Чем и почему различаются обитатели дна и толщи океана
Вопросы по биологии 5 класс учебник Сивоглазов, Плешаков параграф 5
Как вы думаете, почему такие разные животные, как акула, дельфин и тюлень, имеют много общего в строении тела? С чем это связано?
Для акул и дельфинов характерно многообразие видов, которые отличаются формой тела и размерами. Если сравнивать средние по величине взрослые экземпляры, то эти животные находятся приблизительно в одной весовой категории. Акулы и дельфины имеют специальную камуфляжную окраску, с более светлым брюхом и темным верхом. Форма тела обтекаема, приспособлена для быстрого передвижения в толще воды. Но особенности головы, хвостового отдела и плавники ставят черту между этими животными. Например, лопасти хвостового плавника у дельфинов расположены в горизонтальной плоскости, что обусловлено и способом передвижения этих млекопитающих. Дельфины совершают колебательные движения телом вверх-вниз, в отличие от боковых изгибов тела плывущих акул. Дельфины в воде могут развивать хорошую скорость, что объясняется формой тела и особенностями кожи животного. При взаимодействии с водой кожа дельфина предотвращает возникновения турбулентных завихрений и способствует максимальному обтеканию.
У акул хорошо заметны жаберные щели по бокам тела, а у дельфинов присутствует отверстие дыхала на темени.
Вспомните! Какие воды составляют водную среду нашей планеты?
Океаны, ледники, подземные воды
Вспомните! Какими свойствами обладает вода? Какова роль кислорода в жизни организмов?
Прозрачная, бесцветная, текучая, без запаха, принимает любую форму, в которую её налить, растворяет вещества, может замерзать, может испаряться, вода расширяется и сжимается
Благодаря кислороду наш организм может извлекать энергию из углеводов, белков, жиров и других органических веществ. В спокойном состоянии организм человека потребляет около 2 г кислорода в минуту (около 1 тонны в год).
Почему воды Арктики и Антарктиды, несмотря на суровые климатические условия, очень богаты морскими организмами и здесь накапливают жир такие гиганты, как киты?
Климатические условия никогда не были проблемой существования организмов. Со временем организм приспосабливается к окружающей среде и суровый климат больше не доставляет им дискомфорт. Поэтому в водах Арктики и Антарктиды очень богатая жизнь морскими организмами.
Проверь свои знания
1. Каковы условия жизни в водной среде?
В водной среде мало света, меньше воздуха, постоянно движущаяся среда обитания.
2. Дайте характеристику наземно-воздушной среды обитания.
Воздух не оказывает почти никакого сопротивления, поэтому оболочка организмов обычно не обтекающая.
Большое содержание кислорода в воздухе.
Обладает климатом и временами года.
Ближе к земле температура воздуха выше, поэтому большинство видов обитают на равнинах.
3. Какая среда для обитания организмов более сложная? Почему?
Наземно-воздушная среда жизни считается более сложная потому, что совокупность необходимых организму элементов среды, без которых он не может существовать (или условия жизни) более сложные, переменчивые, иногда более суровые, а факторы среды или экологические факторы, оказывают более существенное влияние на живые организмы, чем в иных средах обитания.
4. Чем и почему различаются обитатели дна и толщи океана?
Только с появлением глубоководных аппаратов, стало возможно заглянуть в морские глубины и то на расстояние в два километра от уровня воды.
Учитывая, большое давление и глубину, всем обитателям дна океанов пришлось приспосабливаться как к чрезмерному давлению, так и к полной темноте, ведь солнечный свет не в состоянии проникнуть через такие толщи воды.
Животный мир океанического дна бостаточно разнообразный, там водятся определенные виды рыб, моллюски, черви.
5. Что такое место обитания?
Это участок существования организма, к которому он приспособился.
Обсуди с товарищами
1. Почему на больших глубинах обитают только животные?
Растения не могут жить на глубине т.к. там недостаточное количество света. А животным наличие света необязательно, поэтому они спокойно живут на глубине.
2. Каково экологическое состояние природы в вашем крае? Что нужно сделать для его улучшения?
Состояние крайне негативное, кругом заводы, перерабатывающие фабрики, автомобили. Необходимо сокращать количество источников негативного влияния на экологию.
задания в рабочей тетради
1. Составьте развёрнутое повествовательное предложение со словами: среда, кислород, водная, атмосфера. Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.
В природе различают естественную и искусственную среду обитания
2. Составьте план статьи «Наземновоздушная среда».
Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
наземно-воздушная, водная, почвенная, тела живых организмов.
Какие свойства характерны для водной среды обитания?
Вода обладает выталкивающей силой, что позволяет многим водным организмам парить в ее толще. Вода способна накапливать и удерживать тепло, поэтому в водной среде не бывает таких резких перепадов температур, как на суше.
Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?
