Чем интересен гоголь в наше время
Чем творчество Н. В. Гоголя может быть интересно современному читателю? (по поэме «Мертвые души») (Гоголь Н. В.)
Литература позволяет читателю погрузиться в иной мир, полный разнообразия. Читая книгу, можно не замечать другого, того, что происходит вокруг. Вы представляете всё, о чем читаете, создаете образы персонажей, приписываете их к положительным или отрицательным. После прочтения обдумываете прочитанное, оставляете свое мнение о всех героях, а также о писателе, который сотворил это произведение.
Прочитав хорошую книгу, вы ее не забудете, ведь всё, что вы читали, отложилось в вашей памяти. Вы пережили всё, что происходит в книге вместе с героями.
Немалое значение в русской литературе имеет творчество Николая Васильевича Гоголя, известного писателя-сатирика. Это был, несомненно, талантливый прозаик, драматург, поэт и критик. Его произведения известны чуть ли не каждому.
Творчество Н. В. Гоголя может быть интересно современному читателю, потому что писатель рассказывает о пороках общества, которые имеют место быть не только в его время, но и в наше. Этими пороками общества являются коррупция, неподчинение законам, чрезмерная лесть, желание разбогатеть нечестным путем.
Мною был прочитан первым том поэмы «Мертвые души», опубликованной в 1842 году. Главным персонажем является Павел Иванович Чичиков. Его портрет неоднозначен: «не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако и не так, чтобы слишком молод», поэтому, читая начало первой главы, еще нелегко представить образ главного героя. Всё интересное впереди: мы узнаём, что Чичиков получает информацию обо всех зажиточных и властных людях в этом городе, он льстит каждому, повышая свой авторитет и репутацию. Далее он отправляется к помещику Манилову, и тут всё начинается: Чичиков говорит, что хочет купить умерших крестьян на самом деле, но живых по документам. И тут мы понимаем, что не всё так чисто.
Главный герой не просто так посещает помещиков в определенном порядке. Манилов представляет из себя семейного человека, открытого, улыбчивого, гостеприимного, в то время как Плюшкин является, как точно подметил Н. В. Гоголь, «прорехой на человечестве». Чичиков даже не сразу понял, кем является Плюшкин: мужчиной или женщиной.
Таким образом, в поэме Н. В. Гоголя раскрываются образы помещиков и Чичикова, главного героя произведения. Автор показывает, что Россия находится не в лучшем положении, но он, несомненно, верит в неё. Поэтому в наши дни стоит прочитать хотя бы одно произведение Н. В. Гоголя и познакомиться с его творчеством.
Гоголь – наш современник
1 апреля – 210 лет со дня рождения русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809-1852).
Гениальный художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн. «Вечера…», повесть «Нос», сборник «Миргород» сделали Гоголя знаменитым. Вершины творчества писателя – комедия «Ревизор», повесть «Шинель», поэма «Мертвые души».
Актуален ли Гоголь сегодня? Проблемы, которые он поднимает в своих произведениях, характерны и для современного общества. Это и произвол чиновников, которые не гнушаются использовать свою власть в личных целях, это и люди, привыкшие делать деньги из ничего, и просто пустые посредственности, как то выбивающиеся в люди.
Гоголевские герои очень часто бродят среди нас, выглядят они по-другому, их окружение изменилось. Но вот суть. Суть осталась та же, что и у героев XIX столетия. И, пожалуй, ещё через двести лет она вряд ли изменится, а Гоголь будет столь же актуален, как и теперь.
День сегодняшний вызывает горькое раздумье о человеке, о его трагической судьбе в современном мире. Только острое чувство гражданственности, самосознания поможет переменить жизнь, как этого хотел Николай Васильевич. А сегодня это необходимо как никогда.
Поэтому произведения Гоголя, обличающие пороки общества, до сих пор востребованы, несмотря на два столетия, разделяющих современного читателя с писателем.
