительная часть.
Задача: организация рефлексии воспитанниками результатов занятия
— Ребята, наше занятие подошло к концу.
Отмечаю «+» и «–» работ детей, интересуется, кому занятие понравилось и наоборот, кто и с какими трудностями столкнулся.
— Ребята, какая интересная работа получилась у нас? Каждый из вас, старался выполнить рисунок. Вы сегодня молодцы!
— Давайте выложим наши работы на стол так, чтобы получилась большая цветочная поляна. Посмотрите, какие разные у нас распустились цветы, какие красивые.
Занятие окончено. Приводим рабочие места в порядок.
Конспект занятия по рисунку на тему: «Вводная беседа о рисунке. Организация работы»
Муниципальное автономное учреждение
«Детская школа искусств» города Когалыма
по предмету: «РИСУНОК»
на тему: « Вводная беседа о рисунке. Организация работы »
Тип урока: освоение нового материала
Тема урока рассчитана на 3 академических часа. Академический час – 40 минут.
Временной план урока:
теоретическая часть – 1 а. ч.
практическая часть – 2 а. ч.
План работы над темой:
1 а. ч. – объяснение теоретической основы темы
2 а. ч. – выполнение упражнений
Цель: познакомится с предметом «рисунок»; с видами рисунка; с материалами для создания рисунка.
Обучающая (дать понятие о рисунке и его видах, а материалах исполнения)
Развивающая (развить художественный вкус на примерах академических рисунков)
Воспитывающая (воспитывать, на примере репродукций по академическому рисунку художников и студенческих работ художественных ВУЗов, культуру работы на формате)
Оборудование: листы формата А4, простые карандаши, ластик
Преподаватель представляется: здравствуйте дети, меня зовут Анна Александровна , я у вас буду в этом году вести такой предмет, как «Рисунок». После этого идет знакомство с детьми и отмечаются присутствующие. По завершению данного мероприятия ученики берут маленькие планшеты и рассаживаются по местам.
Прежде чем приступить к практическому заданию, преподаватель задает «наводящие» вопросы и для себя отмечает уровень знаний детей по данному предмету:
Дети, как вы думаете, что такое рисунок (графика)?
Как вы думаете, чем «рисунок (графика)» отличается от «живописи»? Графика – это вид изобразительного искусства, где художник в качестве выразительных средств использует в основном линии, штрихи, точки. Цвет в графике тоже может использоваться, но он играет вспомогательную роль. Произведения графики, как правило, более контрастны (наиболее распространен контраст между черным изображением и белым фоном). Фон в графике играет большую роль, он является полноправным участником композиции. Графические рисунки чаще всего делают на бумаге или картоне при помощи карандашей, угля или мела.
Живопись – это вид изобразительного искусства, где цвет является главным выразительным средством. Произведения живописи более многоцветны и ярки. Фон здесь играет вспомогательную роль, в некоторых картинах фон может вообще отсутствовать. Картины пишут на холсте при помощи кисти и красок (акварель, масло, гуашь).
Дети, какие вы знаете материалы для выполнения графики?
Для занятий по рисунку в основном пользуются графическими средствами: цветные карандаши, однотонная акварель или гуашь, тушь, перо и, конечно же, белая плотная бумага. Со времени появления бумаги — основными материалами рисунка продолжают оставаться карандаш, уголь, сангина, соус, перо, тушь, акварель, пастель, реже сепия.
Самым распространенным художественным материалом является обыкновенный графитный карандаш, являющимся для создания самостоятельных графических творений в области рисунка.
Цветными карандашами также можно добиваться разнообразных графических или живописных эффектов, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размывать водой, добиваясь живописных приемов работы.
Для цветных рисунков применяют карандаши цветные. Они могут пригодиться в декоративном рисовании. Для них также характерны свои достоинства, цветной стержень отличается упругостью, фактурностью линий и штрихов. Допущенную ошибку в цветном рисунке исправить нельзя — резинка ее не удаляет, иной цвет не перекрывает.
Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими выразительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.
Им можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень. Углем можно рисовать на бумаге, картоне, стене и других поверхностях, пригодных для рисунка. Лучше использовать шероховатую бумагу. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.
Допускается сочетание угля с другими материалами — с сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью.
Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке еще Леонардо да Винчи. Другое название этого материала —красный мел. Сангина вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек и бывает разных оттенков. Рисовать ей можно линией, штрихом, используя растушевку, на различной бумаге, картоне, грунтованном холсте. Часто художники сочетают сангину с углем, мелом, карандашом.
Техника пастели многогранна и проста. Пастельные мелки — хрупкие и нежные по цвету. Ими можно работать штрихом или широкими пастозными мазками. Втирание цвета в цвет дает необычный эффект мягкости и точности тональных переходов.
Пастель любит тонированную основу, ею можно работать на цветной бархатной бумаге, картоне, обработанном мелкозернистой шкуркой. Пастель лучше держится на шероховатой поверхности. Она требует закрепления и бережного хранения.
Для выполнения рисунков подходит также и перо. Тонкое стальное перо, используемое с тушью, дает на бумаге разнообразные линии и штрихи. В эскизах декоративных изделий перо можно применять для проработки мельчайших деталей. Оно наилучшим образом способствует выработке техники штрихового рисунка.
Рисование пером является отличной школой воспитания руки и глаза. Перья бывают разных размеров и из разных материалов. Прежде всего для работы важно, чтобы перо не царапало бумагу. Меняя нажим на перо, можно добиться разнообразной толщины линии. Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое — живую и выразительную.
Техника работы акварелью привлекает тем, что акварельный тон позволяет сразу покрывать большую площадь бумаги и видеть изображаемый объект как пятно или силуэт.
Самым подходящим рисовальным материалом служит однотонная акварель — черная или коричневая. Работая акварелью, следует знать, что из себя представляет этот материал, каково его происхождение, как смотреть на него при создании произведений живописи или графики. Акварельная краска состоит из цветного порошка ( пигмента ) и связующего вещества — воды с добавлением растительного прозрачного клея ( гуммиарабика или декстрина ). Чтобы краска не пересыхала, в нее добавляют пластификатор в виде глицерина и инвертированного ( измененного ) сахара. Если бы в краску не добавляли также ряд других веществ, например, бычьей желчи, фенола, то она на бумаге скатывалась бы в отдельные капли, а без антисептика плесневела и разрушалась.
Кисти изготовляют из обработанного волоса хвостов колонка, белки, песчаника, барсука, куницы.
Лучшими кистями для акварели считаются колонковые, наиболее упругие и прочные среди других. Большое распространение получила техника рисунка кистью на бумаге. Она позволяет выполнять тончайшие рисунки и широко прокладывать тоном большие плоскости, добиваться лепки формы с помощью мазка.
Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твердой и уверенной рукой. Фломастеры бывают тонкие и толстые, различных цветов, что расширяет их художественные возможности. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы.
Не менее важным материалом, является и резинка (ластик). Употребление резинки в процессе рисования связано с удалением лишних линий, ослаблением тона. Она должна быть мягкой, чтобы не разрушить поверхность бумаги, и остроугольной для незаметного удаления вышедших за край следов штриховки и небольших пятен тона.
Как нужно правильно держать карандаш в руке? Не менее важным моментом в начальном обучении является постановка руки. Привычка держать карандаш, как пишущую ручку, не соответствует процессу рисования на почти вертикальной поверхности прикрепленного к мольберту листа. Нужно приучить себя к другому положению карандаша в руке, при котором не нужно опираться на поверхность листа, так как при этом можно размазать рисунок рукой. Держать карандаш нужно за неотточенный конец между ногтевыми фалангами большого, указательного и среднего пальцев. Такое положение руки, кисти и пальцев позволит прикасаться к поверхности рисунка только карандашом или ногтевой фалангой мизинца и сохранять необходимое расстояние от работы.
Избегая касания рисунка всей рукой, в некоторых случаях можно опираться на кончики мизинца и безымянного пальца. Держа в вытянутой руке карандаш (большой палец сверху, четыре пальца поддерживают снизу), рисовальщик получает возможность проводить не только вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, но и полукружья. Во время работы рисунок должен быть освещен так, чтобы тень от руки не падала на рисунок.
Точка. Получается от прикосновения острия карандаша, кисти или любого изобразительного материала к изобразительной плоскости или от пересечения линий и штрихов. Чаше всего используется при отображении светотени или при линейном построении композиции рисунка. В этом случае точка выступает в качестве опоры, поэтому ее называют опорной.
