Чем интересна поэма кому на руси жить хорошо для читателей разных поколений

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Чем интересна поэма кому на руси жить хорошо для читателей разных поколений. Смотреть фото Чем интересна поэма кому на руси жить хорошо для читателей разных поколений. Смотреть картинку Чем интересна поэма кому на руси жить хорошо для читателей разных поколений. Картинка про Чем интересна поэма кому на руси жить хорошо для читателей разных поколений. Фото Чем интересна поэма кому на руси жить хорошо для читателей разных поколений

19 февраля 1861 года в России произошла долгожданная реформа – отмена крепостного права, сразу же всколыхнувшая всё общество и вызвавшая волну новых проблем, главную из которых можно выразить строчкой из стихотворения Некрасова: «Народ освобождён, но счастлив ли народ. ». Певец народной жизни, Некрасов и в этот раз не остался в стороне: с 1863 г. начинает создаваться его поэма «Кому на Руси жить хорошо», повествующая о жизни в пореформенной Руси. Произведение считается вершинным в творчестве писателя и до сегодняшнего дня пользуется заслуженной любовью читателей. Одновременно, несмотря на свой кажущийся простым сюжет, стилизованный под сказочный, оно является очень непростым для восприятия. Поэтому проведём анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», чтобы глубже понять его смысл и проблематику.

История создания

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов создавал с 1863 по 1877 год, а отдельные замыслы, по свидетельству современников, возникли у поэта ещё в 1850-х годах. Некрасов хотел изложить в одном произведении всё, как он говорил, «я знаю о народе всё, что мне привелось услыхать из уст его», накопленное «по словечку» за 20 лет жизни. К сожалению, из-за смерти автора поэма осталась неоконченной, вышло только четыре части поэмы и пролог.

После смерти автора издатели поэмы столкнулись со сложной задачей – определить, в какой последовательности публиковать разрозненные части произведения, т.к. Некрасов не успел соединить их в одно целое. Задача была разрешена К. Чуковским, который, опираясь на архивы писателя, принял решение печатать части в таком порядке, в каком они известны современному читателю: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».

Жанр произведения, композиция

Существует много различных жанровых определений «Кому на Руси жить хорошо» – о ней говорят как о «поэме-путешествии», «Русской Одиссее», известно даже такое запутанное определение, как «протокол своеобразного всероссийского крестьянского съезда, непревзойдённая стенограмма прений по острому политическому вопросу». Тем не менее имеется и авторское определение жанра, с которым соглашается большинство критиков: поэма-эпопея. Эпопея предполагает изображение жизни целого народа в какой-либо решающий для него момент истории, будь то война или иное социальное потрясение. Автор описывает происходящее глазами народа и зачастую обращается к фольклору как средству показать народное видение проблемы. Эпопея, как правило, имеет не одного героя – героев много, и они играют больше соединяющую, чем сюжетообразующую роль. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» подходит под все эти критерии и смело может быть названа эпопеей.

Тема и идея произведения, герои, проблематика

Неоднозначным является вопрос о том, кого же считать главным героем поэмы. С одной стороны, формально она имеет семеро главных героев – мужиков, странствующих в поисках счастливого человека. Выделяется также образ Гриши Добросклонова, в лице которого автор изображает будущего народного спасителя и просветителя. Но помимо этого, в поэме явственно прослеживается образ народа как образ главного действующего лица произведения. Народ появляется как единое целое в сценах ярмарки, массовых гуляний («Пьяная ночь», «Пир на весь мир»), сенокоса. Всем миром принимаются различные решения – от помощи Ермила до выборов бургомистра, даже вздох облегчения после смерти помещика вырывается у всех одновременно. Не индивидуализированы и семь мужиков – они описаны максимально кратко, не имеют своих отдельных черт и характеров, преследуют одну и ту же цель и даже говорят, как правило, все вместе. Второстепенные персонажи (холоп Яков, сельский староста, Савелий) прописаны автором куда более детально, что позволяет говорить о специальном создании с помощью семи странников условно-аллегорического образа народа.

Жизни народа так или иначе касаются и все проблемы, поднимаемые Некрасовым в поэме. Это проблема счастья, проблема пьянства и моральной деградации, греха, взаимоотношений старого и нового уклада жизни, свободы и несвободы, бунта и терпения, а также характерная для многих произведений поэта проблема русской женщины. Проблема счастья в поэме является основополагающей и понимается разными персонажами по-разному. Для попа, помещика и других наделённых властью персонажей счастье представляется в виде личного благосостояния, «почёта и богатства». Мужицкое счастье состоит из различных несчастий – медведь пытался задрать, но не смог, на службе били, но до смерти не убили… Но есть и такие персонажи, для которых не существует своего, личного счастья отдельно от счастья народного. Таков Ермил Гирин, честный бургомистр, таков и появляющийся в последней главе семинарист Гриша Добросклонов. В его душе любовь к бедной матери переросла и слилась с любовью к такой же бедной родине, для счастья и просвещения которой и планирует жить Гриша.

Из Гришиного понимания счастья вырастает главная идея произведения: настоящее счастье возможно лишь для того, кто не думает о себе и готов потратить всю свою жизнь для счастья всеобщего. Призыв любить свой народ таким, какой он есть, и бороться за его счастье, не оставаясь равнодушным к его проблемам, отчётливо звучит на протяжении всей поэмы и в образе Гриши находит своё окончательное воплощение.

Художественные средства

Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова нельзя считать полным без рассмотрения средств художественной выразительности, использованных в поэме. В основном это использование элементов устного народного творчества – одновременно как объект изображения, для создания более достоверной картины крестьянской жизни, так и как объект изучения (для будущего народного заступника, Гриши Добросклонова).

Фольклор в текст вводится либо прямо, как стилизация: стилизация пролога под сказочный зачин (мифологическое число семь, скатерть-самобранка и другие детали красноречиво об этом говорят), либо же косвенно – цитаты из народных песен, отсылки к различным фольклорным сюжетам (чаще всего к былинам).

Стилизована под народно-песенную и сама речь поэмы. Обратим внимание на большое число диалектизмов, на уменьшительно-ласкательные суффиксы, многочисленные повторы и использование устойчивых конструкций в описаниях. Благодаря этому «Кому на Руси жить хорошо» может восприниматься как народное творчество, и это не случайно. В 1860-е годы как раз возник повышенный интерес к народному творчеству. Изучение фольклора воспринималось не только как научная деятельность, но и как открытый диалог интеллигенции с народом, что, безусловно, было Некрасову близко в идейном плане.

Вывод

Итак, рассмотрев произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», можно с уверенностью заключить, что, несмотря на то, что оно осталось неоконченным, оно всё же представляет огромную литературную ценность. Поэма остаётся актуальной вплоть до сегодняшнего дня и может вызвать интерес не только у исследователей, но и у обычного читателя, интересующегося историей проблемами русской жизни. «Кому на Руси жить хорошо» неоднократно интерпретировалось и в других видах искусства – в виде сценической постановки, различных иллюстраций (Соколов, Герасимов, Щербакова), а также лубочной картинки на данный сюжет.

Источник

Актуальность поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в наши дни

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была написана им для народа и о народе. В центре произведения люди, которые жили еще в 19 веке после отмены крепостного права. Но вопросы, поднимаемые автором, актуальны и в наши дни. Читая вдумчиво строки, познавая быт и обычаи, можно понять, что главный образ — Россия. Именно о ней все переживания автора, печаль, безысходность и надежда на светлое будущее.

Главные герои, семь простых мужиков, отправляются на поиски счастливого человека. В пути им встречаются совершенно разные люди, богатые и бедные. И каждый из них видит счастье по-своему. А в наше время разве не так? В чем заключается счастье? Для кого-то это, так же как и в поэме, «покой, богатство, честь», а кто-то счастлив, что здоров и у него есть семья. Постепенно, проживая годы, мы осознаем, что счастье не в деньгах, а совершенно в другом.

Раскрывая совершенно разные характеры людей того времени, можно увидеть аналогию с сегодняшними представителями разных сословий. К сожалению, всё так же многие «заливают» горе вином, унижаются, стараются понравиться «господам». Вспомнить хотя бы историю лакея князя Утятина, для которого было счастьем «вылизывать» тарелки и «допивать» вино. Эта тема нравственного падения человека актуальна и сейчас.

Нравственные вопросы всегда будут волновать общество. Например, проблема грехопадения. Люди в любое время совершают грехи и искупают их. Ермил Гирин олицетворяет собой честного человека, который готов помочь словом и делом любому. Но, встав у власти, использовал родственные связи и освободил младшего брата от службы в армии. Позднее он глубоко раскаивается в этом и пытается исправить положение. А много ли сейчас таких людей, способных к искреннему раскаянию?

Еще один из таких «грешников» Савелий, богатырь святорусский. Больше всего на свете он дорожит свободой, и именно ее он лишается, убив немца. Уже в старческом возрасте он становится невольным убийцей своего правнука. Савелий видит искупление своих грехов только в молитве. В современном обществе люди, совершившие грехопадение, также пытаются искупить свою вину. Только порой это не чувство раскаяния, не молитва, а банальный страх перед законом. И преступники откупаются, кто чем может.

Если рассматривать русских женщин, то и сейчас многое лежит на их плечах. Дом, работа, дети. Именно женщина становится хозяйкой, добытчицей и защитой своей семьи. Яркий пример этого — Матрена Корчагина, которая смогла пережить потерю ребенка, спасти мужа от рекрутства. Сила духа, стойкость и доброта характерны и для современных женщин.

Одна из главных проблем — отношения власти и народа. Кто сейчас не критикует вышестоящих? А постоянные призывы к бунту, к переменам, к смене власти. Но многие ли способны к этим переменам. Иногда лучше «отлежаться» на диване и не думать об улучшении. Всё это актуально и по сей день.

Но ничем не изменился простой народ. Он такой же терпеливый, работящий и желающий простого человеческого счастья.

Источник

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

19 февраля 1861 года в России произошла долгожданная реформа – отмена крепостного права, сразу же всколыхнувшая все общество и вызвавшая волну новых проблем, главную из которых можно выразить строчкой из стихотворения Некрасова: «Народ освобожден, но счастлив ли народ. ». Певец народной жизни, Некрасов и в этот раз не остался в стороне – с 1863 г. начинает создаваться его поэма «Кому на Руси жить хорошо», повествующая о жизни в пореформенной Руси. Произведение считается вершинным в творчестве писателя и до сегодняшнего дня пользуется заслуженной любовью читателей. Одновременно, несмотря на свой кажущимся простым и стилизованный под сказочный сюжет, оно является очень непростым для восприятия. Поэтому проведем анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо», чтобы глубже понять его смысл и проблематику.

История создания

«Кому на Руси жить хорошо» — одно из последних произведений Некрасова. Когда он писал его, он был уже серьезно болен: его поразил рак. Именно поэтому оно не закончено. Его по крупицам собрали близкие друзья поэта и расположили фрагменты в произвольном порядке, едва улавливая спутанную логику творца, сломленного смертельным недугом и бесконечными болями. Он умирал в мучениях и все же смог ответить на поставленный в самом начале вопрос: Кому же хорошо живется на Руси? Счастливцем в широком смысле оказался он сам, ведь преданно и самозабвенно служил интересам народа. Это служение и поддерживало его в борьбе с роковым недугом. Таким образом, история поэмы началась в первую половину 60-х годов 19 века, примерно в 1863 году (крепостное право отменили в 1861), а первая часть была готова в 1865.

Книга публиковалась фрагментарно. Пролог издали уже в январском выпуске «Современника» в 1866 году. Позже выходили и другие главы. Все это время произведение приковывало внимание цензоров и нещадно критиковалось. В 70-х годах автор написал главные части поэмы: «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Он планировал написать гораздо больше, но из-за стремительного развития болезни не смог и остановился на «Пире…», где выразил свою основную мысль относительно будущего России. Он верил, что такие святые люди, как Добросклонов, смогут помочь его родине, погрязшей в нищете и несправедливости. Несмотря на ожесточенные нападки рецензентов, он нашел в себе силы стоять за правое дело до конца.

Жанр, род, направление

Н.А. Некрасов называл свое творение «эпопеей современной крестьянской жизни» и был точен в своей формулировке: жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо?» — эпическая поэма. То есть, в основании книги уживается не один род литературы, а целых два: лирика и эпос:

Направление, в рамках которого была написана поэма «Кому на Руси жить хорошо», — это реализм. Однако автор существенно расширил его границы, добавив фантастические и фольклорные элементы (пролог, зачин, символика чисел, фрагменты и герои из народных преданий). Поэт избрал для своего замысла форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья, который осуществляет каждый из нас. Сюжетную структуру многие исследователи творчества Некрасова сравнивают со строением народного эпоса.

Фольклор и язык

Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:

Я потупленную голову, Сердце гневное ношу.

В сюжет часто вклиниваются самые разные песни, загадки, пословицы, легенды и былины. Например, песня «Соленая», которую мама Гриши Добросклонова сочинила из-за недостатка соли.

Композиция

Законы жанра определили композицию и сюжет поэмы. Некрасов дописывал книгу в страшных мучениях, но все равно не успел закончить ее. Этим и объясняются сумбурная композиция и множество ответвлений от сюжета, ведь произведения формировали и восстанавливали по черновикам его друзья. Сам он в последние месяцы жизни был не в состоянии четко придерживаться первоначальной концепции творения. Таким образом, композиция «Кому на Руси жить хорошо?», сравнимая разве что с народным эпосом, уникальна. Она вырабатывалась в результате творческого освоения мировой литературы, а не прямого заимствования какого-то известного образца.

О чем поэма?

Семеро мужиков сошлись на дороге и заспорили о том, кому на Руси жить хорошо? Суть поэмы в том, что они искали ответ на этот вопрос в пути, разговаривая с представителями разных сословий. Откровение каждого из них – отдельный сюжет. Итак, герои пошли прогуляться, дабы решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Собеседники уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает людям, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Они находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но до тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться.

В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов хотел продолжить повествование, но не успел, зато дал своим героям шанс обрести веру в будущее России.

Кому на Руси жить хорошо — анализ

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начинал писать за несколько лет до своей смерти. Будучи больным раком, он старался завершить его и найти ответ на вопрос: Кому на Руси живётся лучше всего? Но, к сожалению, его здоровье не смогло выдержать всех страданий, поэтому писатель умер, так и не закончив эту поэму. Стоит поблагодарить его верных друзей, собравших поэму буквально по крупицам. Тем не менее её основа была опубликована, хоть и без логичного конца. Но какой идейный смысл у этого произведения, что оно несёт в себе?

Главные герои представлены в виде семи странников, которые реши найти самого счастливого человека на Руси. По пути им встречаются самые разнообразные личности: общинный председатель – очень добрый и честный человек, который не пользуется своим служебным положением и работает на благо народа, крестьянка – сильная и трудолюбивая женщина, повидавшая за жизнь множество бед и несчастий, и интеллигент, добившийся всего в жизни своими собственными руками. Каждый герой располагает большими усилиями для достижения успеха. Но, к несчастью, каждый из них не испытывает полного удовлетворения в жизни. У каждого из них свои проблемы и недуги, но все они пытаются их преодолевать.

Во время путешествия семерых странников поднимаются важные общественные темы: условия жизни людей, достаток сословий, борьба с пережитками крепостничества. Некрасов пытается показать состояние общества того времени. В поэме повествуется о совершенно разных классах людей, отличающихся взглядами на жизнь, предпочтениями и желаниями. Автор пытается раскрыть характер каждого персонажа, показав большой разрыв в социальном расслоении. Некрасов призывает к социальному равенству всех людей.

К концу произведения Некрасов так и не даёт ответ на поставленный вопрос. Конечный вариант произведения лишь приходит к выводу, что всем живётся трудно. Возможно, если бы болезнь не сразила его, то мы бы узнали о самом счастливом человеке на Руси. Но нельзя откидывать тот факт, что он хотел, чтобы читатели сами ответили на этот вопрос с помощью предоставленной почвы для размышлений. Каждый сам для себя решить, кому на Руси жить хорошо.

Главные герои и их характеристика

О героях «Кому на Руси жить хорошо» можно с уверенностью сказать, что они представляют собой законченную систему образов, которая упорядочивает и структурирует текст. Например, в произведении подчеркнуто единство семи странников. Они не проявляют индивидуальность, характер, в них выражены общие для всех черты народного самосознания. Эти действующие лица – единое целое, их диалоги, на самом деле, — коллективная речь, которая берет свое начало из устного народного творчества. Эта черта роднит поэму Некрасова с русской фольклорной традицией.

Персонажи в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многообразны и позволяют составить картину нравов и быта того времени.

Источник

Чем интересна поэма «Кому на Руси жить хорошо?» читателям? (Некрасов Н. А.)

Актуальность этого произведения заключается в том, что вопросы о поиске своего личного счастья возникают до сих пор.

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо?» очень важна для прочтения и осмысления многих вещей. В этой поэме люди объединяются, в критической ситуации, чтобы у них получилось пережить проблемы вместе

В течении всей поэмы семь мужчин ищут человека, которому и впрямь на Руси жить хорошо. Мужчины, находясь в поиске, обходят несколько сословий и слоёв населения, но так и не находят того, кто по-настоящему счастлив.

В этом произведение очень хорошо показывается тема крепостного права, которое являлось ограничивающим фактором для счастья у не малой части народа Руси.

Ведь поэма взяла своё начало в одна тысяча восемьсот шестьдесят третьем году, сразу после отмены крепостного права, что является показателем быта и обыденной жизни того сложного времени. Крестьяне, хоть и были свободны, не знали куда идти, поэтому и оставались у старых помещиков. После отмены крестного права мужчины понимают, что не так сладка свобода, на которую они надеялись. Теперь она им не так нужна, как работа и хлеб. Именно поэтому герои произведения начинают бродить по государству и искать для себя идеальное место

Некрасов рассказывает о том, что у каждого человека имеется своё личное мнение и виденье счастья. Ведь все счастливы по своему и все видят счастье в разных вещах.

Само произведение легко читается и будет понятно многим читателям, а так же, после прочтения произведения остаются приятные философские размышления и счастье

Источник

Чем интересна поэма кому на руси жить хорошо для читателей разных поколений

Чем интересна поэма кому на руси жить хорошо для читателей разных поколений. Смотреть фото Чем интересна поэма кому на руси жить хорошо для читателей разных поколений. Смотреть картинку Чем интересна поэма кому на руси жить хорошо для читателей разных поколений. Картинка про Чем интересна поэма кому на руси жить хорошо для читателей разных поколений. Фото Чем интересна поэма кому на руси жить хорошо для читателей разных поколений

Актуальность этого произведения заключается в том, что вопросы о поиске своего личного счастья возникают до сих пор.

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо?» очень важна для прочтения и осмысления многих вещей. В этой поэме люди объединяются, в критической ситуации, чтобы у них получилось пережить проблемы вместе

В течении всей поэмы семь мужчин ищут человека, которому и впрямь на Руси жить хорошо. Мужчины, находясь в поиске, обходят несколько сословий и слоёв населения, но так и не находят того, кто по-настоящему счастлив.

В этом произведение очень хорошо показывается тема крепостного права, которое являлось ограничивающим фактором для счастья у не малой части народа Руси.

Ведь поэма взяла своё начало в одна тысяча восемьсот шестьдесят третьем году, сразу после отмены крепостного права, что является показателем быта и обыденной жизни того сложного времени. Крестьяне, хоть и были свободны, не знали куда идти, поэтому и оставались у старых помещиков. После отмены крестного права мужчины понимают, что не так сладка свобода, на которую они надеялись. Теперь она им не так нужна, как работа и хлеб. Именно поэтому герои произведения начинают бродить по государству и искать для себя идеальное место

Некрасов рассказывает о том, что у каждого человека имеется своё личное мнение и виденье счастья. Ведь все счастливы по своему и все видят счастье в разных вещах. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Само произведение легко читается и будет понятно многим читателям, а так же, после прочтения произведения остаются приятные философские размышления и счастье

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *