Чем интересен рассказ васюткино озеро

Анализ «Васюткино озеро»

сочинение по литературе 5 класса

История создания

С автобиографическим рассказом В. П. Астафьева «Васюткино озеро» связана интересная история. Когда будущий писатель учился в пятом классе, он однажды заблудился в тайге. Проблуждав один несколько дней, мальчик сумел выйти к людям. В самом начале учебного года учитель русского языка и литературы (известный сибирский поэт И. Д. Рождественский) дал ученикам задание: написать сочинение на тему «Как я провел лето». Астафьев описал свои «приключения» в тайге. Рождественский отметил талант пятиклассника. Его рассказ был опубликован в школьном журнале под названием «Жив».

В 1952 г. Астафьев вспомнил о первом литературном опыте и на основе школьного сочинения написал свой первый рассказ для детей — «Васюткино озеро». Спустя четыре года произведение было опубликовано.

Сюжет

Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть фото Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть картинку Чем интересен рассказ васюткино озеро. Картинка про Чем интересен рассказ васюткино озеро. Фото Чем интересен рассказ васюткино озероТринадцатилетний сын бригадира рыболовецкой бригады каждое лето проводит на природе. Он помогает взрослым, собирая кедровые орехи и охотясь. Однажды мальчик увлекся погоней за глухарем и заблудился. Поначалу он поддался панике, так как прекрасно понимал, насколько опасно потеряться в бескрайних сибирских лесных просторах.

Главный герой все же был сыном таежника. Он начал вести себя спокойно и рассудительно, заботясь прежде всего о тепле, еде и ночлеге. За пять дней мальчик преодолел расстояние в шестьдесят километров и вышел на берег реки, где его и подобрали люди. Он не только сумел спастись, но и нашел в тайге неизвестное до этого озеро, богатое рыбой. В честь юного героя это озеро назвали его именем.

Главная идея рассказа заключается в том, что даже в самой трудной ситуации нельзя отчаиваться и сдаваться без борьбы. Одни из лучших человеческих качеств — мужество, смелость и находчивость.

Уже в самом начале произведения Васютка предстает перед читателем опытным таежным жителем, который является достойной сменой отца. Тринадцатилетний мальчик приехал в лес не на отдых. Он снабжает рыбаков орехами, каждый день уходя все дальше в леса. «С ружьем на плече и патронташем на поясе» Васютка похож на настоящего мужика-промысловика.

Несмотря на несвойственную возрасту «лесную мудрость», Васютка все же остается обычным ребенком. Страстное желание добыть первого в своей жизни глухаря заставляет его забыть обо всем и углубиться в тайгу. После безуспешных поисков затесей (специальных отметок на деревьях) мальчиком постепенно овладевает панический страх. От взрослых он слышал немало рассказов о тех, кто заблудился в тайге и погиб.

С наступлением темноты врожденный инстинкт охотника одерживает верх над безотчетным страхом. Васютка вспоминает мудрую фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». С этого момента все действия мальчика направлены на выживание.

Васютка разводит костер, жарит глухаря, готовит место для ночлега. Даже остатки еды он заботливо подвешивает в мешке на дереве. Все последующие дни мальчик ведет себя, как настоящий мужчина, поставивший перед собой твердую цель. Он бережет патроны, еду и спички, пытается определить правильное направление пути.

Благодаря усвоенным с малых лет знаниям главному герою удается добраться до Енисея. Только при виде людей мужество изменяет измученному ребенку: «За-заблудился я-а, совсем заблудился-а…».

Проблематика

Главная проблема рассказа — выживание человека в экстремальных условиях.

Васютка в рассказе (как и сам автор в реальной истории из своего детства) спасается благодаря хладнокровию и стойкости. Только таким образом удавалось выживать многим поколениям сибирских охотников и рыбаков.

В начале 90-х гг. Астафьев пролетел на вертолете над местами, где заблудился в детстве. Писатель был вынужден признаться, что, вероятно, в той ситуации ему помог сам Бог: «В этой тайге самому спастись, да еще будучи мальчишкой, — невозможно…».

Источник

Сочинение Васюткино озеро 5 класс по рассказу Астафьева рассуждение

Совсем недавно я прочитала рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Главный герой этого произведения произвел на меня неизгладимое впечатление. Тринадцатилетний мальчик в экстремальной для себя ситуации смог не растеряться и справиться со всеми трудностями.

Васютка живет со своим отцом и остальными рыбаками, мужчины ловят рыбу, а мальчик ходит за кедровыми орешками. Каждый раз Васютке приходится все дальше уходить в тайгу, ведь шишек на деревьях остается все меньше. Обычно мальчик возвращался домой по зарубкам, которые делает на деревьях, но однажды подросток увидел глухаря, побежал за ним и заблудился.

Главный герой этого рассказа действительно заслуживает уважения. Удивительно, что Васютка, несмотря на свой юный возраст, так ловко справлялся со всеми трудностями. Я уверена, что даже многие взрослые люди могли бы растеряться в такой ситуации. Мальчик не только смог выжить в тайге и вернуться домой, применив имеющиеся знания, но и отыскал богатое рыбой озеро, которое стало настоящим спасением для рыбаков, у которых уже давно не было хорошего улова.

Я считаю, что рассказ Виктора Астафьева, «Васюткино озеро» учит нас понимать то, что из каждой, даже самой сложной ситуации всегда есть выход. Самое главное никогда не терять веру в себя, не поддаваться панике и умело применять свои знания, как это и сделал главный герой произведения, тринадцатилетний мальчик Васютка. Данное произведение должен прочитать каждый, кто считает, что не способен справиться с трудностями.

Сочинение по рассказу №2

“Васюткино озеро” – это рассказ, написанный Виктором Петровичем Астафьевым, в основу которого легли события, приключившиеся с ним еще в детстве. Однажды, во время школьных каникул, Виктор Петрович заблудился в глухой тайге. И, некоторое время спустя, он решил отразить свои переживания в творчестве.

Герой рассказа “Васюткино озеро” – обычный мальчик, который помогает своему отцу и бригаде рыбаков заниматься их промыслом. Рыбакам не очень везет, так как вода в реке поднялась, и вся рыба ушла на глубину. Они решают пойти в низовья Енисея и остановиться в избушке, которую когда-то построила ученая экспедиция, до осени. В то время, как рыбаки ходят на промысел, Васютка бродит по тайге и собирает кедровые шишки, чтобы порадовать мужиков.

Истекающая кровью птица пытается спасти свою жизнь бегством, и Васютка, забыв обо всем на свете, пускается в погоню за раненым глухарем. Догнав его, мальчик хладнокровно сворачивает тому шею. Но радость от убийства продолжается не долго – Васютка, не найдя зарубки на деревьях, начинает подозревать, что заблудился. Пытаясь найти знакомые приметы, он какое-то время бродит по тайге, пока не признает, наконец, что заблудился окончательно.

Вспоминая страшные рассказы, которые он слышал когда-то от старших товарищей, Васютка поддается панике. Но через некоторое время, он берет себя в руки и решает, во что бы то ни стало, выбраться из мрачного и опасного леса. “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит”, — вспоминает он слова отца и начинает свой непростой путь к цивилизации. В дороге ему пригождаются спички, хлеб и убитый глухарь. Вспоминая наработанные навыки, он готовит себе еду и устраивается на ночлег. В первую ночь ему спиться не очень спокойно — Васютке кто-то мерещится. Возможно, дух невинно убитого глухаря или кто-то еще. Чтобы приободрить себя, он угрожает “садануть по нему картечью”. Но взяв себя в руки, выясняет, что это всего лишь огромный “корень-выворотень”. Который, не смотря на страшное название, не представляет никакой опасности для человека.

Через несколько дней Васютка выходит к озеру, в котором много речной рыбы. Таким образом, озеро оказывается проточным, и он находит дорогу к Енисею. На берегу реки Васютка решает привлечь внимание людей на проплывающем мимо пароходе. Но те не спешат его подбирать, так как думают, что их просто приветствуют с берега. Не теряя надежды, наш юный герой все же добивается своего и попадает на судно, которым управляет знакомый его отца.