Линия — наиболее распространенное изобразительно-выразительное средство, легко наносимое любым материалом.
Линии различают по назначению:
— вспомогательные — используются при компоновке и линейно- конструктивном построении формы предметов (объектов);
— пространственные — служат для передачи пространственного положения формы в зависимости от освещения и окружающей обстановки;
— плоскостные — применяются чаще всего в декоративном искусстве и графике.
— прямые выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами, идущими от намеченной на бумаге точки и обозначающими направление линии;
— кривые изображаются посредством трех опорных точек (две конечные определяют длину линии, третья — указывает на высоту линии). Расстояние между точками оказывает влияние на характер самой линии.
По направлению: горизонтальные; вертикальные; диагональные.
По технике выполнения: простые (все прямые и некоторые кривые: замкнутая, дугообразная) и сложные (ломаная – зигзагообразная, волнистая, спиралевидная, комбинированная)
Штрих — относительно короткие линии, позволяющие отобразить размеры, контуры предмета, светотеневую моделировку, характер формы, передать объем и фактурность. Штрихи, как и точки, могут быть опорными.
Штриховка — прием нанесения тона с помощью штрихов, направление которых определяется движением поверхности изображаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр.
Тон — передача в рисунке светотеневых отношений (градаций) на предмете посредством штриховки, тушевки и окраски. На предметах с ровной, мягкой изогнутой линией переход от света к тени будет постепенным, с характерными полутонами, тоновыми нюансами, наличием рефлексов. Предметы, имеющие угловатую неровную поверхность, содержащую множество изгибов и изломов, отличаются своеобразием и в тональном изображении. Тоновой рисунок в этом случае подчиняется другим законам передачи светотени, в зависимости от материала предмета, направления источника света.
На формате А4 выполнить упражнения на «линия», «штрих», «пятно». Лист визуально разделить на 3 части:
проведение ровных линий в разных направлениях;
в разных направлениях выполнить штрих
выполнить бочком карандаша пятно, в разных направлениях.
К окончанию урока преподаватель проверяет полученные знания у детей, при помощи повторного задавания вопросов, а также выполненную работу.
Изобразительное искусство «Чем и как рисует художник?»
Просмотр содержимого документа
«Изобразительное искусство «Чем и как рисует художник?»»
Конструкт урока изобразительного искусства по производственной практике
ПМ.01 ”Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения”
студентки группы 46
Загвоздиной Полины Александровны
Предмет: изобразительное искусство
Тема урока: Чем и как работает художник?
Личностные: сформированность умения организовывать рабочее место и рабочее пространство (порядок в учебных принадлежностях, бережное отношение к школьному имуществу); соблюдать школьные правила (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя, правилами безопасной работы с инструментами).
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция через стимулирование к учебной деятельности, выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы; самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу; выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;); коммуникативные УУД (отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;); познавательные УУД (ориентироваться в известных понятиях;).
Предметные: демонстрируют умение организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасной работы с красками (гуашь, акварель), палитрой, бумагой; умение использовать для изображения замысла природные мотивы: узоры, формы; умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя.
Изобразительные: учить детей рисовать природу летом.
Композиционные: совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции, развивать умение располагать изображение на листе бумаги, учитывая пропорции
Цветовые: учить детей выбирать цвет в соответствии с природным сезоном
Цель: развивать учебно-воспитательный интерес, через формирование умения воплощать замысел в искусстве в изображении природы в летний период.
Воспитательная: способствовать формированию умения организовывать рабочее место и рабочее пространство (порядок в учебных принадлежностях, бережное отношение к школьному имуществу); соблюдать школьные правила (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя, правилами безопасной работы с инструментами).
Развивающая: развивать регулятивные УУД (выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы; самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу; выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;); коммуникативные УУД (отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке; соблюдать нормы речевого этикета в трудовом взаимодействии;); познавательные УУД (ориентироваться в известных понятиях;).
Образовательная: формировать умение организовывать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасной работы с красками (гуашь, акварель), палитрой, бумагой; умение использовать для изображения замысла природные мотивы: узоры, формы; умение ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя.
Коррекционно-развивающие: корректировать и развивать связную устную речь в ходе беседы, развивать слуховое восприятие через прослушивание мелодии, мелкую моторику кистей.
Принципы обучения воспитания:
принцип систематичности и последовательности;