Плотность воздуха гораздо ниже, чем плотность воды, поэтому у наземных организмов сильнее развиты опорные ткани. так же их организмы приспособлены к резким перепадам температур. Наземно-воздушная среда разнообразнее, поскольку в ней обитает гораздо большее количество разных видов живых организмов.
Что такое почва?
Почва-верхний рыхлый плодородный слой суши.
В чем состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
Они могут постепенно утрачивать органы или системы органов, поскольку жизнь внутри другого организма отличается постоянством условий и не требует защиты от окружающей среды.
Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?
Бактерии и вирусы живут внутри людей и животных. Если они попадают в организм человека, то он заболевает.
Урок биологии по теме «Жизнь в морях и океанах». 5-й класс
Разделы: Биология
Класс: 5
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков
3. Изучение нового материала
— Ребята, как вы думаете, почему я вам раздала такие необычные предметы? (ответ учащихся)
Тема нашего урока «Жизнь в морях и океанах» (слайд 1). И мы с вами отправляемся на виртуальную прогулку к морю. Давайте подумаем,с какой целью вы будете совершать эту прогулку, что вы хотите узнать. Зачем надо изучать жизнь в морях и океанах? (спросить несколько человек)
Вы совершенно правы. (слайд 2) Ваши цели совпадают с моими.
Для жизни должны быть определенные условия. Какие? (свет, пища, кислород) (слайд 5) Назвать,. (слайд 6)
Вы знаете, что пищей для многих животных являются растения, эти же растения производят в воде кислород. Какие это растения? Правильно, водоросли. (слайд 7,8)
Питаются водорослями животные, живущие на разной глубине (слайд 9)
Проблема № 1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский кораблик? (Имеет большой легкий воздушный пузырь, а сверху есть большой гребень, который служит парусом). Здесь у самой поверхности светло и тепло. (Посмотрите в учебник на стр. 137)
Проблема № 2. Как удерживается в толще воды, и передвигаться в ней? Здесь в толще воды живет Планктон и свободно активно-плавающие организмы.
Планктон — множество живых существ (водоросли, рачки, лучевики) свободно парящие в толще воды, а для этого они должны иметь приспособления. Какие? (Выросты, щетинки, чтобы вода активно поддерживала их. )
Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные? (по щелчку открывать слайд 11)
Стройные обтекаемые формы (сельди, тунцы, акулы, киты, дельфины).
Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и погружения.
У каких рыб из воды выступают косые, зловещие плавники? (слайд 12)
А еще, какие приспособления имеют обитатели толщи воды? Например, кит и кальмар.
Сокращает мышцы, кальмар выпускает струю воды и отброшенный толчком, сам плывет в противоположную сторону. Выходит, что под водой есть своего рода реактивные двигатели.
Очень богато видами донное сообщество. Здесь на более низких этажах живут многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, креветки, осьминоги, удильщики, камбалы. Вот уж кто умеет и любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать.
Проблема № 3. Как передвигаться по дну и защищаться от врагов? (по щелчку открывать слайд 15)
(слайд 16) Вот на дне шевелится кучка песка, под ним флажок, покачивается. Подплыла к веточке рыбка, коснулась губами, песок в миг разлетелся в стороны, распахнулся огромный рот, как в песок и провалилась в него рыбка. Это Удильщик охотится.
Как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики? (Уплощенная форма тела, окраска под цвет дна, умение маскироваться)
Как-то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску.
На дне также обитают Иглокожие (слайд 17)
Сообщество кораллового рифа. (слайд 18)
Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады, населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб.
Сообщество глубоководных организмов. (слайд 19)
А вот какие проблемы решает сообщество глубоководные организмы? Растений здесь нет, зато живут причудливые организмы.
Проблема № 4. Как ориентироваться в темноте?Как приманивают добычу, спасаются от врагов глубоководные рыбы? (открыть на слайде)
Устали гулять, давайте искупаемся.
— А сейчас объявляется физкультминутка. (встали,потянулись,оглянулись и поплыли) Садитесь.
4. Самостоятельная работа учащихся. (закрепление изученного)
— Работаем в группах. 4 группы. Задания группам:
1. Практическая работа «Рассматривание коллекции морских обитателей»
2. Просмотр видеосюжета.
3. Заполнение таблицы. (РАЗДАТЬ РАКУШКИ)
5. Диагностика прочности знаний, полученных на уроке.
— Итак, что мы сегодня изучали? Что узнали нового? Достигли мы целей урока. Чему научились? (спросить каждого) Какие вопросы возникли у вас, что не ясно?
6. Дом. задание. (слайд)
8. Оценки. Спасибо за урок.
Карточка с заданием.
Практическая работа «Рассматривание коллекции морских обитателей»
— вписать названия животных в таблицу.
Просмотреть видеосюжет на компьютере.
— вписать название животного в таблицу
— определить черты приспособления к жизни в определенном сообществе.