Дома он рассказывает об увиденном озере и приводит туда рыбаков. Таким образом, преодолев вынужденные трудности, мальчик обеспечил свою семью и друзей провизией на многие годы вперед. А озеро в честь юного героя назвали Васюткиным, немного покормив самолюбие маленького мальчика.

Немного грустно от того, что в последнее время у школьников все реже есть возможность скачать этот рассказ в сети бесплатно. Очень часто он обрывается на самом интересном месте, и ребята вынуждены просить у родителей деньги, чтобы получить драгоценную ссылку для скачивания. А ведь эти средства дети могут потратить на школьные обеды или на материалы, из которых можно сколотить на уроках труда кормушки для птиц, на которых они потом будут охотиться. И вряд ли Виктор Петрович Астафьев получает какие-то отчисления в свой адрес от этих платежей, ведь в ноябре две тысячи первого года его не стало…

Отношения в семье

Васютка воспитывается в любящей семье. Мать героя искренне заботится о нем. Когда мальчик собирается в лес, она дает ему необходимые вещи, в том числе хлеб, который впоследствии поможет Васютке спастись от голода.

Советы отца и деда навсегда остаются в памяти главного героя, и во многом они помогли мальчику стать умнее и образованнее, что способствовало выживанию Васютки.

Когда мальчик пропадает, и отец, и мать, и дедушка не перестают искать Васютку. Известие о пропаже действительно повлияло на каждого персонажа. Когда же Васютка вернулся домой, никто не стал сердиться на него, наоборот, все не могли налюбоваться на пропавшего ранее мальчика.

Вариант 3

Героем этой замечательной повести является юный тринадцатилетний мальчик, он храбрый, бойкий, юркий, развит не по годам. Его отец был рыбаком, живет мальчик вместе с родителями около реки Енисей в небольшом домике на время летних каникул. Он помогает рыбакам, приносит им орехи, а также просит дичь у них. Мальчик хорошо знает лес, и не боится ходить по нему, а также осознает, как себя вести в лесу.

Вася любит лес и старается его беречь, не стреляет зазря в животных, не устраивает пожаров. Мальчик осознает, что лес является кормильцем всех людей.

Юный герой всегда старался быть осторожным, но однажды, увидев глухаря, он просто забывает обо всем, он давно мечтал одержать победу над этой птицей. Когда он гнался за птицей, то потерял свои зарубки и конечно же заблудился.

Васе хочется плакать от отчаяния и страха, но все же собирается духом и всеми силами и вспоминает все наставления о выживании в лесу. Вася очень хорошо знает лес, умеет разводить костер даже в дождь. Мальчик начинает разводить огонь, делает себе еду из подстреленной птицы, затем ложиться на сооруженный ночлег.

С утра мальчик был бодрым. Мальчик приложил много усилий для того, чтобы спастись. Он нашел какое-то озеро, в котором было полно рыбы, а в рыбе он разбирался очень хорошо и понял, что она речная. Озеро оказалось проточным и поэтому юноше удалось выйти к домам. Мальчик Вася открыл рыбное место, позже его назвали именем мальчика, Васюткино озеро. Рыбакам очень понравилось это озеро и они решили вести свой промысел на нем.

Храбрость мальчика, а также его ум и знания и наставления, которые он получал от опытных взрослых людей помогли ему выжить в лесу и выбраться из него. Мальчик не растерялся и не расплакался, оказавшись в такой тяжелой ситуации, да еще и совершенно один. Его родители и дед могут гордиться им. Он выбрался из леса целым и невредимым.

Рассказ учит читателей мужественности, а также вере в свои собственные силы.

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю и давая волю слезам. Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет. На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность. Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб.

Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь. За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги.

Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало. Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким.

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и его товарищам.

Посмотрите эти сочинения

Сочинение по рассказу Васюткино озеро Астафьев

Писатель Астафьев В.П. написал повесть «Васюткино озеро». В своих произведениях автор призывает читателей быть смелыми, добрыми, отзывчивыми, человечными.

Васютка любит лес и с нежностью относится к нему. Просто так он не будет убивать животных. Сигарету никогда не бросает в лесу, предварительно не потушив ее. Он не хочет, что бы по его вине возник пожар. Парень знает многое о животных, птицах и деревьях. Он относится к тайге, как к кормилице многих людей.

Васютка в лесу ведет себя осторожно и придерживается маминых наставлений. Он старается не отходить от затесей. Но, однажды он увидел глухаря и нарушил все правила безопасности. Юноша давно хотел подстрелить эту вкусную и экзотическую птицу. Пока он гонялся за глухарем, он потерял то место, где делал зарубки. Васютка заблудился в лесу.

Несмотря на его сильный характер, парень еще совсем ребенок. Ему становится страшно в огромном и диком лесу. Васютка хочет плакать. Он вспоминает про свою маму. Парень вспомнил слова деда о том, что «тайга не принимает слабых». Это ему помогло собраться и взять себя в руки. Он вспоминает все, что ему говорили родители о способах выжить в диком лесу. Васютка сделал костер, приготовил на нем глухаря и улегся спать. Утром он проснулся с новым бодрым настроением и верой в то, что он найдет выход из леса.

Он долго шёл и пришёл к воде. Это было никому не известное чистое озеро. В нем была проточная вода. В озере было много рыбы. Пойдя вдоль притока, он вышел к деревне. Васютка стал первооткрывателем рыбного места, поэтому в его честь назвали озеро.

Парень смог выжить в лесу благодаря своим знаниям, навыкам, смелости и рассудительности. Им можно гордиться. Васютка настоящий герой.

Другие сочинения: ← Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа↑ Астафьев В.П.Как Васютка выжил в тайге →

Источник

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: описание, герои, анализ рассказа

Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть фото Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть картинку Чем интересен рассказ васюткино озеро. Картинка про Чем интересен рассказ васюткино озеро. Фото Чем интересен рассказ васюткино озеро
Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.
Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Астафьев. Краткие содержания произведений

Описание рассказа

Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть фото Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть картинку Чем интересен рассказ васюткино озеро. Картинка про Чем интересен рассказ васюткино озеро. Фото Чем интересен рассказ васюткино озеро

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть фото Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть картинку Чем интересен рассказ васюткино озеро. Картинка про Чем интересен рассказ васюткино озеро. Фото Чем интересен рассказ васюткино озеро

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть фото Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть картинку Чем интересен рассказ васюткино озеро. Картинка про Чем интересен рассказ васюткино озеро. Фото Чем интересен рассказ васюткино озеро Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть фото Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть картинку Чем интересен рассказ васюткино озеро. Картинка про Чем интересен рассказ васюткино озеро. Фото Чем интересен рассказ васюткино озеро Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть фото Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть картинку Чем интересен рассказ васюткино озеро. Картинка про Чем интересен рассказ васюткино озеро. Фото Чем интересен рассказ васюткино озеро

Главный герой

Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть фото Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть картинку Чем интересен рассказ васюткино озеро. Картинка про Чем интересен рассказ васюткино озеро. Фото Чем интересен рассказ васюткино озеро

Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Главные герои

В произведении один центральный персонаж. Но и остальные имеют значимость. Во время прочтения читатель встретится с разными героями.

Все действия разворачиваются около мальчика Васютки. Произошедшая с ними история сильно сказалась на жизни мальчика.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть фото Чем интересен рассказ васюткино озеро. Смотреть картинку Чем интересен рассказ васюткино озеро. Картинка про Чем интересен рассказ васюткино озеро. Фото Чем интересен рассказ васюткино озеро

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Тема: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

средняя общеобразовательная школа села Ягодного

Тема:
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
(Урок анализа первоисточника)

— анализ рассказа В. П.Астафьева «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству В. П.Астафьева;

— научиться анализировать текст, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;

— формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Методы (приёмы) и формы работы на уроке:

, презентация к уроку.

I. Эмоциональный настрой

— Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» — «Осень»)

— Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

II. Организационный момент

— Цель нашего урока доказать:

человек и природа едины в этом мире. Доказать, что уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Слово про карты. Класс разделён на 3 группы: литераторы, художники, географы. На протяжении урока каждая группа работает по картам и в конце урока проводится обобщение и защита своих работ.( Приложение №1)

III. Вопросы беседы

1)Итак, кто же главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро

2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?

3) Васютке нравилось бродить по тайге… А что такое тайга? Давайте найдём значение слова по словарю. У каждой группы словарь.

(запишите слово тайга в словарь).

ТАЙГА
СЛОВАРЬСлайд
Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)? ( до первого сентября оставалось 9 дней)

4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,

как об этом рассказывает В. П. Астафьев.
Стр.127
5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью? Работа с афоризмом.

Некоторые неписаные законы твёрже писаных. Сенека
( Запись на доске)
(Он не отступает от закона,

который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).

Записываем в тетрадь 1 ЗАКОН.
Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси?

ЗАТЕСИ Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям СЛОВАРЬ

1 Сообщение учащегося.

Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникала заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.

— И только ли таёжная дорога начинается с затесей?

Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.

По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята, 2 ЗАКОН.
Записать закон в тетрадь.
(закон взаимопомощи: сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.)

— Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.

— Кто прервал рассуждения героя? Работа со словарём. ( Кедровка)

Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу? Слайд

(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.

— Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?

(Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.)

Вдруг впереди что-то захлопало


Слайд
— Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?

(Хлопанье крыльев глухаря)

Глухарь – красивая, умная птица

— Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?

— Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники. Зачитать. Стр. 130

… « Теперь всё – догоню…..

— Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка? ( Где же затеси?)

— Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?

(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)

Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился». (Текст на стр. 131

). Как бы вы повели себя в такой обстановке?
(Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?» )
— На какие черты характера Васютки обращает наше внимание автор?( ….. Вот вам и 4 закон

. Запишите его в тетрадь) Слайд

Работа по картам. Записать приметы

. (Литераторы работают на д художественными средствами языка ( Отрывок –описание тайги), художники рисуют иллюстрацию к понравившемуся сюжете, географы работают по карте.)

— Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб? Вспомните, какие обычаи, приметы, связанные с хлебом, вы знаете?

2 сообщение учащегося.

Хлеб – всему голова. Хлеб – традиционный символ народной культуры. Не только главная пища русского человека, он, хлебушко, обладает особой силой, которая приписывалась ему нашими предками.

Считалось, что, наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера обращения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи. С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека в особо ответственные периоды его жизни не только иконой, но и хлебом.

— Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?

— Какое чувство охватило Васютку?

— С каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.

— Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине.

— «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге? Слайд ( костер)

— Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу?

— Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)

— Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?

(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).

Тайга…Тайга… Без конца и без края…

— Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря.

— Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка? ( Лиственник растёт по берегам рек)

— Нашёл Васютка водоём — Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)

— Каким видится озеро автору, Слайд

— Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка). Стр.138

. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.

— Какой была эта ночь?

— Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? (Костёр)

— пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.

— Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? (убитая утка – тягун – озеро проточное

— Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути
).
— Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.

— Теплоход не помог горю Васютки. Слайд

4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?

( Записать породы рыб)

— И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и именем Васютки назвали озеро.

— Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему? Слайд

(Вспомним жизненную ситуацию: 1 июля 2013 года в поселки Гарь заблудился мальчик в тайге.)

3 сообщение учащегося. История о заблудившемся мальчике.

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка Рома борются за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь

считал:
“Пути не открываются перед теми, кто не борется”.
Слайд

Но не только самообладание помогло Васютке и мальчику Роме. Что же еще?

(Васютку поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадывать тайны природы и знание законов тайги.)

(Опрос по записям в таблице.)

Если ты заблудился. ПАМЯТКА

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)

Природа – открытая книга
Слайд
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Природа – мать, кормилица

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”

Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.

Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.
-Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
(

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Безусловно, в этом нас убедил рассказ.)

В начале урока мы с вами говорили о затесях и о том, что же мы «завяжем в узелок» и зарубим на носу.

Работа по картам. Защита работ.(Записать какие уроки извлекли из рассказа)

Заключительное слово учителя

Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава —

Васюткиного озера сияние!

IV. Итог урока. Домашнее задание

1.Письменно ответить на вопрос» Чему меня

научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”

2. Если с вами тоже произошёл какой-либо необычный случай, когда пришлось проявить выдержку, смелость, смекалку, напишите об этом рассказ

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу “Васюткино озеро” ( Слабые учащиеся)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *