Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся

Сюжет пьесы заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что и в современном обществе можно найти немало таких же примеров, где родители оказываются обманутыми собственными детьми. Родители могут оказаться в трудной жизненной ситуации, а дети, не жалея ни о чем, могут спокойно оставить своих родителей одни на один с их проблемами.

В современной жизни все больше и больше становится Липочек и Подхалюзиных. Для детей слова родителей в большинстве своем ничего не значат. Они лишь хотят нажиться на чем-либо и устроить свою собственную жизнь, даже не задумываясь о том, что могут причинить боль родным людям. Пьеса Александра Островского служит подтверждением того, что судьба не оставляет без наказания любую ложь, как бы она не проявлялась.

Обман является основной темой комедии Островского. Главный герой, купец Самсон Большов, не чувствует в начале пьесы «Свои люди – сочтемся!» никаких угрызений совести. Он обманывает людей, которым должен деньги. Свой обман он прикрывает банкротством. Подхалюзин втирается в доверие к купцу, а после оставляет его в долговой тюрьме ни с чем.

Совместить события, которые происходят в пьесе и события из реальной жизни не так уж трудно. Вечная тема отцов и детей затрагивается драматургом в его произведении. Отец не слышит собственную дочь, а дочь не хочет после такого отношения к себе помогать своему отцу. В конце пьесы у купца открываются глаза на происходящее. Липочка выходит замуж за приказчика Подхалюзина лишь для того, чтобы также получить какую-то выгоду от него. Она решает быть с ним, так как приказчик получил деньги ее отца. Герои пьесы обманывают друг друга и не страшатся никакого наказания. Для того чтобы подробнее раскрыть характеры персонажей пьесы драматург умело вводит в произведение второстепенных персонажей, который только усиливают комизм персонажей.

Александр Николаевич Островский умело манипулирует вечными темами, которые остаются актуальны и сегодня. Драматург описывает жизненные ситуации, заставляет своих читателей задуматься о своей собственной жизни.

Нравственный посыл пьесы не может остаться читателями незамеченным. Именно благодаря пьесе Александра Островского «Свои люди – сочтемся!» люди могут осознать свои ошибки, и быть может пересмотреть свои жизненные приоритеты.

Темы, затронутые Островским в пьесах, остаются актуальны всегда. Обман никогда не привод ни к чему хорошему. Правда всегда открывается рано или поздно.

Комедия учит читателей тому, что если в семье нет уважения друг к другу, то это может привести к неприятным последствиям. Дети отворачиваются от своих собственных родителей так же, как и родители когда-то отвернулись от них.

Источник

Анализ комедии «Свои люди — сочтемся» А.Островского

Автор: Guru · Опубликовано 31.03.2021 · Обновлено 31.03.2021

История создания

Комедия известного русского драматурга Александра Островского «Свои люди — сочтемся» была написана в середине прошлого века – в 1849 году. Александр Островский провел детство и молодость в Замоскворечье, где в то время там жили купцы. Он хорошо знал нравы купеческой среды, где распространенным явлением было мошенничество. Молодой писатель, владевший юридическим образованием, заседал в коммерческом суде Москвы, где постоянно шли судебные тяжбы по дележу имущества между близкими родственниками. Именно в эти годы будущий драматург набрался жизненного опыта, потом, изучив психологию купцов, изобразил их героями на страницах своего произведения.

Автор определил жанр своего произведения как комедию. Он с юмором изобличает людские и общественные пороки того времени показом комических сцен. Хотя драматург отнес свое детище к жанру комедии, в финале главный герой оказался в трагической ситуации.

Тема, идея

Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.

Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.

Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.

Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.

Композиция и ключевые моменты сюжета

Пьеса отличается сложностью композиционного строения, которая объединяет описание быта с напряженностью интриги. Экспозиция произведения замедленная, в начале пьесы читатели знакомятся с членами семьи Большова и с остальными героями, узнают, как живут купцы, каковы мечты у каждого из них.

Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.

Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери.
Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.

Конфликт в произведении

Драматург выбрал для своей пьесы самую популярную тему для середины XIX века —конфликт между «отцами» и «детьми». Если у Тургенева в романе «Отцы и дети» описывается конфликт между демократами и либералами, то Островский для конфликта взял социальное сословие — купечество.

А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.

Система героев и образов

В пьесе автор показывает купеческую среду, где нет ни одного положительного героя. Они предстают самонадеянными, циничными, грубыми и упрямыми. Их ничего не интересует, кроме денег и наживы.
Самсон Силыч Большов – выходец из крестьян, сколотил состояние, стал купцом, он больше всего озабочен денежными делами. Он отличается невежественностью и недальновидностью. Однако, несмотря на корыстность, в нем еще есть вера в «своих людей». Именно из-за этих качеств он пострадал и попал в долговую яму.

Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко.
Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.

Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.

Позиция автора

При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях.
Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.

Художественные средства

Автор взял название для своей комедии пословицу из фольклора. Фамилии героев говорящие: Большов – глава семьи, большой человек, Силыч – эта его сила в богатстве. Подхалюзин – подхалим, добился расположения своего хозяина угодничеством и подхалимством. Автор использовал в пьесе много пословиц, поговорок, применил прием трехкратного повторения одного и того же мотива: Подхалюзин три раза обманывает своего хозяина Большова, стряпчего и сваху.

Выводы

Мораль произведения в том, что человек не должен думать только о материальном обогащении. Драматург критикует циничность и безразличие, призывает задуматься о воспитании детей в семье, чтобы не оказаться в ситуации, как у Самсона Силыча. Поучительность пьесы Островского бесспорна.
Тема пьесы «Свои люди – сочтемся» актуальна и сейчас, хотя она написана в 19 веке. Мошенники и аферисты обманывают людей, пользуясь их доверчивостью. Есть семьи, в которых не занимаются воспитанием детей.

Источник

Актуальность произведений Островского (ЕГЭ по литературе)

А.Н. Островкий – выдающийся русский драматург 19 века,пишущий жизненные пьесы, значимость которых не пропадёт ещё многие десятилетия. В своих произведениях он рассматривает такие актуальные проблемы, как проблема «отцов» и детей, проблема совести, бездуховности, проблема выбора цели и смысла жизни и другие.