С 1907 года по произведениям Гоголя выпустили более 60 экранизаций. К сожалению, самые первые фильмы, снятые в начале XX века, например, «Майская ночь, или утопленница» 1907 года, «Записки сумасшедшего» 1909 года или «Мертвые души» 1910 года не сохранились. Самым ранним сохранившимся фильмом по произведению Гоголя является «Мертвые души» 1909 года.
Постановки по пьесам Гоголя начали выходить еще при жизни писателя. Так премьера «Ревизора» состоялась в Александринском театре еще в 1836 году. Сейчас театральные постановки по произведениям Гоголя проходят во многих театрах России.
Не смогли обойти стороной мистические сюжеты Гоголя и создатели компьютерных игр. В 2004, 2005 и 2006 годах вышли игры – квесты «Вий: История, рассказанная заново», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Вечер накануне Ивана Купала». В жанр квеста вписывается загадочная атмосфера произведений Гоголя.
Книги Гоголя и саму личность писателя можно разгадывать бесконечно, постоянно находя новые ответы и новые задачи.
Можно много говорить о том, каким образом повлиял Гоголь на современность. Но, наверное, именно тот факт, что по его сценариям до сих пор снимают фильмы, а спектакли по его пьесам собирают аншлаги, говорит о том, что творчество Гоголя по-прежнему актульно. И чем больше лет проходит с его рождения, тем популярнее он становится.
Сочинение отзыв: И. В. Гоголь и наша современность
Наследие Гоголя прочно вошло в жизнь людей. Его книги издаются массовыми тиражами и стали неотъемлемой частью духовной жизни каждой семьи. По сведениям Книжной палаты, они выходили в нашей стране более 1100 раз общим тиражом около 90 миллионов экземпляров на 59 языках. По числу изданий Гоголь уступает только Л. Н. Толстому, А. С, Пушкину, А. П. Чехову, И. С. Тургеневу.
Современные читатели находят в его книгах то, что помогает им в жизни и труде, делает их сильными, добрыми, мужественными, непримиримыми к недостаткам. Произведения Гоголя помогают
Гоголевские образы помогают острее развенчивать предательскую сущность врагов, пустую мечтательность некоторых деятелей различных партий, которые примкнули к революции и предавали ее интересы на каждом шагу. Манилов, например,- это и народник, и либеральный буржуа, и социал-демократ, скатившийся в болото оппортунизма, и меньшевик, и представитель контрреволюционного блока. Гоголевские образы и сегодня можно
Наше время не составляет здесь исключения. В ином облике, в иных одеяних герои Гоголя – люди, похожие на них, родственные им,- существуют, действуют и в наши дни. С этой точки зрения вполне правомерно говорить о жизни произведений писателя, жизни его героев, которая в различные исторические периоды наполняется неоднородным содержанием”
Гоголевская сатира с огромной силой обличает и всевозможные уродства, характерные для капиталистического мира. С годами она не потеряла своей действенности и актуальности. Царство аферистов Чичиковых, диких собакевичей, жуликов сквозников-дмухановских, держиморд и т. д. в новом обличье предстает в этом мире. Еще В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский отмечали, что гоголевский Чичиков в другом платье шествует по Англии и Франции не за мертвыми душами, а за тем, чтобы подкупать живые души на парламентских выборах или заниматься биржевыми и фабричными спекуляциями.
А если гоголевские типы все еще существуют в реальной жизни, то, естественно, попадают в поле зрения журналистов и международных обозревателей.
Однако значение Гоголя состоит не только в том, что его художественные образы получают иную интерпретацию, оживают в новых исторических условиях, но и в том, что не потеряли своей значимости, продолжают волновать читателей. Мы гордимся тем, что произведения Гоголя есть почти в каждой семье, и советские люди с детства знакомятся с его замечательными творениями. Известный поэт С. Я. Маршак с гордостью говорил: “Гоголь неразлучен с нами всю жизнь.
Мы знакомимся с ним в годы нашей ранней юности, и первое свежее впечатление от этого знакомства остается у нас в памяти навсегда, уживаясь с более сложными впечатлениями зрелых лет.