1. Какие природные сообщества морей и океанов вы знаете?
1)Сообщество кораллового рифа
2)Сообщество поверхности воды
3)Донное сообщество
4)Глубоководное сообщество
5)Сообщество толщи воды
2. Какие существа составляют сообщества поверхности воды и как они между собой связаны?
На поверхности обитают: парусники,кораблики, морские водомерки,крабики, моллюск янтина, летучие рыбы. Все эти организмы связаны друг с другом пищевыми связями, а также используют друг друга как жилище.
3. Какие две группы организмов включает сообщество толщи воды?
Сообщество толщи воды включает планктон (водоросли, лучевики, рачки) и активноплавающие организмы (кальмары, различные рыбы, дельфины, киты).
4. Перечислите организмы, составляющие донное сообщество и сообщество кораллового рифа.
Донное сообщество: прикрепленные ко дну водоросли, различные моллюски, актинии, раки-отшельники, креветки, морские ежи и морские звезды, осьминоги, а также множество рыб, такие как камбалы, скаты, удильщики.
Сообщество кораллового рифа: коралловые полипы, большое разнообразие рыб, рачков, крабов и других морских обитателей.
5. Каковы особенности глубоководного сообщества?
Растений здесь нет. Водятся некоторые виды кальмаров, креветок, причудливой формы рыбы. Питаются они мертвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоев воды, а также хищничают, поедая друг друга. Многие из здешних обитателей светятся: приманивают добычу либо защищаются от врагов.
6. Вспомните, почему, начиная с определенной глубины, в океане не встречаются растения. Будут ли они там расти, если их специально посадить? Обоснуйте свой ответ.
Растениям на глубине недостаточно света, без которого невозможен фотосинтез. Если их специально посадить на большую глубину, они не будут расти, так как наблюдается нехватка солнечного света.
7. Сравните условия существования организмов в разных водных сообществах. Где условия наиболее благоприятны?
Наиболее благоприятны условия кораллового рифа, донное сообщество. Также видов больше в прибрежных зонах. Должны быть условия для сохранения биоразнообразия: много света либо места для укрытия, пригодная температура, много кислорода, много пищи.
В толще воды видов уже намного меньше, чем у берега. На большой глубине живут только самые приспособленные организмы.
8. Почему сообщество кораллового рифа наиболее богато видами? На какое земное природное сообщество оно похоже по большому многообразию видов?
Коралловые рифы по богатству жизни уступают только влажному тропическому лесу на суше. Здесь сложились самые благоприятные условия. Коралловые рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье, там тепло, неглубоко, можно спрятаться от хищников и много пищи.
9. Можно ли по внешнему виду морских организмов сказать, к какому природному сообществу они относятся?
У живущих в толще воды и активно плавающих животных тело имеет обтекаемую форму и покрыто слизью, уменьшающей трение при передвижении. Развиты приспособления для повышения плавучести: скопления жира в тканях, плавательные пузыри у рыб. У пассивно плавающих животных увеличивается поверхность тела за счет выростов, шипов;они очень мелкие и легкие. Разные способы передвижения: изгибание тела, с помощью жгутиков, ресничек, реактивный способ.
У придонных животных исчезает или слабо развит скелет, увеличиваются размеры тела, обычно нет органов зрения, развитие осязательных органов.
Почему в океане на больших глубинах обитают только животные?
Ответ довольно прост: для растений на водных глубинах нет одного важного условия — солнечного света. Без него они не могут осуществлять фотосинтез, а значит – не могут существовать. А глубоководные рыбы и микроорганизмы питаются заготовленной биомассой, которая в достатке находится на океанических глубинах.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Прочитав вопрос, я могла бы на волне ассоциаций подумать об океане, о документальных фильмах о природе, о странных глубоководных животных, но в данный момент в моей голове Спанч Боб с сачком ловит розовых медуз.
Что ж, бывает. Но об обитателях морского дна мне все же найдется, что рассказать.
Дно океана и какие там условия
Именно из-за отсутствия солнечного света там нет растений, которым для фотосинтеза он жизненно необходим.
Впрочем, нельзя сказать, что на дне океана совсем нет света. Некоторые глубоководные организмы способны к биолюминесценции, т.е. они сами частично или полностью светятся.
Животные глубин
На дне океана проживают животные разных групп:
Особый интерес представляют глубоководные виды рыб, которые частенько выглядят, мягко говоря, необычно.
Или вот известные камбалы, у которых глаза на одной стороне тела, а плавают они лежа на боку.
Глубоководные акулы выглядят достаточно чудно, хотя и узнаваемо в качестве акул. На больших глубинах обитают такие виды, как плащеносная акула и бразильская светящаяся акула.
К слову, несмотря на отсутствие растений, не все обитатели глубин являются хищниками. Некоторые глубоководные организмы питаются падалью, зоопланктоном или детритом.