В комедии «Свои люди – сочтёмся!» всё решают деньги и связи. Основная цель жизни большинства персонажей – достичь высокого материального положения. Однако основной темой пьесы является обман. Самсон Силыч Большов объявляет себя банкротом (первоначальное название трагедии «Банкрот»), хотя в действительности это совсем не так. Он обманывает всех,чтобы не выплачивать долги.

Отсюда вытекает ещё одна проблема. Проблема «отцов» и детей. А именно опять-таки постоянной лжи между ними. В трудной ситуации дети не собирались помогать своим родителям. Липочка забывает обо всём, что сделали для неё родители, а Лазарь Елизарыч Подхалюзин не сдерживает обещаний, данных людям, которые хорошо к нему относились и помогали. Все герои произведения строят свои дела на основе родственных отношений, «свои люди» друг другу, и поэтому рассчитывают на поддержку и лёгкий расчёт в материальных вопросах. Все проблемы, затронутые в комедии, являются актуальными по сей день. Деньги и обман до сих пор управляют миром, а разногласия между поколениями – вечная проблема человечества.

Конфликт между поколениями наблюдается и в «Грозе». В доме Кабанихи царят традиционные порядки и домострой. Марфа Игнатьевна Кабанова считает, что весь мир держится только на стариках, а молодёжь должна им подчиняться. Особенно пренебрежительное отношение наблюдается в отношении Катерины. Никому нет дела до её чувств. Пьеса «Гроза» по своим проблемам очень схожа с трагедией «Свои люди – сочтёмся!» Дом Кабановых держится на обмане. В результате всех этих нравов происходит гибель человеческой души, а следом за душой гибнет и тело. В наши дни тоже можно наблюдать картину неравности поколений. Взрослые иногда относятся пренебрежительно и даже деспотично к детям и молодым людям.

Таким образом, мораль произведений Островского воздействует на читателя любого времени. Если углубиться в тему, можно сделать вывод, что главная проблема человечества в том, что мы не решаем нравственные проблемы, а только создаём новые.

Источник

Насколько актуальные сегодня проблемы в пьесе гроза. Нравственные проблемы в пьесе гроза

Пьеса «Бедность не порок» была написана в 1853 году. Она создавалась для московского Малого театра и была посвящена актеру Прову Садовскому. Роль Любима Торцова автор писал специально для своего друга. Сначала произведение называлось «Гордым Бог противится», только затем оно получило известное сегодня название «Бедность не порок». Анализ пьесы позволяет увидеть духовный мир разных слоев общества. Власти долго не разрешали ставить столь острый по содержанию спектакль. Постановку на сцене Малого театра критики восприняли далеко не однозначно.

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

«Доходное место»

Югославский драматический театр

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся
Фото: maly

Пьеса «Доходное место» была написана Островским более полутора веков назад, тем не менее «сегодня она как никогда актуальна». Эту фразу повторяют критики из года в год. Просто времена меняются, а люди и их нравы – нет.

Почему заискивание перед сильными мира сего ради положения в обществе становится важнее, чем образование, а вопрос выживания заключается в том, чтобы найти прибыльное место – порассуждать на эти и другие темы, а также оценить театральную постановку одной из самых известных комедий Островского на сербском языке московскому зрителю предлагает югославский режиссер Эгон Савин.

Когда: 12 мая, 19:00 Где: Малый театр

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

Проскочит ли грядущие выборы глава Смоленщины Алексей Островский

Центральная избирательная комиссия объявила о старте новой предвыборной кампании – 2020 года. Выбирать будут шестнадцать губернаторов, самые яркие зрелища обещают в Ленинградской области, в Татарстане, на Сахалине и в Ростовской области. А вот других участниках соревнований упоминают редко, или вообще не упоминают. Как будто и нет их вовсе. Однако ведь каждый из них по-своему интересен. Взять хотя бы губернатора Смоленской области Алексея Островского.

, губернатор Смоленской области – древнего и славного российского региона, на первый взгляд ничем не примечателен. Правит уже восьмой год, звезд с неба не хватал. В рейтинге губернаторов за прошлый год, составленный в рамках проекта «Национальный рейтинг», Алексей Островский занимал 43-е место – чуть ниже середины.

В том же году Центр развития региональной политики (ЦРРП) выпустил «Кремлевский рейтинг губернаторов России», выставив главам регионов оценки. Так вот у Алексея Островского и тут вышла твердая тройка. Он, как свидетельствуют итоги исследования, все годы губернаторства работал на эту оценку. Однако, что характерно, эксперты в «группу риска» — очевидных кандидатов на увольнение — смоленского главу не включили.

А не так давно был составлен новый рейтинг глав регионов. По совокупности очков Алексей Островский занял в нем 60-место. И такие же места в номинациях «работоспособность» и «доверие».

Словом – вперед не рвется человек, но и сзади не отстает, хотя, как видно, потихоньку съезжает все ниже и ниже. Может, в этом и тактика. А ведь изначально от него ждали совершенно другого – фурора и бурлеска. И для того были все предпосылки.

С фотошопом по жизни

Как писала в свое время «Наша версия», Алексей Островский, начинавший свой трудовой путь фотографом, стал известен достаточно широкой публике после того, как в начале девяностых выполнил удачно свалившийся заказ журнала «Time». Ему надо было сделать репортаж о детской проституции в Москве. И Островский заказ выполнил. Однако позже разразился скандал. Оказалось, что Алексей Островский банально обвел заказчика вокруг пальца, вместо хроники устроив постановочную съемку. Причем нанял для этого одиннадцатилетних мальчиков, которых переодевал в девочек. Делом занялась милиция, но все как-то обошлось.

Хватку фоторепортера, судя по всему, оценили в ЛДПР. И Алексей Островский стал сначала личным фотографом Владимира Жириновского

, затем его помощником, потом депутатом, а спустя десять лет после истории с малолетками избрался депутатом Госдумы и продолжил делать карьеру. Он дослужился до члена высшего совета ЛДПР – ответственного за идеологию. А когда партии выпал шанс провести, наконец, своего члена в губернаторы, то Владимир Жириновский без колебаний выбрал своего протеже Островского. Он стал первым либерал-демократом, занявшим пост главы региона.

От Алексея Островского, что вполне понятно, ждали скандалов. И они были. К примеру издание «Собеседник» в свое время подробно рассказывало о необычных автомобильных пристрастиях Островского.