Традиции “Тараса Бульбы” ощутимы в повести Г. Л. Горбатова “Непокоренные” как в самом пафосе показа народной борьбы против фашизма, так и в аналогии имен основных героев, в использовании фольклора, романтических приемов изображения, развитии психологизма, углублении гуманистической и гражданской направленности произведения, наконец, в ритмическом повторении фраз. Но, очевидно, самое главное то, что Б. Горбатов вслед за Гоголем изображает своих героев в неразрывной связи с народными массами, с борьбой всего украинского народа, Образы Тараса, Степана, Насти при всей их монументальности ярче видятся именно в сочетании со всей многоликой народной средой, в недрах которой таятся силы, помогающие выстоять в жестокой борьбе. Смысл жизни для обоих Тарасов – в свободе их Родины и народа. Сравнивая многие эпизоды из жизни героев, поступки Тараса Бульбы и Тараса Япенко, Остапа и Степана, Андрия Бульбы и Андрия Яценко, отношения отцов к своим детям, находим немало сходного.
Но это не слепое подражание, а творческий, новаторский подход к использованию традиций великого предшественника.
Гоголевские традиции заметны в творчестве современных писателей С. В. Михалкова, С. П. Залыгина, В. И. Белова, Е. И. Носова, В. В. Липатова, В, А. Чивилихина, В. Г. Распутина и других. Интересно использует характеристику Добчинского и Бобчинокого В. П. Астафьев в романе “Печальный детектив” для изображения современных людей, подобных гоголевским типам.
Related posts:
40 интересных фактов о Гоголе (7 фото)
В эту жизнь Н. В. Гоголь пришёл под фамилией “Яновский”. Происходил он из дворянского рода, и по прошению отца был ещё в детстве признан дворянином, получив при этом новую фамилию – Гоголь-Яновский.
Судя по всему, писатель обладал польскими корнями. В биографии Гоголя упоминается, что его дед в официальных бумагах указывал, что ведёт род из Речи Посполитой.
В семье родителей Николая Васильевича было целых 12 детей, включая него, 6 мальчиков и 6 девочек. Но половина из них не пережила детского возраста.
Интерес к театру у Гоголя возник ещё в детстве. Исследователи склонны связывать это с влиянием отца, который, как известно, был великолепным рассказчиком, а также автором ряда театральных пьес.
Всю жизнь Гоголь стеснялся своего носа, считая его некрасивым. Он даже просил живописцев, создававших его портреты, изменить его форму на более, как ему казалось, привлекательную.
Возможно, происхождение и биография Н. В. Гоголя были фальсифицированы ещё его дедом, который таким образом получил дворянство, скрыв своё происхождение из семьи священников. Но непреложных доказательств этой теории нет.
Отец писателя был вдвое старше его матери, когда они поженились. Ей тогда было всего четырнадцать лет.
Судя по всему, род Гоголей получил свою фамилию благодаря Остапу Гоголю, известному казацкому гетману. По крайней мере, именно такова основная версия.
Назвали будущего писателя в честь Святого Николая.
Современники всегда поражались феноменальной памяти Гоголя. Николай Васильевич с лёгкостью усваивал огромные объёмы информации, и никогда ничего не забывал.
Слава пришла к нему далеко не сразу. Первая его публикация оказалась настолько холодно встречена публикой и критиками, что писатель сам скупил весь тираж, какой сумел, и уничтожил его.
У Николая Васильевича хватало странностей. К примеру, всю жизнь Гоголь ходил только по левой стороне тротуаров и дорог, а не по правой, как все остальные, что по понятным причинам создавало неудобства и для него, и для других пешеходов.
А ещё у него была привычка грызть за работой кусочки сахара. Он постоянно носил его с собой, положив прямо в карман, поэтому в карманах писателя всегда было полно сахарных крошек.
Н. В. Гоголь умел неплохо готовить. Современники утверждали, что он был отличным кулинаром, особенно преуспевшим в приготовлении таких блюд, как галушки, пельмени и вареники.
На протяжении всей жизни Гоголь боялся быть похороненным заживо. Он даже написал инструкцию, согласно которой в случае смерти его необходимо было хоронить только после того, как будет на 100% очевидно, что он уже мёртв.
Знаменитые “Мёртвые души”, одно из самых известных его произведений, на самом деле имели продолжение. Но оно так и не увидело свет, так как Гоголь уничтожил уже готовую рукопись.
Писатель был человеком довольно религиозным, но очень суеверным. А незадолго до смерти он начал утверждать, что слышит голоса, предвещающие ему скорую кончину.
Произведение “Вий” за авторством Н. В. Гоголя было неоднократно экранизировано. Сам литератор утверждал, что не сам его сочинил, а взял за основу услышанную как-то народную легенду. При этом исследователям не удалось найти ни одного народного сказания, схожего сюжетом с “Вием”.
В число странных фобий Гоголя входила боязнь грома и молний. В панику он не впадал, но в такую погоду чувствовал себя явно некомфортно, будто его что-то сильно гнетёт.
Писатель очень настороженно относился к новым знакомствам. Если компанию его друзей вдруг разбавляли незнакомцы, он в большинстве случаев уходил, не желая общаться с незнакомыми людьми.
Сосредоточиться за писательской работой Гоголю помогал хлеб. Он мял его в руках и скатывал из мякиша хлебные шарики, которые затем поедал.
А. С. Пушкин очень высоко оценивал творчество Н. В. Гоголя. Оба знаменитых литератора были знакомы лично, и Пушкин даже подарил Николаю Васильевичу собаку, экзотического по тем временам мопса.
Писатель был не чужд коллекционированию. Причём выбор он сделал весьма экстравагантный, начав собирать миниатюрные книги. Коллекция у него была довольно обширная.
Гоголь никогда не был богат, но при этом он и не стремился к богатству и стяжательству. Когда его родители умерли, он по доброй воле отказался от своей части наследства в пользу своих сестёр, рассудив, что им деньги нужнее, чем ему.
После похорон Н. В. Гоголя на его могилу установили массивный надгробный камень. После его перезахоронения надгробие заменили, и первый камень надолго убрали в подсобку с кладбищенским инвентарём, соскоблив с него надписи. Позднее его установили на могилу писателя Михаила Булгакова, где он и стоит по сей день.
Первое своё произведение, поэму “Ганц Кюхельгартен”, Гоголь опубликовал под псевдонимом “В. Алов”.
В краткой биографии Гоголя упоминается, что в молодости, сразу после переезда в Петербург, он пытался стать театральным актёром, а затем и чиновником, но в обоих случаях не добился успеха. Просто столица удивила писателя высокими ценами, и ему пришлось испробовать разные способы зарабатывать себе на жизнь.
Возможно, жизнь Гоголя повернулась бы иначе, если бы он развивал в себе талант к живописи. В детстве он постоянно рисовал, и очень талантливо, но рисунки его казались взрослым странными и порой даже пугающими, поэтому он забросил изобразительное искусство.
Знаменитая пьеса “Ревизор” могла никогда не увидеть свет, так как Николай Васильевич не раз был на грани, и собирался прекратить работу над ней, но Пушкин каждый раз убеждал Гоголя продолжить работу над “Ревизором”.
В основу сюжета “Ревизора” легли реальные события, происходившие в Новгородской области. Их свидетелем был А. С. Пушкин, и именно он подсказал своему другу Гоголю идею превратить их в пьесу.
Писатель ещё в юности отлично овладел швейными принадлежностями. Он шил платья, а также вязал шарфы и другие мелочи, которые дарил своим сёстрам.
Многие знаменитые литераторы в совершенстве владели несколькими иностранными языками. Но не Николай Васильевич – за всю жизнь Гоголь так и не освоил ни один другой язык, кроме русского, на высоком уровне.
Сам писатель вспоминал, что во время учёбы его преподаватель постоянно критиковал творчество А. С. Пушкина и В. Жуковского. Эта критика и вызвала повышенный интерес Гоголя к их произведениям.
Гоголь-моголь не имеет никакого отношения к автору “Мёртвых душ” и “Ревизора”, так как появился этот десерт задолго до него. Сам же писатель называл “гоголь-моголем” напиток собственного изобретения, состоявший из козьего молока, сахара и рома.
Николай Васильевич немало попутешествовал по Российской империи, но за её границы почти не выбирался. Хотя однажды он побывал в Риме, где, вероятно, и подхватил малярию, осложнения от которой впоследствии и послужили причиной его смерти.
Из-за свойственных Гоголю странностей долгое время бытовало мнение, что он страдал от каких-то психических расстройств. Современные исследователи проанализировали его творчество и переписку, придя к выводу, что это не так, и если литератор от чего-то и страдал, так это от серьёзной депрессии.
Широкая известность к нему пришла лишь после публикации “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
Гоголь завещал похоронить себя лишь после того, как у его тела появятся явственные признаки трупного разложения. Его воля была исполнена, несмотря на то, что начавшее разлагаться тело служило источником сильного запаха.
Писатель никогда не был женат, и он не оставил после себя потомства. Более того, не сохранилось вообще никакой достоверной информации о том, что при жизни Гоголь состоял в отношениях с кем-либо.
В честь знаменитого писателя был назван астероид (2361) Гоголь, открытый в 1976 году советскими астрономами.
Гоголь и современность
Источник: Русский вестник
Такой современный писатель, как Кафка,
Стар и в своей сущности, и в технике.
В то же время художники прошлых
Времен, скажем Гоголь,
Оказываются чрезвычайно современными.
Джеймс Перри
К осознанию современности Гоголя зарубежный мир пришел после длительного увлечения Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, А.П. Чеховым – художниками, которые продолжали гоголевские традиции в русской литературе. Причины подобного запоздания не только в трудностях перевода, но и в том, что именно в наши дни происходит осмысление роли Гоголя в художественном развитии человечества, в освоении мировой литературной мыслью темы «маленького» человека.
«Маленький» человек у Гоголя нередко склонен порисоваться, вообразить себя управляющим департаментом, испанским королем и пр. Это не случайно, ибо только в своих иллюзиях он может на время избавиться от комплекса социальной и психологической неполноценности. Мотив гротескного, фантасмагорического превращения жалкого чиновника в сверхчеловека, жаждущего мщения за свою приниженность и забитость, прозвучит впоследствии в творчестве Достоевского – продолжателя гоголевских традиций. И слова Поприщина: «Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник? Может быть, я какой-нибудь граф или генерал, а только так кажусь титулярным советником?» – вовсе не так безумны и абсурдны.
Восприятие Гоголя за рубежом начинается с уяснения художественного своеобразия и новаторской значительности повести «Шинель». «Гоголь был хорошо знаком с бюрократической сферой, ибо он в течение некоторого времени служил чиновником в Петербурге, – отмечал критик М. Спилка. – Он был первым, кто начал с заботливым, тщательным вниманием изображать убожество и банальность существования незначительных официальных чиновников». «Рассказ мог быть назван “Я – брат твой”, – утверждает другой западный критик Ф. О’Коннор. – С блистательной смелостью Гоголь создал комическо-героический характер маленького чиновника-переписчика и соотнес его с образом распятого Христа, так что когда мы смеемся, знакомясь с историей его жизни, то в нашем смехе проявляется нечто похожее на ужас».
Социально-этическая коллизия «Шинели» такова: жалкий чиновник, одержимый своей мечтой, и противостоящее ему враждебное окружение оказались в ХХ веке понятном и близком многим западным художникам. «Я посетил много стран, – замечает В. Набоков, – и у многих знакомых встречал страстную мечту, подобную той, которую лелеял Акакий Акакиевич, причем никто из них никогда не слышал о Гоголе».
Об актуальности социально-этической коллизии «Шинели» свидетельствует итальянский фильм, сделанный по мотивам повести в 50-е годы ХХ века. Действие фильма происходит в одном из итальянских городов. Главный герой – мелкий чиновник Кармине дель Кармине, мечтающий о приобретении нового пальто. Пальто для него не просто одежда, позволяющая спастись от зимней сырости, но средство самоутверждения. Несмотря на определенную модернизацию классического произведения, режиссер Альберто Латтуада сумел сохранить в фильме гоголевский пафос сочувствия униженному и оскорбленному человеку, который, став жертвой социальной несправедливости, в финале сходит с ума и умирает.
Своеобразным вариантом Акакия Акакиевича предстает Гомер Симпсон в романе американского писателя Н. Уэста «День саранчи». И когда однажды в ресторане его возлюбленная, молоденькая актриса Фей, измываясь над этим безропотным существом, заставляет его пить коньяк, называя квашней, размазней, кажется, что Гомер Симпсон вот-вот подымет голову и произнесет голосом Акакия Акакиевича: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» Вместо этого герой мужественно захлебывается коньяком и, стараясь поддержать общее настроение, просит официанта принести еще порцию.
«Счастье» Гомера Симпсона длится недолго. Его, как и Акакия Акакиевича, настигает беда: у него «крадут» возлюбленную. Известие о том, что Фей Гринер изменяет ему с ненавистным мексиканцем, потрясает его, приводит к духовному надлому и безумию. В его душе пробуждается жажда мщения, и он, не помня себя, в порыве ярости накидывается на ни в чем не повинного малыша, зверски избивает его до тех пор, пока разъяренная толпа не захватывает Гомера Симпсона в свои смертельные объятия. Гибель героя выглядит такой же нелепой, каким было его существование.
Известный французский актер-пантомимист Марсель Марсо с большим успехом показывал в театральном сезоне 1958–1959 гг. инсценировку «Шинели», которая стала одним из самых ярких событий парижской театральной жизни. Спектакль, несмотря на своеобразие интерпретации Марсо, сохранил гоголевский гуманистический пафос. Экранизация спектакля была с триумфом встречена во многих странах мира. Сам Марсо признавался: «“Шинель” была первой мелодрамой, касавшейся подлинно социальной проблематики. По сути дела, она была первой романтической и классической мимодрамой, которую я поставил. Романтической по содержанию и классической по форме». Гоголевское «Я брат твой» стало душой и смыслом образа, созданного Марселем Марсо: артист вошел не только в мир маленького чиновника из далекого Петербурга, он в чем-то выразил чувства своего нынешнего «брата», обездоленного человека-труженика с его томительными и пока тщетными поисками счастья. «“Шинель” Гоголя, – подчеркивал Марсо, – стала красной нитью нашего театра… Благодаря “Шинели” Гоголя появились “Пьеро с Монмартра”, “Три парика” и даже “Маленький цирк” (вторая классическая работа театра)».
Тема разлада между мечтой и действительностью не была новой для мирового искусства. Ее можно обнаружить у романтиков, например у Гофмана, которого по праву часто сравнивают с Гоголем. Однако если в «Золотом горшке» конфликт между мечтой и действительностью разрешается в сказочно-фантастических формах (волшебные чары зла рассеиваются, и Ансельм находит счастье с Серпентиной. – Авт.), то в «Невском проспекте» конфликт этот разрешается в реалистической манере. Здесь нет злых и добрых волшебников. Иллюзии художника Пискарева и их крах обусловливаются самой сущностью города, за блестящим фасадом которого обнаруживаются бедность, пустота и ничтожество. Говоря об этом, В. Эрлих приходит к выводу, что трагедия гоголевского героя порождена абсурдностью человеческого существования. «Абсурдность жизни, которая в Миргороде едва получила свое гротескное выражение, – пишет он, – превращается в Арабесках в бестолковую неразбериху». «Бессмысленность мира, – заключает критик, – эти кафкианские слова могли быть гоголевскими».
Другое немаловажное обстоятельство, обусловливающее особенности восприятия Гоголя в мире, имеет свои объективные предпосылки. Некоторые зарубежные критики и художники, акцентирующие внимание на комической и гротескной нелепости многих гоголевских ситуаций и сцен, находят разнообразнейшие проявления бессмысленности вокруг себя, в окружающем мире. Психологическая и социальная атмосфера, в которой живут и творят эти деятели искусства, имеет много общего с гротескно-фантастической атмосферой гоголевских произведений. Бездуховное существование, разрушительное воздействие бюрократизма, губительная власть денег – все эти особенности жизни современного мира побуждают обращаться к Гоголю, интерпретируя его творчество в свете возникающих психологических и художественных проблем. «Герои Гоголя, – говорит шведская исследовательница Т. Линдстром, – от космического одиночества и неприкаянности бегут в мир сексуальных фантазий, в мир грез и галлюцинаций, где, как правило, сознательное сочетается с бессознательным, с несвязными мыслями и непредсказуемыми образами, и возникает алогическая ирреальность, которую сюрреалисты доведут до своего абсолютного выражения… Здесь вновь чрезмерность и жестокость гоголевского гротеска сталкиваются с метафорой современной литературы, которая предпочитает чрезвычайные, сенсационные ситуации».
Гоголевские интонации чувствуются в пьесе Дж. Хеллера «Мы бомбили Нью-Хейвен» и в его же романах «Уловка-22», «Что-то случилось». Под пером Хеллера алогичность американской военной жизни предстает как недоступная рациональному пониманию. В романе «Уловка-22» нормальный человек начинает казаться самому себе сумасшедшим, и возникает вопрос: кто сошел с ума – он или окружающий его мир? «“Уловка-22 ” разъяснила, – пишет автор, – что забота о самом себе перед лицом прямой и непосредственной опасности является проявлением здравого смысла. Орр был сумасшедшим, и его можно было освободить от полетов. Единственное, что он должен был сделать, – просить. Но как только он попросит, его тут же перестанут считать сумасшедшим и заставят снова летать на задания. Орр – сумасшедший, раз он продолжает летать. Он был бы нормальным, если бы захотел перестать летать, но, если он нормален, он обязан летать. Если летает – значит, он сумасшедший и, следовательно, летать не должен; но если он не хочет летать – значит, он здоров и летать обязан».
Ситуация в какой-то степени напоминает поприщинскую. Комментируя одну из аналогичных сцен романа, писатель Н. Мейлер предположил, что со временем Хеллер сможет стать американским Гоголем.
Одна из причин современности Гоголя, по мнению Ф. Рава, в том, что писатель начал исследование проблемы взаимоотношений искусства и жизни: «Дилемма, стоявшая перед Гоголем, была обусловлена неспособностью примирить смысл своего искусства со смыслом своей жизни. Противоречие это в высшей степени характерно для художников современного мира…» Думается, однако, что критик не совсем точно сформулировал важнейшую этическую проблему, которая мучила писателя, остро чувствовавшего необходимость нравственной ответственности художника перед временем и собой. Одним из первых Гоголь поставил вопрос о нравственном совершенствовании писателя, в котором «все соединено с совершенствованием его таланта, и обратно: совершенствование его таланта соединено с совершенствованием душевным». Говоря о важности «внутреннего воспитания», Гоголь подчеркивал: «Редко, кто мог понять, что мне нужно было также вовсе оставить поприще литературное, заняться душой и внутренней своею жизнью для того, чтобы потом возвратиться к литературе создавшимся человеком…» Именно в этом заключается один из аспектов духовной драмы Гоголя в конце жизни – драмы, которая до сих пор остается загадкой для западных исследователей, пытающихся объяснить ее с психоаналитических или экзистенциалистских позиций.
Выступая в начале ХХ века перед американскими слушателями и подчеркивая типичность образа Чичикова, П.А. Кропоткин говорил: «Чичиков может покупать мертвые души или железнодорожные акции, он может собирать пожертвования для благотворительных учреждений или стараться пролезть в директоры банка… Это безразлично. Он остается бессмертным типом: вы встретитесь с ним везде, он принадлежит всем странам и всем временам: он только принимает различные формы, сообразно условиям места и времени». Возможно, в числе слушателей Кропоткина находился критик и пропагандист русской литературы в США У. Фелпс, который в книге «Очерки о русских романистах» буквально повторил суждение Кропоткина о Чичикове: «Это верный портрет американского патрона или преуспевающего коммивояжера, чьи успехи зависят не столько от подлинной ценности или необходимости продаваемых им вещей, сколько от знания человеческой природы и убедительности его речей».
Особый интерес представляет судьба гоголевской драматургии, с которой зарубежный мир начал знакомиться уже в ХIХ веке. Несмотря на многочисленные постановки и переводы, осмысление художественной глубины «Ревизора» происходило с большим трудом. Даже в ХХ в. комедия часто рассматривалась как сатирический фарс в духе Мольера, а главный герой, Хлестаков, оценивался как типичный авантюрист, плут, умело использующий в своих интересах запутанные обстоятельства, атмосферу всеобщего страха и продажности. Отзвуки подобной интерпретации есть в книге А. Спектора «Золотой век русской литературы», где Гоголь определяется как последователь и ученик Мольера. Спектор, как и германский исследователь Г. Лейсте, автор книги «Гоголь и Мольер», не учитывает, что Гоголь обогатил драматургическое искусство новыми художественными средствами, которые в настоящее время кажутся необычайно современными.
Лишь с 30-х годов ХХ в. театральная критика за рубежом начинает осознавать, что современность пьес Гоголя – прежде всего в комической парадоксальности ситуаций, в частности в пародизации традиционной любовной интриги, без чего немыслима гоголевская драматургия. Подобная пародизация встречается в уже упоминавшемся романе Хеллера «Уловка-22».
Широкую популярность драматургия Гоголя получает в середине ХХ в. Именно в это время «Ревизор», «Женитьба» и другие гоголевские пьесы совершают триумфальное шествие по сценам театров Франции, Италии, США, Дании, Голландии и других стран. В 1966 г. постановку «Ревизора» осуществляет английский режиссер Питер Холл на сцене Королевского Шекспировского театра с Полом Скоффилдом в главной роли. В начале 60-х годов в Италии появляется кинокомедия «Ревизор инкогнито» – пародия на фашистский режим, поставленная по мотивам «Ревизора», а в Западной Германии композитор Вернер Эгк создает комическую оперу на сюжет гоголевской комедии. Любопытно письмо австрийской зрительницы о постановке «Ревизора» на сцене венского театра «Скала»: «Не копия ли это тех австрийцев, которые, маскируясь ханжескими фразами, столь ловко умеют обогащаться за счет своих сограждан?»
Именно в это время в европейской и американской критике утверждается мысль о том, что «Ревизор» – это не просто злободневная «история о взяточничестве», что персонажи комедии представляют галерею вечных типов наподобие Гарпагона или Тартюфа. Именно в этот период происходит осмысление драматургического новаторства Гоголя, которое отнюдь не сводится к пародированию любовной тематики, хотя французский режиссер Андре Барсак и утверждал, что именно отсутствие какой бы то ни было любовной интриги, удивившее первых зрителей «Ревизора», было выражением дерзновенного новаторства автора. Главным оказывается понимание того, что Гоголь сумел создать новые формы комического, цель которых – обличение бессмысленности жизни, лишенной высоких духовных устремлений, нелепости расхожей обывательской ограниченности внутреннего мира людей, у которых гипертрофированное самомнение сочетается с поразительным невежеством и душевной пустотой. Вот почему в наши дни русский писатель воспринимается в мире как один из первых художников, обратившихся к теме «пошлости пошлого человека» – закономерного порождения бездуховной действительности.
В целом можно сказать, что освоение художественного и нравственного опыта Гоголя только начинается и многим его произведениям еще предстоит быть заново осмысленными в свете происходящих ныне социально-исторических и духовных изменений.