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся
1663

Порошенко назвал Путина своим главным оппонентом на грядущих выборах

Президент Украины Петр Порошенко заявил, что считает своим основным противником на предстоящих выборах главы государства российского президента Владимира Путина. Своим союзником Порошенко назвал украинский народ.

Не обошлось и без коррупционных скандалов. К примеру была арестована начальник департамента соцразвития Смоленской области Юлия Новикова

, которую Алексей Островский всячески продвигал и, как поговаривали, готовил себе в заместители. Новикову, кстати, обвинили в закупках продуктов питания для соцучреждений области по весьма завышенным ценам. Попали под следствие такие проекты Остовского как «Смоленскавтодор», подозреваемый в растрате бюджетных денег, разразился скандал с растратой денег на празднование 1150-летия города. И еще много чего, так сказать, «по мелочам».

Впрочем, по сравнению с фокусами некоторых коллег Островского по губернаторскому корпусу, которые сейчас дают показания следователям и отвечают на вопросы прокуроров и судей, смоленский губернатор смотрится почти что скромно. Создается впечатление, что в итоге он чуть ли не избрал своим девизом правило известного литературного персонажа: «умеренность и аккуратность». И то верно, лучше скромно идти в хвосте, чем быть выброшенным из строя. Но ведь чтобы удержаться даже в хвосте, надо все равно хоть что-то делать. А с этим у губернатора Алексея Островского очевидные проблемы.

Потенциал склоняется ниже

Давайте вернемся к цифрам. По составляемому РИА «Новости» рейтингу качества жизни Смоленская область занимает 39-е место среди российских регионов. По рейтингу социальной ориентированности бюджета – 72-е.

По результатам исследования инвестиционного климата, проводимом рейтинговым агентством Raex, в прошлом году Смоленская область оказалась в группе «пониженный потенциал, умеренный риск».

Получается вывод: в Смоленской области жизнь нелегка, невесела и непривлекательна. То же подтверждает и статистика. В прошлом году Смоленскстат подготовил доклад о социально-экономическом положении региона. Документ изучили сотрудники местного делового журнала «Гудвилл» и пришли к неутешительным, в том числе и для себя, выводам. Оказалось, реальные денежные доходы жителей упали за год на два процента. Индекс промышленного производства – на два с половиной. Ввод в действие жилых домов сократился почти на треть.

Продолжает оставаться острейшей и проблема госдолга. Сейчас он, про признанию самого губернатора, составляет 28,3 млрд рублей.

Как вспоминают местные СМИ, резкий рост государственного долга в регионе начался именно в 2012 году, когда губернатором стал Алексей Островский. По данным Минфина, госдолг Смоленской области на 1 октября 2013 года составлял 14,5 млрд руб, а в конце 2014 года вырос до 25 млрд рублей. В 2020 году стал равняться 25,5 млрд рублей, а 1 января 2020 года достиг почти 30,4 млрд рублей.

Сообщается также со ссылкой на сведения того же Министерства финансов, что на 1 января 2020 года Смоленская область оказалась должна государственному бюджету и коммерческим банкам 33 млрд рублей. Несложные подсчеты приводят к выводу: за пять лет руководства областью Алексея Островского размер госдолга региона вырос более чем в два раза. Смоленская область остается в числе регионов с самым высоким уровнем долговой нагрузки.

По данным одного из последних исследований РИА «Рейтинг», которые приводит смоленский городской журнал «Гудвилл», область оказалась в топ-5 регионов по уровню долговой нагрузки по налоговым и неналоговым доходам. Худшая ситуация обстоит только в Псковской, Орловской, Костромской областях, а также в Республике Мордовия. По мнению экспертов, в 2020 году госдолг снова начнет расти.

Все эти цифры и итоги отчетливо и доступно показывают, какими способами и какой ценой губернатор Алексей Островский поддерживал жизнедеятельность вверенного ему региона. Он не искал сложных управленческих решений, не использовал сложные экономические схемы и модели, не заморачивался созданием условий для прихода инвесторов, а просто банально брал в долг. Да и то верно, не свои же деньги ему отдавать.

И вот с этими достижениями губернатор Смоленской области Алексей Островский пойдет на выборы. И, похоже, мало кто сомневается в том, что кресло останется за ним.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

«Волки и овцы»

Нижегородский академический театр драмы имени М.Горького

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся
Фото: maly

У Нижегородского академического театра драмы имени Горького свои «Волки и овцы», свой Островский, увиденный глазами режиссера Аллы Решетниковой, сценографа Бориса Шлямина, художника по костюмам Андрея Климова и, конечно, артистов.

На сцене – по-прежнему современная история о помещице-«рэкетирше»: обман, мошенничество, любовь-нелюбовь, кипение страстей, ирония, парадоксы и множество тонких наблюдений, посвященных мужской и женской природе.

Когда: 16 мая, 19:00 Где: Малый театр

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест по произведению

ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”.

В трагедии Островского “Гроза” были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова он показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и разгульность молодого поколения. Все персонажи трагедии группируются на две части. Те, кто считают, что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, а другая часть считает, что за грехом следует наказание и нет от него спасения. Здесь возникает одна из важнейших проблем человека в целом и “Грозы” в частности. Покаяние как проблема появилось очень давно. Тогда, когда человек поверил в то, что есть высшая сила, и убоялся ее. Он стал стараться вести себя так, чтобы умилостивить своим поведением Бога. Люди постепенно вырабатывали способы умилостивления Бога через определенные действия или поступки. Все нарушения этого кодекса считались неугодными Богу — грехом. Сначала люди просто приносили жертвы богам, делясь с ними тем, что имели. Апогеем этих отношений становится человеческое жертвоприношение. В противовес этому возникают религии монотеистические, то есть признающие одного бога. Эти религии отказались от жертвоприношения и создали кодексы, определяющие нормы поведения че­ловека. Эти кодексы стали святынями, так как считается, что они начертаны силами богов. Примерами таких книг являются Библия христиан и Коран мусульман.

Нарушение устных или письменных норм является грехом и должно караться. Если сначала человек боялся быть убитым на месте, то после он начинает бояться за свою загробную жизнь. Че­ловек начинает беспокоиться о том, куда попадет его душа после смерти: в вечное блаженство или в вечное страдание. В блаженные места можно было попасть за праведное поведение, то есть соблюде­ние норм, а грешники попадают туда, где будут вечно страдать. Тут-то и возникает покаяние, так как редкий человек мог прожить, не совершая грехов, и перечеркнуть свою жизнь из-за нескольких грехов было страшно для всех. Поэтому появляется возможность спастись от наказания, вымолив у бога прощение. Таким образом, любой человек, даже последний грешник, получает надежду на спа­сение, если покается.

В “Грозе” проблема покаяния является наиболее остро постав­ленной. Главная героиня трагедии — Катерина находится в страш­ных муках совести. Она рвется между законным мужем и Борисом, праведной жизнью и падением. Она не может запретить себе лю­бить Бориса, но она сама себя казнит в душе, считая, что этим она отвергает Бога, так как муж для жены — это как Бог для церкви. Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, а значит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она считает непростительным и поэтому отрицает для себя возможность покаяния. Катерина очень набожная женщина, с детства она привыкла молиться Богу и даже видела ангелов, вот почему ее мучения столь сильны. Эти страда­ния доводят ее до того, что она, опасаясь кары Божьей, олицетворяющейся в виде грозы, бросается в ноги мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признание люди реаги­руют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покая­ния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть счита­ет, что нет возможности ее простить. Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога.

Катерина верит в покаяние, так как опасается, что умрет вне­запно не потому, что жизнь ее прервется, а потому, что боится предстать перед Богом непокаявшейся, со всеми своими грехами.

Отношение людей к возможности покаяния проявляется во время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, и поэтому люди при виде грозы пытаются ее избежать. Некоторые ведут себя по-особенному. Например, Кулигин хочет построить громоотводы и спасти от грозы людей, поэтому он считает, что люди могут спас­тись от кары Божьей, если покаются, тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землю через громоотвод. Дикой же считает, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть он не верит в возможность покаяния. Хотя надо заметить, что он может каяться, так как кидается в ноги к мужику и просит проще­ния у него за то, что обругал.

Как такая набожная Катерина смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, она вовсе и не верила в Бога по-настоящему? Но этому можно противопоставить то, что она считала свою душу уже загубленной и просто не захотела жить дальше в таких мучениях, без надежды на спасение. Перед ней воз­никает гамлетовский вопрос — быть или не быть? Сносить мучения на земле и знать то зло, которое здесь есть, или же совершить само­убийство и прекратить свои мучения на земле. Но никто не знает точно, что есть после смерти и не будет ли хуже. Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность спасения. Но в развязке получается так, что у нее есть надежда на спасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на часть креста, где основание обозначает Святой Грааль — чашу с кровью Господа. Святой Грааль символизирует спасение. А у Катерины из головы течет кровь. Таким образом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.

А. Н. Островский хорошо знал купеческую среду и видел в ней средоточие национальной жизни. Здесь широко представлены, по мнению драматурга, все типы характеров. Написанию драмы «Гроза» предшест-вовала экспедиция А. Н. Островского по Верхней Волге в 1856-1857-х гг. «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отече-ственной литературы» (Максимов С. В.). Сюжет драмы «Гроза» не стал следствием реальной истории семьи Клыко-вых из Костромы, как считали долгое время. Пьеса была на-писана раньше произошедшей в Костроме трагедии. Этот факт свидетельствует о типичности конфликта между ста-рым и новым, все громче заявлявшем о себе в купеческой среде. Проблематика пьесы достаточно многогранна.

— противостояние личности и среды (и как частный случай — бесправное положение жен-щины, о котором Н. А. Добролюбов сказал: «… самый силь-ный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых»). Проблема противостоя-ния личности и среды раскрывается на основе центрального конфликта пьесы: происходит столкновение «горячего серд-ца» и мертвенного уклада жизни купеческого общества. Жи-вая натура Катерины Кабановой, романтичная, свободолю-бивая, горячая, не в состоянии терпеть «жестокие нравы» города Калинова, о которых в 3-м явл. 1-го действия повест-вует Кулигин: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать … Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; за-лучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных…» Все беззакония и жестокости совершаются под видом благочес-тия. Мириться с лицемерием и самодурством, среди которых возвышенная душа Катерины задыхается, героиня не в со-стоянии. И совершенно невозможен для молодой Кабано-вой, натуры честной и цельной, принцип «выживания» Вар-вары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Противостояние «горячего сердца» косности и ханжеству, даже если платой за такой бунт станет жизнь, критик Н. А. Добро-любов назовет «лучом света в темном царстве».

Трагическое положение ума и прогресса в мире невеже-ства и самодурства.

Этот сложный вопрос раскрывается в пьесе посредством введения образа Кулигина, заботящегося об общем благе и прогрессе, но наталкивающегося на непо-нимание со стороны Диких: «… я бы все деньги для общест-ва и употребил, для поддержки. Работы надо дать мещанст-ву-то. А то руки есть, а работать нечего». Но те, кто имеет деньги, например Дикой, не спешит с ними расставаться, да еще и расписывается в своей необразованности: «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться». Невежество Феклуши находит глубокое «по-нимание» у Кабановой: «Вот у вас в этакой прекрасный ве-чер редко кто и за вороты-то выйдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, ог-ненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради ско-рости».

Подмена жизни по благодатным христианским запове-дям на слепое, фанатичное, «домостроевское» православие, граничащее с мракобесием. Совершенно разной предстает ре-лигиозность натуры Катерины, с одной стороны, и набож-ность Кабанихи и Феклуши, с другой. Вера молодой Каба-новой несет в себе созидательное начало, исполнена радос-ти, света и бескорыстия: «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют … Или рано утром в сад уйду. Еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и пла-чу, и сама не знаю, о чем плачу; так меня и найдут. И об чем молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надоб-но, всего у меня было довольно». Жесткие религиозно-нрав-ственные постулаты и суровый аскетизм, столь чтимые Ка-банихой, помогают ей оправдывать свой деспотизм и жесто-кость.

Проблема человеческого достоинства.

Решение этой проблемы напрямую связано с основной проблемой пьесы. Лишь главная героиня своим решением покинуть этот мир отстаивает собственное достоинство и право на уважение. Молодежь города Калинова решиться на протест не в со-стоянии. Их моральной «силы» хватает только на тайные «отдушины», которые каждый находит для себя сам: Варвара тайком уходит гулять с Кудряшом, Тихон пьянствует, как только выходит из-под бдительной материнской опеки. Да и у других персонажей выбор небольшой. «Достоинство» мо-жет позволить себе только тот, кто имеет солидный капитал и как следствие — власть, к остальным же можно отнести со-вет Кулигина: «Что ж делать, сударь! Надо стараться угож-дать как-нибудь!»

H. А. Островский охватывает широкий круг нравствен-ных проблем, остро стоявших в современном ему купече-ском обществе, причем трактовка и осмысление их выходит за рамки конкретного исторического периода и получает об-щечеловеческое звучание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

Александром Николаевичем была освещена важнейшая и особенно актуальная в то время проблема человеческого достоинства. В аргументы, позволяющие считать ее таковой, приводятся весьма убедительные. Автор доказывает, что его пьеса действительно важна хотя бы тем, что вопросы, затронутые в ней, продолжают волновать спустя много лет и нынешнее поколение. К драме обращаются, ее изучают и анализируют, а интерес к ней не ослабевает до сих пор.

В 50-60-е годы 19-го века особое внимание писателей и поэтов привлекали следующие три темы: появление разночинной интеллигенции, крепостное право и положение женщины в обществе и семье. Кроме того, была еще одна тема — тирания денег, самодурства и старозаветного авторитета в среде купечества, под гнетом которой находились все члены семей, а особенно женщины. А. Н. Островский в своей драме «Гроза» поставил задачу обличения духовной и экономической тирании в так называемом «темном царстве».

Алена Солнцева о том, почему пьеса Островского «Гроза» вновь стала актуальной

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба» — это говорит Кулигин, персонаж пьесы Островского «Гроза», произведения из школьной программы, неожиданно ставшего чрезвычайно популярным в современном театре.

В театрах так бывает — как эпидемией вдруг пойдет какая-то классическая пьеса по сценам страны, везде ее начинают ставить, интерпретировать, растолковывать и обсуждать.

С Островским так давно не было. Этот прекрасный русский драматург долгое время был почти забыт современным театром, но, кажется, его времена вернулись. Островский востребован, а «Гроза», о которой несколько поколений без содрогания и вспомнить не могли, измученные хрестоматийным мемом «про луч света в темном царстве», оказалась актуальнейшим произведением.

Только что состоялась премьера «Грозы» в московском Театре Наций, где ее поставил режиссер Марчелли, под песню Шнурова «Рыба моей мечты» с Юлией Пересильд в главной роли — современный, жесткий, эротический спектакль. Пару дней назад на фестивале «Золотая маска» показали невероятной красоты «Грозу» БДТ, главный режиссер которого Андрей Могучий вместе с композитором Александром Маноцковым и художником Верой Мартыновой представили пьесу в виде старинной оперы, где персонажи, одетые в стиле палехских росписей, разыгрывают историю про живых и мертвых.

Очень разные «Грозы» идут в Театре Вахтангова, ее ставят в Воронеже, в Краснодаре, Первоуральске… Что же в этой пьесе оказалось так сродни сегодняшнему общественному настроению?

Островский написал «Грозу» в 1859 году, накануне важнейшей крестьянской реформы, отмены крепостного права.

Передовая часть общества так давно ждала изменений, что и пьесу о том, как тихая, но страстная купеческая жена полюбила, изменила, за измену покаялась и в Волгу бросилась, расценили как пьесу почти революционную, протестную, двигающую дремучий русский мир в сторону обновления и прогресса.

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся

«Грозагроза» и другие театральные премьеры марта

Евгений Гришковец ставит собственную пьесу, Театр Ермоловой принимает на свою сцену студенческий спектакль: «Газета.Ru» собрала самые… →

Особенно преуспел в этом критик Николай Добролюбов, написавший в 1860 году огромную и очень эмоциональную статью «Луч света в темном царстве», продолжившую его первый, очень важный для Островского отзыв.

Жизнь в темном городе Калинове устроена прочно и на века. Вот купец Дикой, про которого мы со школы знаем, что он самодур, беседует с Кулигиным — местным интеллигентом, механиком, мечтающим об общественном благе. Кулигин просит у купца немного денег на украшение города, на громоотводы, Дикой с бранью отказывает, обзывая просителя и вором и мошенником, а на кроткое его возмущение отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь?»

Слово «самодур», прилипшее к Дикому, кажется нам сейчас смешным и архаичным, в то время как суть дела вовсе не перестала быть актуальной.

Что видели современники в поведении «отцов города» — «произвол с одной стороны и недостаток сознания прав своей личности с другой», об этом писал Добролюбов, о.

Пьеса «Гроза», если прочесть ее внимательно, — это пьеса о достоинстве, о праве личности на уважение в мире, где сама постановка этого вопроса кажется посягательством на скрепы и устои. Ибо скрепы эти держатся не на законе и не праве, а на насилии и презрении к тем, кто слабее. «Возьмите историю, вспомните свою жизнь, оглянитесь вокруг себя — вы везде найдете оправдание наших слов», — обращается Добролюбов к читателям, в том числе и к тем, кто сегодня возьмется за «Грозу».

Не был Островский ни славянофилом, ни западником, не был политиком, не был публицистом, не написал ни одного манифеста. Но жизнь он слышал всем существом поэта.

В городе Калинове царит благолепие и порядок — не то что вокруг, в других местах, о которых жителям Калинова, задолго до появления телевизионной пропаганды, рассказывает странница Феклуша, не жалеющая красок о неправедности и дьявольских обольщениях в больших городах. И понятно, пишет Добролюбов, что «простой инстинкт самосохранения должен заставить ее не сказать хорошего слова о том, что в других землях делается». Потому что слушателям ее хочется считать, что в других местах куда хуже и страшней, чем в их отечестве.

«Вы можете сообщить калиновским жителям некоторые географические знания; но не касайтесь того, что земля на трех китах стоит и что в Иерусалиме есть пуп земли, — этого они вам не уступят», — сокрушается Добролюбов в 1860 году, но и в 2017-м, по недавним данным ВЦИОМ, четверть россиян верят, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот.

«Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. — Обратимся снова к тексту Добролюбова. — Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее (хотя воображение образованного европейца и не умеет представить себе ничего хуже анархии). В анархии так уж и нет никакого начала: никто никому не указ, всякий на приказание другого может отвечать, что я, мол, тебя знать не хочу, и, таким образом, все озорничают и ни в чем согласиться не могут. Положение общества, подверженного такой анархии (если только она возможна), действительно ужасно. Но вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две части: одна оставила за собою право озорничать и не знать никакого закона, а другая принуждена признавать законом всякую претензию первой и безропотно сносить все ее капризы, все безобразия… Не правда ли, что это было бы еще ужаснее?»

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся

Жить будем плохо, но долго

В свое время премьер Виктор Черномырдин прославился обещанием, что россияне будут жить плохо, но недолго. Сегодня гражданам обещают, что жить они… →
Сегодня нас снова пугают анархией и нестабильностью, приводя в пример ту же Украину, где все люди якобы с песьими головами и правят ею депутаты неправедные, но сложившийся у нас порядок разве не напоминает тот самый ужас Добролюбова, при котором у одних есть право не признавать над собой никакого закона, а у других есть только обязанность молча сносить все безобразия?

В городе Калинове есть один способ выжить — все его жители отлично им владеют: нужно просто делать что хочешь, потихоньку, не вылезая и не обнаруживая себя.

Главный навык — ложь, Варвара учит Катерину: «У нас на этом весь дом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Покориться нужно для виду, а потихоньку можно делать то, что хочешь, а то «загрызут», вот закон этой жизни.

Тем, кто понимает всю невыносимость и унизительность этих правил, жить тошно, но сделать они ничего не могут, потому что против лома нет приема, общее чувство несправедливости и призывы к законности и морали не помогают.

«Человек, только логически понимающий нелепость самодурства Диких и Кабановых, ничего не сделает против них уже потому, что пред ними всякая логика исчезает, — пишет Добролюбов, — не убедите вы Дикого поступать разумнее, да не убедите и его домашних — не слушать его прихотей: приколотит он их всех, да и только, — что с этим делать будешь?»

Увы. Логика, убеждения, идеи имеют мало влияния там, где управляет произвол.

Чем можно пронять Дикого, который объявляет: «Хочу считать тебя мошенником, так и считаю; и дела мне нет до того, что ты честный человек, и отчета никому не даю, почему так думаю». Но разве сегодня власть не ведет себя с нами подобным образом? Разве нам не знаком такой стиль поведения в тех случаях, когда кто-то мешает власти проводить ее политику?

Однако в то время, когда Островский писал свою пьесу, общественное настроение не было безнадежным, впереди, как мы сейчас знаем, страну ждали перемены, к сожалению, не решившие основную проблему «отношений самодурства и безгласности», которые в пьесе Островского доведены «до самых трагических последствий». Но в воздухе тогда чувствовался свежий ветер, озон. «Гроза», пишет Добролюбов, производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского»… В ней «есть даже что-то освежающее».

Хуже всего на человека действует «нравственное растление», оно «действует на нас тяжелее всякого, самого трагического, происшествия», считает Добролюбов. Именно ощущение, что сопротивление невозможно, приводит Тихона к алкоголизму, а Бориса — к безропотному отчаянию, они сочувствуют героине, понимают ее тяжелое положение и свое бессилие, и «рады бы помочь, да нельзя», потому как слабый у них характер, воли нет, а главное — «для продолжения своего существования они должны служить тому же самому Дикому, от которого вместе с нами хотели бы избавиться».

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся

На дворе — дрова

Величие страны можно оценивать по самым разным критериям. По ВВП на душу населения, по числу ядерных боеголовок, по количеству долларовых… →
Но не то Катерина — ее натура не выносит фальши и неправды, она необразованна, не борец и не воин, и уж точно нет в ней ничего бунтарского, она просто не выносит жизни во лжи. И раз уж нельзя жить без унижения, то лучше вообще не быть: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь».

Вот тут работает та самая простая мораль, которая и делает пьесу «освежающей». Инстинкт достоинства. Подлинной ценности свободы человека, не признающего власти обмана, не согласного жить в лицемерии и вранье. Торжества «естественных стремлений человеческой природы», которых «уничтожить нельзя. Можно их наклонять в сторону, давить, сжимать, но все это только до известной степени».

Конечно, можно признать, что все это наивная трактовка прогрессистов девятнадцатого века, что Островский глубже, что в его героине нет и не было никакого протеста, а пьеса вовсе не утверждает ценности личной свободы за их полным отсутствием, а лишь показывает непосредственно «поэзию народной жизни», как писал другой критик «Грозы» — Аполлон Григорьев. Для него речь в «Грозе» идет об экзистенциальных проблемах, о том, что «мы просим ответа на страшные вопросы у нашей мало ясной нам жизни; ведь мы не виноваты ни в том, что вопросы эти страшны, ни в том, что жизнь наша, эта жизнь, нас окружающая, нам мало ясна с незапамятных времен». Григорьев предлагает видеть в «Грозе» то «горькое и трагическое», что лежит в основе русской жизни.

Сегодня каждый театр трактует Островского по-своему, предлагая разные жанры и разные подходы, но что-то, видимо, заставляет и режиссеров, и зрителей обращаться к этой классической пьесе с ее цельной и честной героиней, которая и хотела бы смириться с судьбой, да не смогла.

Кого можно считать носителем человеческого достоинства?

Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» — самая важная в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы говорить: «Это достойный человек». Большинство действующих лиц — либо безусловно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Дикой и Кабаниха — истуканы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон — бесхребетные, способные лишь подчиняться существа; Кудряш и Варвара — бесшабашные, тянущиеся к минутным удовольствиям люди, неспособные к серьезным переживаниям и размышлениям. Лишь Кулигин, чудаковатый изобретатель, и главная героиня Катерина выбиваются из данного ряда. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» кратко может быть описана как противостояние этих двух героев обществу.

«Любовные кружева» («Женитьба Белугина»)

Санкт-Петербургский государственный молодежный театр на Фонтанке

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся
Фото: maly

Режиссеры Семен Спивак и Михаил Черняк (Санкт-Петербургский государственный молодежный театр на Фонтанке) неспроста изменили название пьесы Островского «Женитьба Белугина» (по которой, собственно, и поставлен спектакль) на «Любовные кружева», ведь вся история – сплошные интриги и хитросплетения.

Многое в пьесе на удивление далеко от сложившихся представлений о драматургии Островского. Купец Андрей Белугин не самодур-неуч, а умный, честный, достойный человек. Господа же высшего сословия на поверку оказываются слабыми и безвольными. А мерилом и судьей всего оказывается любовь.

Когда: 13 мая, 18:00 Где: Малый театр

Изобретатель Кулигин

Кулигин — довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой, стремлением бескорыстно служить людям. Он честен и добр. Не случайно именно ему Островский доверяет оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калиновского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хотя и вызывает симпатию, все же неспособен постоять за себя, поэтому спокойно сносит грубость, бесконечные насмешки и оскорбления. Это образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь блажью. Изобретателя пренебрежительно именуют алхимиком. Он жаждет всеобщего блага, хочет установить громоотвод, часы в городе, но косное общество не желает принимать никаких новшеств. Кабаниха, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет на поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикой никогда не поймет, что молния на самом деле — электричество. Он даже такого слова не знает. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза», эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!», благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся

Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует лишь Катерина. Несмотря на свою слабость, это все-таки сильная натура. Сюжетную основу пьесы составляет трагический конфликт между укладом жизни и настоящим чувством главной героини. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» раскрывается на контрасте «темного царства» и «луча» — Катерины.

«Темное царство» и его жертвы

Обитатели Калинова разделены на две группы. Одну из них составляют представители «темного царства», олицетворяющие власть. Это Кабаниха и Дикой. К другой принадлежат Кулигин, Катерина, Кудряш, Тихон, Борис и Варвара. Они являются жертвами «темного царства», ощущающими его жестокую силу, но выражающие протест против нее по-разному. Через их действия или бездействие раскрывается проблема человеческого достоинства в драме «Гроза». План Островского был показать с разных сторон влияние «темного царства» с его удушающей атмосферой.

«Нашла коса на камень»

Московский губернский театр

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся
Фото: maly

В основу спектакля режиссер и художественный руководитель Московского губернского театра Сергей Безруков положил сразу несколько произведений Островского и объединил их названием «Нашла коса на камень».

В комедию Островского «Бешеные деньги» (ранние названия: «Коса – на камень», «Не все то золото, что блестит») ловко вплетаются фрагменты из других произведений драматурга. За три с половиной часа на сцене разворачивается история с закрученным сюжетом, где одни персонажи перевоплощаются в других.

Когда: 15 мая, 19:00 Где: Малый театр

Характер Катерины

Интересами и сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.

Эта девушка — натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого «темного царства» завершается трагически.

Взаимоотношения Катерины и Тихона

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся

Положение осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не могла любить и не знала, хотя изо всех сил стремилась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его недалекость, рабскую приниженность и грубость. Он с детства привык подчиняться во всем матери, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно переносит самодурство Кабанихи, не смея ей возражать и протестовать. Его единственное желание — хотя бы ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, загулять, запить. Этот безвольный мужчина, являясь одной из многочисленных жертв «темного царства», не только не мог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, поскольку внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предугадать драму, назревавшую в сердце его жены.

Сюжет произведения

Приказчик купца Гордея Карпыча Митя очень беден и поэтому хозяин считает его никчемным человеком. Но молодой человек обладает качествами, отличающими человека с большой буквы:

Именно эти качества ценятся в людях, но они же, не дают возможности Мите поправить материальное положение. Чувства, которые испытывает парень к Любови Гордеевне, не дают ему перейти на более престижное место. В ней он видит смысл своей жизни и надеется на создание семьи. К тому же девушка отвечает взаимностью. Но Торцов никогда не разрешит дочери выйти замуж за нищего молодого человека, который, по мнению купца, не имеет никаких перспектив в карьере.

В качестве подходящего мужа для дочери отец выбрал фабриканта Коршунова. Стараясь не замечать, что Африкан Савич нечист на руку, и, главное, совершенно не нравится Любаше, купец готов устроить так называемое счастье любимой дочери. Проблема в том, что в душе он не может не понимать, насколько тошно девушке будет жить с этим жадным стариком и всю жизнь мучится от невозможности стать счастливой.

Главным спасителем является Любим Торцов. Его считают никчемным и недостойным приличного общества человеком. Однако зритель начинает понимать метания героя, когда становится известна история его конфликта с братом.

Гордей нечестно разделил наследство отца, а Любим по глупости и молодости промотал то, что ему причиталось. Только после попадания в больницу, откуда он вышел по-настоящему повзрослевшим, Любим понял, что попросту прожигает жизнь и решил обратиться за помощью к родному брату. Но искреннее желание начать новую жизнь не смягчили Гордея, который посчитал, что это уронит его престиж в глазах общества.

В результате понимая суть проблемы, Любим продолжил пить и вести разгульную жизнь. При этом он отлично разбирался в людях и сознательно обличает своего, так называемого друга Коршунова в обмане, грабеже простых людей и нелюбви к жене. Разоблачение вызывает гнев Африкан Савича и видя неадекватное поведение потенциального зятя, Гордей Карпыч решает изменить свой план, обещая отдать дочь за Митю. Кажется, он с открытой душой благодарит брата, что он открыл ему глаза на истинный порок.

Катерина и Борис

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся

Племянник Дикого, Борис, — это тоже жертва ханжеской, темной среды. По своим внутренним качествам он находится значительно выше «благодетелей», окружающих его. Полученное им в столице образование в коммерческой академии развило его культурные потребности и взгляды, поэтому данному персонажу трудно выжить в среде Диких и Кабановых. Проблема человеческого достоинства в пьесе «Гроза» встает и перед этим героем. Однако у него недостает характера, чтобы вырваться из-под их тирании. Он единственный, кто сумел понять Катерину, но был не в силах ей помочь: у него не хватает решимости сражаться за любовь девушки, поэтому он советует ей смириться, покориться судьбе и покидает ее, предчувствуя гибель Катерины. Неспособность бороться за счастье обрекла Бориса и Тихона на то, чтобы не жить, а мучиться. Лишь Катерина сумела бросить вызов этой тирании. Проблема человеческого достоинства в пьесе таким образом, это и проблема характера. Только сильные люди могут бросить вызов «темному царству». К ним относилась только главная героиня.

ТВ-шоу по Островскому: премьера в омском «Пятом театре»

Александр Островский нередко давал своим пьесам заголовки из русских народных пословиц — «Не в свои сани не садись», «В чужом пиру похмелье» и т. д. Пословица «Не всё коту масленица» имеет продолжение — «Будет и великий пост». Так говорят про того, кто хорошо живёт, но потом столкнётся с трудностями. Именно о такой ситуации идёт речь в пьесе и спектакле «Пятого театра».

Зритель становится свидетелем событий в семье обедневших купцов Кругловых. Вдова Дарья Федосеевна планирует выдать свою дочь-бесприданницу Агнию замуж. На примете у неё есть два кандидата: богатый, но старый купец Ермил Зотыч Ахов и его племянник Ипполит. Несмотря на то что Ипполит полностью управляет делами Ахова, денег у молодого человека нет. Ахов считает, что бедный Ипполит ему не конкурент. Купец уверен, что деньги решают всё. Он кичится своим богатством и сулит Агнии золотые горы. Но девушка находит ловкий выход из этой сложной ситуации.

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся

Режиссёром нового спектакля выступил москвич Андрей Любимов. С 1998-го по 2003 год он был главрежем «Пятого театра» и поставил целый ряд спектаклей: «Повести Белкина», «Недоросль», «Хозяйка гостиницы».

Сейчас Любимов — руководитель Московского драматического театра «АпАРТе». В Омск режиссёр приехал всего на две недели — на время своего отпуска. Поэтому подготовка спектакля шла очень быстрыми темпами.

В постановке задействовано несколько молодых артистов, часть из которых были приняты в труппу только в прошлом году. Роль Агнии исполняют три молодые актрисы — Алёна Фёдорова, Ирина Бабаян и Анна Сотникова. Ипполитов только двое — Станислав Ляшенко и Егор Лябакин — экс-актёр «ТОП-театра», перешедший в труппу «Пятого» в прошлом году.

Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Смотреть картинку Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Картинка про Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся. Фото Чем интересна пьеса в наши дни свои люди сочтемся

Режиссёр решил задействовать побольше молодых актёров, чтобы ребята смогли попробовать свои силы в спектакле, созданном на основе русской классики. Такая постановка для «Пятого театра» действительно редкость — в последнее время здесь всё больше премьер, созданных на основе современной литературы. Впрочем, нельзя сказать, что от постановки «Не всё коту масленица» веет классикой.Она представляет собой смесь современности и представлений о том, как могли жить люди во времена Островского.

Эта эклектика прослеживается во всём, начиная с костюмов героев, заканчивая оформлением сцены. Так, Агния носит кеды, короткие джинсовые шорты и яркую молодёжную шапочку. Ахов одет в обычный мужской костюм, поэтому напоминает скорее не купца, а руководителя какого-нибудь современного предприятия. Ключница Фиона появляется на сцене в пёстром наряде. При этом она похожа не на жительницу деревни конца XX века, а на современную продавщицу народных товаров на тематической ярмарке.

Убранство сцены тоже довольно странное: это деревянная мебель (частично из ИКЕИ), декорированная цветочной росписью. Стены дома Кругловых украшают пёстрые обои, цветные фото всех персонажей и искусственная зелень. Из всего этого получился странный лубок, чем-то напоминающий домик героев из «Деревни дураков» юмористической передачи «Каламбур».

Создаётся впечатление, что смотришь не спектакль, поставленный по одной из лучших пьес Александра Островского, а комическое шоу по телевизору. Актёры изо всех сил стараются быть смешными, чтобы расшевелить зрителей: корчат гримасы, нарочито громко храпят, кричат или смеются, изображают пьяных и коверкают слова. Во всех этих попытках казаться забавными часто теряется индивидуальность образа. Интересно то, что в пьесе Островского у каждого персонажа своя манера речи, поэтому характеры героев получаются такими яркими. В спектакле за всей шумихой и суетой этого практически не разглядишь.

Вероятно, эти моменты, начиная с внешнего вида персонажей, заканчивая шутками, были введены в постановку для того, чтобы сделать пьесу ближе и интереснее современному зрителю, в частности, молодежи. Правда, не покидает ощущение, что пришёл в театр, но при этом смотришь выступление команд «Клуба весёлых и находчивых».

Неизбежный финал

Это был неизбежный финал, несмотря на то что главная героиня так чтила Бога. Катерине Кабановой было проще уйти из этой жизни, чем терпеть упреки свекрови, сплетни и угрызения совести. Она признала себя виновной прилюдно, поскольку не умела лгать. Самоубийство и публичное покаяние следует расценивать как поступки, которые возвысили ее человеческое достоинство.

Катерину могли презирать, унижать, даже бить, но она никогда не унижалась, не совершала недостойных, низких поступков, они лишь шли вразрез с моралью этого общества. Хотя какая может быть мораль у столь ограниченных, тупых людей? Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза» — это проблема трагического выбора между тем, чтобы смириться или бросить вызов обществу. Протест при этом грозит тяжелыми последствиями, вплоть до необходимости лишиться жизни.

Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» — эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза». Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Проблематика и композиция

Кроме выявления истинных пороков и добродетелей, Островского интересует вопрос о замене национальных традиций зарубежными ценностями и науками. Образование нужно, но оно не должно идти в ущерб национальному самосознанию. Гордей Карпыч стыдится своего происхождения, ненавидя этот мир. Главным признаком культурности для него является красивая и модная обстановка в доме, правильное изъяснение и шампанское. Идея жить в столице купцу по душе.

Но защищая культурные традиции страны, Островский в то же время осуждает патриархальный взгляд на отношения в семье. Он считает, что дети не должны беспрекословно подчиняться воле родителей. Иногда им лучше идти собственным путем.

Композицию пьесы организуют три действия. В сюжете много народных песен и поговорок. Эта тема близка большинству читателей. Конечно, счастливая концовка не слишком вписывается сюжет и даже слегка натянута автором. Никто в пьесе не сказал: «Бедность не порок», это только подразумевалось, а главный герой, бедный, но достойный человек, подтвердил своими действиями этот вывод автора.

Произведение актуально до сих пор. Оно многократно ставился на сценах различных театров, в том числе современных, список постановок можно найти в Википедии. В 1969 году спектакль Малого театра был экранизирован режиссером Антониной Зиновьевой.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *